Лексикони… Лексикони [Е]. Славинецького та А. Корецького–Сатановського/Подгот. до вид. В. В. Hiмчyk. Kuib, 1973. Леонид. Леонид, архимандрит. К биографии Симеона Полоцкого//Древняя и новая Россия. СПб., 1876. Т. 1. 4. Лермонтов. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. Л., 1979. Т. 1. Лесков. Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1957. Т. 6. Лет. рус. лит. Летописи русской литературы и древности/Изд. Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 4; Т. 5. Лирика рус. свадьбы. Лирика русской свадьбы/Изд. подгот. Η. П. Колпакова. Л., 1973. Лихачев, 1962. Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X–XVII вв. М.; Л., 1962. Лихачев, 1970. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. 2–е изд. М., 1970. Лихачев, 1972. Лихачев Д. С. Канон и молитва Аггелу Грозному Воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)//Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкин, дома. Л., 1972. Лихачев, 1973а. Лихачев Д. С. Древнерусский смех//Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973 (Сб. статей в честь 75–летия Μ. М. Бахтина). Лихачев, 1973б. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVIII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. Лихачев, 1978. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978. Лихачев, 1979. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3–е изд., доп. М., 1979. Лихачев, 1981. Лихачев Д. С. Литература — Реальность — Литература. Л., 1981. Лихачев, Панченко, 1976. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976. Ломоносов. Ломоносов М. В. Собр. соч. М; Л., 1948. Т. 8. Лосев. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. Лотман, 1976. Лотман Ю. М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в.//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. Лотман, Успенский, 1973. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура//Тр. по знаковым системам. Тарту, 1973. 6. Лотман, Успенский, 1977. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси//Вопросы литературы. 1977 Майков. Майков Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

4. Jacob Aranza, a.a.O. 5. Siegfried Schmidt-Joos: «Sympathy For The Devil. Aleister Growley, Kenneth Anger und die Folgen», veroffentlicht in: J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», Rowohit Taschenbuch Verlag, Reinbek bei Hamburg 1977. 6. «Rolling Stone» ,19. August 1971. 7. Tony Sanchez: «Die Rolling Stones», Moewig Verlag, Munchen 1980. 8. «Rolling Stone», 19. August 1971; zitiert bei Tony Sanchez, a.a.O. 9. Bob Larson: «Rock», Tyndale House Publishers, Wheaton Illinois 1980. 10. «Rolling Stone», 5. Mai 1977. 11. Tony Sanchez, a.a.O. 12. Siegfried Schmidt-Joos, a.a.O. 13. Tony Sanchez, a.a.O. 16. Siegfried Schmidt-Joos a.a.O. Глава третья 1. Richard Kriese: «0kkultismus im Angriff», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1976. 2. Os Guinness: «Asche des Abendlandes», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1976. 3. Ortwin Schweitzer: «Beweise mir Gott!», Hanssler-Verlag, Neuh.-Stuttgart, 1978. 4. Horst E. Miers: «Lexikon des Geheimwissens», Grenz-wissenschaften, Wilhelm Goldmann Verlag, 4. Aufl. 1981. 5. Helge Stadelmann: «Das Okkulte», Brunnen Verlag, Giefienl981. 6. Merrill F. Unger: «Bibel Aktuell Band 7 — Christsein heute», Verlag Hermann Schulte. Wetzlar 1974. 7. Horst E. Miers, a.a.O. 8. Es mufi allerdings betont werden, daB die unter 1. und 2. aufgezahlten Phanomene nicht nur durch okkulte Einflusse, sondern prinzipiell auch durch andere Fak-toren verursacht und begunstigt werden konnen. Глава четвертая 1. «Music-Scene — Suisse/Schweiz», 19. Februar 1981. 2. «Circus», April 1972. 3. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, erschienen in: «Spotlight» 10/1978. 4. «Hit Parader», November 1968. 5. «Time», 11. September 1978. 6. John Rockwell, a.a.O. 7. «Circus», 22. Dezember 1977. 8. Bob Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 9. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 10. Siegfried Schmidt-Joos, a.a.O. 11. «Rolling Stone», 16. Marz 1972. 12. S. Schmidt-Joos, B. Graves: «Rock-Lexikon», a.a.O. 13. «Pop» Nr. 23, 1976. 14. Guinness Book of World Records, Sterling Publishing Co., 1965. 15. S. Schmidt-Joos, B. Graves: «Rock-Lexikon», a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

The Divine Liturgy of St. John Chrysostom. London: Faith Press (год издания не указан). The Divine Liturgy: The Sunday Epistles and Gospels. Westfield, N. J.: Eciumenical Publications, 1975. Dudko, Dmitrii. Our Hope. Translated by Paul D. Garrett. Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1977. European Seminar on the Role and the Place of the Bible in the Liturgical and Spiritual Life of the Orthodox Church – Prague, September 12–18, 1977//International Review of Mission 66 (1977): 385–388. Florovsky, George. Orthodox//Ways of Worship: The Report of a Theological Commission of Faith and Order, p. 53–65. London: SCM Press, 1951. Fueter, Paul. Confessing Christ through Liturgy, an Orthodox Challenge to Protestants//International Review of Mission 65 (1976): 123–128. Hapgood, Isabel F., comp, and trans. Service Book of the Holy Orthodox-Catholic Apostolic Church. Englewood, N. J.: Antiochian Orthodox Christian Archdiocese, 1975. Jordan, Martin. Liturgy as the Confession of the Church//The Christian East n. s. 2 (1952): 81–90. Khodre, George. La spiritualité liturgique//Contacts 28 (1976): 4–12. Kokkinakis, Athenagoras. The Liturgy of the Orthodox Church. London: Mowbrays, 1979. Mastrantonis, George. The Divine Liturgy of St. John Chrysostom. St. Louis, Mo.: Ologos Mission, 1966. The Priest’s Service Book. 2 vols. New York: Orthodox Church in America, 1973. Reports from the Orthodox Consultation on Confessing Christ through the Liturgical Life of the Church Today: Etchmiadzine, Armenia, Sept. 16–21, 1975//International Review of Mission 64 (1975): 417–421. См. также в St. Vladimir’s Theological Quarterly 20 (1976): 31–37. Schmemann, Alexander. Introduction to Liturgical Theology. Translated by A. E. Moorhouse. London: Faith Press, 1966. Schmemann, A. Liturgy and Life: Christian Development through Liturgical Experience. New York: Orthodox Church in America, 1974. Schmemann, A. Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Покровский, 1974. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало–сибирских крестьян–старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. Покровский, 1977. Покровский Н. Н. Новый документ по идеологии Тарского протеста//Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. Покровский, 1979. Покровский Н. Н. Исповедь алтайского крестьянина//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978 г., Л., 1979. Полосин. Полосин И. И. Социально–политическая история России XVI — начала XVII в. М., 1963. Поморские ответы. Поморские ответы. Μ., 1911. Понырко, 1976. Понырко Н. В. Дьякон Федор — соавтор протопопа Аввакума//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. Понырко, 1977а. Понырко Н. В. Русские святки XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Понырко, 1977б. Понырко Н. В. Стихиры Феодосию Васильеву//ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. Попов. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. М., 1869. Послания Грозного. Послания Ивана Грозного/Подгот. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье; Пер. и коммент. Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. Поэзия крест. праздн. Поэзия крестьянских праздников/Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970. Прение… Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием Катихизиса//Летописи русской литературы и древности, изд. Н. С. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Пролог. Пролог на декабрь — февраль. М, 1886. Пропп, 1939. Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: (По поводу сказки о Несмеяне)//Учен. зап. ЛГУ. Сер. филолог. наук. 1939. 46. Вып. 3. Пропп, 1969. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2–е изд. М., 1969. Прыжов. Прыжов И. История кабаков в России. СПб., 1868. ПСЗак. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830 Т. 2; Т. 5. ПСРЛ. ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. Пустозерский сб. Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. Путилов. Путилов Б. Н. Песня «Добрый молодец и река Смородина» и «Повесть о Горе–Злочастии»//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Давыдова 1990 – Давыдова Л. И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. – III в. н. э. Каталог выставки. Л., 1990. Дашевская 1958 – Дашевская О. Д. К вопросу о локализации трех скифских крепостей, упоминаемых Страбоном//ВДИ. 1958. 2. С. 143–150. Дашевская 1970 – Дашевская О. Д. О происхождении названия города Каркинитиды//ВДИ. 1970. 2. С. 121–128. ДГ – Древнейшие государства на территории СССР.       Материалы и исследования. Москва. Десятчиков 1973 –Десятчиков Ю. М. Сатархи//ВДИ. 1973. 1. С. 131–144. Десятчиков 1977 –Десятчиков Ю. М. Ариафарн, царь сираков//История и культура античного мира. М., 1977. С. 45–48. Дитмар 1980 –Дитмар А. Б. География в античное время (Очерк      развития физико-географических идей). М., 1980. Доватур 1957 – Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957. Доватур и др. 1982 – Доватур А. И., Каллистов Д. Я, Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. М., 1982 (Древнейшие источники по истории народов СССР). ДР – Древняя Русь в свете зарубежных источников/Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. Дюмезиль 1976 – Дюмезилъ Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976. Дюмезиль 1990 – Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. Ельницкий 1961 – Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961. Ельницкий 1977 – Ельницкий Л. А. Скифия евразийских степей. Новосибирск, 1977. Ермолова 1999 – Ермолова И. Е. Аммиан Марцеллин и античная традиция о Северном Причерноморье//ДГ, 1996–1997 гг. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. М., 1999. С. 336–347. Жебелев 1915, I – Жебелев С. А. Фукидид и его творение//Фукидид. История/Пер. Ф. Мищенка в переработке, с примечаниями и вступительным очерком С. Жебелева. Т. I. М., 1915. С. XIII–LXIX. Жебелев 1915, II – Жебелев С. А. Творчество Фукидида//Фукидид. История/Пер. Ф. Мищенка в переработке, с примечаниями и вступительным очерком Жебелева. Т. II. М., 1915. С. V–LXXXVI. Жебелев 1922 – Жебелев С. А. Демосфен. Пг., 1922. Жебелев 1953 – Жебелев С. А. Северное Причерноморье: Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. М.; Л., 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . Parpal y Marques. Cosme. «Didimo el Ciego. Diez silogjsmos contra los Maniqueos.» In Obras escogidas de patrologia griega. ed L. Segala et al. Vol. 1. 205–209. Barcelona: Imprenta Editorial Barcelonesa, 1916. 16 . Bennett 1997 – Bennett J. Didymus the Blind’s Contra Manichaeos and its debt to Origen’s theology and exegesis. University of St. Michael’s College. Toronto. 1997. p. 287–301. Толкование на книгу Бытия. Commentarii in Octateuchum et Reges. CPG 2546. Commentarii in chartis papyraceis turanis (inediti). 1 . Sur la Genèse 1976, 78 – Didyme l’Aveugle. Sur la Genèse. Texte inédit, d’après un papyrus de Toura. Introduction, édition, traduction et notes P. Nautin & L. Doutreau. Coll. Sources chrétiennes. 233 & 244. Paris Ed. Du Cerf. 1976–1978 г. 348 p.[Polyglott.]//рец.: RecTh 44. 1977. p. 245. Petit.//ChHist 46. 1977. p. 392–393. Grant.//BLE 79. 1978. p. 152–154. Crouzel.//RHPhR 58. 1978. p.319–320. Prigent.//EE 54. 1979. p. 398. de Aldama.//REG 92. 1979. p. 282–284. Harl.//ThRev 75. 1979. p. 33–34. Mühlenberg//BLE 80. 1979. p. 122–123. Crouzel//VChr 33. 1979. p. 299–301. van Winden//REByz 37. 1979. p. 264. Darrouzès (I-II).//RecTh 46. 1979. p. 238. Petit.//RSLR 15. 1979. p. 321. Pellegrino. (I-II)//AC 48. 1979. p. 267. Joly (I-II).//RPh 53. 1979. p. 162. Schwartz.//OCP. 45. 1979. p. 224–226. Passarelli. (I-II).//ChHist. 48. 1979. p. 219. Grant.//RET. 38. 1978. p. 189. Fernáez Marcos (I).//Gregorianum 61. 1980. p. 173. Orbe.//RThPh CXII. 1980. p. 201–202. Rordorf.//ZKTh 102. 1980. p. 106. Lies.//ThLZ CV. 1980. p. 364–365. Winkelmann.//RecSR 70. 1982. p. 593. Kannengiesser.//Rbi 89. 1982. p. 306. Pierre (II).//TLG 2102/041. Fragmenta in catenis. 2 . PG 39, 1112–1116.=Nicephorus (1772 г.). TLG 2102/13. 3 . PG 39, 1116–1120. 4 . Petit 1977 – Petit F.Catenae in Genesim et in Exodum I. Catena Sinaitica. CCSG 2. Turnhout: Brepols. 1977. 40,49, 50, 56, 58, 64, 104, 125, 132, 187, 197. 252. 5 . – L " édition des chaînes exégétiques grecques sur la Genèse et l " Exode.» Muséon 91 189–194;

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Bailey, L. R. «The Golden Calf. HUCA 42 (1971): 97–115. Coats, G. W. «The King " s Loyal Opposition: Obedience and Authority in Exodus 32–34». В Canon and Authority. Под ред. George W. Coats and Burke O. Long. Philadelphia: Fortress, 1977, c. 91–109. Dunn, J. D. G. «2Corinthians 111:17; the Lord is the Spirit». JTS 21 (1970): 309–320. Fensham, F. C. «New Light from Ugaritica V on Ex 32,17 ». JNWSL 2 (1972): 86–87. Halpern, B. «Levitic Participation in the Reform Cult of Jereboam I». JBL 95 (1976): 31–42. Hanson, A. « John 1:14–18 and Exodus 34». NTS 22 (1976): 90–101. Honeycutt, R. L., Jr. «Aaron, the Priesthood, and the Golden Calf. RExp 74 (1977): 523–535. Hooker, M. D. «Johannine Prologue and the Messianic Secret». NTS 21 (1974): 40–58. Loewenstamm, S. E. «The Making and Destruction of the Golden Calf. Bibl 48 (1967): 481–490. . «The Making and Destruction of the Golden Calf – A Rejoinder». Bibl 56 (1975): 330–343. Oswalt, J. «The Golden Calves and the Egyptian Concept of Deity». EQ 45 (1973): 13–20. Perdue, L. G. «The Making and Destruction of the Golden Calf – A Reply». Bibl 54 (1973): 237–246. 54 Claus Westermann, Handbook to the Old Testament, trans. Robert H. Boyd (Minneapolis: Augsburg, 1967), c. 55, 56. 55 The Tenth Generation: The Origins of the Biblical Traditions (Baltimore: Johns Hopkins Press, 1973), c. 20 57 Но обратите внимание на предупреждение J. Barr, BJRL 52 (1969, с. 20:21), что этот принцип не является абсолютным в Ветхом Завете. 59 Brevard Childs, The Book of Exodus: A Critical, Theological Commentary, Old Testament Library (Philadelphia: Westminster, 1974), c. 34. 62 Theology As Narration: A Commentary on the Book of Exodus (Edinburgh: Handsel Press, 1976), c. 28. 70 Kenneth A. Kitchen, Ancient Orient and Old Testament (Chicago: Inter-Varsity, 1966), c. 54, 55. 71 «The Priestly Redaction and Interpretation of the Plague Narrative in Exodus», J OR 66 (1976), c. 211. 74 Theology of the Old Testament, 2 vols., перевод J. Baker (Philadelphia: Westminster, 1967), том 2, c. 178, 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

516 Эпизод с юношей относится к общей теме бегства учеников: см. G. Schneider, «Die Verhaftungjesu,» 205–206; H. Fledderman, «The Flight of a Naked Young Man,» 415–418. Другие исследователи, например, R, Scroggs и Κ. I. Groff, «Baptism in Mark,» 533, 544–546, предлагают понимать этот эпизод в свете крещального богословия и крещальной практики ранней Церкви. А, Vanhoye, «La fuite du jeune homme nu,» Biblica 52 (1971) 401–406, пытается доказать символическую связь эпизода с погребением и воскресением Иисуса. Комбинацию всех вышеуказанных теорий см. в B. Standaert, Évangile selon Marc (1978) 163–167. 518 Ср. Виктор Антиохийский 429; Феофилакт 657; Nineham 394; Pesch 2, 401; Gnilka 2, 273; Schmithals 2, 646. 519 Из литературы по Мк 14:53–62 можно выделить, в частности: G. Schnei­der, «Gab es eine vorsynoptische Szene Jesus vor dem Synedrium?», NovT 12 (1970) 22–30; S. Légasse, «Jésus devant le Sanhédrin,» RTL 5 (1974) 170–197; L. Schenke, Der gekreuzigte Christus (1974) 23–46; G. Theissen, «Die Tempelweissaussagung Jesu,» TZ 32 (1976) 144–158; J. R. Donahue, «Temple, Trial and Royal Christology,» The Passion in Mark, ed. Kelber (1976) 61–79; N. Perrin, «The High Priest’s Question and Jesus’ Answer,» The Passion in Mark, ed. Kelber (1976) 80–95; P. Lamarche, Révélation de Dieu (1976) 105­–118; R. Kempthome, «The Markan Text of Jesus’ Answer to the High Priest,» NovT 19 (1977); R. T. Fortna, «Jesus and Peter at the High Priest’s House,» NTS 24 (1978) 371–383; O. Genest, Le Christ de la Passion. Perspective Structurale (Montreal, 1978) 29–56; D. Dormeyer, Der Sinn des Leidens Jesu (1979) 49–61; R. Kazmierski, Jesus the Son of God (1979) 165–190; C. Walters, Jr., I, Mark, a Personal Encounter (1980) 132–134; R. T. France, «Jésus devant Caïphe,» Hokhma 15 (1980) 20–35; D. Lührmann, «Markus 14, 55–64: Christologie und Zerstörung des Tempels...,» NTS 27 (1981) 457–484. 520 Подробное обсуждение суда над Иисусом и обширный список современной литературы о нём см. в Pesch 2, 404–424. Cp.: Schmithals 2, 657–669; J. R. Donahue, Are You the Christ ? (Missoula, 1973); D. Juel, Messiah and Temple (Missoula, 1977), 1–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Умеренные пятидесятники (С. А. Марин, Ляхов и др.) сблизились с ВСЕХБ, в 1960-1961 гг., являясь инспекторами ВСЕХБ, ездили по городам Московской обл., где имелись нелегальные общины пятидесятников, вели переговоры об объединении с ВСЕХБ. В результате многолетних обращений верующих в органы власти Совет по делам религий в 1968 г. разрешил начать регистрацию общин пятидесятников, не присоединившихся к ЕХБ, на правах автономии. Однако в М., где Марин, ставший епископом для новообразованной общины пятидесятников дважды (в февр. и апр. 1977) создавал церковные двадцатки и просил власти зарегистрировать автономную общину пятидесятников, уполномоченный Плеханов каждый раз отказывал в регистрации. В 1978 г. общину Марина удалось зарегистрировать в пос. Новокосино Люберецкого района. При этом нелегальные собрания проводились Мариным и в квартирах в Перовском районе М. В 1995 г. автономная Новокосинская община являлась «центральной церковью» для всех легально действовавших объединений пятидесятников России. В июне 1989 г. при Новокосинской общине состоялась конференция по восстановлению Союза церквей ХВЕ, был избран «Всесоюзный временный совет епископов церкви христиан веры евангельской», создан организационный комитет, который поставил задачу объединения основных направлений христиан веры евангельской. В 70-х - 80-х гг. XX в. богослужения пятидесятников проходили в квартирах и частных домах Ряховских, Балагуровых (1965-1980), Рыбиных (1959-1981) в Реутове, Романюков в Щербинке, Зуевых в Домодедове (с 1966 по наст. время) и др. В сер. 70-х гг. среди пятидесятников усилилось эмигрантское движение. В 1975 г. пресвитер из г. Находка Н. Горитой возглавил это движение, создавались эмиграционные комитеты для оформления выезда верующих из СССР. В 1976 г. эмиграционные комитеты Находки и ст-цы Старотитаровской обратились в Московскую Хельсинкскую группу, организаторы эмигрантского движения составили воззвание «Выходи из нее, народ Мой». 1 дек. 1976 г. Московская Хельсинкская группа представила иностранным корреспондентам членов эмиграционных советов и сборник заявлений с ходатайствами о выезде из СССР. Был организован Христианский комитет защиты прав верующих в СССР, в 1976 г. выпустивший свой 1-й документ. В 1977 г. начала работу Белградская конференция по проверке выполнения Хельсинкских соглашений. В 1977 г. Горитой в М. встретился с иностранными корреспондентами, а в июне того же года более 3,5 тыс. заявлений от желавших эмигрировать пятидесятников были поданы на имя Л. И. Брежнева. Епископат не поддержал эмигрантское движение. 16 июня 1979 г. съезд представителей нерегистрируемых общин ХВЕ («эмигрантов») в М. избрал руководящий орган - Братский совет ХВЕ по типу руководящего органа инициативников - Союза церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Goulet 1977; Dorival 1992. Проблема двух Аммониев возникает по следующей причине: в CChr Порфирий утверждает, что учитель Оригена -христианина Аммоний перешел из христианства в язычество. Евсевий, напротив, заявляет, что этот Аммоний всегда оставался христианином и написал сочинение «О согласии Моисея с Иисусом» и др. (HE. VI 19. 10; об этом сочинении см.: Bruns 1977). Многие исследователи считают, что Порфирий имел в виду Аммония Саккаса, а Евсевий по ошибке решил, что речь идет о каком-то известном ему христианском писателе Аммонии (напр., Hornschuh 1960. S. 14; Goulet 1977. P. 481–482; ср.: Dörrie 1976. S. 352–354, который предполагает, что именно у этого Аммония Ориген -христианин и учился на самом деле, а Порфирий ошибочно отождествил его с Аммонием Саккасом). Предположительно этим христианским писателем мог быть либо епископ Аммоний из Тмуиса, либо некий Аммоний, составивший свод четырех Евангелий (Goulet 1977. P. 481, n. 27; Schwyzer 1983. S. 20, Anm. 17). Альтернатива состоит в том, чтобы отнести данные Евсевия к самому Аммонию Саккасу, превратив его в христианина (Langerbeck 1957. P. 68–69; Weber 1962. S. 36–38). Исследователи, допускающие, что в CChr Порфирий спутал двух Оригенов и потому приписал Оригену -христианину языческое воспитание (см. п. 5), рассматривают и сообщаемые Порфирием сведения об ученичестве Оригена -христианина у Аммония Саккаса как результат этой ошибки (Dörrie 1976. S. 354; Goulet 1977. P. 495; Dorival 1992. P. 201–202; DPhA. Vol. 5. P. 812–813). Но Ориген -христианин сам упоминает, что посещал некоего учителя философии, не называя его имени (в автобиографическом письме, цитируемом в HE. VI 19. 13), и в таком случае этого учителя не следует отождествлять с Аммонием Саккасом, т.е. его могли звать как угодно. Г. Р. Швицер, не разделяя эту гипотезу об ошибке Порфирия, также высказывается против отождествления учителя философии из оригеновского письма с Аммонием Саккасом, одновременно допуская, что Ориген мог быть слушателем и последнего, хотя и не близким учеником (Schwyzer 1983. S. 32–39; ср.: Schroeder 1987. S. 504–508). Наконец, можно допустить, что уже сам Порфирий имеет в виду под учителем Оригена -христианина не Аммония Саккаса. Edwards 1993 предлагает на эту роль Аммония-перипатетика, упоминаемого в цитате из Лонгина в VP. 20. 49–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010