ЛДА Н.Д. Успенский , в русской литературе специально анафоре до сих пор «был посвящён лишь один труд – магистерская диссертация профессора Петербургской духовной академии И.А. Карабинова 4 » 5 , а также большая статья самого Н.Д. Успенского , вышедшая в «Богословских трудах» за 1975 г. 6 Русский перевод некоторых древних литургий (и, следовательно, в их составе – анафор), в том числе литургии ап. Марка, был опубликован в Санкт-Петербурге в 1874–1877 гг. в «Собрании древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: в 5 ч.» 7 (репринт: М., 1997–1999), но этот перевод сделан увидевшего свет ещё в начале XVIII в. латинского издания Э. Ренодота 8 , ныне безнадёжно устаревшего. Кроме того, за годы, прошедшие со времени публикации СДЛ и работ И.А. Карабинова и Н.Д. Успенского , литургическая наука обогатилась новооткрытыми источниками, например анафорой, содержащейся в Барселонском папирусе, а также множеством исследований. Поэтому мы решились собрать вместе выполненные нами русские переводы 9 известных на данный момент александрийских анафор 10 , сопроводив их указаниями на некоторые наиболее важные работы. I. Особенности александрийских анафор Прежде всего следует отметить, что под александрийскими мы понимаем не все вообще анафоры, находившиеся или находящиеся в употреблении Александрийских Церквей 11 (Православной и Коптской) 12 , или содержащиеся в рукописях египетского происхождения, но лишь те из них, которые имеют определённую внутреннюю структуру и специфические содержательные особенности, т. е. такие, какие характерны для александрийского анафорального типа. I. A. Структура Александрийский анафоральный тип характеризуется следующей структурой 13 : 1 . Вступительный диалог предстоятеля и народа. 2 . Praefatio (лат. – Вступление; начальная часть анафоры, содержащая прославление Бога; в Praefatio, как правило, помещается также рассказ о сотворении мира). 3 . [Intercessio] (лат. – Ходатайство; часть анафоры, содержащая прошения о различных нуждах; не все александрийские анафоры помещают Intercessio здесь, перед Sanctus).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

13 «Sobornost», 65, 67 (курсив оригинала). 14 В. Н. Лосский Очерк мистического богословия Восточной Церкви М, 1991, с 10. 15 Иже во св. Отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические М, 1993; репринт изд. Тр.-Серг. Лавры, 1911. Слово 15, с. 60. 16 А. С. Хомяков. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. с. 271. 17 Эта статья была написана Романидисом во время его учебы у Афанасьева в парижском Православном Институте преп. Сергия (1954—55), но в печати появилась только через несколько лет См.: The Greek Orthodox Theological Review 7: 1—2 (1961—62), 53—77. Позже Романидис отошел от основных положений евхаристической экклезиологии. См.. Andrew J. Sopko, Prophet of Roman Orthodoxy: The Theology of John Romanides (Dewdney, BC, Canada. Synaxis Press, 1998), 150—53. 18 См.: N. Afanassief, «The Church, Which Presides in Love», in John Meyendorff and others, The Primacy Of Peter (London: Faith Press, 1962), 57—110 (new edition [Crestwood, NY: St Vladimir " " s Seminary Press, 1922], 91—143). Cf. Aidan Nochois, Theology in the Russian Diasporä Church, Father, Eucharist in Nikolai Afanas " ev (1893—1966) (Cambridge, England; Cambridge University Press, 1989). 19 См.: John D. Zizioulas, Being As Communion: Studies in Personhood andthe Church (Crestwood, NY: St Vladimir " " s Seminary Press, 1985). Cf. Paul McPartlan, The Eucharist Makes the Church: Henri du Lubac and John Zizioulas in Dialogue (Edinburgh: T. & T. Clark, 1993). 20 Послание к Филадельфийцам, 4//Мужи апостольские и апологеты. Антология. Брюссель, 1988, с. 129. 21 In Constantin G. Patelos, The Orthodox Church in the Ecumenical Movement. Documents and Statements 1902—1975 (Genevä World Council of Churches, 1978), 96. Я думаю, что в составлении этого превосходного документа большая доля принадлежит о. Георгию Флоровскому. Жаль, что православные участники последних съездов ВСЦ не высказываются так ясно! 22 По данным на 1960 г., приведенным в брошюре Parishes and Clergy of the Orthodox, and Other Eastern Churches in North and South America together with the Parishes and Clergy of the Polish National Catholic Church, 1960—61, под редакцией епископа Лористона Л. Скейфе (Lauriston L. Scaife), изданной Комиссией по сотрудничеству с восточными церквями Главного Совета протестантской Епископальной Церкви (the Joint Comission on Cooperation with the Eastern Churches of the General Convention of the Protestant Episcopal Church). В эту цифру не включены нехалкидонские исповедания. Публикация снабжена превосходными фотографиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

237 Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. Одесская семинария ЕХБ, 1998, с. 469. 239 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 14. 241 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 25. 249 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 12. Кн. 3: Беседы на Притчи Соломона. М., 2004, с.1073. 252 См., напр., Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. Б. м. 1908, кол. 127–129. 257  Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Репринт по изд.: СПб.: Синодальная типография, 1894). М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002, с. 73. 263 Цит. по  Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Репринт по изд.: СПб.: Синодальная типография, 1894). М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002 , с. 74. 272 Цит. по Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Репринт по изд.: СПб.: Синодальная типография, 1894). М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002, с. 80. 273 Цит. по Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Репринт по изд.: СПб.: Синодальная типография, 1894). М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002, с. 80. 274 Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975, с. 255. 277 Цит. по Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Репринт по изд.: СПб.: Синодальная типография, 1894). М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2002, с. 78–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Полное собрание сочинений. Т. 25. Епископ Hukoлaj. Сабрана дела. Т. 5. – Епископ Hukoлaj. Сабрана дела [Собрание сочинений]. Т. 5. Диселдорф, 1977. Жильсон. Философия в средние века. – Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века/Пер. с франц.; Общ. ред., послесл. и примеч. С. С. Неретиной. М., 2004. Житща светих за jyлu. – Житща светих за jyлu/Архим. Рустин Сп. Попович. Београд, 1975. Житща светих за август. – Житща светих за август/Архим. Jycmuh Сп. Попович . Београд, 1976. Житие и писания Паисия Величковского . – Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . С присовокуплением предисловий , о умном трезвении и молитве. М., 1847 (репринт: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001). ИАБ. – Исихазм: Аннотированная библиография » Под общ. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. Указываются номер раздела (римской цифрой) и номера описаний. Игнатий Брянчанинов . Аскетические опыты. – Сочинения епископа [свт.] Игнатия Брянчанинова . Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 2, испр. и пополненное. СПб., 1886 (репринт: М., 1993). Игнатий Брянчанинов . ПСС. Т. 4. – Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова « Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. Т. 4. М., 2002. Иеремия. Ответы лютеранам. – Святейшего патриарха Константинопольского Иеремии [II] ответы лютеранам/Пер. с греч. архим. Нил. М., 1886. Иоанн Дамаскин. Три слова. – Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, или изображения/С греч. пер. А. Бронзов. СПб., 1893 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993). Ириней Лионский . Творения. – Св. Ириней Лионский . Творения. М., 1996 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 2). Репринт (с дополн.) изд.: Сочинения св. Иринея… СПб., 1900. Иустин Философ. Творения. – Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М., 1995 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 1). Репринт (с единой пагинацией) изд.: Сочинения св. Иустина… Отдел 1. М., 1892; Отдел 2. М., 1891. Кашанин. Српска кньижевност. – Кашанин М. Српска кньижевност у среднем веку. Београд, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

203  См., напр., Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 12. Кн. 3, М., 2004, с. 1005–1007. 210 См., напр., Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 12. Кн. 3, М., 2004, с. 1034, 1038. 211 Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www.bible-center. ru/article/jobsecret  –адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской) . С. 7. 216 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998, с. 670. 217 Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975, с. 60–61. 218 Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www.bible-center. ru/article/jobsecret  –адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос-Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской) . С. 6. 224 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 10. 225 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 11. 234 Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. Одесская семинария ЕХБ, 1998, с. 471–472. 235 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 19. 236 Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. Казань: Пролог, 2006, с. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Михаил (Чуб), архиепископ. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия//БТ. – 1975. – Сб. 14. Михаил (Чуб), архиепископ. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия: Священное писание в творениях св. Мефодия//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13. Михаил (Чуб), архиепископ. Предание Церкви в богословии св. Мефодия//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 14. Михаил (Чуб), архиепископ. Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия " О свободе воли "http://Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3.  Михаил (Чуб), архиепископ. Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия//Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. Михаил (Чуб), архиепископ. Святой священномученик Мефодий и его богословие//Богословские труды. – М., 1973. – Сб. 11.  Михаил, архимандрит. " Пир десяти дев " св. Мефодия//Журнал Московской патриархии.  – 1974. – 9. Михаил, епископ. Диалог св. священномученика Мефодия “О свободе воли”//Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996. (Репринт). Модестов С. Святой Мефодий, епископ Патарский//Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – М., 1849.  – 1857. – Ч. 16. Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.131–134. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 564 – 566. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века/Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.554–559. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 697 – 703. Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия//Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996. (Репринт).

http://bogoslov.ru/person/2993115

К.А. Максимович Литература Алмазов I–III – Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Исследование преимущественно по рукописям. Т. I–III. Одесса, 1894 [репринт: М., 1995]. Баранкова 1998 – Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. Изд. подг. Г. С. Баранкова. М., 1998. Баранов 2003 – Баранов В. А. Формирование определительных категорий в истории русского языка. Казань, 2003. Барт 1975 – Барт Р. Основы семиологии (сокр. пер. с франц. Г. К. Косикова)//Структурализм: за и против. М., 1975. С. 114–163. БД I–X – Българска диалектология. Проучвания и материали. Т. I–X. София, 1962–1981. Бенвенист 1995 – Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия. Пер. с франц. Под ред. акад. Ю. С. Степанова. М., 1995. Бенешевич 1907 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1–3. СПб., 1906–1907 [репринт: Leipzig, 1974]. Бенешевич 1987 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. II. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. БЕР – Георгиев В., Гълъбов И., Заимов Й., Илчев Ст. Български етимологичен речник. Т. I–V– . А–С– . София, 1971–1996–. Бубнов, Лихачева, Покровская 1976 – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков. Л., 1976. Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861 [переизд.: м., 2004]. Вашица 1963 – Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юридические памятники//Вопросы славянского языкознания. Вып. 7. М., 1963. С. 12–33. Голубинский 1880 – Голубинский Е. История русской Церкви. Т. I. Период первый. Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. Горский, Невоструев 1859 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Писания святых отцев. Ч. 2. Писания догматическия и духовно-нравственныя. М., 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Mango 1973 – Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty//ЗРВИ. 1973. 14/15. С. 17–27. Mango 1978 – Mango C. Who Wrote the Cronicle of Theophanes?//ЗРВИ. 1978. 18. С. 9–17. Markopoulos 1974 – Markopoulos       A. Encore les Ros-Dromitai et le Pseudo-Syméon//JÖB. 1974. Bd. 23. S. 89–99. Markopoulos 1978 – Markopoulos A. Χρονογραα το Ψευδοσυμεν κα ο πηγς της. Ioannina, 1978. Markopoulos 1979 – Markopoulos A. La vie de Saint Géorges d’Amastris et Photius//JÖB. 1979. Bd. 28. S. 75–82. Markopoulos 1985 – Markopoulos A. Théodore Daphnopatès et la Continuation de Théophane//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 171–182. Matthews 1970 – Matthews J. F. Olympiodorus of Thebes and the History of the West//JRS. 1970. Vol. 60. P. 79–97. Mercati 1926 – Mercati G. Scntti       d’lsidoro il       cardinale Ruteno e codici a lui appartenuti che si conservato nella       Biblioteca Apostolica Vaticana [Studi e Testi. 46]. Roma, 1926. MGH SS – Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Mich. Ital. – Gautier P. Michel Italikos. Lettres et discours. Paris, 1972. Michel le Syrien – Michel le Syrien. Chronique. Paris, 1899–1924. Vol. 1–4. Mohay 1976 – Mohay A. Priskos’ Fragment über die Wanderung der Steppenvölker//AAASH. 1976. T. 24. P. 125–140. Moravcsik ВТ I, II – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. I–II (репринт 1983 г.). Moravcsik 1967 – Moravcsik Gy. Studia byzantina. Budapest, 1967. Nsturel 1969 – Nsturel P. . Valaques, Coumans et Byzantins sous le règne de Manuel Comnène//Byzantina. 1969. T. 1. Neumann 1888 – Neumann C. Griechische Geschichtsschreiber und Geschichtsquellen im 12. Jahrhundert. Leipzig, 1888. Nic. Gregorae Hist. – Nicephori Gregorae Historia. Bonnae, 1829–1830, 1855. Vol. 1–3. Nic. Patr. Epist. – Jenkins R. J. H., Westerink L. G. Nicolas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Washington, 1973 (1975). Niceph. Bryennios. Hist. – Nicéphore Bryennios. Histoire. Bruxelles, 1975. Nicet. Chon. – Nicetae Choniatae Historia. Berlin; New York, 1975. T. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дмитриевский 1925 – А.А. Дмитриевский . Вселенский Патриарх Константин на Афоне и значение этого события для Церкви Православной. – Вестник Священного синода Православной Российской Церкви. 1925, 1, с. 30–31. Древний Восток 1980 – Древний Восток. Сборник 2. Памяти академика Б.А. Тураева . М., 1980. ДСОП I-IV – Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 1–4. М., 1918. (Репринт: М., 1994.) Дудинов 1975 – Дудинов 1975. – Список трудов профессора Н.Д. Успенского . – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975, с. 20–25. Духовный регламент 1874 – Духовный регламент тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского... Париж-Брюссель-Лондон, 1874. Духовный регламент 1904 – Духовный регламент всепресветлейшего державного государя Петра Первого ... М., 1904. Евлогий 1994 – Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Евсеев 1911 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Христианское чтение 1911, 5–6, с. 425–450. (Перепечатано: Евсеев 1995.) Евсеев 1995 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995,      с. 5–28. Жевахов I-II – Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов. Воспоминания. Т. I-II. М., 1993. Желудков 1956 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Псков, 1956. (Машинопись). Желудков 103–107 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Вестник русского студенческого христианского движения 103, с. 63–85; 104–105, с. 61–82. Из Литургических заметок. – ВРХСД 106, с. 15–23; 107, с. 29–41. Париж-Нью-Йорк, 1972–1973. Желудков 1996 – Свящ. Сергий Желудков. Почему и я – христианин. СПб., 1996. Живов 1996 – В.М. Живов . Язык и культура в России XVIII в. М., 1996. Жураковский 1984 – Свящ. Анатолий Жураковский . Материалы к житию. Париж, 1984. Журналы и протоколы I-IV – Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия. Т. I-IV. СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

На практике главным текстом-источником оказывается рус. перевод Б., но он обязательно сверяется с научными изданиями греч. НЗ и евр. Б. Нек-рые из переводческих проектов связаны с исчезающими (как, напр., ительменский на Камчатке) или, наоборот, с возрождающимися (шорский в Сибири, язгулямский на Памире) языками. Для носителей таких языков переводятся лишь небольшие отрывки НЗ. Появление библейских текстов на таких языках позволяет малочисленным народам не только сохранить свой язык, но и приобщиться к христ. ценностям. Нередко оказывается, что уже существует перевод на язык, состоящий в близком родстве с др. языками, на к-рых говорят в данном регионе, и тогда вместо полноценных переводов на них может осуществляться адаптация уже существующего перевода. При подготовке новых переводов, как правило, неск. книг выходят отдельными пробными изданиями, поэтому упоминание о переводе той или иной части Б. обычно означает, что отдельные книги из этого перевода публикуются или уже были опубликованы. В европейских республиках СНГ вышли из печати: на болгарском гагаузском языке - Евангелие от Иоанна (ИПБ, 1975, с изд. 1927); на гагаузском молдавском - Евангелия от Матфея (ИПБ, 1975, с изд. 1934), от Луки (ИПБ, 1997); на крымско-татарском - отдельные части ВЗ и НЗ, Книга пророка Ионы (1978), Евангелие от Матфея (1986), Евангелие от Луки - Евангелие от Иоанна - Деяния св. апостолов - Послание ап. Иакова (1996). В европейской части России были опубликованы: на башкирском языке - Четвероевангелие (изд. ИПБ, 1975, репринт с изд. 1902), Евангелия от Луки (ИПБ, 1996, 1998р), от Иоанна (ИПБ, 1998, 2000), готовится перевод НЗ (ИПБ) и ВЗ (РБО); на вепсском языке - Евангелия от Марка (1992), от Иоанна (1993), от Матфея (1998), Деяния св. апостолов (1999); на калмыцком языке - Евангелие от Луки (1996, новый перевод); продолжается работа над ВЗ, готовится к публикации полный НЗ; на диалектах карельского языка: на олонецком - Евангелие от Иоанна (1993), на ливвиковском - Евангелия от Марка (1993), от Луки (1997, 2000), от Матфея (1997), Деяния св. апостолов (1999), на северном карельском - Евангелие от Марка (1996);

http://pravenc.ru/text/209473.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010