519 7 Ср.: DAI. 37.42; 47. В начале X в. печенеги кочевали между Доном и Дунаем (см. коммент. 1 к гл. 1). Их кочевья находились в одном дне пути от Киева. С 915 по 1036 г. Киев 16 раз воевал с печенегами (не считая мелких стычек). Политика Руси по отношению к печенегам не сводилась к постоянной конфронтации. Так, Игорь включит их в свое войско во время походов на Византию 943–944 гг. (ПВЛ. Ч. 1. С. 33; Половой 1958. С. 138–147). Правда, В. Гюзелев (1968. С. 45) считает, что в данном случае печенеги были орудием Византии, а не Киева; однако это предположение не нашло поддержки (Божилов 1973. С. 60). 521 О русско-печенежской торговле см.: Левченко 1956. С. 201; Литаврин, Каждан. Удальцова. 1967; Новосельцев, Пашуто 1968. С. 81–108. 522 Следует отметить ошибочность информации Константина об отсутствии скота у росов, – информации, полученной вероятно, от византийского купца, а не от болгарина или печенега, знавших лучше реальную ситуацию. Археологические исследования показали, что скотоводство было важной отраслью сельского хозяйства Древней Руси (Археология СССР. 1985. С. 225–226). 523 Кроме походов дружин князей Олега и Игоря на Византию (ПВЛ. Ч. 1. С. 33–34). Константин мог под отдаленными войнами росов подразумевать поход Игоря 943/944 г. в Закавказье (Якубовский. 1926. С. 88–89; Половой. 1958. С. 138–147; Пашуто. 1968. С. 103), сведения о котором могли дойти до Византии как от хазар (может быть, через херсонитов), так и от самих русских. 526 В гл. 9 Константин пишет, что росы, напротив способны и проводить ладьи по водным путям, и противостоять печенегам. Возможно, за замечанием о невозможности отражать натиск кочевников во время переправы судов стоит какой-то известный Константину конкретный эпизод захвата печенегами торгового каравана росов. 527 От тюркск. «Тюрк». Известны восточные формы термина. Письменные памятники зафиксировали термин с VI в. для обозначения ряда народов (древние тюрки VI–VII вв., хазары IX в, мадьяры X–XI вв., вардариоты XI–XIV вв., сельджуки XI-XIII вв.) Переносу на мадьяр этникона «турки» способствовало обыкновение византийских авторов использовать собирательные и архаичные имена народов (Moravcsik ВТ II S. 13–17; Moravcsik 1967. S. 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1967. Bd. 78. S. 1-14; idem. Das angebliche Christenedikt des Septimius Severus//WSt. 1968. Bd. 81. S. 206-217; Bickermann E. Trajan, Hadrian and the Christians//Rivista di Filologia e di Istruzione Classica. Torino, 1968. Vol. 96. P. 290-315; Keresztes P. Marcus Aurelius a Persecutor?//HarvTR. 1968. Vol. 61. P. 321-341; idem. The Emperor Maximinus " Decree of 235 A. D.: Between Septimius and Decius//Latomus. 1969. Vol. 28. P. 601-618; idem. The Jews, the Christians and the Emperor Domitian//VChr. 1973. Vol. 27. P. 1-28; idem. The Peace of Gallienus//WSt. 1975. N. F. Bd. 9. S. 174-185; idem. From the Great Persecution to the Peace of Galerius//VChr. 1983. Vol. 37. P. 379-300; idem. Imperial Rome and the Christians. Lanham; N. Y.; L., 1989. 2 vol.; Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im 2. und 3. Jh. Gött., 1970; Wlosok A. Rom und die Christen. Stuttg., 1970; idem. Die Rechtsgrundlagen der Christenverfolgungen der ersten zwei Jh.//Das frühe Christentum im römischen Staat. Darmstadt, 1971. S. 275-301; Jannsen L. F. «Superstitio», and the Persecution of the Christians//VChr. 1979. Vol. 33. P. 131-159; Нерсесянц В. С. Правопонимание римских юристов//Сов. гос-во и право. 1980. 12. C. 83-91; Сергеенко М. Е. Гонения Деция//ВДИ. 1980. 1. С. 171-176; Workman B. W. Persecution in the Early Church. Oxf., 19802; idem. The New Empire of Diocletian and Constantine. Camb., 1982; Syme R. Domitian: the Last Years//Chiron. Münch., 1983. P. 121-146; Lepelley C. Chrétiens et païens au temps de la persecution de Dioclétien: Le cas d " Abthugni//StPatr. 1984. Bd. 15. S. 226-232; Nicholson O. The Wild Man of the Tetrarchy: A Divine Companion for the Emperor Galerius//Byzantion. 1984. Vol. 54; Wilken R. L. The Christians as Romans Saw Them. New Haven, 1984; Williams S. Diocletian and the Roman Recovery. N. Y.; L., 1985; Свенцицкая И. С. От общины к Церкви: (О формировании христ. Церкви). M., 1985; она же. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1988; она же. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II-III вв.): Язычество и христианство//ВДИ.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Американский Совет по внешним сношениям еще в начале войны дал меморандум о пан-Европе, в которой нужно было растворить и интегрировать германский потенциал, устранить дорогостоящие традиционные противоречия между германцами и романцами. Запад под эгидой США выстраивался как единое геополитическое, экономическое, военное и культурное консолидированное целое. Идеи единой Европы и постепенное превращение Европы в некое супер-государство с наднациональными институтами управления были составной частью глобальной стратегии США. Американское политическое сознание постепенно отождествляет себя с Западом в целом. В таком ассимилированном сознании утверждается мотив не просто сильнейшего, а тождества мира и себя, где остальные - провинция, не имеющая права на историческую инициативу. По мере утраты коммунизмом всякой привлекательности для западного мира, теряет свои изначальные благородные черты классический либерализм, выдвигая на смену идеалам Просвещения – суверенитету народа, равенству, универсализации прогресса, новый всемирный идеологический проект. Имя новой идеологии – глобализм, а авторы и спонсоры его в немалой степени широкие круги, воспитанные Советом по внешним сношениям. В книге “Первая глобальная революция” А.Кинга и Б.Шнайдера, вышедшей под эгидой знаменитого Римского клуба, сказано, что началом “глобальной революции” нужно считать 1968 год. Хотя первые революционеры указаны не были, некоторые имена руководителей можно назвать достаточно уверенно. Среди них Дэвид Рокфеллер. Именно Совет по внешним сношениям стоял в 1968 году у истоков создания Римского клуба. Именно Д.Рокфеллер поручил З.Бжезинскому возглавить созданную также не без работы СВС Трехстороннюю комиссию, тоже своего рода клуб, объединивший в 1973 году крупнейших представителей делового и политического мира США, Западной Европы и Японии. В 1968 году З.Бжезинский писал: “Наша эпоха не просто революционная. Мы вышли в фазу новой метаморфозы всей человеческой истории. Мир стоит на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматичной, чем та, что была вызвана французской или большевистской революциями… В 2000 году признают, что Робеспьер и Ленин были мягкими реформаторами ”.

http://pravoslavie.ru/5140.html

Победа И. создала предпосылки для экономического роста и процветания гос-ва, но стала причиной политической поляризации общества по вопросу о будущем аннексированных территорий и урегулированию отношений с араб. странами. Спустя неск. дней после окончания войны И. в законодательном порядке распространил свою юрисдикцию на Вост. Иерусалим, где находится священная для иудеев Стена Плача. Несмотря на слияние в 1968 г. МАПАЙ и др. рабочих партий в «Партию труда Израиля» («Авода»), а также избрание ее лидера Голды Меир премьер-министром (1969), сионисты-социалисты постепенно теряли свое господство среди политических партий. В 1973 г. образовалась «Ликуд» - коалиция правых партий, сплотившихся на базе ревизионистского течения в сионизме. В 1970 г. к власти в Египте пришел А. Садат; после безуспешных попыток разрешить арабо-израильский конфликт дипломатическими средствами был взят курс на подготовку новой войны. 6 окт. 1973 г., в день праздника Йом Киппур (День искупления, отсюда др. название - «Война Судного дня»), египет. и сир. войска атаковали позиции израильской армии в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах. После первых успехов нападающей стороны и серьезных потерь в живой силе и технике израильская армия вскоре отбросила сирийцев за линию прекращения огня 1967 г. и оказалась в 32 км от Дамаска, а на юж. фронте пересекла Суэцкий канал, заняв позиции на его зап. берегу, окружила егип. армию и остановилась всего в 70 км от егип. столицы. 26 окт. военные действия закончились. Хотя И. добился серьезных военных успехов, война 1973 г. стала для него тяжелым испытанием: потери убитыми и ранеными оказались самыми большими за всю историю страны; военные неудачи и дезорганизация на начальных этапах войны вызвали в обществе недовольство действиями руководства. Прекращение войны было достигнуто в первую очередь усилиями СССР и США, для которых новый военный конфликт на Ближ. Востоке привел к опасному обострению межгос. отношений. Стремясь разрядить обстановку, правительства СССР и США инициировали принятие Советом Безопасности ООН резолюции 338 (22 окт.

http://pravenc.ru/text/293910.html

В. посвятил много времени и сил научно-педагогической деятельности в Ленинградской ДС и ЛДА. Первоначально он преподавал лат. язык, читал лекции по НЗ, истории и разбору зап. исповеданий (Конспект лекций по истории западных исповеданий для 3-го курса академии. Л., 1964), затем - курсы догматического богословия и истории древней Церкви. В помощь учащимся В. составил ряд пособий (Конспект лекций по догматическому богословию для 4-х классов семинарии. Л., 1973; Указатель литературы и пособий для подготовки к экзамену по догматическому богословию на 3-м курсе ЛДА. Л., 1974. Ркп.; Догматическое богословие: Из лекций, прочитанных для студентов 4-го курса СПбДА в 1991-1992 уч. г. М., 1994). Неопубликованные курсы лекций В. по догматике и истории древней Церкви хранятся в его архиве. В.- автор ок. 130 работ по богословской тематике и проблемам экуменизма, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» , в сборниках «Богословские труды» , ж. «Голос Православия» и др. Переводы его статей публиковались в зарубежной прессе. В 11 ж. «Христианское чтение» за 1996 г. были напечатаны отдельным сборником проповеди В. С 13 сент. 1962 по 22 февр. 1973 г. В. являлся сотрудником ОВЦС МП, до своей кончины состоял в различных комиссиях при Свящ. Синоде РПЦ: с 10 мая 1963 г.- в Комиссии по разработке каталога тем буд. Всеправославного Собора; с 7 мая 1965 по 22 февр. 1973 г.- в Учебном комитете как представитель ЛДА; с 23 дек. 1980 г.- в Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; с 11 апр. 1989 г.- в Комиссии по канонизации святых; с 10 апр. 1989 г.- в Комиссии по изучению материалов о репрессированных в советский период духовных лицах и мирянах РПЦ; с 26 февр. 1994 г.- в Богословской комиссии. В. состоял в международных христ. орг-циях: с 1964 г.- в отделе по изучению Христианской мирной конференции; в июле 1968 - июле 1973 г.- в Комиссии «Вера и церковное устройство» ВСЦ; с 5 авг. 1965 г.- в Межправославной богословской комиссии по подготовке диалога с Англиканской Церковью; с 20 марта 1969 г.- в Комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений; с 1975 г. по 20 окт. 1987 г. консультант (с 27 апр. 1979 советник) смешанной Богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу; с 24 апр. 1980 г.- член Смешанной Богословской комиссии по диалогу между Поместными Православными и Римско-католической Церквами.

http://pravenc.ru/text/155280.html

1979 Вермонт Об этой книге Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГ (под этим названием) автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объём её представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала — событий, случаев, лиц — на основе одного лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало. С конца 1962 года, после напечатания «Одного дня Ивана Денисовича», автор был захлёстнут письмами бывших заключённых с предложениями встретиться, рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обильный материал от 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения — в семи частях, и все новые пополняющие материалы ложились в эту конструкцию. Зимой 1964–1965 г. в Солотче (под Рязанью) были написаны части пятая и первая. Эта работа продолжалась в Рязани и Рождестве-на-Истье летом 1965-го — и была прервана в сентябре, когда часть авторского архива была забрана на обыске у его знакомых. Материалы «Архипелага» были тотчас увезены друзьями в надёжное место (в Эстонии), куда затем на две зимы уезжал и автор и там при содействии бывших зэков заканчивал книгу. Таким образом, к марту 1967 года шесть первых частей «Архипелага» были в основном закончены. Зимой 1967–1968 г. в Солотче доработка ещё продолжалась, особенно на основании книжных материалов. В мае 1968 года в Рождестве-на-Истье при содействии друзей отпечатана окончательная редакция всех трёх томов. С тех пор и до печатания в 1973–1974 годах изменения вносились самые незначительные. В августе 1973 года при трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага» попал в руки госбезопасности — и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе (ИМКА-пресс, Париж, декабрь 1973), а вскоре автор был выслан из СССР.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Н.Плотников. Европейская трибуна русской философии: Der russische Gedanke (1929–1938)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1999 год. С. 337.   11 Н.О.Лосский. Воспоминания. Жизнь и философский путь. München. Wilhelm Fink Verlag. 1968. С. 222. 12 Там же. С.224. 13 В.В.Зеньковский. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции)//Вестник РХД. 1993, С.20. 14 Там же. С. 21. 15 Братство святой Софии: документы (1918–1927)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. Отв. ред. М.А.Колеров. СПб., изд. Алетейя, 1997. С.110. 16 М.Колеров. Сергей Николаевич Булгаков//Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклоп. биогр. словарь. М., РОССПЭН, 1997. С.116. 17 Из числа первых философских событий в русском Париже можно назвать, напр., лекции Карташева «Религиозно-философские движения в начале ХХ столетия», Струве «Исторический смысл русской революции», ряд лекций Шестова. См.: La vie culturelle de l’émigration russe en France. Chronique (1920–1930). Établie par M.Beyssac. Paris, Presses Univ. de France, 1971. Pp. 10,12,13. 18 Н.А.Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. YMCA-Press, Париж, 1949. С.283. 19 Позднее эти лекции были изданы: A.Kojève. Introduction à la lecture de Hegel. P.1947, расш. изд. 1962 и др. Из других книг Кожева наиболее важны: Essai d’une histoire raisonnée de la philosophie paienne. T.1-3. P.1968-1973. Le Concept, le Temps et le Discours. Essai d’une mise à jour du Systeme du Savoir hegelien. P. 1990. 20 E.Roudinesco. Jacques Lacan. Columbia University Press, NY, 1997. P.102. 21 П.Н.Савицкий. Комментарии к материалам Евразийского движения. Цит. по: К истории Евразийства. 1922–1924 гг. Публ. Е.Кривошеевой//Российский Архив. 1994, т.5. С.502. 22 Н.М.Зернов, в кн.: За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых, 1921–1972). YMCA-Press, Париж, 1973. С.161–162. [Далее как «Хроника Зерновых»]. 23 Н.О.Лосский. Цит.соч. С.227. 24 Там же. С.249. 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Иринарх, епископ (Грезин Владимир Кузьмич) Дата рождения: 23 ноября 1951 г. Дата смерти: 24 января 2024 г. Дата хиротонии: 14 апреля 2002 г. День ангела: 26 января Страна: Россия Биография: Родился 23 ноября 1951 г. в г. Шумерля Чувашской АССР в семье рабочего. В 1967 г., получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу. В 1968 г. направился в Москву на учебу. В 1968-1969 гг. учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 г. работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные силы. В 1970-1972 гг. служил в рядах Советской армии. В течение армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней средней школе рабочей молодежи г. Шумерля, которую окончил в 1973 г. В 1973-1974 гг. работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в г. Химки Московской обл., а затем перед поступлением в семинарию в 1974-1975 гг. работал в Троице-Сергиевой лавре . В 1975-1978 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1978-1982 гг. учился в Московской духовной академии , по окончании которой за курсовое сочинение по догматическому богословию «Святоотеческие догматические системы» Советом академии удостоен степени кандидата богословия. В 1982-1985 гг. — слушатель аспирантуры при Московской духовной академии. В октябре 1982 г. одновременно с зачислением в аспирантуру приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви. 3 апреля 1985 г., на последнем курсе обучения в аспирантуре, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх. 13 апреля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля 1985 г. — во иеромонаха. В июле-сентябре 1987 г. находился в Бирмингеме, в Селли-Оук колледже, с целью изучения английского языка. В 1987-1988 гг. учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве. В 1988-1989 гг. слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете в Кембридже (США).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244946...

Шесть новозаветных З. б. имеют параллели в апокрифическом «Евангелии Фомы» (Мф 5. 3=Ev. Thom. 54; Мф 5. 6=Ev. Thom. 69b; Мф 5. 11=Ev. Thom. 68-69a; Лк 11. 27-28=Ev. Thom. 79a-b; Лк 23. 29=Ev. Thom. 79c). Кроме того, в этом апокрифе содержится еще 6 особых З. б., приписываемых Иисусу Христу (Ev. Thom. 7, 18, 19, 49, 58, 103). Лит.: George A. La «forme» des béatitudes jusqu " à Jésus//Mélanges Bibliques rédigés en l " honneur de A. Robert. P., 1957. P. 398-403; Dupont J. Béatitudes égyptiennes//Biblica. 1966. Vol. 47. P. 185-222; idem. Les Béatitudes. Bruges, 1958-1973. 3 vol.; Hauck F. μακριος etc.//TDNT. 1967. Vol. 4. P. 362-370; Dodd C. H. The Beatitudes: A Form-critical Study//Idem. More New Testament Studies. Grand Rapids, 1968. P. 1-10; Lipinski E. Macarismes et psaumes de congratulation//RB. 1968. Vol. 75. P. 321-367; K ä ser W. Beobachtungen zum alttestamentlichen Makarismus//ZAW. 1970. Bd. 82. S. 225-250; Schweizer E. Formgeschichtliches zu den Seligpreisungen Jesu//NTS. 1972/1973. Vol. 19. P. 121-126; K ä hler C. Studien zur Form- und Traditionsgeschichte der biblischen Makarismen: Diss. Jena, 1974; Guelich R. A. The Sermon on the Mount: A Foundation for Understanding. Waco (Tex.), 1982; Betz H. D. Essays on the Sermon on the Mount/Transl. L. L. Welborn. Phil., 1985. P. 17-36; Lambrecht J. The Sermon on the Mount: Proclamation and Exhortation. Wilmington (Del.), 1985; Broer I. Die Seligpreisungen der Bergpredigt. Bonn, 1986; Fitzmyer J. A. A Palestinian Collection of Beatitudes//The Four Gospels: FS F. Neirynck/Ed. F. Van Segbroeck et al. Louvain, 1992. Vol. 1. P. 509-515. (BETL; 100); Puech É . The Collection of Beatitudes in Hebrew and in Greek (4Q 525 1-4 and Mt 5. 3-12)//Early Christianity in Context/Ed. F. Manns, E. Alliata. Jerusalem, 1993. P. 353-368. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. ЕВАНГЕЛИЕ весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/182595.html

Скржинская 1998 – Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. СПб., 1998. 1938 – Л. М. Киïв, 1938. Смирнов 1956 – Смирнов В. В. Готский историк Иордан//Ученые записки Казанского гос. педагогического института. Вып. 11. 1956. С. 149–161. Смирнов 1964 – Смирнов К. Ф. Савроматы. М., 1964. Смирнов 1966 – Смирнов А. П. Скифы. М., 1966. Смирнов 1984 – Смирнов К. Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984. Соколов 1954 – Соколов В. С. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии//ВДИ. 1959. 4. С. 43–62. Соколов 1973 – Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства. М., 1973. Соколов 1999 – Соколов Г. К. Искусство Боспорского царства. М., 1999. Соломоник 1959 – Соломоник Э. И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев, 1959. Сон 1993 – Сон Н. А. Тира римского времени. Киев, 1993. Стратановский 1981 – Стратановский Г. А. Фукидид и его «История»//Фукидид. История/Изд. подготовили Г. А. Стратановский, А. А. Нейхардт, Я. М. Боровский. Л, 1981. С. 405–438. Стржелецкий 1961 – Стржелецкий С. Ф. Клеры Херсонеса Таврического. К истории древнего земледелия в Крыму. Симферополь, 1961. Стрижак 1991 – Стрижак О. С. У по- шуках 1991. Струве 1968 – Струве В. В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л., 1968. Сымонович 1983 – Сымонович Э. А. Население столицы позднескифского царства. Киев, 1983. СЭ – Советская этнография. М. Танфильев 1931 – Танфильев Г. И. Моря Каспийское, Черное, Балтийское, Ледовитое, Сибирское и Восточный океан. Л., 1931. Тахтаджян 1992 – Тахтаджян С. A. ΑΜΑΧΟΙ ΣΚΥΘΑΙ Геродота и последующая идеализация скифов Эфором//Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб., 1992. С. 43–52. Тереножкин 1978 – Тереножкин А. К Киммерийцы. Киев, 1978. Толстой 1918 – Толстой И. И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918. Тортика 2003 – Тортика А. А. К вопросу об исторической интерпретации легенды о переправе гуннов через Босфор Киммерийский//Боспорские исследования. Вып. III. Симферополь, 2003. С. 62–72.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010