К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» ( Ouspensky L. L " Icône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948). В круг соратников и учеников К. входили Г. Глиатас, Н. Энгонопулос, Царухис, Я. Терзис, П. Вабулис, Р. Копсидис, К. Георгакопулос, С. Папаниколау, П. Одабасис, Д. Сендукас (или Дукас), К. Ксинопулос, Й. Хохлидакис, Н. Иоанну и др. Вместе с помощниками он расписывал столичные церкви: парекклисион вмч. Георгия Победоносца под ц. равноап. Константина близ пл. Омония (1952), сщмч. Харалампия близ Педион-Ареоса (1954-1958), вмч. Георгия Победоносца в Кипсели (1954-1961, впервые использовал золотой фон), свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии (1957-1962), домовые церкви семей Патерасов в Психико (1958-1959), Камбанисов в Пикерми (1960) и Гуландрисов в Экали (1961), парекклисион св. Герасима в Афинской поликлинике (1965), а также некоторые провинциальные храмы: напр., Благовещения Пресв. Богородицы в Родосе на одноименном острове (1952) и вмч. Георгия Победоносца в Стемнице (1953). Кроме того, К. выполнил отдельные композиции в ц. вмч. Артемия в Гуве (1951) и кафоликоне монастыря Пендели (1955). По его эскизам были расписаны некоторые храмы не только в Греции, но и за рубежом (напр., ц. Св. Троицы в Чарлктоне, США). Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы - Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.

http://pravenc.ru/text/1841906.html

Не менее известен Кондоглу и как литератор — в 1964 году было опубликовано его двадцатитомное собрание сочинений. Он использовал свежий народный язык, обогащая его элементами местных диалектов. Произведения писателя отличала высокая художественность и глубокое знание жизни. Кондоглу был пламенным сторонником изучения народных обычаев и духовности. Никто другой так не способствовал активизации этнографических исследований. В 1952 году Кондоглу совместно с Василием Мустакисом начал публиковать журнал «Кивотос» (Ковчег). Это издание было задумано авторами как ответ на протестантизированную проповедь греческих внецерковных организаций . Журнал выходил недолго, но сыграл очень важную роль в ниспровержении пиетизма и морализаторства протестанствующих обществ. Разнообразная деятельность Фотиса Кондоглу стала этапной в истории Эллады и послужила катализатором обращения греческой научной и академической общественности, а впоследствии и общества в целом к традиции во всех ее формах. В храмы благодаря Кондоглу вернулась традиционная православная иконопись, а византийское пение вытеснило западный партес. Кондоглу удалось воспитать значительное число учеников, которые после смерти своего наставника продолжили начатое им дело. Одним из его соратников был в частности музыковед Симон Каррас, пробудивший у современников интерес к изучению византийской музыкальной церковной и светской традиции. Подругой Кондоглу была Ангелики Хадзимихали, начавшая первые серьезные исследования по изучению греческого народно-прикладного искусства. Дело реабилитации византийского искусства и возвращения его в православные храмы продолжили также связанные с Кондоглу иконописцы и живописцы Спирос Папалукас, Спирос Василиу, Раллис Копсидис, Петрос Вамбулис, Яннис Терзис, Динос Ксинопулос и Никос Эггонопулос. Во многом благодаря деятельности Кондоглу и его ученников произошел поворот к традиционному православному церковному искусству и пению в странах Балканского региона. Опосредованное влияние оказала деятельность Кондоглу и на жизнь Русской Православной Церкви. Если до революции 1917 года большинство храмов расписывалось в западной манере, сегодня много иконописцев работают в рамках Православного Предания, стараясь избегать неканоничных заимствований и новаторских решений.

http://pravmir.ru/fotis-kondoglu/

Илиас Палиудакис: величайшее чудо сотворил Святой Ефрем для моей дочери Я положил икону Пресвятого Ефрема… Вечером жена сообщила мне, что дочери уже лучше. 16 сентября, 2014 Я положил икону Пресвятого Ефрема… Вечером жена сообщила мне, что дочери уже лучше. Со слезами на глазах известный композитор и певчий, Элиас Палиудакис изливает душу Афонской Трибуне и рассказывает о чуде, произошедшем с его полуторагодичной дочерью, которую спас, как он утверждает, святой Ефрем. » Божья дочь», была спасена Святым Ефремом. Г-н Палиудакис отмечает: »Два с половиной года назад у меня родилась дочь и через полчаса было обнаружено, что у нее острая анемия (гематокрит 6 !) — врачи не давали никакой надежды Её незамедлительно интубировали и началась борьба за жизнь. Сказал своим врачи дают надежду Глядя в глаза врачам, я понимал, что надежды не было. Я видел её в инкубаторе, опутанную проводами машин, поддерживающих жизнь и тогда я встал на колени перед инкубатором и воззвал к Пресвятому Ефрема. Я попросил оставить икону внутри инкубатора, но мне было отказано, так как это не соответствовало требованиям стерильности. «Оставьте за инкубатором»,- посоветовала мне медсестра. Я положил икону Пресвятого Ефрема… Вечером жена сообщила мне, что дочери уже лучше. «То, что происходит здесь, в отделении интенсивной терапии является беспрецедентным,»- говорили врачи с удивлением, наблюдавшие за процессом выздоровления. Я отметил: икону, которую я оставлял снаружи, положили на её тельце. Мы посвятили малышку Богородице. «Произошло чудо,»- сказали врачи. «Если этот ребенок выживет, то мы еще больше уверуем в то, что, по вашему мнению, происходит.» Я просил Святого Ефрема, что если ей суждено уйти, пусть это будет так, но чтобы она не мучилась… После 25 в реанимации мы вернулись домой Врачи постоянно осведомляются о здоровье малышки Γ-жа Папазафирату была директором отделения патологии новорожденных. Эта личная история послужила почвой для рождения песни «Божья дочь», которую написал мой друг Никос Терзис.

http://pravmir.ru/ilias-paliudakis-velic...

В живописи Кондоглу – один из наиболее выдающихся иконописцев нового времени – был приверженцем византийской традиции. Он не только вернул ее в православные храмы, но и решал в этой технике произведения, казалось бы, далеких от нее жанров – портрета, пейзажа, натюрморта. Кисти Кондоглу принадлежат фрески, мозаики и иконы многих православных храмов Греции. Он работал реставратором в Афинском музее византийского искусства, монастырях Афона, Коптском музее в Каире. Творчество мастера не было подражательным, а представляло собой переосмысление византийского наследия. Чуть раньше Кондоглу в этом же стиле начали работать другие художники, стремившиеся к воспроизведению византийских образцов, что придавало их творениям вид музейных экспонатов. В отличие от них Кондоглу сделал православное искусство живым и современным.  Не менее известен Кондоглу и как литератор. Он использовал народный язык, обогащая его элементами местных диалектов. Произведения писателя отличала высокая художественность и глубокое знание жизни. Кондоглу был пламенным сторонником изучения народных обычаев и духовности и способствовал активизации этнографических исследований. Кроме того Фотис вернул интерес соотечественников к житийной литературе и возродил византийское искусство украшения рукописей миниатюрами. Значительна роль Кондоглу как популяризатора византийского наследия. С 1950 года он помещал в газетах свои рассказы о православных традициях и праздниках. Кроме того выпускал ежемесячный альманах «Ковчег», призывающий к борьбе за православные ценности. Разнообразная деятельность Фотиса Кондоглу послужила катализатором обращения греческого общества к православной традиции во всех ее формах. В храмы благодаря Кондоглу вернулась традиционная православная иконопись, а византийское пение вытеснило западный партес. Кондоглу удалось воспитать значительное число учеников, которые продолжили начатое им дело: музыковед С. Каррас, пробудивший у современников интерес к изучению византийской музыкальной церковной и светской традиции; А. Хадзимихали, начавшая первые серьезные исследования греческого народно-прикладного искусства; А. Орландос и А. Захос, занимавшиеся возрождением византийской архитектуры; иконописцы и живописцы С. Папалукас, С. Василиу, Р. Копсидис, П. Вамбулис, Я. Терзис, Д. Ксинопулос, Н. Эггонопулос, продолжившие дело реабилитации византийского искусства и возвращения его в православные храмы. 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/60...

Ученики Кондоглу Глиатас и Терзис расписали многочисленные храмы не только в Г., но и в США и Канаде, Ксинопулос - во Франции и Мозамбике. Среди наиболее интересных работ Георгакопулоса - фрески кафоликона мон-ря Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Инусе близ Хиоса (1963), Ксинопулоса - иконы кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах, Вабулиса - иконы для иконостаса собора ап. Андрея в Патрах, Хохлидакиса - фрески кафоликона мон-ря Пендели и ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Богородицы Икосифиниссы. Достаточно ярко проявили себя в светской живописи художники Энгонопулос (сюрреализм) и Царухис (сначала под влиянием народного искусства, модерна и Матисса, в 1966-1980 - западноевроп. мастеров Караваджо, Пуссена и Вермеера), пробовавшие свои силы и в церковной живописи, где их работы не отличаются творческой самостоятельностью и целиком следуют (с технической стороны - путем имитации) выбранным образцам разных периодов визант. и поствизант. искусства. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Иконописец Василеос Лепурас (1930-1999) вместе с братом Никангелосом (1932-1995) одним из первых приступил к репродуцированию икон (первые иконы были отпечатаны в Бостоне в 1968). Ученица Кондоглу мон. Олимпиада (Василаки) сочетала в работах палеологовский стиль с традициями критской школы (росписи мон-рей Благовещения на Патмосе, ц. св. Фотинии в Ираклио, иконы кафоликона мон-ря Успения Пресв. Богородицы близ Микрокастро и др. храмов на Крите, Патмосе, Родосе и Сими). Многочисленные церкви в Г. были расписаны Р. Копсидисом, внесшим новаторские элементы в визант. живопись (род. в 1929; росписи: пронаос кафоликона мон-ря Пендели, правосл. церковь в мон-ре Шевтонь в Бельгии (1957), храм во имя ап. Павла в Правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези, Швейцария). П. Ренгос (1903-1984) привнес в неовизант. живопись элементы модернизма и создал свой стиль (росписи кивория над гробом вмч. Димитрия Солунского (1953), иконы для иконостасов в кафедральном соборе свт. Григория Паламы и соборе прп. Феодоры Солунской в Фессалонике). Яркой индивидуальной манерой отличаются росписи Й. Дукаса (род. в 1924), к-рый активно расписывал церкви по всей Г. в кон. 40-х - 60-х гг. ХХ в. Македон. школе следует в монументальных работах Я. Карусос (род. 1937; росписи нартекса кафоликона мон-ря Петраки в Афинах (1972), собор ап. Андрея в Патрах (1983-1993), ц. вмч. Пантелеимона на ул. Ахарнон в Афинах (1982 - до наст. времени) и др.). Я. Митракас (род. в 1936) привнес в церковную живопись элементы народного фракийского искусства (роспись храмов на о-ве Эвбея, фрески в ц. ап. Павла в Шамбези).

http://pravenc.ru/text/166461.html