В естестве вселенной, относительно к большей и меньшей мере тонкости и удободвижимости 1936 , наблюдается великое различие. Причем самые тонкие части материальной вселенной по своим свойствам предельно приближаются к бесплотному ангельскому естеству. Так, свт. Григорий определяет качество огненной сущности света, занимающей «самый крайний предел чувственной твари», как «самое тонкое и легкое» 1937 . Это самое тонкое вещество материального космоса называется им даже «чисто невещественным» 1938 , за которым уже непосредственно следует умопредставляемое и бесплотное естество. В умозрении Святителя все более грубое связано с увеличением плотности материального вещества. Так, например, тело луны называется самым грубым и материальным из небесных тел 1939 . Всякое более тонкое существо признается также более чистым, что видно как из описания ангельского естества 1940 , так из рассуждений об изменении веществ в организме человека. Описывая процесс усвоения пищи в организме, Святитель противопоставляет более грубую материю пищи и более чистую, «отделив более грубое от чистого» 1941 . Кроме того, рассуждая о деятельности мозга, он говорит, что последний «до высшей степени чистоты» утончает 1942 вещества, достигшие до него после процесса переваривания пищи в кишечнике. Примеры парного по смыслу использования Святителем терминов, описывающих чистоту и тонкость материи, можно умножать 1943 , но мы обратим внимание на несомненное влияние платонической традиции в этом пункте учения Святителя о материи. Кроме самых общих параллелей, удалось найти прямую связь терминов, использованных свт. Григорием и Плотином. Так, во всей базе данных TLG нашлось только два примера парного использования терминов «καθαρς» и «βαρς» 1944 . Свт. Григорий использует это сочетание однажды по отношению к тонким духовным сущностям (см. сноску на предыдущей странице «естество духовное есть…»), а Плотин – для описания состояния человеческой души, просветленной созерцанием 1945 . Сочетание атрибутов «καθαρς» и «λεπτς» по отношению к тонким духовным существам входит в наследие большей части античных философов и было воспринято в библейских книгах Александрийского извода 1946 , а также многими учителями и отцами древней Церкви 1947 . Продолжая эту традицию, свт. Григорий добавляет рассуждения о тонких частях водного естества (см. сноску на предыдущей странице о питании мозга), а также неоднократно говорит о тонких частицах елея, в которые он исчезает после сожжения 1948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1917. Письма переведены: 1–16, 20–40 — T. Л. Александровой. 17–19 — Е. В. Матеровой. 41–53 — Н. А. Кульковой. 1918. Юст (Иуст), епископ г. Лугдуна (совр. г. Лион, Франция), который представлял Галлию на Аквилейском соборе 381 г. Вскоре после собора удалился п египетскую пустыню, умер ок. 390 г. 1919. См.: Исх. 30. 12–13. Дидрахма — греческая серебряная монета стоимостью две драхмы. 1920. См.: Лк. 15. 8–9. 1921. См.: Мф. 6. 22. 1922. См.: Мф. 5. 15. 1923. См.: Исх. 16. 15; Ин. 6. 30. 1924. Мера жидкостей и сыпучих тел, примерно равная 2,2 литра. 1925. Ср. у Филона Александрийского, rer. diu. hercs 13. 191: «Однако пищу небесную для души — а это мудрость, которая называется манной. Божсственное Слово разделяет между всеми, кто будет ее употреблять, прежде всего заботясь о равенстве». Здесь и далее (кроме оговоренных случаев) перевод наш. — Т. А. 1926. Ср:. Исх. 16. 16.. 1927. См.. Еф. 4. 7. 1928. См.: 1Кор. 12. 11. 1929. См . Притч. 9. 5. 1930. См. Мф. 10. 30. 1931. См.: Рим. 8. 17. Ср. у Филона, rer. diu. heres 40. 192: «Пасха же — это когда неразумная душа хочет отложить неразумную страсть и добровольно претерпевает благоразумное благострадание». 1932. См.: 2Кор. 6. 16. 1933. См Мф. 20. 8–12. 1934. См.: 1Кор. 9. 24–25. 1935. См. Мф. 17. 27. 1936. См.: Мф. 17. 25–26. 1937. См.· Ин. 1.29; ср.: Евр. 9. 28. 1938. См: Флп. 2. 7. 1939. См.: Лк. 2. 21. 1940. См.: Мф. 3. 15. 1941. Серебряный статир был равен четырем драхмам. 1942. См.: Мф. 17. 26. 1943. См.: Исх. 30. 13. Подать, о которой идет речь в книге Исхода, была использована на сооружение скинии (см.: Исх. 38. 25–28) и была разовой. Позже эта подать несколько раз возобновлялась и стала ежегодной. 1944. См.: Мф. 4. 19. 1945. См.: Пс. 17. 31. 1946. Речь идет о предписаниях закона, как следует поступать с рабом–евреем, который на седьмой год должен получить свободу, при этом его жена, данная ему господином, и родившиеся от нее дети должны были оставаться в рабстве. 1947. Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 186: ««Я люблю господина моего», то есть господствующий надо мной ум, и «жену мою», любезное и погрязшее в страстях чувство, «и детей», то есть злые их порождения, я не пойду на волю».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1935 . Романчук А. И. «Слои разрушения Х в.» в Херсонесе (К вопросу о последствиях Корсунского похода Владимира)//ВВ. – И989. – Т 50. – С. 182–188. 1936 . Романчук А. И. Средневековый Херсон (отражение в источниках основных функций города)//Херсонесский сборник. – Севастополь: Ахтиар, 1996. – Вып. 7. – С. 133–141. 1937 . Романчук А. И. Строительные материалы византийского Херсона. – Екатеринбург, 2004. – 169 с., 60 табл., 67 рис. (АДСВ). 1938 . Романчук А. И. Херсонес VI – первой половины IX в.: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1976. – 42 с. 1939 . Романчук А. И. Херсонес XII-XIV вв.: Историческая топография. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1986. – 193 с. 1940 . Романчук А. И., Белова О. Р. К проблеме городской культуры раннесредневекового Херсонеса//АДСВ: Проблемы идеологии и культуры. – Свердловск, 1987. – С. 19–36. 1941 . Романчук А. И., Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику: Учеб. пособие. – Екатеринбург: УрГУ, 1995. – 110 с. 1942 . Ронин В. К. Византия в системе внешнеполитических представлений раннекаролингских писателей//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 85–94. 1943 . Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, Патриарха Константинопольского . – Сергиев Посад, 1915. – 491 с. 1944 . Рот К. История христианских народов Балканского полуострова. – СПб., 1908. 1945 . Рубцов И. Рассуждение о таинстве крещения. – СПб., 1850. – 96 с. 1946 . Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга/Под ред. И. П. Медведьева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 631 с. 1947 . Рыбаков В. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27. – С. 81–106. 1948 . Рыдзевский Е. А. К летописному сказанию о походе Руси на Царьград в 907 году//Известия АН СССР. Отделение общественных наук. – Л., 1932. – 2. – С. 471–479. 1949 . Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы; к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. – Харьков, 1901. 1950 . Савина С. Г Никодим Петрович Кондаков//Византиноведение в Эрмитаже. – Л., 1991. – С. 31–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1971 г. журнал «Сторожевая башня» писал: «2300 дней составляют шесть лунных лет… Это время исчисляется от 1 июня 1938 г. до 8 октября 1944 г.» 40  «когда организация была очищена» 41 .   Было тактично забыто, что с самого своего основания Общество учило, что 2300 вечеров и утр книги пророка Даниила символизируют 2300 пророческих лет, и закончились они в 1844 г., о чем свидетельствуется в 7-м томе «Исследования Священного Писания». 3. «Конец света» снова отложен Регулярно, едва ли не каждое десятилетие, Бруклинский центр свидетелей Иеговы увлекал своих последователей мистикой очередной апокалиптической даты. После прихода в Германии к власти Гитлера главной темой деятельности «теократического центра» становятся мрачные события тех лет. Разумеется, были обнародованы новые сроки Армагеддона и вожделенного конца этой «безбожной системы».  Вскоре в число религиозных организаций, запрещенных Гитлером, попало Общество свидетелей Иеговы. В ответ на это в октябре 1934 г. Бруклинский центр направил фюреру телеграмму, где говорилось: «Прекратите дальнейшее преследование свидетелей Иеговы, иначе Бог уничтожит Вас и вашу партию» 42 . Само собой разумеется, что после падения фашистской Германии эта телеграмма была истолкована как исполнение вдохновенного пророчества. Так, Джозеф Рутерфорт в книге пророка Даниила сумел якобы отыскать предсказания о всех событиях, происходивших тогда, и в виде комментариев издал свои толкования в 1942 г. Он писал: «Пусть каждый, любящий Иегову, имеет в виду, что созидание теократического правительства является в настоящее время важной и актуальной проблемой. Только такое правительство оправдает имя Иеговы. Деятельность теократии вступает в новую фазу откровений всему миру, поэтому демоны сконцентрировали сегодня свою военную силу и мощь, чтобы противопоставить себя теократии и обеспечить себе господство над миром. В этой войне, начиная с 1939 г., все демоны оказывали яростное сопротивление теократии. Поэтому окончание второй мировой войны будет совсем иным, нежели ожидает человечество, у нее один исход – Армагеддон» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

п. 1938 ), очевидно понадобившиеся тому же Акакию. К тому же более благоприятному времени его жизни относятся некоторые из нравственно-обличительных сочинений М.Грека, касающиеся современных нравов, монашеских обетов, религиозной внешности и нравственных уклонений, с советами, за которыми обращались к нему разные лица 1939 . При желании еп. Акакия пользоваться ученостью М.Грека, последний легко мог выступать с подобными наставлениями и обличениями. Уже одно обращение Акакия, сознававшего свои недостатки, к М.Греку, свидетельствует в пользу его благодушия и желания воспользоваться наставлениями ученого собеседника, что, в сравнении с другими иосифлянами, только делает ему честь. § IV Возможно, что к этому времени относится похвальное слово М.Грека апост. Петру и Павлу, в котором он касается трех больших латинских ересей, лихоимства и др. нравственных недостатков, в особенности духовенства 1940 . Некоторые полагают, что «послание к некоему другу его сидящему в темнице и просившему у него, как избыть от искушения сатанина и стужаемому от помыслов блудных и от малодушия» 1941 , относится к кн. Вассиану Патрикееву 1942 , но наставительный тон и отсутствие употребляемого обыкновенно Максимом «звания» не позволяет настаивать на этом. В послании Максим удивляется обращению друга, подвергшегося такой скорби и просящего у него совета, когда он сам наиболее требует подобного врачевания. Причину таких напастей он видит в безмерной сытости сладчайшими брашнами и питиями 1943 , в излишестве гордости, влекущей к осуждению ближних, и действии бесов, которые он советует укрощать, как следует иноку, постом, бдением и молитвой 1944 . М.Грек не забывал старых друзей, для которых являлась теперь надобность в письменной беседе, но явились и новые связи. Так, он писал «господину и брату Георгию» (очевидно прежний почитатель 1945 ), что всегда рад с ним беседовать не только чернилами и бумагой, но и устами к устам и лицом к лицу; причем жалуется, что проводит жизнь в различных болезнях и недугах, и просит прощения за продолжительное молчание 1946 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Штепа (или Штеппа) Константин Феодосьевич (1896–1958) – профессор истории Киевского университета, сын православного священника, по происхождению из обрусевших немцев. Обучался в Петроградском университете, затем участвовал в Гражданской войне на стороне белых армий, что скрывал с установлением советской власти. Впоследствии заведовал кафедрой истории Древнего мира и Средних веков Киевского университета, был деканом исторического факультета Киевского государственного университета, председателем Комиссии по истории Византии АН УССР (1931), депутатом Киевского горсовета. С 1927 г. являлся секретным сотрудником НКВД. В феврале 1938 был арестован и содержался в тюрьме до 1939 г. Во время оккупации Киева германскими войсками заведовал отделом народного образования в городской управе, исполнял обязанности ректора Киевского университета. Некоторое время являлся редактором газет «Новое украинское слово» и «Последние новости». В конце 1941 г. подписал обязательство о сотрудничестве с СД. Составил ряд аналитических записок германскому командованию, в том числе и о положении Православной Церкви. После отступления немецких войск из Украины обосновался в Берлине. В 1944 г. его семья получила немецкое гражданство. Редактировал журнал для восточных рабочих и власовцев «На досуге», чем вызывал недовольство украинских националистов в эмиграции. После окончания войны сотрудничал с изданиями НТС – журналами «Грани» и «Посев», где писал под псевдонимами Громов, Лагодин и др. В 1950 – один из учредителей и сотрудников «Института по изучению истории и культуры СССР» в Мюнхене. С 1952 вплоть до своей смерти жил в США. Сотрудничал с ЦРУ. В эмиграции продолжал литературную деятельность. Автор исторических исследований «Ежовшина», «Основы сталинизма», «Русские историки и советское государство», «Формула меньшего зла» и др. Щербаков Александр Сергеевич (1901–1945), советский государственный и партийный деятель. С 1941 г. – секретарь ЦК ВКП(б), с 1942 г. – начальник Главполитуправления Советской Армии, начальник Совинформбюро, заместитель наркома обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С давних пор уже ломбарды, обращенные в православие 1938 , находились в хороших отношениях с империей; они получали от нее субсидии и поставляли ей солдат. 1939 Юстиниан пошел дальше. Около 547 г. он разрешил ломбардам поселиться в Норике и в Паннонии, причем выдал им значительный суммы денег. 1940 Этим путем он рассчитывал обеспечить себе их содействие против их соседей гепидов, и вследствие заключенного союза византийские войска неоднократно поддерживали ломбардов короля Одуина против его врагов и доставляли ему победу. 1941 Помимо того, что он нейтрализовал таким образом грозных врагов, Юстиниан находил в союзе с ломбардами еще другую выгоду: он вербовал среди них превосходных солдат для своей армии. 1942 Это не мешало, однако, Юстиниану, для обеспечения верности их королей, принимать в Константинополе вытесненных ими соперников и осыпать их почестями. 1943 Этим способом он держал в подчинении вождей варваров и поощряя их к исполнению долга, подобно тому как, возбуждая соперничество между народами, он подстрекал их оспаривать друг у друга знаки императорского благоволения. На запад от ломбардов, в Мизии I, были поселены со времени Анастасия герулы. 1944 Будучи в начале VI века еще язычниками крайне варварских нравов, они были обращены в христианство заботами Юстиниана. 1945 Их король, Грепес, явился в Константинополь для крещения вместе с двенадцатью своими родственниками и главными представителями своей знати: император самолично был его восприемником. 1946 Тесный союз был последствием этого обращения. Император предоставил герулам новые земли в Дакии и в окрестностях Сингидунума; он увеличил уплачиваемую им субсидию и за это вербовал среди них большое число солдат. 1947 Приняв христианство, союзные герулы начали цивилизоваться. Тем не менее внутренние революции влекли за собой в известной мере отдаление их от Византии, так что, не смотря на старания Юстиниана дать им короля 1948 , часть их колен покинула империю и соединилась с гепидами. Эти последние проживали от Дуная до Карпат; они только что овладели Сирмиумом и частью Дакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

В Новгородской губернии странническая секта, во главе с Яковом Яковлевым, приютилась в Колотиловском лесу, Устюжского уезда. Однако в ноябре 1808 года Яков Яковлев, уже 60-летним стариком, был пойман, и вся его община, в числе 29 человек, предана суду. Решением кабинета Министров более упорные из них (10 человек) были наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск, на каторжную работу, другие были подвергнуты более легкому наказанию, а 6 человек, как раскаявшиеся, были отданы на духовное покаяние 1937 . Из Устюжского уезда секта распространилась и в Черниговском уезде (дер. Назарово) 1938 . —397— С начала XIX столетия небольшое общество (человек 50) странников появилось в лесах около Вологды 1939 . С 1812 года заметно особенное оживление в страннической пропаганде. В этом году упомянутому Севастиану Крайневу удалось увлечь странническим учением одного Ярославского мещанина Михаила Феодорова Чагрина, которого он перекрестил с именем Мокея, сделал наставником и приобрел в нем ревностного помощника в своей сектаторской деятельности 1940 . К тому же времени относится распространение секты в Костромской губернии. Около 1812 года прибыли в Сопелки из с. Красного 1941 , Костромского уезда, беглые раскольники филипповского согласа – Родион Михайлов с отцом своим Михаилом Тихановым. Они были приняты в согласие и крещены Мокеем Феодоровым. В 1824 году прибыль в Сопелки крестьянин села Сидоровского, Кинешемского уезда, по отце Адрианов. И этот был крещен наставником Родионом Михайловым и по своей начитанности сам скоро сделался наставником. Через несколько времени из того же села Красного для ознакомления с учением секты странников прибыли в Сопелки две женщины – Авдотья и Анна. После беседы и совещания с сопелковскими старцами, они пригласили к себе в Костром- —398— скую губернию, наставника секты Михаила Андреева. При помощи этого учителя, они в короткое время успели увлечь многих как из селений около с. Красного, так и – около заштатного г. Плеса. Бывали случаи перехода „в странство“ целыми семействами 1942 . Около 1835 года главным наставником здесь был беглый каторжник Федор Иванов, который, имея себе пристанища в Кинешемском и Костромском, для большего привлечения себе последователей, отправлялся в Нижегородскую губернию 1943 . По раз следованиям специальной комиссии 1850 года секта странников в Костромской губернии особенно сильно укоренилась в следующих уездах: Нерехотском 1944 , Кинешемском 1945 , Юрьевецком 1946 и Костромском 1947 . Как особен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следствием этой печали было покаяние, ведущее к возвращению утраченного настроения и доброй жизни, к спасению. Тит говорил Апостолу о плаче коринфян 1927 , об извинениях, о страхе 1928 . В частности, на того кровосмесника, о котором сообщили Апостолу в Ефесе и о котором он отвечал в 1-м Послании к коринфянам 1929 они выразили негодование 1930 и привели над ним в исполнение повеление Апостола: отлучили его от церковного общения 1931 и это сделали с такой строгостью, что Апостол счел нужным просить их о смягчении 1932 . по-видимому, исполнили коринфяне наставление Апостола, чтобы они удалились всего языческого 1933 . Вообще нужно полагать, что коринфяне решились исправить у себя все так, как это указано было им Апостолом в 1-м Послании, ибо он уже более о том не упоминает в своем 2-м Послании. К самому Апостолу они восчувствовали еще большую любовь и воспылали ревностию по нем, т.е. ко всем его повелениям 1934 . Самого Тита они приняли со страхом и трепетом 1935 , ибо тогда уже пребывали в печали и покаянии. «Они и возлюбили Тита, как отца, и убоялись, как начальника; в них ни страх не помрачил любви, ни любовь не ослабила страха» 1936 ; посему они и оказали ему полное послушание 1937 . Когда Тит предложил им сделать пожертвования в пользу палестинских церквей, то они охотно откликнулись на это 1938 . Возвратившийся Тит весьма утешался доброй жизнью коринфян 1939 , и вообще его сердце было весьма расположено к ним 1940 . Все эти добрые известия о дорогой Апостолу коринфской церкви весьма радовали его. Но вместе с этими известиями Тит принес Апостолу и печальные. В коринфской церкви явились лжеучители, враги Апостола, которые всячески хотели разрушить то, что он создал там. Во 2-м Послании к коринфянам, разумеется, на основании сообщений Тита, есть несколько характеристичных черт этих врагов. Они евреи, израильтяне и семя Авраамово 1941 . Они считают себя Христовыми служителями 1942 , принимают вид Апостолов Христовых 1943 , они хвалятся своими трудами и подвигами, совершаемыми будто ради благовествования 1944 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

11 апреля 2006 г от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 — 11 октября 1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944); . от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Викторова; 1871 — 11 апреля 1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 — 10 января 1938); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 — 19 июня 1957); от Симбирской епархии: протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 — 14 (27) сентября 1918), священника Николая (Покровского; 1864 — 18 марта 1919). 17 июля 2006 г. от Брянской епархии: протоиерея Варлаама (Попова; 1880 — 8 декабря 1937), священника Стефана (Грачева; 1886 — 7 февраля 1938); от Московской епархии: архимандрита Родиона (Федорова; 1864 — 1933), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 — 26 декабря 1937), протоиерея Петра (Маркова; 1881 — 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 — 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 — 8 января 1938), послушницу Марфу (Коврову; 1897 — 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 — 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882 — 11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 — 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахиню Марию (Леляновой; 1874 — 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 — 2 сентября 1918). 6 октября 2006 г. от Архангельской епархии: протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии: протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина; 1879 — 27 мая 1939), протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницу Евфросинию (Тимофееву; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анну (Четверикову; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010