Акад. 45 (1933). С. 7–48), они происходили из благородного болгаро-куманского рода (подобное уже у Успенского: Образование. С. 105 сл.); Мутафчиев (Op. cit. P. 3 sv.) предполагает их русское происхождение, указывая при этом на многочисленность тогдашних русских поселений в нижнем течении Дуная, и, с другой стороны, подчеркивает, что куманское имя Асень часто встречается в древнерусских летописях и что Юрий Долгорукий в 1107 г. женился на внучке куманского вождя Асеня: родившийся от этого брака Василько получил от императора Мануила I четыре города на Дунае. В. Николаев (Потеклото на Асеневци и етничиският характер на основаната от тях държава. София, 1940) отвергает все прочие разъяснения и в противоположность им придерживается уже давно признанного безосновательным тезиса о том, что Петр и Асень происходили из старой болгарской царской династии. См. отрицательный отзыв Д. Ангелова в BS19 (1948). Р. 358. 940 К более благоприятному суждению об Исааке II приходит и М. Бахманн: Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an den Kaiser Isaak II. Angelos. München, 1935. 941 Д. Расовский (Роль половцев в войнах Асеней с византийской и латинской империями в 1186–1207 гг.//Списание на Бълг. Акад. 1939. С. 203–211) очень хорошо показал, что участие куманов всегда имело решающее значение для исхода византийско-болгарских, а также более поздних латино-болгарских войн, однако куманы из-за климатических условий никогда не принимали участие в болгарских походах летом. 945 Dölger . Reg. 1591. Ср.: Brand M. The Byzantines and Saladin, 1185–1192: Opponents of the Third Crusade//Speculum 37 (1962). P. 170 ff. 946 Dölger . Reg. 1603; Zimmert К. Der Friede zu Adrianopel//BZ 11 (1902). S. 303–320. См. тж.: Zimmert K. Der deutsch-byzantinische Konflikt vom Juli 1189 bis Februar 1190//BZ 12 (1903). S. 42–77. 947 Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 273–274; Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an Isaak II. Angelos. München, 1935. S. 68 ff. 950 См.: Laurent V. La Serbie entre Byzance et la Hongrie à la veille de la quatrième croisade//RHSEE 18(1941).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Adv. math. VIII 8) и Олимпиодор Младший ( Olympiodori philosophi In Platonis Phaedonem Commentaria/Ed. W. Norvin. Lpz., 1913. P. 156); она встречается в греч. словаре XI в. «Etymologicum Gudianum» (см.: Luther. 1935. S. 12-13). В XX в. философская интерпретация такого понимания слова λθεια стала одним из лейтмотивов творчества М. Хайдеггера , вслед за к-рым ее развивали Р. Бультман ( Bultmann. 1928), В. Лютер ( Luther. 1935), Э. Хайч ( Heitsch. 1962) и др. Так, определяя первоначальное значение слова λθεια в «Бытии и времени» (1927), Хайдеггер утверждал: «λθεια... обозначает «сами вещи» (die «Sachen selbst»); то, что являет себя; сущее по способу его открытости (im Wie seiner Entdecktheit)» ( Heidegger M. Sein und Zeit. Tüb., 1967. S. 219). По мнению Бультмана, «первоначальный смысл греческого слова λθεια - несокрытость (Unverborgenheit), раскрытость (Aufgedecktheit), открытость (Erschlossenheit). Увидеть или показать λθεια вещей означает увидеть или показать их так, как они действительно существуют и как они показывают сами себя, т. е. в их несокрытости и неискаженности ложными мнениями и представлениями... λθεια есть прежде всего характеристика вещей или событий» ( Bultmann. 1928. S. 134). Т. о., сторонники этой гипотезы считают, что исходным содержанием термина λθεια была попытка греков зафиксировать в нем особую «открытость» мира как онтологическую характеристику сущего, тогда как в эпистемологическом смысле, т. е. в качестве характеристики познания человеком окружающих его вещей, слово λθεια стало использоваться лишь после его переосмысления в платоновской философии. Вместе с тем оппоненты этой гипотезы справедливо отмечают, что, хотя с т. зр. логического развития понятия «истина» такая трактовка выглядит убедительной, она нередко вступает в противоречие с реальными фактами греч. словоупотребления, зафиксированными в античной лит-ре. Согласно 2-й гипотезе, λθεια восходит к глаголу λθειν в медио-пассивной форме - λθομαι, λανθνομαι, в к-рой он имеет значение «забывать», «предавать забвению».

http://pravenc.ru/text/675021.html

03(16)03.1961 22.06(05.07)1961 ОРЛОВСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 15(28)05.1963 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 17(30)03.1964 14(27)01.1966 ТУЛЬСКАЯ, паки 14(27)01.1966 24.06(07.07)1966 ТАМБОВСКАЯ 15(28)11.1968 25.06(08.07)1970 Антоний Лебедев УРАЛЬСКАЯ, обн. 07(20)09.1929 22.12.1931 (04.01)1932 КРАПИВЕНСКАЯ, обн. 22.12.1931 (04.01.1932) 21.01(03.02)1932 УРАЛЬСКАЯ, обн., паки 21.01(03.02)1932 29.07(11.08)1932 Антоний Марценко ЛЮБЛИНСКАЯ (ПАЦ) 12(25)02.1923 КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ (ПАЦ) 03.1930 02(15)04.1934 ГРОДНЕНСКАЯ ( ПАЦ) 09.1937 12(25)06.1940 КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ 15(28)10.1940 09(22)08.1941 ОДЕССКАЯ 09(22)08.1941 03.1944 ОРЛОВСКАЯ 04(17)01.1946 06(19)07.1946 ТУЛЬСКАЯ 06(19)07.1946 19.03(01.04)1952 Антоний Масендич в/у БАРНАУЛЬСКАЯ 13(26)02.1994 06(19)03.1994 БАРНАУЛЬСКАЯ 06(19)03.1994 Антоний Мельников БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 18(31)05.1964 23.01(05.02)1965 в/у ОДЕССКАЯ 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 МИНСКАЯ 12(25)05.1965 27.09(10.10)1978 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 24.08(06.09)1978 27.09(10.10)1978 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 27.09(10.10)1978 16(29)05.1986 в/у НОВГОРОДСКАЯ (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 Антоний Миловидов УСТЬ-КАТАВСКАЯ 24.05(06.06)1925 ТРОИЦКАЯ 03(16)03.1926 ТРОИЦКАЯ, паки 14(27)04.1928 БУГУЛЬМИНСКАЯ 14(27)04.1928 03(16)06.1933 КРАСНОЯРСКАЯ 03(16)06.1933 07(20)04.1934 АЧИНСКАЯ 07(20)04.1934 27.08(09.09)1935 ОМСКАЯ 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Мокотов КИШИНЕВСКАЯ 17.03.1858 13.03.1871 Антоний Москаленко в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 30.08(12.09)1985 30.09(13.10)1985 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 ЧЕРНОВИЦКАЯ 17(30)12.1986 09(22)11.1990 УРАЛЬСКАЯ 09(22)11.1990 Антоний Нарожницкий ТОБОЛЬСКАЯ 26.09.1742 09.10.1748 Антоний Николаевский КАШИНСКАЯ 1867(?) СТАРИЦКАЯ 19.02.1867 31.03.1873 КРАСНОЯРСКАЯ 31.03.1873 14.05.1881 ПЕНЗЕНСКАЯ 14.05.1881 15.04.1889 Антоний Одинович КОЛОМЕНСКАЯ 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Оники ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Антоний Павлинский ОСТРОГОЖСКАЯ 08.07.1852 03.10.1853 СТАРОРУССКАЯ 03.10.1853 18.12.1854 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 18.12.1854 20.07.1857 НИЖЕГОРОДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

76 О Хомякове, в этом отношении, см. P. K. Christoff, An Introduction to Nineteenth Century Russian Slavophilism, Vol. I, A. S. Xomjakov (S. Gravenhagë 1961). О Соловьеве, см. К.В. Мочульский. Владимир Соловьев (Париж: 1936). О Федорове см. A. Schmemann, Ultimate Questions, An Anthology of Russian Religious Thought (New York: 1964), pp. 173sq.). 78 Его наиболее важные книги в этой области – The Destiny of Man (London: 1937) и Freedom and the Spirit (London: 1935). См. O. F. Clarke, Introduction to Berdyaev (London: 1950), и Зеньковский, История. Т. II. 80 См. С.В. Троицкий , Философия христианского брака, (Париж: 1933); P. Evdokimov: Le Mariage, Sacrement de ÍAmour (Lyon: 1944); La Femme et le Salut du Monde (Tournai-Paris: 1958); Sacrement de l " Amour (Paris: 1962). 83 G. Florovsky, «Orthodox Ecumenicism in the 19th Century», St. Vladimir " " s Seminary Quarterly, IV, 3–4 (1956). Это расширенная глава из: A History of The Ecumenical Movement, ed. by R. Rouse and S. C. Neill (London-New York: 1954), pp. 169–215. 84 N. Zernov, «The Eastern Churches and the Ecumenical Movement in the 20th Century», A History of the Ecumenical Movement, pp. 667sq. 85 S. Bulgakov: «By Jacob " " s Well» (On the Actual Unity of the Divided Church in Faith, Prayer and Sacraments), Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 22, 1933; «Ways to Church Reunion», Sobornost, 2, 1935; «Spiritual Intercommunion», Sobornost, 4, 1935. 86 L. Zander: Vision and Action (London: 1952); «Let us in unity praise the All-Holy Spirit», Student World, 2, 1937, pp. 157–168; «What is Unity», Student World, 2, 1939, pp. 153–164; «Mouvement Ecumenique», Irenikon, 6, 1937, pp. 1–53. 87 N. Zernov, The Reintegration of the Church (London: 1952); Orthodox Encounter (The Christian East and the Ecumenical Movement), (London: 1961). 88 P. N. Evdokimov, «Notes preliminaires pour une theologie oecumenique», Foi et Vie, 6, (Paris: 1947), pp. 541–570, and L " Orthodoxie (Neuchatel-Paris: 1959), pp. 334sq. 89 Florovsky: «Une Vue sur l " Assemblee d " Amsterdam», Irenikon, XXII, 1 (1949); «The Orthodox Church and the WCC», St. Vladimir« " s Seminary Quarterly, II, 4 (1954); «The Challenge of Disunity», ibid., III, 1–2 (1955), pp. 31–36; «Obedience and Witness», The Sufficiency of God: Essays in Honor of W. A. Visser »t Hooft, ed. R. C. Mackie and Charles C. West (London: 1963); «Confessional Loyalty in the Ecumenical Movement», Student World, 43, 1; «The Eastern Orthodox Church and the Ecumenical Movement», Theology Today, VII, 1 (1950); см. также обзор Флоровским книги Зандера Vision and Action in St. Vladimir " " s Seminary Quarterly, I, 2 (1953), pp. 28–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

1045 См.: Loenertz R.-J. Notes d " histoire et de chronologie byzantines//REB 20 (1962). P. 171–180. 1048 Мы придерживаемся традиционной хронологии, которая опирается на данные Морейской хроники, поскольку критика Драгумиса ( Δραγομης Σ. Χρονικν Μορως τοπωνυμικ, τοπογραφικ, ιστορικ. Αθναι, 1921) и Закитиноса ( Zakythinos . Despotat. Vol. I. P. 41 sv.) не привела к какому-либо удовлетворительному результату. Хронологии Морейской хроники следует также Лоньон ( Longnon . Empire latin. P. 232–233). 1050 См.: Gay J. Notes sur le second royaume français de Sicile//Mélanges Jorga. Paris, 1933. P. 309 sv. 1053 Подробное описание восточной политики Григория X с особым вниманием к его планам крестовых походов предлагает Лоран: Laurent V . La croisade et la question d " Orient sous le pontificat de Grégoire X//RHSEE 22 (1945). P. 105–137. См. тж.: Его же . Grégoire X et un projet de ligue antiturque//EO 37 (1938). P. 257 sv. и Le rapport de Georges le Metochite, apocrisiaire de Michel VIII Paléologue auprès du pape Grégoire X (1275–1276)//RHSEE 23 (1946). P. 233 sv. Статья: Fliche A . Le problème oriental au second concile oecuménique de Lyon (1274)//OCP 13 (1947). P. 475–485 – с содержательной точки зрения не привносит ничего нового. 1054 Бенегиевич В.Н. Описание греческих рукописей св. Екатерины на Синае. Т. 1. СПб., 1911. С. 542 сл. 1055 Pachym. I. P. 318–319. Простагма Михаила VIII от 8 ноября 1272 г.: Heisenberg . Palaiologenzeit. S. 37 ff. (с подробным комментарием). Dölger . Reg. 1994,1995. 1056 См.: Успенский Ф.И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках//ВВ 24 (1923–1926). С. 1–16; Вернадский Г. Золотая Орда, Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога//SK 1 (1927). С. 73 сл. 1057 См.: Lane-Poole St . A History of Egypt in the Middle Ages. London, 1901. P. 242 ff.; Poliak A . Le caractère colonial de l " Etat Mamelouk dans ses rapports avec la Horde d " Or//Revue des études islamiques 9 (1935). P. 231 sv. 1059 Хронологические зацепки в источниках крайне скудны. См.: Dölger . Reg. 1969,1976,1977. Избранная здесь хронология получает свое основание путем сопоставления описанных событий: союз с Ногаем не может быть датирован ранее весны 1272 г., поскольку ему предшествуют, с одной стороны, татарский набег, вызванный Иоанном Фессалийским, который случился самое раннее в 1271 г., а с другой – болгарско-византийская война, которая едва ли могла начаться ранее начала 1272 г., поскольку между нею и случившейся, вероятно, ок. 1270 г. Смертью царицы Ирины Ласкарины находится еще свадьба царя с племянницей императора Марией и рождение сына от этого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Бальданца, 1968]; [Боннэ, 1974]; [Виладрич, 1972]; [Грасиас, 1981]; [Ладю, 1974]; [Ленер, 1962]; [Наваррете, 1976]; [Пинто Гомес, 1979]. 71 Указ, место, p. 206: " Действительность неотменимого брачного до говора, который возник из свободного и полного любви согласия». 72 У Хэрда, Бачка-Суботица, 28. 12. 1940: S.R.R.D. 32 (1940), р. 888: «Ubi autem in moribus alicuius gentis est ut per arbitrium genitorum independenter a filiis matrimonia concilientur, inquisitio diligentior convertenda est in perscrutando statu animi patientis, quoniam hic, informatus tandem sua saeculari traditione, facile sese eventibus accommodare potest, sive indifferenter impositum matrimonium acceptando, sive, si quae aversio adest, morem gerendo voluntati illius cui resistere ei nequam videtur. Qui enim morem gerii nisi invite fecit, valide contrahit». 73 Энцикл. Populorum progressio, 26. 03. 1967: A.A.S. 59 (1967), р. 275: «Если же отнимается прочнейшее право на брак и порождение потомства, то речь идёт о человеческом достоинстве». 75 Энцикл. Нитапае vitae, 25. 07. 1968, п. 11: A.A.S. 60 (1968), р. 488: «Ecclesia, dum homines commonet de observandis praeceptis legis naturalis, quam constanti sua doctrina interpretatur, id docet necessarium esse, ut quilibet matrimonii usus ad vitam humanam procreandam per se destinatus permaneat». 76 Свящ. Конгр. св. служ. (01. 03. 1941): «Требуется ли и достаточно ли для законченного соития и завершения , чтобы мужчина хотя бы как-то, пусть даже не до конца проник во влагалище и естественным образом произвел непосредственно в нём семяизвержение, хотя бы частичное; или же требуется такое проникновение во влагалище, чтобы весь член находился во влагалище?» «Ответ: «утвердительно _ на первую часть вопроса, отрицательно – на вторую». 78 Свящ. Конгр. св. служ. (16. 02. 1935), Ординарию Аахена: «Ап vir qui subiit vasectomiam bilateralem, totalem et irreparabilem vel aliam operationem chirurgicam eiusdem effectus, qua scilicet omnis communicatio cum testiculis irreparabiliter ita intercluditur ut nulla sperma ex iis traduci et transferri naturali via possit, nihilominus ad matrimonium ineundum admitti tuto possit iuxta normam in § 2 can. 1068 statutam». R. «In casu sic dictae sterilizationis, iniqua lege impositae, matrimonium ad mentem paragraphi 2° canonis 1068 CIC, non esse impediendum». См. ОЧоа, Законы Церкви..., т. I, p. 1262.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Ед. хр. 14. Л. 43, 44. Письмо, машинопись. 618 “Дасс Ферборгене Антлитц” — немецкое название рассказа И. С. Шмелева “Лик скрытый”. 619 “Дасс эвигэ Лихьт” — немецкое название рассказа И. С. Шмелева “Свет вечный”. 620 “Дии Зоннэ дер Тоттен”… “Киндерфрау” — перечислены восемь книг Шмелева, опубликованные на нем. языке (“Солнце мертвых”, “Человек из ресторана”, “Неупиваемая Чаша”, “История любовная”, “Рассказ бывалого человека”, “Мери” (в ней “Мой Марс” и “Полочка”), “Свет разума”, “Няня из Москвы”). 621 “Валльфарт ан Бротт” — немецкое название рассказа “Про одну старуху”. 622 “Ан дэн Баумстюмпфен” — немецкое название рассказа “На пеньках”. 623 “Диэзес вар” — немецкое название рассказа “Это было”. 624 …Эрнста Вихерта… — Эрнст Вихерт (1887—1950), немецкий прозаик и литературный критик, автор романов “Майорша”, “Простая жизнь” и др. произведений, в 30е годы протестовал против нацистского режима, в 1938 г. арестован, находился в лагере Бухенвальд. Друг и корреспондент И. С. Шмелева, автор ряда статей о нем. 625 “Uber Iwan Schmeliow” — статья Э. Вихерта “Об Иване Шмелеве” (Eckart. 1933. No 10). 626 “Профет дер Кризэ” (“Prophet der Krise”) — статья И. А. Ильина о И. С. Шмелеве “Предвестник кризиса” (Eckart. 1932. No 7—8). 627 …ученая работа обо мне… Михаэль Ашенбреннэр… — Aschenbrenner Michael. Jwan Schmeljow: Leben und Schaffen des grossen russischen Schriftellers — Königsberg/Pr., Berlin: Ost-Europa-Verl., 1937. Книга диссертанта Кенигсбергского университета Михаила Ашенбреннера, который в 1935 г. обратился к И. С. Шмелеву с просьбой предоставить ему биографические сведения и др. материалы для работы. 628 …караимочка… — Елизавета Семеновна Гелелович (урожд. Дуван, 1901—?), жена Сулеймана Ильича Гелеловича, владевшего в Париже “русским магазином”. С. И. и Е. С. Гелеловичи жили недалеко от ул. Буало, 91 (последний парижский адрес Шмелева), в соседнем квартале, на ул. Микеланджело, 106. 629 “Прозерпина” — стихотворение А. С. Пушкина (1824). 630 …гордая жена… — Елизавета Ксавериевна Воронцова (урожд. графиня Браницкая), жена новороссийского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова (1782—1856). 631 …“упек”… в ссылку… — М. С. Воронцов составлял доклады министру иностранных дел о вольнодумстве и атеизме А. С. Пушкина. В 1824 г. Пушкин был выслан в село Михайловское. 632 “легкие, как сон” — из стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” (1826). 633 Томас Манн — немецкий писатель (1875—1955), лауреат Нобелевской премии (1929), весной 1924 г. познакомился со Шмелевым в Париже (см. переписку Т. Манна и И. С. Шмелева: Мосты. 1962. No 9. С. 317—324). Т. Манн номинировал кандидатуру И. С. Шмелева на получение Нобелевской премии. См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество И. С. Шмелева. М., 1994. С. 224—228; Марченко Т. В. Иван Шмелев и Нобелевская премия//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 163—171. 634 “Слава в вышних Богу…” — Лк. 2:14 ; входит в ряд рождественских песнопений, служит началом Великого славословия на всенощном бдении. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

44 Рождественский Вс. Читая Пушкина. Л., 1966, с. 137–138. 45 Маршак С.Я. Указ, соч., с. 52. 46 Белинский В.Г. Грамматические разыскания В.А. Васильева. — В кн.: Русские писатели о языке. Л., 1954, с. 145. 47 Брюсов В.Я. Miscellanea. — В сб.: Сила русского глагола. М., 1973, с. 40. 48 Хубов Г. Выдающийся деятель культуры. — Правда, 1974, 15 января. 49 Фадеев А.А. Из заключительного слова на открытом партийном собрании московских писателей. — Русские писатели о языке. Л., 1954, с. 414. 50 Елпатьевский С.Я. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. — В кн.: Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. т. 1. М., 1955, с. 183. 51 Голованов Я. Земля Архангельская. — Комс. правда, 1984, 23 октября. 52 Чуковский К.И. Книги и люди. М., 1960, с. 379. 53 Астафьев В. Не лишний багаж — благородное сердце. — Лит. газета, 1985, 5 февраля. 54 Фурманов Д.А. «Здравствуй, грядущее!» — Комс. правда, 1976, 16 марта. 55 См.: Чуковский К. Мастерство Некрасова. М., 1962, с. 378. 56 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1955, с. 459. 57 Ломоносов М.В. Российская грамматика. — Полное собрание сочинений: Труды по филологии. т. 7. М.; Л., 1952, с. 407. 58 Пушкин А.С. Письмо к издателю. — В кн.: Русские писатели о языке. Л., 1954. 59 См.: Шанский Н.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с. 122. 60 См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. Спб., 1903, с. 325. 61 Пешковский А.М. Указ, соч., с. 113. 62 Срезневский И.И. Указ, соч., т. 2, с. 1636. 63 Шанский И.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Указ, соч., с. 361. 64 Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. М.; Л., 1935, с. 104. 65 См.: Срезневский И.И. Указ, соч., т. 3, с. 859. 66 Богородицкий В.А. Указ, соч., с. 104. 67 Виноградов В.В. Указ, соч., с. 663. 68 Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Указ, соч., с. 261. 69 Политические кружки. 70 Тайное политическое общество в Пруссии в 1808–1810 гг. Ещё статьи о воспитании Духовное развитие Душевное развитие

http://azbyka.ru/deti/zanimatelno-o-russ...

...подобно проклятой смоковнице — Использована притча из Евангелия от Марка, XI, 13—14, 20—21. Маны — по верованиям древних римлян, души умерших, почитавшиеся как божества. Сужский лагерь — военный лагерь в 28 км от Бордо. Гостии — облатки (у католиков), просвиры. Здесь: предметы вещного мира как средство приобщения к богу, к природе. 198 Манон и Мими — Манон — героиня оперы Массне «Манон» (1884) на сюжет романа А. Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (см. коммент. к с. 307). Мими — гризетка из новеллы А. де Мюссе «Мими Пенсон» (1843), положенной в основу водевиля (театр «Варьете», 1845). Вальтер Бруно ( наст. имя Вальтер Шлезингер, 1876—1962) — немецкий дирижер, вынужденный покинуть Германию при фашистском режиме; натурализовался в США. 200 Стравинский Игорь Федорович (1882—1971) — русский композитор-новатор, принявший в 1934 г. французское подданство, в 1945 г. — американское; автор «Хроники моей жизни» (1935), сборника статей «Музыкальная поэтика» (1942). Австрия оплакивала своего канцлера-мученика... — 25 июля 1934 г. в Вене во время нацистского путча сторонниками аншлюса был убит австрийский канцлер и министр иностранных дел Энгельберт Дольфус (1892—1934). 201 ...не в пример Вагнеру в Байрейте... — В 1876 г. в Байрейте (Бавария) состоялось открытие музыкального театра, построенного для исполнения произведений Р. Вагнера. Свои музыкальные драмы Вагнер считал образцами «музыки будущего». Что сказали бы их солемские собратья! — Бенедиктинское аббатство в Сабле-сюр-Сарт (где с 1833 г. находится центр бенедиктинской конгрегации во Франции) известно своей приверженностью к григорианским песнопениям. Григорианское пение (или хорал) — общее название литургических песнопений католической церкви; канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года началось при папе Григории I (590—604). 202 ...провожающих нет, только пес бредет следом — Речь идет о литографии французского художника Пьера Роша Виньерона (1789—1872) «Похороны бедняка» (1819), в которой Бетховен видел изображение нищенских похорон Моцарта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

587 О времени составления «Книги эпарха» см. выше раздел «Источники». Наиболее основательному анализу подверг ее Штёкле ( Stöckle . Zünfte). Ценными являются работы: Χριστοφιλπουλος. παρχικν βιβλον и Mirckwitz . Zünfte. S. 205 ff., а также статьи: Черноусов Е.А. Римские и византийские цехи//ЖМНП Н.с. 53 (1914). Сентябрь. С. 154–178; Kubitschek W. Zum παρχικν βιβλον//Numismatische Zeitschrift 44 (1911). S. 185–201). См. также важные исследования М.Я. Сюзюмова (Книга эпарха. Свердловск, 1949 и Ремесло и торговля в Константинополе в начале X в.//ВВ 4 (1951). С. 11–41) и А.П. Каждана (Цехи и государственные мастерские в Константинополе в IX-X вв.//ВВ 6 (1953). С. 132–155 и Деревня и город. С. 301 ел.). Далее см. комментарий Николя к изданию (1893) и переводу (1894); краткий комментарий Фрешфилда к английскому переводу (1938); Цахариэ в BZ 2 (1893). S. 132–136,177; Hartmann L.M. Analekten zur Wirtschaftsgeschichte Italiens im frühen Mittelalter. Gotha, 1904. S. 16 ff.; Успенский Ф.И. Константинопольский епарх//ИРАИК 4 (1899). С. 90 ел.; Gehrig H. Das Zunftwesen Konstantinopels im X. Jh.//Jahrbuch fürNational-ökonomie und Statistik 38 (1909). S. 577–596; Waltzing S.P. Etudes historiques sur les corporations. Vol. II. Louvain, 1896. P. 347 sv.; Kornemann . RE. Bd. IV. 1901. S. 478–479; Vogt . Basile I er . P. 139 sv., 389 sv.; Marzemini G. в Atti del R. Istit. Veneto di scienze, lettere ed arti 94 (1934–1935). P. 381 sq.; Mickwitz G. Die Organisationsformen zweier byzantinischer Gewerbe im X. Jh.//BZ 36 (1936). S. 63–76; Macri Chr. M . L’organisation de l " économie urbaine dans Byzance. Paris, 1925; Zoras G. Le corporazioni bizantini. Roma, 1931. Рус. пер. с комментариями: Сюзюмов М.Я. Византийская книга эпарха. М., 1962. 588 Это особо подчеркивается в: Stöckle . Zünfte. S. 135 ff.; Hartmann L.M. Analekten. S. 16 ff.; Waltzing S.P. Etudes historiques sur les corporations. Vol. II. Louvain, 1896. P. 347–348; Kornemann E. RE. Bd. IV. S. 478. 589 Так: Gehrig H. Das Zunftwesen Konstantinopels im X. Jahrhundert//Jahrbuch fur Nationalokonomie und Statistik 38 (1909). S. 592 ff.; Каждан А.П. Цехи и государственные мастерские в Константинополе в IX-X вв.//ВВ 6 (1953). С. 143 сл. и Деревня и город. С. 305 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010