Св. Иоанн Предтеча. Икона. Мастер Ф. Кондоглу. 1963 г. (мон-рь Григориат) Св. Иоанн Предтеча. Икона. Мастер Ф. Кондоглу. 1963 г. (мон-рь Григориат) Большую роль в творческом пути Кондоглу сыграли посещение им Афона в 1923 и 1924 гг. и копирование визант. произведений живописи (фрески, иконы, миниатюры), а также реставрация фресок собора мон-ря Кесариани (1932), икон в музее Керкиры (1934), росписей ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (1936-1940). В 1927 г. им были написаны первые оригинальные иконы в неовизант. стиле - «Вмч. Георгий Победоносец» и «Мц. Евгения» для митрополичьего собора на о-ве Кимолос. Наиболее значительны иконы, выполненные им для иконостасов церквей Успения Пресв. Богородицы в афинском квартале Монастираки (1932; вместе с Царухисом), свт. Николая на ул. Ахарнон в Афинах (1947), вмч. Димитрия в Фессалонике (1948), мон-рей Пендели, Платитера (вместе с Г. Киприосом и Георгакопулосом, 1955) и мн. др. Кондоглу исполнил росписи парекклисиона св. Ирины в р-не Кифисья (Б. Афины) (1938; вместе с Глиатасом), церквей Живоносного Источника в Пеании в Аттике (1939-1951; вместе с Глиатасом и Терзисом), Капникареи (1942-1955; вместе с П. Одабасисом, С. Папаниколау и Копсидисом), св. Андрея в афинском р-не Като-Патисия (1950-1952; вместе с Глиатасом и Одабасисом), парекклисиона вмч. Георгия храма равноап. Константина близ пл. Омония в Афинах (1950), вмц. Варвары в афинском р-не Эгалео (1950), Благовещения на Родосе (1952; вместе с Терзисом и Одабасисом), сщмч. Харалампия в афинском р-не Полигоно (1954-1958; вместе с Папаниколау и Н. Иоанну), вмч. Георгия в Кипсели (1954-1961; вместе с Георгакопулосом, Киприосом, Терзисом, Папаниколау, Одабасисом, Д. Седукасом, Г. Даскалакосом, Вабулисом), свт. Николая на ул. Ахарнон в Афинах (1957-1964; вместе с Георгакопулосом) и др. Кондоглу принадлежит теоретическое соч. «Экфрасис» (Изъяснение) (1960), в к-ром он обобщил свой опыт работы. В 40-х гг. ХХ в., в т. ч. благодаря активной творческой деятельности художников, обратившихся к визант. наследию, неовизант. стиль был признан офиц. стилем церковной живописи Элладской Православной Церкви (закон Мин-ва образования от 1939 г.).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Ученики Кондоглу Глиатас и Терзис расписали многочисленные храмы не только в Г., но и в США и Канаде, Ксинопулос - во Франции и Мозамбике. Среди наиболее интересных работ Георгакопулоса - фрески кафоликона мон-ря Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Инусе близ Хиоса (1963), Ксинопулоса - иконы кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах, Вабулиса - иконы для иконостаса собора ап. Андрея в Патрах, Хохлидакиса - фрески кафоликона мон-ря Пендели и ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Богородицы Икосифиниссы. Достаточно ярко проявили себя в светской живописи художники Энгонопулос (сюрреализм) и Царухис (сначала под влиянием народного искусства, модерна и Матисса, в 1966-1980 - западноевроп. мастеров Караваджо, Пуссена и Вермеера), пробовавшие свои силы и в церковной живописи, где их работы не отличаются творческой самостоятельностью и целиком следуют (с технической стороны - путем имитации) выбранным образцам разных периодов визант. и поствизант. искусства. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Икона Божией Матери «Одигитрия». Мастер Й. Хохлидакис. 2-я пол. XX в. Иконописец Василеос Лепурас (1930-1999) вместе с братом Никангелосом (1932-1995) одним из первых приступил к репродуцированию икон (первые иконы были отпечатаны в Бостоне в 1968). Ученица Кондоглу мон. Олимпиада (Василаки) сочетала в работах палеологовский стиль с традициями критской школы (росписи мон-рей Благовещения на Патмосе, ц. св. Фотинии в Ираклио, иконы кафоликона мон-ря Успения Пресв. Богородицы близ Микрокастро и др. храмов на Крите, Патмосе, Родосе и Сими). Многочисленные церкви в Г. были расписаны Р. Копсидисом, внесшим новаторские элементы в визант. живопись (род. в 1929; росписи: пронаос кафоликона мон-ря Пендели, правосл. церковь в мон-ре Шевтонь в Бельгии (1957), храм во имя ап. Павла в Правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези, Швейцария). П. Ренгос (1903-1984) привнес в неовизант. живопись элементы модернизма и создал свой стиль (росписи кивория над гробом вмч. Димитрия Солунского (1953), иконы для иконостасов в кафедральном соборе свт. Григория Паламы и соборе прп. Феодоры Солунской в Фессалонике). Яркой индивидуальной манерой отличаются росписи Й. Дукаса (род. в 1924), к-рый активно расписывал церкви по всей Г. в кон. 40-х - 60-х гг. ХХ в. Македон. школе следует в монументальных работах Я. Карусос (род. 1937; росписи нартекса кафоликона мон-ря Петраки в Афинах (1972), собор ап. Андрея в Патрах (1983-1993), ц. вмч. Пантелеимона на ул. Ахарнон в Афинах (1982 - до наст. времени) и др.). Я. Митракас (род. в 1936) привнес в церковную живопись элементы народного фракийского искусства (роспись храмов на о-ве Эвбея, фрески в ц. ап. Павла в Шамбези).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г. Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г. Изучение древней техники живописи позволило К. стать востребованным реставратором. В 1930 г. он был приглашен на должность реставратора в Византийский музей в Афинах. В 1931 г. К. участвовал в раскопках в Спарте, расчистил, отреставрировал и выполнил копии росписи рим. гробницы. В 1932 г. он расчищал фрески собора мон-ря Кесариани, а в 1933 г. работал по приглашению егип. властей в Коптском музее в Каире. Впечатление, произведенное на К. файюмскими портретами, отразилось на его творчестве. К. успел поработать и в жанре миниатюры, по сути возродив визант. искусство украшения рукописей миниатюрами: в 1934 г. написал книгу «Астролябия» и создал иллюстрации к ней (издана в 1935 на Керкире; часть изображений выполнил Я. Царухис). В 1934-1935 гг. художник был приглашен для реставрации икон в музей Керкиры. Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. начался этап освоения К. монументальной живописи: он расписал домовые церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр (1935) и семьи Песмазоглу в афинском районе Кифисья (1939), начал росписи приходского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пеании (Лиопеси) в Аттике (1939-1940; прерваны из-за войны, возобновлены в 1946, завершены в 1951). Число икон, созданных в этот период, невелико; наиболее интересны 22 иконы иконостаса ц. Успения Пресв. Богородицы (или Пантанассы) в афинском квартале Монастираки (1932), образы «Вмч. Георгий» (1933, коллекция А. Кодзабасиса), «Три святителя» (1934, ц. Капникарея), иконы ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (1935-1937). В византийском стиле К. выполнил картины, посвященные античной и совр. тематике (напр., «Долина плача», 1930; «Аякс и Одиссей», 1935); 2 ансамбля светской живописи - в своем доме (1932, фреска) и сцены из истории греческого народа от мифологического периода до 1821 г. в здании Афинской мэрии (1937-1939, фреска и вмонтированные в стены картины).

http://pravenc.ru/text/1841906.html

«Наша экспозиция, – говорит один из устроителей, – покажет неразрывную связь греко-римской и византийской культуры – наша культура оказалась наиболее приспособленной к тому, чтобы выжить в обновленных формах, несмотря на все внешне- и внутриполитические смуты». В основу экспозиции поэтому будет положен не столько временной, сколько географический принцип: посетители смогут узнать, что происходило на севере Греции, что на Крите, а что на Родосе в одно и то же время. Перечисление предметов повседневности в газетной статье заканчивается упоминанием «мастерских, рукописей и законов» – с точки зрения многих современных греков именно единство торговли было важным фактором греческого единства, которое приняло свою окончательную форму благодаря книжному обмену, то есть общей образованности, и писаным законам. Не случайно в статье буквально говорится не о «внешнеполитических смутах» (как мы перевели), а о «географических смутах»: могут меняться границы, рушиться царства, и происходить катастрофы вселенского масштаба, но церковный корабль «добрых купцов Царствия Небесного», сооруженный в период расцвета греко-римской античности, не отклонится от своего курса. Крест и колоннада: самовыражение или часть церковной истории? Но счастливое воцерковление или просто обретение античности в греческом мире византийского периода оказывается не столь однозначным, если мы обращаемся к художественным опытам ХХ в. Здесь продолжаются споры, последним поводом к которым стал выход альбома, посвященного храму святой Фотинии в Мантинее (1969 г., освящен в 1978 г.), неподалеку от Триполи на Пелопоннесе, в непосредственной близости к археологическим зонам. Газета «И Катимерини» пишет о том, что это творение «греческого Гауди» Костаса Папафеодору получило в свое время высокую оценку самых выдающихся греческих художников, так, ведущий греческий станковый живописец Яннис Царухис назвал такое архитектурное решение «подлинным прорывом и решительным исповеданием веры», противостоящим тривиальным обычаям и заёмному рационализму в архитектуре.

http://pravmir.ru/politicheskie-tradicii...

В 1859 г. мон. Иоасаф из Кесарии (в миру Иорданис Елеменоглу) создал вместе с др. афонскими иноками, к-рые получили название Иосафеев, иконописную мастерскую в келлии Введения Пресв. Богородицы. После смерти Иоасафа его ученики в 1882 г. переселились в Кавсокаливийский скит. Их иконы, следовавшие зап. академической живописи, получили распространение по всей Г. Примером служат иконы Божией Матери на престоле и св. Ферапонта из ц. св. Ферапонта в Митилини на о-ве Лесбос (1907), а также св. Елевферия из ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1922) иером. Никодима из Кареи. Вслед за Иосафеями на Афоне возникли иконописные мастерские Данилеев, Аврамеев, Кирилеев и др. В отличие от мастерских Карпенисиотов и Галацианов они размещаются в скитах (Новый скит, Малый скит св. Анны, Кавсокаливийский скит). В сер. ХХ в. в келлии св. Бессребреников действует мастерская Пахомеев. Образцы академической иконописи на Св. Горе нач. ХХ в.- образ Божией Матери Портаитиссы в ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, созданный мон. Нилом из Иверского скита (1905), икона 40 Севастийских мучеников в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, написанная мон. Даниилом из Катунакий (1923), икона прп. Герасима Иорданского в ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, созданная в мастерской братьев Халдезу из Нового скита (1930). При этом икона св. Параскевы, хранящаяся в той же церкви, написанная в 1930 г. в мон-ре Каракал, отражает поворот к традиц. живописи. Возрождение византийского стиля: сер. 20-х гг. ХХ в. - нач. XXI в. Интерес к визант. живописи был вызван объективными причинами: развитием научных исследований в этой области и потребностью в греч. национальном стиле, призванном заменить формальный академизм. Возрождение визант. живописи связывается с именем Ф. Кондоглу (1895-1965), хотя одновременно с ним с сер. 20-х гг. ХХ в. к визант. образцам обратились Е. Иоаннидис (1868-1942), Н. Аспрогеракас (1879-1942), Д. Пелекасис (1881-1972), С. Папалукас (1892-1957), А. Астериадис (1898-1977), С. Василиу (1902-1985). Кондоглу создал школу и воспитал плеяду талантливых учеников: Г. Глиатаса (1902-1988), Н. Энгонопулоса (1907-1985), Я. Царухиса (1910-1989), Я. Терзиса (1912-1987), К. Георгакопулоса (1923-1998), К. Ксинопулоса (1929-2001), П. Вабулиса (1929), Й. Хохлидакиса (1929), Р. Копсидиса (1929), В. Лепураса (1930-1999) и др.

http://pravenc.ru/text/166461.html

К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» ( Ouspensky L. L " Icône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948). В круг соратников и учеников К. входили Г. Глиатас, Н. Энгонопулос, Царухис, Я. Терзис, П. Вабулис, Р. Копсидис, К. Георгакопулос, С. Папаниколау, П. Одабасис, Д. Сендукас (или Дукас), К. Ксинопулос, Й. Хохлидакис, Н. Иоанну и др. Вместе с помощниками он расписывал столичные церкви: парекклисион вмч. Георгия Победоносца под ц. равноап. Константина близ пл. Омония (1952), сщмч. Харалампия близ Педион-Ареоса (1954-1958), вмч. Георгия Победоносца в Кипсели (1954-1961, впервые использовал золотой фон), свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии (1957-1962), домовые церкви семей Патерасов в Психико (1958-1959), Камбанисов в Пикерми (1960) и Гуландрисов в Экали (1961), парекклисион св. Герасима в Афинской поликлинике (1965), а также некоторые провинциальные храмы: напр., Благовещения Пресв. Богородицы в Родосе на одноименном острове (1952) и вмч. Георгия Победоносца в Стемнице (1953). Кроме того, К. выполнил отдельные композиции в ц. вмч. Артемия в Гуве (1951) и кафоликоне монастыря Пендели (1955). По его эскизам были расписаны некоторые храмы не только в Греции, но и за рубежом (напр., ц. Св. Троицы в Чарлктоне, США). Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы - Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.

http://pravenc.ru/text/1841906.html