11 мая 2007 г. Трагедия XX века В этом году исполняется 70 лет одной из самых печальных и трагических дат российской истории — начала массовых расстрелов репрессированных большевиками. В марте в культурном центре «Духовная библиотека» прозвучала лекция научного сотрудника отдела новейшей истории Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидии Головковой «Новомученики Бутовского полигона. Места массового расстрела в Москве». Лидия Головкова более двух десятков лет собирала материал о священниках, убитых революционерами. Мы публикуем выдержки из этой лекции. В первые же послереволюционные дни многие московские и подмосковные монастыри были превращены в концлагеря. В Москве были так называемые «расстрельные» монастыри — Спасо-Андроников, Ивановский и Новоспасский, — куда специально свозили людей для приведения в исполнение приговора о высшей мере наказания. Первым узником Новоспасского монастыря стал настоятель этой закрытой обители епископ Серафим (Голубятников). Скорее всего, епископ Серафим там и погиб, поскольку никаких сведений о нем больше не удалось обнаружить. К середине 20-х годов сеть арестных домов покрыла Москву, а все городские тюрьмы — Бутырская, Лефортовская, Сокольническая, Таганская — были буквально забиты. Церковные репрессии проходили волнами. 1922 год был связан с кампанией по изъятию церковных ценностей. В 1928 году прошла вторая волна репрессий. К 1931 году большинство уцелевших священнослужителей были сосланы на поселение в Казахстан и на Север. Те же, кому удалось выжить в ссылках, были вновь арестованы в 1937 году. Их так и называли — «повторники», и сажали только за то, что они некогда уже были осуждены. Их судьба была заранее предрешена: почти все «повторники» были расстреляны. Поначалу расстрелянных хоронили в черте города, в том числе в самом центре Москвы. Сегодня доподлинно известны места таких захоронений — это двор городской больницы 23 (известной как Яузская), Ваганьковское и Донское кладбища. Причем на Донском кладбище останки впервые стали кремировать, и многие священнослужители так и не были похоронены по христианскому обычаю — в землю.

http://e-vestnik.ru/history/tragediya_xx...

А.Г. Воробьева Сестры после закрытия монастыря Аресты 30-х годов Из упоминавшихся в послужных списках послушниц успела принять полный постриг до закрытия монастыря Анна Иванова, ставшая монахиней Анатолией. Она поселилась вместе с Вассой Громовой в селе Новом (Свердлове) на Волге, в Тверской области, в доме Вассы. Многие монахини стали жить в окрестных селах и деревнях – на квартирах, у родственников или в своих домах, кто имел. Сестры не теряли связи друг с другом, со своими духовными отцами. Мы мало знаем об их наставниках, известно лишь, что, когда еще монастырь не был закрыт, там бывали иеромонахи Пешношского монастыря, находившегося в Дмитровском уезде. Фотографии игумена Ксенофонта (Чернышова, впоследствии схиархимандрита Онуфрия), иеродиакона Никандра (впоследствии иеромонаха) хранились у игумении Олимпиады. Первая «безбожная» пятилетка (так ее и называли в газетах) сопровождалась новой волной репрессий. По следам дела 1929 года о поджоге, по которому была осуждена игумения Олимпиада, весной 1931 года были арестованы по обвинению в антисоветской агитации: Анастасия Павловна Шишкова, Ксения Илларионовна Дьячкова, Наталья Алексеевна Мамонтова. Предполагался также арест Прасковьи Поликарповны Сафоновой и ее тетки, Евдокии Тимофеевны Сафоновой (монахини Евпраксии), но они уехали и были арестованы позднее. Очевидно, на них было заведено отдельное дело. Следственные дела не найдены. Копия обвинительного заключения по обвинению Шишковой, Дьячковой и Мамонтовой содержится в деле Шишковой и сестер Сафоновых 1937 года. Из обвинительного заключения: Из-за антисоветской агитации монахинь «в прошлом имело место массовое выступление женщин против представителей местной власти и поджог 1929 г. с целью классовой мести у председателя сельсовета сенного сарая. Из этих же данных усматривалось, что означенную агитацию ведут проживающие по деревням после ликвидации Акатовского монастыря и лжеартели монашки... Допрошенные в качестве обвиняемых Шишкова А.П., Дьячкова К.И., Мамонтова Н.А. виновными себя в антисоветской деятельности и агитации не признали и показали, что они действительно состояли членами монашеской лжеартели».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Арзамас. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена в 1802 г. Ранее на её месте находилась древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий придел, называли ещё Зосимовской. Рядом находилась зимняя церковь Богоявления Господня (1818 г.), полностью утраченная в советское время. Церкви были построены на средства прихожан-меховщиков и их цокольные помещения использовались в качестве хранилищ " мехового товара " . В состав Владимирского прихода входили две церкви: холодная в честь иконы Божией Матери " Владимирская " и теплая во имя Богоявления Господня. Деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери существовала, вероятно, с начала XVII столетия, пока не сгорела во время пожара. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов. В 1681 г. Патриархом Иоакимом дана была грамота о построении на ее месте каменной церкви того же имени. В грамоте оговаривалось, чтобы купола были не шатровые, а алтарная апсида тройная. Через сто с лишним лет храм разобрали и на его месте поставили новый, холодный, освящение которого состоялось 23 марта 1802 г. архимандритом Макарьев-Желтоводского монастыря Иоанном. Позже в пристроенной трапезе устроили два придела – правый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, левый – святителя Димитрия Ростовского. В народе вплоть до закрытия приходских церквей в богоборческую эпоху храм именовался Зосимовским, или Изосимовским. Это указывает на особое почитание Соловецких святых, происходившее оттого, что часть прихожан являлась потомками когда-то выселенных в Арзамас из Новгорода Великого вольнолюбцев. В 1866 г. при Владимирской церкви было открыто третье по счету в Арзамасе мужское приходское училище. В годы безбожной пятилетки приход был закрыт, храмы ликвидированы. Иконостас Владимирской церкви продан за границу, в самом помещении размещался кладочный цех, а позже хлебопекарня. Богоявленская церковь в 1931 г. временно была передана под общежитие заключенных. Но в течение последующих пяти лет (1937 г.) она была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=04945

БАЛЬТАЗАР, ХАНС УРС ФОН (Balthasar, Hans Urs von) (1905-1988), швейцарский католический теолог, церковный деятель, издатель. Родился в Люцерне 12 августа 1905 в благочестивой католической семье. С детства интересовался литературой и музыкой. Среднее образование получил в бенедиктинской (Энгельберг) и иезуитской (Фельдкирх, Австрия) гимназиях. Изучал германистику и философию в университетах Цюриха, Берлина и Вены. Познакомился с немецким теологом Романо Гуардини (1885-1968). В университетские годы подверг себя 30-дневным духовных упражнениям св. Игнатия Лойолы и принял решение после окончания учения вступить в Общество Иисуса (орден иезуитов). В Цюрихе с отличием (summa cum laude) защитил докторскую диссертацию на тему История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе (1928). В 1929 стал послушником ордена иезуитов и через два года, завершив послушничество, приступил к изучению философии (в высшей философской школе иезуитов «Берхманнсколлег» в Пуллахе под Мюнхеном). В эти годы (1931-1933) поддерживал плодотворное для него общение с немецким философом и теологом Эрихом Пршиварой (1889-1972). В 1933-1937 изучал теологию на иезуитском теологическом факультете в Лионе (Лион-Фурвьер), где большую роль сыграло для него знакомство с французским теологом Анри де Любаком (1896-1991), переросшее в дружеские отношения. В 1936 в Мюнхене был возведен кардиналом Фаульхабером в священнический сан. Поработав некоторое время в редакции журнала «Голоса времени» («Stimmen der Zeit»), стал священником для студентов в Базеле (1940), отклонив предложение стать профессором теологии и основать институт экуменической теологии в Григорианском университете в Ватикане. В эти годы познакомился с Карлом Бартом и Адриенной фон Шпайр (ум. 1967, базельский врач, Бальтазар обратил ее в католичество и стал ее духовником, а после смерти публиковал ее труды). В 1945 совместно с А.фон Шпайр основал «Сообщество св. Иоанна» («Johannesgemeinschaft»), нецерковную организацию, что позднее привело к конфликту с орденским начальством и к выходу Бальтазара из Общества Иисуса (1950).

http://bogoslov.ru/person/217652

Брянск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Приход образовался в XVII столетии. Прихожане его состояли главным образом из мещан - чернорабочих, жителей «Новой Слободы». Всего 680 человек. Тихвинский храм каменный, заложен в 1755 году вместо старого деревянного во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Строительство продолжалось 14 лет, и в 1769году храм был освящен. Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В 1863 году теплый зимний храм был расширен, устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. При храме действовала школа грамоты. В 1931-1934 гг. в храме служил Архиепископ Даниил (Троицкий, +1934). В июле 1937 г. был арестован, а 17 октября расстрелян настоятель храма священник Константин Алексеевич Афанасьев. В том же году храм закрыли, вскоре разобрали верх колокольни и главу храма, произвели внутреннюю перепланировку. В годы гонений на Церковь храм использовался как коммунальное общежитие. В конце 1960-х годов в нем собирались разместить планетарий, но решили использовать как архивное хранилище. В 80-е годы XX века храм был снаружи реставрирован. Усилиями прихожан Воскресенского храма в 1991 году храм был передан верующим в безвозмездное бессрочное пользование. После открытия храма при нем была устроена Воскресная школа для детей, построены часовня, здание Воскресной школы, возведена ограда вокруг храма и здания Воскресной школы. Приведен в порядок Некрополь бывших прихожан храма, отремонтированы три алтаря храма и расписаны иконостасы, завершается роспись зимнего храма. Центральный алтарь и храм освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). На пологом склоне над Десной, в бывшей Новой слободе, стоит один из древнейших храмов Брянска - Тихвинская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00661

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глоссарий и список аббревиатур Анархисты (от греч. безвластие) – представители различных партий и толков, объединенных общей идеологией, в основе которой лежит ликвидация любых форм принудительного управления, в том числе государственной власти. ББК – Беломоро-Балтийский канал. ВОХР , войска внутренней охраны НКВД СССР; военизированная охрана – вооруженное подразделение, несущее караульную службу по охране вверенного объекта. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в России (1917–1937). Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. ВЧК СНК РСФСР (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР). Образована в декабре 1917 г., в феврале 1922 г. реорганизована в ГПУ НКВД РСФСР. ГПУ НКВД РСФСР (Государственное политическое управление при Наркомате внутренних дел РСФСР). Образовано в феврале 1922 г., в ноябре 1923 г. реорганизовано В ОГПУ СНК СССР. ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения). Фактически начало свое существование в апреле 1919 г., в момент создания Центрального управления лагерями принудительных работ. Получило официальное название в 1931 г. и было упразднено в январе 1960 г. указом Президиума Верховного Совета СССР. «Дело А.А. Мейера» , или дело «Воскресения», – процесс против представителей ленинградских религиозно-философских кружков, так или иначе, нередко весьма условно, собиравшихся вокруг философа и педагога А.А. Мейера. За участие в «подпольной контрреволюционной организации правой интеллигенции» в конце 1928 – начале 1929 г. было арестовано не менее 70 человек в возрасте от 23 до 60 лет. Значительная их часть была приговорена к заключению в концлагере на срок от трех до 10 лет или ссылке в отдаленные части страны. «Дело Братства прп. Серафима Саровского » – процесс против представителей ленинградской интеллигенции, чаще всего связанных с религиозно-философским кружком «Хельфернак» академия), который по решению его членов в августе 1927 г. был переименован в «Братство прп. Серафима Саровского » и насчитывал среди своих участников до 20–30 человек. Большая их часть была арестована в начале 1928 г. и приговорена к различным срокам лишения свободы в ссылках и концлагерях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добрые вести Православия: первая половина апреля 2008 года Поступившие хорошие новости из России, Франции, Италии, Германии, Израиля и Албании связаны с новыми открытиями в истории раннего христианства, прославлением новых святых, возрождением монастырей и развитием православного образования в неправославных странах. Многие из новостей связаны с прошедшим недавно заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви. Его решения снабжены комментариями, раскрывающими их значение. Новые святые прославлены в Русской Православной Церкви На недавнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена пятерых подвижников: – от Московской епархии: священника Михаила (Виноградова; 1873 – 31 мая 1932), монахини Евгении (Лысовой; 1892 – 17 ноября 1935), инокини Магдалины (Забелиной; 1863 – 8 декабря 1931); – от Чебоксаро-Чувашской епархии: протоиерея Николая (Троицкого; 1895 – 10 марта 1945) и священника Илии (Измайлова; 1882 – 17 сентября 1937). Благословлено создание православной духовной семинарии в Париже На том же заседании было принято решение о создании Православной духовной семинарии в столице Франции – городе Париж. Ее канцлером назначен архиепископ Корсунский Иннокентий, а ректором – иеромонах Александр (Синяков). Безусловно, перед нами знаковое событие. Кажется, это первое учебное заведение Русской Православной Церкви в статусе духовной семинарии, открытое за пределами бывшего СССР. Помимо обеспечения нужд Корсунской епархии Русской Православной Церкви, учрежденной почти полвека назад и объединяющей несколько десятков приходов и монастырей на территории Испании, Португалии, Франции и Швейцарии, очевидно, что сюда будут поступать студенты со всей Западной Европы. Это станет появлением нового духовного и церковно-научного православного центра в регионе, альтернативного существующим православным образовательным структурам. Можно надеяться, что созданием такого центра, если он будет обеспечивать качественное религиозное образование на основе богословских традиций Русской Православной Церкви, во многом гораздо более свободных от либеральных и модернистских тенденций, окажет оздоровительное влияние и поддержку для Православия в западной Европе.

http://pravoslavie.ru/5081.html

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Егоров. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (РГАЛИ) Александр Александрович (19.04.1887, С.-Петербург - 25.05. 1959, Ленинград), композитор, хоровой дирижер, педагог. Происходил из муз. семьи, его отец был певчим Придворной певческой капеллы. Здесь же Е. занимался (окончил в 1907) специальной теорией музыки у А. К. Лядова , Н. А. Соколова, фортепиано у А. И. Полетики (экстерном), хоровым дирижированием у Е. С. Азеева , Н. С. Кленовского . В 1912 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по композиции у Лядова со званием свободного художника. С 1907 г. преподавал хоровое пение и музыкально-теоретические предметы в городских уч-щах С.-Петербурга. В 1914-1918 гг. был учителем пения в Могилёвской жен. гимназии. С 1918 г. в Гомеле заведовал муз. секцией губ. отдела народного образования, в 1919 г. организовал там же Народную консерваторию (ныне муз. уч-ще). Вел теоретические предметы, хоровое пение, создавал муз. студии для рабочих. С 1920 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Петроградской (впосл. Ленинградской) консерватории, с 1923 г. в должности доцента, с 1935 г.- профессора. С 1938 г. работал с хором студентов инструкторско-хорового фак-та (в наст. время дирижерский), в 1938-1951 гг. заведовал кафедрой хороведения, в 1946-1951 гг. был деканом дирижерско-хорового фак-та. Одновременно в 1920-1923 гг. работал на военных курсах Петроградского военного округа, в Военно-инженерной академии, в 1924-1931 гг. руководил самодеятельными хорами Балтийского завода, клубов «Союза металлистов», «Электроник». В 1927-1935 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы в Ленинградской академической капелле. Член жюри всесоюзных конкурсов: пианистов (1937), дирижеров (1938). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Еще в молодые годы Е. проявил себя как композитор, опирающийся на классическое наследие и в то же время способный развивать певч. традиции. Незаурядное дарование Е. было замечено современниками, к-рые отмечали солидные музыкальные достоинства его ранних сочинений, их мелодическое и гармоническое соответствие поэтическим текстам. Впосл. хоровой стиль Е. совершенствовался благодаря тесным творческим контактам в 20-30-х гг. с Ленинградской академической капеллой.

http://pravenc.ru/text/189525.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010