В связи с вышеизложенным ОГПУ полагало необходимым в целях устранения противоречий между существующей практикой борьбы с нарушениями дисциплины и должностными преступлениями сотрудников, а также в целях устранения противоречий с ведомственными приказами в этой части просить Прокурора Союза ССР отменить циркуляр от 20 июня 1934 г. Прокурорскому надзору на местах разъяснялись предусмотренные Инструкцией ЦК ВКП(б) и СНК СССР ограничения в отношении арестов всех граждан, включая сотрудников ОГПУ и милиции. Подчеркивалась необходимость ареста в качестве основной меры пресечения при следствии по должностным преступлениям 269 . 20 мая 1935 г. из Народного комиссариата обороны на имя И. В. Сталина поступили письма командиров РККА И. С. Грибова, В. М. Гуковаи В. Волкова, которые были безосновательно арестованы и осуждены НКВД. И. В. Сталин ответил К. Е. Ворошилову: «Я за то, чтобы поддержать всех трех, но этим нельзя ограничиваться – надо привлечь к ответственности поименованных в письмах работников НКВД» 270 . Партколлегия КПК при ЦК ВКП(б) 29 августа 1935 г. слушала дело Л. М. Весеньева, 1902 г. рождения, члена ВКП(б) с 1924 г., в органах ГПУ работал в 1920–1923 гг. и с 1930 г. по 1935 г. Он обвинялся в тенденциозном ведении следствия по обвинению Грибера и незаконном изъятии из следственного дела части его показаний. В связи с этим за недопустимые методы ведения следствия Л. М. Весеньеву объявлен строгий выговор 271 . Особым отделом ГУГБ при Главном руководстве маневрами МВД были получены сведения о том, что в находившемся на маневрах 145-м стрелковом полку 49-й стрелковой дивизии готовится массовое отравление личного состава полка. По обвинению в этом преступлении арестовано несколько красноармейцев. Иванов Л. А. был назван руководителем. О данном факте был проинформирован И. В. Сталин, последний предложил: «Хорошо бы Иванова и К° расстрелять в присутствии полка» 272 . Обстановка в стране менялась. Происходили изменения и в органах безопасности. На смену чекистам, работавшим с Г. Г. Ягодой, стали приходить партийные кадры Н. И. Ежова. Последний потихоньку избавлялся от так называемых «врагов народа» в системе НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как грустно это читать! Вот к каким ошибкам приводят даже такие мальчишеские восторги. 219 Уайтчепел — один из самых бедных районов Лондона. 220 Сэр Джон Коллинз Сквайр (1884–1958) — английский поэт, критик и издатель. 221 Альфред Дафф-Купер, позже — граф Норидж (1890–1954) — английский политический деятель. В 1940–44 гг. был министром информации, в 1944–47 — послом во Франции. 222 Сэр Ален Патрик Герберт (1890–1971) — английский писатель, журналист и общественный деятель. Посвящен в рыцари после смерти Честертона, в 1945 г. 223 Джон Камерон Эндрю Бингем Мортон (1893–1979) — английский писатель и журналист. С 1924 г. вел в «Дэйли Экспресс» юмористический раздел, подписываясь «Бродяга». 224 Сэр Уильям Уотсон (1858-1935) — английский поэт. 225 «1066 и так далее» — комическая история Англии У. С. Селларда и В. Дж. Джитсона (1930). В 1066 году норманнский герцог Вильгельм, прозванный Завоевателем (1027–1087), победил англосаксов при Гастингсе. 226 С пламенным сионистом — мне удалось найти в Честертоновском институте (Оксфорд), кто был этот сионист, но, как ни жаль, запись потерялась. 227 Теодор Рузвельт (1858–1919) — президент США в 1901–09 гг. 228 Франклин Делано Рузвельт (1882–1945) — президент США в 1933–45 гг. 229 Георг Иоганн Мендель (1822–1884) — австрийский монах, открывший законы наследственности. 230 Жан Батист Пьер Антуан де Монэ де Ламарк (1745–1829) — французский натуралист. 231 Эмиль Золя (1840–1902) — французский романист. Об отношении к нему Честертона см. эссе «Споры о Золя». 232 Альфред Дрейфус (1859–1935) — французский офицер, обвиненный в предательстве (1894). Оправдан в 1906 г. «Дело Дрейфуса» было проявлением антисемитских настроений во Франции того времени. 233 Морис Баррес (1862–1923) — французский писатель и политик, крайний националист. 234 Арский кюре — Жан-Мари Вианнэ (1786–1859), священник французского селенья Арс, причисленный к лику святых. 235 Имя Россети — Россети (1828–1882) звали Данте Габриэль (отец его был итальянцем). 236 Пасхальное восстание — восстание в Ирландии на Пасху 1916 г. 237

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

11. Georgius philosophus. Liber de astronomiae disciplinae peritia. Известия Академии Наук, 1930, стр. 145 сл. 12. О роли греческих астрономических рукописей в истории знания. Известия Академии Наук, 1930, стр. 307 сл. 13. Латинская рукопись, принадлежавшая Г. В. Крафту. Доклады АН, 1929, стр. 39 сл. 14. О средневековом гадании «по Пифагору». Доклады АН, 1930, стр. 109 сл. 15. Латинская парафраза из утраченного сочинения Машиллаха: «Семь ключей». Зап. Колл. востоковедов, V, 1931, стр. 1235 сл. 16. Заметка о греческой бытовой сказке. Советск. этнография, 1934, вып. 4, стр. 108 сл. 17. Catal. codd. astrol. graec. (1898–1935). Архив истории науки и техн., т. VII, стр. 483 сл. 18. Аттическая свинцовая табличка. Вестник древней истории 1938, 1, стр. 101 сл. 19. Некоторые надписи Херсонесского музея. Вестник древней истории, 1938, 3, стр. 72 сл. 20. Новый географический текст. Вестник древней истории, 1938, стр. 252 сл. 21. XII том русских рукописей из «Каталога астрологических рукописей». Автореферат. Вестник древней истории, 1939, 1, стр. 178 сл. 22. Отрывок из неизвестного произведения Оссиана. Вестник древней истории, 1939, стр. 137 сл. 23. Византийский писатель Арефа – автор «Слова о мире с болгарами». Историк-марксист, 1939, 3, стр. 177. 24. Первая известная греческая азбука очкового письма и глаголический алфавит. Историк-марксист, 1940, стр. 168 сл. 25. Византийские политические деятели первой половины X в. Византийский сборник, М. – Л., 1945, стр. 228 сл. 26. Рецензия на книгу Левченко «История Византии». Историк-марксист, 1940, 12, стр. 120 сл. 27. Новые географические тексты. Рукопись. 28. Два договора. Историк-марксист, 1941, стр. 114–115. 29. Комментарии к двум статьям договора Игоря с греками 945 г. Историк-марксист, 1941, стр. 111. 30. Византийские мероприятия по охране границ. Написано для « Историка-марксиста». 31. Византийская наука и её рукописные памятники. Написано для «Научного наследства». 32. Письма Арефы – новый источник о политических событиях в Византии в 931–945 гг. Печатается в т. I (XXVI) «Византийского Временника».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Буэнос-Айресе сложился русский центр вокруг Свято-Троицкого храма. Иммигранты новой волны также продолжали дела своих предшественников, участвуя в освоении сельскохозяйственных районов Аргентины, основывая поселения в районах земледельческой колонизации. В частности, в провинции Буэнос-Айрес была создана колония «Русо бланко», состоявшая из 500 человек бывших солдат и русских крестьян из государств-лимитрофов. Русские начинают селиться в странах, в которых раньше лишь изредка посещали путешественники из России. В частности, одним из центров русской, и при том белой эмиграции стал Парагвай. Первые белогвардейцы стали прибывать в страну в 1924 году. В дальнейшем Парагвай продолжал привлекать русских, причем не только белогвардейцев, но и крестьян, уехавших из лимитрофных образований. Так, несколько сот крестьянских семей из Волынской губернии в провинции Энкарнасьон создали колонию «Новая Волынь». В городах Энкарнасьон и Пасадос была основана колония русских старообрядцев из Литвы. В результате к 1930-м гг. в Парагвае насчитывалось до 1,2 тыс. человек русских эмигрантов. Кроме того, в 1930 году в парагвайскую провинцию Чако прибыло около 2 тыс. немцев-меннонитов, бежавших из СССР в связи с коллективизацией. В начале 1930-х годов в Парагвай прибыло еще несколько сотен белогвардейцев, сотрудничавших с парагвайской национальной армией во время войны с Боливией (1932–1935). Правительство Парагвая признало их прежние военные чины, и некоторые из них заняли важные посты в парагвайской армии. В боевых действиях на стороне Парагвая непосредственно принимали участие около 100 русских офицеров-добровольцев, (установлены имена лишь 86 из них), среди которых были начальники крупных штабов, командующий дивизией, 12 чел. командовали полками, остальные – батальонами, ротами и батареями. Война закончилась победой Парагвая. Благодарные власти этой страны стали поощрять иммиграцию русских в Парагвай. Столица Парагвая — город Асунсьон стал новым центром расселения русских в Латинской Америке. Русские иммигранты и их потомки стали играть заметную роль во внутриполитической, экономической и культурной жизни этого государства. К началу Второй мировой войны русских в этой стране, по разным данным, было уже не менее 2 тыс. человек. Еще одним из главных центров иммиграции белой русской интеллигенции, включавшей политиков, инженеров, философов, ученых, деятелей искусства, стала Мексика. Русская интеллигенция сыграла значительную роль в экономической, политической, культурной жизни страны. Можно в частности, назвать имя инженера-нефтяника Владимира Ольховича, сыгравшего большую роль в развитии нефтяной промышленности Мексики. Кстати, его сын Сергей (Серхио) стал известным мексиканским кинорежиссером-сценаристом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Национальный вандализм литовских вассалов США В Вильнюсе снесён памятник Пятрасу Цвирке 20.11.2021 1052 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 19 ноября в Вильнюсе свершился акт литовского культурно-национального вандализма. Властями литовской столицы был снесён памятник замечательному литовскому писателю и поэту писателю Пятрасу Цвирке (1909-1947). Прекрасный по своему художественному выражению памятник в исполнении выдающегося литовского скульптора Юозаса Микенаса (1901-1964) был установлен в 1959 году на гранитном постаменте в центре Вильнюса в живописном сквере на пересечении важных городских артерий. Пятрас Цвирка родился в 1909 году крестьянской семье в деревни Клангяй Велюонской волости, ныне Юрбаркский район Литвы. Окончил в 1926 году литовскую прогимназию в Вилькии, затем с 1926 года по 1930 год учился в Каунасском художественном училище. Дебютировал в печати стихотворением, опубликованным в 1924 году в году. Затем его литературные произведения: стихи, рассказы, фельетоны, очерки, – печатались в периодике. Выпущенный в 1928 году первый сборник стихов «Первая месса» был конфискован. В 1930 году издал сборник новелл «Закат в Никской волости». Автор первого литовского сатирического романа «Франк Крук» (т. 1-2, 1934) о разбогатевшем в Америке литовце. Лучшим и наиболее значительным считается его социальный роман из жизни литовского крестьянства «Земля-кормилица» (1935 г.; русский перевод – 1937 г.). Действие романа «Мастер и сыновья» (1936 г.) происходит в годы революции 1905-1907 гг. Колоритные образы деревенских умельцев портного Кризаса и столяра Девейки, доминирование лирического и юмористического начал в романе позволяли критикам называть его литовским «Кола Брюньоном» (Р. Роллана). Будучи студентом, сблизился с левыми политическими организациями, действовавшими в Каунасе. В 1930-1931 годах участвовал в деятельности каунасского рабочего клуба «Вилтис» («Надежда»), входил в литературную группу «третьефронтовцев», сотрудничал в литературном журнале «Трячас фронтас» («Третий фронт»).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/20/na...

Путинцев Федор Максимович (1899–1947) – советский антирелигиозный деятель, научный работник. Член РКП(б) с 1920 г. Активно участвовал в антирелигиозной пропаганде. С 1925 г. член центрального совета Союза безбожников. Автор многочисленных антирелигиозных статей и ряда книг, специалист по сектантству. Основные труды: «Происхождение религиозных праздников» (М., 1924, 1925), «Политическая роль сектантства» (М., 1927, 1929), «Духоборье» (М.. 1927, 1928). «Кабальное братство сектантов» (М., 1931), «Политика, роль и тактика сект» (М., 1935). «О свободе совести в СССР» (М., 1939). Равич Сарра Наумовна (1879–1957) – советский партийный деятель. Родилась в Витебске в семье лавочника. Член РСДРП с 1903 г. Активно участвовала в революционном движении. В 1906–1917 гг. в эмиграции. Первая жена известного партийного и государственного деятеля Г. Е. Зиновьева (1883–1936). В 1917–1918 гг. член Петроградского комитета РСДРП(б), член Петроградского бюро ЦК РКП(б). В 1920-е гг. на ответственных партийных и государственных постах, в 1924–1925 гг. член Центральной контрольной комиссии РКП(б). В 1926–1927 г. активная участница «зиновьевской» оппозиции. Арестована в 1934 г., до 1954 г. находилась в лагерях и ссылках. Полностью не реабилитирована, умерла в доме престарелых. Ральцевич Василий Никифорович (1893–1938?) – советский партийный деятель, философ. Сотрудник АПО ЦК ВКП(б), член АРК (1928–1929). Окончил Институт красной профессуры (1929). С 1930 г. сотрудник Института философии, с 1936 г. зам. директора Ленинградского отделения Института философии. В 1937 г. арестован, приговорен к 5 годам лагерей. Умер в заключении. Рашбрук Джеймс Генри ( Rushbrooke James Henry) (1870–1947) – президент Всемирного союза баптистов. Имел ученые степени доктора богословия. доктора права и магистра искусств. В 1902–1920 гг. руководил баптистскими ерквями в Дерби и Лондоне. В 1920– 1928 гг. уполномоченный Всемирного союза баптистов в Европе. в 1925–1928 гг. секретарь восточного отдела этого союза. В 1928–1939 гг. генеральный секретарь Всемирного союза баптистов. В 1939 г. избран президентом Всемирного союза баптистов. Много путешествовал, несколько раз посешал Советский Союз. Автор многочисленных богословских и духовно-исторических трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Фену, неоднократно посещавшему обер-бургомистра Лейпцига К. Ф. Герделлера, удалось достичь понимания: поскольку Храм являлся памятником погибшим в Битве народов воинам, городские власти обещали оказать ему посильную помощь. В 1935 г. Храм и его имущество взяло под опеку Управление по охране памятников архитектуры города. Осенью 1936 г. газета «Leipziger Neuesme Nachrichmen» сообщила о необходимых ремонтах в Храме-памятнике. Средства на его осуществление выделили городские власти. К 1934 г. был урегулирован и вопрос о колоколах храма. Семь колоколов, реквизированных во время Первой мировой войны, оценены в 1300 марок. Взамен храму погасили задолженность по уплате городу земельного налога до февраля 1934 г. Постепенно к Храму-памятнику пришло признание. В статье «Русский храм» 1934 г. говорится: «Среди достопримечательностей нашего города находится замечательное по своей архитектуре здание – русский Храм-памятник. Эту достопримечательность Лейпцига в туристический сезон посещают не только люди из европейских стран, но и всех стран мира... Для Германии этот уникальный памятник истории имеет двойное значение: здесь сохранилось настоящее церковное искусство, тогда как в самой России многие культурно-исторические здания уничтожены, и еще потому, что этот памятник стоит на месте, где русско-немецкое боевое содружество привело к объединению народов Без сомнения, культурным событием стало и то, что несколько раз на богослужениях в храме пели казаки. Они же давали концерты Первая мировая война, революция и Гражданская война в России, казалось, были далеки от Храма-памятника в Лейпциге. Тем не менее они имели большое влияние на его жизнь и в 1913 г., и в 1920–1930-х гг., и в 1930–1940-х гг. Войны и революция, немецкий плен и эмиграция, радикальные политические идеи и стремления в эти годы волновали русских жителей Лейпцига. Храм выступил не только как место молитвы, но и как место встречи многих русских беженцев и эмигрантов. Обманутые, зачастую ограбленные и изгнанные из России, они не имели больших шансов устроить достойную жизнь в Германии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

«Согласно прилагаемого при сем обязательства по поставке мяса государству в 1936 г. за мне поставляется в обязанность сдать в означенном году 98 килограмм мяса, как бы обладающему кулацким хозяйством. Но так как мне уже 68 лет и хозяйства у меня не только кулацкого, но даже и никакого нет, не имею я ни скота, ни птицы, ни хлеба не сею, ни сена не кошу, то, считая такой налог несправедливым и совершенно непосильным, прошу Культ-Комиссию ходатайствовать, чтобы таковой налог с меня был отменен» . К прошению он приложил справку, подписанную председателем Усть-Удинского сельсовета, что у него нет ни дома, ни скота, ни сельского хозяйства и что он не облагается сельхозналогом. Теоретически можно было заменить мясопоставку денежным эквивалентом (8 рублей за кг), что в случае с прот. Постниковым составило бы около 800 рублей – сумма, превышающая остатки средств у многих священников после уплаты культсбора (и то без учета каких-либо трат на свои нужды). Более того, при взимании и без того грабительного мясоналога упоминаются и вопиющие случаи, например, священник М.Н. Индриксон 08.02.36 сообщает, что ему вменяется в суточный срок (!) погасить мясопоставки за 1935 и 1936 гг. Ответы на жалобы были весьма бескомпромиссны: «К обязательной поставке мяса государству привлекаются все коллективные дворы и единоличные хозяйства независимо от их имущественного положения и наличия в этих хозяйствах скота и птицы…[далее идет отсылка в цитированному Выше указанию ЦИКа СССР о мясопоставках] Зам. Уполногрпомпищепром» . Первым епархиальным архиереем данного периода с 24 апреля 1929 г. до 25 июня 1930 г. являлся освободившийся из заключения еп. Варсонофий (Лузин) (1884-1937). 25 июня 1930 г. он был назначен на Владивостокскую кафедру, а очередным управляющим был назначен архиепископ Дионисий Прозоровский (1871-1937, на кафедре 1930-1933 гг.). В 1933 г. против иркутского духовенства секретно-политическим отделом Полномочного представительства ОГПУ Восточно-Сибирского края в феврале 1933 г. было «возбуждено» новое сфабрикованное дело, а в июне 1933 г. по обвинению в «проведении на протяжении многих лет организованной борьбы с Сов. властью и ее мероприятиями» были подвергнуты аресту 12 священнослужителей. В их числе – архиеп. Дионисий, заслуженные, перешагнувшие 70-летний рубеж иркутские протоиереи Симеон Телятьев и Феодор Верномудров.

http://pravoslavie.ru/44165.html

После Февральской революции в крае сформировались комитеты общественной безопасности, был отменен ясак. К марту 1918 г. установилась советская власть, в том же году были созданы Гижигинский, Тауйский, Ямской, Ольский советы. Вскоре после выступления Чехословацкого корпуса и свержения советской власти в Петропавловском порту (ныне Петропавловск-Камчатский) советы прекратили существование, власть перешла к антибольшевистским силам. В 1920 г., после падения правительства А. В. Колчака, на территории М. о. образовались военно-революционные комитеты. 6 апр. 1920 г. по решению ЦК РКП(б) была создана просоветская, но формально независимая от Советской России Дальневосточная республика (ДВР), включавшая Камчатскую обл. Согласно договору о границах, утвержденному правительством ДВР в янв. 1921 г., Камчатская обл. была передана РСФСР. В кон. мая 1921 г. во Владивостоке к власти пришло антибольшевистское Временное Приамурское правительство С. Д. Меркулова, направившее в сент. того же года на север Дальн. Востока военную экспедицию во главе с есаулом В. И. Бочкарёвым. Итогом действий отряда стал переход территории М. о. под контроль белых сил. Окончательно советская власть в регионе была установлена в 1923 г. в результате военного похода Г. И. Чубарова. Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. для обозначения проживавших в регионе тунгусов власти вводили термин «эвены». В 1922-1926 гг. территория М. о. входила в Дальневосточную обл., в 1926-1938 гг.- в Дальневосточный край, в 1938-1953 гг.- в Хабаровский край. В период коллективизации в крае организовывались интегральные кооперативы, занимавшиеся в основном рыбным, зверобойным и пушным промыслами. Представителей коренного населения объединяли преимущественно в оленеводческие, транспортные, охотничьи и рыболовецкие артели. В результате сплошной коллективизации поголовье оленей резко сократилось. Геологоразведочными Колымскими экспедициями Ю. А. Билибина и В. А. Цареградского (1928-1931) были открыты обширные золотоносные районы в верховьях р. Колымы. Для обеспечения промышленной разработки новых месторождений были необходимы развитие хозяйства и транспортной инфраструктуры региона, обеспечение приисков и строек рабочей силой. В 1929-1930 гг. велись изыскания для строительства дороги от бухты Нагаева на север, к районам добычи полезных ископаемых. В 1929 г. на берегу этой бухты была построена Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза, вокруг к-рой образовался пос. Нагаево. В 1930 г. рядом с ним был основан пос. Магадан, в 1932 г. началось их слияние в пос. Нагаево-Магадан (впосл. распространилось название пос. Магадан; с 1935 даже в офиц. документах часто именовался городом).

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Напротив, из Белоруссии, где число нелегальных общин было незначительным, во второй половине 1940-х гг. поступали единичные ходатайства об открытии церквей. Так, за 1947 г. по республике поступило всего 25 заявлений об открытии 14 церквей (среднее число ходатайств – 1,8) 617 . Совпадение регионов активности заявителей об открытии храмов и распространения незарегистрированных общин говорит о том, что церковное подполье и требования об открытии церквей были проявлениями единого процесса подъема церковной жизни. Точно так же обе тенденции, существовавшие в пределах подполья – легализации незарегистрированных общин и возникновения новых вследствие неудачи ходатайства об открытии церкви, – были лишь частными случаями движения за открытие церквей, охватившего в военные годы многие области РСФСР, движения, в котором наиболее ярко выразился процесс активизации церковной жизни. Этот процесс начался еще в середине 1930-х гг. Первым его проявлением стала возросшая активность верующих и духовенства в ответ на публикацию в июне 1936 г. проекта новой Конституции, статья 124 которой провозглашала свободу «отправления религиозных культов» и свободу «антирелигиозной пропаганды». В первые же месяцы после публикации увеличился поток жалоб и ходоков в постоянную комиссию по делам религиозных культов при ЦИК СССР (по сравнению с теми же месяцами 1935 г. – в 1,3 раза). Требовали прежде всего открыть закрытые церкви, а также разрешить собрания религиозных обществ, крестные ходы, публичные молебны. Почти в каждом заявлении присутствовали ссылки на 124-ю и 125-ю статьи Конституции. По признанию членов комиссии, «тон заявлений стал требовательнее, настойчивее» 618 . Ходатайства об открытии церквей не прекращались – хоть и были по большей части безответны – вплоть до 1943 г. 619 . Не нужно забывать, что религиозному подъему 1936 г. предшествовала апатия духовенства и мирян рубежа 1920–1930-х гг., вызванная церковными разделениями конца 1920-х гг., принятием репрессивного законодательства 1929 г. и последовавшими вслед за тем повсеместным закрытием храмов (проходившим на фоне сплошной коллективизации), массовыми арестами священнослужителей и верующих, всплеском антирелигиозной пропаганды 620 . Следующей вехой, по которой мы можем судить о степени религиозного подъема того времени, стала прошедшая в 1937 г. всесоюзная перепись населения, в ходе которой 56,7% жителей СССР назвали себя верующими, а из них 75,3% – православными 621 . И, наконец, апогеем этого процесса стала активизация церковной жизни во время Великой Отечественной войны 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010