Евсевий (Рождественский) Евсевий (Рождественский), архп. Шадринский. Родился 22 декабря 1886 года в селе Питиме, Моршанского уезда, Тамбовской губ., в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1911 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 11 окт. 1908 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество, а 7 декабря – рукоположен в иеродиакона. После окончания академии был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а потом был назначен исполняющим обязанности доцента, преподавал Св. Писание Нового Завета. В 1911 году рукоположен в сан иеромонаха и определён в братство Данилова монастыря. В 1919 г. на Благовещение возведён в сан архимандрита. 15 марта 1920 года хиротонисан во епископа Иранского, вик. Вятской епархии. Хиротония состоялась на Троицком подворье. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Тихон, митр. Сергий Владимирский и епископ Гурий Алатырский. В 1922–1923 гг. – епископ Ставропольский и Кубанский. С 1923 года – епископ Ейский, где в том же году был осуждён на четыре года показательным судом за бытовое разложение семьи. Наказание отбывал в Иркутске. С 1926 по 1927 гг. значится временно управл. Иркутской и Верхоленской епархией. После освобождения в 1926 году назначен епископом Нижнеудинским и времен. управл. Иркутской епархией, а в 1927 году – Забайкальским и Нерчинским. Присутствовал во Врем. Патриаршем Священном Синоде. 27 марта 1930 г. возведён в сан архиепископа. 3 апреля 1930 г. – архиепископ Шадринский, управл. Свердловской епархией. С декабря 1930 г. епархией более не управлял, проживал в Мариинске. Неизвестно когда скончался. По сведениям Забайкальско-Читинского духовенства, он в 1936 году был ещё жив. Труды «Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова и его историческая судьба при свете древне-христианской письменности». (Кандидатское сочинение) «Прав. Собес.» 1911, декабрь, стр. 31 Отзыв на этот труд см.: «Прав. Собес.» 1914, май, стр. 281, 285–293 «Голгофа в жизни Иисуса Христа и его учеников». (Слово в Пяток первой седмицы Великого поста при воспоминании страстей Христовых)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гомельская Основана 25.01.1907. Могилевское викариатство. Самостоятельная в 1925 г. Упразднена в 1945 г. (?) Возобновлена 17(30)01.1990 (ЖМП. 1990. С. 6–7). Выделена из Минской епархии. Именовалась: Гомельская и Мозырская; с 29.05(11.06)1992 – Гомельская и Жлобинская. 11.02.1907 03.11.1912 13.01.1913 16(29)04.1919 23.11(06.12)1924 03.1925 09(22)03.1925 04(17)03.1934 04(17)12.1934 14(27)05.1935 11(24)10.1943 24.06(07.07)1944 07(20)07.1990 16(29)07.1990 16(29)07.1990 Гомельская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Гомельская; Гомельская и Речицкая. 07.1923 08.1923 07(20)11.1923 01(14)05.1924 Петр Сергеев 07.1924 05(18)07.1924 08(21)01.1925 Симеон Канарский 08.1925 16(29)06.1926 Петр II Виноградов 07.1926 Николай Рубцов 18(31)05.1928 14(27)02.1931 02.1931 10.1931 в/у Савватий Зосимович 16(29)02.1932 07(20)07.1934 Варлаам Покровский 1186 В октябре 1918 выехал в Киев, не смог вернуться вовремя в Гомель и был «отчислен за выбытием в Киев и невозвращением». 10(26)06.1919 был арестован в Гомеле «по подозрению в контрреволюции» и Губревтрибуналом осужден на 2 года заключения, но уже 05.07.1919 освобожден по прошению 5000 верующих. Вскоре получил назначение на Мстиславскую кафедру, также викарную Могилевской епархии. См. 1189 Из архимандритов Жировицкого Свято-Успенского монастыря (тогда – в Польше); известный «патриархистский» деятель в Польше, вернувшийся на родину с разрешения советских властей. В связи с провозглашением самочинной «автокефалии» Православной Русской Церкви в Польше Тихон (Шарапов), вскоре по своей хиротонии во епископа Гомельского, 17(30)03.1925 получает указ Святейшего Патриарха Тихона, коим вверяется его архипастырскому попечению (и руководству) православная паства Польши, сохранившая верность своему законному священноначалию в лице Московского Патриаршего Престола. 06–27.11 (–10.12)1925 управлял епархией из Москвы; далее пребывал в ссылках и в заключении (в СЛОН в 1927–1930 гг.). Фактически – титулярный епископ. 1193 Епископ Гомельский и Мозырский. Хиротонисан в Вене (первая дата) митрополитом Антонием (Грибановским) и иными иерархами РПЦЗ по рекомендации находившегося там архиепископа Гродненского Венедикта (Бобковского). По возвращении в Белоруссию подал прошение митрополиту Минскому Пантелеимону и решением Белорусского Синода перешел в юрисдикцию Белорусской временной автономии. По свидетельству архиепископа Афанасия (Мартоса), «в епархию ему не довелось отправиться по причине приближения фронта». Далее – в эмиграции, с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ. По ММЛ РПИ, только Мозырский; «поликарповец», «вывезен немцами за границу при отступлении» (неверно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Комаров Анатолий Андреевич; 26.06.1879, с. Андросовка Николаевского у. Самарской губ.-17.07.1955, Днепропетровск), архиеп. Днепропетровский и Запорожский. Род. в семье священника Самарской епархии. В 1901 г. окончил Самарскую ДС, 8 авг. 1901 г. рукоположен во священника, служил настоятелем прихода в с. Хворостянка. Овдовев, в 1904 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1908 г. студентом, в следующем году, после сдачи дополнительных экзаменов, получил степень канд. богословия, служил законоучителем средних учебных заведений и настоятелем храмов при них. С 15 авг. 1921 г. настоятель саратовской Спасо-Преображенской ц. Много потрудился в собирании средств на нужды голодающих и беспризорных детей, за что получил благодарственное письмо от председателя об-ва «Друг детей» Н. К. Крупской. Когда в 1922 г. архиеп. Саратовский Досифей (Протопопов) был арестован и Саратов стал одним из центров обновленчества , свящ. Анатолий Комаров мужественно противостоял раскольникам. В 1923 г. за твердость в Православии удостоен сана протоиерея. По благословению находившегося в заключении свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, 29 дек. 1923 г. о. Анатолий принял постриг с именем А., 30 дек. возведен в сан архимандрита, а 31 дек. Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. С 1 янв. 1924 до 1926 г. временно управлял Саратовской епархией. С 1926 г. последовательно был викарным еп. Новоторжским (Тверская епархия), Петровским, Вольским (Саратовская епархия). В окт. 1929 г. в связи с арестом Астраханского архиеп. Филиппа (Ставицкого) А. переехал в Астрахань. Будучи епископом Вольским, в 1929-1931 гг. управлял Астраханской епархией. После издания Свящ. Синодом указа об увольнении на покой сосланных и заключенных архиереев А. прекратил возношение на богослужениях имени архиеп. Филиппа, находившегося в тюрьме. Оскорбленные верующие неск. раз не допускали А. в храмы на службы, а архиеп. Филипп запретил А. служить в Астраханской епархии. С сент. 1930 по февр. 1931 г. А. находился под арестом, епархией управлял Енотаевский еп. сщмч. Алексий (Орлов) . 30 сент. 1933 г. А. был назначен епископом Астраханским, 3 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа. Никогда не уклонялся в расколы и не отделялся от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , хотя не всегда одобрял его решения, о чем сообщал ему при встречах и в переписке.

http://pravenc.ru/text/115248.html

Красноярская Основана 25.05.1861 (выделена из Томской и Семипалатинской епархии). Упразднена в 1956 г. Управлялась новосибирскими архиереями в 1956–1990 гг. Возобновлена 07(20)07.1990. Именовалась: Енисейская и Красноярская; Красноярская и Енисейская; Красноярская и Ачинская. Викарные кафедры: Минусинская, Ачинская. 18.09.1861 06.04.1870 10.06.1870 31.03.1873 Павел Попов 31.03.1873 14.05.1881 Антоний Николаевский 14.05.1881 08.03.1886 Исаакий Положенский 08.03.1886 28.03.1892 Тихон Донебин-Троицкий 28.03.1892 30.04.1894 Александр Богданов 30.04.1894 28.10.1898 28.10.1898 09.01.1913 26.01.1913 25.07.1917 09(22)02.1918 09(22)02.1918 23.02(08.03)1925 01(14)07.1926 22.09(05.10)1927 21.01(03.02)1928 09.1928 17(30)05.1931 Мелхиседек Паевский 29.07(11.08)1931 29.05(11.06) 1933 16(29)06.1933 07(20)04.1934 Антоний II Миловидов 23.04(06.05)1934 27.08(09.09)1935 19.03(01.04)1936 19.03(01.04)1936 22.10(04.11)1937 01.1944 22.07(04.08)1947 11(24)01.1948 22.07(04.08)1947 12.1947 07(20)07.1990 Красноярская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Минусинская, Ачинская. 1922 Назарий Андреев 10.1922 01(14)05.1923 28.06(11.07)1923 02(15)07.1923 Георгий Жук 18(31)08.1923 20.09(03.10)1923 Александр Авдентов, паки 10(23)06.1925 Александр Авдентов, 3-й раз 07(20)01.1928 Иоанн Житов 03.1929 08(21)01.1931 08(21)01.1931 10.1934 Александр Авдентов, 4-й раз 21.09(04.10)1937 2220 Вторая дата – дата кончины. Будто бы был определён на покой еще в 1912 г., но первая дата его преемника определенно говорит в пользу того, что епископ Евфимий скончался, будучи правящим архиереем. 2221 Вторая дата приведена с заявления Никона (Бессонова), поданного им в Св. Синод по поводу снятия с себя архиерейского сана и монашества. Постановление Св. Синода о снятии архиерейского сана с Никона (Бессонова) с возвращением его в первобытное мирское состояние было вынесено 12.08.1917. Несколько позже (1918 г.) он стал работать в Киеве в должности театрального корреспондента местной периодической печати, причем нередко подписывал свои статейки и рецензии так: «Н. Бессонов, б. епископ Красноярский и Енисейский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корсунской епархии существовало с 31 мая по 24 дек. 2010 г., названо по средневек. г. Каффа (Кафа, совр. г. Феодосия, Крым, Украина). Как и в наименованиях Корсунской и Сурожской епархий РПЦ, а также Керченского вик-ства Сурожской епархии, в названии К. в. отразилась появившаяся в 60-х гг. XX в. в Русской Церкви практика присваивать епископским кафедрам в Зап. Европе названия по центрам византийских епархий, существовавших на Крымском п-ове. Каффа являлась центром диоцеза в юрисдикции К-польского Патриархата, учрежденного ранее 1437 г. и существовавшего до 1678 г., когда епархия была присоединена к Готской митрополии (см. Готская епархия ). Готские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе и после 1678 г. носили титул «Готский и Кафский». Последний Готский митр. св. Игнатий (Газадини) в 1778-1779 гг. присоединился к Русской Церкви, жил в Мариуполе (Украина), скончался 16 февр. 1786 г. 7 марта 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское вик-ство в составе Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) для управления храмами на юге епархии и в Крыму. Феодосийское вик-ство стало преемником Готской епархии. Первоначально кафедральной являлась греч. Введенская ц. в Феодосии, вскоре центр викариатства переместился в г. Ст. Крым, в 1791 г.- в Карасубазар (ныне г. Белогорск, Крым). Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать к Феодосийскому вик-ству Черноморское казачье войско, епископ должен был открывать храмы и заниматься подготовкой священников. 16 окт. 1799 г. Феодосийское вик-ство было упразднено. В 1919 г. Феодосийская и Мариупольская викарная кафедра была возобновлена, но в нач. 30-х гг. XX в. назначения на нее прекратились. Во главе Феодосийского и Мариупольского вик-ства стояли архиереи: еп. Дорофей (Возмуйлов; 2 мая 1787 - 10 сент. 1790), еп. Моисей (Гумилевский ; 5 июня 1791 - 5 окт. 1792), еп. Иов (Потёмкин ; 27 февр. 1793 - 13 мая 1796), еп. Гервасий (Линцевский; 29 мая 1796 - 7 янв. 1798), еп. Христофор (Сулима ; 18 апр. 1798 - 16 окт. 1799), еп. Андрей (Одинцов; 1919 - кон. 1921), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 9 дек. 1921-1922, вик-ством не управлял), Таврический архиеп. Димитрий (Абашидзе (см. Антоний (Абашидзе) ); сент. 1921-1923, временно управлял вик-ством), еп. сщмч. Антоний (Панкеев ; 27 авг. 1924-1926), еп. Иоанн (Петропавловский; 1927), еп. сщмч. Григорий (Лебедев ; назначен в мае 1928, назначение не принял), архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 29 нояб. 1928 - 25 июня 1930, управлял всей Крымской епархией), Харьковский архиеп. сщмч. Константин (Дьяков ; 1929, временно управлял епархией).

http://pravenc.ru/text/1683943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Венсан. Фотография. Сер. XX в. [франц. Vincent] Луи Юг (31.08.1872, Сент-Альбан-де-Варез, деп. Изер - 30.12.1960, Иерусалим), франц. исследователь Св. земли, один из ведущих специалистов в области библейской археологии. Ученик Ж. М. Лагранжа . В 1891 г. вступил в доминиканский орден, через год получил назначение в Иерусалим. В 1897-1953 гг. профессор Французской библейско-археологической школы (École Biblique et Archéologique Française), в 1922 г. англ. мандатный департамент древностей включил В. в состав комитета по выработке стандартной археологической хронологии и периодизации Палестины, в 1931-1938 гг. редактор и автор статей (всего ок. 200) ж. «Библейское обозрение» (Revue biblique). Научные интересы В. составляла сиро-палестинская археология. Знаток в области древней архитектуры, он следовал принципам керамической стратиграфии, к-рые были введены после раскопок на Телль-эль-Хеси Флиндерсом Питри и Ф. Дж. Блиссом . В. принадлежит первая попытка (1907) обобщить сведения по археологии Св. земли. В 1909-1910 гг. он вел документацию при работах на холме Офел (поиск М. Паркером «сокровищ храма» в районе колодца Гихон, на юге Храмовой горы; при работах были обнаружены следы обживания города Давида в начале раннего бронзового века, ок. 3000 г. до Р. Х.), в 1933 г. фиксировал раскопки в храме «Се Человек» (Esse homo) на Крестном пути в Иерусалиме; руководил археологическими и архитектурными исследованиями в ходе работ в Айн-эд-Дуюке (1920) и на месте древнего Эммауса (1932). Основные исследовательские работы В. связаны с углубленным изучением и публикацией материалов по архитектуре Вифлеема (1914), Хеврона (1923) и Иерусалима (1912-1926, 1954-1956). Монографии В., посвященные этим городам, ценны обилием информации об уже утраченных памятниках и артефактах, а также данными из письменных источников, собранными для них Ф. М. Абелем , несмотря на то что часть содержащихся в них датировок и мнений устарела.

http://pravenc.ru/text/150343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Андреевич Кравец (1885, г. Николаевск Самарской губ. (ныне г. Пугачёв Саратовской обл.) - 2.11.1937, Тартаульское отделение Карагандинского ИТЛ (Карлаг)), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), протодиак. В 1907 г. окончил фельдшерскую школу. До 1914 г. работал продавцом у купца-мануфактурщика в Николаевске. В 1914-1918 гг., во время первой мировой войны, служил фельдшером на фронте. С 1918 г. проходил службу в рядах Красной армии. В 1921 г., еще находясь в армии, рукоположен в Саратове во диакона. После демобилизации направлен на служение в Николаевск. В 1923 г. арестован в Николаевске на 2 недели за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации» и за активную борьбу с обновленчеством. В 20-х гг. XX в. еще дважды был арестован в Саратове (2-й раз - в 1926 по обвинению в антисоветской агитации, но не был осужден). В 1930 г. Саратовским митр. Серафимом (Александровым) назначен на должность псаломщика в Петропавловскую ц. Саратова. Предположительно в это время митр. Серафим возвел П. в сан протодиакона, однако документально это не подтверждено. В авг. 1933 г. вслед за митр. Серафимом перешел в Казанскую епархию и был определен к Богоявленской ц. в Казани. 5 марта 1935 г. арестован в Казани по обвинению в том, что «систематически вел антисоветскую, антисемитскую агитацию, распространял провокационные, пораженческие слухи, через своего сына проводил дезорганизаторскую деятельность среди учащихся и внедрял сочувственные настроения к терактам над членами советского правительства». Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 13 сент. 1935 г. приговорен к 3 годам ИТЛ и направлен в Карлаг. 19 сент. 1937 г. П. арестован в Карлаге на основании того, что он «входил в группу бывших священников, что и Никольский, распространял слухи, что их направили в «Тартаул» специально для гибели заключенных». Проходил по делу со свящ. сщмч. Леонидом Никольским, 8 священнослужителями и мирянином. Виновным себя не признал, но не отрицал факта исполнения молитв собственного сочинения перед верующими. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение через 2 дня.

http://pravenc.ru/text/2580174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРДИ [франц. Bardy] Гюстав (25.11.1881, Бельфор - 31.10.1955, Виль-сюр-Иллон), франц. католич. патролог и теолог. Завершив обучение в семинарии в Париже, стал священником, окончил там же Католический ин-т в 1909 г. Получил степень д-ра теологии. С 1909 по 1914 г. профессор в ин-те св. Иоанна Богослова в Безансоне. Читал курс патрологии на теологическом фак-те католич. ун-та Лилля в 1919-1926 гг. С 1927 г. профессор Большой семинарии в Дижоне. Кавалер ордена Почетного легиона. В центре исследовательских интересов Б. на протяжении всей его научной деятельности находились история и богословие христ. Церкви I-IV вв. Автор более 30 монографий, посвященных в основном жизни и учению апологетов, учителей и отцов Церкви, таких, как свт. Климент Римский, сщмч. Ириней Лионский, свт. Афанасий Великий, блж. Августин, Ориген, Дидим Александрийский. Мн. труды Б. носят обобщающий характер и охватывают вопросы внутренней организации и духовной жизни первых христ. общин, проблемы развития богословской мысли ранней Церкви. Б. уделял серьезное внимание процессу распространения христианства на территории Римской империи и взаимоотношениям рим. общества и Церкви в период ее нелегального положения. Изучал древнехрист. письменность и ее языковой состав, публиковал творения церковных писателей и апологетов (Афинагор, свт. Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский), издал энциклопедию «Христос» (Le Christ: Encyclopédie populaire des connaissances christologiques. P., 1932, 1947). Более половины трудов Б. переведены на ряд европ. языков, десятки его статей, посвященных вопросам раннего христианства, опубликованы во мн. журналах, сборниках и энциклопедиях (в основном в DHGE). Соч.: Didyme l " Aveugle. P., 1910; Saint Athanase (296-373). P., 1914, 1925; Paul de Samosate: Étude historique. Louvain, 1923, 1929; Recherches sur l " histoire du texte grec et des versions latines du «De principiis» d " Origène. P., 1923; Clément d " Alexandrie. P., 1926; Littérature grecque chrétienne. P., 1928; Littérature latine chrétienne. P., 1929; L " Afrique chrétienne. P., 1930; Origène. P., 1931; Le Christ. P., 1932; L " Église chrétienne à la fin du Ier siècle. P., 1932; Le Rédempteur. P., 1933; La littérature patristique des Questiones et responsiones sur l " Écriture sainte. P., 1933; La vie spirituelle d " après les pères des trois premiers siècles. P., 1935; Recherches sur saint Lucien d " Antioche et son école. P., 1936; Le Sauveur. P., 1937; Saint Augustin: l " homme et l " œuvre. P., 1940; Les premiers jours de l " Église. P., 1941; La théologie de l " Église de saint Clément de Rome à St. Irénée. P., 1945; La théologie de l " Église de saint Irénée au concile de Nicée. P., 1947; L " Église et les derniers Romains. P., 1948; La question des langues dans l " Église ancienne. P., 1948; La conversion au christianisme durant les premiers siècles. P., 1949.

http://pravenc.ru/text/77540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ [серб. Белградски Богословски факултет] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Идея создания высшего духовного учебного заведения СПЦ возникла еще в 60-е гг. XIX в. Принятый в 1905 г. закон о Белградском ун-те предусматривал и организацию Б. Б. ф., но из-за недостатка преподавателей и экономических трудностей, связанных с участием Сербии в балканских, а затем и первой мировой войнах, он открылся лишь осенью 1920 г. Основу преподавательского коллектива составили эмигрировавшие в Югославию из России рус. богословы и профессора духовных академий, среди к-рых были такие видные ученые, как А. П. Доброклонский , Ф. Н. Титов , М. Георгиевский, А. П. Рождественский , Н. Н. Глубоковский и др. 6 сент. 1920 г., считающегося днем создания Б. Б. ф., состоялось первое заседание ученого совета под председательством проф. церковной истории Доброклонского. На заседании был избран декан фак-та - проф. истории СПЦ прот. Стефан Димитриевич . Занятия начались 15 дек. 1920 г. Первоначально количество студентов было сравнительно небольшим. В 1930/31 учебном году приписных студентов было 226 чел., из к-рых 98 учились на 1-м курсе. В 1938/39 учебном году - 340 чел., в т. ч. 32 студентки. При фак-те была сформирована б-ка, фонды к-рой пополнялись во многом благодаря помощи добровольных жертвователей и меценатов. В наст. время библиотечный фонд содержит более 30 тыс. наименований и свыше 100 тыс. экз. книг, а также богатое собрание периодики. В 1926 г. на Б. Б. ф. начал издаваться ж. «Богословие», к-рый регулярно выходит и в наст. время. В первые годы существования фак-т неоднократно менял место своего пребывания. Наконец стараниями Патриарха Гавриила (Дожича) было получено место для строительства Дома студентов по проекту проф. П. Анагностия, строительство его осуществилось в 1940 г. Во время оккупации Югославии в помещениях, принадлежавших Б. Б. ф., были расквартированы нем. военнослужащие, и учебный процесс был прерван на неск. лет. Сильному разорению подверглась б-ка. Благодаря стараниям митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) сохранились часть б-ки и архив фак-та. Дом студента сгорел во время бомбардировки 6 апр. 1941 г.

http://pravenc.ru/text/77884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ учебное заведение, существовало в Ленинграде в 1925-1928 гг. Инициатором создания В. б. к. был прот. Николай Чуков (впосл. Ленинградский митр. Григорий ), бывш. ректор Петроградского Богословского института (закрыт в мае 1923) и зав. Богословскими курсами Центрального р-на Ленинграда. 31 мая 1925 г. он представил в Совет курсов доклад о расширении программы курсов и об углублении преподавания для превращения их в вуз. Подготовительная комиссия 19 июня 1925 г. одобрила предложенный прот. Н. Чуковым проект «Положения о Высших богословских курсах». «Положение» с составом должностных лиц и преподавателей было утверждено Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) . В сент. В. б. к. получили гос. регистрацию. Занятия начались 29 сент. Ректором курсов стал прот. Н. Чуков (кроме того, преподавал церковное проповедничество), проректором - проф. прот. А. В. Петровский (преподавал Свящ. Писание ВЗ и древнеевр. язык). В число преподавателей также вошли протоиереи М. Митроцкий (догматическое богословие), В. Ф. Лебедев (нравственное богословие), П. Аникиев (пастырское богословие, история рус. религ. мысли), профессора И. Д. Андреев (апологетика), А. А. Дмитриевский (литургика и церковная археология), П. П. Мироносицкий (греч., церковнослав. языки и пение). Впосл. были приглашены прот. сщмч. Михаил Чельцов (НЗ), протоиереи В. Рыбаков (патрология), Г. Сербаринов (история и разбор зап. исповеданий), В. Прозоров (история и разбор сектантства и старообрядчества), проф. П. Г. Васенко (история Русской Церкви), А. П. Обновленский (каноническое право), Владимир Шкловский (лат. язык). Руководящим органом являлся Совет В. б. к., получивший право принимать научные труды на соискание степени канд., магистра и д-ра богословия. На В. б. к. защитили магистерские диссертации 25 нояб. 1926 г. прот. Н. Чуков («Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»), 24 мая 1927 г. прот. В. Рыбаков («Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность»), 7 дек. 1927 г. прот. Н. Чепурин («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки (опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении)»). Ученые степени получил и ряд бывш. студентов Петроградской ДА и Петроградского Богословского ин-та, в частности Н. Д. Успенский , к-рый был оставлен на В. б. к. (кафедра литургики).

http://pravenc.ru/text/161109.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010