В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в. Виктор Никитич (22.08.1897, Москва - 1.02.1976, Там же), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог. Окончил отд-ние истории искусства историко-филологического фак-та Московского ун-та (1920), участвовал в первой мировой и гражданской войнах. В 1924 г., после аспирантуры в Ин-те археологии и искусствознания РАНИОН, защитил диссертацию на тему «Происхождение портрета в итальянском искусстве». Свое научное становление Л. связывал с такими рус. учеными, как В. К. Мальмберг, Н. И. Романов, В. Н. Щепкин, Д. В. Айналов, М. И. Ростовцев. Профессиональному росту Л. способствовала длительная командировка в страны Зап. Европы, Грецию и Турцию в 1925-1926 гг., где он посетил крупнейшие музеи и научные учреждения, познакомился с учеными, историками искусства (Б. Беренсоном, Г. Милле, Р. Лонги, Дж. Фьокко, К. Г. Вейгельтом). С 1926 по 1930 г. Л. объехал основные художественные центры России и Кавказа, предприняв систематическое изучение памятников средневековой живописи. Л. преподавал историю искусства в вузах Москвы: с 1925 г.- на различных фак-тах МГУ им. М. В. Ломоносова (c 1935 профессор, с 1960 зав. кафедрой истории зарубежного искусства на историческом фак-те), с 1935 по 1948 г.- профессор и зав. кафедрой истории искусства Московского ин-та изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В. И. Сурикова). В 1924-1938 гг. Л. работал в московском Музее изящных искусств (позднее ГМИИ им. А. С. Пушкина), был хранителем отдела итал. живописи, затем - зав. картинной галереей и зам. директора по научной части. В период становления и активной реорганизации музея занимался пополнением и систематизацией его живописной коллекции, провел большую работу по атрибуции и реставрации мн. произведений. Принимал участие в написании и редактировании статей БСЭ, посвященных европейским живописцам, скульпторам и архитекторам (1927-1941). С 1943 г. член-корреспондент АН СССР, в 1945-1960 гг. зав. сектором живописи и скульптуры Ин-та истории искусства, один из авторов «Истории русского искусства» в 12 томах (автор всех разделов о живописи и скульптуре Др. Руси XI-XV вв.) и инициаторов ее издания.

http://pravenc.ru/text/2462503.html

Симон (Гетя) 3.10.1993 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Санкт-Петербургской епархии; с 27.12.1995 еп. Мурманский и Мончегорский. Симон (Ивановский) 24.03.1924 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; с 15.04.1939 еп. Острожский, вик. Волынской епархии ПАЦ; с 24.03.1941 в сане архиепископа; воссоединился с РПЦ; 1942–1944 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 1945 г. архиеп. Полтавский; 1947–1955 епархией не управ.; с 17.10.1955 архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 14.08.1961 на покое; † 15.02.1966. Симон (Ишунин) 11.04.1987 хирот. во еп. Брюссельского и Бельгийского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Симон (Новиков) 14.10.1972 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 9.09.1978 в сане архиепископа. Симон (Шлеев) 3.06.1918 хирот. во еп. Охтинского (единоверческого); с 1920 г. еп. Уфимский; † 12.09.1921. Синезий (Зарубин) 13.06.1926 еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии; с дек. 1926 г. еп. Колымский, вик. Якутский; с 1928 г. еп. Ижевский; с 26.02.1930 на покое; † 1937 в тюрьме. Смарагд (Яблоков) после 1917 г. во еп. Скопинского, вик. Рязанской епархии; с 1927 г. в «григорианском» расколе. Софроний (Арефьев) 10.06.1919 хирот. во еп. Семиреченского и Верненского; с 1920 г. еп. Якутский и Вилюйский; с 1922 г. в обновленческом расколе; с 1923 г. в Соловецком лагере; с 1924 г. принес покаяние; с 14.12.1927 еп. Великоустюжский; с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 9.03.1932 архиеп. Ирбитский; с 13.02.1933 архиеп. Уфимский; с 3.03.1934 архиеп. Олонецкий; с 11.05.1934 архиеп. Свердловский; с 11.06.1934 архиеп. Ижевский; с февр. 1936 г. архиеп. Краснодарский; с мая 1937 г. в заключении; расстрелян 26.12.1937. Софроний (Будько) 16.03.1991 хирот. во еп. Томского, вик. Новосибирской епархии; с 1.11.1993 еп. Кемеровский и Новокузнецкий. Софроний (Дмитрук) 9.08.1992 хирот. во еп. Черкасского и Коневского. Софроний (Иванцов) 7.02.1946 хирот. во еп. Ульяновского; с 4.08.1946 еп. Красноярский, вик. Новосибирской епархии; † 24.12.1947. Софроний (Старков) 10.04.1922 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Немцы разрушали не только Могилев, а всё живое (людей и животных) и мертвое (деревни, дороги, мосты, линии связи и т.д., даже стога сена и соломы), предполагая превратить в пустыню территорию Беларуси. К выполнению данного приказа Гитлера привлекались войска, оккупационные власти, органы спецслужб. Им приказывалось собрать и увезти в рабство всех годных к воинской службе. (Очевидно, это была реакция немецкого командования на секретное постановление ГКО от 13 октября 1943 года « О призыве на военную службу призывников рождения 1926 года. В нём обязывалось призвать до 15 ноября 1943 года на военную службу всех граждан мужского пола, родившихся в 1926 году (включая и находящихся на территории, освобождённой от противника) не зависимо от занимаемой должности». О степени озверения фашистов свидетельствуют районные книги «Памяти». Как пример, приведём из некоторых печальную статистику полностью или частично сожжённых деревень после начала освобождения Беларуси: Чаусский район из 168 – 115 (3 до начала освобождения); Рогачёвский район из 200 – 123 (1 до начала освобождения). В освобождаемых районах Восточной Беларуси фашисты уничтожили всю промышленность, здания культуры и просвещения, сожгли общественные здания колхозов и совхозов, разграбили или убивали скот. В деревнях население проживало в землянках или приспособленных будках. Даже летом 1946 года, несмотря на интенсивные строительные работы по восстановлению и возведению новых жилых домов, в республике продолжали проживать в землянках более 50 тысяч семей, в том числе 7514 семей в Могилёвской области ( «Беларусь в годы ВОВ 1941-1945 годов». Мн., 2005, с. 488). Прожил и я некоторое время в землянке, в которой едва не сгорел. Ужасают масштабы уничтожения молодёжи и детей, когда фашисты узнали масштабы их участия в партизанском движении, в подпольной работе. Так 60 мальчиков и девочек 8-12 лет живыми закопали около деревни Полыковичи Могилёвской области ( Сергей Жудро. «Победа одна на всех»// «Правда», 2019). Молодёжь пряталась по болота, лесам, землянкам, но их находили в облавах с овчарками.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/28/...

941 См.: F. McPherson. Historical Notes on Certain Modern Greek Folk-songs. — JHS, vol. X, 1889, pp. 86—87. 942 Bertrandon de la Broquière. Voyage d " outremer. Ed. Ch. Schefer. Paris, 1892, pp. 150—165. (Recueil de voyages et documents pour servir ä l " histoire de géographie, vol. XII). См. также: A. A. Vastliev. La Guerre de Cent Ans et Jeanne d " Arc dans la tradition byzantine. — Byzantion, vol. III, 1926, P. 249. Некоторое количество информации о Жанне д " Арк дошло и до Рагузы. См.: N. Iorga. Notes et extraits pour servir à l " histoire des croisades au XVe siècle. Bucharest, 1915, vol. II, p. 272 (из архивов Рагузы за 1430 год). 943 Bertrandon de la Broquière. Ibid., p. 230. 944 Aziz Suryal Atiya. Crusade in the Later Middle Ages. London, 1938. См. рецензию на эту книгу (автор — О. Halecki) — Byzantion, vol. XV, 1940—1941, рр. 473—483; См. также: О. Halecki. The Crusade of Varna. A Discussion of Controversial Problems. New York, 1943, p. 96. Очень хорошая работа. 945 См.: F. Cerone. La politica Orientale di Alfonso d " Aragona. — Archivio storico per le provincie Napolitane, vol. XXVII, 1902, pp. 425—456; 555—634; vol. XXVIII, 1903, p. 167; W. Norden. Das Papsttum und Byzanz... S. 731—733. К. Маринеску готовит на базе большого количества неопублинованных документов Архивов арагонской короны в Барселоне работу о взаимоотношениях Альфонса V и Востока. См. его же:/Manuel II Paléologue et les rois d " Aragon. — Bulletin de la section historique de l " Academie roumaine, vol. XI, 1924, p. 197. м. также: Compte-rendu du deuxieme Congres international des etudes byzantines ä Beigrade, 1927; Beigrade, 1929, p. 162. 946 То есть Константином, прозванным Драгас. Примечание научного редактора. 947 Описание Кириаком Пелопоннеса было впервые опубликовано Р. Саббадини: Ciriaco d " Ancona e la sua descrizione autografa del Peloponneso trasmessa da Leonardo Botta. — Miscellanea Ceriani. Milano, 1910, pp. 203—204. О Кириаке Анконском см.: G. Castellani. Un Traité inédit en Grec de Cyriaque d " Ancône. — Revue des Études Grecques, vol. IX, 1896, pp. 225—228; E. Ziebarth. Κυριακος εξ A­ γκνος ν περφ . — Ηπειρωτικα Χρονικα , vol. II, 1926, ρρ . 110—119. В том же издании сделаны, т. III, 1928, с. 223—224 несколько дополнений и исправлений к статье Зибарта. В частности (с. 224), правильная дата смерти Кириака — 1452 г. F. Рай. Ciriaco d " Ancona e la crociata contro i Turchi. — Bulletin de la section historique de FAcademie roumaine, vol. XX, 1937, pp. 9—60. См. также: D. Zakythlnos. Le Despotat Grec de Morée. Paris, 1932, pp. 231—235.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1068 См.: E. Stein. Untersuchungen zur spätbyzantinischen Verfassungs — und Wirtschaftsgeschichte. — Mitteilungen zur Osmanischen Geschichte, Bd. II, 1924, S. 21. < > . 1069 См.: О. Tafrali. Thessalonique... pp. 44—50. 1070 См.: И. И. Соколов. Крупные и мелкие землевладельцы в Фессалии в эпоху Палеологов. — ВВ, т. XXIV, 1923—1926, с. 35—42; I. Boghiatzides. Тò χρονικν των Μετερων . — πετηρις Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν , vol. Ι , 1924, ρρ . 146—156; Φ . Вазелонские акты... с. XCII-XCIII; А. В. Соловьев. Фессалийские архонты в XIV веке. Следы феодализма в византийско-сербском устройстве. — Byzantino-slavica, vol. IV, l, 1932, ρρ . 159—174. 1071 И. И. Соколов. Крупные и мелкие землевладельцы в Фессалии. — ВВ, т. XXIV, 1923—1926, с. 42. 1072 См.: J. Dräseke. Byzantinische Hadesfahrten. — Neue Jahrbücher für das klassische Altertum. Bd. XXIX, 1912, S. 364—365. 1073 Ioannis Cantacuzeni Historiae, IV, 13; Bonn ed., vol. III, pp. 85—86. 1074 См.: П. А. Яковенко в ВВ, т. XXI, 3—4, 1914, (критика), с. 183. 1075 См.: R. Guilland. Le Palais de Théodore Métochite. — Revue des études grecques, vol. XXXV, 1922, pp. 82, 92—93; J. Ebersolt. Les Arts somptuaires de Byzance. Paris, 1923, p. 109. 1076 См.: Joannis Cantacuzeni Historiae, III, 28; Bonn ed., vol. II, pp. 175—179. 1077 У нас теперь есть хорошо документированное исследование этих бурных лет в истории Фессалоники. — Р. Charanis. Internal Strife in Byzantium in the Fourteerith Century. — Byzantion, vol. XV, 1940—1941, pp. 208—230. 1078 Курсив в данном случае принадлежит А. А. Васильеву. Этот пример хорошо показывает также разницу употребления термина «буржуазия» в русском и в современных западноевропейских языках. В последних «буржуазия» употребляется как синоним русского понятия «мещанство». Примечание научного редактора. 1079 В английском тексте здесь manufacturers — «фабрикант, заводчик». В исходной русской версии здесь «промышленники». И то, и то — применительно к феодальной экономике — представляется совершенно невозможным. Поэтому-то редактор и рискнул предложить замену. Ср.: История Византии, т. 3. М., 1967, с. 112. Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (23/24.02. 1872/73, Таганрог - 25.05.1964, Москва), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Обучался в Ростове-на-Дону в уездном уч-ще, где солировал в хоре. Был замечен Е. С. Азеевым , набиравшим мальчиков на юге России для Придворной певческой капеллы . В 1884-1888 гг. З. часто исполнял соло, являясь малолетним певчим капеллы, обучался в инструментальном классе капеллы у проф. П. А. Краснокутского (скрипка), М. А. В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в. В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в. Балакирева (симфонические формы), А. К. Лядова (контрапункт). Получил аттестат инструментального класса капеллы. В 1897-1900 гг. по классу композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова в С.-Петербургской консерватории, окончил ее со званием свободного художника. В дальнейшем повышал уровень композиторского мастерства в Москве, посещая «среды» С. И. Танеева . Широкую известность как сочинитель З. получил с кон. 10-х гг. XX в. Им создано более 350 произведений: 3 оперы, балет, ряд симфонических произведений, инструментальные квартеты, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли, струнные квартеты, фортепианные произведения, вокально-симфонические произведения, хоры для смешанных и однородных голосов, вокальные ансамбли, романсы, песни (более 100 названий), обработки русских, белорусских, украинских народных песен. Сочинения З. неоднократно премировались на конкурсах: им. А. Г. Рубинштейна (1900), С.-Петербургского об-ва камерной музыки (1901), им. М. И. Глинки (1902), Московского товарищества камерной музыки, им. С. И. Танеева (1916). Заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист БССР (1949), народный артист СССР (1963). В 1950 г. был удостоен Гос. премии СССР. Параллельно с творчеством З. активно занимался педагогической деятельностью. С 1897 г. в Придворной певческой капелле вел класс скрипки, работал на регентских курсах. В 1905 г. под Киевом руководил любительским хором сахарного завода. Преподавал музыкально-теоретические предметы и сочинение в ряде учебных заведений: муз. училище в Ростове-на-Дону (1906-1908), Московской консерватории (1909-1918), Донской консерватории (1918-1919), Кубанской консерватории (1919-1924), Одесском музыкально-драматическом ин-те (1924-1926), Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1926-1930), Свердловском муз. техникуме им. П. И. Чайковского (1930-1933); в Белорусской консерватории был зав. теоретико-композиторской кафедрой (1933-1941).

http://pravenc.ru/text/1671197.html

Симеон (Шостацкий) 4.05.1996 хирот. во еп. Владимиро-Волынского и Ковельского. Симон (Виноградов) 17.09.1922 хирот. во еп. Харбинского; с 1931 г. архиеп. Пекинский и Китайский; † 24.02.1933. Симон (Гетя) 3.10.1993 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Санкт-Петербургской епархии; с 27.12.1995 еп. Мурманский и Мончегорский. Симон (Ивановский) 24.03.1924 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; с 15.04.1939 еп. Острожский, вик. Волынской епархии ПАЦ; с 24.03.1941 в сане архиепископа; воссоединился с РПЦ; 1942–1944 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 1945 г. архиеп. Полтавский; 1947–1955 епархией не управ.; с 17.10.1955 архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 14.08.1961 на покое; † 15.02.1966. Симон (Ишунин) 11.04.1987 хирот. во еп. Брюссельского и Бельгийского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Симон (Новиков) 14.10.1972 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 9.09.1978 в сане архиепископа. Симон (Шлеев) 3.06.1918 хирот. во еп. Охтинского (единоверческого); с 1920 г. еп. Уфимский; † 12.09.1921. Синезий (Зарубин) 13.06.1926 еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии; с дек. 1926 г. еп. Колымский, вик. Якутский; с 1928 г. еп. Ижевский; с 26.02.1930 на покое; † 1937 в тюрьме. Смарагд (Яблоков) после 1917 г. во еп. Скопинского, вик. Рязанской епархии; с 1927 г. в «григорианском» расколе. Софроний (Арефьев) 10.06.1919 хирот. во еп. Семиреченского и Верненского; с 1920 г. еп. Якутский и Вилюйский; с 1922 г. в обновленческом расколе; с 1923 г. в Соловецком лагере; с 1924 г. принес покаяние; с 14.12.1927 еп. Великоустюжский; с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 9.03.1932 архиеп. Ирбитский; с 13.02.1933 архиеп. Уфимский; с 3.03.1934 архиеп. Олонецкий; с 11.05.1934 архиеп. Свердловский; с 11.06.1934 архиеп. Ижевский; с февр. 1936 г. архиеп. Краснодарский; с мая 1937 г. в заключении; расстрелян 26.12.1937. Софроний (Будько) 16.03.1991 хирот. во еп. Томского, вик. Новосибирской епархии; с 1.11.1993 еп. Кемеровский и Новокузнецкий. Софроний (Дмитрук) 9.08.1992 хирот. во еп. Черкасского и Коневского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С. Paparrigopulo. Histoire de la civilisation hellenique. Paris 1878 p. 194. Об этом любопытном вопросе речь будет ниже. F. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter von der Zeit Justinian " s bis zur turkischen Eroberung. Stuttgart, 1889. Bd. I, S. XVIII- XIX. N. Н. Baynes (ed.). A Bibliography of the Works of J. B. Bury. Cambrige, 1929. Это прекрасная работа. На страницах 1-124 приведена биография Бьюри; на с. 124 - некролог; на с. 125-175 - полная библиография его трудов. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395-800), London, 1889, vol. I, preface, p. VII. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, p. 1. cm. Также: G. Ostrogorsky. Die Perioden der byzantinischen Geschichte. - Historische Zeitschrift, Bd. CLXIII, 1941, S. 235, Anm. 1. J. В. Bury. A History of the Later Roman Empire... vol. I, pp. V-VII. Это введение отсутствует во втором издании, однако оно имеет отношение к нашему обзору. См. также: F. Dolger. Review: Bury. - Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVI, Heft 1-2, 1926, S. 97. Ibidem. М. Rostovzeff. The Social and Economic History of the Roman Empire. Oxford, 1926, p. 628. См. том, посвященный памяти Ламброса, на современном греческом: , 1851-1919, изданный А. Н. Скиасом, с. 5-29; библиография работ Лаброса - с. 35-85; неопубликованные рукописи работ, найденные после его смерти, с. 86-138; см. также: Е. Stefanou. Spyridon Lambros, 1851-1919; Xenophon Siderides, 1851-1929. - Echos d " Orient, XXIX, 1930, pp. 73-79. Работы Лаброса по византинистике еще недостаточно оценены. (Ни в примечании, ни в библиографии А. А. Васильев не указал выходных данных тома памяти Ламброса, изданного А. Н. Скиасом. - Науч. ред.) Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte, S. 1067. A. A. Vasiliev. Histoire de l " Empire Byzantin. Vol. 1-2. Paris, 1932. Перевод с русского П. Бродина и А. Бургиной, издано А. Пикаром (A. Picard), с предисловием Ш. Диля. Утверждение, встречающееся на обложке, что книга переведена с русского, неверно. Перевод сделан с английского издания, впрочем, переводчики могли использовать устаревшее русское издание. См. также библиографию о различных изданиях работы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРНЕР [Werner] Эрик (1.08.1901, Лунденбург, ныне Бржецлав, Чехия - 28.07.1988, Нью-Йорк), музыковед, специалист в области иудаизма и иудейской муз. традиции. Занимался композицией у Э. Корнаута в Вене и у Ф. Бузони и Ф. Шрекера в Берлинской высшей школе музыки, к-рую закончил в 1926 г. Посещал курсы музыковедов 1-й трети XX в.- Г. Адлера, Р. Лаха, Ф. Людвига, К. Закса и Й. Вольфа в ун-тах Берлина, Граца, Гёттингена, Праги и Вены. В 1928 г. защитил докт. диссертацию по музыковедению в Страсбурге у Т. Герольда. Преподавал в консерватории Саарбрюккена (1926-1933) и в Еврейской теологической семинарии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) (1935-1938). В 1938 г., опасаясь преследований нацистов, эмигрировал в США и в 1939 г. получил место учителя в Еврейском объединенном колледже в г. Цинциннати (шт. Огайо), став преемником Абрахама Цеви Идельсона (1882-1938), основоположника собирания и изучения евр. традиц. мелодий. В. написал неск. исследований по истории, а также структуре евр. религ. музыки, к-рые публиковались в ежегоднике Еврейского объединенного колледжа (The Theory and Philosophy of Music in Judaeo-Arabic Literature//Hebrew Union College Annual. Cincinnati, 1941-1943. Vol. 16-17 (совм. с I. Sonne); The Origin of the Eight Modes of Music (Octoechos)//Ibid. 1948. Vol. 21. Р. 211-255 и др.). Впосл. большинство этих работ вошло в двухтомник «Священный мост»: В. воспринимал музыку в качестве «моста» между иудейским, христ. и исламских богослужениями (The Sacred Bridge: The Interdependence of Liturgy and Music in Synagogue and Church during the 1st Millennium. L.; N. Y., 1959-1984. 2 vol.). В 1950 г. благодаря В. была основана Школа сакральной музыки при Еврейском ин-те религии в Нью-Йорке, где он преподавал литургическую музыку вплоть до 1967 г. Он возглавлял муз. отд-ние в ун-те Тель-Авива (1967-1972). В 1978 г. был председателем I Всемирного конгресса иудейской музыки в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/150431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАКИДИС [греч. Κυριακδης] Стилпон (25.10.1887, Комотини - 18.03.1964, Салоники (Фессалоника)), греч. филолог, фольклорист. Получил начальное образование в Комотини и Сере, продолжил обучение на философском фак-те Афинского ун-та (1907-1911), где слушал лекции основоположника греч. фольклористики Н. Политиса. Первые труды К., созданные под научным руководством Политиса в 1910 г., были посвящены фольклору (свадебным обрядам, местным легендам, народным песням, суевериям) не только Комотини, но и всей Зап. Фракии. В 1911-1914 гг. К. преподавал в средних школах Янины и Никосии (о-в Кипр). В 1914 г. Афинская АН поручила К. составление «Исторического словаря новогреческого языка», в 1918 г.- руководство Архивом греческого фольклора. Летом 1925 г. был основан Фессалоникский ун-т, в 1926 г. К. возглавил на философском фак-те кафедру древнегреч. религии, частной жизни и фольклора, в 1927 г. учредил университетский архив греч. фольклора. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XX в. К. принял деятельное участие в создании Об-ва македонских исследований, 15 мая 1942 г. был избран председателем совета об-ва. В течение мн. лет К. был главным редактором греческих научных журналов «Λαογραφα» (1923-1951), «Μακεδονικ» (1941-1963), «Ελληνικ» (1952-1962), дважды избирался ректором Фессалоникского ун-та (1934, 1942), с 1947 г. стал членом-корреспондентом Афинской АН. Еще в начале научной деятельности К. посвятил ряд работ обоснованию притязаний Греции на исторические области Македония и Фракия в споре с Болгарией (Η δυτικ Θρκη κα ο Βολγαροι. Αθναι, 1919) и доказательству континуитета греч. культуры от античности до нач. XX в. Собирая и публикуя местные предания и песни Эпира, Македонии и Фракии, К. выявил фольклорные мотивы, восходящие к периоду эллинизма и нашедшие отражение в современных ему традициях народного почитания святых (Θυσα λφου ν νεοελληνικ παραδσει κα συναξαροις//Λαογραφα. 1917. Τ. 6. Σ. 189-215). Он исследовал исторические корни и образность народных песен, этимологию мн. слов и выражений. Опубликовал сборники визант. и новогреч. загадок и народные песни о Дигенисе Акрите, продолжающие традиции визант. эпоса (Διγενς κα κβουρας//Ibid. Σ. 368-424). Изучая суеверия и обряды, К. пришел к выводу, что в их основе нередко лежат античные мифологические мотивы, творчески переработанные народом в русле христианской традиции (Η λοιδορι Λακ παρδοσις περ το ξλου το Σταυρο//Λαογραφα. 1923. Τ. 7. Σ. 266-274). В отличие от Политиса К. считал, что новогреч. народная культура впитала черты, свойственные культуре периода эллинизма, а не древнегреч. классики (V-IV вв. до Р. Х.) (Ο Μακεδονικς Ελληνισμς κα νετερος. Αθναι, 1926).

http://pravenc.ru/text/1840215.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010