Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя . По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский , вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий . Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который прочитал громко: " Тихон , митрополит Московский - аксиос " . Ликующее тысячеустое " аксиос " сотрясло огромный переполненный храм. По отпусте знаменитый своим могучим басом протодиакон Успенского собора Константин Ро­зов возгласил многолетие: " Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России " . В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подво­рье . Весть об избрании его патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Киевским Владимиром, Петроградским священномучеником Вениамином и Тифлисским Платоном . После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: " ...Сейчас я изрек по чиноположению слова: " Благодарю и приемлю и нимало вопреки гла­голю " . ...Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки на­стоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: " Плач, и стон, и горе " , и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль . Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею , и мне придется говорить ко Господу: " Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя все­го народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ре­бенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня " ( Чис. 11, 11 -14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло поми­мо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию " .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

История знает страдания и казни царей. Например, публичная казнь на столичной площади в Лондоне восставшими могущественного монарха Карла I Стюарта в 1649 году. Или скрытая, наоборот, от народа казнь последнего православного самодержца Николая II Романова в Екатеринбурге в 1918 году. И есть в таких казнях нечто величественное и страшное. Убивают царя... Но вот перед нами, собравшимися в этот воскресный вечер у Распятия, открывается картина священных Страданий Божественного Царя–Льва. Евангелист Марк, Страстное Евангелие которого мы только что слышали, показывает нам Страдания Христа как Страдания мучимого и казнимого Царя, символом которого является величественное животное лев – царь зверей. Св. праотец Иаков, умирая, благословил своих сыновей. Благословляя сына Иуду, он провидит грядущего Царя–Льва: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» ( Быт.49:9 ). Почти через две тысячи лет на Голгофе люди видели, как распинают очередного человека, приговоренного к смерти. А богопросвещенный взор тайнозрителя воспринимает больше: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» ( Откр.5:5 ). В образе Льва видел Христа и пророк Ездра: «Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим... это – Помазанник» ( 3Ездр.12:31–32 ). Проникнем и мы к тайне страждущего и в Страданиях Своих побеждающего Божественного Льва. Тайну Страданий Льва–Христа прообразовал древний судья Израильский, богатырь Самсон. Силою Господа он растерзал однажды льва. А когда спустя несколько дней он пошёл посмотреть труп льва, и вот, рой пчёл в трупе львином и мёд. Он взял мёд и ел. И загадал загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое.» Сам же и разрешил её, ибо люди не смогли: «Что слаще мёда и что сильнее льва!» ( Суд.14:6–18 ). Но истинный тайный смысл загадки Самсона раскрылся только на Голгофе. Кто был сильнее Божественного умирающего Льва–Христа и что слаще спасения, вышедшего из Него, когда Он был растерзан?! Сей сладостный мёд спасения мог явиться только через смерть Божественного Царя–Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как разрешать церковные конфликты? Нам об этом хорошо известно из Священного Писания, где дается очень четкое указание о том, как разрешать ссоры между христианами. «Если… согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилась всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15–17). Но даже помня эти слова, многие православные христиане на деле поступают точно наоборот. Сначала все обвинения вываливаются в Интернет под псевдонимами, и лишь потом — в самом лучшем случае — имеет место прямой разговор. Происходящие интернет-перестрелки между группами православных христиан свидетельствуют о том, что нам всем — и пастырям, и мирянам — надо всерьез задуматься о нашей духовной жизни. Задуматься, воплощаем ли мы действительно тот евангельский идеал, те слова Господа Иисуса Христа, о которых только что было сказано и которые для нас являются высшим императивом. И если этот императив все меньше исполняется, и его исполнение все больше подменяется заочными обвинениями, анонимной полемикой, недоказанными, не установленными должным образом обвинениями в ереси, в отступлении от веры, в разного рода прегрешениях, то это нехристианский дух ведения полемики, и такого духа в Церкви просто не может быть. Тон церковной полемики должен быть другой. Мы хорошо знаем о том тоне дискуссии по многим важным и сложным церковным вопросам, который сложился в начале прошлого века, в том числе на Соборе 1917–1918 годов. Братолюбие и серьезность этой дискуссии являются уроком для всех нас. Дай Бог, чтобы и мы имели такой стиль обсуждения. Я думаю, что очень важна роль церковного суда. Архиерейский Собор принял ряд документов, касающихся церковного суда. Это очень правильно, поскольку без такого органа конфликты, существующие между отдельными личностями в церковной среде, разрешались на недостаточно легитимной, как я полагаю, основе, а чаще всего не разрешались никак, уходили вглубь и этим порождали недоговоренность, обиды и даже уход людей из Церкви.

http://pravoslavie.ru/36965.html

Конечно, это дело долгих лет и многих лиц, но здесь важнее и нужнее всего дружная, любовная, совокупная работа архипастырей. Мне припоминается, как один из наших древних князей благодарил своих бояр и говорил им, что он строил города вместе с ними, ходил с ними в походы на врагов, творил суд и законы вместе. А бояре отвечали: «Ты – с нами, а мы – с тобою, государь». И вот подобная же совместная работа должна быть и у нас. Брат от брата помогаем уподобляется крепкому граду (см.: Прит. 18:19 ). Позвольте же мне принести вам глубокую благодарность за вашу братскую радушную трапезу, которая дорога по теперешним ценам, а еще дороже по любви, ныне оскудевающей среди людей, а вместе и просить вашу святыню простереть любовь свою и во предняя и помочь мне немощному в моем патриаршем служении своими молитвами, своими советами, указаниями, опытом и своим сотрудничеством в важном деле нынешнего церковного строительства. «Да будем союзом любве связуеми». Христос посреди нас. Патриарх Тихон БС 11 С. 448–449. «Плач Иеремии»: обращение к богомольцам г. Ярославля 19 сентября (2 октября) 1918 г. «Кая житейская сладость печали бывает непричастна?» Этого грустного оттенка не чужда бывает даже чистая неземная духовная радость. Так и настоящая наша радость молитвенного общения и свидания после почти пятилетней разлуки сочетается с горечью при виде разорения, постигшего град наш. Те же чувства испытываю, что и Иеремия, оплакивавший разрушение Иерусалима. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный: он стал как вдова! Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любящих его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник, все ворота его опустели, священники его вздыхают; девицы его печальны, горько и ему самому. Отошло от дщери Сиона все ее великолепие, и вспомнил Иерусалим во дни бедствия своего и страданий своих о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пишу, чтоб подкрепить душу. Умерщвленные мечом счастливее тех, которые умерли от голода. Они медленно истаевают; кожа их почернела, как печь, от жгучего голода, прилипла на костях и стала суха, как дерево. Дети просят хлеба, и никто не подает им, воду пьем за серебро, и дрова достаются нам за большие деньги. Воззри, Господи, на бедствие города и посмотри, как он унижен. Тяжки стоны его, и сердце его изнемогает. Все сильные его низложены, истреблены юноши, истоптаны девы, священники и старцы издыхают, разорены чертоги, разрушены укрепления, не пощажены и святилища. Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью земли нашей? Руками всплескивают о нем проходящие и качают головою своею (см.: Плач.Гл. 1, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Кто же идет путем Иуды предателя? Тот, кто живет в суете ума, кто свою жизнь, свое мнение ставит выше Господа Бога и сам объявляет себя Господом Богом, тот, кто служит своим страстям, для кого день наслаждений – высшее благо. Таковой второй раз распинает Христа Спасителя и идет путем Иуды предателя. Кто же идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает больше всего на свете, это тот, кто сораспялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение! ( Фил.1:21 ). Это тот, кто, подобен апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братие и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователями Его, то многие оставили Его, говоря: Жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? Тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: Не хотите ли и вы отойти? Тогда апостол Петр с пламенною верою, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:60,67–68 ). И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него; и всегда, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи! к кому нам идти? И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах. Да будет так! А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» О всех братьях ожесточенных На утрени Великого Пятка 19 апреля 1918 года Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкался и изнемогал под тяжестью креста Своего... Множество народа окружало его и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали... Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе: ибо придет время, когда скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие, если с зеленеющим деревом так поступают, то что будет с сухим ( Лк.23:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Лишь это небольшое число «помазанников» и является истинными христианами в интерпретации свидетелей Иеговы. В частности, именно с ними заключен Новый Завет («новое соглашение»); они являются духовными братьями и сонаследниками Иисуса Христа, а также приемными детьми Иеговы и послами Христа на земле; оправданы по вере 561 ; составляют из себя «тело Христово» и поэтому только они по праву могут вкушать от символов на вечере воспоминания; им обещан небесный рай в духовных телах, в отличие от «других овец», ожидающих упрощенную версию рая на земле 562 ; будучи царями-помощниками, они «вместе с Иисусом будут участвовать в уничтожении сатанинской мировой системы вещей. Затем они будут тысячу лет помогать направлять на человечество блага искупительной жертвы и таким образом поднимут людской род от падшего состояния к совершенному, которое было утеряно Адамом » 563 . У «помазанников» уже реализуются эсхатологические обетования. В 1918 г. в «небесных телах» невидимо началось их «первое воскресение», которое продолжается по мере их умирания 564 .  «Другие овцы» – это все остальные. Будучи названными так по притче Спасителя об овцах не из этого двора ( Ин. 10:16 ), они являются как бы духовными детьми «помазанников» 565 . Их называют и «великим множеством», которое не имеет помазания, но в белых одеждах стоит перед престолом Божиим и перед Агнцем ( Откр. 7:9 ). Не будучи сыновьями Иеговы, они становятся как бы друзьями ему 566 . На период тысячелетнего царства, а затем и в вечности им обещан рай на земле. Поскольку количество «помазанников» ограничено числом в 144 тысячи, их сейчас должно быть очень немного. Поэтому было изобретено учение о замене Иеговой отпавших «помазанников» на «других овец», однако оно не имеет библейского обоснования 567 . Оценивая доктрину о разделении христиан на два класса, следует сказать, что она не имеет основания в Библии. Господь провозглашает единство всего народа Божия: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:20–21 ). Все спасаемые, т.е. верные христиане, образуют в себе тело Христово: Мы, многие, составляем одно тело во Христе ( Рим. 12:5 ). Единственное противопоставление, которое видно в Писании,– это противопоставление живущих по плоти и по духу ( Рим. 8:5 ): таковы же рожденные от плоти и Духа ( Ин. 3:6 ), душевный и духовный человек ( 1Кор. 2:14–15 ), духовно воскресшие христиане и сыны противления ( Кол. 3:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Лучше жить с одной скорбящей, но старающейся быть христианкой матерью, чем вместе со смертно согрешающим отцом. В каком соотношении находятся нынешние церковные постановления о разводе с евангельскими словами: «кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9)? Есть и другие места в Евангелии, где Господь говорит о недопустимости развода, кроме вины прелюбодеяния. В истории Церкви эти слова Спасителя в разные века и в разных странах давали основания Святым Отцам и тем, кто определял правила церковной жизни, упразднять брак, предельной мерой которого являлась вина прелюбодеяния. В Постановлениях Поместного Собора 1917 — 1918 годов также указывался ряд случаев, в которых первый супруг мог быть свободен от уз брачного союза, если второй, скажем, побуждал его к каким-то непотребствам или обнаруживались какие-то недуги, связанные со скверным образом жизни, или тот совершил тяжкое преступление, за которое подвергся лишению прав состояния и многолетней каторге. В нынешнее время Синодальное постановление имеет в виду еще и некоторые иные ситуации, которые, увы, сегодня часто случаются. Речь идет о людях, венчающихся без веры. Потом один из них приходит в ограду Церкви; а второй уходит «на страну далече» и начинает вести такой образ жизни, который никак не поддерживает единство брачного союза. Понятно, что возложить такое тяжкое бремя на, возможно, еще молодого, но оставленного супруга или супругу было бы недобро с точки зрения главной цели пастырского церковного душепопечения — ведению души ко спасению и к жизни во Христе. Думается, этим прежде всего и руководствовались иерархи нашей Церкви, принимая это постановление. Есть ли противоречие между словами Священного Писания «жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною» (1 Кор. 7, 10) и «всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16, 18) и тем, что в определенных случаях Церковь разрешает развод? Не способствует ли это прелюбодеянию? Если честно пытаться понять, нет ли здесь, как и в других местах Священного Писания, каких-то противоречий, необходимо приводить евангельские цитаты добросовестно, ибо в той же Нагорной проповеди Господь говорит о том, что, в отличие от закона Моисеева, достаточно свободно разрешавшего иудеям развод (то же и у мусульман), христианам не должно разводиться, кроме вины прелюбодеяния: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф.

http://pravmir.ru/o-razmolvkax-v-seme-ne...

Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума. Неодинаковая ответственность лежит на разных участниках этого дела, ибо многие из них, думаем даже большинство, простых и темных людей, сбитых с толку, обманутых и развращенных, и не ведали, что творили, и вся ответственность ложится на обольстителей и руководителей их… «Горе миру от соблазнов, ибо надо придти соблазнам: но горе человеку тому, чрез которого соблазн приходит» ( Mф. XVIII, 7 ). Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы, и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего счастья на земле. Христиане предварены Словом Божиим об этих лжеучителях. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Tuм. IV, 1 ). «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы,… нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» ( 2Tuм. III, 1–4 ). Открыто проповедуется борьба против веры Христовой, противление всякой святыне и самопревознесение против всего, называемого Богом (2 Фесс. II, 4). Поэтому не случайно русские пушки, поражая святыни кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии, оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров, от всего этого беснующегося безбожия. На наших глазах совершается праведный суд Божий над народом, утратившим святыню. Вместе с кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение державы российской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божиею, она разлагается как тело, от которого отлетел дух и совершается реченное пророком: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозносится над старцем, и простолюдин – над вельможею» (Исаии III, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Из предыстории романною слова//Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М, 1975. С. 408–446). Проникновение диатрибы в практику раннехристианской проповеди очевидно; недаром само слово μιλα, функционировавшее как одно из обозначений диатрибы, дало имя церковной «гомилетике». Множество примеров редуцированной диалогичности, скрытою двуголосия, иронической имитации чужого слова можно встретить уже в новозаветных посланиях апостола Павла «Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Epistola ad Romanes, II, 17–20); мы как будто слышим размеренные интонации самодовольною фарисея и на мгновение видим его так, как он сам видит себя, – с тем, чтобы сейчас же взглянуть на этого «знающего» и «разумеющего», «путеводителя» и «наставника» с иной точки зрения. Позднее этот прием особенно характерен для проповедей Иоанна Златоуста . 777 Romanos le Melode. Hymnes/Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1965. Vol. II (SC 110). P. 200. 779 Ephraemi Syri S. Opera omnia quae extant graece syriace latine in sex tomos distributa/Ed. J. S. Assemani et S. E. Assemani. Roma, 1732–1746. 786 V Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI. Jahrhunderts (KT 52/53).Maas P. Frühbyzantinische Kirchenpoesie. I. Anonyme Hymnen des V-VI. Jahrhunderts (KT 52/53). Bonn, 1919. S. 13–16.onn, 1919. S. 13–16. 788 О первоначальной восприятии этого момента как предельно «кенотического» см.: Trilling W. Fragen zur Geschichtlichkeit Jesu. Leipzig, 1966. S. 49–50. 794 Cp.: Болотов.: Болотов B. B. Лекции по истории древней Церкви. IV. История Церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли. Пг., 1918. С. 3–7; Глубоковский Н. Н. Бл. Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Митрополит Вениамин (Федченков) Итак, владыка был убежден, что миром правит Бог и нет власти не от Бога. По Промыслу Божию произошла и революция. И он никак не мог согласиться с «однобокой», по его мнению, формулой Льва Тихомирова, что «всякая революция от диавола». «Ведь и сам диавол ничего не может сделать без попущения или воли Божией», – писал митрополит. И далее он приводит пример из Ветхого Завета: «В Ветхом Завете при царе Ровоаме десять из двенадцати колен еврейских отделились революционным путем и образовали с Иеровоамом царство Израильское. Царь иудейский Ровоам собрал войско, чтобы подавить революцию силой. Но пришел к нему пророк Божий и сказал от имени Бога: “Не ходи и не воюй! Это – от Меня всё было!”». «Вот пример революции – от Бога, – пишет владыка. – И в нашей революции есть Промысл Божий – отчасти уже понятный, а еще больше пока не вскрывшийся… И уже поэтому мы тоже должны принять эту власть, а не только потому, что она принята и народом» . То, что революция была принята народом, у владыки сомнений не вызывало. Он был этому непосредственным свидетелем. Летом, осенью 1917 и зимой 1918 года митрополит, тогда еще архимандрит Вениамин, исколесил половину России. Владыка вспоминал: «…революция покатилась дальше по провинциям: по городам и селам. Прокатился по стране и я, точно для того, чтобы посмотреть для памяти: где что творилось тогда?.. Москва, Тверь, Владимир, Тамбов, Смоленск, Орша, Могилев, Киев, Полтава, Кременчуг, Херсон, Севастополь, Симферополь прошли перед моим взором за эти полгода» . Для митрополита Вениамина ни политико-экономический строй, ни форма правления не определяли христианского отношения к власти и ее сущности. Все это было для него уже давно определено в Священном Писании словам апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1–2). Разъяснению этого места послания апостола Павла к Римлянам митрополит Вениамин уделял много внимания в своих трудах и проповедях, считая этот вопрос одним из важных.

http://pravoslavie.ru/73993.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010