Георгиевский батюшка Герой-партизан раздражал церковных чиновников, а уж советских и подавно 29 июня, 2014 Герой-партизан раздражал церковных чиновников, а уж советских и подавно Священник Федор Пузанов напомнил коммунисту Баранову: «Я, как вам известно, защитник своей Родине, также и получил награду 2-й степени «Партизану Отечественной войны». То, что это была его вторая война, батюшка не обмолвился. 29 июня в России, начиная с 2010 года, отмечается День партизан и подпольщиков. Праздник Установлен Государственной думой России в марте 2009 года по инициативе Брянской областной Думы «в знак памяти самоотверженной борьбы в тылу врага партизан и подпольщиков, внесших значительный вклад в победу советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Православный священник Федор Пузанов, участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, мог бы стать героем романа или художественного фильма. Но в искусстве, что бы ни говорил Патриарх Кирилл об эпохе постмодерна и нравственном релятивизме, нынче мода на других «попов»… Отец Федор нужен был, когда стране угрожала опасность, а потом он получил пинок под зад. В прямом смысле слова. «От героев былых времен не осталось порой имен…» Священником Федор Андреевич Пузанов стал в 1926 году. Нашел время: попов тогда расстреливали и сажали так часто, что подсчет жертв продолжается до сих пор. И, надо думать, желающих занять места репрессированных было тогда не много. Поэтому Пузанова рукоположили, несмотря на то что все его образование — два класса земской школы. До конца жизни отец Федор писал с ошибками, а его низкий уровень грамотности особо отмечен даже в характеристиках. Но родившийся в семье псаломщика (в 1888 году), порядок богослужения он наверняка знал неплохо. К тому же с 1918 по 1920 год и сам был псаломщиком в Уфимской области, а в 1923 году стал диаконом. Церковную премудрость постигал в храме. «Нелицемерно любит свои пастырские обязанности» — такой отзыв, датированный 1950 годом, находится в его личном деле. «Заботливый о храме священник, любит украшать храм Божий» — так сказано спустя шесть лет. Но вот на его характер архиереи сетовали: в семинарии не учился, потому цельности не имеет, и о мирском, мол, печется чрезмерно. Сколь обоснованны были упреки, судить уже невозможно. Но мне, внимательно прочитавшему архивные документы, отец Федор показался как раз человеком очень цельным. Широкое лицо крепкого русского мужика — так он выглядит на немногочисленных фотографиях.

http://pravmir.ru/georgievskij-batyushka...

Глава IV. Неокантианство Во второй половине XIX в. намечается тенденция возврата к различным классическим философским системам. Появляются популярные впоследствии лозунги «назад к ...». Впервые произносится лозунг «назад к Канту» – назад от всех гегелевских, марксистских и прочих нововведений. Ибо именно этот кенигсбергский философ изложил истинный метод философии, который впоследствии был испорчен. Одним из основателей неокантианства является Ф.А.Ланге, который размышлял больше на социальные темы и стал одним из теоретических основоположников II Интернационала. Однако учение о справедливости он излагал на неокантианском языке. Неокантианство разрабатывалось в двух школах – Марбургской и Баденской. §1. Марбургская школа Главой Марбургской школы был Герман Коген (1842–1918), у которого учился, в частности, известный русский писатель и поэт Борис Пастернак, сам в молодости неокантианец. Впоследствии в Марбургской школе получили известность такие философы, как Пауль Наторп (1854–1924) и Эрнст Кассирер (1874–1945). Основные идеи этой школы изложены Г.Когеном в трёхтомнике «Система философии» (в него входят работы «Логика чистого познания», «Этика чистой воли» и «Эстетика чистого чувства»), П.Наторпом в статье «Кант и Марбургская школа» и Э.Кассирером в книге «Познание и действительность» (последние две работы переведены на русский язык). Согласно учению Когена (как, впрочем, и Канта), философия не должна быть метафизикой. Задачей философии является исследование процесса научного познания (видно, что взгляд на Канта осуществляется сквозь призму идей, популярных уже в XIX в.). Подобно тому, как Кант искал ответ на вопрос, как возможно научное познание, как возможны математика и естествознание, так и Коген утверждает, что задача философии – исследовать процесс научного познания, т.е. быть наукой о науке. В терминах Канта это вопрос о том, как возможно естествознание как наука. Правда, в отличие от Канта, наука понимается не только как математика или физика, а как всё математическое естествознание, так как в XIX в. стало особенно заметно слияние этих двух наук, и нужно их не разделять, как утверждал Кант, а мыслить науку как единое целое. Поэтому и весь процесс познания, согласно неокантианцам, начинается не с чувственного восприятия, и такой раздел философии, как трансцендентальная эстетика, должен быть отброшен. Процесс познания сводится лишь к аналитике, только к логическому процессу. Чувство может быть в лучшем случае толчком к познанию, но не источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Гражданская война — это самая безнравственная война из всех войн, которые только возможны. Безнравственная потому, что русский идёт против русского, брат идет против брат, сын против отца, отец против сына — ничего страшнее быть не может, аморальней быть не может. И к этой войне звал Ленин. Телеканал «Союз» подготовил уроки, посвященные трем великим войнам — Отечественной 1812 года, а также Первой и Второй мировым. Обращаясь к этим страницам истории, мы сможем не только найти ответы на многие вопросы, связанные с этими войнами, но и увидеть, какими достойными защитниками Отечества были наши предки, хотя не всегда они и оказывались победителями. В наших программах, приуроченных ко Дню Защитника Отечества, мы продолжаем рассказывать о трех великих войнах, в которых наши предки доблестно сражались, одерживали победы, иногда терпели поражения, и оставили нам немало поучительных и назидательных примеров. Ведь в этих великих войнах Россия противостояла сильнейшим армиям мира, когда воевала с Наполеоном в 1812 году, с Вильгельмом II b. 1914–1918 годах, и с Гитлером в 1941–1945 годах. Но что мы знаем об этих страницах истории? На прошлых уроках, посвященных войне 1812 года, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Михайлович Лавров рассказывал о причинах, сражениях, и триумфальном завершении той войны. Конечно, говорил историк и о главных действующих лицах — как относились они друг к другу, к Богу, к Родине, какое это оказывало влияние на ход военных действий. А на ближайших уроках Владимир Михайлович будет говорить о Первой Мировой. В советских школах и вузах нас учили, что эта война была захватнической — как со стороны кайзеровской Германии, так и со стороны православной России. Но сегодня, когда уже для всех очевидно, что история нашей страны началась не в 1917 году, советской трактовке тех событий доверять не хочется, а хочется понять: действительно ли вела себя царская Россия как захватчик? И каков для неё оказался итог этой войны? Поражение? Но ведь общеизвестно, что в Первой мировой проиграла Германия, как это совместить? Ответы на эти и многие вопросы, мы услышим на сегодняшнем уроке истории.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Карпатороссы или украинцы? Националисты и коммунисты против карпаторусского народа 14.11.2008 560 Время на чтение 7 минут В последние годы в печати появилось немало публикаций, посвящённых возрождению Карпатской Руси. Однако в этих работах не часто упоминается о проводимой украинс кими национал-шовинистами и коммунистами политике " украинизации " карпатороссов (русинов) в 1919-1939 гг. Как известно, в результате авантюристических действий коммунистического руководства СССР , Чехословакии и Польши в 1945-1951 гг. русины на 40 лет исчезли с этнической карты Европы, будучи безосновательно и против своей воли переименованными в " украинцев " . Лишь после краха тоталитаризма в Восточной Европе карпаторусский народ вновь заявил о себе, как о настоящем хозяине своей земли, достигнув, начиная с 90-х гг. XX в., значительных успехов - его официально признали в Словакии, Польше, Венгрии. Цель данной статьи - в какой-то мере разъяснить ситуацию, сложившуюся в межвоенный период в самой западной части исторической Руси. Судьба карпаторусского народа, являющегося одной из ветвей восточных славян, испокон веков связана с народами, окружающими его в ареале Карпатских гор - словаками, поляками, венграми. Данные народы после первой мipoboй войны создали свои национальные государства в результате распада Австро-Венгерской, Германской и Российской Империй. К сожалению, национально-государственным устремлениям карпатороссов, настроенных на соединение с Россией или с какою-то из её частей, не суждено было осуществиться. Территория исторической Карпатской Руси после краха Австро-Венгрии (1918) была разделена между новыми государствами - Польской и Чехословацкой Республиками. Лемковщина, а точнее северная её часть, отошла к Краковскому воеводству Польши, южная - Пряшевщина - к Словакии (ЧСР). Подкарпатская Русь добровольно вошла в состав Чехословакии по Сен-Жерменскому мирному договору и в результате решения Центральной Русской Народной Рады в Ужгороде в 1919 г.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/14/...

Истоки разделения Церквей восходят к нач. XX в. После гибели католикоса-патриарха Церкви Востока Мар Беньямина Шиммуна (3 марта 1918) ему наследовал его брат Мар Полос Шиммун, но уже в 1920 г. он умер от туберкулеза. Следуя порядку наследственного преемства (от дяди к племяннику), принятому в Церкви Востока с сер. XV в., Мар Йосеп Хнанишо, митр. Шамиздина и обл. Рустака, не проведя совещаний с др. архиереями, поставил новым католикосом-патриархом 12-летнего племянника Мар Полоса с именем Мар Ишай Шиммун XX (впосл. Мар Ишай Шиммун XXIII). Это поспешное поставление было воспринято рядом национальных лидеров ассирийцев как не соответствующее тяжелому положению Церкви Востока, ослабленной деятельностью зап. миссионеров и первой мировой войной. Патриарх был главой не только Церкви, но и народа, и они хотели видеть на Патриаршем престоле авторитетного лидера. Последовало обращение к Мар Тиматеосу Авималеку, митр. Индии, с просьбой приехать и стать во главе Церкви и нации. Мар Тиматеос Авималек прибыл в ирак. лагерь Бакуба, где ассирийцы жили под брит. протекторатом, но тетя новопоставленного юного патриарха Сурма Ханим при содействии англичан убедила Мар Тиматеоса Авималека стать регентом Ишая Шиммуна, признав законность его поставления. Спустя год Тиматеос вынужден был уехать по делам Церкви в Индию и церковное правление перешло к Сурме Ханим, а Ишай в 1924 г. был отправлен завершать образование в Англию. Когда в 1927 г. Мар Тиматеос Авималек вновь приехал в Ирак, митр. Мар Йосеп Хнанишо и Сурма Ханим фактически отказали ему в статусе патриаршего регента. В 1928 г. британцы способствовали удалению Мар Тиматеоса в Индию. В результате провала брит. политики в Ираке ассирийцы оказались преданными и пострадали во время националистической резни, развязанной новой ирак. властью. Это обострило противостояние патриаршей семье, пользовавшейся покровительством англичан, нек-рых ассир. племен, в особенности Н. Тияри, во главе с Маликом Хошабой. Этот лидер принял католичество и был настроен и против британцев, и против патриаршей семьи. В 1945 г. Мар Тиматеос Авималек умер, и митрополичий престол Церкви Востока в Индии оставался вакантным до 1952 г., когда Мар Ишай Шиммун в Калифорнии поставил на него Мансура Дармо с именем Мар Тома. В июле 1952 г. тот прибыл в Тришур (Тричур), центр инд. митрополии Церкви Востока, и приступил к служению.

http://pravenc.ru/text/180446.html

«Ничего назад не воротишь, и Валерки больше с нами нет» О чем на самом деле писали люди с фронта 29 ноября, 2018 О чем на самом деле писали люди с фронта В Санкт-Петербурге родители хотят бойкотировать школьное задание написать письмо отцу на фронт. О том, какими были реальные письма на войне, рассказывает профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская. Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). Эпистолярное наследие из частных коллекций, архивов, музейных фондов, Комитета солдатских матерей России вошло в недавно изданную  антологию . В статье  «Фронтовое письмо» о выводах исследования рассказывает одна из его авторов — профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ  Елена Рождественская . Исчезнувшая культура Что движет человеком, отправляющимся воевать, как он понимает свой гражданский долг? Через письма с фронта прослеживается трансформация этих представлений и мотивации. 19 октября 1899 года врач Андрей Краузе писал в Российское общество Красного Креста: «Узнав из газет, что общество Красного Креста намеревается послать врачебно-санитарный отряд в Южную Африку для оказания врачебной помощи трансваальцам в их войне против Англии, честь имею просить общество не найдет ли оно возможным принять меня в качестве врача в свою посылаемую миссию. При этом присовокупляю, что я хорошо знаком с немецким и французским языками и в случае принятия меня в миссию согласен пожертвовать сто рублей в пользу оной…» (Здесь и далее письма цитируются по антологии «XX век: Письма войны», 2016 ). Или же подобная просьба от окончившего «полный курс медицинских наук» Д. Аваркушевича:

http://pravmir.ru/nichego-nazad-ne-vorot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (9.06.1890, Гатчина - 25.12.1966, Ленинград), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов. Профессор ЛГУ (1939), член-корреспондент АН СССР (1946). Сын филолога-классика акад. В. К. Ернштедта (1854-1902). По окончании в 1913 г. историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та по специальности «история греческого языка» оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к научно-преподавательской деятельности. Летом 1914 г. командирован ун-том в Грецию для сбора материала к дис. «Описание цаконского наречия» (командировка прервана через 2 месяца из-за начала первой мировой войны). В 1918 г. параллельно с работой над диссертацией окончил фак-т вост. языков (изучал санскрит, среднеперсидский, еврейский) того же ун-та и был оставлен на кафедре санскр. филологии. В авг. 1918 г. принят в Азиатский музей (с 1930 Ин-т востоковедения РАН, ныне Ин-т вост. рукописей РАН), где работал до 1950 г. (до 1935 библиотекарь, в 1935-1936 хранитель РО, с 1936 научный сотрудник Кабинета по изучению Др. Востока; в июле 1942 - мае 1945 находился в эвакуации в Ташкенте). В 1925-1930 и 1945-1950 гг. читал курс копт. языка в ЛГУ. Получил степени кандидата (1935) и д-ра филологических наук (1941). В 1950-1954 гг. сотрудник Ин-та языкознания АН СССР, в 1954 г. вышел на пенсию. Ок. 1915 г., по словам Е., при работе «над греческими папирусами византийского времени» для него «выяснилась необходимость изучения языка основного населения Египта того времени - языка коптов». Изучение копт. языка, начатое в 1913-1916 гг. под рук. Б. А. Тураева , продолжалось в 1-й пол. 20-х гг. Европ. коптологи высоко оценили ранние работы Е. по копт. грамматике, прежде всего статьи 1927 и 1929 гг. (на нем. яз.). Е. открыл закон употребления квалитатива, одной из основных форм копт. глагола, и сформулировал закон о поведении инфинитива в презентических и непрезентических временах, получивший название «закон Штерна-Ернштедта» (Л. Штерн - нем. египтолог, автор 1-й научной грамматики копт. языка (1880), поставивший вопрос об инфинитиве). Оба закона «являются ключевыми для понимания не только системы коптского глагола, но и сущности египетского глагола и египетской предикации вообще» ( Еланская. 1967. С. 225).

http://pravenc.ru/text/190221.html

Разделы портала «Азбука веры» 18 Апр 2023 На презентации научной монографии ее авторы сделали доклады, вызвавшие множество вопросов и оживленную дискуссию МОСКВА. Высшей школе юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ состоялась презентация монографии «Епископское служение в Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений в СССР в 1941–1964 годы» . Монографию представил коллектив авторов: Трое авторов – протоиерей Алексей Марченко, П.А. Ефимушкин и Н.А. Марченко – являются выпускниками ПСТГУ: отец Алексей окончил программу  «теология»  на факультете дополнительного образования, Павел Алексеевич и Никита Алексеевич – выпускники  исторического направления  историко-филологического факультета. Осуществление этого научного проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (конкурс грантов «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований»). Целью исследования стало комплексное изучение служения епископов Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941–1945), послевоенный период (1945–1953) и период «хрущевской оттепели» (1953–1964) в контексте государственно-церковных отношений в СССР. На презентации научной монографии ее авторы сделали доклады, вызвавшие множество вопросов и оживленную дискуссию. Татьяна Александровна Чумаченко дала обзор государственно-конфессиональных отношений в Советском государстве в 1918–1991 годы и подробно остановилась на рассмотрении правовых государственных актов, регламентировавших деятельность религиозных организаций в СССР. Она отметила, что в 1941–1964 годы ведущую роль в формировании и практическом осуществлении государственной религиозной политики сыграл Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. Павел Алексеевич Ефимушкин в своем выступлении сделал обзор использованных в монографии источников и отметил, что новизна проведенного исследования подчеркнута введением в научный оборот большого количества новых неопубликованных документов. Для написания монографии авторами были использованы материалы 22 фондов (459 дел) из 14 государственных и двух церковных хранилищ.

http://azbyka.ru/news/opublikovana-novaj...

Борьбу с огнем вели 38 расчетов и 150 пожарных. Причиной возгорания, по предварительным данным, стало короткое замыкание Сильный пожар случился в пятницу вечером в библиотеке академического Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в Москве. Как сообщает РИА «Новости» , площадь возгорания достигла 2000 квадратных метров. По словам представителя оперативного штаба на месте ЧС, пожар тушили около 150 пожарных. «Борьбу с огнем вели 38 расчетов и 150 пожарных», — сказал он. По данным ГУ МЧС по г. Москве, пожар был локализован в 00:07 31 января. При пожаре обрушилась кровля здания на площади 1 тыс. квадратных метров. В пятницу в 22:09 по московскому времени в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве поступило сообщение о пожаре по адресу: Нахимовский проспект, дом 51, где происходит пожар на третьем этаже трехэтажного здания, возгоранию присвоен третий номер сложности по пятибалльной шкале, сообщает « Интерфакс «. Первые пожарно-спасательные подразделения прибыли к месту пожара в 22:15. Сведений о пострадавших не поступало. На место происшествия прибыли сотрудники полиции, которые обеспечивали охрану общественного порядка и беспрепятственный проезд спецтехники к месту тушения. Фото: Коммерсантъ Библиотека ИНИОН была основана в 1918 году, ее фонды состоят из 14,2 млн экземпляров на древних, современных восточных, европейских и русском языках, в том числе редкие издания XVI — начала XX веков, большое количество дореволюционных публикаций, местных изданий 1917—1922 гг., обширный фонд официальных иностранных документов. В библиотеке имеются самые полные собрания документов Лиги наций, ООН и ЮНЕСКО, парламентские отчеты США, Англии, Италии, часть книг Готской библиотеки, вывезенной из Германии в 1945 году, и одна из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках. Как сообщил « Коммерсанту » источник в МЧС, причиной возгорания, по предварительным данным, стало короткое замыкание. Фото: Коммерсантъ Фото: Коммерсантъ Фото: Коммерсантъ

http://pravmir.ru/v-moskve-sgorelo-zdani...

Иванд [нем. Iwand] Ханс Иоахим (11.07.1899, Шрайбендорф, ныне Писары, Нижнесилезское воеводство, Польша - 2.05.1960, Бонн), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора. В 1919-1922 гг. изучал теологию в университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Галле с перерывом в 1918-1919 гг. на военную службу. В Кёнигсбергском ун-те И. защитил дис. «О методическом использовании антиномий в философии религии на примере «Достоверности веры» К. Хайма» (1924). В 1934 г. И.- профессор кафедры НЗ Ин-та им. Гердера в Риге, но вскоре из-за принадлежности к Исповедующей церкви был лишен права преподавания. В 1935-1937 гг. И. руководил нелегальными проповедническими семинариями Исповедующей церкви: в Блёстау (ныне Вишнёвка, Калининградская обл.), а после того как в 1937 г. был выслан гитлеровскими властями из Вост. Пруссии, в мон-ре Парадис под Йорданом (ныне Йорданово, Польша). В апр. 1938 г. И. был избран пастором общины св. Марии в Дортмунде, но в нояб. был арестован и находился в заключении до марта 1939 г. После освобождения И. продолжил пастырское служение. В окт. 1945 г. И.- профессор кафедры систематической теологии в ун-те Гёттингена. В 1947 г. И. совместно с К. Бартом , М. Нимёллером и Г. Димом принял участие в подготовке «Послания по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), т. н. Дармштадтского послания (Darmstädter Wort), Братского совета Исповедующей церкви. В 1949 г. И. основал в Байенроде близ Хельмштедта социальное учреждение для беженцев и переселенцев послевоенного времени. В 1952 г. И. перешел из Гёттингенского ун-та в ун-т Бонна, на кафедру систематической теологии. По приглашению Патриарха Московского Алексия I И. дважды посещал СССР (в 1955 и 1958) и был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. В 1959 г. И. принял участие в офиц. встрече с представителями РПЦ в Арнольдсхайне. И. был членом Синода Евангелической Церкви Германии , членом Палаты общественной ответственности (при Евангелической Церкви Германии), состоял членом Евангелической конференции, Братского совета Евангелической Церкви Германии и занимал пост председателя Братского Восточно-Прусского синода Исповедующей церкви.

http://pravenc.ru/text/200467.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010