18 . Чуковский К.И. Дневник: в 3 т. Т 1:1901–1921. М.: ПРОЗАиК, 2011. 592 с. Soviet civil rites as an element of the persecution of the Russian Orthodox Church: a historical review Archpriest Kirill Krasnoshchekov, Candidate of Theology, Associate Professor, Head of the Department of Church History, Saratov Orthodox Theological Seminary Abstract: The article is devoted to large-scale and, probably, the most time-consuming state efforts to introduce new civil rites, designed to educate a «new person», free from religious vestiges. The artificiality and lifelessness of the Soviet civil ritualism, its inability to satisfy the spiritual needs of a person are shown. New Soviet rituals – «Octobering» (a civil naming ceremony), «red weddings», «red funerals», «solemn registrations of marriage», «civil memorial services» have been researched. Keywords: Soviet civil rites, persecution of the Russian Orthodox Church, «Octobering», «red weddings», «red funerals», «solemn registrations of marriage», «civil memorial services». References 1 . Bezgin V.B. (1998) «Staryy i novyy byt v traditsionnoy krest’yanskoy kul’ture (sovetskaya dokolkhoznaya derevnya)» [Old and new way of life in traditional peasant culture (Soviet pre-kolkhoz village)]//«Tambovskoye krest’yanstvo: ot kapitalizma k sotsializmu (vtoraya polovina XIX – nachalo XX v.): sbornik nauchnykh statey» [Tambov peasantry: from capitalism to socialism (second half of the 19th – early 20th centuries): collection of scientific articles]. Issue 2. Tambov, pp. 44–58. (in Russian). 2 . Bondarenko E.D. (2013) «Sovetskiye stsenarii imyanarecheniya: dialog s traditsiyey» [Soviet Naming Scenarios: Dialogue with Tradition]//«Politicheskaya lingvistika» [Political Linguistics].No. 4(46). pp. 166–171. (in Russian). 3 . Kashevarov A.N. (2005) «Pravoslavnaya Rossiyskaya Tserkov’ i Sovetskoye gosudarstvo (1917–1922)» [The Orthodox Russian Church and the Soviet State (1917–1922)]. Moscow, (in Russian). 4 . Kelly K., Sirotinina S. (2008) «„Bylo neponyatno i smeshno“: prazdniki poslednikh desyatiletiy sovetskoy vlasti i vospriyatiye ikh det’mi» [«It was incomprehensible and funny»: holidays of the last decades of Soviet power and their perception by children]//«Antropologicheskiy forum» [Anthropological Forum]. No. 8. pp. 258–299. (in Russian).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

225 См.: ВЧК/ГПУ: Документы и материалы/Ред. и сост. Ю. Г. Фельштинский. М.: Изд-во гуманитар. лит., 1995. 227 с.; ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917–1960/Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 1997. 352 с.; Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого назначения/Ю. А. Бродский. М.: Рос. полит. энцикл., 2002. 528 с.; ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917 – 1960/Под ред. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н.В. Петров; науч. ред. В. Н. Шостаковский; Международный фонд «Демократия» (Фонд А.Н. Яковлева). М.: Материк, 2000. 888 с. (Россия. 20 век. Документы/Под. общ. ред. академика А. Н. Яковлева. Серия основана в 1997 г.); Иванова Г. М. История ГУЛАГа, 1918 – 1958: Социально-экономический и политико-правовой аспекты/Г. М. Иванова; Ин-т рос. истории РАН. М: Наука, 2006. 438 с.; Именной указатель «Архипелаг ГУЛАГ»/Сост. Н. Г. Левитская и В. А. Шумилин (Москва), помог материалами Η. Н. Сафонов (Москва), дополнительный поиск и редакция А. Я. Разумов (СПб.); Исторический альманах «Звенья». М., 1991. Вып. 1. материалы ГАРФа. Ф. 8409, оп.1, Е. Пешкова. Помощь политзаключенным; Красная книга ВЧК: В 2-х т./Ред. А. С. Велидов. М.: Политиздат, 1989 (по изданию 1920 – 1922 гг.); Мозохин О. Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918 – 1953): Судьбы. События. Документы. Версии. М.: Кучково поле. 2006. 480 с.; Симбириев И. Спецслужбы первых лет СССР, 1923 – 1939. На пути к большому террору. М.: Центрполиграф, 2008: Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923 – 1960: Справочник/Общество «Мемориал», ГАРФ; Под ред. Н.Г. Охотина, А. Б. Рогинского; сост.: М. Б. Смирнов. М.: Звенья, 1998; Тепляков А. Г. «Непроницаемые недра»: ВЧК – ОГПУ в Сибири. 1918–1929 гг. М.: АИРО – XXI, 2007. 226 Μ. М. Розанова сообщает о том, что дантист-«шпион» Ганс Милованов «содержался на Соловках и в 1932 году. Пломбируя мне зуб, Милованов открыто так разносил большевизм и власть, как после мне не доводилось слыхать в других лагерях до самой войны с Германией». Возможно, имеется в виду, значащийся в базе данных общества «Мемориал», арестованный в январе 1932 г., проживавший тогда в Северо-Казахстанской ссылке, стоматолог Яков Юльевич Ганц-Милованов (1890–?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходима только, безусловно, ответственная политика России, во главу угла которой поставлены не олигархические, а национальные интересы страны. На Украине сегодня жестко решается вопрос о смене цивилизационного кода той части России, которая называлась Малороссией, а это «органическая часть русского народа и в политическом, и в духовном смысле слова. Да, разделенная, отделенная - но часть» 30 . И все усилия должны быть направлены на то, чтобы вернуть «заблудшую сестру» в лоно русского мира. Примечания 1 Скоропадський П . П . Спогади (kiheць 1917 - грудень 1918). Kuib; Фiлaдeльфiя: AT-Khira, 1995. С. 233-234. (Воспоминания (конец 1917 - декабрь 1918). Киев; Филадельфия: АТ-Книга, 1995. 493 с.; язык: русский, 1995. С. 233-234.) 2 Матвеева А.М . Русская геополитика начала XX века о границах России. 2008. http://www.portal-slovo.ru/history/40213.php 3 Судьба Украины в пророчествах старцев. http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_8015_6/ 4 Там же. 5 Ульянов Н . Происхождение украинского сепаратизма. Впервые опубликовано в Мадриде в 1966 году. М.: Вагриус, 1996 (репринтное издание). http://www.lib.ru/POLITOLOG/ulianow_ukraina.txt 6 Цит. по: Каревин А. Откровение Отто Бауэра//Малороссийский вестник Санкт-Петербурга. 6.09.2012. 7 Там же. 8 Все, что было в его трудах, было заимствовано у зарубежных авторов - Шопенгауэра, Ницше, Барреса, Гюйо, Сореля, Морраса и других. Настоящим творцом идеологии интегрального национализма во Франции был Шарль Моррас. См.: Масловский В.И. Был ли украинский национализм фашизмом? Трактовка деятельности ОУН-УПА националистическими авторами. http://maxpark.com/community/90/content/2525538 9 Там же. См. также: Герен А. Серый генерал. М.: Прогресс, 1970. С. 84, 85, 90. 10 Лысяк - Рудницкий И . Между историей и политикой. М.; СПб.: Летний сад, 2007. С. 530. 11 Цит. по: Масловский В.И . Был ли украинский национализм фашизмом? Трактовка деятельности ОУН-УПА националистическими авторами. http:// maxpark.com/community/90/content/ 2525538 12 Там же. 13 Есть в Европе и такая точка зрения на Украину. Бывший президент Чехии Вацлав Клаус об Украине и украинских событиях последнего года.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/10/...

263 . Щапов А.П. Земство и раскол. – СПб., 1862. – 162 с. 264 . Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII века: Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. – Казань: Изд. И. Дубровина, 1859. – 548 с. 265 . Якимчук И. Раскол в Элладской Православной Церкви в XX в.: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1999. – 204 с. 266 . Яннарас Христос . Истина и единство Церкви. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. – 184 с. 267 . Ярема Ростислав, священник. Церковные расколы в Украине. – К., 2007. – 96 с. 268 . Alexeev W., Stavrou T. The great revival. The Russian Church under german occupation. – Minneapolis, 1976. – 229 p. 269 . Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church. – Borgo Press/Wildside Press, 1987. – 79 p. 270 . Curtiss S. John. The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950. – Boston: Little Brown and Co., 1953. – 387 p. 271 . Dvornik Francis. The Photian Schism: History and Legend. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 524 p. 272 . FitzgeraldE. Thomas. The Orthodox Church. – Westport: Greenwood Press, 1995. – 184 p. 273 . Frend W.H.C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. – Oxford, 1952. – 360 p. 274 . Fletcher C. William. The Russian Orthodox Church Underground. 1917–1970. – London: Oxford University Press, 1971. – 314 p. 275 . Gary L. Ward. Independent Bishops: an international directory. – Apogee Books, 1990. – 524 p. 276 . Hopkins L. James. The Bulgarian Orthodox Church: A so- cio-historical analysis of the evolving relationship between church, nation and state in Bulgaria. – New York: Distributed by Columbia University Press, 2009. – 340 p. 277 . Keizer Lewis. The Wandering Bishops: Apostles of a New Spirituality. – 2000 edition. – 125 p. 278 . Lardas D. George. The Old Calendar Movement in the Greek Church: An Historical Survey. – Jordanville: Holy Trinity Orthodox Seminary, 1983. – 89 p.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Первый этап разработки декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» связывают с деятельностью петроградского свящ. М. В. Галкина ( Кравецкий. 2008. С. 136-137). В нояб. 1917 г. он предложил свое сотрудничество большевистскому руководству. Председатель СНК Ленин поручил Галкину написать статью по вопросу об отделении Церкви от гос-ва. В ходе работы над статьей Галкин подготовил «черновой набросок проекта декрета по разграничению сферы деятельности государства и сферы чисто церковной». Проект состоял из 11 пунктов, в к-рых предлагалось: религию провозгласить личным делом каждого человека; церковные общины объявить частными союзами граждан, свободно управляющими своими делами; сделать преподавание Закона Божия в школах необязательным; регистрацию рождения, браков и смерти передать от религ. орг-ций в органы гос. власти, учредить институт гражданского брака; проводить «вневероисповедные» похороны, содействовать организации крематориев; организовать «Комиссариат по делам культов»; уравнять духовенство в правах с остальными гражданами, призывать священнослужителей и монашествующих на военную службу в нестроевые части; прекратить гос. финансирование Церкви, конфисковать церковные земли, денежные капиталы, архиерейские дома и синодальные типографии; изъять в «опустевшую в годы великих потрясений» гос. казну драгоценные епископские облачения; предписать священнослужителям вне исполнения духовных обязанностей носить мирскую одежду; перейти с нового 1918 г. на григорианский календарь. 27 нояб. 1917 г. проект Галкина был рассмотрен СНК, принявшим решение обнародовать его в центральной большевистской газете. 3 дек. статья Галкина «Первые шаги на пути отделения церкви от государства» была опубликована в газ. «Правда». Несмотря на антицерковную риторику Галкина, его проект все же оставался в рамках концепции сосуществования светского гос-ва и независимых от него религ. орг-ций. Однако большевистское руководство уже взяло курс на построение не внеконфессионального, а антирелиг. гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2578039.html

10. «Марину, преподобнейшему пресвитеру и эконому священнейшей митрополии Констанции на острове Кипр» (Opusculum 1; CPG, N 7697/1; PG. 91. Col. 9-37; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 301-318), написано в 645/6 г. ( Sherwood. 1952. P. 53-55. N 80; Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 86) или ок. 643-646 гг. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 44), полное название встречается в ркп. Ferrar. C. II. 144. Fol. 100 ( Martini. 1896. P. 344); наиболее зрелый антимонофелитский текст М. И., в котором разработаны основные понятия, описывающие волевой акт человека применительно к полемике с монофелитами. М. И. разъясняет (видимо, в ответ на нападки со стороны жестких дифелитов на Западе), каким образом сочетаются его более раннее учение о волях во Христе и во святых с позицией, занятой им в полемике с монофелитами. Анализ см.: Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 86-92; Беневич. Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 13-15,123-142. III. Другие антимонофелитские сочинения (после 643). 1. «Десять глав о двух волях Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Обращено к православным» (Opusculum 25; CPG, N 7697/25; PG. 91. Col. 269-273; Deun. 2008; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 470-472), написаны ок. 640 ( Sherwood. 1952. P. 44. N 63; Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 43; Deun. 2008. P. 195-197) или после 643 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 62). 2. «Тринадцать глав о волях» (Additamentum 18; CPG, N 7707/18; Roosen. 2001. P. 681-682; Епифанович. 1917. С. 64-65), написаны предположительно после 643 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 63), апории против учения об «одной воле» близки к Opusc. 25 и Additamentum 19. 3. «Десять глав о волях и действиях» (Additamentum 19; CPG, N 7707/19; Roosen. 2001. P. 689-691; Епифанович. 1917. С. 66-67), написаны предположительно после 643 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 64), апории против моноэнергизма и монофелитства близки к Opusc. 25 и Additamentum 18. 4. «Из письма того же святого Максима, написанного к иллюстрию Петру» (Opusculum 12; CPG, N 7697/12; PG. 91. Col. 141-146; PL. 129. Col. 573-576 [фрагменты на латыни]; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 382-386), датируется 643/4 г. ( Sherwood. 1952. P. 52. N 76; Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 73; Winkelmann. 2001. S. 110-111. Not. 88) или ок. 645 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 66), сохранилось только на латыни в переводе Анастасия Библиотекаря. М. И. выражает готовность вступить в спор с Пирром. Сочинение содержит версию М. И. начала спора по поводу моноэнергизма.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Адриан 1690-1700 Nemp I Стефан Яворский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1700-1721 Nemp I Синодаль­ный пери­од 1721-1917 1917-1925 Священ­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Крутиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла 1925-1936 Сергий 1936-1943 – место­блю­сти­тель; 1943-1944 – пат­ри­арх Aлekcuй I 1945-1970 1971 – 1990 Aлekcuй II 1990 – 2008 Кирилл 2009 – наше время http://www.youtube.com/watch?v=qRc-0oF1fbo Чем отличается Патриарх от Папы Римского Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 марта, 2020 28 февраля, 2020 7 января, 2022 3 февраля, 2021 28 января, 2021 10 августа, 2020 18 мая, 2020 14 мая, 2020 24 марта, 2020 17 марта, 2020 28 февраля, 2020 7 января, 2022 3 февраля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/patriarh/

Разделы портала «Азбука веры» Используемые и приемлемые для православных переводы 1. Церковнославянский (1751) перевод Библии Именуется также “Елизаветинской Библией”, т.к. последние указы о переводе подписывала императрица Елизавета Петровна. Этот перевод с незначительными правками используется в богослужении Русской Православной Церкви. Это более точный перевод, чем Синодальный. В 1756 году вышло 2е издание Елизаветинской Библии с дополнительными примечаниями на полях и гравюрами. В 1762 году в Москве было напечатано 4е издание, а в 1784 году вышло 8е издание Елизаветинской Библии. 2. Синодальный перевод Библии (1876) Осуществлён в течение XIX века и утверждён Св. Синодом для домашнего (не богослужебного) чтения. Перевод делался четырьмя духовными академиями. Московский митрополит Филарет (Дроздов) лично просматривал и редактировал книги Библии по мере их подготовки к изданию. Полная Библия на русском языке появилась в 1876м году. В XX-XXI веках этот перевод неоднократно (1912, 1917, 1956, 1968, 1976, 1988, 2000, 2008) приводился к нормам современного русского языка. По мнению митрополита Илариона (Алфеева) , Синодальный перевод произвёл громадный сдвиг в русской культуре и послужил развитию русскоязычного богословия в конце XIX и на всем протяжении XX века. Некоторые авторы делали попытки собрать ошибки этого перевода, например, архим. Ианнурий (Ивлиев) неудачно сделал это в своей статье . Неудобовразумительными местами синодального перевода последней редакции являются: 3. Перевод Ветхого Завета П. А. Юнгерова (1908–1917) В своей работе русский православный библеист, гебраист и богослов П. А. Юнгеров основывался в первую очередь на Септуагинте и лишь во вторую очередь обращался к масоретскому тексту и церковнославянскому переводу (при том, что Синодальный перевод — первый в православном мире перевод с масоретского текста). Новый перевод Ветхого Завета должен был отвечать нескольким требованиям. Литературный язык перевода должен соответствовать требованиям современного времени, перевод должен был быть точен и понятен. Таким образом, читатель, имея такой перевод, без труда мог бы им пользоваться как незаменимым пособием при чтении или слушании церковнославянского текста.

http://azbyka.ru/o-perevodah-biblii

Родился в Москве в 1973 году. В 1995 г. с отличием закончил исторический факультет Московского педагогического университета. В 1997 досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIX – начала ХХ вв. (исторический аспект)». В 2006 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса кон. XIX – нач. XX вв.». С 1999 г. преподает в высшей школе. В 2000-2001 гг. старший научный сотрудник «Центра политической и экономической истории России» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСИНП). В настоящее время (2013) заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 500 опубликованных научных работ. Печатался в журналах: «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Исторический архив», «КЛИО. Журнал для ученых», «Ab imperio». « «Русское время. Журнал консервативной мысли», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Вопросы философии», «Москва», «Наш современник», «Аврора» и др. Автор книг: Консервативная концепция российской государственности (М., 1999); «Эстетический аморализм» в произведениях К.Н.Леонтьева (М., 1999); Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало ХХ веков) (М., 2006); Консервативные концепции переустройства России (М., 2007), Две жизни Льва Тихомирова (М., 2011, в соавторстве с О.А. Милевским). Составитель и автор комментариев к книгам П.Н.Милюкова «История второй русской революции» (М., 2001) и С.П.Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г.» (М., 2003). Составитель, автор вступительной статьи, комментариев и примечаний к книге «Дневник Л.А. Тихомирова 1915–1917 гг.» (М., 2008). Один из составителей, авторов вступительной статьи и комментариев к книге «Тюремная одиссея Василия Шульгина: материалы следственного дела и дела заключенного» (М., 2010). Ответственный секретарь, член редакционной коллегии и редакционного совета, а также автор ряда статей энциклопедий: «Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века» (М., 2005); «Общественная мысль Русского зарубежья» (М., 2009); «Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века» (М., 2010). Составитель, автор вступительной статьи и комментариев к книгам: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому» (М., 2010, в соавторстве); Леонтьев К.Н. «Избранное» (М., 2010); Победоносцев К.П. «Избранное» (М., 2010); Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность» (М., 2010); Шарапов С.Ф. «Избранное» (М., 2010).

http://ruskline.ru/author/r/repnikov_ale...

P., 1985; Lowick N. M. Coinage and history of the Islamic world. Aldershot, 1990; Spengler W. F., Sayles W. G. Turkoman figural bronze coins and their iconography. Lodi, 1992. Vol. 1: the Artuqids; 1996. Vol. 2: the Zengids; Album S. Sylloge of Islamic Coins in the Ashmolean Museum. Oxf., 2002. Vol. 1: the Pre-Reform Coinage of the Early Islamic Period; idem. Checklist of Islamic Coins. St. Rosa (Calif.), 20113; Фёдоров-Давыдов Г. А. Денежное дело Золотой Орды. М., 2003; Whelan E. J. The Public Figure: Political Iconography in Medieval Mesopotamia. L., 2006; Foss C. Arab-Byzantine Coins: an Introd., with a Catalogue of the Dumbarton Oaks Coll. Wash., 2008. Русская нумизматика. Лит.: Георгий Михайлович [Романов], вел. кн. Корпус рус. монет. СПб., 1888-1914, 2003р. 11 т.; Орешников А. В. Рус. монеты до 1547 г. М., 1896, 1996р; Спасский И. Г. Рус. монетная система. Л., 19704; он же. Рус. золото: Сб. избр. ст. СПб., 2013; Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. Л., 1983; Уздеников В. В. Монеты России, 1700-1917. М., 1985; он же. Монеты России XVIII - нач. XX в.: Очерки по нумизматике. М., 1994; Мельникова А. С. Рус. монеты от Ивана Грозного до Петра Первого. М., 1989, 2012п; она же. Очерки по истории рус. денежного обращения XVI-XVII вв. М., 2005; Гайдуков П. Г. Медные рус. монеты кон. XIV-XVI вв. М., 1993; он же. Рус. полуденги, четверетцы и полушки XIV-XVII вв. М., 2006; он же. 700-летие рос. рубля и кр. обзор развития средневек. рус. нумизматики//Российский рубль: 700 лет истории. СПб., 2017. С. 5-15; Мельникова А. С., Уздеников В. В., Шиканова И. С. Деньги в России: История рус. денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М., 2000; Волков И. В., сост. Рус. нумизматика и история денежного обращения XIV - нач. XX вв.: Мат-лы к библиогр. 1901-2000 гг. М., 2001; Зайцев В. В. Рус. монеты времени Ивана III и Василия III. К., 2006; он же. Рус. монеты XIV-XVII вв.: Очерки по нумизматике. М., 2016; Янин В. Л. Денежно-весовые системы домонг. Руси и очерки истории денежной системы средневек. Новгорода. М., 2009; Гайдуков П. Г., Калинин В. А. Древнейшие рус. монеты//Русь в IX-X вв.: Археол. панорама. М.; Вологда, 2012. С. 403-436; Бауэр Н. П. История древнерус. денежных систем IX в.- 1535 г. М., 2014. М. Н. Бутырский Рубрики: Ключевые слова: БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне

http://pravenc.ru/text/2577987.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010