525 Понятно, что у Кандинского речь идет об идеальном субъекте восприятия, так же как и об идеальном художнике, хотя он специально этого нигде не оговаривает, но имеет в виду свой собственный художественный опыт, оцениваемый им очень высоко. 527 В русском издании 1918 г. слово «религия» заменено на «нематериальное знание» и значительно затушевано сравнение искусства с христианством. 528 Цитируется по изданию: Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994. С. 88. 530 Большая часть теоретического наследия Малевича опубликована за рубежом. См. наиболее полное издание: Malevich К. S. Essays on art. Vol. I –11. 1915–33; Copenhagen, 1968; Malevich K. S. The world as Non-Objectivity. Unpublishing writings. 1922–25. Vol. III. Copenhagen, 1976; Malevich K. S. The Artist, Infinity, Suprematism. Unpublishing writings 1913–33. Vol. IV. Copenhagen, 1978. Началась публикация его неизданных трудов и в России. См.: Казимир Малевич. 1878–1935 [Каталог выставки, Ленинград, Москва, Амстердам. 1988–1989] (при цитировании сокращенно – Кат.); Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись.Теория. М., 1993 (при цитировании сокр. – Теория и стр.); Малевич К. Собр. соч. в пяти томах. Т.1. М., 1995; Т.2. М., 1998. 531 Всерьез в этой псевдофилософской мешанине сегодня пытаются разобраться некоторые современные ученые. См., в частности: Martinau Е. Malevitch et la philosophic. Lausanne, 1977. 532 Подробнее о понятии ПОСТ-культуры см.: Бычков В. В. Искусство нашего столетия. ПОСТ-адеквации//КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики; ПОСТ–//Там же. 534 Далее мы увидим, что беспредметность у Малевича выступает сущностным основанием Искусства, откуда косвенно выявится его (Искусства) приоритет перед религией в системе (хотя и часто непоследовательной и бессистемной) русского супрематиста. 536 Здесь Малевич обозначает этим термином прежде всего супрематистов; на каком-то этапе беспредметниками стали называть себя художники круга Родченко, и тогда Малевич отмежевался от него, остановившись на супрематизме (см.: Теория, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Selwyn E. G. The First Epistle of St. Peter. London, 1947. Senior D. R, Harrington D. J. 1 Peter, Jude and 2 Peter. Collegeville, MN, 2003. Sidebottom E. M. James, Jude, and 2 Peter. London, 1967. Silva D. A. de. Jude//Painter P. and Silva D. A. de. James and Jude. Grand Rapids, 2012. P. 175–227. Smith T. V. Petrine Controversies in Early Christianity: Attitudes Towards Peter in Christian Writings of the First Two Centuries. Tübingen, 1985. Snodgrass K. R. Stories with Intent. A Comprehensive Guide to the Parables of Jesus. Grand Rapids, 2008. Syreeni K. Peter as Character and Symbol in the Gospel of Matthew//Characterization in the Gospels. Recovering Narrative Criticism. Ed. by D. Rhoads and K. Syreeni. London; New York, 1999. P. 106–152. Taylor V. The Passion Narrative of St Luke. A Critical and Historical Investigation. Cambridge, 1972. Taylor W. M. Peter, the Apostle. New York, 1876. Theissen G. The Gospels in Context. Social and Political History in the Synoptic Tradition. Minneapolis, 1991. Thomas J. Ch. Footwashing in John 13 and the Johannine Community. Sheffield, 1991. Walker W. O. Galatians 2:7b–8 as a Non-Pauline Interpolation//Catholic Biblical Quarterly 65. P. 568–587. Walsh J. E. The Bones of St Peter. Manila, 1987. Watson D. F. First Peter//Watson D. F., Callan T. First and Second Peter. Grand Rapids, 2012. P. 1–127. Wiarda T. Peter in the Gospels: Pattern, Personality, and Relationship. Tübingen, 2000. Winkler L. L., Frenkel R. The Boat and the Sea of Galilee: An Archaeological Glimpse into the World of Jesus. Gefen, 2010. Wilkins M. J. The Concept of Disciple in Matthew s Gospel as Reflected in the Use of the Term μαθητς. Leiden, 1988. Windisch H. Die katholischen Briefe. 3. Ausgabe. Tübingen, 1951. Witherington В. The Acts of the Apostles. A Socio-Rhetorical Commentary. Grand Rapids, 1997. Wohlenberg G. Der erste und zweite Petrusbrief und der Judasbrief. Leipzig, 1915. Список сокращений CCSL=Corpus Christianorum, series latina. Turnhout. CSEL=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Louvain.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в хурулах уже не осталось ни одного послушника. С авг. 1942 по янв. 1943 г. часть Калмыцкой автономной обл. была оккупирована фашистами, к-рые с целью налаживания отношений с местным населением разрешили отправление буддийских обрядов. Буддийское духовенство отнеслось к этому по-разному: так, в Элисте найденные комендантом и назначенные в хурул монах и послушник скрывались, а в районе проживания бурульских родов и пос. Яшкуль действовали небольшие хурулы, служители к-рых впосл. эмигрировали с оккупационными войсками. Преемником яшкульского хурула стал мон-рь Текчен Чеспелинг в Мюнхене; часть культовых предметов была перевезена в США, в г. Хауэлл (шт. Нью-Джерси), где также был создан хурул ( Бакаева. С.19). 28 дек. 1943 г. автономия калмыков была ликвидирована, и весь калм. народ «за сотрудничество с оккупантами» был депортирован в Сибирь, в результате чего погибло ок. 1/3 калмыков. В 1956 г. оставшимся в живых разрешили вернуться на родину, в 1957 г. решение о депортации было признано ошибочным и калмыки получили право на восстановление своей автономии. Хотя неоднократные попытки верующих добиться разрешения на открытие буддийских храмов успеха не имели, в республике существовали неофиц. центры в местах, где духовные лица продолжали практиковать буддийский культ, напр. в пос. Цаган Аман, где жил лама О. М. Дорджиев, в совхозе «Заливной», где работал гелюнг Н. Н. Кичиков, в с. Троицком, где практиковал С. У. Улюмджиев, и в др. местах. По нек-рым данным, в 1985 г. буддистами называли себя 30% калмыков - жителей сел и 23% горожан; 48% семей сумели сохранить культовые предметы, праздники буддийского календарного цикла отмечали 98% опрошенных. Современное состояние Б . В 1988 г. в Туве, Калмыкии и Ленинграде были зарегистрированы первые буддийские общины. В 1989 г. Кушок Бакула Ринпоче, личный посланник далай-ламы XIV, освятил первый хурул Элисты и заново освятил Ленинградский буддийский храм, возвращенный верующим (построен в 1913, освящен в 1915). В 1991 г. было создано Объединение буддистов Калмыкии, к-рым руководит калмык амер.

http://pravenc.ru/text/153561.html

1972. P. 243; Darr. 1998. P. 198-201); если же не согласиться с таким выводом, то слова Лк 23. 15 о невиновности не учитываются ( Parker. 1987. P. 201-202; Harlow. 1936. P. 75-100; Idem. 1954. P. 236-237). Поскольку рассказ евангелиста Луки о суде над Иисусом Христом у И. А. не включен в др. Евангелия, нек-рые ученые отвергают его достоверность. М. Дибелиус , напр., считал, что он создан Лукой, чтобы показать исполнение в жизни Христа пророчества Пс 2. 1-2 о восстании против Мессии «царей земли и князей» (ср.: Деян 4. 25-28, где говорится о виновности И. А. в «заговоре» против Христа - Dibelius. 1915. S. 113-126; ср.: Müller . 1979. S. 111-114). По мнению большинства ученых, в рассказе евангелиста есть историческое ядро, но описание суда И. А. над Иисусом Христом в предании уже претерпело к тому времени обработку ( Brown. 1994. P. 785; Fitzmyer. 1985. P. 1478-1480; Nolland. 1993. P. 1122). Присутствие этого рассказа именно в Евангелии от Луки оправдано с исторической т. зр. еще и потому, что Лука писал для Феофила, вероятно рим. чиновника, к-рого вполне могли интересовать отношения между членами династии Ирода Великого и прокураторами Иудеи, тем более что этот рассказ сообщает о примирении И. А. с Пилатом (Лк 23. 12). Др. евангелисты могли опустить эти подробности, поскольку они не повлияли на ход суда. Некоторые исследователи считают источником данного рассказа «Евангелие от Петра» ( Crossan J. D. The Cross That Spoke: The Origins of the Passion Narrative. San Francisco, 1988), однако оно не обнаруживает существенных параллелей с рассказом из Евангелия от Луки о суде И. А. над Иисусом Христом. По сути «Евангелие от Петра» возлагает именно на И. А. ответственность за смерть Иисуса Христа - в Евангелии от Луки ничего подобного нет (Das Evangelium nach Petrus/Hrsg. T. Kraus, T. Nicklas. B.; N. Y., 2007). Правление И. А. в свете археологии Галилеи греко-римского периода Основные результаты археологических исследований Галилеи (систематически проводятся с 70-х гг. XX в.) позволяют сделать выводы о социально-экономической и культурной ситуации в Галилее греко-рим.

http://pravenc.ru/text/674083.html

Лит.: Райт. Очерк. С. 129. Примеч.; Scher A. Notice sur la vie et les œuvres de Yohannan bar Penkayé//J. Asiatique. Ser. 10. 1907. Vol. 10. P. 161-178 (var. pag.); Giauad Sfair P. Il nome e l " epoca di un antico scrittore siriaco: Degli scritti e della dottrina di bar Penka  ye  //Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1915. Vol. 31. P. 135-138, 290-309; Baumstark. Geschichte. S. 210-211; Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда. М.; Л., 1960. С. 130-133. (ППС; Вып. 6(69)); Jansma T. Projet d " édition de Kitaba de Re Melle de Jean bar Penka  ye  //L " Orient Syrien. P., 1963. Vol. 8. P. 87-106; Beulay R. Précisions touchant l " identité de la biographie de Jean Saba de Dalyatha//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 90-95; Brock S. P. North Mesopotamia in the Late 7th Cent.: Book 15 of John Bar Penkaye " s «Ri Melle»//Jerusalem Stud. in Arabic and Islam. Jerusalem, 1987. Vol. 9. P. 51-74 (Idem// Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature, Theology. L., 1992. Chap. 2); Aubert M. Une centurie de Mar Jean Bar Penkayé//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 143-151; Simonet J.-L. Les citations des Actes des Apôtres dans les chapitres édités du Ketaba deres melle de Jean Bar Penkaye//Le Muséon. 2001. Vol. 114. P. 97-119; Kaufhold H. Anmerkungen zur Textüberlieferung der Chronik des Johannes bar Penkaye//Oriens Chr. 2003. Bd. 87. S. 65-79; Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 122; Reinink G. J. East Syrian Historiography in Response to the Rise of Islam: The Case of John bar Penkaye " s Kta  ba   d " re melle  //Redefining Christian Identity: Cultural Interaction in the Middle East since the Rise of Islam/Ed. J. J. van Ginkel et al. Leuven, 2005. P. 77-89. (OLA; 134); idem. Syriac Christianity under Late Sasanian and Early Islamic Rule. Aldershot, 2005. Chap. 7-8; Pingg é ra K. Nestorianische Weltchronistik: Johannes Bar Penka  ye   und Elias von Nisibis//Julius Africanus und die christliche Weltchronistik/Hrsg. M. Wallraff. B., 2006. S. 263-283.

http://pravenc.ru/text/469828.html

Сухумский; с 1917 г. в эмиграции; † 11.01.1935 Сергий (Петров Сергей) 13.03.1960 хирот. во еп. Белгород-Днестровского, вик. Одесской епархии; с 16.03.1961 еп. Воронежский и Липецкий; с 9.10.1963 архиеп. Белорусский и Минский; с 25.05.1965 архиеп. Херсонский и Одесский; с 17.06.1971 в сане митрополита; †4.02.1990. Сергий (Полеткин) 5.05.1989 хирот. во еп. Азовского, вик. Ростовской епархии; с 23.02.1993 еп. Самарский и Сызранский. Сергий (Смирнов) 19.11.1944 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 5.04.1955 на покое; † 16.08.1957. Сергий (Соколов) 10.12.1995 хирот. во еп. Новосибирского и Бердского. Сергий (Тихомиров) с 19.05.1912 еп. Японский; с 1921 г. в сане архиепископа; с 1931 г. в сане митрополита; с 4.09.1940 на покое; † 11.08.1945. Сергий (Фомин) 30.01.1983 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 23.09.1988 в сане архиепископа. Сильвестр (Братановский) с 9.10.1917 еп. Верейский, вик. Московской епархии; с мая 1920 еп. Пермский; с 1925 г. архиеп. Вологодский; с 1928 г. архиеп. Калужский; † 29.09.1932. Сильвестр (Ольшевский) с 14.06.1915 еп. Омский и Павлодарский; с 1918 г. в сане архиепископа; † 26.02.1920. Симеон (Бычков) 30.03.1947 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; † 30.06.1952. Симеон (Ду) 30.07.1950 хирот. во еп. Тянь-Цзинского; с 26.09.1950 еп. Шанхайский; погиб во время «культурной революции» в 60-х гг. Симеон (Михайлов) 17.12.1923 хирот. во еп. Чебоксарского; с нач. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 8.06.1927 еп. Вольский; с 25.09.1928 еп. Златоустовский; с 12.06.1921 еп. Ижевский; с 13.05.1932 еп. Каменский, вик. Донской епархии; с 22.11.1933 еп. Сарапульский; с 14.05.1934 еп. Пугачевского; с 5.02.1935 еп. Челябинский; с 3.07.1935 еп. Свердловский; с 12.11.1935 еп. Муромский; с 23.10.1937 на покое. Симеон (Шостацкий) 4.05.1996 хирот. во еп. Владимиро-Волынского и Ковельского. Симон (Виноградов) 17.09.1922 хирот. во еп. Харбинского; с 1931 г. архиеп. Пекинский и Китайский; † 24.02.1933.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ser. 10. P., 1908. Vol. 11. P. 87-103; Gerber J. Zwei Briefe Barwahbuns: Nebst einer Beilage: Das Schisma des Paulus von Beth-Ukkame: Diss. Halle, 1911. Лит.: Guidi I. La cronaca siriaca di Michele I//Giornale della Società asiatica italiana. Firenze, 1889. T. 3. P. 167-169; Parisot J. [Рец.:] Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d " Antioche//ROC. 1900. Vol. 5. N 2. P. 322-325; N 4. P. 660-662; Райт. Очерк. С. 179-182; Duval R. [Рец.:] Chronique de Michel le Syrien//J. asiatique. Ser. 10. 1904. Vol. 4. P. 177-184; idem. Littératures. P. 196-198, 401-402; Nau F. Sur quelques autographes de Michel le Syrien, Patriarche d " Antioche de 1166 à 1199//Ibid. 1914. Vol. 19. N 4. P. 378-397; Haase F. Die armenische Rezension der syrischen Chronik Michaels des Grossen//Oriens Chr. N. S. 1915. Bd. 5. S. 60-82, 271-284; Baumstark. Geschichte. S. 298-301; Tiss é rant E. Michel le Syrien//DTC. 1929. Vol. 10. Pt. 2. P. 1711-1719; Chabot. Lit. syr. P. 125-128; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 265-267; Гусейнов Р. А. К истории тюрок XI-XII вв.: По мат-лам сироязычной хроники XII в.//Тр. ин-та истории. Баку, 1957. Т. 12. С. 95-149; он же. «Хроника» Михаила Сирийца и «Всеобщая история» Бар Эбрея как источники по истории Юго-Вост. Европы (IX-XII вв.). М., 1966; Altheim F., Stiehl R. Michael der Syrer: Über das erste Auftreten der Bulgaren und Chazaren//Byz. 1958. T. 28. P. 105-118; Kawerau P. Die jakobitische Kirche im Zeitalter der syrischen Renaissance. B., 19602; Segal J. B. Syriac Chronicles as Source Material for the History of Islamic Peoples//Historians of the Middle East/Ed. B. Lewis, P. M. Holt. Oxf., 1962. P. 246-258; V öö bus A. Discovery of a Treatise about the Ecclesiastical Administration Ascribed to Michael the Syrian: A Unique Document in the Literary Genre of Canon Law//Church History. Chicago etc., 1978. Vol. 47. P. 23-26; idem. Discovery of a Panegyric by Michael Syrus//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 271-285; Hage W. Michael der Syrer (1126/7-1199)//TRE.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

Лит.: Trumbull H. C. Kadesh Barnea: its Importance and Probably Site. N. Y., 1884; Schmidt N. Kadesh Barnea//JBL. 1910. Vol. 29. P. 61-76; Woolley Ch. L. The Desert of the Wanderings//PEFQSt. L., 1914. Vol. 46. P. 65-66; Hogarth D. G., Wooley L. The Wilderness of Zin//Palestinian Exploration Fund. L., 1914/1915. P. 61-63; Dothan M. The Fortress at Kadesh Barnea//IEJ. 1965. Vol. 15. P. 134-151; Fritz V. Israel in der Wüste. Münch., 1970. S. 26-51; Cohen R. The Iron Age Fortresses in the Central Negev//BASOR. 1979. Vol. 236. P. 61-79; idem. Did I Excavate Kadesh-Barnea?: Difficulty of Site Identification and Absence of Exodus Remains Poses Problem//BAR. 1981. Vol. 7. N 2, 3. P. 20-33; idem. Excavations at Kadesh-Barnea//BiblArch. 1981. Vol. 44. P. 93-107; idem. Kadesh-Barnea, 1980//IEJ. 1982. Vol. 32. P. 70-71; idem. Kadesh-Barnea, 1981-1982//Ibid. Vol. 32. P. 266-267; idem. Kadesh-Barnea: A Fortress from the Time of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1983; idem. Qadesh-Barnea//Le Monde de la Bible. 1985. Vol. 39. P. 9-27; idem. Kadesh-Barnea//NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 841-847; idem. Qadesh-Barnea//OEANE. 1997. Vol. 4. P. 365-366; Keel O., Küchler M. Orte und Landschaften der Bibel. Gött. etc., 1982. Bd. 2. S. 177-185; Kallai Z. The Wandering-Traditions from Kadesh-Barnea to Canaan: A Study in Biblical Historiography//Essays in Honour of Y. Yadin/Ed. G. Vermez, J. Neusner. Totowa (N. J.), 1983. P. 175-184; Кадеш-Барнеа//Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4. Ст. 28-29; Knauf E. A. Supplementa Ismaelitica 14: Mount Hor and Kadesh Barnea//BN. 1992. Vol. 61. P. 22-26; Manor D. W. Kadesh-Barnea (Place)//ABD. 1992. Vol. 4. P. 1-3; Ussishkin D. The Rectangular Fortress at Kadesh-Barnea//IEJ. 1995. Vol. 45. N 2-3. P. 118-127; Johnstone W. From the Mountain to Kadesh, with Special Reference to Exodus 32, 30-34, 29//Deuteronomy and Deuteronomic Literature: FS C. H. W. Brekelmans. Leuven, 1997. P. 449-467; Tabachnick S. E. Lawrence of Arabia as Archaeologist//BAR. 1997. Vol. 23. N 5. P. 40-47, 70-71; Rainey A. F., Notley R. S. The Sacred Bridge: Carta " s Atlas of the Biblical World. Jerusalem, 2006; Cohen R., Bernick-Greenberg H., Bar-Yoseph Mayer D. Excavations at Kadesh Barnea (Tell el-Qudeirat), 1976-1982. Jerusalem, 2007; Singer-Avitz L. The Earliest Settlement at Kadesh Barnea//Tel-Aviv. 2008. Vol. 35. N 1. P. 73-81; Gilboa A. Notes on Iron IIA 14C Dates from Tell el-Qudeirat (Kadesh Barnea)//Ibid. 2009. Vol. 36. N 1. P. 82-94; Finkelstein I. Kadesh Barnea: A Reevaluation of its Archaeology and History//Ibid. 2010. Vol. 37. N 1. P. 111-125.

http://pravenc.ru/text/1319770.html

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Изыскание о рус. проповеднике XIII в. Владимирском еп. Серапионе//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 92-96; он же. Содержание рукописи «Златая чепь», принадлежащей нач. XIV в.//ЧОИДР. 1846. 2. Смесь. С. 45-48; Буслаев Ф. И. Рус. пословицы и поговорки//АИЮС. 1854. Кн. 2. Ч. 2. Отд. 1. С. 69-70; Петухов Е. В. Мат-лы и заметки из истории древней рус. письменности: К вопросу о «Златых цепях»//Изв. Ист.-филол. ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. К., 1894. Т. 13. Отд. 3. С. 33-68; Владимиров П. В. Из истории древнерус. письменности//ЧИОНЛ. 1895. Кн. 9. Отд. 4. С. 23, 32-44; Пономарёв А. И. Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни//Памятники древнерус. церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 8-18; Виноградов В. П. Уставные чтения. Серг. П., 1915. Вып. 3: Очерки по истории греко-слав. церк.-учит. лит-ры. С. 183-187; Пономарёв Л. И. К лит. истории древнерус. сборника «Златая цепь»//УЗ Казанского ун-та. Каз., 1916. Кн. 8. Отд. наук. С. 1-32; Орлов А. С. Книга рус. средневековья и ее энциклопедические виды//Докл. АН СССР. Л., 1931. Сер. В. 3. С. 37-48; Алексеева Т. А. Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами Кирилла Туровского//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 244-245; Черторицкая Т. В. Уставные чтения: Четьи сборники Др. Руси//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 236-238; Крутова М. С., Невзорова Н. Н. «Златая чепь»//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 184-187 [Библиогр.]; Буланин Д. М. «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца//Там же. С. 292-294; Крутова М. С. «Златая чепь» как тип сборника//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 39-62; она же. Лексическая вариантность в рус. списках «Златой цепи» XIV-XVII вв.: АКД. М., 1989; она же, сост. «Златая цепь»//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей, хранящихся в СССР. Новосиб., 1990. Вып. 5. Ч. 1-2; она же. Изборник Святослава 1073 г. и «Златая цепь»: Сопоставительный анализ//Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 53-64; она же. «Златая цепь» по Троицкому списку//Румянцевские чтения-2003: Культура: От информации к знанию. М., 2003. С. 129-133.

http://pravenc.ru/text/199901.html

P., 1893; Apocrypha. Bonn, 1903. Bd. 1: Reste des Petrusevangeliums, der Petrusapokalypse und des Kerygma-Petri. S. 8-11; Gr é baut S. Littérature éthiopienne pseudo-Clémentine//ROC. 1907. Vol. 12. N 2. P. 139-151; 1910. Vol. 15. P. 198-214, 307-323; James M. R. A New Text of the Apocalypse of Peter//JThSt. 1911. Vol. 12. P. 36-54, 362-383, 573-583; idem. The Rainer Fragment of the Apocalypse of Peter//Ibid. 1931. Vol. 32. P. 270-279; Duensing H. Ein Stück der urchristlichen Petrusapokalypse enthaltender Traktat der äthiopischen pseudoclementinischen Literatur//ZNW. 1913. Bd. 14. S. 65-78; Maurer Ch. Apocalypse of Peter/Transl. D. Hill// Henecke E. New Testament Apocrypha/Ed. W. Schneemelcher. Phil., 1964. Vol. 2. P. 664-683; Marrassini P. L " apocalisse di Pietro//Etiopia e oltre: Stud. in onore di L. Ricci/Ed. Y. Beyene e. a. Napoli, 1994. P. 171-232; Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 19902. С. 215-217; Откровение Петра//Апокрифические апокалипсисы/Под ред. М. Г. и В. Е. Витковских. СПб., 2000. С. 185-199; M ü ller C. D. G. Apocalypse of Peter//New Testament Apocrypha/Ed. W. Schneemelcher, R. McL. Wilson. Camb., 2003. Vol. 2. P. 620-638. Лит.: Harnack A. Bruchstücke des Evangeliums und der Apokalypse des Petrus. Lpz., 1893. (TU; 9/2); idem. Die Petrusapokalypse in der abendländischen Kirche//TU. 1895. Bd. 13/1. S. 71-73; Spitta F. Die Petrusapokalypse und des zweite Petrusbrief//ZNW. 1911. Bd. 12. N 2/3. S. 237-242; Bardenhewer. Geschichte. 1913. Bd. 1. S. 610-615; Dieterich A. Nekyia: Beiträge zur Erklärung der neuentdeckten Petrusapokalypse. Lpz.; B., 1913; James M. R. The Recovery of the Apocalypse of Peter//Church Quarterly Review. L., 1915. Vol. 80. Apr. P. 1-37; Bauckham R. B. The Apocalypse of Peter: An Account of Research//ANRW. 1988. Bd. 25. S. 4712-4750; idem. The Fate of the Dead: Stud. on the Jewish and Christian Apocalypses. Leiden, 1998; Buchholz D. D. Your Eyes Will Be Opened: A Study of the Greek (Ethiopic) Apocalypse of Peter.

http://pravenc.ru/text/Петра ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010