РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Священномученики Алексий Никитский и Симеон Кулямин Священномученики Алексий и Симеон служили – один священником, а другой диаконом – в Троицкой церкви в поселке Удельное Раменского района Московской области и были арестованы во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в 1937-1938 годах. Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника, служившего в храме Рождества Христова, Михаила Павловича Никитского. В 1902 году Алексей окончил земскую трехклассную школу в Михалеве, в 1906 году – Донское духовное училище, а в 1912 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем второклассной школы при фабрике на станции Балашиха Нижегородской железной дороги. В 1913 году скончался его отец, и в 1914 году Алексей Михайлович был рукоположен во священника на его место ко храму Рождества Христова в селе Михалеве. С приходом советской власти отец Алексий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и отправлен в Бронницы в конный корпус, где его обязанностью было следить за лошадьми. Затем он был определен на должность конторщика в строительный отряд, а позже – телефонистом на Ходынку, где было расположено тогда управление по снабжению воздушного флота. В 1921 году отец Алексий был демобилизован и подал прошение архиерею о принятии его священником в Московскую епархию, и с марта 1922 года стал служить в Троицком храме в поселке Удельное. В 1929 году власти потребовали от священника, как лишенца, оставить дом, в котором он жил, и ему пришлось переселиться в поселок Быково к дочери, а в его доме поселили восемнадцатилетнюю женщину с мужем. Через несколько дней после того, как священнику было приказано выселиться из дома, он зашел на свой бывший участок, выкопал куст жасмина и посадил на участке дочери, у которой теперь жил, что было впоследствии ему поставлено в вину. Священномученик Симеон родился 1 сентября 1874 года в селе Ротмирово Владимирского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Кулямина; одиннадцати лет Семен поступил на текстильную фабрику учеником, а затем около двадцати восьми лет работал садовником у фабриканта Лосева. В 1921 году он поступил псаломщиком в Троицкую церковь в поселке Удельное, а в 1925 году был рукоположен во диакона к этой церкви.

http://fond.ru/foto/240/Aleksiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 ноября (12 декабря) Священномученик Сергий (Кочуров) Священномученик Сергий родился 17 мая 1892 года в деревне Деревягино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Иоанна Кочурова. В 1907 году Сергий окончил Данковское Духовное училище, а в 1913 году – Рязанскую Духовную семинарию, в 1915 году женился на девице Клав­дии, дочери священника Петра Тимофеевича Соловьева, и в том же году был рукополо­жен во диакона и затем во священника. Во время гонений на Русскую Православную Церковь отец Сергий служил в храме в селе Ухолово Рязанской области; в 1929 году власти потребовали от священника уплаты непосильной для него суммы налога и за неуплату отобрали имущество. Отец Сергий пе­решел служить в Ильинский храм в селе Сандыри на окраине города Коломны, но и этот храм был закрыт, и летом 1938 года он стал служить в Троицком храме в селе Троицком Истринско­го района Московской области. Супруга священника с дочерью остались жить в селе Сандыри, поскольку в Троицком жить было негде, а сам отец Сергий жил в сторожке, устро­енной под храмом; в одной комнате жила староста, в другой – он. Прошли 1937-1938 годы, оставившие от одних храмов развалины, другие были превращены в склады; к 1939 году почти полностью было арестовано и истреблено духо­венство. Однако механизм уничтожения Церкви и народа продолжал действовать; также действовали органы НКВД, арестовывая все новых и новых людей. Условиями террора создалась целая когорта предателей, так называемых секретных осведомителей, которые, сохраняя свои жизни, поставляли для лагерей все новые и новые жертвы; лжесвидетель­ство, таким образом, в XX веке приобрело характер тяжкого и массового греха. Не останавливаемая ни на миг война против народа, фабрика по производству духовной и физической смерти – вот что представлял собой в то время советский режим. Весной 1940 года осведомители донесли, будто отец Сергий рассказывал, что при изъятии имущества у него отобрали буквально все и выгнали его из дома. Он говорил, что людей угоняют, мучают и пытают, власть массовыми репрессиями озлобляет народ, но все это до поры до времени, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. «Большевики на­деются на революционный взрыв рабочих в капиталистических странах, а кто за это мо­жет поручиться, у нас к каждому человеку приставлен шпик... Большевики кричат, что Гитлер поступает некультурно и бесчеловечно по отношению к евреям и политическим преступникам, а про себя умалчивают, тогда как с первых дней революции грабят до на­стоящего времени десятки миллионов невинных людей... Против религии ведется не доб­ровольная агитация, а принудительная, они насильно хотят из людей выбить веру...» Го­ворил будто и о том, что война с Финляндией спровоцирована Советским Союзом, а так­же что гибнет множество красноармейцев.

http://fond.ru/kalendar/1406/sergiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Августин (Беляев) архиепископ 1937   Епископ Августин (Беляев) Александр Александрович Беляев. 1913 год Епископ Иваново-Вознесенский Августин. 1923 год Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной. 1926 год Донской монастырь. 1925 год. Вынос тела Святейшего Патриарха Тихона после отпевания. (Слева направо, на переднем плане): архиепископ Борис (Соколов), епископы Афанасий (Сахаров), Августин (Беляев), Иларион (Бельский), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский) Епископ Августин. Москва. Бутырская тюрьма. 1926 год Епископ Августин и иподиакон Борис Семенов. Педжикент Епископ Сызранский Августин Архиепископ Калужский и Боровский Августин 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru .

http://fond.ru/foto/person_page/photo/12...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) Схиархимандрит Даниил (в миру Григорий Юрьевич Климков) родился 19 апреля 1893 года в селе Ольховец Бобрецкого уезда Львовской губернии в благочестивой семье. После окончания сельской школы, с 1905 по 1912 гг. Григорий  учился в Львовской классической гимназии, а затем, в 1913 – 1915 годах – в Житомирской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Антония (Храповицкого) Григорий Климков поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в июне 1918 года. Вскоре он стал иподиаконом у епископа Феодора (Поздеевского) , в 1917 – 1919 годах трудился в Главном военном инженерном управлении. Духовником будущего подвижника в эти годы был протоиерей Евфимий Рыбников. В декабре 1920 года  Григорий был рукоположен в сан священника (с обетом безбрачия при поручительстве московского старца Алексия Мечева и Оптинского старца Нектария Оптинского ). прав. Алексий Мечев (1859–1923), преп. Нектарий Оптинский (1853–1928)). Хиротонию совершал епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий (Никольский). В течение 1921 года отец Григорий служил в московском храме Девяти мучеников Кизических. (В этот год его несколько раз арестовывали.) В конце 1921 года по благословению двух старцев Алексия Мечева и Алексия Зосимовского   о. Григорий поступил в Данилов монастырь, где вскоре епископ Серафим (Звездинский) постриг его в мантию с именем Серафим, в честь преп. Серафима Саровского . Алексий Зосимовский (1846–1928),Священномученик Серафим (Звездинский) (1883– 1937)) Иеромонах, а затем архимандрит Серафим по послушанию, данному настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским) , исполняет обязанности духовника. Крест духовничества и старчества о. Серафим пронес через всю свою многострадальную жизнь. 10 июня 1927 года архимандрит Серафим был вновь арестован и осужден ст. 58–14 на три года ссылки (в пос. Табара близ г. Ирбита, а затем в селение Лабытнанги в 30 км от г. Обдорска, за Полярным кругом). По возвращении из ссылки в 1933 году о. Серафим три года жил под надзором властей в Белгороде, а затем в Кашире, Киржаче, Верее и др. местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Словарь персоналий 1 ____ 1 Все даты до 1917 г. (за исключением особо оговоренных) указаны по старому стилю; после 1917 г. – по новому. А Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев; 1906–1976), Архиепископ. Родился 19 октября в Казани в дворянской семье. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. Богословский факультет Софийского университета. Пострижен в 1931 г. Иеромонах (1932). С 1932 по 1940 г. священствовал в Ужгороде, вел просветительскую работу в Подкарпатской Руси. С 1940 г. приходской священник в Белграде, а с 1945 – в Мюнхене. С 1951 г. – преподаватель Священного Писания , литургики и гомилетики в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (США). Ректор семинарии (с 1952 г.). Посвящен в епископа Сиракузского и Троицкого в 1953 г. Архиепископ (1961). Настоятель Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвиле (с 1960 г.). Автор многочисленных книг и брошюр. Скончался 13 апреля. Авраамий (в миру Александр Николаевич Терешкевич), архимандрит. В эмиграции в Болгарии. Окончил Юридический факультет Софийского университета. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1927 г. переехал во Францию для учебы в Свято-Сергиевском Православном Богословском Институте в Париже. В том же г. принял монашеский постриг. Положил начало французскому православному приходу в Париже. Настоятель православного прихода в г. Южин (Верхняя Савойя, Франция). Затем работал православным миссионером в Африке. Настоятель Свято-Троицкой православной церкви (1930–1937) в г. Хурибга (Марокко). Затем вернулся во Францию. Скончался не позднее 9 мая 1974 г. Похоронен на кладбище в Муазен-ле-Гран. Александр (в миру Николай Иванович Иноземцев; ок. 1887–1948), Архиепископ. Родился 12 августа в Тобольске. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1913). Пострижен и рукоположен в 1912 г. В сентябре 1918 г. указом Святейшего Патриарха Тихона возведен в сан архимандрита и направлен епархиальным миссионером в Минск. Оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В мае 1922 г. хиротонисан во епископа Люблинского вопреки мнению Архиепископа Елевферия (Богоявленского) и епископа Владимира (Тихоницкого), см. В 1922 г. присутствовал на Варшавском соборе как неканонический епископ. Был сторонником митрополита Георгия (Ярошевского). С конца 1922 г. по 1941 год именовался Пинским и Полесским. 3 июня 1927 г. возведен в сан Архиепископа. В 1942 г. перешел в раскольническую группировку Поликарпа (Сикорского), см. «Собором» поликарповцев возведен в сан «митрополита». Во время изгнаниягитлеровских захватчиков 1944–1945 гг. из Белоруссии (из Пинска) бежал в Мюнхен, где и проживал, находясь в юрисдикции РПЦЗ. Трагически скончался в конце февраля 1948 г. в Мюнхене в американской гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Сщмч. Петр Петриков, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сергеевич Петриков (19.01. 1903, г. Можайск Московской губ. (ныне Московской обл.) - 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи конторщика (впосл. помощника начальника ст. Тучково Московско-Брестской железной дороги). Учился в приходском уч-ще на ст. Батюшково Московско-Брестской железной дороги, затем в Вязьме Смоленской губ., с. Кубинском Верейского у. Московской губ., на ст. Мещёрская Московско-Брестской железной дороги, а с 1913 г.- в Можайском реальном уч-ще (с 1918 единая трудовая школа 2-й степени). В 1919 г. параллельно с обучением в трудовой школе посещал занятия во время общеобразовательного триместра и сдал экзамены в Московской горной академии. В 1920 г. окончил Можайскую единую трудовую школу. Зимой 1920/21 г. учился в школе телеграфистов, но не окончил ее из-за болезни отца. Летом 1921 г. вел крестьянское хозяйство в доме у родителей и зарабатывал шитьем обуви. В том же году П. по ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко был принят без экзаменов на медицинский фак-т 2-го Московского гос. ун-та. Был одним из лучших студентов, получал стипендию 1-й категории. Весной 1922 г. вслед. переутомления от занятий перенес нервное заболевание. После 2-летнего лечения в амбулатории при железнодорожной больнице пришел к вере. По инициативе П. в Можайске был создан Союз христианской молодежи. Познакомившись с прп. Нектарием (Тихоновым), стал его духовным сыном. В июне 1925 г. Можайским еп. Борисом (Рукиным) рукоположен целибатом во диакона и в том же году местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) - во иерея. В Москве П. не имел прихода и служил в храмах, помогая знакомым священникам, в т. ч. в 1925-1926 гг.- в Вознесенской ц. на Ильинке - на подворье Антиохийской Православной Церкви и с 1928 г.- в Николаевской ц. в Подкопаях - на подворье Александрийской Православной Церкви . В марте 1931 г. назначен в храм во имя свт. Николая в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/2580200.html

Февраля 15 (28) Священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Никитского. В 1906 году он окончил Донское Духовное училище, в 1912 году – Московскую Духовную семинарию, после чего стал учителем начальной школы в Балашихе. 5 декабря 1913 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Христова в селе Михалево, на место умершего отца. В начале 1918 года отец Алексий был призван в тыловое ополчение Красной армии. Он служил рядовым в городе Бронницы при губернском конском запасе. Его обязанностью было ухаживать за лошадьми. Потом отца Алексия перевели в строительный отряд, где он работал конторщиком. После этого он работал телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота, располагавшемся на Ходынке в Москве. В 1921 году после демобилизации отец Алексий подал прошение в Московскую епархию о назначении на приход священником. В марте 1922 года он был определен священником к Троицкому храму в поселке Удельная Раменского района, где и прослужил до дня ареста. В 1929 году у отца Алексия, как лишенного избирательных прав, отняли дом. Притеснение служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражалось и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они написали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест, который произошел 26 января 1938 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

[Венг. Moravcsik] Дьюла (29.01.1892, Будапешт - 10.12.1972, там же), венг. ученый, византинист. М. род. в семье австро-венг. юриста. Окончив с отличием гимназию, поступил в Будапештский ун-т, где изучал греч., лат. и венг. филологию. Был в ознакомительных научных поездках в Риме (1911), Париже (1913) и Мюнхене (1913). В 1914 г. был оставлен преподавателем греч. и лат. языков в ун-те, получил степень доктора. Однако в том же году в связи с начавшейся первой мировой войной М. был призван на фронт. В 1915 г., участвуя в боях на Восточном фронте, попал в плен к русским. С 1915 по 1920 г. М. находился в лагере для военнопленных в Красноярске, затем в Иркутске. За эти годы он имел возможность выучить рус. язык, а также углубить свои знания в области новогреческого и турецкого языков. После бегства из лагеря и возвращения в Венгрию с 1920 по 1923 г. М. был преподавателем в жен. гимназии Марии Терезии. С 1923 г.- преподаватель визант. литературы в колледже им. барона Йожефа Этвёша. С 1936 г.- ординарный профессор греч. филологии Будапештского ун-та. С 1934 г.- Член-корреспондент Венгерской АН, 30 мая 1945 г. избран действительным членом. Отношения с властями новой Венгерской Народной Республики у М. сложились хорошие. В послевоенный период он стал обладателем ряда премий и наград: национальной премии им. Кошута (1949), ордена «За заслуги перед Венгерской Народной Республикой» 4-й степени (1950), награды передовика работника народного образования (1954). С 1951 г. М. был 1-м редактором «Археологических актов Венгерской академии наук» (Acta archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae). М. не принимал участия в событиях в Венгрии в 1956 г., в к-рые оказались вовлечены многие его коллеги и ученики. С 1937 г. М.- почетный доктор Афинского ун-та, с 1958 г.- постоянный член, в 1964-1969 гг.- вице-президент Венгерского об-ва древних исследований. Внешний и почетный член Болгарской АН (1942), Баварской АН (1954), АН ГДР (1955), Австрийской АН (1964), Сербской Академии наук и искусств (1965), Афинской АН (1966). Кроме того, Греция наградила М. Золотым крестом ордена Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2564156.html

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010