5 сент[ября]. Земля – как космический организм и как живое существо. 6 сент[ября]. О реках, о половодье. 10 сент[ября]. Гора, хребет, гористая страна. (…) Разделение людей горами. Характеры человека в горах, на равнине, на море. 11 сент[ября]. О посте. Значение поста для организма и для воспитания воли. Более широкое понимание поста, в смысле вообще воздержания, добровольного, умного самоподчинения, владения собою. Значение и расположение 4 постов в году. Энергия и уныние. Упрямство и умное самообладание. Значение монастырей в старину, как лечебниц усталой души. Подчинение и послушание. Пост не только в пище, по ее составу, но и в направлении деятельности в известные сроки. Соблюдение постов в народе. Посты всех сословий, свято сохраняемые доныне у болгар, сербов, черногорцев, греков. Внутреннее значение самообладания и силы воли для каждого человека. Уговор о постах на предстоящую зиму 1901/02 года: мы будем умно поститься. Например, 11 сент[ября], 26 октября, 29 августа и т.п., также среды и пятницы во все посты, 1-ю, 4-ю и 7-ю Вел[икого] поста и последние недели перед Рождеством Хр[истовым], Успеньем и Петровым днем». 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 3 Преображенский А.В. Два посмертных труда С.В. Смоленского//Хоровое и регентское дело, 1911, 2, с. 40. 421 Имеется в виду фольклорный сборник Ю.Н. Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные» в двух выпусках (М., 1879–1885). Концерт 11 мая 1893 года – это организованный Н.С. Кленовским первый в Москве Этнографический концерт, для которого он сделал обработки песен разных народов России, впоследствии изданные в сб. «Этнографический концерт. Сборник русских и инородческих песен для солистов, хора и оркестра» (М., 1894). Работая в течение почти десятилетия в Тифлисе, Кленовский создал Грузинскую литургию (1902; отдельные номера еще до публикации исполнялись Синодальным хором в концертах под управлением В.С. Орлова). Это сочинение вызвало оживленную дискуссию в прессе по поводу аутентичности использованных напевов и способов их обработки. Под «болгарским этнографическим концертом» имеется в виду концерт в Петербурге 25 января 1903 года, устроенный Кленовским вместе с А.Н. Николовым (см. с. 469). Можно отметить, что после ухода Смоленского, с 1903 по 1906, именно Кленовский стал управляющим Придворной капеллой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воздвиженские, знакомые М. М. Богословского , жили в Москве, на Тверской улице; Вознесенский Н. С., протоиерей, законоучитель Ломжинской гимназии; Волжин Александр Николаевич (1860–1933), государственный деятель. Ольгопольский уездный (1889–1897), подольский губернский (1897–1904) предводитель дворянства, губернатор Седлецкой (1904–1913) и Холмской (1913–1914) губ. Директор Департамента общих дел МВД (1914–1915), обер-прокурор Синода (30.09.1915–7.08.1916, до 1.01.1916 – и. д.), член Государственного совета (1916). С 1918 в эмиграции, жил на Мальте, в Италии, Германии и Франции; Волков Александр Александрович (?–1919), математик. Учитель математики 3-го Московского реального уч-ща им. А. Шелапутина, преподаватель Московского ин-та инженеров путей сообщения, Московских женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова , приват-доцент физико-математического ф-та М. у. (с 1917). Расстрелян по делу антисоветской организации «Национальный центр»; Волков Ефим Ефимович (1844–1920), живописец-пейзажист, профессор АХ, член Тов-ва передвижных художественных выставок (с 1870); Вольф Маврикий Осипович (1825–1883), издатель и книгопродавец. В 1882 основал издательство на паях, просуществовавшее до 1918 под фирмой «Товарищество М. О. Вольф»; Вормс Альфонс Эрнестович (Альфонс-Вильгельм-Эрнест) (1868–1939), юрист, журналист. Приват-доцент юридического ф-та М.у. (1906–1911, 1917), профессор ФОН, затем ф-та советского права (1920–1931) МГУ. Приват-доцент юридического ф-та Ярославского Демидовского юридического лицея (1911–1912). Преподаватель Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, Московского коммерческого ин-та (1912–1917). Член Московской коллегии защитников (1926–1930), юрисконсульт шведской концессии. В 1936 арестован, умер в заключении; Воробьев Виктор Александрович (1864–1951), фтизиатр, доктор медицины (1892), заслуженный деятель науки РСФСР (1935). Приват-доцент (1898–1901, с 1911), профессор (1902–1911) медицинского ф-та М. у., зав. госпитальной терапевтической клиникой (1910–1914), зав. туберкулезными санаториями в Крюкове и Захарьине (Подмосковье). Организатор и зав. первой в стране кафедрой туберкулеза медицинского ф-та 1-го МГУ (1921–1926). Директор (1921–1933), консультант (1933–1950) Государственного туберкулезного ин-та;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С. З., Ц. Вед. 1910 г.). Высочайше утвержденным 21 Января 1910 г. законом (П. С. З., Ц. Вед. г.) Библиотеке Св. Синода предоставлено право получать бесплатно один экземпляр изданий, со всеми к ним приложениями и дополнениями, касающихся по своему содержанию церковного богослужения, богословия, истории, церковного права, философии и археологии, не исключая и периодический изданий соответствующего содержания (Уст. Ценз. Печ., изд. 1890 г. по прод. 1912 г., ст. 72). В силу определения Св. Синода, от 3–12 Ноябр. 1899 г. все без исключения издания, разрешаемые к печати духовною цензурою, должны быть представляемы в одном экземпляре в Библиотеку Св. Синода (Ц. Вед. В 1911 г. Св. Синод поручил преосвященным тех епархий, в коих существуют под теми или иными названиями церковно-археологические учреждения, учинить соответствующие распоряжения о присылке этими учреждениями, начиная с 1911 г., всех печатных изданий и отчетов о деятельности в Комиссию по описанию Синодального Архива (УК. 25 Июн. 1911 г. В целях сохранения рукописей и старопечатных книг и возможности пользоваться ими ученым исследователям, Св. Синод предоставил епархиальным преосвященным предложить монастырям и церквам доставить, если они, со своей стороны, не встретят к тому препятствий, таковые книги и рукописи в Библиотеку Св. Синода, как центральную духовного ведомства, где печатается «Описание рукописей» и будет отпечатан каталог старопечатных книг, или же отсылать оные для хранения в местные епархиальные древлехранилища (опред.Св. Син. 16 Янв. – 1 Февр. 1906 г. Ц. Вед. 1906 г.). Св. Синод, признав составленные председателем Высочайше учрежденной при Св. Синоде Комиссии по разбору и описанию Синодального Архива, ординарным академиком Соболевским «Правила пересылки рукописей, книг и документов из одного учреждения в другое» (из всех книгохранилищ ведомства Св. Синода, в том числе и Архива Св. Синода) целесообразными и соответствующими требованиям науки и жизни, утвердил эти правила к исполнению, предоставив лицам и учреждениям духовного ведомства ( в том числе и Архиву Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

145 Таким термином Булгаков сам характеризовал свою политическую ориентацию. В Думе, работавшей с 20 февраля по 2 июня 1907 г., он выступал девять раз. Особенно большой резонанс вызвали его выступления на 8-м и 40-м заседаниях, посвященных соответственно деятельности военно-полевых судов и преодолению непримиримого противостояния правительства и революционных сил (о последнем заседании см. воспоминания В. Герье, публикуемые в настоящем издании). 147 Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи (с 1906 г.). В 1903–1906 гг. саратовский губернатор, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905–1907 гг. В 1907–1911 гг. определял правительственную политику. В 1906 г. провозгласил курс социально-политических реформ. Начал проведение столыпинской аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Инициатор создания военно-полевых судов. В 1907 г. добился роспуска 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в Думе представителей правых партий. Смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым. 148 Дело Бейлиса – судебный процесс (Киев, сентябрь–октябрь 1913 г.) над евреем М. Бейлисом (приказчиком кирпичного завода) по ложному обвинению в ритуальном убийстве русского мальчика. Организован царским правительством и черносотенцами. Вызвал протест передовой общественности в России и за рубежом; суд присяжных оправдал Бейлиса. 149 По новому избирательному закону от 3 июля 1907 г., инициатором которого был Столыпин, вводились двухступенчатые выборы, что вело к резкому сокращению числа представителей от национальных окраин; общее число депутатов сократилось до 442 (в 1-й Думе их было 478, во 2-й – 518). 153 Балканские войны велись в 1912–1913 гг. и закончились не за пять лет до Первой мировой войны, как пишет Булгаков, а менее чем за два года до ее начала. Первую из них вели страны Балканского союза (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) против Османской империи (9 октября 1912 г. – 30 мая 1913 г.). Война закончилась поражением Турции. За ней последовала кратковременная вторая Балканская война (29 июня – 10 августа 1913 г.), в которой Болгария воевала против Сербии, Греции, Румынии, Черногории и Турции. Война закончилась капитуляцией Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Автором мн. методических разработок по реставрации был Покрышкин: «Краткие советы для производства точных обмеров в древних зданиях» (1905. Вып. 16. С. 120-123), «Проветривание зданий, особенно холодных» (1910. Вып. 34. С. 85-87), «Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства» (1915. Вып. 57. С. 178-190) и др. Сохраняет свое значение до сих пор подборка материалов, посвященная истории и применению на практике законодательства по охране памятников в России и за рубежом: «Охрана памятников и родины в современных законодательствах» К. А. Виланда в переводе Г. Г. Зоргенфрея (1906. Вып. 20. С. 101-150), «Попечение о памятниках старины в европейских государствах» Г. Болдуина Брауна в переводе П. В. Латышева (1907. Вып. 22. С. 91-144), «Новый устав Австрийской Центральной Комиссии попечения о памятниках» (1912. Вып. 45. С. 137-143), «Новый французский закон об исторических памятниках» в переводе П. В. Латышева (1916. Вып. 60. С. 123-128), «Краткий очерк истории законодательных мер по охране памятников старины в России» В. Ф. Смолина (1917. Вып. 64). Эти публикации послужили основой разработки законодательства Российской империи в сфере охраны памятников. В качестве приложения к ИИАК с 1902 г. выходила «Археологическая хроника», в к-рой, в частности, размещалась информация о деятельности научных об-в, как правило за предшествующие полгода. Всего вышло 32 выпуска хроники (1902. Вып. 2, 3; 1903. Вып. 5; 1904. Вып. 6, 9, 10; 1905. Вып. 14, 16; 1906. Вып. 18, 19; 1907. Вып. 21, 22; 1908. Вып. 26, 27; 1909. Вып. 31, 32; 1910. Вып. 34, 37; 1911. Вып. 39, 42; 1912. Вып. 44, 46; 1913. Вып. 48, 50; 1914. Вып. 52, 56; 1915. Вып. 57-59; 1917. Вып. 63, 64; 1918. Вып. 66). В 1918 г. Археологическая комиссия была преобразована в Российскую гос. археологическую комиссию, а в 1919 г.- в Российскую академию истории материальной культуры, после чего выпуск ИИАК прекратился. Лит.: Указ. статей, помещенных в вып. 1-20 ИИАК//ИИАК. 1906. Вып. 20. С. 151-162; Вельмин С. П. Археол. изыскания Имп. Археол. комиссии в 1907-1909 гг. на территории древнего Киева//Военно-ист. вестн. 1910. Вып. 7/8. С. 121-159; Указ. статей, помещенных в вып. 21-40 ИИАК//ИИАК. 1911. Вып. 40. С. 165-169; То же в вып. 41-60 ИИАК//Там же. 1916. Вып. 60. С. 117-128; Фармаковский Б. В. К истории учреждения Рос. Академии истории материальной культуры. [Пг.], 1921.

http://pravenc.ru/text/293850.html

После снятия имп. Манифестом 17 окт. 1905 г. цензурных ограничений в либеральной печати началась кампания против прот. Иоанна Кронштадтского, как знаковой фигуры для Православия и российской государственности. Для дискредитации св. Иоанна использовались публикации об И. как о связанной с его именем криминальной мошеннической группе, пропагандирующей вероучение сектантского толка. В свою очередь И. развернули активную издательскую деятельность для защиты имени Иоанна Кронштадтского от нападок либеральной печати и прославления его как величайшего святого, для обличения совр. неверия и падения нравов, а также для опровержения обвинений в собственный адрес и пропаганды своего учения среди простого народа. И. принадлежал целый ряд печатных органов, к-рые стали организующими центрами их движения. Главным из них был учрежденный в апр. 1906 г. в С.-Петербурге еженедельный иллюстрированный ж. «Кронштадтский маяк». Вокруг его редакции сплотилась значительная группа идеологов и организаторов иоаннитского движения. Первым редактором журнала являлся известный издатель народных листков, а позже литературно-общественных и литературно-художественных журналов В. А. Максимов, вскоре отошедший от И. С осени 1906 г. (с 16) редактором-издателем «Кронштадтского маяка» стал Н. И. Большаков. С 2 за 1910 г. редактором был И. А. Алексеев, а с нач. 1912 г.- А. А. Алексеев. Всего вышло 287 номеров журнала. С 1906 по 1911 г. редакция «Кронштадтского маяка» издавала массовыми тиражами многочисленные бесплатные приложения к журналу в виде книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Их составляли Пустошкин, Большаков, И. А. Алексеев и др. К подготовке печатных материалов привлекались профессиональные лит. редакторы. В марте 1909 г. Большаков начал издавать в С.-Петербурге еще один еженедельный религ. журнал - «Свет России», однако вышло только 8 номеров. С окт. 1909 г. стала выходить ежедневная газ. «Гроза», 1-м издателем к-рой также стал Большаков, а с 1910 г.- Н. Н. Жеденов. Всего издано 888 номеров «Грозы». С нояб. 1911 по февр. 1913 г. в С.-Петербурге также вышло 28 номеров «еженедельного иллюстрированного религиозно-нравственного» ж. «Свет истины», редактором-издателем к-рого был И. А. Алексеев. Публикуемые в журналах и приложениях материалы предназначались для самых широких народных масс и состояли гл. обр. из проповедей Иоанна Кронштадтского и выдержек из его творений, цитат из Свящ. Писания с их разъяснениями в связи с эсхатологическими и нравственно-богословскими темами.

http://pravenc.ru/text/578020.html

Калужские епархиальные ведомости. Калуга, 1862–1907. 2 раза в месяц. Далее: Калужский церковно-общественный вестник, 1907–1917 Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907–1917 3 раза в месяц. Изд.: Калужская духовная консистория Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1894–1899. 2 раза в месяц. Далее: Благовещенские епархиальные ведомости, 1899–1917. С 10 1899–1917 Киевские епархиальные ведомости. Киев, 1861–1917. 2 раза в месяц; 1879–1881, 1887–1890, с 1903 года – еженедельно. Изд.: Киевская духовная консистория Кишиневские епархиальные ведомости. Кишинев, 1867–1917. 2 раза в месяц, в 1906 году – еженедельно. Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917. 2 раза в месяц Курские епархиальные ведомости. Белгород, 1871–1882; Курск, 1882–1917. 2 раза в месяц. С 1888 года еженедельно. В 1910–1911 годах подзаголовок: Еженедельный журнал. Официальный орган епархиального управления и церковно-общественной жизни. Курский епархиальный вестник. Курск. 1918. Курский миссионерский листок. Приложение к «Курским епархиальным ведомостям». Курск, 1913 Изд.: Курская духовная консистория Листок для Харьковской епархии (Приложение к журналу «Вера и разум»). Харьков, 1884–1903. 2 раза в месяц. Изд.: Харьковская Духовная семинария Ранее: «Харьковский епархиальные ведомости», 1867–1883. Далее: «Известия по Харьковской епархии» (приложение к журналу «Вера и разум»), 1904–1906 Литовские епархиальные ведомости. Вильна, 1863–1915; М., 1916–1917. 2 раза в месяц. С 1873 года еженедельно, с 1906 года – 2 раза в месяц. С 1907 года официальная часть выходила под одной обложкой с журналом «Вестник Виленского Православного Свято-Духовского братства», который заменял с этого же года неофициальную часть «Литовских епархиальных ведомостей». Минские епархиальные ведомости. Минск, 1869–1917. 2 раза в месяц; с 1871 года – еженедельно, с 1873 года – 2 раза в месяц, в 1916 году – ежемесячно, в 1917 году – 2 раза в месяц Миссионерские известия по Ставропольской епархии. Ставрополь, 1911–1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 1906 г. в С.-Петербурге М. участвовал в деятельности 5-го и 7-го отделов Предсоборного присутствия, к-рое рассматривало вопросы «О преобразовании духовно-учебных заведений» и «О мерах к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». На заседаниях Предсоборного присутствия он прочитал реферат «О постановке богословского образования в Германии и отчасти в Англии и Америке» и доклад «Внутренняя миссия» (20 апр. 1906), посвященный европ. благотворительным орг-циям и служению женщин делу спасения ближних. М. считал, что диакониссы в древности не только прислуживали при крещении женщин, но и непосредственно участвовали в делах миссии, обходя дома, оказывая всевозможную помощь и услуги нуждающимся и больным. Намереваясь исправить ситуацию социального неблагополучия средствами христ. служения ближним, он считал необходимым восстановление института диаконисс. М. собрал сведения, в т. ч. архивные, о распространении христианства в Германии, об истории создания правосл. церквей и рус. учреждений в Зап. Европе и Сев. Америке. В его кн. «Германия в церковно-религиозном отношении» приведены уникальные сведения об истории христианства (с III-V по XIX в.) и 24 храмов на нем. земле, из которых 21 принадлежал Русской Церкви. В 1911 г. вышли иллюстрированный 76 изображениями «Берлинский братский временник» и кн. «Православные церкви и русские учреждения за границею». М. организовал в Берлине и собственное изд-во «Bratstwo», где выходил «Ежегодник Берлинского братства» (СПб., 1906, 1911) с информацией о заграничных православных церквах, об их истории и реликвиях, а также о священнослужителях, храмоздателях, посольствах и миссиях, к к-рым были приписаны храмы. В 1913-1914 гг. в изд-ве «Bratstwo» М. начал выпускать ж. «Церковная правда», выходивший 2 раза в месяц при участии А. А. Папкова и прот. Т. А. Налимова из С.-Петербурга. Кроме того, М. издавал маленькими тиражами на нем. и рус. языках богословский церковный ж.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

30. F. Chaladon. Essai sur ie regne d " Alexis I Comnene. – Византийский временник, т. XII, 1906, с. 266–270. 31. Ch. Diehl. Justinien et la civilisation byzantine au Vie siecle. – Византийский временник, XII, 1906, pp. 270–272. 32. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа (История и география). – Византийский временник, т. XIII, 1906, с. 336–347, 573–589. 33. Alfred Rambaud. – Византийский временник, т. XIII, 1906, с. 577–579. 34. Барон В. P. Розен. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 483–492. 35. A. J. Butler. The Arab Conquest of Egypt and the Last Thirty Years of the Roman Domination. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. IX, 1907, с. 208–212. 36. G. Schlumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle, III. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 390–393. 37. Ed. Pears. The Destruction of the Greek Empire and the Story of the Capture of Constantinople by the Turks. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 393–397. 38. A. Wachter. Der Verfall des Griechentums in Kleinasien im XIV. Jahrhundert. – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 397– 398. 39. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа (История и география). – Византийский временник, т. XIV, 1907, с. 567–580. 40. Д. Петрушевский. Очерки из истории средневекового общества и государства. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XVII, 1908, с. 180–185. 41. Библиографический обзор. Россия и Западная Европа. История и география. – Византийский временник, т. XV, 1908, с. 514–522. 42. П. А. Яковенко. К истории иммунитета в Византии. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XX, 1909, с. 430–436. 43. К. Krumbacher. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XXV, 1910, с. 88–101. 44. Н. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. XXV, 1910, с. 412–418. 45. Новый труд по истории Византии. Ю. Кулаковский.. История Византии, I. – Журнал Министерства народного просвещения, н. с., т. ХХХШ, 1911, с. 337–351.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

б) Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1911 года, ныне преподавателя Томской духовной семинарии, иеромонаха Игнатия (Садковского) , от 31 августа 1911 года: «Честь имею покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии назначить меня на должность помощника библиотекаря, если таковая будет свободна». в) Прошение бывшего студента IV курса Киевской Духовной Академии, ныне секретаря Епископа Рыльского, Курской епархии, иеродиакона Вениамина (Исупова), от 28 мая 1911 года: —522— «Если представится когда-либо возможность определить меня помощником Библиотекаря Московской Духовной Академии, тο о сем почтительнейше имею заявить и просить Совет Академии. Иеродиаконом, как академист, я – восьмой год, а из Академии Киевской, согласно прошению, выбыл уже пятый год, – в 1906 году. По формуляру моя служба такова: был надзирателем духовного училища, жил в монастыре, состоял преподавателем богословских наук, теперь же – в настоящей должности. Мне всего 29 лет. Дело книжное и дело литературное – мое любимое дело». Справка: 1.) По § 110 лит. б п. 1 устава духовных академий «избрание кандидатов... на должности... библиотекаря и его помощника» и «увольнение от службы только что поименованных должностных лиц» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея; дела же о назначении пенсий и пособий служащим в Академии, по § 125 лит. в п. 6 прим. того же устава, представляются Правлением Академии Епархиальному Архиерею для надлежащих сношений с Обер-Прокурором Святейшего Синода. – 2) По § 96 академического устава: «Библиотекарь и его помощник избираются из лиц, имеющих – первый высшее богословское образование, а последний образование не ниже среднего. – 3) После бывших рассуждений, кандидатом на освобождающуюся должность помощника библиотекаря Академии единогласно избран был иеромонах Игнатий (Садковский) , определением Святейшего Синода от 17–19 августа текущего 1911 года за 6131 назначенный на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Томскую духовную семинарию, но, насколько известно Совету, к месту службы, по болезни, еще не являвшийся и в должность не вступавший.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010