Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Что это значит? Что вообще значит быть милостивым? На первый взгляд, это одна из самых простых для понимания заповедей... Быть милостивым — быть терпимым, добрым, милосердным. Быть милостивым — значит, быть готовым откликнуться на чужую боль и проблему. Псалмопевец восклицал: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24, 10). Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Поэтому и каждый верующий должен быть милостивым. Милость становится условием веры, условием религиозной жизни. В то же время, из слов Псалма мы видим, что милость — это еще и прощение. Вернее, умение прощать. Умение проявить милость и любовь к тому, кто не смог сделать этого в отношении меня лично. Здесь кроется самая большая трудность. Как быть милостивым к тому, кто нанес обиду, оскорбил или обманул? Думаю, что многие согласятся с тем, что бессмысленно таить обиду, желать отомстить. Лучше просто забыть все и быть равнодушным к обидчику. Но будет ли это милостью? «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — говорит нам Господь, — «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44-45). Христос не сказал — «забудьте о врагах ваших», но призвал нас ответить милостью и любовью на зло и обиды. Достижимо ли это для нас? Достижимо. Не в одну секунду или мгновение. Но все же достижимо. Если христианство — это отказ от самого себя ради любви ко Христу, то этот отказ проявляется именно в милости и милосердии. Есть удивительная святая — великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918 гг.) — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и внучка английской королевы Виктории. Она стала супругой великого князя Сергея Александровича Романова. Сергей Александрович был убит бомбой террориста в феврале 1905 года. Супруга князя через три дня после этого отправилась в тюрьму, куда был помещен убийца, чтобы передать ему прощение от себя и от погибшего мужа. Это исключительный пример. Но исключения, как известно, подтверждают правила. Милость есть проявление подлинного величия, глубины человеческой души, переполненной любовью. В милости нет места ненависти. В милости возможна только любовь. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) — слова Господа Иисуса Христа, пригвождаемого ко кресту.

http://pravoslavie.ru/76017.html

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Год спустя, выступая перед студентами Академии 3 сентября 1914 года, он говорил: «Война – лучший показатель внутреннего существа культурного прогресса, и в этом внутреннем существе прогресса открывается ужасная трагедия. Война – это самопроклятие прогресса» Таким образом, с библейской точки зрения, сам по себе культурный и научно-технический прогресс без прогресса духовного не имеет смысла, становится «дорогой в никуда». Во-первых, потому что не решает вопроса о смысле жизни человека и смысле существования мира в целом: « Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: вот это новое’; но это было уже в веках, бывших прежде нас » (Еккл. 1:2-10). Смысл в «жизни ради удовольствия» очень быстро превращает людей в управляемых животных, лишенных великого божественного дара – свободы (Ин. 8:34) Средствами научно-технического прогресса создается призрачная сеть удовольствий, развлечений, возможностей, а человек, лишившись привычных «благ», становится часто полностью управляемым и совершенно беспомощным. Во-вторых, прогресс увеличивает не только общую сумму наслаждений, но и страданий. Выступая в 1905 году с докладом «О цели и смысле прогресса» в философском кружке МДА, о. Павел Флоренский (тогда еще — студент Академии) размышлял: «Если говорят, что прогресс добра есть, то это – несомненно; против этого нечего спорить. Но отсюда до тождества добра еще очень далеко, и это именно потому, что прогресс добра имеет своего двойника – прогресс зла, рост пшеницы сопровождается ростом плевелов. [ Мф. 13: 24-30 ] С возрастанием добра увеличивается ненависть к нему; с развитием и усовершенствованием средств добра идет развитие  и усовершенствованием средств зла. Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость – растет и жестокость; растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончится»

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Многие из вас, вероятно, желали бы, чтобы и впредь здесь оставался архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее; однако лучше, если я поеду отсюда в другое место. Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже, как архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они тогда из Аляски, то приход этот был единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны архиерея, и следовательно, ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что может быть оставлена на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас. Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско с перенесением архиерейской кафедры как бы умаляется; но укажу вам, братья, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я не Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться ( Ин.3:27–30 ). Так и вам, братья, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй ( Ин.4:36 ). Но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его деяния пожинал и другой. Вот вы сеяли семя Православия в стране сей, положили начало Церквам в Штатах, давали у себя пристанище архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим Церквам на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но эта строго научная осторожность серьезных исследователей несвойственна, однако, всем толкователям текста и библеистам. Все, конечно, исходят из представлений о " триклинии " , т.е. системы трех столов, расставленных " покоем " или в виде подковы. Вот например, схема abbe E. Le Camus   АндрейИоаннИисус     876   Петр9 5Иуда Филипп104Симон Зилот Варфоломей113Фаддей Фома122Иаков Алфеев Матфей131Иаков Зевдеев Иными словами, Спаситель возлежит первым на главном ложе; Петр — первым на втором ложе; Иаков Зеведеев — первым на третьем (младшем) ложе. Иоанн — на персях Господа. Иуда ближе всех к Спасителю на случай каких-либо распоряжений насчет " ковчежца " . Этой же схемы в общем придерживается и E. Bapst В своей схеме Edersheim уточняет только места четырех лиц: Господа, Иоанна, Петра и Иуды, — что, как мы и указывали, более исторично и бесспорно, но сажает он их иначе, чем Камюс, а именно:           876    9 5   104  Иуда113  Иисус122  Иоанн131Петр Πο Sepp " y порядок был бы таким: Иисус Петр Иоанн АндрейИаков Зевдеев ФилиппИаков Алфеев ВарфоломейСимон Зилот ФомаИуда Алфеев МатфейПредатель Тут не ясно, как Спаситель мог бы легко передать кусок Своему предателю. И. Карабинов. «Евхаристическая молитва. (Анафора)». СПб, 1908. стр. 8. Евреи были знакомы с употреблением вилок, но в этот день брали куски руками и омокали в подливку. Lagrange, op. cit., p. 500. Goltz. «Tischgebete & Abendsmahlgebete». Leipzig, 1905. S. 7. Карабинов, op. cit., 8. Ibid, p. 10. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою. Ibid, p. 13. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Frere «The Anaphora», p. 6. F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Поскольку таким образом узнаются дух истины и дух заблуждения, напрашивается справедливый вывод, что эти духи обитают в людях, о которых сказано выше. 4:7–21 Бог есть любовь Любовь очень важна для Иоанна, и он особо подчеркивает это в течение всего послания. Здесь он уделяет внимание тому, что любовь проистекает от Бога, который в действительности является любовью. 4:7–12 Любовь друг ко другу. 7 Иоанн усиливает призыв будем любить друг друга, напоминая, что любовь от Бога. Любовь в христианском понимании не является человеческим достижением, она имеет божественное происхождение, это подарок от Бога. 8 Суть подчеркивается отрицанием: Кто не любит, тот не познал Бога. В основе этого лежит величайшее утверждение всей Библии: Бог есть любовь. Это не просто «любящий Бог» или Бог, Который любит время от времени. Он любит не потому, что находит достойные объекты для Своей любви, а потому, что Его природа – любовь. Его любовь зависит не от того, кем являемся мы, а от того, Кем является Он. Он любит нас потому, что Он именно такой Бог, потому что Он есть любовь. 9 Такой любви не найти где–либо еще, вернее, где–либо среди людей. Мы познали ее, потому что она открылась через Бога, когда Он послал в мир единородного Сына Своего. Его целью было дать нам жизнь. Жизнь в полном смысле этого слова приходит к нам только через Него. 10 Истинное значение любви и истинный источник жизни ясно были показаны на кресте тем, что не мы возлюбили Бога. Мы никогда не поймем этой любви по–человечески (мы – усиление; не мы возлюбили). Мы находим ее в том, что Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Чтобы увидеть до конца, что означает та любовь, нужно осознать себя грешниками и, таким образом, объектами Божьего гнева, а также теми, за кого умер Христос. «Не находя никакого противоречия между любовью и милостью, апостол выражает мысль о любви, указывая на умилостивление» (J. Denney, The Death of Christ [Hodder and Stoughton, 1905], p. 276). Один из самых известных парадоксов Нового Завета заключается в том, что именно Божья любовь отвращает Божий гнев от нас, и именно в этом мы видим, что есть истинная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

С этой точки зрения для меня» по крайней мере, совершенно понятны смысл и значение церковного моления за живых иноверцев: церковь молится о том, чтобы Господь обратил их на правый путь. Истинность такого взгляда свидетельствуется теми самыми апостольскими словами, которыми (и, как увидим,) совершенно тщетно мои оппоненты стараются подкрепить свое утверждение насчет позволительности разбираемого панихидослужения. «Итак», пишет апостол, «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:1–4 ). Ясно, что апостол просит молитв 1) о живых, а не о почивших иноверцах (языческих царях, властях и таких же «человеках»); 2) цел молитв – " тихое и безмятежное житие», «спасение» заблуждающих и «познание» ими «истины»; 3) временной предел таких молитв- земная жизнь перечисленных лиц, ибо, по отшествии из нее, «начальствующие» уже перестанут быть таковыми, а о достижении познания истины всеми, стоящими вне церкви, «человеками» промыслит Сам Бог , какими Ему ведомо путями. Подобным же образом, в найденном, по распоряжению царя Дария, «свитке» царя Кира персидского содержится (составленное, по многим признакам, не без влияния иудейских старейшин) «повеление» о «приятных небесному Богу жертвах» и «молитвах о жизни царя и сыновей его» ( 1Езд. 6:1–10 ). – В своем «Послании к Смирнянам» (гл. 4) св. Игнатий Богоносец твердо стоит на почве апостольского учения о смысле и цели молитв верных за неверных: «предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, по, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются ли они как-нибудь». В 3-ей. беседе на послание к Филиппийцам св. И. Златоуст (см. его «Творен.» в рус. пер., СПБ. 1905, т. XI, кн. 1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Точно также и дар чудотворения в Церкви Христовой никогда не прекращался и не прекратится. Иисус Христос сказал, что истинная вера у людей будет сопровождаться знамениями: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брат змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). По истинной и глубокой вере в православной Церкви и в настоящее время проявляются чудотворения изгнанием бесов, исцелением недугов и проч. по молитвам избранников Божиих, хотя дар чудотворения, как дар чрезвычайный ( 1Кор.1:2,9–10 ), и не привязывается непременно к известному служению. Мнимо-духовные христиане говорят ещё: православное учение о таинстве покаяния нельзя признать согласным с св. Писанием ещё и потому, что покаянием можно заглаждать грехи недавние, допущенные человеком непроизвольно, по слабости человеческой воли; а кто повторяет известный грех много раз, коснеет в нём, грешит произвольно и сознательно, тот погиб навсегда, того уже невозможно опять обновлять покаянием, когда он снова распинает в себе Сына Божия, и ругается Ему ( Евр.6:4–6 ). А между тем в православной Церкви кающемуся прощаются все грехи. По поводу этого возражения мнимо-духовным христианам нужно разъяснить, что, согласно с словом Божиим, православная Церковь , действительно, верует и учит, что чистосердечное и искреннее раскаяние грешника перед Богом может принести ему полное и всецелое прощение в каких бы то ни было грехах, так как Бог не желает смерти грешника, а чтобы он обратился от путей своих и был жив (Иезек.18:23,33:11). Ещё в ветхом завете было известно верующим людям, что милосердие Божие покрывает всякий грех человека, при его искреннем и чистосердечном раскаянии, как мы читаем об этом во второй книге царств: Бог не желает погубить душу и помышляет как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар.14:2,14 ). А в новом завете милосердие Божие к грешным людям, проявившееся беспредельной любовью в крестной смерти Сына Божия за грехи человеческого рода, даёт людям ещё большую надежду на возможность заглаждать грехи свои покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010