Если в чине о Панагии видеть пережиток агапы, где отделяющийся кусок просфоры знаменует как бы невидимое присутствие Господа, то и общее вкушение от такой " чаши благословения " переносит мысль к древним временам первохристианских молитвенных собраний. Происхождение " чина о Панагии " от первохристианских агап готовы поддерживать Скабалланович и Гольц. Кроме того, Скабалланович считает, что " благословение хлебов " на вечерне есть пережиток агапы Вот что на основании исторического исследования нашего богослужения можно сказать о взаимоотношении " вечерей любви " и евхаристического богослужения. Евхаристия и агапы вовсе не синонимы в первохристианском быту. Евхаристия часто присоединяли к концу " Вечери Господней " или " вечери любви " , но могли и не присоединять (эфиоп. церк. постан.). Скоро и такой порядок был заменен уже вполне отделившейся Литургией. Впоследствии " агапы " стали просто благотворительными установлениями в некоторых частях христианского мира (Африка, Рим, Милан и др.). Наконец, они исчезли, но память о них может быть восстановлена в некоторых богослужебных обычаях. «L " Agape» in: «Etudes d " histoire et de theologie positive». 1 serie, pp. 283-325; «Agape» in: Dict, de Theol. Cathol. T. I, col. 551 sq. «Die Urchristl. Traditionen uber Ursprung das Abendmahles», 1893. Op. cit. Revue biblique, 1904, pp. 78-81. Revue d " histoire ecclesiast. 1903, t. IV, p. 9 sq. «The Agape and the Eucharist in the Early Church». London, 1901 «The Early Eucharist». London, 1939. Cirlot, op. cit., p. 18. «Agape» in: Dict. d " Arch. chret, et de Liturgie, t. I, col. 775-848. Keating, op. cit., p.V. Cirlot, op. cit., p. 17. F. Prat, S.J. «La theologie de St. Paul». T. I, pp. 143-145. Leclercq, op. cit., col. 789-790. Ibid., col. 786. Ibid., 791. Lightfoot. «The Apostol. Fathers». Vol. II. sect. 1, p. 307, note. «Apologeticus», cap. 39. — M. P. L. T. 1, col. 468. Op. cit., col. 803. A. d " AIes. «La theologie de Tertullien». Paris, 1905, p.312. Leclercq, op. clt. «Confessiones».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Судьба другого историка-марксиста Н. А. Рожкова, сложилась иначе, чем у Покровского, которого Ленин поставил в надсмотрщики над историками; Рожков, по его же настоянию, был выслан из России в 1922 г., причем, его высылки Ленин требовал с особой настойчивостью, напоминая о ее безотлагательной необходимости, когда сам уже был тяжело болен и утрачивал власть. Рожков учился истории в Московском Университете у Ключевского. Эволюция политических взглядов привела его в стан большевиков, он подвергался арестам и ссылке, но, вернувшись из нее в 1917 г., Рожков не поддержал октябрьский переворот. Сохраняя приверженность марксистской доктрине, он считал, что большевики ее извратили, что и навлекло на него принудительное отлучение от родины и, возможно, спасло ему жизнь. До революции он написал книгу «Город и деревня в русской истории», насыщенную социологическими материалами. Свой главный труд, «Русскую историю в сравнительно-историческом освещении» в 12 томах, Рожков начал писать в России, а завершил его незадолго до смерти, наступившей в 1926 г. Последовательность исторических периодов у него сопряжена с марксистской схемой смены формаций от первобытного общества к феодализму, от которого он отличает эпоху господства дворянства после «дворянской революции», и затем, после буржуазной революции, к капитализму. Начала строительства социализма в России, под руководством своих бывших товарищей по партии, Н. А. Рожков не разглядел, за что и подвергся с их стороны остракизму. В 1922 г. выслан был из России, вместе с другими учеными и философами, ученик Ключевского А. А. Кизеветтер, один из видных деятелей кадетской партии. Кизеветтер продолжал научную деятельность в эмиграции, в Праге, где прожил еще более полутора десятка лет, скончавшись в 1939 г., но его главные труды написаны были на родине. В 1903 г. вышла его магистерская диссертация «Посадская община в России XVIII столетия», основная мысль которой заключалась в том, что в послепетровской России продолжал существовать посадский мир московской Руси. Докторская диссертация Кизеветтера, которую он защитил в 1909 г., посвящена «Городовому положению» Екатерины Великой; написана она на обширном и не исследованном ранее архивном материале. Кизеветтеру принадлежат также капитальные статьи о взаимоотношениях Александра I и Аракчеева, и такие работы, как «Иван Пересветов», «Первое пятилетие правления Екатерины II», написанные и опубликованные уже в эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Василий Великий. Правила краткие=Regulae brevius tractatae. PG 31, 889–1052. Василий Великий. Против Евномия=Basile de Cйsarйe. Contre Eunome. Ed. B. Sesboьй, G. — M. de Durand, L. Doutreleau. Tt. I-II. SC 299 et 305. Paris, 1982–1983. Василий Великий. Советы юношам=Ad adolescentes de legendis libris gentilium. PG 31, 563–590. Геродот. История=Herodote. Histories. Ed. Ph. — E. Legrand. Livres I-IX. Paris, 1951–1964. Гомер. Илиада=Нотиге. Iliade. Ed. P. Mazom. Tt. I-IV. Paris, 1938–1947. Гомер. Одиссея=L " Odyssйe. ‘Poйsie homurique’. Ed. V. Berard. Tt. I-III. Paris, 1939–1947. Григорий Нисский. Большое Огласительное Слово=The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa. Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903. Григорий Нисский. Жизнь Макрины=Grйgoire de Nysse. Vie de saine Macrine. Ed. P. Maraval. SC 178. Paris, 1971. Григорий Нисский. Жизнь Моисея=Gregorii Nysseni Opera VII, I: De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964. Григорий Нисский. О душе и воскресении=De anima et resurrectione. PG 46, 11–160. Григорий Нисский. О том, что значит " " по образу " "=Ad imaginem Dei et ad similitudinem. PG 44, 1328–1345 (сомнительное). Григорий Нисский. О том, что не три Бога=Gregorii Nysseni Opera dogmatica minora. Ed. F. Mueller. Leiden, 1958. S. 37–57. Григорий Нисский. Против Евномия=Gregorii Nysseni Opera I-II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа=De deitate Filii et Spiritus Sancti. PG 46, 553–576. Григорий Нисский. Толкование Блаженств=Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Ed. J. F. Callahan. Leiden — New York — Kцln, 1992. Pp. 77–170. Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней=Gregorii Nysseni Opera VI: In Canticum Commentarius. Ed. H. Langerbeck. Leiden, 1960. Григорий Палама. Триады=Grйgoire Palamas. Dйfense des saints hйsychasmes. Ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену=Grйgoire le Thaumaturge. Remerciement а Origune. Ed. H. Crouzel. SC 148. Paris, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Савинов, заключенный Савинский Иосиф Болеславович (1880 – не ранее 1939), католический священник. Арестован в марте 1927 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. С 1931 г. содержался на Анзере, проходил по групповому делу католического духовенства. После освобождения из лагеря в июле 1932 г. вывезен в Ленинград Савицкий, следователь минского ГПУ Савич, староста лагеря Саенко Степан Афанасьевич (1886 – 17 августа 1973), комендант Харьковской ЧК в 1919 г. Сажин, комендант Кондострова Сазонов Матвей, участник группового побега из Кемперпункта Саид-Султан Кабир-Шах, афганский инженер, наследственный мулла, возможно, имеется в виду, числившийся в списках, содержавшихся в кремле, политзаключенных за 1924 г. Кабир-Шах Саид Султан Самохвалов Михаил Давидович (1892 – июнь 1942), левый социалист-революционер. Арестован в апреле 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. После освобождения из лагеря в 1925 г. сослан в Тобольск Сандомир Юзик (наст. имя Леонтий Петрович) (1900 – 21 октября 1923), социалист-революционер. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где содержался на Большой Муксалме. Покончил жизнь самоубийством Сапир Борис Моисеевич (1902 – 11 декабря 1989), социал-демократ, автор воспоминаний о Соловках Сартис, сотрудник лагерной администрации Сахаров Андрей Дмитриевич (1921 – 14 декабря 1989), правозащитник Сац Наталья Ильинична (1903 – 18 декабря 1993), театральный деятель Свенцицкая Мария Эмилия (1852–1914), мать А. Шауфельбергера Свида-Свидерский Стась, поляк, егерь начальника лагеря Седерхольм Борис Леонидович (1884 – 30 мая 1933), автор воспоминаний о Соловках Седерхольм Дмитрий Карлович (1869 – весна 1920), генерал, родственник Б. Л. Седерхольма Седых, см. Сизых Сейд Али Надири, заключенный афганец Селецкий Иван Федорович, до 1917 г. начальник пересыльной тюрьмы в Сибири. В 1926 г. отправлен на Соловки, где был назначен уполномоченным по лесозаготовкам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Германский фюрер и " царь иудейский " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Германский фюрер и " царь иудейский " О самой чудовищной тайне XX века Вадим Кожинов   Генассамблея ООН по Украине   Новости Москвы   16.12.2005 589 Время на чтение 17 минут Недавние громкие заявления иранского президента Ахмадинеджада о том, что " Холокост - это миф... Тем не менее многие западные государства настаивают на том, что Гитлер отправил в концлагеря и сжег миллионы евреев. Любого ученого, любого историка или автора, который оспаривает это, осуждают и сажают в тюрьму " , вызвали у жидолюбивой " международной общественности " очередную истерику. Обострился интерес к этой теме и в России. Поэтому мы сочли благовременным опубликовать одну из работ известного русского публициста Вадима Кожинова (1930-2001), посвященную этой проблеме. Не все её положения кажутся нам бесспорными, однако она хорошо иллюстрирует, сколько лжи наворотили вокруг т.н. " холокоста " либеральные историки. Редакция " РП " Виднейшая сионистская деятельница Голда Меир (в 1969-1974 гг. - премьер-министр Израиля) писала в своих мемуарах " Моя жизнь " о Хаиме Вейцмане: " Для евреев всего мира это был " царь иудейский " ... он был живым воплощением сионизма... и влияние его было огромно " Вейцман родился (в 1874 году) и вырос в России, к концу века перебрался в Германию, в 1903 году поселился в Великобритании; и вскоре стал одним из лидеров сионизма. В 1920-1946-м гг. Вейцман почти бессменно возглавлял две важнейших структуры - Всемирную сионистскую организацию и Еврейское агентство для Палестины, а с 1948 и до кончины в 1952-м был первым президентом государства Израиль. Словом, он являл собой, если воспользоваться вместо " царь иудейский " более скромным определением, человека N1 в сионизме, причем занимал это место в течение более тридцати лет и, в частности, во время мировой войны 1939-1945 гг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Еврейско-русский и греческо-русский словарь-указатель на канонические книги Священного Писания/Коммент. на осн. словарей Дж. Стронга. СПб.: Библия для всех, 2005. Иисус и Евангелия. Словарь/Под ред. Дж. Грина, С. Макнайта, Г. Маршалла. М.: ББИ, 2003. Маунс У.Д. Основы библейского греческого языка: Базовый курс грамматики. СПб.: Библия для всех, 2011. Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. 1–3. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Мифологический словарь/Ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. Пламли Дж.М. Введение в коптскую грамматику (саидский диалект)/Пер. М.К. Трофимовой. М.: Ин-т всеобщей истории, 2001. Ремнёва М.Л. и др. Старославянский язык: Учебный комплекс. М.: Изд-во Московского университета, 2012. Словарь библейских образов/Под общей ред. Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана. СПб.: Библейский взгляд, 2008. Черный Э. Греческая грамматика/Под ред. Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. The Analytical Hebrew and Chaldee Lexicon/By B. Davidson. London: Samuel Bagster & Sons, 1848. The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon. Peabody: Hendrickson, 2010. Chaine M. Grammaire Ethiopienne. Beyrouth: Imprimerie Catholique, 1907. A Coptic Dictionary/By W.E. Crum. Oxford: Clarendon, 1939. Croy N.C. Primer of Biblical Greek. Grand Rapids: Eerdmans, 1999. Deissmann A. The Philology of the Greek Bible: Its Present and Future. London: Hodder and Stoughton, 1908. Dictionarium Syriaco-Latinum/Auctore J. Brun. Beryti Phoeniciorum: Тур. pp. Soc. Jesu, 1895. Dictionary of the Bible Dealing with its Language, Literature, and Contents/Ed. by J. Hastings. Vol. 1–4. New York: Charles Scribners Sons, 1901–1902. Dictionary of the Old Testament. T. 3. Wisdom, Poetry & Writings/Eds. T. Logman III, P. Enns. Downers Grove: IVP Academic, 2008. A Dictionary of Biblical Interpretation/Ed. by R.J Coggins and J.L. Houlden. London: SCM Press, 1990. A Dictionary of Targumim, the Talmud Bably and Yerushalmi, and the Midrashic Literature/Сотр. by M. Yastrow. Vol. 1–2. London: Luzac & Co., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

…отмечает проф. Б. Вышеславцев…  – Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954) – философ, специалист по этике, социологии, религии, истории философии; профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из Москвы. …вроде волка из Губбио, встретившегося св. Франциску. – См.: Цветочки Франциска Ассизского. Гл. XXI. Как святой Франциск обратил к Богу свирепейшего губбийского волка. М., 1990. С. 67–71. …Лукерью из «Живых мощей» да Касьяна с Красивой Мечи.  – Герои рассказов И. С. Тургенева из «Записок охотника». Волк не побоится Линдберга. Рокфеллер не поверит счастью нищего.  – Чарльз Линдберг (1902–1974) – американский летчик, первым совершивший в 1927 г. беспосадочный полет через Атлантический океан. Рокфеллеры – финансовая группа в США, основанная Дж. Д. Рокфеллером-старшим (1839–1937). Глас Ватикана ( 16 ) Возрождение. 1931. 28 июня. Печ. по этому изд. …продала мне Энциклику Пия XI «Quadragesimo аппо»… – Энциклика Пия XI (1857–1939) «Сорок лет» (1931). …к сорокалетию знаменитой Энциклики Льва XIII «De rerum novarum» – Энциклика папы Льва XIU (1819–1903) «Rerum novarum…» («О новых вещах…», начальные слова послания), осудившая социализм и провозгласившая извечность частной собственности, появилась в 1891 г. …этот летейский строй.  – Летейский – от Леты, персонифицирующей в греческой мифологии забвение. Именем этой богини названа река в царстве мертвых – испив ее воду, души умерших забывают свою земную жизнь. …шанцы Рафаэля с «Disputa», «Афинской школой»…  – Станцы Рафаэля (1483–1520) – цикл его росписей парадных чалов Ватиканского дворца. Зайцев имеет в виду «Станца делла Ссньятура» (1509–1511), на фресках которой великий живописец представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас») и юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»). …где когда-то выпивали Расин с Буало…  – Жан Расин (1639–1699) – французский драматург и поэт. Никола Буало (1636–1711) – французский поэт и теоретик классицизма (автор знаменитого стихотворного трактата «Поэтическое искусство»).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Общая литература: Stein . Geschichte, I; Bury . Later Roman Empire I 2 ; Piganiol . Empire chretien; Seeck. Untergang I-IV; Lot . Fin du Monde Antique; Heichelheim F. Wirtschaftsgeschichte des Altertums. Leiden, 1938. Bd. I. S. 766–859; Bd. II. S. 1191–1225; Rostovtzeff . Gesellschaft und Wirtschaft; Mickwitz. Geld und Wirtschaft; Kornemann . Weltgeschichte, II; Bengtson H. Griechische Geschichte. München, 1960 (2. Aufl.). S. 542 ff.; Ensslin W. The Reformes of Diocletian//САН. Vol. XII. 1939. P. 383–408; Burckhardt J. Die Zeit Constantins des GroBen. Stuttgart, 1929; Schwartz E . Kaiser Constantin und die christliche Kirche. Leipzig; Berlin, 1936; Baynes N.H. Constantine the Great and the Christian Church. London, 1929; Piganiol A. L " Empereur Constantin. Paris, 1932; Grégoire H. La «conversion» de Constantin//Revue de l " Univ. de Bruxelles 34 (1930–1931). P. 231–272; Idem . Nouvelles recherches constantiniennes//Byz 13 (1938). P. 551–593; Alföldi A. The Conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxford, 1948; Vogt J. Constantin der Große und sein Jahrhundert. Mtinchen, 1960; Baynes N.H. Constantine " " s Successors to Jovian//CMH. Vol. I. 1911. P. 24–54; Allard P. Julien l’Apostat. Paris, 1900–1903. 3 vol.; Negri G . L " imperatore Giuliano l " Apostata. Milano, 1902; Geffcken J. Kaiser Julianus. Leipzig, 1914; Bidez J. La vie de l " empereur Julien. Paris, 1930 (нем. перевод: München, 1940). Римская государственность, греческая культура и христианская вера суть главные источники византийского развития. Без любого из этих трех элементов сущность Византии немыслима. Только синтез эллинистической культуры и христианской религии с римской государственной формой позволил возникнуть тому историческому зданию, которое мы обыкновенно называем Византийской империей. Этот синтез оказался возможен благодаря перемещению центра тяжести Римской империи на Восток, к чему привела кризисная эпоха III в. Свое наиболее наглядное проявление он нашел в христианизации Imperium Romanum и основании новой столицы на Босфоре. Оба эти события – победа христианства и окончательное перенесение центра государства на эллинизированный Восток – знаменуют собой начало византийской эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кобрина были экстраорд. профессор МДА по кафедре Св. Писания Ветхого Завета В.Н. Мышцын и и. д. доцента по кафедре истории философии П.В. Тихомиров . Большинством голосов защиту признали удовлетворительной и, согласно «Уставу1884 г.», приняли решение просить ходатайства митрополита Московскогопред Св. Синодом об утверждении диссертанта в степени магистра богословия. См.: Журналы... МДА за 1902 г. 1904. С. 77–78. Кобрин Михаил Петрович (21.10.1871–17.04.1956) – выпускник МДА, магистр богословия. Родился всемье крестьянина Красноставского уезда Люблинского (Холмского) воеводства. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897); магистрант LII курса. С 1898 г. преподаватель истории и обличения раскола и обличительногобогословия Холмской ДС (состоял в этой должности до эвакуации семинарии в Москву в 1915 г. в связи с началом Первой мировой войны). В 1902 г. удостоен степени магистра богословия. Автор исследований по истории борьбы за утверждение православия в западном крае России. С 1907 г. председатель созданного в Холме «Народно-просветительского общества Холмской Руси», издававшего под редакцией М.П. Кобрина еженедельнуюгазету «Братская беседа». В 1915–1922 гг. проживал в Москве. В 1922–1931 гг.преподаватель Св. Писания Нового Завета, сравнительного и догматического богословия, философии в Кременецкой ДС (в связи с переводом Холмской ДС в г. Кременец). В 1930 г. секретарь президиума Предсоборного собрания Польской Православной Церкви в Варшаве. Активный деятель украинизации Польской Православной Церкви. Переводчик Св. Писания и богослужебных книг на украинский язык. С 1934 г. директор частной украинской гимназии в г. Кременец. В 1939 г. как нелояльный гражданин Польского государства помещен в польский концлагерь «Береза Картузская». После разгрома польской армии немецкими войсками смог вернуться в г. Кременец. В 1943 г. переехалв г. Львов, занимался научной работой; с 1947 г. сотрудничал с львовским журналом «Епархиальный вестник». Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Т. Моммзен. Фотография. Нач. XX в. [Нем. Mommsen] Теодор (30.11.1817, Гардинг, герц-ство Шлезвиг, Дания, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 1.11. 1903, Шарлоттенбург, ныне в черте Берлина), герм. историк, филолог, юрист, политический деятель. Из семьи лютеран. пастора. Младшие братья М., Тихо Моммзен (1819-1900) и Август Моммзен (1821-1913),- известные филологи-классики, исследователи античной поэзии. К христианству М. уже в молодости относился скептически, однако официально не порывал с лютеран. церковью. Получил домашнее образование, в 1834-1838 гг. учился в гимназии в г. Альтона (ныне р-н Гамбурга). Окончил Кильский ун-т, получил степень доктора права (1843). В 1844-1847 гг. проходил стажировку в Италии, изучал древнеримские надписи. Вернувшись в Альтону, работал учителем в школе для девочек. Во время революции 1848-1849 гг. в Германии участвовал в либеральном движении, выступал против абсолютной монархии, за объединение герм. земель. Поддержал созданное в г. Рендсбург временное правительство, провозгласившее независимость Шлезвига и Гольштейна от Дании; стал редактором газ. «Schleswig-Holsteinische Zeitung» (Газета Шлезвиг-Гольштейна). Осенью 1848 г. начал академическую карьеру, получил пост экстраординарного профессора рим. права в Лейпцигском ун-те (Саксония). Весной 1849 г. вместе с неск. др. преподавателями ун-та протестовал против роспуска саксонского ландтага, был приговорен к 9-месячному заключению. В 1851 г. был уволен из ун-та по политическим мотивам. Эмигрировал в Швейцарию и получил пост ординарного профессора права в ун-те Цюриха (1852). В 1854 г. вернулся в Германию, стал ординарным профессором рим. права в ун-те Бреслау (в королевстве Пруссия, ныне Вроцлав, Польша; занимал этот пост до 1857). Одновременно с преподаванием занимался научной деятельностью, к 1857 г. опубликовал более 250 работ по античной истории, юриспруденции и филологии, в т. ч. получившую широкую известность «Историю Рима» ( Mommsen Th. Römische Geschichte. Lpz.; B., 1854-1856. Bd. 1-3; 1885. Bd. 5; рус. пер.: Моммзен Т. История Рима/Науч. ред.: С. И. Ковалев, Н. А. Машкин. М., 1939-1941. Т. 1-3; 1949. Т. 5; 4-й том об эпохе Римской империи не был написан). По протекции А. фон Гумбольдта избран членом-корреспондентом (1853), профессором-исследователем (Forschungsprofessor, 1857) и действительным членом (1858) Прусской АН; в 1875-1885 гг. постоянный секретарь ее историко-филологического отд-ния. Одновременно был ординарным профессором древней истории (1861-1887) и ректором (1874-1875) Берлинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2564092.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010