5 октября 1889 же года — Л. Б. Бертенсону: «Попы толстопузые» поусердствовали, и весь VI том мой измазали. Исчеркали даже роман «Захудалый род», печатавшийся у Каткова… Вот каково «муженеистовство»! Это то, что Мицкевич удачно назвал «kaskady tyranstwa»… Какие от этого облатки и пилюли принимать надо? Что за подлое самочинство и самовластие со стороны всякого прохвоста» («Русская мысль», 1915, стр. 90). В Конст воен уч офицер донес на юнкера, что тот «имел книгу: «Мелочи архиерейской жизни». Юнкера посадили под арест», — сообщает Лесков в письме Л. Н. Толстому 12 января 1891 года («Письма Толстого и к Толстому. Юбилейный сборник», М.—Л., Госиздат, 1928, стр. 89). «Мелочи архиерейской жизни» были признаны неблагонадежным сочинением и до 1905 года числились в списке книг запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. В посмертных собраниях сочинений 1897 и 1902–1903 годов «Мелочи архиерейской жизни» печатались со значительными сокращениями и искажениями текста. В советское время главы 1–4 (по тексту издания 1880 г.) перепечатывались в Избранных сочинениях под ред. Б. М. Другова (М.—Л., «Academia», 1937, стр. 237–264) и в «Избранных произведениях…» (т. II, Петрозаводск, Гос. изд. Карело-Финской ССР, 1952, стр. 328–359). В настоящем издании, после 1880 года, то есть через 77 лет, впервые полностью перепечатывается текст одного из замечательных произведений Лескова. Архиерейские объезды Печатается по назв. на стр. 662 изданию, стр. 411–432. Впервые — под заглавием «Архиерейские встречи» в газете «Новости», 1879, 9 июня, 145, 16 июня, 23 июня, и 5 июля, Перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. 189–212. Епархиальный суд Печатается по назв. на стр. 662 изданию, стр. 433–456. Впервые под заглавием «Духовный суд» — в газете «Новости», 1880, 12 июня, 13 июня, и 18 июня, Перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2, вновь автором пересмотренное, исправленное и значительно дополненное, с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. 213–236. Русское тайнобрачие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

3395 В. К. Памяти профессора H. H. Глубоковского//Голос Литовской Православной Епархии. 1937. 7–8. С. 73. 3399 Глубоковский напоминал, что светская школа выделилась из духовной «путем постепенного обособления и, если теперь забывает, закрывает глаза и отвергает такое свое происхождение, то платится за это принципиальною шаткостью и частыми расстройствами, так как без религиозно-этического фундамента знание бывает столько же опасным и вредным, сколько при нем спасительным и плодотворным» (Глубоковский H. H. Об организации школьного пастырского приготовления... С. 29). 3401 Глаголев С. С. Бессмертие прошедшего (принцип сохранения явлений)//БВ. 1903. 2. С. 194, 220. В качестве примера Глаголев в своей речи, произнесенной на годичном акте МДА 1 окт. 1902 г., указывал студентам на то, что до ν» в созвездии Дракона свет доходит от Земли через 10 лет. «Лучи солнечного света, 10 лет назад падавшие в этот день в эту залу, отразились от находившихся здесь лиц и предметов и понеслись в мировое пространство, и вот часть этих лучей сегодня достигает ν» Дракона. Это значит, что если бы у обитателей этой звезды были столь совершенные телескопы, что они могли видеть в них сцены нашей домашней жизни, то они увидели бы Московскую академию в том виде, какой она имела в 1892 году, и они были бы созерцателями сцены академического акта этого года» (Там же. С. 196–197). 3403 Там же. С. 212. По его мнению, лгущий человек представляет собой ненормальное явление, его психологическое раздвоение «неизбежно влечет за собой физическое», что также отражают световые лучи: «каждое лгущее сердце вечными буквами пишет на вечном небесном покрове: я лгу, лгу, лгу...» (Там же. С. 213). 3410 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1067. Л. 63 (Глубоковский H. H. Слово на неделю Воздвижения. 4 курс МДА. 15 сент. 1887 г.). 3412 Сидоров А. В. В. В. Болотов – ученый и человек//Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999. С. XVIII. Одною из первых работ по изучению дореволюционной церковно-исторической науки была статья иеромонаха (впоследствии игумена) Иннокентия (Павлова): СПбДА как церковно-историческая школа//Богословские труды: Сб., посвящ. 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С. 211–268. См. также: Бычков С. П. Церковно-академическая среда в начале XX века. Трансформация ценностей//Мир историка. XX век. М., 2002. С. 54–68; Мельков А. Развитие церковно-исторической науки в России до начала XX века//ЖМП. 2003. 2. С. 70–75 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В заключительном эпизоде отдельных вариантов Стиха царь Волотоман Волотоманович рассказывает свой сон про то, как подрались 2 зайчика, один обидел другого и тот удалился «во темны леса». Давид Евсеевич толкует сон: «То не зайчики в поле собегалися,/тут сошлася кривда со правдою.../Нонечь кривда правду приобидела:/пошла правда на вышния небеса,/а кривда оставалась на сырой земли,/по всему народу православному./Она пала нам всем на ретиво сердце,/оттого у нас в мире стало правды нет,/стали беззакония великия». Параллелью данному сюжету является широко распространенное в древнерус. лит-ре (в частности, помещаемое в рукописные Прологи под 23 дек.) «Слово о правде и неправде», представляющее собой сокращение «Слова Петра черноризца о супротивении всяцем» ( Павлова Р. Петър черноризец - старобългарски писател от Х в. София, 1994. С. 374-405. (КМС; Кн. 9)). Г. П. Федотов видел в этом эпизоде «основной опыт социальной философии народа» (Стихи духовные. С. 79). Образ Г. к. привлекал внимание поэтов ХХ в.: А. А. Блока («Царица смотрела заставки», 1902), Вяч. И. Иванова («Превращение», 1915), Н. А. Заболоцкого («Голубиная книга», 1937). В живописи образ Г. к. нашел воплощение у Н. К. Рериха («Помин о четырех королях», 1911; «Голубиная книга», 1922) и В. М. Васнецова («Спящая царевна», 1900-1926). Особую жизнь Стих о Г. к. получил среди духоборцев , у к-рых он (в сокращенном виде) стал богослужебным «псалмом», читавшимся и певшимся, вошел в «Животную книгу» - сборник «псалмов». Духоборский вариант текста (с заголовком «Царь Давид Евсеевич») представляет срединную (вопросо-ответную) часть Стиха (опубл.: Сборник русских духовных стихов/Сост. В. Г. Варенцов. М., 1860. С. 16-17). Популярность Стиха о Г. к. среди духоборцев объясняется тем, что большое количество духоборческих «псалмов» имело вопросо-ответную форму, а также склонностью духоборцев к иносказательному толкованию своих «псалмов», для чего Стих о Г. к. дает богатый материал. В «Животной книге» духоборцев, записанной В. Д. Бонч-Бруевичем , «псалом» «Царь Давид Евсеевич» сопровождается толкованием главных элементов мироздания, к-рые являются предметом вопросов (МИИРСР. Виннипег, 1954П. С. 107-109). В кон. 80-х гг. XX в. «псалом» «Царь Давид Евсеевич» был записан у духоборцев в Джавахети (Грузия). В XX в. Стих о Г. к., как и мн. др. старинные фольклорные тексты эпического содержания (былины, духовные стихи), исполнялся беспоповцами , в нач. 80-х гг. XX в. Стих во фрагментах был известен поморцам в Прибалтике и на Печоре.

http://pravenc.ru/text/165313.html

…отмечает проф. Б. Вышеславцев…  – Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954) – философ, специалист по этике, социологии, религии, истории философии; профессор Московского университета. В 1922 г. выслан из Москвы. …вроде волка из Губбио, встретившегося св. Франциску. – См.: Цветочки Франциска Ассизского. Гл. XXI. Как святой Франциск обратил к Богу свирепейшего губбийского волка. М., 1990. С. 67–71. …Лукерью из «Живых мощей» да Касьяна с Красивой Мечи.  – Герои рассказов И. С. Тургенева из «Записок охотника». Волк не побоится Линдберга. Рокфеллер не поверит счастью нищего.  – Чарльз Линдберг (1902–1974) – американский летчик, первым совершивший в 1927 г. беспосадочный полет через Атлантический океан. Рокфеллеры – финансовая группа в США, основанная Дж. Д. Рокфеллером-старшим (1839–1937). Глас Ватикана ( 16 ) Возрождение. 1931. 28 июня. Печ. по этому изд. …продала мне Энциклику Пия XI «Quadragesimo аппо»… – Энциклика Пия XI (1857–1939) «Сорок лет» (1931). …к сорокалетию знаменитой Энциклики Льва XIII «De rerum novarum» – Энциклика папы Льва XIU (1819–1903) «Rerum novarum…» («О новых вещах…», начальные слова послания), осудившая социализм и провозгласившая извечность частной собственности, появилась в 1891 г. …этот летейский строй.  – Летейский – от Леты, персонифицирующей в греческой мифологии забвение. Именем этой богини названа река в царстве мертвых – испив ее воду, души умерших забывают свою земную жизнь. …шанцы Рафаэля с «Disputa», «Афинской школой»…  – Станцы Рафаэля (1483–1520) – цикл его росписей парадных чалов Ватиканского дворца. Зайцев имеет в виду «Станца делла Ссньятура» (1509–1511), на фресках которой великий живописец представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас») и юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»). …где когда-то выпивали Расин с Буало…  – Жан Расин (1639–1699) – французский драматург и поэт. Никола Буало (1636–1711) – французский поэт и теоретик классицизма (автор знаменитого стихотворного трактата «Поэтическое искусство»).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

  II. Научные и философские сочинения. Историографические описания. Лингвистические исследования. Авдеева – Авдеева К. А Записки о старом и новом русском быте. – СПб., 1842. Аксаков К., Ломоносов в ист. русск. лит. – Аксаков К. С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. – М., 1846 Андреевский – Андреевский С. А. Литературные очерки. – 3-е доп. изд. – СПб., 1902. Анненков – Анненков П. В. Н. В. Станкевич: Переписка его и биография. – М., 1857. Анучин – Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда. – М., 1890. Афанасьев, Поэт. воззр. славян – Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1–3. – М., 1865–1869. Барсуков – Бельчиков – Бельчиков Н. Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. – М., Л., 1936. Берков, Козьма Прутков – Берков П. Н. Козьма Прутков, директор пробирной палатки и поэт: К истории русской пародии. – Л., 1933. Бодянский – Бодянский О. О народной поэзии славянских племен. – М., 1837. Болтин, Критич. примечания – Болтин И. Н. Критические примечания на первый [и второй] том «Истории кн. Щербатова». – СПб., 1793–1794. Болтин, Примечания – Болтин И. Н. Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным. Т. 1–2. – СПб., 1788. Будде, Говоры Тульск, и Орловск. губ. – Будде Е. Ф. О говорах Тульской и Орловской губернии. Материалы, исследования и словарь – СПб., 1904//Сб. ОРЯС –Т. 76. – Будде, Очерк – Будде Е. Ф. Очерк истории современного русского литературного языка (XVII–XIX вв.) – СПб., 1908//Энциклопедия славянской филологии. Вып. 12. Будилович – Будилович А. С. Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Ч. 1–2. – Киев, 1878–1882. Булаховский, Ист комм. – Булаховский Л. А. Исторический комментарий к литературному русскому языку. – Харьков–Киев, 1937. Булаховский, Русск, литер. яз. – Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Т. 1–2 – Киев, 1941–1948. Булич – Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. Т. 1. – СПб., 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Третьим в этом ряду находится протоиерей Александр Рябцовский, также бывший обновленческий «архиерей». Александр Васильевич Рябцовский родился в 1881 г., в 1902 г. окончил Костромскую духовную семинарию, после рукоположения в том же году во иерея был направлен в с. Березники Костромской губернии. Согласно автобиографии в 1925 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1931 г. состоялась хиротония состоящего в браке Рябцовского во «епископа Владимирского», в 1935 г. он был назначен управляющим Северной обновленческой митрополией в звании «архиепископа Архангельского» . В марте 1937 г. в журнале «Безбожник» была опубликована заметка о снятии с себя сана «бывшим архиереем» Александром Рябцовским, в которой он заявил: «С раннего детства до старости я был активным церковником. В детстве, отрочестве и юношестве — как чтец и певец, в дальнейшем, в течение 34 лет — как служитель церкви. Семья, школа и среда глубоко внедрили в мое сознание идею церковности. Я не мыслил возможности устроения справедливой и радостной жизни вне церкви. Самую жизнь я понимал как царство божие. С упрямой настойчивостью отстаивал я это понимание и благодаря природной находчивости умел защищать свою позицию и при начавшейся после революции церковной разрухе. Это выдвинуло меня на церковный верх, я был назначен архиереем, встал в ряды “правящей церкви”. Здесь вместо идейного, пламенного горения нашел пустоту, чиновничество, бюрократизм, честолюбие, властолюбие и противную духу церковного учения жизнь. Во мне начался переворот, поскольку царство божие обдало меня запахом мертвечины, так сказать, из своего нутра. В то же время царство социализма, победоносно овладевающее жизнью и наполняющее все поры ее своей живой и светлой идейностью, самым своим бытием поставило передо мною вопрос: где же правда? Я, смотря в церкви на сотни богомольцев, думал: “А ведь неоспоримо правильно будет, если эти праздные молитвенные часы обратить в трудодни”. Критическая мысль углублялась… В итоге получился вывод: жизнь под властью советов, на началах социализма, есть настоящее, единственно нужное царство человеческое. Рядом с ним не нужно никакого другого царства, и в особенности так называемого царства божьего. Когда же был обнародован документ беспримерной исторической важности — проект Сталинской Конституции, его величие и полнота поразили меня, и я сказал себе: вот все, что нужно для благоустроения человеческого общества. Вот единственный закон, способный дать человечеству удовлетворение, радость и счастье. И я дал себе слово порвать навсегда с церковностью и отдать остаток дней и сил на устроение жизни на началах новой Конституции. Это слово я выполнил. Накануне утверждения величайшего акта, вменяющего каждому гражданину СССР в обязанность труд и предоставляющего каждому право на труд, оставил навсегда нетрудовые ряды церковников и перехожу в ряды трудящихся. Рябцовский Александр Васильевич, бывший архиепископ. Ноябрь, 26 дня г.]. Калуга, Московской области» .

http://bogoslov.ru/article/6176302

Мартынов В. В. 1960. Рец. на кн.: О. Н. Трубачев. История славянских терминов родства. М., 1959//ВЯ. 5. 1961. В. У.] Аб naxoджahhi славянскай фанемы –х-//Працы ihcmыmyma АН БССР. Вып. VIII. Mihck. 1962. Из славянских этимологий//ЭИРЯ·Вып. II. М. 1963. Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры (к проблеме прародины славян). Минск. 1973. Праславянская и балто-славянская суффиксальная деривация имен. Минск. 1978. Балто-славяно-италийские изоглоссы. Минск. Маслов Ю. С. 1987. Введение в языкознание: 2-е изд. М. Матвеев А. К. 1974.Тезис отопономастике//Вопросы ономастики. Свердловск. Маштаков П. Л. 1917. Список рек бассейнов Днестра и Буга (Южного). Пг. 1918. Список рек Днепровского бассейна. СПб. 1934. Список рек Донского бассейна. Л. Мейе А. 1938. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М. 1951. Общеславянский язык. М. Мелиоранский П. М. 1902. Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве»//Изв. ОРЯС. Т. VII, кн. 2. Меркулова В. А. 1967. Очерки по русской народной номенклатуре растений. М. Микуцкий С.М. 1876. Вступительная лекция//Варшавские университетские известия. 1. Миллер В. Ф. 1887. Осетинские этюды. Т. III. Μ. Миллер Г. Φ. 1937. История Сибири. Т. I. Μ.; Л. Миртов A.B. 1941. Лексические заимствования в современном русском языке из национальных языков Средней Азии. Самарканд. Младеновъ Ст. 1909. Старит германски елементи въ славянскит езици//Сборникъ за народни умотворения, наука и книжнина. Кн. XXV. София. Мокиенко В. Μ. 1971. Закон «относительной негативности» и региональная топонимика//Вопросы топономастики. 5. Свердловск. Мокиенко В. М., Φонякова О. И. 1976. Способы называния в зоонимии//Ономастика Поволжья. Вып. 4. Саранск. Мурзаев Э. М. 1974. Очерки топонимики. М. Назаров И. И. 1958. Тюрко-татарские элементы в языке древних памятников русской письменности//Учен. зап. Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 15. Невская Л. Г. 1977. Балтийская географическая терминология. М. Нерознак В. П. 1977. Принципы исследования палеобалканской ономастики//Историческая ономастика/Отв. ред. А. В. Суперанская. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Spanneut M., Le stoïcisme des Pères de l " Église, op. cit., c. 360, прим. 73 (библиогр.). Špidlik T., L’eternità e il tempo, .la zoé e il biôs, problema dei Padri Cappadoci, in Augustinianum 16 (1976) 107–116. Weil R., Aristote et l’histoire, Paris 1960 (дисс.). Богословский семинар в Фессалониках, Бог и история согласно традиции православия (на греч. яз.), Фессалоники, 1966. Апокатастазис Crouzel H., Apokatastasis, in Sacramentum mundi, vol. I, Freiburg-Basel-Wien 1967, 231–234. Daniélou J., L’apocatastase chez saint Grégoire de Nysse, RSR 30 (1940) 328–347. Daniélou J., Notes sur trois textes eschatologiques de saint Grégoire de Nysse, Там же, cc. 348–356. Méhat A., Apocatastasc, Origène, Clément d " Alexandrie, Art. 3,21, in Vigiliae Chnstianae 10 (1950) 190–214. Michaud E., S. Grégoire de Nysse et l’apocatastase, in Revue Intern. Théol. 10 (1902) 37–52. Mouhanna A., La doctrine de l " Apocatastase d " après saint Grégoire de Nysse, Roma 1973 (дисс. в Папском Восточн. ин-те). Müller G., Origenes und die Apokatastasis, in Theologische Zeitschrift 14 (1958) 174–190. Onings 1-, Adam, DS 1 (1937) 187–195. Riemann D., Die Lehre von der Apokatastasis, Magdeburg 1889. Scherwood C., The Earlier Amhigua of St. Maximus the Confessor.., Roma 1953, cc. 205–222. Siniscalco C., ποκαστημι et ποκατστσις nella tradizione della Grande Chiesa fino ad Ireneo, in Studia Patristica 3 (TU 76) 380–396. Эсхатология Balthasar H. Urs von, Eschatologie im Umriss, in Pneuma und Institution. Skizzen zur Theologie, vol. IV, Einsiedeln 1974, cc. 410–455. Bobrinskoy B., L " Esprit du Christ dans les sacrements chez Jean Chrysostome et Augustin, in Ch. Kannengiesser (ed.), Jean Chrysostome et Augustin.., серия Théologie historique 35, Paris 1975, cc. 247–275. Cornélis H., Les fondaments cosmologiques de l " eschatologie d " Origène, in Revue des sciences philosophiques et théologiques 43 (1959) 32–80. Florovsky G., Eschatology in the Patristic Age, in The Greek Orthodox Theological Review 2 (1956) 27–40; его же статья в сб.: Studia Patristica 2 (TU 64) 235–250.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

84 «Принцесса Греза» – пьеса французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868–1918), ставшего популярным в России благодаря переводам Т. Щепкиной-Куперник. 85 Кусевицкий С. А. (1874–1951), выдающийся русский дирижер, контрабасист и музыкальный деятель, особенно популярный в России начала века. С 1920 г. жил за границей, где возглавил «Симфонические концерты Кусевицкого > > . Шор Д. С. (1867–1942) пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1892 г. основал «Московское трио» (пианист Шор, скрипач Д. С. Крейн, сменивший М. И. Альтшуллера, виолончелист Р. И. Эрлих). Эти камерные концерты пользовались большой известностью в Москве, Петербурге и за границей (Берлин, Париж, Лондон). Д. С. Шор основал «Бетховенскую студию», пропагандируя классическую музыку (1912–1916 гг.), в деятельности которой принимало участие и «Московское трио». 86 Молодой Лосев обозначал номерами девушек, не только знакомых, но и незнакомых, которые произвели на него большое впечатление или вызвали глубокий интерес. 87 Студент Лосев для заработка давал уроки греческого и латинского языков гимназистам и студентам. 88 Волконский С. М. (1860–1937), князь, филолог, писатель и театральный деятель. Читал курсы лекций по русской истории и литературе в США. С 1899 по 1902 директор Императорских театров, близкий к «Миру искусств» и вообще к новым исканиям в балете и опере. В 1917 г. эмигрировал во Францию. С Волконским была близка Марина Цветаева. 89 Молодой Лосев противопоставляет свою идею добра известным словам Достоевского о красоте, которая спасет мир («Братья Карамазовы»). 92 «Сомневаюсь, следовательно мыслю. Мыслю, следовательно существую» (лат.). Факт сомнения, необходимый для мышления, – один из главных принципов философии Декарта (1596–1650). 94 Тезисы «О моральности истины. Эмпирическая и психологическая точка зрения» написаны в конце 1912 г. Они несомненно связаны со статьей Лосева «Этика как наука», датированной автором 1912 г. (сохранился оригинал с титульным листом), и с тезисами этой работы (см. «Человек», 1995, 4). Во всех этих сочинениях ощущается влияние проф. Г. И. Челпанова. Его лекции «Введение в философию и логику» слушал Лосев-студент, участвуя также в просеминариях по экспериментальной психологии. В 1912 г. открылся основанный Челпановым Психологический Институт, членом которого по рекомендации профессора стал Лосев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010