Ascention du prophete Isai ’ e/Introd., trad, et comment, par E. Norelli. Brepols, 1993. Badi B. De oraculis Sibyllinis a Judaeis compositis. Breslau, 1881. Bousset W. Der Antichrist in der Uberliefemng des Ju-denthums, des Neuem Testaments und der alien Kirche. Gottin-gen, 1895. Box С. Я. The Apocalypce of Abraam. London; N. Y., 1918. Вол С. Я. The Apocalypce of Ezra (II Ezdras III-XIV). London, 1917. CaquotA. Leviathan et Behemoth dans la troisieme «Parabole» d ’ Henoch/«Semitica». 1975. Vol. 25. Charles R.H., Litt D. Ascention of Isaiah. London, 1917. Collins). J. A commentary on the Book of Daniel. Minneapolis, 1984. Cow A. Jewish Shock-Troops of the Apocalypse: Antichrist and the End, 1200–1600/Journal of Millennial Studies. Vol. I. Issue 1. 1998. Cinzberg L. Antichrist/The Jewish encyclopedia. V. 1–12. N. Y.; London, 1901–1906. V. 1. P. 625–627. Ginzberg L. The Legend of Ancient Israel. Vol. I-HI. Philadelphia, 1968. Kaufmann f. Armilus/EJ. 1972. T. 3. Klausner J. From Jesus to Paul. N. Y., 1944. Krauss S. Das Leben Jesu nach ludischen Quellen. Berlin, 1902. Krauss S. Talmudische Archaologie. Bd. I-II. Leipzig, 1910– 1912. L ’ apocalypse Syriaque de Baruch/In trod., trad, et comment, par P. Bogaert. Part. I-II. Paris, 1969. Lolos A. Die Apokalypse des Pseudo-Methodios. Meisen-heim, 1976. Lolos A. Die dritte und vierte Redaktion des Pseudo-Methodios. Hain, 1978. Pink A, W. The Antichrist. 1923. Roppopoti A. S. Myth and Legend of Ancient Israel. Vol. I-III. N. Y, 1966. Schmoldt H. Die Schrift «Vom Jungen Daniel» und «Daniels letzte Vision»: Dissertation. Hamburg, 1972. Stone M. E, A textual commentary of the Armenian version of IV Ezra. Atlanta, 1990. Stone M. E. Features of the eschatology of IV Ezra. Atlanta, 1989. Stone M. E. Scriptures, sects and vision. Philadelphia, 1980. Strack H., Billerbeck P. Kommentar zum Neuem Testament aus Talmud und Midrasch/Das Evangelium nach Matthaus. Munchen, 1965. The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Text, Translation and Notes Appendices. Uppsala, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

476 год – это лишь условная дата в истории человечества. В действительности переход от Античности к Средневековью растянулся на три столетия, с IV по VI век включительно, когда в Европе окончательно утверждается средневековый уклад. В VI в. латинская христианская литература окажется вновь на подъеме. В литературу придут Боэтий, автор знаменитого «Утешения философией», историки Кассиодор и Григорий Турский , поэты Эннодий, Аратор, Венанций Фортунат, написавший назидательные «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души» папа Григорий I Великий и, наконец, выдающийся писатель-энциклопедист Исидор Севильский (ок. 570–636), творчество которого завершает латинскую патристику. Словами из его «Синонимов» (2,2) и закончим эту книгу: «Самого себя познай человек, познай, кто ты, откуда твое начало, почему ты родился и на какую потребу произведен на свет, познай, как ты устроен, в каких условиях воспитан и для чего сотворен в этом мире. Помни свое звание, храни чин, свойственный твоей природе. Будь таким, каким ты сотворен, кем создал тебя Бог, каким устроил тебя Творец, каким положил тебе быть Создатель» (Пер. Т.А. Миллер). Литература Переводы Августин. Творения блаженного Августина . Ч. 1–11. Киев, 1880–1908; 2-е изд. Ч. 1–8. Киев, 1901–1913. Августин. Христианская наука, или Основания св. Герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1833. Августин. Избранные проповеди/Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. Августин. Об обучении оглашаемых/Пер. и примеч. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1976. 13. С. 23–55. Августин. О благодати и свободном произволении//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 332–557 (приложение). Августин Аврелий . Исповедь/Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1997. Августин Блаженный . Исповедь/Пер., коммент. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1978. 18. С. 71–264. Августин Иппонский. Творения. М., 1997. Августин. Об истинной религии: Творения. Т. 1–4. СПб.; Киев, 1998. Авсоний. Стихотворения//Изд. подг. М.Л. Гаспаров. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл Александрийский. Против синусиастов=Contra Synousiastas. Cyrilli in Joannis Evangelium accedunt fragmenta varia. Ed. P. E. Pusey. Oxford, 1872. Vol. 3. Pp. 476–491. Кирилл Иерусалимский. Огласительные Слова=Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Климент Александрийский. Педагог=Clemens Alexandrinus. Band I: Protrepticus und Paedagogus. Ed. O. Smдhlin. GCS 12. Leipzig, 1905. Pp. 89–292. Климент Александрийский. Строматы=Clement Alexandrinus. Band II: Stromata. Ed. O. Smдhlin, L. Fruchtel, U. Treu. GCS 52 und 17. Leipzig, 1960–1970. Ливаний. Сочинения=Libanius Sophista. Opera. Tt. IXI. Ed. R. Foerster. Leipzig, 1903–1923. Лукиан. О паразите=Luciani. Opera. Ed. M. D. Macleod. T. III. Oxford, 1974. Pp. 142–174. Макарий Египетский. Духовные беседы=Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dцrries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964. Максим Исповедник. Амбигва=S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418. Мелитон Сардийский. О Пасхе=Mйlimon de Sardes. Sur la Pbque. Ed. O. Perler. SC 123. Paris, 1966. Мефодий Олимпийский. О воскресении=Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424. Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев=Mйmhode d " Olympe. Le banquet. Ed. H. Musurillo. SC 95. Paris, 1963. Ориген. Беседы на Иеремию=Origenes Werke III: Jeremiahomilien. Ed. E. Klostermann. GCS 6. Leipzig, 1901. Ориген. На Ин.=Origenes Werke IV: Der Johanneskommentar. Ed. E. Preuschen. GCS 10. Leipzig, 1903. Ориген. На Мф.=Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935. Ориген. На Рим.=Commentariorum in Epistolam b. Pauli ad Romanos. PG 14, 837–1292. Ориген. На Пс.=Ex Origenis commentariis in Psalmos. PG 12, 1053–1686. Ориген. О молитве=Origenes Werke II: Contra Celsum (5–8); De oratione. Ed. P. Koetschau. GCS 2. Leipzig, 1899. Ориген. О началах=Origune. Traimй des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу=Grйgoire le Thaumaturge. Remerciement а Origune. Ed. H. Crouzel. SC 148. Paris, 1969.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Успехи в экономической политике Г. связываются исследователями чаще всего с именем Сюлли, фаворита короля, гугенота, с 1596 г. управлявшего финансами, а в 1598 г. ставшего суперинтендантом Франции. С помощью Сюлли Г. за неск. лет удалось добиться экономического подъема страны. Политика гос. меркантилизма позволила поправить коммерческий баланс Франции. Правление Г. способствовало развитию городов королевства, в частности широкому применению каменного строительства. Несмотря на успехи, Г. продолжал оставаться объектом критики, прежде всего со стороны тех, кто были привержены теориям тираноубийства, рассматривавшим возможность убийства короля. В 1609-1610 гг. короля обвиняли в невыполнении данных папе обещаний, в открытой поддержке протестантов в Женеве и в Нидерландах. 14 мая 1610 г. Г. был убит ударом кинжала заскочившим в проезжавшую по улицам Парижа королевскую карету фанатиком Франсуа Равальяком. Сразу схваченный, Равальяк был казнен 27 мая на Гревской пл. Совр. исследователи отвергают идею антикоролевского заговора. Г. похоронен в королевской усыпальнице в базилике Сен-Дени. Ист.: Recueil des lettres missives de Henri IV/Éd. L. Berger de Xivrey et J. Guadet. P., 1843-1876. 9 vol.; Lettres inédites du roi Henri IV à M. de Béthune, ambassadeur de France à Rome/Éd. E. Halphen. P., 1889-1901. 8 vol.; Lettres de Henri IV concernant les relations du St.-Siège et de la France, 1595-1609/Éd. B. Barbiche. Vat., 1968. (ST; 250); Barbiche B. Les lettres de Henri IV: Essai de bibliographie//Bull. de la Société des sciences, lettres et arts de Pau. 1969. Sér. 4. Vol. 4. P. 65-89; Lettres originales de Henri IV à Clément VIII conservées dans les archives de la Compagnie de Jésus//Miscellanea in onore di M. Martino Giusti. Vat., 1978. Vol. 1. P. 35-71. Лит.: Martin V. La reprise des relations diplomatiques entre la France et le St.-Siège en 1595//RSR. 1921. Vol. 1. P. 371-378; 1922. Vol. 2. P. 233-270; Mousnier R. L " assassinat d " Henri IV: 14 mai 1610. P., 19922; Garrisson J. Henri IV: Le roi de la paix. P., 1999; Barbiche B. L " influence française à la cour pontificale sous le règne de Henri IV//Mélanges d " archéologie et d " histoire. 1965. Vol. 77. P. 277-299; Babelon J. -P. Henri IV. P., 1982; Buisseret D. Henry IV. L., 1984; Henri IV et la reconstruction du royaume: [Exposition]. P., 1989; Greengrass M. France in the Age of Henry IV: The Struggle for Stability. L.; N. Y., 19952; Wolfe M. The Conversion of Henri IV: Politics, Power and Religious Belief in Early Modern France. Camb., 1993; Love R. S. Blood and Religion: The Conscience of Henri IV, 1553-1593. Montreal, 2001.

http://pravenc.ru/text/162135.html

была составлена в 627 или 628 г. в аббатстве Луксовий (см. Люксёй ). Он отметил тот факт, что во всех версиях М. под 23 нояб. указано поминовение св. Колумбана († 615), но только в эхтернахскую рукопись внесены дни памяти его учеников и преемников Атталы (10 марта) и Евстасия (2 апр.) ( Krusch. 1895; Idem. 1899). Гипотеза Круша подверглась критике Дюшена ( Duchesne. 1898; Idem. 1901), которого поддержали большинство исследователей (напр.: Dubois. 1978. P. 29-37; Aigrain. 2000. P. 32-50). Однако Р. Фольц пришел к выводу, что Иеронимов М. был составлен в Бургундии незадолго до смерти кор. Гунтрамна († 592) ( Folz R. Zur Frage der heiligen Konige: Heiligkeit und Nachleben in der Geschichte des burgundischen Königtums//DA. 1958. Bd. 19. S. 322-328; см.: Lifshitz. 2006. P. 14-15). Ф. Лифшиц приняла датировку М., предложенную Крушем, и попыталась установить связь между созданием текста и конфликтом между сторонниками и противниками аббата Евстасия. Она выдвинула гипотезу, согласно которой М. был составлен мон. Агрестием, выступившим против Евстасия и поддержавшим аквилейскую схизму, при подготовке к Собору в Матисконе (ныне Макон) (627/8) (см.: Ionas. Vita Columbani. II 9-10// Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 246-259. (MGH. Scr. Germ.; По мнению Лифшиц, чтение имен мучеников на заседании Собора должно было повлиять на Хлотаря II (король франков в 613-629), чтобы тот выступил против папы Римского и галльских епископов в поддержку ирл. монахов и приверженцев схизмы. Обычай рецитации имен святых, заменявших реликвии и иконы, Лифшиц связывала с верой в «священную силу имен», истоки к-рой она усматривала в визант., ирл. и испан. традициях. Некоторые источники, использованные Агрестием, происходили из Аквилеи; этим можно объяснить аквилейский «субстрат» в М., который привел Дюшена к мысли о создании М. в V в. в Аквилее ( Lifshitz. 2006. P. 13-29). Однако гипотеза Лифшиц во многом основана на предположениях и содержит произвольные допущения (см.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

2016. S. 231). Соч.: Opera quae supersunt omnia. Hallis Saxonum; Brunsvigae, 1834-1860. (CR; Vol. 1-28); Philippi Melanchthonis Epistolae, iudicia, consilia, testimonia aliorumque ad eum epistolae quae in Corpore Reformatorum desiderantur/Ed. H. E. Bindseil. Hallis Saxonum, 1874. Hildesheim; N. Y., 1975r; Supplementa Melanchthoniana: Werke Philipp Melanchthons, die im Corpus Reformatorum vermisst werden. Lpz., 1910-1929. 5 Bde [= Melanchthon Ph. Suppl.]; Melanchthons Werke in Auswahl: [Studienausgabe]/Hrsg. R. Stupperich. Gütersloh, 1951-1975. 7 Bde [= Melanchthon Ph. SA.]; Melanchthons Briefwechsel: Kritische und kommentierte Gesamtausgabe. [Ser. 1:] Regesten. Stuttg., Bd. 1-12 [= Melanchthon Ph. BW: Reg.]; [Электр. ресурс]; Idem. [Ser. 2:] Texte. Stuttg., Bd. 1-16. [= Melanchthon Ph. BW: Texte.]. Ист.: Camerarius J. De Philippi Melanchthonis ortu, totius vitae curriculo et morte. Lipsiae, 1566 (нем. пер. с комментарием: Das Leben Philipp Melanchthons/Hrsg., übers. V. Werner. Lpz., 2011); Annales vitae Philippi Melanthonis//CR. Vol. 28. [Pt. 2]. Col. 1-144; Politische Korrespondenz des Herzogs und Kurfürsten Moritz von Sachsen. B., 1978-2006. Bd. 3-6; Die Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche. Gött., 201013 [=BSLK] (рус. пер.: Книга Согласия. 1998); Der Adiaphoristische Streit (1548-1560)/Hrsg. I. Dingel e. a. Gött., 2012. (Controversia et Confessio; 2). Библиогр.: Hammer W. Die Melanchthonforschung im Wandel Jahrhunderte: Ein beschreibendes Verzeichnis. Gütersloh, 1967-1996. 4 Bde; Claus H. Melanchthon-Bibliographie, 1510-1560. Gütersloh, 2014. 4 Bde. Лит.: Mix G. Luther und Melanchthon in ihrer gegenseitigen Beurteilung//Theol. Studien und Kritiken. 1901. Bd. 74. S. 458-521; M ü ller N. Die Wittenberger Bewegung 1521 und 1522: Die Vorgänge in und um Wittenberg während Luthers Wartburgaufenthalt. Lpz., 19112; K ö hler W. Das Marburger Religionsgespräch 1529. Lpz., 1929; Walter J., von. Luther und Melanchthon während des Augsburger Reichstags. Gütersloh, 1931; Benz E.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

342 См.: Описание меннонитских колоний в России//Журнал Министерства государственных имуществ. 1842. Кн. I. Ч. 4. С. 9. 344 Корнис И. О состоянии хозяйства в Молочанских меннонитских колониях в 1843 году//Журнал Министерства государственных имуществ. СПб., 1844. Ч. XI. С. 142. 347 См.: Описание меннонитских колоний в России//Журнал Министерства государственных имуществ, 1842. Кн. I. Ч. 4. С. 15. 352 См.: Красноперов И. Меннонитское хозяйство в Самарском уезде//Русская мысль. 1883. Кн. X. С. 60. 353 См.: Кривохатский М. Mehhohimu на Ykpaihi. Xapkib, 1930; Рейнмарус А. Меннониты//Антирелигиозник. М., 1938. 1.С. 4849. 359 См.: Клаус А. Община-собственник и ее юридическая организация//Вестник Европы. Т. I. Кн. 2. СПб., 1870. С. 595. 361 См.: Описание меннонитских колоний в России//Журнал Министерства государственных имуществ. 1842. Кн. I. Ч. 4. С. 2425. 366 См.: Штах Я. Очерки из истории и современной жизни южнорусских колонистов. М., 1916. С. 195197. 368 Представители меннонитской верхушки считали даже чересчур «левыми» политические требования кадетов, хотя и имели с ними тесные связи благодаря участию в христианско-политической организации «Союз свободы, правды и миролюбия», созданной ими совместно с руководителями буржуазно-либерального течения в баптизме (см. подробнее об этом: Лялина Г. С. Либерально-буржуазное течение в баптизме (19051917 гг.)//Вопросы научного атеизма. Вып. 1. М., 1966. С. 316322). 369 Friesen Р. М. Die Alt-Evangelische Mennonitische Brüderschaft in Ruβland (17891910), S. 525. 370 Кудрин И. В. Немецкие колонии в Оренбургском уезде. Очерк//Оренбургская газета. 15 февраля 1901 г. 372 Впервые: Белов А. В. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978. С. 3, 45, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 23, 145146, 147. Печатается поэтому изданию. Белов Анатолий Васильевич (19271998) – заведующий редакцией научно-атеистической литературы в Издательстве политической литературы (Политиздат), затем работал в органах Совета по делам религий при СМ РСФСР; профессор, доктор философских наук, автор ряда книг, брошюр и статей по вопросам критики религиозной идеологии. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Именно психологическая часть эстетики Августина, наиболее подробно изложенная в VI книге трактата «О музыке», явилась самой оригинальной частью его эстетического учения 312 , отделившей августиновскую эстетику от эстетических учений древности и наметившей многие черты эстетики средневековой, и христианской в целом. 150 О работе Августина над «De civitate Dei» см.: Brown Р. Augustinus von Hippo. Leipzig, S. 261–273. 151 См. работы: Ziegenfuβ W. Augustinus: Christliche Transzendenz in Gesellschaft und Geschichte. Berlin, 1948; Burleigh J. The city of God: A study of St. Augustine’s Philosophy. London, 1949; Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of S. Augustine. Cambridge, 1970; Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. New York; London. 1963; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. С. 330–340. 152 De cat. rut. 24. 12: De civ. Dei I 35. 57. Сочинения блаженного Августина цитируются по изданиям: CSEL (отдельные тома), PL, t. 32–47; частично использован русский перевод: Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского. 2-е изд., Киев, 1901–1915, ч. 1–8; «Исповедь» и «Об обучении оглашаемых» цитируются в новых переводах М.Е. Сергеенко, опубликованных в «Богословских трудах». – М.. 1976. т. 15; 1978, т. 19. При цитировании указываются общепринятые в науке сокращения названий трактатов, номера книг, глав, параграфов. 153 Ср.: Adam A. Der manichmische Ursprung der Lehre von den zwei Reichen bei Augustin//Theologische Literaturzeitung. Leipzig, 1952. 77. S. 385–390. 154 Подробный анализ древнеримских концепций культуры см. в работе: Кнабе Г. С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит//История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 62–130. 155 Полный анализ использования Августином латинских авторов см. в работе: Hagendahl Н. Augustine and the Latin Classics. Göteborg, 1967, Vol. 1–2. 156 Подробнее о понятии времени у Августина см.: Wundt М. Der Zeitbegriff bei Augustin//Neue Jahrbücher für das klassische Altertum: Geschichte und Literatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

470 См.: Свт. Симеон, архиеп. Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2009. С. 536; Мансветов И.Д. О песненном последовании (σματικ κολουθα): (Его древнейшая основа и общий строй)//Прибавления к творениям св. отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 3. С. 765–766; Шмеман А. , протопресв. Введение в литургическое богословие. М., 1996. С. 195. 471 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. II: Εχολγια). Киев, 1901. С. 12. 472 См.: Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 144. 473 См.: Goar J. Εχολγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae. Paris, 1667. P. 35–37. 481 См.: Дмитриевский А.А. Вечерние светильничные молитвы: Историческая судьба их, положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1888. 36. С. 20. 486 См.: Арранц М. Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию: Дополнение к диссертации СПб Духовной Академии 1978 г. Рим, 1997. С. 50. Хотя некоторые евхологии предписывают читать эту молитву и на утрене, озаглавливая её так: εχ πρ το εαγγλιον το ρθρου (Εχολγ. ркп. 958 Синайской библиотеки X в.– Дмитриевский А.А. Т. II: Εχολγια. С. 52). 491 Дмитриевский А.А. Утренние молитвы: Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и в древнейших евхологиях//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1886. 42. С. 184–185. 493 Данная молитва идентична молитве прилежного моления на Литургии: «Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб...» (см. РНБ. Соф. 526). 494 По мнению свящ. М. Желтова , данная надпись является указанием на [ С 7] и [ У 12] – см.: Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских служебниках студийской эпохи//Богословские труды. Вып. 43–44. М., 2012. С. 460, 461, 466. 495 Более полный анализ Служебников этой эпохи см. в: Желтов М., свящ. Указ. соч. С. 446–447, 450–458.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мезенцева Г. Г., 1968. Древньоруське мicmo Родень. Княжа гора. Kuib. Мельник Е. Н., 1901. Раскопки в земле лучан//Труды XI АС. Т. 1. Киев. Мельникова Е. А., 1987. Христианизация Древней Руси и Скандинавии: типологические параллели и взаимосвязи//Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси. Сборник тезисов. М. Мержинский А., 1895. Прусский жрец sicco//Труды VIII АС. Т. 2. М. Миллер В. Ф., 1976. Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. Т.1.М. Мильков В. В., Пилюгина Н .Б., 1987. Христианство и язычество: проблема двоеверия//Введение христианства на Руси. М. Минасян Р. С., 1978. Классификация серпов Восточной Европы железного века и раннего средневековья//АСГЭ. Вып. 19. Л. Миронова В. Г., 1967. Языческое жертвоприношение в Новгороде//СА. Ns 1. Мирончиков Л. Т., 1967. К вопросу особенностей двоеверия и происхождения монашеского названия «старцы» и «старосты»//Белорусские древности. Мн. Мирончиков Л. Т., 1969. Дохристианское жречество древней Руси (старцы, старосты, волхвы)//Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Минск. Мифы народов мира. Энциклопедия, 1980. Т. 1. М. Мифы народов мира. Энциклопедия. 1982. Т. 2. М. Мишулин А. В., 1941. Материалы к истории древних славян//ВДИ. Молдован A. M., 1984. Слово о законе и благодати Илариона. Киев. Молодим В. И., 1990. Культовые памятники угорского населения лесостепного Обь-Иртышъя//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск. Молчановский Н., 1886. Очерк известий о Подольской земле до 1434 г.//Сборник сочинений студентов университета св. Владимира. Вып. 8. Киев. Монгайт A. Л., 1951. Археологические заметки//КСИИМК. Вып. 41. Монгайт А. Л., 1955. Старая Рязань//МИА. М. Морохин В. Н., 1971. Нижегородские предания и легенды. Горький. Москаленко А. Н., 1965. Городище Титчиха. Воронеж. Москаленко А. Н., 1966. Святилище на реке Воргол//СА. Моця А. П., 1981. Скорченные захоронения древнерусских некрополей//Древности Среднего Поднепровья. Киев. Моця А. П., 1987. Население Среднего Поднепровья IX–XIII вв. (по данным погребальных памятников). Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010