К приведенному длинному ряду славных имен можно бы прибавить еще много других, также принадлежащих военным пастырям, которые доблестно потрудились в «Отечественную войну», бесстрашно и самоотверженно работали и вдали от огня, и под вражьим огнем, укрепляли и обороняли воинов, не жалели ни сил, ни жизни для подготовления войска к победе. Таковы имена: протоиерея Нашебургского п. полка Симеона Якубовича, участвовавшего с полком во всех сражениях с французами, начиная с 1807 г. – по 1815 г., и многократно, «под страшным неприятельским огнем проявившего отличное мужество и храбрость»; Олонецкого пех. полка протоиерея Иоанна Ящуринского, особенной неустрашимостью и храбростью выделившегося в 1813 г. в сражении при Лейпциге; священника Новороссийского драгунского полка Евфимия Янцевича, проведшего с полком всю кампанию и 19-го февраля 1814 г. во Франции, раненого в правую ногу осколком разорвавшейся пред ним гранаты; протоиерея Исидора Каношевича, участвовавшего в боях при г. Кобрине, Борисове, Вильне, Лейпциге и др. местах и в г. Варшаве взятого в плен неприятелем; священника Изюмского гусарского полка Луки Калиновского, пробывшего на войне с 1812 по 1815 г. и геройски исполнявшего свои обязанности на поле брани; храброго и неутомимого священника Навагинского Мушкетерского полка Антония Леонтьева, за боевые подвиги в период 1812–1814 гг., награжденного четырьмя наградами; священника Таврического гренадерского полка Стефана Матвеенко, проведшего с полком всю войну с 1812 по 1815 гг.; священника Екатеринбургского полка Николая Ноздровского, под страшным огнем самоотверженно исполнявшего свои обязанности в сражениях при Бородине, Смоленске, Вязьме и разных местах за границей; Курляндского драгунского полка священника Филиппа Соловьевича, в сражении при реке Рейне раненого в ногу и все же не покинувшего поля брани и не оставившего полк до конца войны; священника 22 Егерского полка Корнилия Статкевича, при взятии г. Лаона сильно контуженного, но продолжавшего мужественно нести свои обязанности; священника л. гв. Гусарского полка Симеона Торопогрицкого в Шведскую кампанию раненого пулею навылет в правую ногу, а в 1812 г. участвовавшего в сражениях при Вилькомире, Витебске, Смоленске, Бородине, Малом Ярославце, за границею – при Люцене, Бауцене, Дрездене, под Кульмом, Лейпцигом и Парижем, при взятии последнего, за многочисленные отличные боевые подвиги и неутомимые труды, Высочайше назначенного обер-священником главного Его Императорского Величества Штаба, с подчинением ему духовенства всей гвардии, а в 1814 году пожалованного редкою в то время наградою – митрою; протоиерея Апшеронского полка Онисима Боровика, за самоотверженную боевую службу в 1814 г., возведенного в сан епископа 8 , и многих, многих других. 9. Пастырская деятельность в 12-м году

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ХРАМ НА ПРЕОБРАЖЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Санкт-Петербурсгкий Александро-Невский храм на Преображенском кладбище, дореволюционная фотография Санкт-Петербургский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского на Преображенском кладбище (ныне старообрядческий храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище жертв 9 января) В 1887 году на Преображенском кладбище было создано воинское отделение с 19 участками, принадлежавшими столичным воинским частям (преимущественно гвардейским) и военно-учебным заведениям. Могильные кресты полков отличались друг от друга по цвету и форме. На этом отделении кладбища 22 октября 1895 года, в память императора Александра III , военный протопресвитер А.А. Желобовский заложил каменный одноглавый храм в стиле XVII века с одноярусной колокольней над входом по " образцовому " проекту. Постройкой руководил военный инженер В.А. Колянковский. Церковь, вмещавшая 300 человек, была освящена во имя святого благоверного великого князя Александра Невского 16 ноября 1896 года в присутствии Государя. Средства на храм собрали войска гвардии и гарнизона, пожертвовавшие также много икон. Лейб-егерский полк подарил иконы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры кисти И.С. Галкина, генерал-майор Нечаев-Мальцев - бронзовое с хрусталем паникадило , сделанное на его заводе, хоругвеносцы Троице-Сергиевой лавры - отдельные иконы, среди них образ св. Клавдии, который пользовался особым почитанием среди богомольцев. Образа для двухъярусного иконостаса из темного дуба пожертвовали Н.А. Протопопов и Г. Яковлев, священные сосуды - купец Оловянишников и потомственный почетный гражданин Мешков. На престол и жертвенник в 1897 году была сделана мраморная одежда. В 1916 году в храме был проведен ремонт. В день кончины Александра III служилась заупокойная литургия в присутствии представителей местных войск. Церковь подчинялась полковому храму мч. Мирона .

http://drevo-info.ru/articles/13672816.h...

Православные жители Венгрии зависели от епископов, живших вне пределов ее, в Болгарии и Сербии; папа Иннокентий III в 1204 году выразил было желание упразднить греческие монастыри на левой стороне р. Тисы и на счет их поземельных владений основать греческую епископскую кафедру, подчиненную непосредственно папскому престолу и независимую от местной католической иерархии, но его предположение не состоялось. Вероятно, говорит Фесслер 17 ), тому воспрепятствовали сами латинские местные епископы – как архиепископ Колочский, которому была неприятна мысль иметь в своем округе епископа, подчиненного не ему, а папе непосредственно, так и епископы Егерский, Великоварадинский и Чанадский, которые не пожелали лишиться десятин, собираемых с христиан греческой веры 18 ). Но может быть, и король Емерик для спокойствия государства не пожелал входить в виды папы и затевать попытку унии. Только чрез семнадцать лет (1221 года) папе Гонорию III удалось отнять у православных монастырь св. Андрея близь Вышеграда и поместить в нем бенедиктинцев; православные монахи были вознаграждены „достаточным обеспечением на всю жизнь“ 19 ). Что униатов в описываемую эпоху не было в венгерских землях, доказывается, во-первых, тем, что на многочисленных местных соборах, где присутствовали католические епископы, начальники монастырей разных орденов и иное духовенство, не было ни разу ни одного восточного священника или монаха чина св. Василия Великого , и во-вторых, обстоятельствами, сопровождавшими затею Людовика I ввести унию между последователями греческой церкви. Этот король три раза (в 1356, 1360 и 1366 гг.) предпринимал обращение своих православных подданных в Венгрии (не говоря уж о событиях в Галиции) в унию или прямо в католицизм, и всякий раз безуспешно. В его время почти на половину, если не более, жителей Венгрии по обеим сторонам Тисы, в Трансильвании 20 ) и в Зевринском (Северинском) банате приходилось православных; тогдашние беспокойные времена непрестанно привлекали сюда беглецов из Болгарии, Сербии и даже из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Климент посетил Малоярославец и принял участие в праздновании годовщины ключевого сражения войны 1812 года 24 октября 2005 г. 16:37 23 октября — в канун 193-й годовщины битвы под Малоярославцем управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию в Корсунской церкви Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, у стен которого происходили основные события сражения. Святые врата обители были изрешечены картечью, следы которой видны до сих пор — по указу императора Николая I решено было оставить их для памяти в назидание потомкам. Сестры обители ежедневно совершают молитвенное поминовение павших героев. Останки воинов и сегодня находят в земле на территории монастыря. Их прах помещают в братскую могилу, устроенную близ паперти монастырского храма Всех святых. Во главе с владыкой Климентом духовенство малоярославецких храмов и насельницы обители Крестным ходом прошли из монастыря до городского сквера, названного в честь Отечественной войны 1812 года. Сквер, где находится увенчанное большим памятником братское захоронение русских воинов-участников Отечественной войны, стал центром церковно-общественного празднования. В присутствии руководства города Малоярославца и Малоярославецкого района, сотен горожан и гостей, митрополит Климент совершил у памятника заупокойную литию. Среди тех, чьи имена молитвенно поминали в этот день, звучало и имя отца Василия Васильковского — священника 19-го егерского полка, который вместе со своей паствой принял участие в сражении за Малоярославец. Стоя под обстрелом, с крестом в руках он воодушевлял идущих в атаку егерей, получив при этом тяжелое ранение в голову, которое стало несколько месяцев спустя причиной его смерти. За мужество священник первым из русского духовенства был награжден воинским орденом святого Георгия IV степени. Обращаясь к пастве, владыка Климент вкратце напомнил о ходе боя за Малоярославец, отметив, что он стоит в одном ряду с Куликовской битвой, Бородинским сражением, битвой на Курской дуге, освобождением Сталинграда. «Подвиг наших отцов — бессмертен, — сказал митрополит Климент. — Если мы любим Россию, мы должны помнить об их подвиге».

http://patriarchia.ru/db/text/54368.html

Город, служивший местом побоища, представлял картину полного разрушения. Из 200 домов уцелело лишь 20. Церкви были сожжены и ограблены; на одной из них была надпись, означавшая, что она служила конюшней генерала Гельемино. Никольский монастырь также потерпел значительно: церковь ограблена, деревянное строение выжжено; особенно же пострадали каменные въездные ворота, на фронтоне которых незадолго до неприятельского нашествия был изображен по извести лик Спасителя (Нерукотворенный образ). По рассказу старца (иеромонаха Сергия) образ этот написан на св. вратах незадолго до Малоярославецкого сражения, когда неприятель уже вступил в пределы России. «Не пишите, говорили некоторые из горожан трудившемуся над этим делом живописцу (с сыном); враг наругается над св. образом». – «Нет, отвечал верующий иконописец, скорее, Он поругается врагу», что и сбылось вскоре. Все вокруг образа изъязвлено картечными и ружейными пулями, но ни одна из них не коснулась Божественного Лика. Завязался упорный бой. 19-й Егерский полк, впереди которого шел его полковой священник Васильковский, с Животворящим крестом в руках, вытеснил неприятеля из середины города к самому монастырю; обе стороны долго оспаривали небольшую площадь перед его св. вратами. Генерал Дельзон, видя, что войска его, теснимые нашими, спускаются к мосту, кинулся вперед, чтобы ободрить их, и в то самое время, когда защищал упорно дефиле, ведущее к реке между монастырем и городищем, был смертельно поражен пулею в голову; вместе с ним погиб родной брат его, бросившийся к нему на помощь. Потеря вождя еще более смешала французов: не удержась на горе, они стеснились у монастырских ворот, ища укрыться за оградою; наши егеря ворвались туда же вслед за ними и штыками, и грудью сбрасывали неприятеля в ров. В этой-то ужасной свалке сотни выстрелов напечатлелись на св. вратах вокруг св. лика Христа Спасителя. Пятьсот пудов свинцовых пуль собрали и продали после боя бесприютные Малоярославецкие граждане, а сколько эти пули стоили жизней. И в эту зиму, как рассказывают старожилы, ружейными ложами отапливали печи своих новых жилищ. В отсутствие из разоренной обители ее настоятеля и братии искатели добычи успели вынуть и из монастырской ограды три ядра и около сотни пуль, которые о. Макарий усердно желал сохранить на память события неприкосновенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Биржевыя ведомости, газета, 1888, 22 ноября, 319, с.2-3; ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 43-54, л. 11об. -18об.; Архив СПб епархии, ф. 1, оп. 7, папка 32, 1947-1952 гг.; СПб епархиальные ведомости, журнал, 1991, вып. VIII, с.83-87. История создания Покровской церкви в Мариенбурге связана с перенесением в Гатчину в 1838 году Егерской слободы. Дворцовый храм, куда раньше ходили егеря, был закрыт, и придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви. Проект поручили составить архитектору Д.И. Гримму, он сделал эскиз будущей церкви, рабочие чертежи делал академик И.А. Стефаниц. Работы по постройке храма начались в декабре 1885 года. Закладка церкви состоялась в присутствии императора Александра в честь Покрова Пресвятой Богородицы. За один год храм был возведен вчерне и подведен под крышу. Железные каркасы для главок, которые покрывались луженой медью, делал столичный завод Сан-Галли, которому поручили изготовить семь червонного золота крестов. В конце августа кресты, поддерживаемые золочеными цепями, были торжественно подняты вместе с колоколами, их было семь. Отлил мариенбургские колокола литейный завод Лаврова. В конце 1867 года все строительные работы были окончены и началось художественное оформление храма. Образа для иконостаса были написаны Н.М. Сафоновым. Стены расписал П. Шилер. Все необходимое для ризницы храма было закуплено в магазине при фабрике З.Е. Сытова в Петербурге. Все было готово к торжественному освящению, когда Александр, посетив церковь, остался недоволен теснотой храма и потребовал ее расширить. В результате были произведены большие изменения, для которых потребовалось 111 дней напряженного труда. Освящение состоялось через месяц после спасения императорской семьи при крушении поезда близ Харькова. В том же году храм стал функционировать. После февральской революции императорская охота была упразднена, а храм стал приходским. Неизвестно, как протекала жизнь храма в последующие 15 лет. Закрытие храма произошло в так называемую " пятилетку безбожия " , судя по всему или в конце 1932, или в начале 1933 года. С закрытием храма все имущество и церковное убранство храма было разграблено и уничтожено. Казалось, навсегда умолк колокольный звон. Но вот грянула война и немцы заняли Гатчину. Просьба об открытии церкви поступила в 1942 году и Покровский храм был снова открыт. Можно представить, что иконостас был временный, а утварь и иконы были с разных мест собраны верующими.

http://sobory.ru/article/?object=00130

Но все-таки все эти «дедушки»: и черногорский, и русские, ни в какое сравнение не идут с «дедушками» былых времен. В 1892 году в Приозерске умер Василий Николаевич Кочетков. Похороны этого человека были сами торжественные и не потому что умер он в весьма солидном возрасте: сто семь лет, а потому что в те годы еще уважали и ценили героев Отечества. Василий Николаевич Кочетков родился в 1785г. в Самарской губернии в семье солдата. Военное поприще он начал еще при Екатерине II в рядах музыкантской команды. Свой боевой путь Василий Николаевич начал в 1812 году. Он сам попросился в эти трудные дни в действующую армию. Пришлось ему дойти до Парижа через Бородино и Лейпциг. А дальше его послужной список совпадает с историей Русской армии XIX века. Закончил он кампанию в чине фельдфебеля. В 1820-м его переводят в лейб-гвардии Павловский полк, с которым он прошел русско-турецкую войну 18281829 годов. В 1830 году он сражается с польскими мятежниками на Гроховском поле и при Остроленке, а в 1831 году участвует в штурме Варшавы. 1843 1847 год служба на Кавказе. 1849 год - Венгерская кампания. Он сдает экзамен на офицерский чин, но после отказывается от чина подпоручика и остается простым солдатом, хотя получает офицерский шеврон, темляк на саблю и 23 жалования подпоручика. В 1851 году он выходит в отставку. Но русскому солдату недолго пришлось отдыхать: начинается Крымская война и он поступает в Казанский конно-егерский полк Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича. Он воюет в Севастополе под началом генерала Хрулева и участвует в вылазках. В 1856 году личным указом Его Императорского Величества он переводится в Лейб-гвардейский драгунский полк. А в 1862 году в роту Дворцовых гренадеров и производится в унтер-офицеры. Но «тихая» служба тяготит русского солдата, душа желает настоящего дела, и это не смотря на то что ему далеко за семьдесят. И он просится туда, где жарко, где идут бои, и пишет рапорт и отправляется в Туркестан под начало генерала Голованова. В 1873 году в отряде генерал-адьютанта Кауфмана I он совершает поход через пустыню. Война кончается покорением Хивы. В 1876 году, в возрасте 90 лет, он добровольцем едет в Сербию, воевать за свободу братского народа. Он воюет в составе 19 конно-артиллерийской бригады. Пришлось ему сражаться и на Шипке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/14/...

В Калуге собирают деньги на памятник священнику-герою войны 1812 года Калуга, 25 марта 2014 г.      Калужская митрополия объявила о начале сбора средств на памятник полковому священнику 19-го Егерского полка Василию Васильковскому, награжденному орденом Георгия Победоносца за проявленные в Малоярославецком сражении 1813 года мужество и отвагу, сообщает Kaluga24.tv. До революции 1917 года в Российской армии проходили свое служение более 5000 священников, но первым в истории русского духовенства полковым священником, награжденным орденом Георгия Победоносца, стал отец Василий Васильковский. Наибольшую известность священник получил за сражение под Малоярославцем в 1813 году. После сражения под Малоярославцем в своей докладной записке к Кутузову генерал Дохтуров ходатайствовал о награждении отца Василия: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову», - говорится в сообщении пресс-службы Калужской митрополии. Мы не знаем, где затерялась могила первого священника — кавалера ордена Святого Георгия, но имя его не утрачено и подвиг его живет в памяти поколений. Для увековечивания подвига священнослужителя Русской Церкви патриота своей страны, который пролил свою кровь на Калужской земле, возникла идея создания памятника отцу Василию в Городе воинской славы - Малоярославце. Инициатива Военно-исторического общества по созданию монумента была поддержана митрополитом Калужским и Боровским Климентом. С марта текущего года стартует марафон сбора средств на осуществление этой идеей. Создание храмов, мемориалов и памятников на Руси всегда являлось общим делом верующего люда. Жертва на создание памятника – это видимое свидетельство того, что мы являемся наследниками того героизма, которое проявляли наши предки. Планируемый памятник будет первым мемориалом, воздвигнутым в честь полкового священника, и особенно ценен тот, факт что он будет находится на месте великого сражения, изменившего ход Отечественной войны 1812 года. Сбор средств пройдет с 17 марта по 30 августа 2014 года на территории всей Калужской области. «Кружки» для сбора денежных средств на создание памятника будут установлены в монастырях и храмах Калужской митрополии. 25 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69465.html

Москва. Колокольня неизвестной церкви при Хамовнических Казармах. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Колокольня. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: г. Москва, Комсомольский проспект, 16/2 Координаты: 55.73062, 37.58796 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В середине 19 века по «образцовому проекту» было построено здание Хамовнической пожарной части с каланчой (не сохранилась). В 1863 году в казармах при Несвижском гренадерском полку была устроена церковь, освященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Находился храм в западной части здания, в глубине двора, в среднем корпусе. Славным был Несвижский полк, расквартированный в Хамовнических казармах. Вот как писала о нем энциклопедия военных и морских наук, изданная в Петербурге в 1897 году: «Несвижский 4 гренадерский генерал-фельдмаршала князя Барклай-де-Толли полк сформирован в 1797 г. из батальона Финляндского егерского полка, именовался егерским, карабинерным, по шефам. В 1826 г. назван карабинерным генерал-фельдмаршала князя Барклая… В 1857 г. получил настоящее наименование. Полк отличился в 1807 г. в войне с французами, в 1831 г. при взятии Варшавы, в 1877 г. при взятии Карса». Была в Хамовнических казармах и еще одна церковь – одноименная той, о которой мы уже рассказали, основанная в том же году, но уже при другом, Перновском полку. В той части, где она располагалась, теперь находится солдатский клуб. Однако этому храму все-таки повезло больше, чем его тезке и соседу: уцелела башенка-колокольня. Та самая пожарная каланча – тоже след церкви, принадлежавшей Хамовническим казармам, вернее, ее колокольни, переделанной в начале прошлого века в каланчу. В 1980-х гг. в восточной части здания, когда-то занятой пожарной частью, находились жилые квартиры. Нельзя не вспомнить и о деревянном храме Георгия Победоносца, возведенном на плацу перед казармами (ныне здесь находятся жилые дома 23 и 25 Комсомольского проспекта) в 1910 году по проекту архитектора Н.И. Бони. Церковь принадлежала Сумскому драгунскому полку, расквартированному вместе с Несвижским и Перновским полками в Хамовнических казармах. Изящный храм, выстроенный в популярном в те годы русском стиле, был подлинным украшением Хамовников, но, к сожалению, недолго. После революции его снесли. В 1958 году на карте столицы появилась новая магистраль – Комсомольский проспект. Когда-то местность эта, благодаря своему холмистому рельефу, называлась по-московски тепло и забавно – Большие Кочки. От нее не осталось ничего – ни самих кочек, ни названия. Под асфальтом нового проспекта оказался и Хамовнический плац. А вот память о славных воинах-несвижцах в московской топонимике сохранилась – это знакомый всем жителям района Несвижский переулок.

http://sobory.ru/article/?object=25351

Государь Император по представлению г. генерал-фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского «Всемилостивейше изволил пожаловать орден Св. Великомученика Георгия 4-го класса священнику 19-го егерского полка Васильковскому за то, что он, находясь в сражении при Малом Ярославце, шел впереди полка со Св. крестом и примером своего мужества поощрял воинов к пораженнию неприятеля, при чем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при гор. Витебске, где также ранен в ногу». Вследствие тяжелых ран и контузии доблестный пастырь не вынес трудностей далекого похода и скончался во Франции 24 ноября 1813 г. Помимо высоких заслуг на поле брани о. Васильковский выделялся в мирное время особыми трудами на поприще миссионерства; как видно из наградного дела 84 за 1811 г., он обратил в православие 102 человек из католиков, лютеран и магометан. 2) Священник Тобольского пехотного полка о. Иов Каминский получил такой же высокий знак военного отличия за необычайно отважный подвиг при взятии штурмом гор. Рахова во время войны с Турцией в 1829 г. По сообщению управляющего Главным штабом Его Императорского Величества, генерал-адъютанта графа Чернышева на имя и.д. синодального обер-прокурора Степана Дмитриевича Нечаева, о. Иов при переправе чрез реку Дунай на неприятельский берег, благословив воинов, в полном облачении сел с ними в лодку и по переезде при нападении на неприятельскую батарею вступил на вал с крестом в руках; здесь он был тяжело ранен пулею в щеку навылет с повреждением челюстей и языка. Государь Император, получив донесение об этом от Главнокомандующего действующей армией от 15 июня, Всемилостивейше повелеть соизволил удостоить названного пастыря пожалованием ордена Св. Георгия 4-й степени. Сверх того Его Величество пожаловал мужественному пастырю в пожизненный пенсион ежегодно по 500 руб. и в то же время повелел Св. Синоду определить его к Петергофской дворцовой церкви. Наконец, о похвальном подвиге о. Иова и о Высочайшей ему награде повелено Высочайше было Св. Синоду дать знать по всем подведомственным ему учреждениям особыми указами во всеобщее сведение духовенства Империи. Воля Государя исполнена была в указе Св. Синода от 29 июля 1829 г. за 9512, отпечатанном в огромном количестве экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010