Кафедральный собор блгв. кн. Александра Невского (Таллин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Александра Невского (Таллин) Собор Александра Невского — ставропигиальный кафедральный православный соборный храм в ведении Эстонской Православной Церкви Московского патриархата (с мая 1945). Находится в Таллине, на возвышении Тоомпеа (Вышгороде), в народе прозванном могилой Калевипоэга. Архитектор — М. Т. Преображенский. Содержание История [ править править код ] Возведён к 1900 году в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Из восьми предложенных вариантов для возведения собора наилучшим местом оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента). 19 февраля 1887 года православное духовенство Ревеля подало Эстляндскому губернатору князю Сергею Владимировичу Шаховскому докладную записку, которая объясняла необходимость строительства нового собора. Синод признал строительство нового храма действительно необходимым и ассигновал 60 тысяч рублей. По ходатайству губернатора, 2 апреля 1888 года было дано императором Александром III разрешение на сбор пожертвований в пределах Российской империи. Основные проблемы и непредвиденные затраты появились у комитета по постройке нового собора при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался с апреля 1888 по середину 1892 года. Комитету было предложено восемь вариантов, наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом (ныне здание парламента Эстонии) 20 августа 1895 года Высокопреосвященнейшим Арсением, Архиепископом Рижским и Митавским было проведено торжественное освящение закладки собора. Двумя годами позднее, 2 ноября 1897 года, благодаря усилиям главного подрядчика, купца первой гильдии Ивана Дмитриевича Гордеева, на купола собора были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота куполов храма проведена в середине 1898 года мастером и купцом второй гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для нового храма были выполнены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Полное их число составило — одиннадцать колоколов. Мероприятие по освящению и установке колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Изначально проект нового храма предусматривал установку мраморного иконостаса, однако в процессе строительства собора, было принято решение о замене его позолоченным деревянным. Эта работа была поручена Петру Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никаноровича Новоскольцева. По его же проектам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке были изготовлены витражи, который затем были установлены в окнах алтаря. Пятиглавый трёхпрестольный собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно, выполненными академиком архитектуры А. Фроловым.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Закрыть itemscope itemtype="" > «...Хочу умереть честным человеком». Закат карьеры чекиста - «религиоведа». Ч. 2 10.04.2019 642 Время на чтение 20 минут В публикациях о деятельности спецслужб в религиозной сфере Украины мы неоднократно рассказывали об одной из ключевых фигур в богоборческой деятельности 1920-начала 1930-х годов - оперативном сотруднике и руководителе антирелигиозного подразделения секретно-политического отдела ГПУ Украинской ССР Сергее Карине-Даниленко (1898-1985). Куратор «религиозной разведки» В 1944-1945 гг. С.Т.Карин-Даниленко исполнял должность заместителя начальника ключевого в условиях войны 4-го Управления НКГБ УССР, занимавшегося зафронтовой разведывательно-диверсионной работой (за конкретные результаты в оперативной работе в январе 1945 г. награжден орденом Красной Звезды). Достаточно сказать, что общий вклад впобеду над гитлеризмом зафронтовых формирований 4-го Управления НКВД-НКГБ УССР составил 26 тыс. убитых и раненых, 3329 пленных, 6747 разоруженных военнослужащих противника, 25 ликвидированных генералов и высокопоставленных чиновников окупационных властей, 121 сотрудник спецслужб Германии и ее союзников. Из строя вывели 15 военных заводов и 23 предприятия, 6 электростанций, 27 складов, 92 железнодорожных и 41 шоссейный мост. Было подорвано 242 эшелона (до 2500 вагонов), 5 бронепоездов и платформ, уничтожено 43 самолета, 135 танков, 115 орудий и минометов. В целом, за годы войны на основе полученных 4-м Управлением НКВД-НКГБ УССР разведывательных сведений составили 355 информационных документов, которые получили положительную оценку НКГБ СССР и Генштаба Красной Армии. За годы войны погибло 489 (из них 42 радистов) и пропало без вести 271 кадровых сотрудников и агентов 4-го Управления НКВД-НКГБ Полковник С. Карин-Даниленко Наряду с собственно разведывательно-диверсионной работой С.Карин ведал организацией сбора и анализа информации о положении в конфессионной сфере на оккупированной территории Украины. Он лично работал по этим вопросам с агентами-маршрутниками, вернувшимися из рискованных «ходок» за линию фронта за сведениями от источников по религиозной линии.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/10/hoc...

В Москве состоится уникальный концерт духовной музыки Русского Зарубежья Москва, 24 января 2018 г. 29 января в 19.00 в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится уникальный концерт «СТОЛЕТИЕ РУССКОГО ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ: 1917–2017 БОГАТСТВА КОМПОЗИТОРОВ ЗАРУБЕЖЬЯ» Мужской камерный хор «Кастальский»      26-го января в 14.00 состоится пресс-конференция в Конференц-зале Московской консерватории (корпус Рахманиновского зала консерватории) с участием представителей Русского Зарубежья, сохранивших уникальное музыкальное наследие. В понедельник, 29 января в Московской государственной консерватории состоится концерт духовной музыки, созданной композиторами, которые жили и работали в минувшем столетии за пределами их Родины. Основная цель – представить публике ряд выдающихся хоровых сочинений, написанных за рубежом для Русской Православной Церкви. Многие произведения будет исполняться в России в первый раз. Программа концерта включает произведения таких выдающихся композиторов, как Александр Гречанинов (1864–1956), Александр Чесноков (1880–1941), Николай Черепнин (1873–1945), Константин Шведов (1886–1954), Борис Ледковский (1894–1975), Альфред Сван (1890–1970), Андрей Ильяшенко (1884–1954), Иван (Иоганн фон) Гарднер (1898–1984), Михаил Константинов (1904–1982) и другие. Концерт станет итогом плодотворных совместных трудов, цель которых – познакомить широкую аудиторию с богатством русского церковного хорового репертуара. Под сводами Рахманиновского зала будет звучать музыка, которую миллионы слушателей во всем мире ценят за ее красоту и особое молитвенное звучание. Данный проект c самого начала задумывался как мероприятие, и призванное объединить усилия известных исполнителей, ученых и профессиональных издателей. Предстоящее музыкальное событие должно стать торжеством истинного сотрудничества, которое позволит представить слушателям хоровую музыку Русского Зарубежья в полной и заслуженной мере. Основу программы составит выступление московского мужского камерного хора «Кастальский» – ансамбля, широко известного ценителям хорового искусства как в России, так и в Европе.

http://pravoslavie.ru/110150.html

епископ Митрофан (Абрамов) (14.12.1876–13.01.1945) епископ Митрофан (Абрамов) В схиме Макарий, епископ б. Сумский, викарий Харьковской епархии. Биография В миру Абрамов Николай Иванович, родился 14 декабря 1876 года в слободе Старой Меловой Богучарского уезда Воронежской губернии (ныне село Старомеловая Петропавловского района Воронежской области) в семье священника. В 1892 году окончил Павловское духовное училище первым учеником, в 1898 году - Воронежскую духовную семинарию по I разряду. В 1902 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. На академической скамье выделялся энергичной деятельностью: заведовал проповедническим кружком студентов, читал публичные духовно-нравственные лекции „в образовательном доме“ алафузовских фабрик и заводов, за что в благодарность получил золотой жетон. Был определён преподавателем Священного Писания в Орловскую духовную семинарию, в которой состоял на службе два года. 1 марта 1904 года назначен волынским епархиальным противораскольническим и противосектантским миссионером, а последнее время был и противокатолическим. Миссионерская деятельность в продолжении трех лет выражалась в частых беседах на дому и в публичных - в здании церковноприходской школы при Иаковлевской кладбищенской церкви, расположенной вблизи старообрядческого поселка „Каракули " . На смену этим беседам с начала 1907 года были открыты религиозно-нравственные народные лекции в здании бывшей церковно-учительской школы. За истекшее трехлетие в Волынской епархии устроено три единоверческих храма, три миссионерских школы, открыто четыре единоверческих прихода и обращено из раскола свыше двухсот человек. Он не столько полемизировал и обличал сектантов, сколько заботился о положительном раскрытии им истин православно-христианского учения. Благодаря этой и некоторым другим особенностям его подхода к миссионерству, его деятельность была весьма успешной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Закрыть itemscope itemtype="" > «...Хочу умереть честным человеком». Закат карьеры чекиста - «религиоведа». Окончание 17.04.2019 765 Время на чтение 21 минут В публикациях о деятельности спецслужб в религиозной сфере Украины мы неоднократно рассказывали об одной из ключевых фигур в богоборческой деятельности 1920-начала 1930-х годов - оперативном сотруднике и руководителе антирелигиозного подразделения секретно-политического отдела ГПУ Украинской ССР Сергее Карине-Даниленко (1898-1985)... Лицом к лицу Как уже отмечалось, Сергей Карин-Даниленко (в ту пору - заместитель начальника 4 и 2-го Управлений НКГБ-МГБ УССР, выступил со стороны органов госбезопасности основным «промоутером» и мозговым центром организации Инициативной группы по созыву церковного собора с целью воссоединения Греко-католической церкви с Православием. Действуя под прикрытием административной должности, он неоднократно встречался в 1944-1946 гг. как с пресвитером, так с иерархами ГКЦ. Председатель Группы отец Гавриил Костельник знал С.Карина под фамилией «Даниленко» - как руководящего сотрудника Совета по делам религии при СНК УССР, оценивал его как «интеллигентного, разумно мыслящего человека». Интересна и оценка роли чекиста митрополитом Иосифом Слепым - «он все и ничего». С самим приемником предстоятелем ГКЦ, владыкой Иосифом Карин лично втретился 11 января 1945 г. Иерарх добивался от властей права включить в свой титул дополнения «митрополит Киевский», а С.Карин указал ему на отсутствие греко-католических приходов в восточных областях Украины. В вопросе воссоединения церквей И.Слепой был непреклонен: греко-католическая церковь будет существовать «только и только под главенством Папы Римского». В свою очередь, чекист старался подтолкнуть митрополита к миротворческому посредничеству в переговорах с руководством подполья ОУН, упирая на то, что покойный А.Шептицкий был «против бандеровского зла, а Вы его сын». При этом опытный агентурист пристально наблюдал за психомоторной реакцией архиерея, стремясь понять, верны ли слухи о кровном отцовстве митрополита Андрея. Однако «ни один мускул не дрогнул на лице

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/17/hoc...

Герасимов Василий Александрович, протоиерей Родился в 1898 г. В 1917 г. окончил Уфимскую духовную семинарию. Служил в армии А. В. Колчака. Принимал участие в Ледовом походе через Байкал. В г. Верхнеудинске заболел тифом и был вывезен в Маньчжурию. С 1921 г. служил иподиаконом при Иверской церкви и других храмах Харбина. С 1925 г. делопроизводитель Харбинского епархиального совета. В 1938 г. рукоположен во иерея. Секретарь Дома Милосердия до 1945 г. С августа 1945 г. настоятель Свято-Алексеевской церкви в пос. Модягоу в Харбине. Редактор журнала «Вестник» и газеты «Воскресное чтение». Секретарь издательского отдела Восточно-Азиатского Экзархата Московского Патриархата. С июня 1946 г. гражданин СССР. 14 апреля 1948 г. арестован в Харбине китайскими властями одновременно с митрополитом Нестором (Анисимовым) . На границе с Советским Союзом передан советским органам контрразведки. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Отправлен в Особый лагерь «Дубравный». После освобождения проживал в Торжке. Скончался в 1961 г. 1. 27 января 1955 г. 14–27 Января 1955 г. Св[ятой] равноап[остольной] Нины Дорогой Вл[адыка] Афанасий, – простите и благословите, а также примите мой сердечный привет с пожеланием Вам сил, здоровья и всяких благ. Из бесед с Петром Никол[аевичем] 280 и Петром Евдокимовичем 281 узнал, что долгое время жили с моим аввой м[итрополитом] Нестором Алекс[андровичем] Анисимовым, который, вероятно, вспоминал и меня, недостойного, в беседах с Вами. Если сможете, передайте ему мой поклон и сообщите, что я жив и здоров, но недомогания, гипертония и другие прелести, вроде ремонта зубов, приводят в уныние, ибо нет средств. Уже семь лет не имею писем, вестей и помощи, отсюда и нужда во всем. Позволю себе, если не ошибусь, поздравить Вас с Днем Ангела (18–31 янв[аря] свв. Афан[асий] и Кир[илл] Алекс[андрийские]) и пожелать Вам многих лет здравия. Исполла эти, деспота! Был бы рад, если бы Вы, Пр[еосвященный] Владыка, утешили меня ответом. С Вами находятся Ник[олай] Петр[ович] Анкундинов 282 и Елисей Сидоренко – передайте им мой привет. Да хранит Вас Господь, прошу Вашего Святител[ьского] благословения и молитв. Нижайший послушник Вас[илий] Герасимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. Варсонофий (Гриневич), архиеп. Калининский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Гриневич Константин Диомидович; 16.05.1875, дер. Катынь Смоленского у. и губ.- 13.03.1958, г. Калинин (ныне Тверь)), архиеп. Калининский и Кашинский. Из бедной крестьянской семьи, мать - дочь диакона с. Юсупова Краснинского у. Смоленской губ. В 2 года потерял мать, воспитывался верующими дедом и бабкой, крестьянами дер. Жуково Духовщинского у. По окончании министерского 2-классного уч-ща в с. Досугове в 1889 г. поступил во 2-й класс Мстиславского ДУ, во время обучения самостоятельно обеспечивал себя. В 1898 г. по 1-му разряду окончил Могилёвскую ДС, был принят на казенный счет в КазДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью канд. богословия. В том же году женился на дочери небогатого землевладельца Могилёвской губ., служил учителем рус. языка, истории и географии в Горы-Горецком земледельческом уч-ще, потом в Казанском земледельческом уч-ще и Никитском уч-ще садоводства и виноделия вблизи Ялты. В 1908 г. поступил секретарем и чиновником особых поручений в Смоленскую казенную палату, одновременно преподавал в смоленских муж. гимназиях. В 1911 г. был казначеем Краснинского уездного казначейства Смоленской губ., позднее Бельского уездного казначейства, с 1914 г. податным инспектором Бельского у. В 1917-1920 гг. заведовал школой 2-й ступени в Горецком у. В окт. 1920 г., после смерти сына, архиеп. Могилёвским Константином (Булычёвым) был рукоположен во священника и направлен в бедный приход дер. Шарибы Горецкого у., чтобы быть неподалеку от могилы сына. В 1921 г. перешел в с. Городец того же уезда, в 1922 г. по выбору прихожан назначен в Петропавловскую ц. на Луполове в Могилёве, являлся благочинным храмов города, в 1922 г. овдовел. 20 июня 1927 г. о. Константин был арестован, 13 сент. за «распространение ложных слухов о войне с Польшей и об административных ссылках епископов» осужден на 5 лет ИТЛ, наказание отбывал в СЛОН. В 1931 г. по болезни и старости был освобожден с заменой недостающего срока высылкой в Онежский край, осенью 1932 г. освобожден с правом повсеместного проживания. Служил священником в Московской обл.: с нояб. 1932 г. в с. Конькове (ныне в черте Москвы), с апр. 1933 г. в с. Низком Егорьевского р-на, с янв. 1937 г. в дер. Ново-Егорье того же р-на, с июня 1937 г. был за штатом по болезни, с дек. 1937 г . в с. Амиреве Щёлковского р-на, с июля 1939 г. в с. Новосёлки Пушкинского р-на, с янв. 1941 г. за штатом по болезни, с июля 1941 г. в с. Хомутове Щёлковского р-на (ныне в черте г. Щёлково), затем в с. Черкизове Мытищинского р-на (ныне в черте Москвы). В 1942-1945 гг. состоял благочинным храмов названных районов. В дек. 1945 г. являлся настоятелем московской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе.

http://pravenc.ru/text/154353.html

Александро-Невский храм (Егорьевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский храм построен в 1897 году по заказу градоначальника Н.М. Бардыгина архитектором А.С. Каминским в псевдорусском стиле - кирпичный пятикупольный четырехстолпный с шатровыми куполами. Содержание История [ править править код ] Решение о строительстве нового храма в Егорьевске было принято 18 июня 1877 года на общегородском собрании в Городской думе. На этом же собрании была создана комиссия по строительству церкви. Председателем комиссии единогласно был избран городской голова Никифор Михайлович Бардыгин, который первый внес на строительство храма три тысячи рублей. По предложению Н.М. Бардыгина храм было решено строить на пересечении улиц Широкой и Егорьевской. В 1881 году в Духовную консисторию были представлены чертежи храма, который Никифор Михайлович предложил возвести во имя святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II, в память избавления его от покушения 2 апреля 1879 года. Проект храма был выполнен московским архитектором А.С. Каминским по заказу Н.М. Бардыгина. Пока шла подготовка к строительству храма, в 1881 году на улице Широкой возвели часовню во имя святого Александра Невского. 1 октября 1897 года епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов) совершил великое освящение храма. В 1898 году благочинный церквей первого Егорьевского округа протоиерей Александр Светлов совершил освящение двух приделов храма. По просьбе мануфактур-советника М.Н. Бардыгина И.Т. Барютин сделал проект трехъярусной колокольни высотой 67 метров и проект по расширению храма. В 1907 году началось строительство колокольни, которое было завершено в 1914 году и придало храму законченный вид. Но проект И.Т. Барютина по расширению храма остался невыполненным в связи с революцией 1917 года. 23 апреля 1941 года вышло решение исполнительного комитета Московского областного совета: " Александро-Невскую церковь закрыть, а здание переоборудовать под кинотеатр " . Церковь закрыли, но под клуб не переоборудовали. Храм был полностью разорен и разграблен. После долгой переписки в конце 1945 года церковь вернули прихожанам и весной 1946 года храм открылся для верующих. В день праздника святой Пасхи в 1946 году состоялось первое богослужение. В храме был образован хор, регентом которого был С.С. Холмогоров. В 1962 году исполнительным комитетом областного Совета депутатов трудящихся в Егорьевске был отменен колокольный звон. В то же время были запрещены крестные ходы.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИППИУС Зинаида Николаевна (8.11.1869, г. Белёв Тульской губ.- 9.09.1945, Париж), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист. Род. в семье судебного чиновника, предки по отцовской линии - выходцы из Германии, переселившиеся в Россию в XVI в. Слабое здоровье Г. помешало ей получить систематическое образование (в 1877-1878 неск. месяцев училась в Киевском жен. ин-те, в 1882 - в гимназии Фишер в Москве). После смерти отца переехала с семьей в Тифлис, в 1889 г. вышла замуж за Д. С. Мережковского . Союз с Мережковским предопределил лит. судьбу Г., их творческий и жизненный путь можно рассматривать как нек-рое единство. В С.-Петербурге на квартире Мережковских возник лит. салон, существовавший до 1917 г. Особую известность салон Г. приобрел в 1900-х гг., когда здесь велись беседы на темы «Церковь и культура», «язычество и христианство» и др. Первые 2 опубликованных стихотворения Г. созданы под заметным влиянием С. Я. Надсона (Сев. вестн. 1888. 12. С. 112). 2 книги «Собрания стихов» (М., 1904, 1910) объединили почти все написанное Г. до революции. Проза была для Г. в первую очередь формой проповеди религ. и общественных идей, тесно связанной с публицистикой. Рассказы Г. выходили в сборниках «Новые люди» (СПб., 1896), «Зеркала» (СПб., 1898), «Третья книга рассказов» (М., 1902), «Алый меч» (СПб., 1906), «Черное по белому» (СПб., 1908) и «Лунные муравьи» (М., 1912). Г.- автор романов «Чертова кукла» (М., 1911) и «Роман-царевич» (М., 1913), пьес «Маков цвет» (СПб., 1908) и «Зеленое кольцо» (Пг., 1916, в соавт. с Мережковским и Д. В. Философовым ). Она выступала со статьями о совр. лит-ре (чаще всего под псевд. Антон Крайний). В 1899-1901 гг. сотрудничала в ж. «Мир искусства», в 1906-1908 гг. печатала рецензии в символистских журналах «Новый путь» и «Весы» (собраны в кн.: Крайний Антон. Лит. дневник. СПб., 1908), в 1910-1914 гг. публиковала статьи в ж. «Русская мысль» и др. изданиях. З. Н. Гиппиус. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/165027.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИВСКИЙ Михаил Федорович (1.09.1878, с. Добровитки Псковского у. и губ.- 1945, Рига), свящ., регент, учитель пения, хоровой дирижер. Род. в семье псаломщика, 4 сына к-рого, унаследовавшие от отца муз. слух и вокальные способности, учились в Псковской ДС. Старший из них, Никанор, во время учебы руководил хором семинаристов; его заметил преподаватель семинарии В. И. Белавин (буд. патриарх Тихон), и в 1898 г., став епископом Алеутским и Североамериканским, он назначил Г. регентом кафедрального собора в Сан-Франциско. После возвращения в Россию место Никанора в этом соборе занял его брат Владимир, оставшийся в Америке. Младший сын псаломщика Павел с 1910 г. был регентом посольской церкви в Тегеране. М. Ф. Гривский. Фотография. кон. XIX - нач. XX в. М. Ф. Гривский. Фотография. кон. XIX - нач. XX в. Г. после старшего брата управлял семинарским хором. По окончании семинарии в июле 1901 г. ему поручили вести уроки пения на летних курсах для учителей церковных школ Псковской епархии, в авг. назначили учителем светского и церковного пения Псковской учительской семинарии, а 29 сент.- учителем церковного пения духовного уч-ща, где он преподавал 9 лет. 22 сент. 1903 г. его приняли по вольному найму преподавателем церковного пения и в Псковскую ДС. Позднее в связи с необходимостью содержать большую семью Г. давал уроки пения также в местном учительском ин-те, железнодорожной школе и Агаповской частной жен. гимназии. В нояб. 1903 г. Г. включили в состав Совета для испытания лиц, ищущих места диаконов или псаломщиков, но не окончивших семинарию. Еп. Арсений (Стадницкий) привлек его к созданию епархиальной псаломщической школы. В марте 1905 г. Г. составил докладную записку к проекту ее организации, а к маю - устав школы и программы по основным предметам. Его включили в совет школы, обязали присутствовать на вступительных и выпускных экзаменах, а 18 июля 1916 г. назначили председателем совета.

http://pravenc.ru/text/166479.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010