707 . Studer B. Il concetto di «consostanziale» in Leo Magno//Augustinianum 13 (1973). P.599–607. 708 . Loreti I. La pneumatologia di S. Leo Magno//Spirito Santo e catechesi patristica. Convegno di studio e aggiornamento Facolta di Lettere cristiane e classiche (Pontificium Institutum Altioris Latinitatis), Roma, 6–7 marzo 1982/Ed. S. Felici. Roma, 1983. P. 133–153. 709 . Stockmeier P. Dreifaltigkeit und Erlosung bei Leon dem GroBen//Im Gesprach mit dem dreieinigen Gott (Festschrift des Wilhelm Breuning)/Hrsg. M. Bohnke. Dusseldorf, 1985. S. 197–208. 710 . BatiffolP.-H. Leon I-er (Saint)//DTC. T. 9. Col. 218–301 . Paris, 1926. Геннадий Марсельский 711 . Фокин А Р. Геннадий Марсельский//Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 616–620 712 . Turner C. H. The Liber Ecclesiasticorum Dogmatum attributed to Gennadius//Journal of Theological Studies, 7 (1906). P. 78–99; Supplenda//Journal of Theological Studies, 8 (1907). P. 103–114. 713 . Morin G. Le Liber dogmatum de Gennade de Marseille et problems qui s’y rattachent//Revue Benedictine 24 (1907). P. 445–455. Фульгенций Руспийский 714 . Diesner H.-J. Fulgentius von Ruspe als Theologe und Kirchenpolitiker. Stuttgart, 1966. 715 . Isola A. Introduzione e commento//Fulgenzio di Ruspe. Salmo contro i vandali ariani. Torino, 1983. P. 9–27; 55–136. 716 . Lapeyre P. G. Saint-Fulgence de Ruspe: un eveque catholique africain sous la domination vandale. Paris, 1929. 717 . Nisters B. Die Christiologie des hl. Fulgentius von Ruspe. Munster, 1929. 718 . Schmaus M. Die Trinitatslehre des Fulgentius von Ruspe//Charisteria A. Rzach zum Achtzigsten Geburtstag dargebracht. Reichenberg, 1930. S. 166–175. Кесарий Арльский 719 . Arnold C. F. Caesarius von Arelate und die Gallische Kirche zeiner Zeit. Leipzig, 1894. 720 . Chaillan M. Saint Cesaire. Paris, 1912. 721 . Bardy G. Cesaire (Saint)//Dictionnaire de spiritualite. Paris, 1953. T. 2. Col. 420–429 . 722 . Burn A. E. The Athanasian Creed and its Early Commentaries. Cambridge, 1896. 723 . Idem. The Athanasian Creed. Oxford, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Лит.: Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырской округи, ее экон. состояние и быт населения. СПб., 1896. С. 95; Прозоров А. А. Экон. обзор Охотско-Камчатского края.СПб., 1902; Патканов С. Стат. данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и народы инородцев. СПб., 1912. Т. 1. С. 106; Попова У. Г. Этнографические особенности дорев. быта населения Тауйского побережья//История и культура народов Северо-Востока СССР. Магадан, 1964. Вып. 8. С. 54-71; она же. Становление колхозного строя на Тауйском побережье: (Колхоз «Рассвет» Ольского р-на Магаданской обл.)//Там же. С. 136-158; она же. Эвены Магаданской области. М., 1981; Археол. памятники Магаданской обл. Магадан, 1974. Вып. 1; Диков Н. Н. Археол. памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. М., 1977. Вып. 1; 1979. Вып. 2: Древние культуры Северо-Восточной Азии: Азия на стыке с Америкой в древности; Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосиб., 1977; Сафронов Ф. Г. Русские на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в.: Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978; он же. Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в. М., 1980; Вдовин И. С. Влияние христианства на религ. верования чукчей и коряков//Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (2-я пол. XIX - нач. ХХ вв.). Л., 1979. С. 86-114; Туголуков В. А. Социально-экономические и этнокультурные изменения у эвенов в советское время//Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985. С. 121-143; Земсков В. Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД-МВД СССР)//Социол. исслед. М., 1990. 11. С. 3-17; Тихменева В. Приход в Магадане//ЖМП. 1990. 11. С. 28-29; Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России (Магаданская обл. и Чукотка)/Науч. ред.: Н. Н. Диков. Магадан, 1994; Арендаренко А. День приходит с Востока//ЖМП. 1998. 2. С. 67-69; Бурыкин А. А. Евангелие для эвенов//Северные просторы. М., 1999. 3/4. С. 56-58; Иванов В. Н. Вхождение Северо-Восточной Азии в состав Русского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Филарет (Гумилевский) Учение об отцах и учителях церкви СПб, 1882 Т 2 С 4 Киприан (Керн) Патрология Ч I Париж – Москва, 1996 С 1–14 Сидоров А. И. Курс патрологии М.1996 С 19 The Fathers of the Church Ed by Shopp L NewYork, 1946 Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines London, 1977 Lexikon fur Theologie und Kirche Hrsg von Hofer J und Rahner К Freiburg, 1959 Vol 3 S 1195– 1197 Wand J. W. С. A History of the Eariy Church Norwich, 1965 The Early Christian Fathers Ed byBettensonH Oxford, 1969 Fischer G. P. History of Christian Doctrine Edinburgh, 1896 Prestige G. L. God in Patristic Thought London, 1952 (Евсевий несколько раз упоминается в данной работе, но не рассматривается самостоятельно как «отец церкви») Амман А. Путь отцов Краткое введение в патристику Милан-М, 1994 Huberts R. Drobner Lehrbuch dei Patrologie Freiburg im Breisgau, 1994 S 186–197 (в данной работе Евсевии упоминается чаше как источник информации о других деятелях церкви, а статья о самом Евсевии помещена в раздел «Начала арианства») Theologische Realenzyklopadie Hrsg von dr WolterM Berlin. 1981 Kelly N. D. Early Christian Creeds NewYork, 1972 Wörterbuch des Christentums/Hrsg von Volker Drehsen Zürich, 1988 New Dictionary of Theology/Ed by Ferguson S. В., Wright D F Leicester, 1988 The New International Dictionary of the Christian Church/Ed by Douglas J. D. Grant Rapidos, Michigan, 1974 Vallin P. Les Chretiens et leur Histoire Desclée, Pans, 1985 Histoire du Christianisme des origines a nos jours Sous la direction de Mayeur J-M, Pietri Ch., Vaucher A., Venard Μ. T. I. Desclée, Paris, 1990 Baker R. A. Summary of Christian History Nashwill, 1959 Rodwell W, Bentley J Our Christian Heritage London, 1984 Early Christianity Origins and Evolution to 600 A D/Ed by Haz " ett I London, 1991. Правда, некоторые исследователи называют все же Евсевия «отцом церкви» (См., например Heizinga, Johan Men and Ideas History, the Middle Ages, the Renaissance Princeton, 1959 P 55). Другие иностранные авторы относят Евсевия к апологетам (Dictionary of Philosophy and Religion Eastern and Western Thought/Ed by Reese W. L. New Jersey, 1980). В целом, некоторая лояльность Евсевия по отношению к арианству вызывает, по всей вероятности, опасения у представителей церкви Видимо, это обстоятельство помешало Евсевию войти в число признанных церковью авторитетных авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

442 Об обнаружении этих текстов см. рассказ Геро в издании: Origene. Sur la Paque/О. Gueraud, P. Nautin. Paris, 1979. P. 15 и далее. См. также: Simonetti M. Novantanni. Op. cit. P. 39. 443 Кроме работы Барденхевера (см. примеч. 3 нас. 214) упомяну фундаментальное исследование Гарнака Geschichte der altchristlichen Literatur, первая часть которого, в двух томах, под названием Oberlieferung und Bestand, была опубликована в Лейпциге в 1893 г., а вторая, Chronologie, также в двух томах, была опубликована там же, в Лейпциге, между 1896 и 1904 гг. Повествование доходит до Евсевия. Наиболее современный критический аппарат представлен на сегодняшний день в «Патрологии», вышедшей под редакцией А. Ди Берардино в пяти томах, опубликованных в Казале-Монферрато и в Генуе между 1971 и 2000 гг. (первые два тома представляют собой итальянский перевод Патрологии Квастена (Utrecht, 1950–1953), оставшейся незавершенной на изложении греческих Отцов IV в.; третий, четвертый и пятый тома завершают повествование, доходя до VIII в., как для греческой, так и для латинской частей), и в Dizionario di patrologia e antichita cri-stiane, также под редакцией А. Ди Берардино (3 voll. Casale Monferrato, 1983–1988). 447 О Гарнаке см. биографию, написанную его дочерью: Zahn-Harnack A. von. Adolf von Harnack. Berlin, 1936 – и современную статью Ф. В. Кантценбаха в TRE. (Т. 14 (1985). S. 450–458). Здесь мы ограничимся упоминанием, кроме уже приведенных текстов (см. примеч. 2 и 34): Das apostolische Glaubensbekenntnis (1892), Das Wesen des Christentums (1900), Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (1902), Mar-cion. Das Evangelium vom fremden Gott (1921). О Теодоре фон Цане см. статью П. Нобера в ЕС. 7 (1951). О нем также приводятся сведения в двух томах неполной Geschichte des neu-testamentlichen Kanon (Erlangen; Leipzig, 1888–1892), объединенные с десятью томами, по большей части написанными им: Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanon und der altkirchlichen Literatur.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Основными направлениями развития города по-прежнему остаются запад и север. В Старом городе после разрушений периода иорданской оккупации к нач. 80-х гг. ХХ в. был восстановлен Еврейский квартал. Марокканский квартал перед Стеной Плача был снесен, чтобы облегчить к ней доступ верующих иудеев; на месте квартала устроена самая большая в Старом городе площадь. После 1967 г. начались крупнейшие в истории И. археологические раскопки: они проводятся в Еврейском квартале, у юж. и зап. стен Храмовой горы, на территории города Давида. В архитектуре на смену модернизму приходят различные формы постмодернизма. Интересными образцами последнего являются здание Верховного суда (1986-1992; архитекторы Рам Карми, Ада Карми-Меламед) и мормонского Иерусалимского центра ближневост. исследований (1987-1988; архитекторы Давид Резник и Фрэнк Фергюсон), построенного на склоне горы Скопус и оформленного аркадами. Крупнейшая в Израиле Большая Белзская хасидская синагога (1985-2000; архит. Ицхак Блатт) ориентируется на формы синагоги в Белзе (1828-1843; не сохр.). Среди построек последнего десятилетия выделяются спроектированные Моше Сафди части мемориала Яд Вашем (Информационный центр, Музей холокоста (открыт в 2005), мемориал Детей), а также мост Струны (2007-2009; архит. Сантьяго Калатрава) на северо-западе И. Лит.: Robinson E. Biblical Researches in Palestine and the Adjacent Regions. L., 18562. 3 vol.; Vog üé C. J. M., de. Les Églises de la Terre Sainte. P., 1860; Wilson Ch. W., Warren Ch. The Recovery of Jerusalem. L., 1871; Warren Ch. Underground Jerusalem. L., 1876; Мансуров Б. П. Базилика Константина Великого в св. граде Иерусалиме. М., 1885; Schick C. Reports from Herr Baurath von Schick//PEFQSt. 1895. Vol. 27. P. 29-40, 108-110, 248-252, 321-330; Clermont-Ganneau Ch. Archaeological Researches in Palestine during the Years 1873-1874/Transl. A. Stewart. L., 1896. Vol. 1; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1903. 2 т.; Bliss F.

http://pravenc.ru/text/293782.html

7 . Участок Эгнеми, или Хакурет аль-Бераджие в Иерусалиме, около Дамасских ворот, площадью в 12 810 кв. м. Приобретён в 1859 г. на имя драгомана российского консульства М. Шейх-Ашири. В различное время советом ИППО предполагалось на этом участке строительство приюта для малолетних мальчиков-сирот (1895), школы (1910), доходного дома (1913). «Ныне это – торговый район: магазины, кафе, гаражи, – на перекрёстке улиц Пророков и Парашютистов, к западу от площади Дамасских ворот». Яковлев, 1895: 5. Опись, 1895: 5. Список, 1903: 8. Описание участков ИППО, 1910, 2 («участок прилегает на протяжении 200 м к дороге, ведущей в Иерихон»). Ряжский, 1915: 4. Нота, 1945: 8 (=Справка, 1945: 8). Прохоров, 1949: 11 (указана площадь 12 809 кв. м.). Записки. 1956: 25. Нехуштай. 1984: 7. О советском имуществе, 1986: 3 (указана площадь 12 411 кв. м.). Баталден. 1990: 6 (указана площадь 12 411 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 22. «Участок Баб аль-Асвад с деревьями, площадью и колодцем. Первоначально территория составляла 13,281 донума, но в период Британского мандата было конфисковано с целью расширения улицы 0,871 донума; ныне площадь участка составляет 12,41 донума». 8 . Участок у пруда Биркет-Мамилла, с каменоломней и сторожкой, площадью в 15 565 кв. м (восточный участок). Приобретён в 1857 г. графом Н. А. Кушелевым-Безбородко и перепродан им в 1859 г. Палестинскому комитету (на имя консула В. И. Доргобужинова). С 1896 г. – собственность российского правительства. На участке планировалось сооружение больницы для русских паломников и амбулаторной лечебницы для всех приходящих (отношение Совета ИППО от 7 ноября 1985 г. Документ 225 настоящего издания). План не был осуществлён. В 1901–1906 гг. при строительстве Николаевского подворья участок использовался как каменоломня. В настоящее время – парковая зона («Сад царя Давида»), вход – с улицы Короля Георга. Яковлев, 1895: 7. Опись, 1895: 6. Яковлев, 1897: 14 (указана площадь 15 614 кв. м.). Список 1903: 9. Данный пункт включает и так называемый участок Мансурова или западный участок (см. следующий пункт настоящего каталога).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

32 R.F. Grein, The Renewal of the Diaconate and the Ministry of the Laos (North American Association for the Diaconate, 1991), 9. Сама идея диакона как посланника, детально проработанная в «Диаконии» Коллинза (Collins, Diakonia ), прекрасно подана здесь через литургическую связь диаконства с ангельским миром. 33 G. Kallinikos, The Christian Temple (Athens, 1969), 456–457. 34 E.K. Mantzounea, “Ordination” of Women (Athens, 1988), 12. 35 E.D. Theodorou, “Cheirotonia” or “Cheirothesia” of Deaconesses (Athens, 1954), 91. Причащать умиравших в древней Церкви в крайних случаях дозволялось и простым мирянам ( Евсевий Памфил , Церковная История ). 36 A.A. King, Liturgies of the Past (London: Mowbray, 1965), 211; F.E. Brightman, Liturgies Eastern and Western , vol. 1 (Oxford, 1896), 25. 37 Apostolic Constitutions , in vol. 8 of The Library of Greek Fathers, 13, 17. См. также A.A. King, Eucharistic Reservation in the Western Church (London: Mowbray, 1965), 27; и D.N. Moraitis, Diakonikon , в Encyclopedia of Religion and Ethics, vol. 4, col. 1143. 38 G.A. Soteriou, “Prothesis and Diakonikon in the Ancient Church” в Estia (Athens, 1941), 78. 39 Fotios Kontoglou, “Expression”, vol. 1, в Aster (Athens, 1979), 150. 40 Там же, 107–110. 41 Steven Runciman, The Great Church in Captivity (Cambridge: Cambridge University Press, 1985), 165f.; и The Orthodox Churches and the Secular State (Auckland, New Zealand: Auckland and Oxford University Press, 1971), 26f. 42 Эта революция совершилась при значительной поддержке Греческой Православной Церкви, которая также участвовала и в её подготовке. Одним из тех, кто в 1821 г. пожертвовал жизнью за свободу своей страны, был диакон Афанасий, ставший легендарной фигурой новейшей греческой истории. 43 Timothy Ware, The Orthodox Church (Middlesex: Penguin Books, 1986), 112f.; Runciman, The Orthodox Churches , 45f. 44 Kyriaki Karidoyanes Fitzgerald, A Commentary on the Diaconate in the Contemporary Orthodox Church , в The Deacon’s Ministry , ed. Christine Hall (Gracewing, 1991), 147 f; George Khodr, The Diaconate in the Orthodox Church , in The Ministry of Deacons (Geneva: World Council of Churches, 1965), 40f.

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании к-рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» ( Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение Е. возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов рус. эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом к-рого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. История Е. Впервые идеи Е. как четко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах кн. Н. С. Трубецкого (1890-1938) и Г. В. Флоровского (1893-1979). В нач. авг. того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Кн. 1). По словам одного из авторов сборника, П. Н. Савицкого (1895-1968), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства совр. им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения Е. и авторами сборника выступили 5 молодых рус. эмигрантов: кн. А. А. Ливен (1896-1949), впосл. священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нем не опубликовавший, лингвист и философ Н. С. Трубецкой, философ, богослов, историк культуры Г. Флоровский (впосл. священник), музыковед и публицист П. П. Сувчинский (1892-1985), географ и экономист Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк лит-ры и лит. критик кн. Д. П. Святополк-Мирский (1890-1939), историк и философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964). Нек-рое время к евразийскому движению примыкали историк М. В. Шахматов (1888-1943), культуролог П. М. Бицилли (1879-1953) и др.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Ист.: Gildae De excidio Britanniae. Fragmenta. Liber de paenitentia/Ed. H. Williams. L., 1899. P. 22-28; Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 177, 249-250; Beda. Chronica maiora//MGH. AA. T. 13. P. 295; idem. Hist. eccl. I 7// idem. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Historia abbatum. Epistula ad Ecgberctum/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 21-22; ActaSS. Iul. T. 1. P. 17-18; MartRom. Comment. P. 264-265; Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович и др. М., 1984. С. 52. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. L., 1907. Vol. 1. P. 101-103; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 322; Levison W. St. Alban and St. Albans//Antiquity. Oxf., 1941. Vol. 15. P. 337-359; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Lucchesi G. Giulio, Aronne e compagni//BiblSS. Vol. 6. Col. 1235-1237; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley, 1981. P. 47-50, 133; Stephens G. R. Caerleon and the Martyrdom of SS. Aaron and Julius//Bull. of the Board of Celtic Studies. Cardiff, 1985. Vol. 32. P. 326-335; Knight J. K. Britain " s Other Martyrs: Julius, Aaron, and Alban at Caerleon//Alban and St. Albans: Roman and Medieval Architecture, Art and Archeology. 2001. P. 38-44; idem. Basilicas and Barrows: Christian Origins in Wales and Western Britain//The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300/Ed. M. Carver. Woodbridge; Rochester, 2003. P. 119-126; Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. R. Sharpe, A. Thacker. Oxf., 2002. P. 75-154; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 471. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Планы Японии в Азии, Америке, Австралии, СССР и др. Октябрь, декабрь 1941 г. (пер. с яп. яз.)//АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 1070. Л. 5–14, 31–32, 35–38. Опубликовано: Из архива Президента//Родина. – 2010. – – С. 19–22. Так в оригинале. Имеется ввиду Малайя – Западная Малайзия, расположенная в южной части Малаккского полуострова, не севере граничит с Таиландом. Британская колония до 1957 г. Меморандум премьер-министра Японии Гиити Танака от 25 июля 1927 г.//История войны на Тихом океане: В 5 т. Т. 1. – М., 1957. С. 337–358. Соображения о государственной обороне империи против Советского Союза военного атташе Касахара Юкио, 29 марта 1931 г.//Стенограммы Международного военного трибунала для Дальнего Востока. ЦГАОР. Ф. 7867. Оп. 1. Ед. хр. 275. Л. 35–39. Цит. по: Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. – М.: Юрид. лит., 1985. С. 107–109. Тайхэйё сэнсо-э но мити (Путь к войне на Тихом океане. Сборник документов). Токио, 1963. Т. 5. С. 300. Цит. по изд.: Кошкин А.А. Японский козырь Сталина. От Цусимы до Хиросимы. – М.: Вече, 2012. С. 110. Тайхэйё сэнсо си (История войны на Тихом океане). Токио, 1972. Т. 4. С. 66. Цит. по изд.: Кошкин А.А. Японский козырь Сталина. С. 110. Мещеряков А. Император Хирохито: обретение тела//Восточная коллекция. – 2007. – Весна. – С. 69. Цит. по: Хаттори Такусиро. Япония в войне 1941–1945 гг. – СПб.: Полигон, 2000. – 880 с., ил. (Военно-историческая библиотека). С. 814. Дед С. Абэ по материнской линии Нобусукэ Киси (1896–1987) в 1936 г. – начальник промышленного департамента марионеточного правительства Маньчжоу-Го. В 1941 г. Н. Киси вошел в кабинет Хидэки Тодзио (повешен по приговору Токийского трибунала как военный преступник). Н. Киси занимал пост министра торговли и промышленности (1941 – окт. 1943). В ноябре 1943 г. назначен заместителем министра военного снабжения, которым формально был сам Х. Тодзио. Н. Киси руководил всеми вопросами снабжения японской армии и флота, способствовал мобилизации экономических ресурсов на обеспечение агрессивной войны на Тихом океане. С окт. 1944 г. до сент. 1945 г. – государственный министр. После капитуляции Японии арестован как военный преступник класса «А». В конце декабря 1948 г. освобожден без суда американскими оккупационными властями. Был поражен в правах – до 1952 г. ему запрещалось занимать любые общественные должности. В 1957–1960 гг. занимал пост премьер-министра (Киси Нобусукэ//Большая советская энциклопедия: [в 30 т.]/гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1969–1978; Советская историческая энциклопедия: В 16 т. 1973–1982. Т. 7. – М.: Сов. энциклопедия, 1965).

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/05/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010