В XVIII-XX вв. «Гимн» К. неоднократно переводился на рус. язык. Первый анонимный перевод был напечатан в 1772 г. в лит. ж. «Вечера» (Гимн Клеанфа греческого стихотворца//Вечера. СПб., 1772. Ч. 1. С. 37-38). Осуществленный ученым и переводчиком И. И. Мартыновым (1771-1833) прозаический перевод был издан в 1793 г. под заглавием «Гимн Клеанта» (Санкт-Петербургский Меркурий. СПб., 1793. Ч. 2. С. 66-67). В нач. XIX в. был опубликован отдельным изданием выполненный в 1800 г. поэтический перевод Г. Р. Державина (1743-1816), в к-ром «Гимну» было дано заглавие «Гимн Богу» ( Державин Г. Р. Утро и Гимн Клеантов. СПб., 1802; перевод выполнен с нем. языка, а не с греч. оригинала; размер подлинника не сохранен). В качестве своеобразного введения к «Гимну» К. Державин в том же издании поместил собственное стихотворение «Утро», в к-ром описывается, как К. созерцает с высокого холма картину утреннего пробуждения мира и, воодушевленный красотой и величественностью творения, начинает воспевать гимн Богу; последняя строфа в переводе «Гимна» Державина отсутствует в оригинале и перекликается со стихотворением «Утро», являясь его смысловым завершением. Комментированное переиздание стихотворения «Утро» и перевода «Гимна» Державина осуществил рус. филолог Я. К. Грот (1812-1893) в рамках выходившего под его редакцией собрания сочинений Державина; в примечаниях Грот поместил собственный прозаический перевод «Гимна» с греч. оригинала ( Державин Г. Р. Соч./Ред.: Я. К. Грот. СПб., 1865. Т. 2. С. 316-328). «Гимн» также переводили, используя разные стихотворные размеры, А. Ф. Мерзляков под заглавием «Гимн Зевсу» (опубл.: Мерзляков А. Ф. Подражания и переводы из греческих и латинских стихотворцев. М., 1826. Ч. 2. С. 3-8; размер подлинника не сохранен, перевод ямбами), Ф. Ф. Зелинский (впервые опубл. в 1922; текст см.: Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996. С. 129-131; Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 2000. [Т. 5:] Ранний эллинизм. С. 208-209; перевод размером подлинника, 39 стихов), М. Е. Грабарь-Пассек (впервые опубл.: История греческой литературы. М., 1960. Т. 3. С. 366-367; переизд. (сверка - Ю. Ф. Панасенко): Античные гимны/Сост. и общ. ред.: А. А. Тахо-Годи. М., 1988. С. 175-176; Фрагменты ранних стоиков. 1998. С. 186-189; перевод размером подлинника, 37 стихов (из-за пропуска 2 стихов нумерация строк в изданиях греч. текста и в данном переводе расходится со стиха 26)). Последние 2 перевода часто цитируются в совр. отечественной лит-ре и признаются наиболее удачными (ср.: Панасенко. 1988. С. 326).

http://pravenc.ru/text/1841277.html

141 Пифагореизм – направление в древнегреческой философии. Основатель – Пифагор (VI до Р.Х.) 9 древнегреческий философ и математик. 152 Декадентство (вт. пол. XIX – нач. XX) – широко распространённое в европейской литературе и искусстве настроение декаданса, «упадка», вызванное началом общего кризиса традиционных христианских ценностей. 154 На фронтоне храма Аполлона в Дельфах было начертано: FvuGi aeccuxov. Изречение приписывается древнегреческому философу Фалесу (ок.625 – ок.547 Р.Х.) (см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и йзРечениях знаменитых философов. М., 1979. С. 75). 184 Чуковский К. (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969) – русский писатель, поэт и литературный критик. 187 См., напр.: Смирнов А., прот. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической Книги Еноха. Казань, 1888. 188 Хтопический – земной (подземный, загробный). Хтоническим божествам подвластны любовь, плодородие, рождение и смерть. 202 По немецкому средневековому поверью, на горе Броккен в Саксонии в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая)  проводится ежегодный шабаш ведьм. 228 Хилиастический – связанный с верой в «тысячелетнее царство» Бога и святых праведников на Земле, то есть еще до скончания века. 232 Дульцинея Тобосская – героиня романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547–1616) (см., напр.: Сервантес М., Be. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский: В 2 т. М., 1988). 233 Лосев А. (1893–1988) – русский философ и филолог. Речь идет о его «Истории античной эстетики» в 8 томах (М., 1963–1994). 234 Ярославский Е. (Миней Израилевич Губельман) (1878–1943) – советский политический деятель, историк и религиовед. Речь идёт о его антихристианских сочинениях (см., напр.: Библия для верующих и неверующих. М., 1977). 245 Речь идёт о пьесах У. Шекспира «Король Лир» (1605) и «Король Ричард III» (1593) (см.: Шекспир У. Комедии; Хроники; Трагедии: В 2 т. Т. 2. С. 411–544; Т. 1.С. 301–452). 246 Барон Мюнхгаузен (Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, барон) (1720–1797) – прототип героя немецкой литературы, хвастуна и враля (см., напр.: Бюргер Г.-А.,РаспеР.-Э. Приключения барона Мюнхгаузена. М., 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

66 . Заметка о Церкви [Рец.на ст.: Богданов С.Т. Священство православных и баптистов//ВРХД. 1983. 140. С. 29–60]//ВРХД. 1984. 141. С. 78–82. 67 . Reply to Jürgen Moltman’s “The Unity of the Triune God”//SVTQ. 1984.Vol. 28. P. 183–188. 68 . Рец. на кн.: The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syn-cellus/Greek text, transl. and comment. by M. P. Vinson.Washington, DC: Dum-barton Oaks, 1985. 143 p. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae; T. 23– DOT;Vol. 8)//SVTQ. 1986. Vol. 30. P. 372–374. 69 . The Melkite Patriarchatë Paradoxes of Vocation – an Initial Response toFather Khairallah [P. 189–216]//SVTQ. 1986. Vol. 30. P. 217–230. 70 . Рец.на кн.: Fraigneau-Julien B. Les sens spirituels et la vision de Dieuselon Syméone le Nouveau Théologien. Paris: Beauchesne, 1985. 204 p. (Théologie historique)//SVTQ. 1987. Vol. 31. P. 383–385. 71 . Рец. на кн.: Basil (Krivocheine), archbp. In the Light of Christ St. Symeon theNew Theologian (949–1022): Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood, NY: SVSPress, 1986. 411 p.//SVTQ. 1987. Vol. 31. P. 383–385. 72 . Response to “Are We Lovers Anymore”//Theological Education. 1987. Vol. 24. P. 40–43. 73 . A Final Word in Defense of Ecclesiology [Reply to J. Boojamra and P. Garret]//SVTQ. 1988. Vol. 32. P. 72–87, 395–399. 74 . Рец. на кн.: Aidan Nickolson O. P. Theology in the Russian Diaspora. Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas’ev (1893–1966). Cambridge, NY: Cambridge University Press, 1989. 295 p.//SVTQ. 1990. Vol. 34. 4. P. 361–364. 75 . Рец. на кн.: Raeff M. Russia Abroad: A Cultural History of the Russian Emigration 1919–1939. New York; Oxford: Oxford University Press, 1990//SVTQ. 1991. Vol. 35. 1. Р. 83–85. 76 . Рец. на сб. ст.: de Halleux A.Patrologie et o_ecuménismë Recueil d’études.Leuven: University Press, 1990. 892 p.//SVTQ. 1992. Vol. 36. 3. Р. 299–301. 77 . Рец. на кн.: Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893–1965. Biobibliographie von Metropoliten Manueil (Lemeshevskij) bis zur Gegenwart, ergänztvon P. Coelestin. Patock, OSA. Teil 1 (431 S.), 2 (420 S.), 3 (414 S.), 4 (441 S.),5 (502 S.), 6 (532 S.)//SVTQ. 1992. Vol. 36. 3. P. 301–303.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Zagiba 1971 – Zagiba F. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. Wien; Koln; Graz, 1971. Zheltov 2010 – Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Paulou 149)//ΤΟΞΟΤΗΣ: Studies for Stefano Parenti. Grottaferrata, 2009. Р. 345–359. (Ανλεκτα Κρυπτοφρρης, 9). Описания рукописей и альбомы филиграней Востоков 1842 – Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. Горский, Невоструев 1869 – Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III: Книги богослужебные. Ч. 1. М., 1869. Гранстрем 1953 – Гранстрем Е. А. Описание русских и славянских пергаменных рукописей Государственной Публичной библиотеки. Л., 1953. Джурова, Станчев, Япунжич 1985 – Джурова А., Станчев К., Япунжич М. Опис на славянските ръкописи въ Ватиканската библиотека. София, 1985. Каталог РГАДА 2000 – Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. Каталог служебников – Слуцкий А. С., Крушельницкая Е. В., Афанасьева Т. И. Каталог служебников Софийского собрания РНБ. Доступен на сайте: http://www.byzantinorossica.org.ru/sof-catalog. Каталог ЦГАДА XI–XIV – Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Леонид 1893 – Леонид (Кавелин) , арх. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893–1894. Лихачев – Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Т. 1–3. Мошин-Трали – Mošin V. A., Tralji S. M. Vodeni znakovi XIII i XIV vijeka. Zagreb, 1957. Пергаменные рукописи БАН – Бубнов Н. Ю., Лихачева О. П., Покровская В. Ф. Пергаменные рукописи БАН СССР Л., 1976. Пикар архив – электронная база данных по филиграням на сайте Государственного архива г. Штутгарт (Германия) www.piccard.online.de. ПС 1966 – Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР//Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966. С. 187–272.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1893, конец июля — путешествие в Швецию, Шотландию и Францию. 1894, январь — возвращение в Москву. Завершение работы над трактатом «Смысл любви». Лето — тяжелая болезнь. Сентябрь — май 1895–го — отдых в Финляндии. 1896 — Соловьев исповедуется у А. М. Иванцова–Платонова, который не отпускает ему грехов из-за его догматических расхождений с православием. Кончина М. А. Хитрово. Владимир Соловьев вновь делает предложение С. П. Хитрово и вновь получает отказ. Осень — отдых в Финляндии. 1897—1899 — цикл статей под названием «Теоретическая философия». 1897— после десятилетнего перерыва возобновляются поездки в Пустыньку. 1898, март — второе путешествие в Египет. 1899 — выходит второе, доработанное издание «Оправдания добра». Апрель — поездка в Канн. 1899—1900 — «Три разговора». 1900, 30 апреля — личная встреча с Анной Николаевной Шмидт. 14 июля — возвращение из Пустыньки в Москву. Последнее пристанище в «Славянском базаре». 15 июля, в день именин — больной Соловьев направляется в имение Трубецких Узкое. 31 июля в 21 час 30 минут — христианская кончина Владимира Сергеевича Соловьева. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева ⁄ Под ред. и с прим. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. Т. 1–Х. 2–е изд. СПб., 1911— 1914. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1988. Письма Владимира Сергеевича Соловьева ⁄ Под ред. Э. Л. Радлова. Т. I-III. СПб., 1908 — 1911. Соловьев Вл.. Письма ⁄ Под ред. Э. Л. Радлова. Пг., 1923. Соловьев Вл.. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. Милюков П. Н. Разложение славянства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев. М., 1893. Введенский А. И. Призыв к самоуглублению. Памяти Владимира Сергеевича Соловьева. М., 1900. Цертелев Д. Памяти В. С. Соловьева//Вопросы философии и психологии. 1901. 1. Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. 1902. 10 (кн. 2–я), 29 (кн. 2–я). Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2–е изд. СПб., 1904. Безобразова М. С. Воспоминания о брате Владимире Сергеевиче Соловьеве//Минувшие годы. 1908, май — июнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Lev (Cerpickij Nikolaj L " vovi), В von Taškent und Mittelasien Geboren wurde er am 13.4.1946 im D Zalu " e, ray. Stolbcov, obl. Minsk, in einer Priesterfamilie. Nach Abschluß der Mittelschule diente er von 1966 bis 1969 in der Roten Armee, trat dann 1969 in das GS Leningrad ein, studierte weiter an der dortigen GA, die er 1975 als cand. theol. mit der Arbeit «Die Konstitution über den Gottesdienst des Vatikanum II» abschloß. Am 28.3.1971 empfing er durch M Nikodim (Rotov) die Mönchsweihe, am 7.4.1971 die Diakon- und am 20.4.1971 die Priesterweihe. Von 1972 bis 1975 war er Privatsekretär des M Nikodim. Nach Abschluß der GA setzte er sein theologisches Studium an der Gregoriana in Rom fort. Am 8 wurde er zum Archimandriten erhoben; im gleichen Jahr nahm er am Begräbnis von Papst Paul VI. und an der Inthronisation von Papst Johannes Paul I. in Rom teil. Von M Antonij von Leningrad wurde er am 14.10.1978 zum Vorsteher der Kreuzerhöhungskathedrale in Petrozavodsk und Dekan der Ep. Olonec ernannt, zugleich hielt er Vorlesungen über vergleichende Konfessionskunde am GS Leningrad. Im Oktober 1980 wurde er zum Vorsteher der Auferstehungskirche in Rabat (Marokko) bestimmt. Von 1981 bis November 1982 bekleidete er das Amt des Präsidenten des ökumenischen Rates der Kirchen in Marokko. Von 1982 bis 1983 diente er im Kirchlichen Außenamt in Moskau. Vom 13.10.1983 bis 31.10.1987 war er Vorsteher der Erlöser-Verklärungskirche in Vyborg. Ausgezeichnet wurde er mit dem Sergij-Orden 3. Kl. Am 10.9.1987 wurde er zum Bvon Taškent und Mittelasien berufen (MP 1987,12,5). Die Nominierung fand am 31.10.1987 in der Johanneskirche in Leningrad statt durch M Aleksij (Ridi- ger), M Gedeon (Dokukin), EB Kirill (Gundjaev) u.a. Hierarchen, die Bischofsweihe am 1.11.1987 in der Dreieinigkeitskathedrale der Aleksandr-Nevskij-Lavra (MP 1985,7–12). Literatur: MP 1988,10,36. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Sevastian (Filipuk Simeon Jakovlevi), В von Kirovograd und Nikolaev Geb. am 7.5.1914 im D Fol " varki, heute ray. Kremenec, obi. Ternopol’. Sein Vater war Bauer. 1930 Abschluß der Mittelschule, mit 19 Jahren trat er in die Hl.-Geist-Skit der Lavra von Poaev ein. Am 16.4.1938 empfing er die Mönchsweihe, am 28.9.1941 die Diakonweihe, am 31.12.1941 wurde er dann in die St.-Georg-Skit in der obl. Rovno versetzt. Am 19.12.1942 erhielt er von В Nikodim (Gontarenko) die Priesterweihe. Ab 1945 war er Hilfsökonom in Poaev, seit 194 8 Ökonom, 1951 wurde er zum Mitglied des Geistlichen Rates der Lavra gewählt. Am 12.2.1954 wurde er Archimandrit und Leiter der Lavra. 1962 wurde er in das Peerskij-Kloster in Pskov versetzt, am 26.10.1966 kam er in das Entschlafungs-Kloster in Odessa. 1967 Abschluß des GS als Externer in Odessa. 1969 wurde er Ökonom der Residenz des Patriarchen sowie des Uspenskij-Klosters. Am 18.12.1971 wurde er von diesen Ämtern befreit und als Beichtvater eingesetzt. Das Fernstudium an der GA Moskau beendete er 1973 als cand. theol. Seine Entlassung aus der Bruderschaft des Klosters erfolgte am 12.11.1975 mit dem Recht, in die Ep. Kiev zu übersiedeln, wo er 1976 Vorsteher der Entschlafungs-Kathedrale von Uman‘ und Dekan des Kreises wurde. Am 6.10.1977 wurde er zum Bvon Kirovograd und Nikolaev ernannt. Die Bischofsweihe fand am 16.10.1977 in Kiev durch M Filaret (Denisenko) und andere Hierarchen statt. Ostern 1987 erhielt er den Sergij-Orden 2. Klasse (MP 1987,5,8). Werke: Bor‘bas grechom, strastjami i iskušenijami (po tvorenijam sv. Grigorija Bogoslova), in: MP 1974 ,3 ,75–77 . Svjatoj Grigorij Bogoslov overe, nadede i ljubvi, in: MP 1975, 2,75–77. Literatur: MP 1978,1,29–33; StdO 1978,4,4–9. MP 1984 ,11 ,27f. MP 1986,12,8. MP 1988,7,34f. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Собственное сознание раскольников в нестроении своего общества и в необходимости правильного священноначалия. Способы к воссоединению раскольников, предлагаемые Церковью. 1988 Текст программы Гилярова по учению о вероисповеданиях печатается впервые по автографу, сохранившемуся в деле «Конспекты и обзоры учебных программ первой половины 1853/54 учебного года» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 933. Л. 3–3 об.; 858. Л. 56 об.–57 об.). 9. (Митрополит Филарет (Дроздов)) Предложение (об отставке бакалавра Академии Н. П. Гилярова-Платонова) Сент(ября) 27. Не предложено потому, что Гиляров просит увольнения от Академии, чрез что дело получило положительный вид 1989 Правлению Московской духовной академии предложение. По долгу наблюдения за образом преподавания 1990 сего сентября 26 дня чрез ректора академии требованы мною уроки бакалавра Гилярова за прошедший учебный и начавшийся год. 1991 Мне представлено несколько отдельных тетрадей и отдельных листов, писанных в разные времена, 1992 как показывает состояние бумаги и чернил, разными руками, в отрывках. 1) Статья о смысле Св. Писания. 2) Статья о аллегориях и о притчах. 3) О новозаветном языке, старая рукопись, чужой руки. В ней к числу гебраизмов причислено слово: Акелдама. 1993 По такому рассуждению все собственные имена, которые в России даются из церковного месяцеслова, были бы гебраизмы, эллинизмы и пр. Неуместно приведено неуместное замечание Филона 1994 о дне очищения, 10 Тисри, 1995 что с сего времени на Средиземном море опасно от бурь. Филон хочет дать сему ветхозаветному празднику значение из натуральной религии. 1996 Слову ληθινς дано без нужды и твердого основания слабое значение: то, что имеет высшую природу. 1997 Сие может вредить здравому истолкованию важных мест Св. Писания, например, сего: да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. 1998 4) Отрывок о составлении новых слов и изменении значений. 5) Отрывки о способе находить смысл посредством связи речи. 1999 Сочинитель находит «вообще в пророчествах» связь речи «связь речи, т. е. кажущуюся, мнимую». Невеликая честь пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2672       Анучин Д.Н. И.Е. Забелин как археолог. M., 1909; Формозов A.A. Историк Москвы Забелин. M., 1984; И.Е. Забелин: Библиогр. указатель/Сост. О.Ф. Бойкова. M., 1988. 2673       Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. M., 1887; Он же. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. M., 1891–1894. 2674       3абелин И.Е. Домашний быт русских царей в веках. M., 1862; перепеч.: M., 1990; Он же. Домашний быт русских цариц в веках. M., 1869. 2677       Жизневский А.К. Описание Тверского музея: Археологический отдел/С примечаниями гр. C. Уварова. M., 1888. 2678       Рудаков A.A. Титов (1844–1911): Некролог//Журнал М-ва нар. просвещения. «Современная летопись». 1912. Февраль. С. 72–86. 2680       Каган Ю.М. И.В. Цветаев. M., 1987; И.В. Цветаев: К 150-летию со дня рождения. 1847–1913. M., 1997; Khrushkova L. Cvetaev I.V.//PChA. Bd. I. S. 349–350. 2681       Zvetaieff I. Inscriptiones Italiae mediae dialecticae ad archetyporum et librorum fidem Lipsiae, 1884–85; Idem. Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae. Mosquae, 1886. 2682       Аксененко М.В. Русский художник Федор Рейман//Введение в храм/Под ред. А.И. Акимовой. M., 1997. С. 594–601; Khrushkova L. Rejman F.I.//PChA. Bd. II. S. 1065–1066. 2683       Цветаев И.В. Праздник христианской археологии в Риме весною 1892 года: Сообщение, читанное в ИМАО 16 февраля 1892. M., 1893. 2684       Из архива ГМИИ им. A.C. Пушкина. Т. 3. Выдающийся русский востоковед B.C. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1908–1912). M., 1987. С. 143–175; Etinhof О. The Coptic Art collection of Vladimir Semionovich Golenischev in Moscow//Ägypten und Nubien in spätantiker und christlicher Zeit: Akten des 6. Internationalen Koptologen-Kongresses. Münster, 20–26 Juli 1996. Bd. 1: Materielle Kultur, Kunst und religiöses Leben. Wiesbaden, 1999. 2685       Zvetaiejf I. Kaiser Alexander III. Museum Schönen Künste zu Moskau. M., 1908; История создания музея в переписке профессора И.В. Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах (1896–1912): Из архива ГМИИ. Т. Ι-II/Сост. A.A. Демская, Л.М. Смирнова. M., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

663 Thümmel H. Kreuz, Reliquien und Bilder im Zeremonienbuch des Konstantins Porphyro- gennetos//Byzantinische Forschungen. 1992. Vol. 18, p. 119–126, esp. 123–124. 664 As we leam from the Typikon of the Pantokrator monastery in Constantinople, where the Jerosolimitan akolouthiai are described as a feature of the churches inside the Great Palace: Дмитревский А. Описание литургических рукописей. Киев, 895. Т. I, с. 678–679. 665 See now Flusin В. Didascalie de Constantin Stilbès sur le Mandylion et la sainte tuile (BHG 796m)//Revue des etudes byzantines. 1997. Vol. 55, p. 53–79. 668 Texted, by CiggaarK. N. Une description de Constantinople traduite par un pèlerin anglais 11 Revue des études byzantines. 1976. Vol. 34, p. 211–267, esp. 245: «vestimentum sanctae Mariae genitricis Dei, velamen eius». 669 Text transl. by Ehrhard M. Le livre du Pèlerin d’Antoine de Novgorod//Romania. 1932. Vol. 58, p. 44–65, esp. 57. 670 Text ed. by Heisenberg A. Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Comnenus. Würzburg, 1907, p. 29–31. 672 Riant, Exuviae... p. 211: «collarium ferreum, quo astrictum fuit collum eius dum flagellaretur, ad columnam ligatus». 674 Ibidem, p. 217: “Clavi, ad minus duo, abscisa transcuspide unius, quod in Gallia, apud Sanctum Dionysium, ex dono Karoli regis, reverentissime habetur; tercius, inquam, cum tenaliis quibus devotissime Nichodemus, cum Ioseph, corpus Domini Ihesu avulsit de ligno, in capella regis lerusalem, cum corpora ipsius Ioseph, habetur”. 675 Mayer H. E. Die Hofkapelle der König von Jerusalem//Deutsches Archiv für die Erforschungdes Mittelalters. 1988. Vol. 44, p. 489–509, esp. 494–495. 676 Janin, Les églises... p. 426; cf. also Cirac S. Tres monasteries de Constantinopla visitados por Espanoles en el ano 1403//Revue des études byzantines. 1961. Vol. 19, p. 358–381, esp. 372. 677 Riant, Exuviae... p. 233–234. According to the same text, the relic was destroyed by the Crusaders since it demonstrated that the Latin usage of unleavened bread in the liturgy; cf. Papadopoulos-Kerameus A. Documents pour servir a l’histoire de la IVe croisade//Revue de l’Orient latin. 1893. Vol. 1, p. 551–555.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010