3. Источники толкований Аристина. – В качестве пособий при составлении своих толкований Аристин пользовался, во-первых, и главнейшим образом, полным текстом правил (τ πλτος τν καννων). Это видно из сличения текста толкований с текстом правил и из прямых указаний самого Аристина. Так в толковании на 72 правило Апостольское он говорит: «Полный текст правил требует, чтобы возвращаемо было не впятеро против похищенного, а только самое похищенное и еще пятая часть его (κα τ ππεμτον)». В толковании на 72 правило Василия Великого сказано: «А кто верит волхвователям..., тот подвергается епитимии на 6 лет, как говорит 61-е правило Трулльского шестого собора и 83-е сего, что у нас в руках, третьего послания Василия Великого ». Вторым источником толкований для Аристина служили древние схолии к правилам, которые неизвестными авторами писались обыкновенно на полях рукописей, против толкуемого правила. Хотя существовавшие до XII в. схолии не представляют собою непрерывного и систематического аппарата, но они во всяком случае были довольно многочисленны и представляли богатый материал для позднейшего толкователя 1890 . Следующие 12 толкований заимствованы Аристином из древних схолий: на 20 и 27 правила Апостольские, на 5 и 7-е первого вселенского собора, на 3-е второго вселенского, на 9, 11 и 17-е Халкидонского, на 17-е Анкирского, на 5-е Неокесарийского, на 35-е Лаодикийского и на 14-е правило Карфагенского соборов 1891 . Кроме того, вероятно, под влиянием тех же схолий указаны у Аристина некоторые параллельные места к толкуемым правилам, т. е. сделаны цифровые указания на сходные правила 1892 . Третьим источником толкований Аристина было светское законодательство, хотя у него встречается всего только 11-ть ссылок на светские законы, именно, в толкованиях на следующие правила: 7-е Апостольское 1893 , 7-е первого вселенского собора 1894 , 3-е 1895 и 7-е 1896 Халкидонского, 93-е Трулльского 1897 , 11-е 1898 и 16-е 1899 Анкирского, 13-е 1900 и 146 (136)-е 1901 Карфагенского соборов, а также: 22-е 1902 и 36-е 1903 Василия Великого . Ссылки сделаны на 123 и 117 новеллы Юстиниана, на 8-ю новеллу Льва Мудрого и Василики.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1371 У Порфирия в его сочинении «De abstinentia“ IV, 17. Он же называет Вардесана происходящим «κ Μεσοποταμας“. См. Harnack. Geschichte I, 1. s. 184–185. 1375 Их переселение в Едессу, а позднее в Мабуг или Иераполь, по-видимому, стояло в связи с каким-то революционно-политическим движением (Ср. Nau. Vacant. II, с. 391). 1377 «Εδον κα ατς ν βγρον το βασιλως Μννου το παιδς ατο πολλκις πειρσοντος μο φηγησομνου. Τοξτης οτω δεινς ν, σте θρας ποτ μν οσης μφ μεσημβραν... ν δ ρα σοφς τοξτης Βαρδησνης επερ τις τερος... θαυμζομεν δ ρντες“,– у Hilgenfeld’a. Der letzte Gnostiker. s. 14–15, anm. 6. 1378 Haers. LVI: λγιος τις ν ν τας δοσ γλσσαις – λλνικ τε διαλκτω κα τ τν Σρων φων. 1380 «Accepit“– Nau понимает в смысле усыновления («adopta“). Это могло произойти вследствие внезапной смерти родителей Вардесана в связи с революционным движением в Едессе, где они находились в близких отношениях к прежнему князю. Ср. А. Vacant. II, с. 391. 1382 Цер. ист. IV, 30. Praep. ev. VI, 9: π’ κρον δ τς χαλδακς πιστρης ληλακτος. Patrologiae cursus compl. ser. gr. t. XXI, c. 464. 1386 Rubens Duval. Histoire d’Edesse. Paris. 1892, p. 48, 64–65. См. Vacant. II c. 393. Cp. Николаев Ю. В поисках за божеством, стр. 335. 1387 Евсевий. Цер. ист. IV, 30; Епифаний. Ерес. LVI, 1; Феодорит. Наег. fab. I, 22: Bar Hebraeus.– Patrol. syr. p. 526. Michael Syrus. Patrol. syr. p. 523. Из маркионитов, вероятно, Вардесан писал против Препона, так как последний, по Ипполиту II (VII, 31), полемизировал с Вардесаном. 1388 Вопрос о диалоге «περ εμαρμνης“ и его отношении к диалогу «καθ’ εμαρμνης“, как мы уже видели выше, очень запутанный и спорный. Неясность в дело вносит и то обстоятельство, что по Евсевию диалог назначен Антонину ( πρς ντωννον καντατος... περ εμαρμνης διλογος – Ц. И. IV, 30). Но какому Антонину? Это имя носили многие или даже почти все кесари, современники Вардесана – Луций Антонин Вер, Марк Аврелий (161–180), Елагабал или Марк Авр. Антонин Пий (218–222) и Каракалла (211–217). Гильгенфельд (Bardesanes. s. 18–19) и Липсий (Zur Quellenkrltik. s. 24) под адресатом диалога, опираясь на Епифания (LVI, 1), хотя он об этом ничего не говорит, понимают имп. Каракаллу; Nau (Vacant. II, с. 303) – Каракаллу или Елагабала. Мы следуем в данном случае Ф. Газе (Zur Bard. Gnosis. s. 13–15) и считаем адресатом диалога имп. Марка Аврелия (так бл. Иероним – О знам. мужах, 33). Эго на том основании, что диалог περ εμαρ. был написан в доказательство учения о судьбе; между тем в диал. Liber legum regionum (Nau. с. 18, с. 565) это учение представляется, как уже давно оставленное («Olim“).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

46 См. Лосский (2), с. 218–220; Очерки, с. 47–48. Сравнить: «„причинность“ [...] выражает ту же мысль, что и „единоначалие“: личностное начало единства Трёх» (Лосский (3), с. 360). Как мы видим, Лосский, в отличие от Булгакова, не находит нужным искать в употребляемых Отцами Церкви понятиях абсолютного (логического, философского) положительного смысла. 53 Буквально этого выражения у блаженного Августина , насколько нам известно, нет. Но оно выльется из его богословия, выраженного в De Trinitate VI, 5. Завершающая точка развития этого богословия – у Аквината: Summa theologica I, Qu. 37. Подробно на эту тему: Yves Congar, Je crois en l’Esprit Saint, tome 1: L’Esprit Saint dans l’„économie“, Paris: Cerf, 1979, pp. 114–130. 57 Th. De Régnon, Études de théologie positive sur la Sainté Trinité, Paris, 1892, tome 1, p. 438. Цитировано и приведено по Лосский (3), с. 355. 60 При этом он, может быть, допускает некоторую несправедливость к В.В. Болотову , обвиняя его в анахроническом сопоставлении Filioquc с δι Υο в его Тезисах. Протоиерей Ливерий Воронов отводит это обвинение, считая на основании тезисов 7 и 12, что в тезисах 9, 14 и 22 Болотов лишь воспроизводил не разделяемую им, но существовавшую точку зрения (Воронов, с. 104–106). 62 Филиоквизму присуща диадическая схема: ([Отец-Сын] – [Дух Святой]). См. Лосский (3), с. 354–355, 362–363 68 Jugie, article «Palamas Grégoire», in Dictionnaire de Théologie Catholique, 11 (1932), col. 1766. 69 Лосский (1), c. 63. Однако в дальнейшем упоминаемые нами авторы не будут придерживаться этой точки зрения. 70 Это особенно явно в статье «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице» (Лосский (3)). 73 См. в частности католические доклады на собеседованиях 1950 года (в Russie et Chrétienté, 3–4, 1950). Мы ещё не раз вернёмся к этому утверждению католической полемики. 76 Meyendorff, pp. 164–165. Автор ссылается на: Святой Кирилл Александрийский , Apologeticus contra Theodoretum, PG 76, 432CD. Позднее к противостоянию между святым Кириллом и блаженным Феодоритом вернётся католический патролог отец Андрэ де Алле, De Halleux, R.P. André. «Cyrille, Theodoret et le Filioque»//Revue d’histoire ecclésiastique, 74, 1979, pp. 597–625.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

3 См. Странник 1887 г. Христианские миссии и миссионерство в общем значении и в отношении к инородцам язычникам, находя­щимся в пределах России. 4 По всеобщей переписи 1897 года из общего числа всех жи­телей российской империи 125,640 021 душ на долю мусульман при­ходилось 13.906.972 души, т. е. приблизительно 11, 1%. 14 Сам Мухаммед сказал, что одно из его преимуществ, каких не было дано другим пророкам, то, что вся земля может служить местом поклонения Богу (мечетью), так что мусульманин может совершать свои молитвы на всяком месте. См. Азизи Толков. на Джамиу–сагир Каиро. 1312 г. т. I 18 Факты и мои личные наблюдения относительно этого изложены в моей брошюре „Религиозно-нравственное состояние крещеных та­тар «, стр. 48–51 22 Циркуляр г. Мин. Нар. Просв, за 1892 г. приведен в Прав. Благовестн. 1908 г. т. II, стр. 251–252. 24 Мои наблюдения в этом отношении см. в моей брошюре “Религиозно-нравственное состояние крещеных татар”. 26 См. мой Обзор деятельности Братства св. Гурия за двадцать пять лет его существования, стр. 253–254. 34 В нашу задачу здесь не входит излагать учение и историю ислама по отношению к насильственным мерам распространения этой религии. Для миссионеров можно указать доступные для них статьи Арнольда “Характер и влияния ислама” Пер. с англ. Прав. Собеседник 1875 г. и Остроумова “Заметки о значении мухаммеданства в истории христианства и в истории человечества вообще” Прав. Собеседник 1872 г. кн. 9. 35 Казанская Центральн. крещено-татарская школа. Материалы для истории Христианского просвещения крещеных татар. Казань 1887 г. стр. 280–295. 48 См. мой Обзор деятельности Братства Св. Гурия за двадцать пять лет его существования, стр. 252–253 и Отчет о деятельности Братства Св. Гурия за 16 брат. год, стр. 32–33. 51 Арандаренко. “Досуги в Туркестане”, стр. 12–20. См. Миссионерский противомусульманский сборник. Выпуск XX, стр. 296–297. 53 О деятельности ишанов более подробные сведения см. Остроумов, Сарты. Этнографические материалы. Изд. 2-е. Ташкент 1896 г. , стр. 216–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

9 См.: Grégoire Palamas Défense des saits hésychastes. Introd., notes par J. Meyendorff. Ed. 2, rev. et согг. Louvain, 1973, р. XV–XVI. 10 См.: J. Meyendorff. Les débuts de la controverse hésychaste.– Byzantion, 1953, t. XXIII, р. 87–120. Наряду с другими статьями, затрагивающими связанные с исихазмом проблемы, эта статья включена в кн.: J. Meyendorff. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. Collected Studies. Variorum Reprints. London, 1974. 14 Подробнее об этих и дальнейших событиях см.: J. Meyendorff. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959, р. 65–128; то же в англ. пер.: А Study of Gregory Palamas. London, 1964, р. 42–85. 16 См.: В. С. Киселков. Средневековна Парория и Синаитовият монастирь. – Юбилеен сборник за проф. В. Златарски. София, 1925, с. 103–118. 17 См.: V. Laurent. L’assaut avorté de la Horde d’Or contre l’Empire byzantin (printemps–été 1341). – Revue des études byzantines, 1960, t. XVIII, р. 157–160. 18 J. Meyendorff. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle: Barlaam le Calabrais.–In: 1054–1954: L’Eglise et les églises, II. Chévetogne, 1954, р. 62. 19 Текст этой расписки Акиндина см.: Порфирий Успенский . История Афона, ч. III, отд. 2. Спб., 1892, с. 250, примеч.: см. также: J. Meyendorff. Le Tome synodal de 1347.–Зборник Радова. Византолошки институт, т. VIII. Београд, 1963, с. 226. 22 Подробный разбор этого главного сочинения Дисипата см. в работе: H.–V. Веуег. David Disypatos..., S. 110–124. 23 См.: М. Lot–Borodine. Un Maître de la spiritualité byzantine au XIVe siècle Nicolas Cabasilas. Paris, 1958; . . γγελοπολου. Nικλαος Καβσιλας Χαμαετς. ζω κα τ ργο αυτο. Θεσσαλονκη, 1970; D. Stiernon. Bulletin sur le palamisme.–Revue des études byzantines, 1972, t. 30, р. 271. 24 См.: I. Ševenco. Nicolas Cabasilas‘ Correspondence and the Treatment of late byzantine literary Texts.–Byzantinische Zeitschrift, 1954, t. 47, p. 53, n. 4. 27 См.: М. Candal. La Confesión antipalamítica de Grerorio Acindino.–Orientalia Christiana Periodica, t. 25. Roma, 1959, р. 215–264;

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

В первые годы существования журнала с ним активно сотрудничала груз. общественность. Здесь были публикованы труды груз. ученого Ф. Жордания - «Антоний I, католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Яропольский» (1891. 1. С. 37-44; 2. С. 26-32; 4. С. 25-28; 6. С. 6-15; 8. С. 6-14; 10/11. С. 3-16; 14. С. 26-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; 1892. 1. С. 25-29; 2. С. 19-24; 4. С. 15-19; 6. С. 22-28), «Греческая летопись VIII в., сохранившаяся в груз. рукописях XI, XV и XVI вв.» (1902. 19. С. 9-12), «Пять грузинских исторических хроник» (1903. 7/8. С. 23-31; 9. С. 17-25; 15/16. С. 25-33) и др. Под псевдонимами Г. Садзагелов и Г. Садзагелов-Ивериели печатался сщмч. Кирион III (Садзаглишвили ; впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Никозский собор» (1891. 2. С. 33-36), «Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.» (1892. 10. С. 13-18), «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом» (1893. 10. С. 17-23; 11. С. 21-23; 12. С. 2-10; 19. С. 13-17; 22. С. 8-14; 23. С. 21-24), «Речь о заслугах грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества» (1895. 12. С. 15-23; 13. С. 4-21), «История и древности Цромского Вознесенского храма» (1896. 11. С. 14-24), «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви в Карталинии» (1896. 19. С. 5-12) и др. Много материалов предоставил преподаватель Тифлисской ДС прот. Георгий Хелидзе - «О чудотворной иконе Иверской Божией Матери» (1891. 3. С. 27-33), «Метехский храм в Карталинии» (1891. 16. С. 15-19), «О пребывании ап. Андрея Первозванного в Грузии» (1891. 19. С. 11-17), «Избиение иноков в обители св. Давида Гареджийского» (1892. 9. С. 14-22), «Церковь св. Давида в Тифлисе» (1892. 12. С. 1-12), «Св. Нонна, мать Григория Богослова» (1892. 16. С. 13-15; 17. С. 9-11; 18. С. 20-26) и др. На страницах вестника публиковались материалы по истории Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Это серия очерков свящ. Никандра Покровского «Несколько страниц из истории Грузинской Церкви» (1893. 3. С. 14-23; 4. С. 6-12; 6.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 5-13; 7. С. 7-11; 8. С. 22-30; 10. С. 23-27; 11. С. 9-16) и «Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней» (1903. 15/16. С. 36-44; 19. С. 37-40; 20. С. 9-14; 21. С. 12-18; 1906. 3. С. 11-16; 4. С. 4-6; 5. С. 14-18; 7. С. 11-16); С. Белокурова «Русское посольство в Грузию, 1637-1640 гг.» (1892. 7/8. С. 32-39; 11. С. 14-18; 13. С. 1-6; 16. С. 15-21; 17. С. 24-29; 1893. 5. С. 17-21); фундаментальное исследование свящ. И. Савинского «Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в.» (1898. 12. С. 23-31; 16. С. 6-19; 18. С. 14-25; 20. С. 3-13); статьи И. Перадзе «К материалам по истории г. Тифлиса» (1896. 10. С. 14-19), «К материалам по истории христианства в Ширване, Дагестане и вообще среди кавказских горцев» (1896. 18. С. 5-11), «Очерки по грузинской церковной истории» (1899. 17. С. 4-11; 18. С. 4-10; 21. С. 1-8; 1900. 2. С. 22-24); И. К. «Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1898. 5. С. 16-22) и «Св. Або, мученик Тифлисский» (1898. 11. С. 7-12); посвященные истории христианства в Бакинской обл. очерки прот. А. Юницкого «Св. ап. Варфоломей - первомученик за веру Христову в г. Баку» (1892. 7/8. С. 9-14) и «История церквей и приходов Бакинского благочиннического округа Грузинской епархии» (1892. 18. С. 12-20; 1893. 3. С. 24-31; 6. С. 1-6; 8. С. 18-21; 13. С. 4-10; 1895. 5. С. 8-14); исследования Я. Чредина «Чествование св. Георгия в России и Грузии» (1895. 8. С. 9-24; 9. С. 10-19; 10. С. 9-14); архим. Никанора (Надеждина) «Грузинские и тифлисские архипастыри: Краткое обозрение за 1811-1886 гг.» (1896. 5. С. 7-12) и мн. др. Исследованиям истории церквей и мон-рей Грузии посвящены публикации архим. Макария «Катцаретский Самебский (Троицкий) храм» (1891. 12. С. 33-34), А. С. «Бодбийский монастырь в честь св. Нины, просветительницы Грузии» (1895. 19/20. С. 5-18); опубликованы очерки без указания авторов: «Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе: Исторический очерк» (1903.

http://pravenc.ru/text/180680.html

К концу правления П. в Гурийско-Мингрельской епархии в связи с упразднением груз. языка в церковноприходских школах и духовных уч-щах произошло серьезное противостояние между российскими чиновниками и груз. духовенством и интеллигенцией. С груз. стороны протест возглавили епископ Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) и мегрельский кн. Н. Д. Дадиани. В Тифлисе Дадиани посетил П. и просил оставить груз. язык для преподавания в Мегрелии. При содействии П. проблема была решена, и Дадиани опубликовал открытое благодарственное письмо П. (Иверия. 1905. 9. С. 3-4). Теплое отношение паствы к П. сохранилось и после нескольких непопулярных среди груз. общественности решений: переосвящения тифлисской церкви в р-не Дидубе, посвященной Иверской иконе Божией Матери, в честь Казанской иконы Божией Матери; указания под угрозой штрафа крестить только с теми именами, к-рые есть в месяцеслове РПЦ. 18 окт. 1892 г. П. был назначен на С.-Петербургскую кафедру с возведением в сан митрополита. 7 нояб. на прощание с П. прибыли все архиереи Грузинского Экзархата, духовенство, сотрудники синодальной конторы и др. В своей речи свт. Александр (Окропиридзе) выразил признательность П. за то, что благодаря его усилиям почти при каждом груз. храме были основаны приходские школы. 8 нояб. П. отслужил последнюю литургию в Сиони; 9 нояб. его посетили представители тифлисского дворянства во главе с губ. предводителем Л. А. Магалашвили. П. преподнесли альбом в серебряном переплете с фотографиями древних храмов Грузии и с надписью: «Принес ты мир и благословение. Благодарная Грузия. 1887-1892 гг.». 10 нояб. после молебна П. отбыл в Мцхету и затем во Владикавказ (Мцкемси. 1892. 21. С. 1-6). Теме прощания П. с паствой и его биографии был отведен весь ноябрьско-декабрьский номер «Духовного вестника Грузинского Экзархата» (ДВГЭ. 1892. 22/23). Современники по-разному оценивали деятельность П. в Грузии: если сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили ; католикос-патриарх Грузии в 1917-1918) писал о П. как о добром, сердечном пастыре, управлявшем паствой в духе кротости, миролюбия, благочестия и любви ( Е. К. 1901. С. 29), то католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) , напротив, обвинял его в высокомерии, честолюбии, безжалостности. О хорошем отношении груз. общества к периоду управления П. Грузинским Экзархатом свидетельствует то, что публикации о П. продолжали размещать на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата» даже после отъезда П. из Грузии: это заметки о полученных им наградах и назначениях (ДВГЭ. 1893. 4. С. 2; 1895. 2. С. 1; 1896. 11. С. 5-6), публикации его речей, произнесенных при вступлении на С.-Петербургскую кафедру (Там же. 1893. 1. С. 19-26) и на коронации имп. Николая II Александровича (Там же. 1896. 12. С. 14-18), некролог (Там же. 1898. 24. С. 1) и др.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

с 27.06.1881 по 9.03.1885 еп. Тобольский и Сибирский; † 24.10.1893 Анастасий (Опоцкий) епископ, рукоположен с 15.05.1885 по 17.11.1891 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 7.12.1905 Иосиф (Соколов) епископ, рукоположен с 15.12.1891 по 24.05.1897 еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии † 23.03.1902 Ковенские епископы Платон (Городецкий) епископ, рукоположен с 8.09.1843 по 6.11.1848 еп. Рижский, викарий Псковской епархии Евсевий (Ильинский) епископ, рукоположен с 1.01.1849 по 29.03.1851 еп. Подольский и Брацлавский Филарет (Малишевский) епископ, рукоположен с 28.05.1851 по 13.09.1860 еп. Уфимский и Мензелинский Александр (Добрынин) епископ, рукоположен с 21.11.1860 по 14.08.1868 еп. Минский и Бобруйский Иосиф (Дроздов) епископ, рукоположен с 14.09.1868 по 7.12.1874 еп. Смоленский и Дорогобужский Евгений (Шершелов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 10.02.1875 по 16.05.1877 еп. Минский и Туровский † 22.03.1897 Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 14.05.1881 еп. Калужский и Боровский; † 29.12.1900 Донат (Бабинский-Соколов) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 14.05.1881 по 6.03.1882 еп. Рижский и Митавский †16.04.1896 Сергий (Спасский) епископ, рукоположен с 30.05.1882 по 7.06.1885 еп. Могилевский и Мстиславский † 20.11.1904 Смарагд (Троицкий) епископ, рукоположен с 15.09.1885 † 2.10.1886 Антонин (Державин) епископ, бывший еп. Старицкий, викарий Тверской епархии с 18.10.1886 по 14.03.1889 еп. Полоцкий и Витебский † 2.03.1902 Кирилл (Орлов) епископ, бывший еп. Екатеринбургский и Ирбитский с 13.05.1889 в 1890 временно управлял Литовской епархией † 26.12.1890 Григорий (Полетаев) епископ, рукоположен с 3.02.1891 по 22.11.1892 еп. Туркестанский и Ташкентский; †15.06.1914 Христофор (Смирнов) епископ, бывший еп. Волоколамский, викарий Московской епархии с 19.12.1892 по 6.06.1897 еп. Екатеринбургский и Ирбитский; † после 1918 Пинский епископ В 1839 году принято из унии в РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010