I. Греко-латинские патрологии 1. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, editum consilio et impensis Academiae Litterarum Caesareae Vindobonensis. Vindobonae 1866 – (вышло более 100 томов). 2. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jah rhunderte. Hrsg. von der Kirchenväter-Komission der Kgl. Preussischen Akademie der Wissenschaften. Berlin – Leipzig, 1897 – (вышло более 50 томов; часть томов переиздана). 3. Sources Chretiennes. Ed. par A. Danielou, H. de Lubac, C. Mondesert, D. Bertrand. Paris, 1942 – (вышло более 400 томов). 4. Corpus Christianorum. Turnholti 1954 – . A) Series Latina, 1954 – (вышло более 200 томов); В) Continuatio Mediaevalis. 1966 – (вышло более 130 томов); С) Series Graeca, 1977 – (вышло более 30 томов); Clavis patrum latinorum, ed. E. Dekkers. 2 ed., Tumhout, 1961; Clavis patrum graecorum, ed. M. Geerard. Vol. 1–5. Tournhout, 1974–1987. II. Восточные патрологии 1. Patrologia Syriaca. Ed. R. Graffin. Vol. 1–3. Paris, 1894–1926. 2. Corpus scriptorum Christianorum orientalium. Edd. J.Chabot, J. Guidi, H. Hyvemat et al. Paris, 1903 – (в составе четырех серий – Scriptores syriaci, coptici, arabici, aethiopici – вышло в общей сложности более 100 томов). 3. Patrologia Orientalis . Edd. R. Graffin, F. Nau et al. Paris, 1907 – (вышло более 30 томов). III. Учебные серии 1. SS. Patrum opuscula selecta ad usum praesertim studiosorum theologiae edidit et commentariis auxit H. Hurter. Vol. 1–48. Oeniponte 1868–1885 (греческие тексты даются в латинских переводах). 2. Sammlung ausgewählter kirchen- und dogmengeschichtlicher Quellenschriften als Grundlage für Seminarübungen. Hrsg. unter Leitung von G. Krüger. Hft. 1–12. Freburg, 1891–1896; 2 Reihe Hft. 1–9; 3 Reihe Hft. 1–6. 3. Cambridge patristic texts. Ed. by A. J. Mason et al. Cam bridge, 1899 –. 4. Bibliotheca SS. Patrum, curante J. Vizini. Romae 1901 – . 5. Kleine Texte für theologische Vorlesungen und Übungen. Hrsg. von H. Lietzmann. Bonn, 1902 – . 6. Florilegium patristicum. Edd. G. Rauschen, B. Geyer, J. Zellinger. Bonnae 1904 – .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Он говорил о «мраке» (tenebrae), наступившем с упадком Др. Рима, заложив тем самым основу для будущего 3-частного деления всемирной истории - на древнюю, среднюю и новую (выработанную, правда, столетиями позже) (см.: Mommsen. 1942). Наследие П. велико и дошло до наст. времени в значительном объеме. Многие рукописи и книги из его б-ки сохранились, поскольку попали в руки высокопоставленных современников - ценителей творчества П. Сам поэт переписывал свои и чужие сочинения, его «полуготическое» письмо повлияло на создание гуманистического минускула. П. перерабатывал и систематизировал свои произведения в подражание древним авторам. Он оставил неск. сот писем: «К близким» (Familiares, или Familiarium rerum libri, между 1325 и 1361; 350 писем), «Старческие» (Seniles, между 1361 и 1374; 125 писем, в их числе - адресованное потомкам автобиографическое соч. «Posteritati», написанное после 1351, но подвергавшееся редактированию до конца жизни П.) и «Анонимные» (Sine nomine, между 1342 и 1358; 19 писем). В сб. «Разные» (Variae) вошли 65 писем, собранных поклонниками поэта после его смерти. Ему принадлежат сочинения «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346), «О религиозном досуге» (De otio religioso, 1347), «Сирийское путешествие» (Itinerarium breve de Ianua usque ad Ierusalem et Terram Sanctam, 1358) о маршруте из Италии на Св. землю, полемические послания «О невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1367) - против аверроистов, «Инвектива против некоего врача» (Invectivarum contra medicum quendam libri IV, 1355), 12 эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346-1357). Посмертная слава неизменно сопровождала мн. сочинения П., но особое предпочтение потомки отдавали его итал. поэзии. К XVI в. сложилось целое направление его подражателей - петраркизм. В России не столько подражали П., сколько переводили его сонеты: в числе переводчиков П.- Г. Р. Державин (1743-1816), К. Н. Батюшков (1787-1855), В. Я. Брюсов (1873-1924), О. Э. Мандельштам (1891-1938) и др. Соч.: Opere latine. Torino, 1975. 2 vol.; Opere: Edizione nationale. Firenze, Vol. Canzoniere/A cura di G. Contini. Torino, 200815; Автобиография. Исповедь. Сонеты/Пер.: М. О. Гершензон, Вяч. Иванов. М., 1915; Избр. лирика/Пер.: А. Эфрос. М., 1953; То же/Пер.: Е. Солонович. М., 1970; Избранное: Автобиогр. проза; Сонеты/Сост., общ. ред. и коммент.: Н. Б. Томашевский. М., 1974; Эстетические фрагменты/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. В. Бибихин. М., 1982; Африка/Пер.: Е. Г. Рабинович. М., 1992; Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 1996; Триумфы/Пер.: В. Микушевич. М., 2000; Письма/Пер.: В. В. Бибихин. СПб., 2004; Диалоги на гендерные и эстетические темы/Сост.: Н. И. Девятайкина, Л. М. Лукьянова. Саратов, 2008; Канцоньере/Пер.: А. Бердников. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580460.html

Состоял почетным старшиной Николаевского детского приюта, действительным членом Петрозаводского благотворительного общества; с 1 ноября 1888 – почетный смотритель городского 3-х классного училища ведомства Министерства народного просвещения в Петрозаводске. 43 Тищенко Вячеслав Евгеньевич; (7 августа 1861 – 25 февраля 1941) – химик. Окончил С.-Петербургский университет (1884), с 1891 преподавал в нем. Профессор, доктор химических наук (1906). Член-корреспондент (1928), академик Академии наук СССР (1935). Лауреат Сталинской премии (1941). 214 Тогатов Дмитрий Львович; (8 февраля 1872 – ?). Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896), с 16 января 1897 – помощник инспектора Архангельской Духовной семинарии, с 16 августа 1899 – преподаватель латинского языка, а с 28 июля 1906 – помощник смотрителя Тихвинского Духовного училища. 168 Токарская Лидия Федоровна; (около 1861 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Толстая Софья Венедиктовна (ур. Меликова); (1885 – 1942). Окончила Смольный институт, историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1909). В 1912 сдала испытания в государственной комиссии при историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. Преподавала на Высших Женских (Бестужевских) курсах (1911–1917), в Женском Педагогическом институте (1912–1917), на Высших Женских историко-литературных курсах (1916–1917). В сентябре 1917 – феврале 1921 – профессор историко-филологического факультета Саратовского университета, возглавила специальное отделение классической филологии при нем. В сентябре 1917 – сентябре 1918 преподавала на Саратовских Высших Женских курсах. В 1921 вернулась в Петроград, преподавала в различных ВУЗах. Работала в Библиотеке АН СССР, одновременно с 1933 работала в Ленинградском университете. Кандидат филологических наук (1938). С 1938 – доцент кафедры классической филологии Ленинградского университета. См.: Сергеенко М. Е. О С. В. Меликовой.//Санкт-Петербургские Высшие Женские (Бестужевские) курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

03(16)07.1925 ЯЛУТОРОВСКАЯ 24.07(08.08)1932 (КУНГУРСКАЯ, обн. 13(26)12.1934?) Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Серафим Лукьянов СЕРДОБОЛЬСКАЯ 07.09.1914 17.01.1918 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ 11.08.1917 17.01.1918 ФИНЛЯНДСКАЯ 17.01.1918 24.05(06.06)1923 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04(17)01.1946 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 27.07(09.08)1946 02(15)11.1949 Серафим Ляде ЗМИЕВСКАЯ, обн. 08(21)09.1924 в/у ИЗЮМСКАЯ, обн. Серафим Мещеряков ОСТРОЖСКАЯ 23.08.1898 04.06.1902 ВИТЕБСКАЯ 04.06.1902 25.07.1911 ИРКУТСКАЯ 25.07.1911 11.12.1915 КОСТРОМСКАЯ 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 КОСТРОМСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 ХАРЬКОВСКАЯ, обн. МИНСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 06(19)05.1924 29.08(11.09)1924 ТАМБОВСКАЯ 16(29)06.1927 15(28)01.1928 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 15(28)01.1928 29.07(11.08)1932 Серафим Никитин КУРСКАЯ 25.06(08.07)1962 12(25)06.1971 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 КРУТИЦКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 в/у МОСКОВСКАЯ 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 Сщмч. Серафим Остроумов БЕЛЬСКАЯ 03.04.1916 19.08.1917 в/у ХОЛМСКАЯ 21.04.1916 27.05.1917 в/у ОРЛОВСКАЯ 27.05.1917 19.08.1917 ОРЛОВСКАЯ 19.08.1917 01(14)11.1927 СМОЛЕНСКАЯ 01(14)11.1927 29.10(11.11)1936 Серафим Поляков СТАЛИНГРАДСКАЯ, григ. Серафим Протопопов I СТАРОРУССКАЯ 10.04.1866 04.04.1869 СМОЛЕНСКАЯ 04.04.1869 02.10.1874 РИЖСКАЯ 02.10.1874 08.12.1877 САМАРСКАЯ 08.12.1877 11.01.1891 Серафим Протопопов II КОЛПИНСКАЯ 27.12.1923 09.01.1924) 14(27)04.1928 АКСАЙСКАЯ 14(27)04.1928 14(27)06.1928 СЫЗРАНСКАЯ 14(27)06.1928 12(25)09.1928 СТЕРЛИТАМАКСКАЯ 12(25)09.1928 10(23)11.1928 БАКИНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУХУМСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у ЭРИВАНСКАЯ 10(23)11.1928 21.03(03.04)1930 в/у СУМСКАЯ РЫБИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14(27)03.1934 07(20)07.1934 ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 07(20)07.1934 ЛИПЕЦКАЯ 21.07(03.08)1935 17(30)09.1935 ОРЛОВСКАЯ 17(30)09.1935 06(19)10.1935 ЕЛЕЦКАЯ 06(19)10.1935 01(14)03.1937 Серафим Родионов ЦЮРИХСКАЯ 06(19)12.1971 20.10(02.11)1993 Серафим Руженцев в/у МИХАЙЛОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участвовал в Первой мировой войне. После Октябрьского переворота воевал в Добровольческой армии, в Марковском пехотном полку. В 1920 г., при отступлении, заболел тифом и остался в Ростове-на-Дону; скрывал своё прошлое. С 1942 г. был в немецкой оккупации; в 1943 г. эвакуировался на Запад, с потоком беженцев добрался до Баварии. После войны переехал в США, активно сотрудничал с газетой «Наша страна» (Буэнос-Айрес), был редактором газеты «Россия» (Нью-Йорк), печатался в газетах «Знамя России» (Нью-Йорк), журнале «Возрождение» (Париж). Опубликовал книги «За гранью прошлых дней» (1957, Буэнос-Айрес), «Поля неведомой земли» (1962, б. м.), «По следам минувшего» (1965, Нью-Йорк). См. о нем на с. 448. Галлицизм: от франц. coterie – клика, кружок, группировка. Евгений Амвросиевич Ефимовский (1885–1964) – общественно-политический деятель, журналист. Активно участвовал в деятельности монархических организаций. Редактировал парижские газеты «Русская газета», «Родина», «Грядущая Россия», журналы «Театр и жизнь» и «Русский путь». Цитата из Беранже в переводе В. С. Курочкина. Александр Александрович Куренков (псевдоним Ал. Кур, 1891–1971) – кадровый офицер, участник Белого движения, эмигрировал в США. Деятель различных антикоммунистических и монархических ассоциаций. Автор книги «Из истиной истории наших предков», переизданной в журнале «Молодая Гвардия», 1994. Часть III не была напечатана, возможно, произошла ошибка в нумерации при наборе номера. Илья Исидорович Фундаминский (Фондаминский, литературный псевдоним Бунаков, 1880–1942) – революционер, в эмиграции общественно-религиозный деятель. В 1941 г. принял православие, погиб в Освенциме. Владимир Ананьевич Злобин (1894–1967) – поэт, критик, секретарь Мережковского и Гиппиус. Сожги, чему ты поклонялся, поклоняйся тому, что сжигал (лат.). См. сведения о А. Ренникове и текст его статьи на с. 489–493. См. выше статью Б. Башилова «Творцы русской культуры – не интеллигенты, интеллигенты – не творцы русской культуры». Целым корпусом, в полном объеме Псевдоним нами не раскрыт.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Ср. Adv. Marc., IV, 9,3. 1884 Ср. Исх. 20:12—16; Лк. 18:20. 1885 См. Мф. 5:17. 1886 Ср. Лк. 18:7. 1887 Ср. Лк. 18:19. 1888 Ср. Лк. 18:18. 1889 Ср. Лк. 18:22. 1890 См Мих. 6:8. 1891 См.: Лк. 18:20—22. 1892 Вставка Кройманна. 1893 См.: Лк. 18:38. 1894 Ср.: Лк. 8:20. 1895 Ср.: Лк. 18:39. 1896 Конъектура Кройманна. В рукописи: « легче бы предположил». 1897 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1898 Ср.: Лк. 18:43. 1899 Ср.: Ис. 11:1. 1900 Ср.: 3 Цар. 8:19. 1901 Ср.: Пс. 146 145:8. 1902 Другое прочтение: «и хотел, чтобы все познали , одарил веру человека, хотя видящую лучше, хотя причастную истинному свету, также и внешним зрением». 1903 Ср.: 2 Цар. 5:6—8. 1904 Конъектура Кройманна. В рукописи: «И почему Он сказал, что дает вере ». 1905 Вставка Кройманна. 1906 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которые». 1907 Кройманн предполагает порчу текста: «с таким же состоянием плоти». 1908 Ср.: Лк. 19:9. 1909 Вставка Кройманна. 1910 См.: Лк. 18:38. 1911 См.: Лк. 18:43. 1912 В Евангелии не сказано, что Закхей был не иудеем. 1913 См.: Ис. 58:7. 1914 Ср.: Лк. 19:6. 1915 См.: Ис. 58:7. 1916 Ср.: Лк. 19:8. 1917 Ср.: Ис. 58:9, согласно Септуагинте. 1918 Ср.: Ис. 58:10, согласно Септуагинте. 1919 См.: Лк. 19:8. 1920 См.: Лк. 19:9. 1921 См.: Лк. 19:10. 1922 См.: Лк. 19:11—26. 1923 Вставка Кройманна. 1924 Конъектура Кройманна. В рукописи: «прославляющим». Ср.: Лк. 19:22—23. 1925 Ср.: Лк. 19:26. 1926 Ср.: Л к. 19:21—22. 1927 Ср.: Лк. 20:3—7. 1928 Ср.: Лк. 20:6. 1929 Ср.: Лк. 20:5. 1930 Там же. 1931 См.: Лк. 20:25. 1932 По мнению Кройманна, здесь пропущены слова: «чтобы заимствовал у другого тот». 1933 Ср.: Втор. 25:5—10. 1934 Ср.: Лк. 20:27—33. 1935 Ср.: Лк. 20:4. 1936 Ср.: Лк. 20:35. 1937 Ср.: Лк. 20:35—36; ср.: Мф. 22:30. 1938 Post praescriptionem. 1939 См.: Лк. 20:35. 1940 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пробежали». 1941 В рукописи эти слова следуют выше, после слов: «на текст Писания». 1942 См.: Лк. 20:34. 1943 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но Господь не может казаться отвечавшим о браке этого века».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Впервые: Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев, 1957. С. 9–25. Печатается по первой публикации. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965) – философ, представитель интуитивизма и персонализма. В 1891 г. поступил на естеств. отделение физ. – мат. ф-та, а затем на ист.-филол. ф-т С.-Петербургского университета. В университетах Германии и Швейцарии слушал лекции Виндельбанда, Вундта, Г. Мюллера. В 1903 г. – магистр философии, в 1907-м – доктор; с 1916 г. – экстраординарный профессор С.-Петербургского университета. В 1922 г. выслан из России. Работал в Русском университете в Праге. С 1942 г. – проф. философии Братиславского университета. В 1945 г. переехал во Францию, в 1946 г. – в США. Лосский оставил богатое философское наследие, переведенное на многие языки. Основные разделы философской системы Лосского: учение о предмете, методе и структуре философии; гносеология интуитивизма, идеал-реалистическая, персоналистская онтология и метафизика; философская психология и антропология; логика; теория свободы воли; христианская теономная этика; эстетика; социальная философия и психология; история философии. Философия, в определении Лосского, – это особая «наука о мире как целом». Ее главная задача – «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем». В гносеологии Лосский – основатель нового в философии направления – интуитивизма. Основная мысль гносеологии Лосского в том, что сознание носит по своей исконной природе открытый, а не закрытый характер, что оно подобно не психическому вместилищу, в которое предмет должен «попасть», неизбежно субъективно преломившись в нем, а, скорее, средоточию лучей, освещающих те или иные отрезки бытия. Учение Лосского, осо­бенно его интуитивизм, оказало влияние на C. JI. Франка, А.Ф. Лосева . Значительный интерес представляют многочисленные статьи и монографии Лосского, посвященные творчеству русских писателей, на примере которого он ставит и решает наиболее острые и всегда актуальные темы русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1, д. 622, л. 5; АУФСБ РФ РФ по СПб. и ЛО, д. П–29558, л. 116–116 об.). РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 3, д. 29, л. 3. Манифестом 25 июля 1810 г. об учреждении министерств было образовано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, в 1817 г. оно вошло в состав Министерства духовных дел и народного просвещения, которое в 1824 г. было преобразовано в Министерство народного просвещения с подчинением ему Отделения духовных дел (иностранных исповеданий). 2 февраля 1832 г. это отделение было присоединено к МВД в виде ДДДИИ. 6 августа 1880 г. департамент был выделен в самостоятельное Главное управление духовных дел разных исповеданий; 16 марта 1881 г. Главное управление вновь было включено в состав МВД в виде ДДДИИ. Департамент ведал делами всех исповеданий (кроме православного) на территории России и Царства Польского. 5 августа 1917 г. Временным правительством было образовано Министерство исповеданий, упраздненное 26 ноября 1917 г. (Российский государственный исторический архив: Путеводитель. В 4 т. Изд. 2, доп. и испр. Т. 1: Фонды центральных государственных учреждений. СПб., 2012. С. 73). Сергей Александрович Аннинский (13 октября 1891 г.– 1942(1943) г.), с 15 июля 1918 г. «помощник архивиста» (с октября 1918 г. «архивист») 1-го Петроградского отделения 4-й секции ЕГАФ. С 15 августа 1918 г. и. о. заведующего бывшим Архивом ДДДИИ МВД. С сентября 1919 г. заведующий 5-м отделом 1-го отделения 4-й секции ЕГАФ. По сведениям на 4 марта 1924 г., заведующий Отделом 1-го отделения Историко-культурной секции ЕГАФ (Ленинградского отделения Центрархива). По сведениям на начало 1925 г. – декабрь 1925 г., – «старший архивист» 1-го отделения Историко-культурной секции ЕГАФ (Ленинградского отделения Центрархива). В январе 1926 г. – декабре 1929 г. – «старший инспектор» ЛЦИА. В дальнейшем работал в Рукописном отделении Библиотеки АН СССР (РО БАН); Институте документа, книги и письма; Институте языка и мышления АН СССР; Ленинградском отделении института истории АН СССР (РГИА, ф. 6900, оп.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Мозг и душа. С. 31-32). 10. Э. Леруа. Догмат и критика/Пер. с фр. М., 1915. С. 309. 11. В. Несмелов. Наука о человеке. Т. 1. Казань, 1906. С. 242. 12. Р. Эйкен. Основные проблемы современной философии религии. СПб., 1910. С. 6-7. 13. В. Несмелов. Цит. соч. С. 262. См. также: П. Нечаев. Теизм как проблема разума. Серг. Пос., 1916. С. 327; А. Введенский. Вера в Бога, ее происхождение и основание. СПб., 1891. 14. Existentialisme chretien: Gabriel Marcel. Paris, 1948. P. 15. 15. См.: H. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. P. 325. 16. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. М., 1964. С. 67. 17. Ж. Ж. Руссо. Эмиль. М., 1911. С. 402. 18. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. С. 39. См.: А. Эйнштейн. Собр. науч. трудов. Т. IV. С. 142. 19. Ч. Дарвин. Собр. соч. Т. 1. СПб., С. 724. 20. Цит. по кн.: А. Г. Табрум. Религиозные верования современных ученых. М., 1912. С. 55. 21. X. Шепли. Звезды и люди. М., 1962. С. 14. Аналогичную мысль высказывал в свое время и Менделеев. Он говорил о «троице вечных и самобытных: веществе (материи), силе (энергии) и духе» (Д. И. Менделеев. Попытка химического понимания мирового эфира. СПб., 1910. С. 17). 22. О целесообразных явлениях в живой природе см.: Д. Котт. Приспособительная окраска животных. М., 1946; Г. Карпентер, Э. Форд. Мимикрия. М.; Л., 1935; Л. Д. Лиознер. Восстановление утраченных органов. М., 1962; P. Шовен. Поведение животных. М., 1972. О философском значении целесообразности см. работу ботаника Эберхарта Деннерта (1861-1942) «Умер ли Бог?» (Одесса, 1914). Даже позитивисты вынуждены говорить здесь о вере. «Все, что совершается на свете, — писал неодарвинист Август Вейсман, — покоится на силах, в нем господствующих, и совершается закономерно; откуда же происходят эти силы и их субстрат — материя, этого мы не знаем, а здесь никому не возбраняется верить) (А. Вейсман. Лекция по эволюционной теории. Пг., 1918. С. 15). 23. Винер. Кибернетика и общество. С. 193. 24. Э. Бернс. Введение в марксизм. М., 1961. С. 70.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

КОММЕНТАРИИ: 1. Представление об истории как о самой полезной для общества науке - " учительнице жизни " характерно и для античности. Господствующей теорией исторического процесса была Полибиева цикличность. Естественно, что если явления повторяются, то людям необходимо извлекать уроки из истории. Лев Диакон Заимствовал последовательность первой главы из исторического сочинения Агафия " О царствовании Юстиниана " (5). Агафий, историк VI в., в свою очередь, опирался здесь на Диодора Сицилийского (Кэмерон. 1970, 58). 2. Введение Льва Диакона отличается от введения Агафия попыткой выделить движущие силы исторического процесса. Агафий в своем зачине делает упор на том удовольствии, которое доставляет читателю историк; у Льва об этом ни слова. 3. Общий пессимистический тон введения Льва Диакона, вероятно, отразил настроения византийского общества. Подобное мироощущение было свойственно самому императору Василию II, в правление которого писал Лев. Новелла от 4 апреля 988 г. пронизана таким же пессимизмом: " До настоящего дня никакой, даже самомалейшей удачи мы не встретили в нашей жизни, но, напротив, не осталось такого вида несчастья, которого мы не испытали бы " (Ц.-Л. III, 303-304). Введение Льва созвучно концу его " Истории " . Возможно, причиной ожидания конца света был каббалистический расчет: приближавшийся 992 год был 6500 г. от сотворения мира. Христос родился в 5500 г., а согласно Новому завету (2 Петра. III, 8), " Божий день " равнялся тысяче человеческих лет. См.: Васильев. 1942. 4. Парафраз Нового завета: 1 Коринф. VII, 31. 5. Почти дословно из введения к " Истории " Агафия (8). 6. Подражание Агафию (8-9), который таким же образом представил себя читателям. Агафием же такая форма самохарактеристики заимствована из, стихотворных эпитафий (Кэмерон. 1970, 2). 7. Калоэ - совр. Гёлёз, Келез (Рэмси. 1890, 105; Томашек. 1891, 91-92). 8. Лев в данном случае использует текст Гомера (Ил. II, 461). В Х в. провинции с названием " Азия " не существовало. Имеется в виду Фракисий-ская фема, занимавшая юго-западную часть Малой Азии и образованная в 741 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010