Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла К. Манойлович. Фотография. 1-я пол. ХХ в. [Серб. Коста (4.12.1890, сел. Крнево близ г. Велика-Плана - 2.11.1949, Белград), серб. композитор, регент и педагог. Учился игре на скрипке, церковному пению и хоровому пению в семинарии св. Саввы в Белграде, гармонии - в Сербской музыкальной школе, к-рой руководил С. Мокраняц . Управлял семинарским хором, посещал репетиции Первого белградского певческого об-ва под рук. Мокраняца. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви был направлен получать муз. образование в Московскую консерваторию, но не сдал вступительные экзамены и уехал в Мюнхен (1912), где учился в Музыкальной академии и на философском фак-те Мюнхенского ун-та у Р. Майера-Гшрая, Ф. Клозе и Э. Шмица. После начала 1-й Балканской войны (1912) вернулся на родину, но не был мобилизован и снова уехал учиться в Мюнхен. С началом первой мировой войны (1914) вернулся в Сербию. Как военнообязанный приехал в Крагуевац, где основал хор Шумадийского медицинского отряда. Вместе с отступавшей серб. армией через Албанию перебрался на о-в Корфу (Керкира), где по разрешению Верховного командования основал Сербский военный хор, с к-рым выступал в храмах и лагерях. Здесь М. завершил работу над «Литургией» для муж. хора, начатой в Крагуеваце, записывал по памяти и перекладывал для муж. хора композиции Мокраняца. В 1917 г. М. был направлен на 2 года в Оксфордский ун-т, где учился у профессоров Х. П. Алена и Э. Уолкера, сотрудничал с музыковедом Р. Ньюмарч, руководил хором богословского фак-та, к-рый пел на богослужениях и выступал с концертами в Оксфорде, Лондоне, Рединге и Бирмингеме. Много сочинял, его произведения печатались в Лондоне, Париже и Вене. В качестве дипломной работы создал композицию «На реках вавилонских» для 2 смешанных хоров, баритона и оркестра (1919). После возвращения в Белград был назначен регентом Первого белградского певческого об-ва и учителем музыки в семинарии и в музыкальной школе в Белграде. Стал основателем и руководителем певческого об-ва «Мокраняц» (1932-1939). Являлся секретарем Белградской филармонии, одним из основателей Южнославянского певческого союза, Всеславянского певческого союза и Об-ва югославских композиторов, сотрудником Сообщества друзей искусств «Цвьета Зузорич», Сообщества друзей славянской музыки, Радио Белграда и Этнографического музея. Вместе с С. Христичем и П. Стояновичем участвовал в основании Музыкальной академии в Белграде (1937), был ее 1-м ректором (1937-1939) и профессором (до 1946). Когда по указанию властей М. был уволен из Музыкальной академии, акад. П. Конёвич назначил его сотрудником вновь учрежденного Ин-та музыковедения Сербской академии наук и искусств, однако через неск. месяцев М. скончался.

http://pravenc.ru/text/2561848.html

О себе — для детей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 5 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 От публикаторов Публикуемые здесь автобиографические заметки Н. Д. Шаховской (1890–1942) обращены к нам — ее детям, младшему из которых недавно исполнилось 70 лет, а когда она умерла, ему было одиннадцать. Но, думается, эти ее записи, не предназначавшиеся для публикации, будут теперь с интересом и пользой прочитаны современными детьми и их родителями. Наталия Дмитриевна родилась в 1890 году в селе Михайловском близ города Ярославля (имении деда, генерала И. Ф. Шаховского), где семья проводила летние месяцы. В 1907 году Наталия Дмитриевна окончила (с золотой медалью) Ярославскую женскую гимназию, а в 1913 году — исторический факультет Московских Высших женских курсов. Уже в студенческие годы она начала писать на исторические и литературные темы (опубликована ее книга о В. Г. Короленко (1912), исследование о сыске посадских тяглецов в XVII веке (1913), статья памяти А. П. Чехова (1914), книжка “В монастырской вотчине” (1915) и др.); в результате архивно-научной работы была подготовлена рукопись “Князь А. М. Курбский”, не увидевшая свет в связи с прекращением работы издательства. После февральской революции Наталия Дмитриевна бросила литературную и научную работу ради общественной — заведовала культурно-просветительским отделом Дмитровского Союза кооперативов; в задачи этого отдела входила подготовка кадров внешкольных работников для села, организация сельских библиотек, книжных складов, музея местного края и др. В 1918 году Наталия Дмитриевна вышла замуж за М. В. Шика — крестившегося еврея, позднее принявшего священнический сан (1927), расстрелянного в 1937 году 1 . Поселившись в городе Сергиеве, Наталия Дмитриевна продолжала культурно-просветительскую работу в местном отделении того же Союза кооперативов, а во время разгрома кооперативного движения в 1921 году была арестована и 2,5 месяца провела в Бутырской тюрьме. Затем она преподавала историю в Сергиевском педагогическом техникуме, но в связи с рождением детей оставила эту работу.

http://pravmir.ru/o-sebe-dlya-detey/

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Льдов Льдов Константин (настоящие имя и фамилия Витольд-Константин Николаевич Розенблюм. 1862–1937) – поэт, прозаик, переводчик. В конце XIX века, да и в начале XX, его имя пользовалось не меньшей известностью, чем Надсона, Фофанова, а позднее – Игоря Северянина, но и в числе «забытых» оказалось уже при жизни. Первый «надсоновский» сборник стихов Константина Льдова вышел в 1890 году, последний в Брюсселе – в 1926 году. Он назывался «Против течения». Но «поздний» Льдов, как и «поздний» Бальмонт, не просто выступали п р о т и в. В одном из последних эмигрантских стихотворений он напишет: Дремучий лес. Темна дорога... Как страх невольный побороть? Кто в этих дебрях ищет Бога, Того нашел уже Господь? Константин Льдов вернулся к своим ранним религиозным стихам, увидев в них то главное, что он пытался обрести всю жизнь. Отшельник Набросок В бору ароматном, где сосны и ельник Сплотилися тесно в зеленый плетень, Где дятел стучит и блуждает олень, От грешного мира спасался отшельник. И вот омрачила предсмертная тень Черты изможденного лика... И старец воскликнул: «Господь мой, Владыка Незримых и зримых пространств и миров, Прими мою душу и бренный покров, На ней тяготевший, как цепи! Я в жизни томился, как в сумрачном склепе, Я жаждал безумно грядущей зари, Покинул людей и Твои алтари, И все, что к земному меня привлекало... Но истины сердце напрасно алкало: Во мраке я жил и во мраке умру... И совесть мою, как змеиное жало, Язвит сожаление... В темном бору Я был равнодушен к земному добру; Мирские тревоги, мирские печали Смиренной молитвы моей не смущали, Я духом стремился в небесную даль, – И вот, у могилы, чего-то мне жаль, О чем-то былом я тоскую!.. О Боже, Ты пенишь пучину морскую И вновь превращаешь в зеркальную гладь, – Верни же Твой мир и Твою благодать Душе, омраченной сомненьем! Легко умереть, тяжело умирать... О Боже, овей мою душу забвеньем И в очи мне славой Твоею блесни, Зажги на мгновенье святые огни, Огни вековечного света...» Но сумрачно в келье... Послышался где-то

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТРИН Василий Михайлович (29.01.1865, с. Пехра-Покровское Московского у. и губ.- 19.04.1937, Ленинград), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры, академик Императорской АН (с 1907), позднее АН СССР. Род. в семье священника. Получил домашнее образование; обучался в духовном уч-ще при Заиконоспасском мон-ре в Москве, окончил первые 3 класса Московской ДС. В 1890 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та, где обучался у акад. И. С. Тихонравова, слушал лекции Ф. Ф. Фортунатова, Ф. Е. Корша. В 1891-1897 гг. приват-доцент Московского ун-та. В 1893 г. защитил магист. дис. «Александрия русских хронографов». В 1894-1895 гг. был командирован для работы в б-ках и рукописных собраниях Европы; занимался в б-ках Св. Горы Афон, Белграда, Софии, Пловдива, Праги, ряда городов Италии. В 1897 г. защитил докт. дис. «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах». С 16 сент. 1897 г. И.- экстраординарный и вскоре ординарный профессор кафедры рус. языка и словесности Новороссийского ун-та в Одессе; с 1904 г.- председатель Историко-филологического об-ва при Новороссийском университете и его византийско-славянского отделения. Помимо основных предметов в университете читал спецкурсы «Обзор главнейших переводных памятников древнерусской письменности», «Обзор новейших исследований по вопросам древнерусской литературы». За годы работы в ун-тах и чтения публичных лекций в различных городах России И. стал одним из лучших преподавателей по своей специальности, много внимания уделял развитию методик преподавания древнерус. и отечественной лит-ры в целом, участвовал в составлении и обсуждении различных учебных пособий. С 7 дек. 1902 г. И. член-корреспондент Российской Императорской АН по отделению русского языка и словесности. В 1906 г. в Одессе И. женился на Евгении Самсоновне Кузьменко (Истрина; с 1943 - член-корреспондент АН СССР по отд-нию лит-ры и языка).

http://pravenc.ru/text/Истрин.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Константин Льдов Льдов Константин (настоящие имя и фамилия Витольд-Константин Николаевич Розенблюм. 1862–1937) – поэт, прозаик, переводчик. В конце XIX века, да и в начале XX, его имя пользовалось не меньшей известностью, чем Надсона, Фофанова, а позднее – Игоря Северянина, но и в числе «забытых» оказалось уже при жизни. Первый «надсоновский» сборник стихов Константина Льдова вышел в 1890 году, последний в Брюсселе – в 1926 году. Он назывался «Против течения». Но «поздний» Льдов, как и «поздний» Бальмонт, не просто выступали п р о т и в. В одном из последних эмигрантских стихотворений он напишет: Дремучий лес. Темна дорога… Как страх невольный побороть? Кто в этих дебрях ищет Бога, Того нашел уже Господь? Константин Льдов вернулся к своим ранним религиозным стихам, увидев в них то главное, что он пытался обрести всю жизнь. Отшельник Набросок В бору ароматном, где сосны и ельник Сплотилися тесно в зеленый плетень, Где дятел стучит и блуждает олень, От грешного мира спасался отшельник. И вот омрачила предсмертная тень Черты изможденного лика… И старец воскликнул: «Господь мой, Владыка Незримых и зримых пространств и миров, Прими мою душу и бренный покров, На ней тяготевший, как цепи! Я в жизни томился, как в сумрачном склепе, Я жаждал безумно грядущей зари, Покинул людей и Твои алтари, И все, что к земному меня привлекало… Но истины сердце напрасно алкало: Во мраке я жил и во мраке умру… И совесть мою, как змеиное жало, Язвит сожаление… В темном бору Я был равнодушен к земному добру; Мирские тревоги, мирские печали Смиренной молитвы моей не смущали, Я духом стремился в небесную даль, – И вот, у могилы, чего-то мне жаль, О чем-то былом я тоскую!.. О Боже, Ты пенишь пучину морскую И вновь превращаешь в зеркальную гладь, – Верни же Твой мир и Твою благодать Душе, омраченной сомненьем! Легко умереть, тяжело умирать… О Боже, овей мою душу забвеньем И в очи мне славой Твоею блесни, Зажги на мгновенье святые огни, Огни вековечного света…»

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

С. Девятова Скачать epub pdf Блаженный Алексий Елнатский, Христа ради юродивый, мученик (1890–1937) (Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 12) Блаженный Алексий Елнатский (Ворошин Алексей Иванович) родился в  1890 году близ Жарков, в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты. С детских лет Алексей любил посещать богослужения.  Когда пришло время Алексею жениться, и он собирался уже обручиться с понравившейся ему девушкой, неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Когда благочестивый юноша попросил девушку не посещать вольных собраний деревенской молодёжи, она не послушалась. Алексей решил, что если она, будучи невестой, не прислушивается к его просьбам, то о создании с ней семьи не может быть и речи, и отправился в Троицкую Кривоезерскую пустынь, расположенную на левом берегу Волги. В течение одного года он был там послушником, а затем вернулся в родную деревню и поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на огороде небольшую келью, там и молился подвижник день и ночь. Любил Алексей уединяться и в лесу на ключе святого блаженного Симона. После 1917 года новая власть требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. Крестьяне, очень уважавшие подвижника, выбрали Алексея Ивановича в председатели. Став председателем, он по-прежнему много молился, посещал церковные службы. Через год приехал председатель, назначенный из города, Алексей Иванович оставил службу и совершенно уединился в своей келье. Так строгий постник жил девять лет, а в 1928 году принял на себя подвиг юродства. Жить стал, где придётся, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует. Подаренную ему одежду он тут же раздавал. Своим странным поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезнь, смерть близких. Так, раздетым прошёл он по селу Парфенову к местным торговцам-сапожникам и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали. Однажды он пришёл к одной семье, молча обмерил огород шагами, провёл черту и отделил часть земли. И при советской власти эту землю точно так, как предсказал блаженный Алексий, отрезали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тексты тропаря, кондака и молитвы священномученику были утверждены ранее 22 октября. ПРАВМИР. На заседании Синода Русской Православной Церкви утвержден текст службы священномученику Владимиру Амбарцумову. Синод рекомендовал текст службы священномученику к общецерковному богослужебному употреблению ( журнал 96 ). Тексты тропаря, кондака и молитвы священномученику Владимиру Амбарцумову  были утверждены  ранее, на заседании Синода от 24 декабря 2015 года ( журнал 114 ). Священномученик Владимир Амбарцумов родился в 1892 году в Саратове в семье армянина и лютеранки немецкого происхождения. Воспитывался в лютеранской вере. В конце 1890-х годов семья переехала в Москву. Учился Владимир в Берлинском политехникуме в Германии. Там он впервые познакомился с молодежным христианским движением. Затем поступил на физико-математический факультет МГУ, стал членом христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Делом его жизни стало развитие христианского студенческого движения. В 1923 году умерла жена и верная помощница Владимира, оставив у него на руках двух маленьких детей. В 1924 году христианское студенческое движение было запрещено, но Владимир Амбарцумов продолжал работать нелегально. Со временем он сблизился с православными христианами, в 1925 году крестил детей в Русской Православной Церкви, а в 1926 году в возрасте 33 лет и сам перешел в Православие. В 1927 году он был рукоположен во священника другим будущим святым мучеником епископом Виктором (Островидовым). Служил в Москве. Его неоднократно арестовывали, приговаривали к ссылке. В 1937 году отца Владимира очередной раз арестовали и 5 ноября 1937 года по приговору «тройки» расстреляли на полигоне Бутово под Москвой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 ноября, 2004 30 августа, 2005

http://pravmir.ru/sinod-utverdil-tekst-s...

Затем З. уехал в Афины, где во время состязания в мастерстве пения с известными афинскими псалтами у него произошло кровоизлияние в горло, из-за чего он был вынужден на какой-то период прервать певч. карьеру и обратиться к сочинению церковных песнопений. Он создавал пространные пападические произведения, к-рые из-за сложности могли быть исполнены только выдающимися певцами (согласно сведениям болг. певца и знатока пения греч. традиции Христо Шалдева). Первым известным его песнопением стало «Достойно есть» на 8-й глас; оно было напечатано в сб. «Литургия» Каллистрата Зографского (см.: Восточно церковно пение. 1905. С. 150) и надписано как произведение «Димитрия Вулгараки Градоборскаго». В 1978 г. в Македонии был найден церковнопевч. сборник с 2 др. его произведениями, а в 2003 г.- сборник под ред. З., включавший неизвестные ранее его сочинения. С 1840 по 1860 г., увлеченный идеей болг. церковной независимости, З. обучал болг. певцов церковному пению (на церковнослав. яз.), заложив основы солунской церковнопевч. школы. Согласно П. Диневу , будучи воспитанником греч. традиции, З. широко применял орнаментику как при исполнении песнопений, так и в мелотворчестве. Позднее под влиянием церковнослав. языка, на к-ром З. начал петь, «он освободился от чрезмерных голосовых колебаний и от чуждой для болгарского уха... восточности». Эта певч. стилистика была засвидетельствована его учениками - иером. Петром (Димитровым) и его братом архидиак. Иоанном Димитровым по прозвищу Осман (из с. Зарова, ныне Никополи, близ Лангадаса, Греция), к-рые много лет служили и пели в кафедральной ц. св. Недели в Софии, а также Христо Попмитревым из Гюмендже (ныне Гумениса, Греция), который был одним из первых псалтов, начавших петь в церквах Эгейской Македонии на церковнослав. языке. Как известного церковного певца З. характеризует (впервые в истории болг. музыки) греч. исследователь Г. Пападопулос (1890). Данные о З. опубликовали И. Снегаров (1937), Х. Шалдев (1939), П. Динев (1963), С. Хырков (2007), а также македонские историки музыки М. Георгиевский (1979) и Я. Коджабашия (2003). В наст. время в Болгарии, Македонии и Греции З. считается одним из самых видных представителей церковнопевч. традиции периода Балканского возрождения.

http://pravenc.ru/text/199897.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010