В 1886 г. в Тифлисской семинарии, воспитанники которой почти все были местными, из-за политики русификации, проводившейся экзархом Грузии архиепископом Павлом Лебедевым (1882–1887), произошли волнения, приведшие к убийству В 1893 г. беспорядки в этой семинарии повторились. В том же году вспыхнули волнения в Смоленской, Московской, Могилевской и Черниговской семинариях. В 1895 г. произошло возмущение во Владимирской семинарии, сопровождавшееся покушением на ректора архимандрита Никона Софийского, так что перепуганные власти потребовали даже вызвать войска против молодежи. Будущий митрополит Евлогий Георгиевский, назначенный после этих событий инспектором семинарии, сообщает в своих воспоминаниях, что причиной волнений явилась полицейская система воспитания, поддерживавшаяся ректором и инспектором. По той же причине в 1897 г. беспорядки охватили Тульскую Под влиянием революционных настроений 1905–1907 гг. по семинариям прокатилась настоящая волна возмущений. В 18 семинариях дело дошло до тяжелых столкновений, но и в других имели место постоянные стычки между преподавателями и учащимися, которые отказывались отвечать на занятиях и бойкотировали некоторых Эти события недвусмысленно показали, что укоренившаяся система воспитания, которую еще более ужесточил Победоносцев, не отвечала насущным педагогическим задачам и была не способна подготовить молодежь, захваченную веяниями эпохи, к предстоявшему ей священническому служению. Но и помимо собственно воспитания учителя семинарий оказывались несостоятельными даже перед чисто дидактическими задачами. В Святейшем Синоде, по сообщению одного из его членов, архиепископа Никанора Бровковича, уже в 1887 г. об уровне семинарий было «разумение вообще но при этом Синод ограничивался рассылкой циркуляров по мелким вопросам, ничего не предпринимая для преобразования самой системы воспитания. В таком состоянии дело оставалось вплоть до 1906 г., когда начались предварительные работы по общей церковной реформе. Теперь тема ущербности духовного образования стала предметом публичной дискуссии, участники которой искали путей, какими можно было бы вывести духовную школу из того летаргического состояния, в котором она пребывала. Эта задача была настоятельной и с практической точки зрения. Вот что пишет о периоде 1903–1913 гг. митрополит Евлогий: «Наши духовные семинарии не давали достаточного числа кандидатов-священников... Многие семинаристы, особенно в Сибири, не хотели принимать священного сана. Благовещенская семинария за 10 лет не выпустила ни одного священника. Религиозный энтузиазм в семинарии потух, молодежь устремлялась на гражданскую службу, на прииски, в промышленные

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

гласный Московской городской думы. Старообрядец Солдатёнков с начала 1850-х гг. сблизился с московскими западниками, а с 1856 г. занимался издательской деятельностью. В частности, издавал произведения В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова и Н. Г. Чернышевского, в 1862–1864 гг. финансировал издание А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым газеты «Общее вече». В 1861 г. устроил для старообрядческого епископа Коломенского Пафнутия (Овчинникова) поездку в Лондон и встречу с Герценом. 2246 Слова берет и сторону подчеркнуты (вероятно, позднее) карандашом, тем же карандашом это место отмечено и на полях. 2247 Николай Христианович Бунге (1823–1895), ученый-экономист, финансист, с 1881 г. министр финансов. Гиляров просил у него о государственном кредите под залог недвижимости, но, как рассказывал он, получил «решительный отказ, основанный на формальностях, которые для всякого были бы обойдены» (Письма к Романову-Рцы. С. 280). 2248 Николай Петрович Ланин (1832–1895), купец 1-й гильдии, основатель и владелец завода искусственных и минеральных вод, магазина «Ланинские воды», выборный Московского биржевого общества (1876–1879), гласный Московской городской думы (1869–1892), публицист, с конца 1880 г. издатель, а затем и редактор либеральной московской газеты «Русский курьер». 2249 Николай Васильевич Васильев. См. о нем в вводной статье. С 1860-х гг. сотрудник «Московских ведомостей»; в 1870-е гг. бухгалтер и библиотекарь Московской практической академии коммерческих наук. В 1885 г. ушел из газеты «Московские ведомости» на должность редактора-издателя газеты «Голос Москвы», однако в 1887 г. М. Н. Катков вновь принял его на работу в «Московские ведомости». 2252 В 1884 г., возможно, после этого письма, Аксаков предоставил в долг Гилярову некую сумму, за которую тот рассчитался публикацией в «Руси» отрывка из своих воспоминаний «Урезанный документ» (Русь. 1884. 1 окт. 19. С. 33–41). Об этом можно судить по письму Аксакова к Гилярову, датируемому нами: после 16 декабря 1884 г. (см.: Аксаков в письмах. Т. III. С. 447). А во второй половине ноября (датировка наша) Аксаков предложил Гилярову публиковать в «Руси» статьи «неудобные для «Современных известий " » за гонорар, который тот сам себе определит (Там же. С. 446). И, действительно, в 1884–1885 гг. Гиляров сделал в аксаковской газете еще четыре публикации. 2253 В январе 1882 г. Суворин получил разрешение издавать в Москве ежедневную газету «Русское дело», но так и не воспользовался им. См. письмо В. С. Россоловского Аксакову от 25 января 1882 г. (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. 524. Л. 18 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В апреле 1887 года бывший помощник инспектора Смоленской дух. семинарии О.И. Маньковский подарил в музей гравированное овальной формы изображение святителя Митрофана Воронежского , представленного в клобуке, мантии и епитрахили, коленопреклоненным пред аналоем, на котором водружено распятие и лежит разогнутая книга. Медальон, поддерживаемый со сторон двумя ангелами, сверху окружен словами: «Святителю отче наш Митрофане моли Бога о нас», а внизу имеет свиток, в котором помечены дни кончины, поставления во епископа, прославления и памяти святителя. Гравюра, от времени сильно выцветшая и изветшавшая, не показана в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского 749 . В сентябре 1889 года наследники А.Ф. Аксаковой —138— принесли в дар музею изящный серебряный венок (вес. 1 ф. 48 зол.), возложенный С.-Петербургским славянским благотворительным обществом на гроб И.С. Аксакова, и превосходный портрет последнего, лежащего на смертном одре, исполненный фотограф. Дьяговченко и оправленный в роскошную бархатную раму. Эти приношения также дороги академии, которая чтит в почившем столько же славного сына земли и церкви русской, сколько и своего щедрого благотворителя, оставившего в наследство ей свои богатые книжные сокровища и несколько стипендий 750 . В том же году и месяце Сербский митрополит Михаил пожертвовал в музей бронзовую вызолоченную медаль в память пятисотлетия Коссовской битвы 751 , а в мае 1890 г. священником московск. Власиевской церкви Д.П. Некрасовым был передан на хранение в музей антиминс на белом атласе, освященный для Христорождественского храма преосв. Аполлосом, епископом Орловским и Севским 30 авг. 1795 г. 752 Сейчас названные пожертвования были последними вкладами в наш церковно-археологический музей за время нахождения его в рукописном отделении библиотеки. По мере того, как он развивался и обогащался предметами древности, все более и более выяснялись неудобства совмещения двух различных по составу учреждений под наблюдением одного и того же лица. Обремененный множеством своих ближайших и неотложных занятий по заведыванию библиотекой, академический библиотекарь едва успевал заносить в инвентарь, рядом с книгами, поступления в церковно-археологический музей и докладывать время от времени о них Совету. Не обязанный интересоваться, а тем более заниматься церковными и другими древностями, он не имел ни побуждений, ни возможности исследовать и сортировать поступавшие в музей старинные

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всего в 1894 году поступило на приход: 1. Остаток от предыдущего года: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 46100 р. 2173 р. Взносы пожизненных членов и на вечное поминовение а) процентными бумагами б) наличными деньгами 200 р. 100 р. Взносы действительных членов и единовременные пожертвования: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 3289 р. От Московского Епархиального Свечного завода От продажи пожертвованных в пользу Братства изданий 2687 р. От концерта в пользу недостаточ- ных студентов, данного 6 февраля 1894 года От промена купонов с процентных бумаг Братства 1841 р. Возращенные долги Переходящие суммы: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 22400 р. 2446 р. Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 68900 р. 13447 р. А всего 82347 р. Израсходовано: 1. В уплату за содержание своекоштных студентов внесено в экономию Академии 6335 р. На руки выдано некоторым из них с тою же целью Заимообразно выдано двоим из них На лечение двоих из больных студентов выдано – в пособие 85 р. и заимообразно 25 р., итого Окончившим курс воспитанникам выдано: а) в виде единовременных пособий б) заимообразно 138 р. 315 р. На содержание и лечение душевнобольного бывшего студента Тихона Оболенского выслано в психиатрическое заведение На типографские, канцелярские, почтовые и другие мелочные расходы употреблено На печатание сочинений В. Д. Кудрявцева, на рассылку по почте их и других, принадлежащих Братству, изданий, на переплет и проч. израсходовано 1621 р. Переходящие суммы: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 23300 р. 1395 р. Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 23300 р. 10549 р. А всего 33849 р. Осталось к 1895 году запасного капитала: а) в 5% билетах 1-го внутреннего с выигрышами займа в 5% свидетельствах Государственной железнодорожной непрерывно-доходной ренты 8000 р. в 4½ % облигациях внутреннего займа 1893 года 21300 р. в 4½ % закладных листах Государственного Дворянского Земельного Банка 1100 р. в 4% облигациях 1-го (1887 г.), 2, 3 и 4-го (1891 г.), внутренних займов 9800 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Atterbury F., bishop. Sermons and Discourses on Several Subjects, vol.III. London, MDCCXXXII. Avenarius R. Philosophie als Denken der Welt gemäss dem Princip des kleinsten Kraftmasses. Leipzig, 1876. Bacon F. A Confession of Faith. The works, vol.I. London, MDCCCLXXIX. Baer K. Reden gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsätze vermischten Inhalts, th.II. Braunschweig, 1886. Baldwin J.M. Dictionary of Philosophy and Psychology. London, 1900–1905. Bauer G.L. Hebräische Mythologie des Alten und Neuen Testaments mit Parallelen aus der Mythologie anderer Völker, vornehmlich der Griechen und Römer, bd.I. Leipzig, 1802. Beck J.S. Erläuternder Auszug aus den critischen Schriften des Kant. III. Riga, 1796. Benedikt M. Die Seelenkunden des Menschen. Leipzig, 1895. Benzinger I. Hebräische Archäologie. Tübingen, 1907. Bergmann J. Vorlesungen über Metaphysik. Berlin, 1886. Bergson H. L " Évolution créatrice. Paris, 1911. Berkeley G. A Treatise concerning the Principles of Human Knowledge, vol.I. Oxford, MDCCCLXXI. Bernheim H. De la suggestion et de ses applications à la thérapeutique. Paris, 1886. Его же. Hypnotisme, suggestion, psychothérapie. Paris, 1891. Biunde F. Versuch einer systematischen Behandlung der empirischen Psychologie I. Berlin, 1831. Bonnet C. et Féré C. Le magnétisme animal. Paris, 1890. Boutroux E. De la contingence des lois de la nature. Paris, 1895. Brander V. Der Naturalistische Monismus. Paderborn, 1907. Brasch M. Die Welt und Lebensanschauung Friedrich Üeberwegs. Leipzig, 1889. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt, bd.I. Leipzig, 1879. Calker F. Denklehre oder Logik und Dialektik. Bonn, 1822. Carrière M. Die Kunst im Zusammenhang der Kulturentwicklung. Leipzig, 1863. Cesca G. Die Lehre vom Selbstbewusstsein. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie. XI. Herausgegeben von Avenarius, Heinze und Wundt. Leipzig, 1887. Charcot J.M. et Richer P. Contribution à l " étude de l " hypnotisme chez les hystériques. Du phénomène de l " hyperexcitabilité neuro-musculaire. Archive du Neurologie. II. Paris, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

1 Нужно согласиться с мнением крупнейшего польского историка Оскара Халецкого, что выражение «Брестская уния» и датировка ее 1596 г., строго говоря, некорректны и что по сути дела уния была заключена в Риме в 1595 г. (Halecki 1968. P. 287, 311). 40 Relacye nuncyuszöw apostolskich i innych osob о Polsce od roku 1548 do roku 1690. Zebral J. Albertrandi/Wyd. E. Rykaczewski. T. 1–2. Berlin; Poznan, 1864; Listy Annibala z Kapui, arcybiskupa Neapolitanskiego, nuncyusza w Polsce о bezkrölewiu po Stefanie Batorym/Wyd. A. Przezdziecki. Warszawa, 1852; Викентий Лаурео, мондовский епископ, папский нунций в Польше, 1574–1578, и его неизданные донесения кардиналу Комскому, статс-секретарю папы Григория XIII, разъясняющие политику Римской курии в течение вышеуказанных лет по отношению к Польше, Франции, Австрии, России, собранные в тайном Ватиканском архиве и изданные Ф. Вержбовским. Варшава, 1887. Ряд документов из ватиканских архивов опубликован Вержбовским в другом издании: Uchansciana czyli zbior dokumentow, wyjasniajacych zycie i dzialalnosc Jakuba Uchanskiego. Wydal T. Wierzbowski. T. I–V. Warszawa, 1884–1895. 43 Начерк руской церкви з Римом. Львов, 1896. Ср. отклики в русской церковной публицистике: Малышевский И.И. Заметка по поводу празднования в Галицкой Руси 300-летней годовщины Брестской унии//ТКДА. 1895. С. 623–672; Малышевский И.И. Галицкорусская депутация в Рим. По поводу 300-летней годовщины Брестской унии//ТКДА. 1896. С. 30–54. 45 C.M. Якова до Великого (огляд видань римських джерел з Новая Вип. 2. 1993. С. 6–14; Яковенко С.Г. Донесения папских нунциев как источник по истории Восточной Европы (50-е – 60-е годы XVI в.). Структура и типология//Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. Сб. научных трудов. Под ред. Б.М. Клосса. М., 1989. С. 131–146; Яковенко С.Г. Переписка папских нунциев в Речи Поспо-литой (вторая половина XVI в.). Изучение и публикация источников. Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сб. статей. М., 1989. С. 78–95.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

После ухода поэта в доме постоянно жила его супруга Мария Степановна Волошина. Она прожила 89 лет. Мария Степановна родилась 12 октября 1887 года в Санкт–Петербурге на Боровой улице в семье слесаря С. Я. Заболоцкого и его жены П. А. Заболоцкой; все ее детство прошло в районе Обводного канала. Родители матери жили в Режице (Резекне). Бабушка со стороны матери — Анастасия Григорьевна Антонюк, староверка, раскольница, всегда молилась. В 1893 году Мария вместе с братом и матерью впервые приезжают в Режицу. Они жили у бабушки в доме на горе, вблизи развалин дивного замка. Весь день с ребятишками они проводили на реке Речица. 8 июня 1895 года в Режице умер от чахотки отец, С. Я. Заболоцкий, ему было 34 года, он был поляк. Перед смертью он причастился. Отпевал его ксендз Конвалевский. Его похоронили на Режицком кладбище 10–го июня. В конце июля 1895 года Мария ездила с дедом и матерью в имение под Дикабургом (Даугавпилсом), где мать арендовала фруктовый сад. Как-то в ноябре, когда с обозом яблок ездили в Режицу и по дороге спасались от волков, Мария чуть не замерзла, вывалившись из возка на снег. Весной и летом 1896 года снова жили в Режице. Жили Заболоцкие очень бедно. Мать Параскева работала прачкой, ходила к людям стирать. От непосильного труда (приходилось стирать в холодных квартирах, дышать мыльными испарениями) мать заболела чахоткой. Она стала физически угасать. Маленькая Маруся, видя страдание матери, жалела ее и сильно переживала. Зимой 1898 года она попыталась отравиться, чтобы облегчить жизнь больной матери, изнурявшей себя работой. Об этом случае было написано в столичной газете, и все были потрясены необыкновенной человечностью ребенка. Многие пожелали помочь Марии. Особое усердие в этом проявила знаменитая актриса В. Ф. Комиссаржевская. Мария Степановна впервые увидела своего будущего мужа Максимилиана Александровича, когда ей было пятнадцать лет. Это было в Крыму, в Биюк–Ламбате. Она получила медицинское образование. В Санкт–Петербурге прослушала специальные курсы по оспопрививанию, получив звание оспопрививательницы, а потом получила удостоверение акушерки первого разряда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Д. Системы гражданского права. Е. Монографии по гражданскому праву. 11. Богословские Энциклопедии. 12. Богословские сборники. 13. Богословская смесь. II. Философия. 1. Системы философии. 2. Сочинения философов. 3. Психология и антропология. 4. Логика и Метафизика. 5. Философская мораль. 6. История философии. 7. Монографии по философии. 8. Журналы философские. 9. Педагогика. 38. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии. Т. 4: Словесность и история. Вып. 7. Словесность, 1 половина/Сост. Н. Колосов . СП, 1895. Оттиск из: ПрибТСО 46. 1890. Кн. 3. С. 1–48; 47. 1891. Кн. 1. С. 48–64 (3-я пагин.); 2. С. 65–80 (4-я пагин.); 48. Кн. 3. С. 81–112. Из номеров книг по Систематическому каталогу: 14308–18293 только первые номера 14308–15198 являются оттиском из ПрибТСО. 39. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии. Т. 4: Словесность и история: 1 половина. Вып.. 7, 2 половина. Словесность – дополнения/Сост. Н. Колосов . СП, 1895. 314, LIV с. С. Ι–LIV Азбучный указатель имен: а) Иностранных б) Русских. 40. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии. Т. 5. Вып.. 8, 1 продолжение. Священное Писание и Патрология/Сост. К.М. Попов. СП, 1910. 449, LXXXVI с. С. Ι–LXXXVI Азбучный указатель имен: а) Иностранный аа) Латинский шрифт bb) Греческий шрифт б) Русский. 41. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии. Библиотека Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского (++ 13 октября 1896 года). Вып. 1. Богословие – философия – словесность/Сост. К. Поповым , библиотекарем академии. М.: Печатня А. И. Снегиревой , Остоженка, Савелловский пер., 1900. 322, LXXVI с. 42. Алфавитный каталог светских русских журналов, находящихся в библиотеке Московской духовной академии. 1870–1891. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 60. Ед. хр. 2). 173л. 43. Алфавитный каталог книг студенческой библиотеки Московской духовной академии. 1902 нояб. 12. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 504. Ед. хр. 7). 93 л. 44. Каталог учебных книг библиотеки Московской духовной академии. 1871–1872. (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 60. Ед. хр. 1). 26 л. 45. Московская духовная академия: каталог книг, поступивших в библиотеку в 1885–1887 гг./Сост. Е. Троицкий, Н. Колосов . Б. м., Б. г. 78, 84, 110 с. 46. Каталог книг, поступивших в библиотеку Московской духовной академии в 1891/92 учебном году/Сост. Н. Колосов . СП, 1893, 188 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

33 Ср. Kessler, S, 175. Ср. Вишняков, стр. 312 и д., где доказывается написание псалма Асафом, современником Давида. 37 Мнение Беме (Zeitschr. fur Alttest. Wissensch. 1887, 215), что слова ken haam hazzeh являются излишком, подлежащим устранению, не имеет никаких оснований и остается одиноким. 42 Такого же понимания держатся Гитциг (Hitzig, Zwolf kleinen Propheten. 4 Aufl. 1881. S. 330), Келер (Kohler, Nachexil. Propheten. Die weissag. Haggai 1860. S. 94) и Орелли (Orelli, Zwolf klein. Popheten. 1896. S. 162). 43 Wellhausen, Skizzen und Vorarbeiten. H. 5. 1893. S. 171. В сущности, такое же толкование ст. 12–14 у Nowack’a (Die kleinen Propheten 1897. S. 307–308). 44 Andre, p. 305–306. В сущности, так же изъясняют ст. 12–14 Кэлер (S. 94), Кейл (Bibl. Commentar uber zwolf kl. Propb. 1866. S. 509–510), Прессель (S. 96). Несколько иначе передает мысль пророка Костерс. Пророк обещал народу Божие благословение, как награду за его ревность. Но вот, три месяца спустя после начала постройки, сборы хлеба и винограда по прежнему оказываются плохими. На жалобы народа по поводу этого Аггей отвечает: сила осквернения от нечистого могущественнее силы освящения от освященного. Народ положил уже основание к тому, чтобы войти в милость Божию. Но за три месяца это не могло еще произвести свои последствия. Народ продолжает еще страдат за долгое небрежение, в котором он был виновен раньше. Kosters, Wiederherstellung Israels, ubers. Basedow. Heidelberg. 1895. S. 7. 54 Важнейшие относящиеся сюда места собраны в трудах Schrader " a, Keilinschriften und Altes Testament. 2 (1882) und 3-te Ausgabe (1903) и Vigouroux, La Bible et les decouverts modernes 1896. T. III, p. 554 f. 56 Собраны в книге Th. Reinach’a, Textes d’auteurs grecs et romains relatifs au judaisme reunis, traduits et annotes. Paris. 1895. 58 Bloch, Die Quellen des Flavius Josephus in seiner Archaologie. Leipzig. 1879. S. 69–78. Впрочем, в повествовании И. Флавия есть сведения и не заключающиеся в 2 Ездры (Ср. Древн. XI, 2, 2). 59

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

9 . О могущих встретиться при исполнении настоящих правил отдельных недоразумениях и сомнениях Кишиневское епархиальное начальство представляет на разрешение Святейшего Синода. (См. Цер. Вед. 19, – 1888 г. стр. 127 – 128. Ср. 1888 г. Мар. 12 Собр. узак., 271 ст. 7 – 9. По прод. 1890 г. Т. 9. Зак. Сост. ст. 1047, Прим. 3). 2. Высочайшее повеление о детях узаконенных и усыновленных По представлению министра юстиции и согласно мнению Государственного Совета. Высочайше повелено: I. Пункт 1-ый статьи 132 законов гражданских, изд. 1887 г., изложить следующим образом: «рожденные вне брака, если они не были установленным порядком узаконены». (Ср. ст. 132, п. 1 по Прод. 1895 г. Т. 10, чю 1Ю Зак. Гражд.). II. Взамен статьи 133 тех же законов постановить следующие правила: 1) Родители происшедших от недействительного брака детей подчиняются, до совершеннолетия сих последних, обязанностям, определенным в статье 172 законов гражданских. 2) В случаях признания брака, совершенного с запиской в метрические книги, незаконным и недействительным, подлежащий суд, который рассматривает дело после суда духовного (ст. 1014 и 1015 Уст. Угол. Судопр.), может, во внимание к обстоятельствам, заслуживающим снисхождения, повергать на Милостивое воззрение Императорского Величества ходатайства о сохранении за детьми, рождёнными в сем браке, прав законных детей. Просьбы об исходатайствовании Всемилостивейшего на сие соизволения могут быть заявляемы подлежащему суду и в тех случаях, когда решение духовного суда об уничтожении брака поставляется после окончания суда уголовного (ст. 1012 и 1013 Уст. Угол. Судопр.). Просьбы сего рода подаются и рассматриваются в порядке, установленном статьями 1460 1 – 1460 5 устава гражданского судопроизводства (См. далее Раздел 4 об узаконении детей). 3) Если один из супругов, вовлечен был в противозаконный брак обманом или насилием, то и участь невинного супруга, вступившего по неведению или принуждению в недействительный брак, может быть повергнута судом на Высочайшее воззрение. (Ср. 133 ст. по Прод. 1895 г. Т. 10, ч. 1, Св. Зак. Гр.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010