Библиогр.: Ильинский Г. А. Опыт сист. Кирилло-Мефодьевской библиографии. София, 1934. С. 17-19, 31-32, 184-187, 198 (То же: Кирило-Методиевска библиография, 1516-1934. София, 2003. С. 55-418); Попруженко М., Романски С. Кирилометодиевска библиография за 1934-1940. София, 1942. С. 22-23, 32-33, 109-113; Грашева Л. Литература върху Климент Охридски (1945 - юни 1966)//Климент Охридски, 916-1966. София, 1966. С. 439-446; Дуйчев И. Климент Охридски и неговото дело в науч. книжнина: Крит.-библиогр. преглед//Там же. С. 415-437; Иванова К. Климент Охридски: Библиография, 1878-1944. София, 1966; Милошевски Ф. Македонската лит. ucmopuja и публицистика за Климент Охридски//Лит. збор. Ckonje, 1966. Год. 13. 6. С. 27-30; Климент Охридски: Библиография, 1945-1980/Съст.: В. Стоева и др. София, 1980; Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике, 1945-1974. М., 1980. С. 51-52, 172-180; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А. Кирилометодиевска библиография, 1940-1980. София, 1983. С. 50-54, 177-212, 244-245, 366-368, 494-509; Желязкова В., Зафирова Н. Българска кирило-методиевска библиография, 1846-1934//Кирило-Методиевска библиография, 1516-1934. 2003. С. 447-449, 453, 471-475, 477, 510-519. Лит.: Ундольский В. М. Об открытии и издании творений Климента, еп. Словенска//Беседы в ОЛРС. 1867. Вып. 1. С. 31-38; Григорович В. И. Очерк путешествия по европ. Турции. М., 1877; Баласчев Г. Климент, еп. Словенски, и службата му по стар словенски превод с една част гръцки паралелен текст и едно факсимиле. София, 1898; Vondrak V. Studie z oboru církevnslovanského písemnictví. Praha, 1903. Р. 67-110, 124-125, 168-170; Стоянович Л. Новые слова Климента Словенского//СбОРЯС. 1905. Т. 80. 1. С. 1-263; Lavrov P. Die neuesten Forschungen über den slavischen Klemens//ASPh. 1905. Bd. 27. S. 350-372; Спространов Е. Неизвестна служба на Климента, еп. словенски//Сб. в чест на Л. Милетич по случай 25-годишната му книжовна дейност (1886-1911) от учениците му. София, 1912. С. 347-351; Туницкий Н.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Сергей Иванович Соболевский – крупнейший в России знаток древнегреческого и латинского языков и едва ли не главный авторитет в области их грамматики. Он родился 13 августа 1864 года в Москве, в семье адвоката. Окончив гимназию в 1882 году, поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С этого времени жизнь и научная деятельность Соболевского были связаны с Московским Университетом. Окончив обучение в 1886 году и получив золотую медаль за работу «Употребление времен и наклонений в греческом языке сравнительно с употреблением их в латинском и в русском», он был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Одновременно Соболевский был учителем древнегреческого языка в двух московских гимназиях, что позволило ему приобрести большой педагогический опыт. В 1888 году он защитил магистерскую диссертацию на латинском языке («De praepositionum usu Aristophaneo»), а в 1891 году состоялась защита докторской диссертации («Syntaxis Aristophaneae capita selecta: De sententiarum condicionalium temporalium relativarum formis et usu»). Вскоре Соболевский стал экстраординарным профессором Московского Университета, а уже в 1896 году – ординарным. В мае 1915 года Сергею Ивановичу было присвоено звание Заслуженного профессора науки, а в 1928 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению гуманитарных наук. В наиболее трудные годы для филологии в целом и для классической филологии особенно, с 1921 по 1934, Соболевский продолжал свою активную научную работу, хотя и за пределами упраздненного тогда филологического факультета. С осени 1922 года по 1931 год он являлся действительным членом Научно-исследовательского института языка и литературы, в 1924–1928 годах Соболевский вел занятия по древним языкам в литературной студии при Всероссийском союзе поэтов и на Московских курсах профессионального образования. Осенью 1934 г. Сергей Иванович вернулся на кафедру классической филологии в должности профессора Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ) по обоим древним языкам, став вместе с Михаилом Михайловичем Покровским одним из создателей кафедры в ее реорганизованном виде. Преподавательской работы в ИФЛИ С. И. Соболевский не прекращал даже в начале войны. С 1934 по 1941 гг. он был профессором исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С осени 1937 г. С. И. Соболевский работал в Институте мировой литературы им. М. Горького, где с 1948 г. заведовал сектором античной литературы. В январе 1942 г. он вновь стал профессором кафедры классической филологии Московского университета. Одновременно он состоял профессором древних языков в Московском городском педагогическом институте (с осени 1941 до 1951 г.), а в мае 1944 г. был старшим научным сотрудником сектора классической филологии при Институте языка и мышления им. II.Я. Марра; С.И. Соболевский работал также в Государс-тпеинои академии художественных наук (ГАХН) вплоть до упразднения этого научного учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

48. ДАМБРАУСКАС-ЯКШТАС о нем см. в разделе «Антихристов дух в истории». 49.  ШАЛКАУСКИС Стасис (1886-1941) литовский философ, педагог, идеолог. Философия Вл. Соловьева оказала значительное влияние на формирование этого виднейшего литовского философа, позднее Ш. не избежал влияния неотомизма. Своей миссией Ш. считал «национальное воспитание через философию». Стремился к синтезу природы, культуры и религии. Создал оригинальную философию культуры. Создатель литовской философской терминологии. 50. АМБРОЗАЙТИС Казимерас (1892-1957) литовский философ, общественный деятель. В 1916-18 г.г. изучал в Москве русскую литературу, однако под влиянием известного русского психолога и философа проф. Г. Челпанова заинтересовался философией. В 1925 году защитил диссертацию «Теория государства Вл. Соловьева». Его философкие интересы были обращены к социальной проблематике. 51. БИСТРАС Леонас (1890-1971) литовский философ, общественный деятель. В 1921 г. защитил диссертацию «Оправдание добра или философия морали Вл. Соловьева» и получил степень доктора философии. Преподавал в Каунасском университете философию природы, философию права, этику, логику, теодицею. Был одним из руководителей партии христианских демократов. Сторонник неотомизма. 52. ГРОНИС Ладисловас (1896-?) ксендз, доктор теологии.  Профессор Вильнюсской духовной семинарии (1942-44). 53. ЛАНГЕ К. сведений об этом почитателе творчества Вл. Соловьева нет даже в самой полной Бостонской литовской энциклопедии. 54. МИКОЛАЙТИС-ПУТИНАС Винцас (1893-1967) писатель, поэт, исследователь литературы. В 1915-17 г.г. учился в Петроградской духовной академии, 1918-21 г.г. в Фрибургском университете (Швейцария) изучал философию, литературу, историю искусства. В 1922 году получил степень доктора философии. Эстетические взгляды М.-П. формировались под влиянием Вл. Соловьеа, В. Иванова. 55. СИДАРАВИЧУС Антанас (1902-1951) преподаватель Каунасской семинарии. Преподавал историю философии, логику , этику. Диссертацию защитил на тему «Социальная философия Владимира Соловьева»

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Преподаватель истории в гимназии им. И. и А. Медведниковых, секретарь Археографической комиссии МАО (1911–1917). В 1920–1922 – профессор кафедры истории хозяйственного быта Военно-хозяйственной академии РККА и профессор всеобщей истории Военно-педагогического ин-та. Зам. председателя Археологической комиссии Московской секции ГАИМК, зав. Историко-этнологическим отделом и член Президиума Всероссийской (позднее Всесоюзной) научной ассоциации востоковедения (с 1921), зав. отделом Советского Востока музея Восточных культур. В 1922–1930 – профессор Ин-та востоковедения, зав. кафедрой древней истории (до 1935) МГПИ, сотрудник Госплана, член РАНИОН (до 1929), член Союза писателей СССР. В 1935 арестован, выслан в Алма-Ату, преподавал в Алма-Атинском педагогическом ин-те, в 1937 вновь арестован, отправлен в концлагерь на 10 лет, освобожден в 1942. После освобождения, зав. кафедрой всеобщей истории Ашхабадского педагогического ин-та (1943–1948), зав. кафедрой всеобщей истории Воронежского государственного ун-та (1949–1959); Бороздина Юлия Владимировна (?–1916), педагог, мать И. Н. Бороздина; Борухин, беженец; Бочкарев Валентин Николаевич (1880–1967), историк, магистр русской истории (1915), заслуженный деятель науки РСФСР. Преподаватель Московских высших женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова и МВЖК (с 1907). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1915–1919). Преподаватель Ярославского ун-та, Ярославского отделения Московского археологического ин-та (1920–1924), Ярославского педагогического ин-та (1924–1930). Возглавлял Ярославский филиал НИИ Верхнего Поволжья и Русского севера (с 1928). В 1930 арестован. После освобождения – преподаватель Московского государственного и Коломенского педагогических ин-тов; Брандт Роман Федорович (псевдоним Орест Головнин) (1853–1920), филолог-славист, писатель, поэт, переводчик, общественный деятель, магистр (1881) доктор (1886) славянской филологии, член-корр. Петербургской АН (1902). Профессор Историко-филологического ин-та кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Драгомиров Абрам Михайлович (1868–1955), военный деятель, ген. от кавалерии (1916). В годы Первой мировой войны начальник 16-й кавалерийской дивизии (с декабря 1914), командир 9-го армейского корпуса (апрель 1915 – август 1916), командующий 5-й армией (август 1916 – апрель 1917), главнокомандующий армиями Северного фронта (апрель–май 1917), затем состоял в распоряжении военного министра. Участник Белого движения, командующий войсками Киевской области (сентябрь–декабрь 1919), в 1920 ген. для поручений в Русской армии ген. П. Н. Врангеля, затем в эмиграции, в Сербии, с 1931 во Франции, активный деятель РОВСа, председатель об-ва офицеров Генерального штаба; Дройзен Иоганн-Густав (1808–1884), немецкий историк, член Королевской Прусской АН (1867), приват-доцент (с 1833), профессор Кильского (с 1840), Йенского (с 1851) и Берлинского (с 1859) ун-тов; Дубовский Николай Никанорович (1859–1918), живописец-пейзажист, график, академик Петербургской АХ (1900), член Тов-ва передвижных выставок (с 1886); Дувакин Дмитрий Дмитриевич (1854–1935), санитарный врач, член Московской городской управы, товарищ городского головы (15.10.1905–13.02.1907, 1911–1912, 1914–1917). Председатель Комиссии по приему, охране и заведыванию дворцовым имуществом (март 1917 – январь 1918), научный сотрудник Музея коммунального хозяйства (1922–1929); Дунаев Борис Иванович (1870–1942), историк литературы и архитектуры, преподаватель женской гимназии кн. Е. В. Енгалычевой, гимназии им. И. и А. Медведниковых, мужской гимназии А. Н. Попова ; Дурново Николай Николаевич (1876–1937), филолог-славист, лингвист, диалектолог, магистр (1916), доктор (1918) русской словесности, член-корр. АН СССР (1924), академик АН БССР (1928, исключен в 1929). Организатор (1901), секретарь, зам. председателя (1915–1918,1923–1924) Кружка по истории и диалектологии русского языка (с 1903 – Московской диалектологической комиссии, существовавшей до 1931). Приват-доцент (1904–1910, 1915–1918) историко-филологического ф-та М. у., профессор ФОН МГУ (с 1921). Приват-доцент историко-филологического ф-та Харьковского ун-та (1910–1915), преподаватель ВЖК в Харькове. Профессор Саратовского ун-та (1918–1921), сотрудник К-та по составлению общедоступного словаря русского языка (1921–1923). В 1924–1927 в заграничной командировке, читал лекции в ун-тах в Брно и Праге. Профессор Белорусского государственного ун-та (1928–1930). С 1930 в Москве, работал по договорам с издательствами. Арестован 28.12.1933, осужден на 10 лет лагерей, находился в Соловецких лагерях. 9.10.1937 осужден повторно, 27.10.1937 расстрелян. Реабилитирован посмертно (1964);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 1945–1946 гг. принимал активное участие в создании Ужгородского университета, музыкального и художественного училищ, картинной галереи. С 1950 года работал в Ужгородском университете, исследовал закарпатскую литературу, журналистику и фольклор. Липковский Василий Константинович (1864–1937), протоиерей в самосвятском расколе «митрополит». Первый глава т. н. Украинской автокефальной православной церкви, в 1921–1927 гг. – «митрополит» Киевский и всея Украины. Приговорен к расстрелу постановлением Тройки У НКВД от 20 ноября 1937 года. Расстрел приведен в исполнение 27 ноября 1937 года. Лозе Генрих (1886–1964), гауляйтер Шлезвиг-Гольштейна (1925–1945) и рейхскомиссар «Остланда» (оккупированная Белоруссия и Прибалтика). Ломакин Николай Иванович (1890–1965), протоиерей. Окончил Петроградскую духовную академию (1916). Служил в храмах г. Ленинграда. Представитель митрополита Ленинградского и Новгородского, благочинный церквей Ленобласти и г. Ленинграда, ректор Ленинградских богословских курсов, член Ленинградской комиссии по установлению злодеяний немецких захватчиков. Свидетель от чрезвычайной государственной комиссии для участия в процессе над немецко-фашистскими захватчиками в городе Нюрнберге. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович) (1877–1961), архиепископ, священноисповедник. Хирург. Закончил медицинский факультет Киевского университета. В 1905–1917 гг. – земский врач. В 1916 г. присвоена степень доктора медицинских наук. С 1917 г. – главный врач Ташкентской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. С 1920 г. – заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии государственного Туркестанского университета. С 1921 г. – священник. Епископ Ташкентский и Туркестанский (1923). Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1941–1943 гг. – главный хирург Красноярского эвакогоспиталя. С осени 1942 г. – архиепископ Красноярский. С 1943 г. – постоянный член Святейшего Синода. С января 1944 г. – архиепископ Тамбовский и Мичуринский. За вклад в военную хирургию удостоен Сталинской премии первой степени (1946). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». С 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Де Милл Сесил Блаунт (1881–1959) — американский кинорежиссер и продюсер. В 1913 г. совместно с Сэмюелом Голдвином создал первый в Голливуде полнометражный фильм «Муж в юбке». В 1953 г. получил премию «Оскар» за фильм «Величайшее шоу на Земле». Другой известный его фильм — «Десять заповедей» (1956). Мензис Камерон (1896–1957) — американский режиссер и художник-постановщик. Работал над фильмами «Багдадский вор» (1924), «Алиса в Стране Чудес» (1933), «Унесенные ветром» (1939). Для фильма «Облик грядущего» (1936) создал удивительные по тем временам декорации. Мендес Лотар (1894–1974) — кинорежиссер, с 1926 г. работавший в Голливуде, с 1936 г. — в Англии, где поставил фильм «Чудотворец» (1936). Сэссун Зигфрид (1886–1967) — английский писатель, поэт, реалистически отобразивший ужасы войны, автор отчасти биографических книг «Мемуары охотника на лис» (1928) и «Мемуары пехотного офицера» (1930). Бенеш Эдуард (1884–1948) — министр иностранных дел Чехословакии (1918–1935), председатель правительства, председатель правительства в эмиграции, в 1946–1948 гг. президент Чехословакии. Вышел в отставку в 1948 г. Чемберлен Невилл (1869–1940) — премьер-министр Великобритании в 1937–1940 гг. Цвейг Стефан (1881–1942) — австрийский писатель, мастер психологической новеллы, автор многочисленных романизированных биографий, эссе об исторических лицах и писателях, в том числе о Л. Н. Толстом и Достоевском. «Г. Уэллс умер…» — будет гласить эта глава…  — Действительно, за три года до смерти Уэллс опубликовал пародийный, но в целом очень серьезный «Автонекролог». Приводим его ниже: «Имя Герберта Джорджа Уэллса, который в возрасте девяноста семи лет умер вчера от сердечной недостаточности в Пэдингтонской лечебнице для престарелых, мало что скажет представителям младших поколений. Но те, кто застали первые десятилетия настоящего столетия и читает подвернувшиеся под руку книги того времени, могут припомнить некоторые названия его сочинений, а то и отыскать на пыльном чердаке один-два тома его произведений.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

533 Th. Mommsen, «Zur lateinischen Stichometrie», Hermes, xxi (1886), pp. 142–156; ср. также W. Sanday, «The Chaltenham List of the Canonical Books of the Old and New Testament and the Writings of Cyprian», Studia bnblica et ecclesiastica, iii (1891), pp. 217–303. 534 Впоследствии экземпляр этого канона был найден в составе кодекса IX века в библиотеке св. Галла (St. Gall) (no. 133); он опубликован в Miscellanea Cassinese (Montecassino, 1897), pp. 6–7. 536 Слова «только одна» (una sola) есть только в одном или двух экземплярах списка, в частности в Челтнэмском списке. 539 Отсутствие Послания к Филимону, несомненно, случайно и объясняется его краткостью и специфическим характером. 540 Помимо осуждения таких известных еретиков, как Симон Волхв, Филастер осуждает (гл. 133) и тех, чье помутившееся сознание готово поверить, что звезды занимают неподвижное положение на небе, тогда как на самом деле их каждый вечер располагает там Бог! 541 Попытку как–то упорядочить комментарии Филастера см. в Dionysius Portarena, Doctrina scripturistica s. Filastrii (Rome, 1946), pp. 14–21. 542 Книга, известная как Суждение Петра, включена в число пяти апокрифических книг, приписываемых Петру Иеронимом (De vins ill. 1). Она очень давно исчезла. 543 См. Meinrad Stenzel, «Der Bibelkanon des Rufin von Aquileja», Biblica, xxiii (1942), pp. 43–61. 544 Анализ нескольких мнений о том, в какой степени латинская Вульгата принадлежит самому Иерониму, см. Metzger, The Early Versions of the New Testament, pp. 352–362. 545 Отношение Августина к Посланию к Евреям впервые ясно проследил Одилон Роттманер (Dom Odilo Rottmaner) из Мюнхена. В своих ранних трудах (до 406 г.) Августин цитирует его как Послание Павла; в средний период он колеблется между авторством Павла и анонимным; к старости (409–430) он ссылается на него только анонимно. См. исследование Роттманера в Revue bйnйdicmine, xviii (1901), pp. 257 и далее. Переиздание в его же Geistesfrüchte aus der Klosterzelle (Munich, 1908), pp. 84–90. 546 Хотя критерий Августина на первый взгляд кажется прямым и ясно очерченным, практические трудности при его применении в любом конкретном случае трудно преодолимы; см. С. R. Gregory, Canon and Text of the New Testament(New York, 1907), pp. 287–288.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Наряду с этими недоброжелателями и критиками, Движение нашло ряд верных и самоотверженных друзей. Кроме уже нередко упоминавшихся авторов «Вех», среди наших сотрудников выделялись трое бывших революционеров: Георгий Петрович Федотов (1886–1951), Илья Исидорович Фундаминский-Бунаков (1880–1942), и мать Мария (Елизавета Юрьевна Пиленко-Скобцова) (1891–1945). Все они были людьми исключительных дарований и любви к России и Православию. Федотов был подлинным рыцарем разбитой и осмеянной интеллигенции. Ещё юношей он вступил в партию социал-демократов, был принуждён покинуть Россию, учился в Германии и Италии. Вернувшись нелегально на родину, он закончил высшее образование в Петербурге, легализировался в 1914 году и начал преподавать в университете. В первые годы ленинской диктатуры он занимал кафедру в Саратове. Ему пришлось уйти из университета, так как он отказался участвовать в одной из манифестаций против бывших союзников России, которую были принуждены поддерживать все преподаватели. Таким людям не было места под властью большевиков. Ему удалось покинуть Россию в 1925 году и он сразу выделился в среде эмиграции, как блестящий публицист и убеждённый общественный деятель. Он был первоклассным историком и совмещал темперамент политического борца с дисциплиной учёного, ответственного за каждое своё слово. Он был тонким ценителем искусства, верным членом Церкви и горячим сторонником примирения христиан. Небольшого роста, всегда подтянутый и сдержанный в словах и жестах, он носил на себе печать элегантности и духовной отточенности. Он любил Россию целостно, страстно, эта любовь делала его прозорливым и беспощадным в обличении пороков русской жизни, в особенности трусости и рабского пресмыкательства перед сильными. Для него, всё жестокое, завистливое и богоборческое в русских людях нашло своё воплощение в ленинизме. Федотов не закрывал глаз на кризис в западной демократии, но выход из него он видел не в тоталитаризме, а в возрождении социально-ответственного христианства, защищающего свободу и творческую независимость каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Я привел этот пример, чтобы показать, с каким благоговением относились к Расселу те, кого свидетели Иеговы считают праотцами своего богословия. А теперь оставим в покое историю свидетелей и ответим тем, кто утверждает: «Может быть, раньше общество и цитировало Рассела, но все это происходило до смерти Рутерфорда. Теперь же мы его «не цитируем... не публикуем... не распространяем его труды. Настоящее отличается от прошлого». Что ж, если бы их слова были правдой, то это был бы сильный довод. Но я вам сейчас докажу, что это ложь. Свидетели Иеговы цитировали «пастора» как величайший авторитет не только до смерти Рутерфорда в 1942 году, они и сегодня продолжают это делать. 15 июля 1950 года «Сторожевая башня» (с. 215) процитировала хронологию Рассела, касающуюся 2.520-летнего правления язычников, которое, по расчетам Рассела (и свидетелей Иеговы), закончилось в 1914 году. Словно подливая масла в огонь, статья еще и ссылалась на источник – «Сторожевую башню» от 1880 года (главный редактор «пастор» Рассел!). Если уж они не признают авторитет его работ и не распространяют их, зачем же они: (1) публикуют его хронологию, (2) признают ценность его публикаций, (3) принимают его учение в этом важнейшем моменте своего богословия? Чтобы не было никаких недоразумений, я сошлюсь еще на памфлет «Свидетели Иеговы: коммунисты или христиане?», опубликованный обществом «Сторожевой башни» в 1953 году. Всячески пропагандируя свое учение, свидетели Иеговы столь ревностно пытаются доказать непричастность к коммунистам (и это так), что оправдания ради не менее пяти раз цитируют пастора Рассела, дважды с гордостью ссылаются на него и упоминают два наиболее известных его произведения «План веков» (1886) и «Битва при Армагеддоне» (1897). Далее, журнал «Сторожевая башня» от 1 октября 1953 года приводит цитаты из «пастора» Рассела («Изучение Писаний», том IV, с. 554) и судьи Рутерфорда («Оправдание», том II, с. 311), убедительно доказывая, что общество «Сторожевой башни» по-прежнему следует богословию своего якобы отвергнутого основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010