25. Пауль Клее (1879—1940) швейцарский живописец, график. Один из крупнейших представителей экспрессионизма. 26. Жан Полан (1884—1968)—французский писатель и литературный критик, член Французской Академии, возглавлявший журнал «Нувель ревю франсез». 27. Донатьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад (1740— 1814) -французский писатель («Диалог священника и умирающего», «120 дней Содома», «Дни Флорбеллы, или Разоблаченная природа», 1807; «Философия в будуаре», 1795; «Новая Жюстина, сопровождаемая Историей Жюльетты», 1797). 28. Жюль Жанен (1804—1874) — французский театральный критик, вел рублику в «Журналь де деба», член Французской Академии. 29. Жан Моклер (р. 1919)—французский актер. 30. Жан Луи Барро (р. 1910)—французский актер и режиссер. Вместе с Мадлен Рено возглавлял собственную труппу, а также «Одеон— Театр де Франс»; играл в «Комеди Франсез». 31. Альфонс Алле (1855—1905) — французский писатель-юморист. 32. Анри Бернстен (1876—1953) — французский драматург («Вор»). 33. Роже Планшон (р. 1931) — французский режиссер. 34. Артур Миллер (р. 1915) — американский драматург (трагедия «Смерть коммивояжера», 1949; «Сейлемские колдуньи», 1953). 35. Симон Лейс (наст, имя Пьер Рикмане, р. 1935)—австралийский историк искусства, китаист. 36. Франсуа (Ференц) Фейто (р. 1909) — французский историк и политолог, венгр по происхождению. 37. Пьер Дэкс (р. 1922) — французский писатель, историк искусства и литературный критик. Жорж Сюффер (р. 1927) — французский писатель и журналист. 38. Жаннин Эрш (р. 1910) — швейцарский философ и писатель. 39. ...звучали серьезные предупреждения.— Речь идет о книге Андре Жида (1869—1951) «Возвращение из СССР» (1936); имеется в виду политическая деятельность Андре Бретона (1896—1966), французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, в рядах ФКП в начале 30-х годов; книга «К другому пламени» (1927) Панаита Истрати (1884—1935), румынского франкоязычного писателя. 40. Виктор Андреевич Кравченко (1905—1966)—советский инженер; эмигрировал в США в 1944 году; автор книги «Я выбрал свободу» (1946), где разоблачались сталинские репрессии. Подал в суд за диффамацию на еженедельник «Леттр франсез», выиграл процесс.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

Возник вопрос огромной важности: как поднять уровень, как найти людей, знающих хорошо греческий, латинский, которые могли бы читать отцов в подлиннике, которые могли бы реально заниматься экзегетикой, а не пересказом дореволюционных конспектов лекций!.. Я думаю, что нам нужно серьезно думать о повышении научного уровня учебных заведений, о создании сильной классической филологической основы богословских исследований, о формировании новой школы богословов, экзегетов, патрологов, религиозных философов...» 285 . Данный подход оказывается принципиально важным для сохранения традиции преподавания классических языков в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, в которых – с учетом возможного перехода на Болонскую систему – классические языки снова оказались на перепутье. Пока что очевидно одно: полноценное созидание будущего совершенно невозможно без тщательнейшего учета опыта прошлого – как положительного, так и отрицательного. Можно только надеяться, что приведение учебного процесса в единообразие с образовательными стандартами как в России, так и за рубежом в целом положительно скажется и на классических языках, суть и цель изучения которых должны сохраниться при изменении ad meliora некоторых формальных особенностей и методологических установок. Литература Агнцев 1889 – Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии. Рязань, 1889. Каченовский 1827 – Каченовский М. Т. Учебная книжка древнего греческого языка. М., 6 1827. Муретов 1914 – Муретов М. Д. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов//Памяти почивших наставников 1914. С. 139–274. Проект Устава 1814 – Проект Устава Духовных Семинарий. Ч. 1. СПб., 1814. Ричко 1966 – Ричко Н. Н. Учебное дело Московской духовной академии с 1955 по 1964 учебный год. 1966 (Архив МДА. Машинопись). Смолич 1996 – Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. T. 8. Ч. 1. М., 1996. Уставы 1888 – Уставы Православных Духовных Семинарий и Училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 г. СПб., 1888. 2 Подробнее о преподавании классических языков в гимназиях см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

496 Подробнее о двух версиях сообщения золотопромышленника В.И. Базилевсого о вскрытии гробницы см.: Фомин С.В. Указ, соч. С. 57. 497 я Любимов Л.Д. Тайна старца Федора Кузьмича//Вопросы истории. 1966. 1 (далее – Любимов. 1966.) С. 215. 502 Камергер Александр Адрианович Рудановский назван в перечне придворных в «Памятной книжке» Александра III на 1884 г. (ГАРФ. Ф. 677, Император Александр III. On. 1. Д. 225. Л. 350). 503 Князь Сергей Алексеевич Долгоруков (1809–1891) – Витебский (1848–1849), Ковенский (1849) губернатор, статс-секретарь у Принятия прошений, член Государственного совета. 504 Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие» (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 2. С. 16–18. 510 Приезд С.Ф. Хромова с зятем И.Г. Чистяковым в Петербург в 1883 г. упоминается в письме Чистякова к Т.И. Филиппову от 14 июля 1893 г. См.: Фомин С.В. Указ. соч. С. 39. 511 Крупенский П.Н. Тайны императора (Александр 1 и Феодор Козьмич). Историческое исследование по новейшим данным. Берлин, 1927. Репринт – 1986. С. 88–89. На составе привезенных материалов мы остановимся в главе V. 512 Письма Н.М. Баранова наследнику с театра военных действий Турецкой войны, действительно, свидетельствуют о добрых отношениях с будущим Александром III. Баранов, в частности, писал в декабре 1878 г., что он видит «какое-то особенное, нисколько мною не заслуженное покровительство Божие в великой милости Вашего Императорского Высочества» (ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 698. Л. 17). 513 Любимов. 1938. С. 186–188; 3ыЗыкин М.В. Указ. соч. С. 257–259; Фомин С.В. Указ. соч. С. 49–50. 517 Ястребцев Е. Остен-Сакен Д.Е.//Русский биографический словарь. Т. 12. СПб., 1905. С. 396–398. Гр. Остен-Сакен Д.Е. Севастополь (РГВИА. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1. Л. 6об.). 521 Д.Е. Остен-Сакен писал о ней в севастопольских воспоминаниях: «Кроме религиозных во мне чувств, письма жены моей (как и во все войны, начиная с Персидской) много способствовали к поддержанию во мне душевного мира и к возбуждению бесстрастия, и потому они имеют тесную связь с обороною Севастополя». Он приводит записку, полученную в страстную пятницу в 1854 г. в Одессе, на батарее, 9 апреля: «Бог со всеми нами», – писала жена. Если и суждено умереть, «какое прекрасное для того мгновенье». И еще в письме: «Исполнение нашего долга относительно Бога и ближних в положении, в которое он нас поставил, вот все. Государь вверил тебе великое дело, действуй, как всегда, не думая ни о себе, ни о мне, иначе как с мыслью, что обязанности твои нам священны и выше всего. Все, что я говорю тебе в эту важную минуту, я говорю и чувствую перед Богом, так сказать под его взором. Хорошо умереть – есть одна из величайших милостей Спасителя (РГВИА. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1. Л. 239об. – 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

433 …Луи Боллъ в превосходном исследовании творчества Валери… — Bolle L. " Paul Valery, ou Conscience et poesie " [ " Валери, или Сознание и поэзия " ]. Geneve, 1944. 434 Те, кто пишет свободным стихом, будут за него цепляться; ведь отвергнуть можно только свободный стих (фр.). 435 Дюамель и Вильдрак — Дюамель, Жорж (псевд., наст, имя Дени Тевенан, 1884–1966), Вильдрак, Шарль (1882–1971) — французские поэты, эпиграф заимствован из их книги " Заметки о поэтической технике " , популярной в начале ХХ в. (издана в России в 1920 г. в переводе В. Шершеневича под заглавием " Теория свободного стиха " ). 436 " Никогда не поздно поправить " — роман (1856) английского писателя Чарльза Рида (1814–1884). 437 " …викторианцев просто невозможно читать! " — В начале ХХ в. в Англии наблюдалась " реакция отторжения " , неприятия викторианской прозы (Диккенса, Теккерея, Дж. Элиот, Дж. Мередита, А. Беннета и др.), воспринимаемой как слишком поверхностная, сентиментальная. 438 Верлибр (фр. vers libre — свободный стих) — стих, не имеющий рифмы и метра, т. е. схемы звукового ритма, позволяющего предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях; от прозы отличается членением на стихотворные отрезки, отмеченным в письменном тексте графическим расположением строк, в устной речи — напевом. Известен в средневековой литургической поэзии, возрожден немецкими предромантиками, У. Уитменом и французскими символистами. 439 Жизненный порыв (фр.). 440 Имажизм — (от англ. image — образ) — модернистская школа в англоязычной поэзии 1910-х, в основе ее теории — требование предметности, " чистой образности " , ясности, лаконизма, эмоциональной сдержанности, суггестивности, т. е. выявления основной мысли стихотворения посредством подтекста, реминисценций и ассоциативных параллелей. Имажисты — группа английских (Р. Олдингтон, начинающий Д.Г. Лоуренс) и американских (X. Дулитл, Э. Лоуэлл) поэтов; период ее расцвета — 1912–1917 гг.; теоретик — Т.Э. Хьюм, фактический организатор и руководитель — Э. Паунд. Издали четыре антологии (1914–1917).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

60 Источник цитаты не установлен. Парийский Л.Н.(1892–1972) – профессор Ленинградской духовной академии, автор ряда статей в «Журнале Московской Патриархии» (далее – ЖМП). 61 Источник цитаты не установлен. Священник В.Поветкин – возможно, клирик Симферопольской епархии, скончавшийся в 1966 г. (см.: ЖМП. 1966. С.35). 63 Узенер, Герман (1839–1905); Дитрих, Альбрехт (1866–1908); Хакман, Генрих (1864–1935); Шантепи де ла Соссе, Пьер-Даниэль(1864­–1920)– исследователи мифологии и религиозных верований языческой древности. 64 Речь идет о статье Е.Беляева «Начинающий мракобес критикует В.И.Ленина» (Наука и религия. 1965. С.83–84) по поводу диссертации Э.Адлера «Философия религии Ленина» (Мюнхен, 1964). 65 Тейяр де Шарден, Пьер (1881–1955) – французский священник-иезуит, религиозный мыслитель, ученый-исследователь в области палеонтологии и антропологии. 66 Эпикурейцы – в собственном смысле: последователи греческого философа Эпикура (ок.342-ок.270 до Р.Х.), учение которого не было, однако, проповедью бездумного наслаждения. 67 Гедонизм – направление в западноевропейской этике, зародившееся в эпоху Ренессанса и по традиции возводимое к древнегреческому философу Аристиппу (ок.435 – ок.355 до Р.Х.). 69 В повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича» данный текст (с незначительными вариациями приводимый о. Александром и в других беседах) отсутствует. Ср.: «Но я знаю, что жизнь моя для личного одинокого счастья есть величайшая глупость и что после этой глупой жизни я непременно только глупо умру» (ТолстойЛ.Н. В чем моя вера? (1884)//Полн. собр. соч. в 91 т. Т.23. M.: ГИХЛ, 1957. С.402). 71 Тезис «Человек есть мера всех вещей» впервые сформулирован древнегреческим философом Протагором (V в. до Р.Х.), представителем т.н. старшей софистики. 72 Моно, Жак-Люсьен (1910–1976) – французский биохимик и микробиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1965). Его книга «Случайность и необходимость» (Le Hasard et la Nécessité) вышла в Париже в 1970 г. 74 Шабанис, Христиан (правильнее Шабани, Кристиан) (1936–1989) – французский религиозный философ, писатель, журналист; лауреат Католической премии по литературе (1985). Речь идет о книге: Chabanis C.Dieu: existet-il? “Non” répondent P. Anquetil, R. Aron, Ch. Boulle... (Есть ли Бог? – «Нет!» – отвечают П. Анкетнль, Р. Арон, Ш. Булле...). Paris: Fayard, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

1939-1940. Т. 4. 4. С. 173-203; Actes de Chilandar/Ed. par M. ivojinovi et al. P., 1998. [Vol.] 1. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому. М., 1868; Никифор архим. Старине хиландарске//Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1884. Т. 56. С. 1-116; Д. Света Гора у прошлости и садашности//Српски гласник. Београд, 1907. Т. 18. С. 753-762, 844-856, 916-923; Ст. М. Документа хиландарских архива до XVIII в.//Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1922. Т. 55. С. 20-31; Света Гора и манастир Хиландар (поводом Београд, 1961; С. Из српске ucmopuje: Ист. цркве из XV в. Београд, 1966. С. 171-207; Хиландарски зборник. Београд, 1966-1998. Т. 1-10; Острогорски Г. Света Гора после Маричке битке//Зб. Филозофског фак-та. Београд, 1970. Т. 10, 1. С. 277-282; М. Светогорски пиргове и keлuje у веку. Београд, 1972; он же. Ucmopuja манастира Хиландара. Београд, 1998. Т. 1: (Од манастира 1198 до 1335 г.); Д. , В. , Д. Хиландар. Београд, 1978; Писац и преводилац инок Ucaja. Крушевац, 1980; В. Света Гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; ivojinovi М. Le monastère de Chilandar et ses metoques dans la regione de l " Athos//ЗРВИ. 1987. Т. 26. С. 35-67; Давидов Д. Хиландарска графика. Београд, 1990; Д. Света Гора под српском (1345-1371). Београд, 1992; о Cbemoj Гори. Београд, 1995; Друга о Cbemoj Гори. Београд, 1997; С. Осам векова Хиландара: и Београд, 1997; Манастир Хиландар. Београд, 1998; Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 1999; о Cbemoj Гори. Београд, 2000; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVIII в. Београд, 2000. Зограф. Фотография. Кон. XX в. Сведения о болг. иноках на А. до XIII в. почти отсутствуют, в XIII в.- чрезвычайно скудны. Монахи болг. происхождения могли появиться на А. практически сразу вслед за принятием христианства в Болгарии (865), чему способствовала близость А. к территории расселения слав. племен болг. группы.

http://pravenc.ru/text/77102.html

19.10(01.11)1993 СТАРОРУССКАЯ 24.05.1856 31.07.1856 ТАЛЛИННСКАЯ 31.07.1856 15.02.1857 в/у НОВГОРОДСКАЯ 17.09.1856 01.10.1856 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 17.09.1856 01.10.1856 КОСТРОМСКАЯ 15.02.1857 12.05.1877 Полиевкт Пясковский МИХАЙЛОВСКАЯ 11.06.1895 22.01.1900 РЯЗАНСКАЯ 22.01.1900 07.11.1902 Поликарп Донорский БАЛАХНИНСКАЯ 14.01.1868 08.11.1886 Поликарп Приймак ВЯТСКАЯ 06(19)07.1957 03(16)11.1962 в/у ИЖЕВСКАЯ 03(16)03.1961 06.1961 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03(16)11.1962 14(27)01.1966 ИВАНОВСКАЯ 14(27)01.1966 17(30)07.1968 ПЕНЗЕНСКАЯ 17(30)07.1968 03(16)12.1969 Поликарп Радкевич ХЕРСОНСКАЯ 05.07.1853 12.07.1858 ОРЛОВСКАЯ 12.07.1858 29.08.1867 Поликарп Розанов УМАНСКАЯ 09.09.1884 02.04.1888 КУРСКАЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 02.04.1888 24.10.1891 Поликарп Сикорский ЛУЦКАЯ (ПАЦ) 19.03(01.04)1932 06.1940 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 06.1940 11(24)12.1941 ЛУЦКАЯ, паки (УАПЦ) Поликарп Тихонравов ЛУКОЯНОВСКАЯ 08(21)03.1920 06(19)06.1922 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 12(25)08.1923 ЛУКОЯНОВСКАЯ 12(25)08.1923 24.01(08.02)1924 АРДАТОВСКАЯ 24.01(08.02)1924 Порфирий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (1470) Порфирий СМОЛЕНСКАЯ XIII–XIV вв. Порфирий ХОЛМСКАЯ Порфирий ЧЕРНИГОВСКАЯ (1187) Порфирий Ардан в/у МУКАЧЕВСКАЯ Порфирий Вишняков СЫЗРАНСКАЯ, обн. Порфирий Грек ЧЕРНИГОВСКАЯ (1239) Сщмч. Порфирий Гулевич КРИВОРОЖСКАЯ 12(25)06.1928 23.08(05.09)1930 КИРОВОГРАДСКАЯ 23.08(05.09)1930 29.07(11.08)1931 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 Порфирий Крайский ВЛАДИМИРСКАЯ 30.05.1748 09.10.1755 КОЛОМЕНСКАЯ 09.10.1755 29.10.1763 КУРСКАЯ 29.10.1763 07.07.1768 Порфирий Соколовский ДМИТРОВСКАЯ 21.11.1858 21.03.1859 УФИМСКАЯ 21.03.1859 13.09.1860 ТОМСКАЯ 13.09.1860 14.11.1864 ЧИГИРИНСКАЯ 14.02.1865 31.12.1877 Прокл Хазов в/у ТИХВИНСКАЯ 28.08(10.09)1987 04(17)10.1987 ТИХВИНСКАЯ 05(18)10.1987 31.08(13.09)1989 СИМБИРСКАЯ 31.08(13.09)1989 Прокопий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (XII–XIII вв.) Сщмч. Прокопий Титов КИРОВОГРАДСКАЯ 30.08.1914 ранее 01(14)09.1921 ХЕРСОНСКАЯ ранее 01(14)09.1921 06(19)11.1925/ 11(24)08.1937 Протасий (Тарасий) ВОЛОГОДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глаголев А. Новости немецкой литературы по библейской археологии/ТКДА. – 1901: 11: с. 466–474; 12: с. 616–618. Делич Ф. Библия и Вавилон/Пер. с нем. – СПб., 1912 (другой более полный пер., – СПб., – 95 с. – вышел под заглавием «Колыбель христианства», автор – ассириолог). Диль Ш. По берегам Средиземного моря/Пер. с франц. – М., 1913. с. 258–306 (автор – византолог). Дроздов П.М. К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данным ассириологии/Оттиск из ТКДА. – 1896: 8. – 45 с. Егоров Д. Спор о «Bibel und Babel»/Научное слово. – 1904: 6: стр. 43–60. Елеонский Н. Сравнение библейских текстов с сарго-нидской летописью/ПО, 1864. Елеонский Ф. Филологические, услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг/ХЧ. – 1889: с. 741–744. Иероним (Досовский), архим. Библейская археология. – СПб., 1884. Из исследований о новейших раскопках в Палестине/Русский Паломник, 1912: 19–20. Кейль К.Ф. Руководство к библейской археологии/Пер. с нем.: ч. I – II. – Киев, 1871:1894. – 592†384 с. Кондаков Н. Археологические путешествия по Сирии и Палестине. – СПб., 1909. Кондамен А. Вавилон и Библия. – Серг. Посад, 1912. – 102 с. Косидовский 3. Библейские сказания/Пер. с польск. – М., 1966. – 455 с. Крачковская Л. Новые археологические открытия в Заиордании/ВДИ. – 1946: 4: с. 120–126. Матвеевский П. Об открытиях в Ниневии в отношении к св. Писанию. – СПб., – 18 с. Мунк С. Еврейские древности/Пер. с франц. – Пермь, 1879. – 283†III с. (автор – ориенталист, преемник Ренана по каф. семитолог, в «Колледж де Франс»). Муретов Д.М. Ветхозаветный храм: ч. 1. – М., 1890. – 505 с. Никольский Н.М. Вавилон и Библия/Критическое Обозрение. – 1909: 3: с. 5–15. Его же. Израиль и Вавилон/Вестник Европы. – 1910: 5: с. 157–177; 6: с. 82–113. Нильсен Д. Библейская религия в свете новейших археологических раскопок/ВДИ. – 1.937: 1: с. 94–113. Олесницкий А.А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. – СПб., 1889. Его же. Судьба древних памятников св. Земли. – СПб., 1875. Павский Г. П., прот. Библейские древности для разумения св. Писания. – СПб., 1884. – 127 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Рассмотрим сначала наиболее известные аргументы веры в небытие Бога. § 2. Бога нет, потому что… 1. Наука доказала, что Бога нет Это утверждение не имеет под собой никаких оснований и является чисто пропагандистским. Научного доказательства небытия Бога не только не существует, но и принципиально не может существовать, по меньшей мере, по следующим причинам. Во-первых, естествознание в целом, по определению 102 , занимается изучением этого, посюстороннего мира 103 . Поэтому основная религиозная истина – существование Бога – в принципе не может быть предметом научного опровержения. Во-вторых, иметь наиболее достоверное знание о том, что доказывает и что опровергает наука, могут, естественно, люди науки, ученые. Поэтому факт наличия огромного числа крупнейших ученых, верующих в Бога и во Христа, является самым убедительным свидетельством того, что наука не опровергает бытия Бога. Достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: каноник Н. Коперник († 1543), совершивший переворот в астрономии; И. Кеплер († 1630), обосновавший гелиоцентрическую систему; Б. Паскаль († 1662) – физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И. Ньютон († 1727) – физик, математик, астроном; М. Ломоносов († 1765) – ученый-энциклопедист; Л. Гальвани († 1798) – физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А. Ампер († 1856) – основоположник электродинамики; А. Вольта († 1872) – также один из основателей учения об электричестве; св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) († 1879); Г. Мендель († 1884) – августинский монах, основоположник генетики; Ж. Дюма († 1884) – основоположник органической химии; С. Ковалевская († 1891) – математик; Л. Пастер († 1895) – отец современной микробиологии и иммунологии; А. Попов († 1906) – изобретатель радио; Д. Менделеев († 1907) – создатель периодической системы химических элементов; И. Павлов († 1936) – отец физиологии; П. Флоренский († 1937) – священник, богослов, ученый-энциклопедист; патер В. Шмидт († 1954); Э. Шрёдингер († 1955) – один из создателей квантовой механики; Б. Филатов († 1956) – офтальмолог; архиепископ Лука Войно-Ясенецкий († 1961); аббат Леметр († 1966); Л. Бройль († 1987) – один из создателей квантовой механики; Ч. Таунс (р. 1915) – один из создателей квантовой электроники; и многие, многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Однако на практике оказалось невозможным ограничиться этими книгами; из отчетов Кирилло-Мефодиевского Братства видно, что в церковно-приходских школах пользуются при обучении русской грамоте многими книгами, не указанными в синодальной программе, напр. христоматия: Поливанова – «Первая пчелка», Баранова «Наше Родное», священника Дьяченко «Луч» и др. Но если даже остановиться только на тех книгах, которые рекомендованы в Синодальной программе, то в них едва ли можно усмотреть какие-нибудь общие им отличительные черты, которыми они выделялись бы из остальной учебной литературы. Почти все они распространены или были распространены и в земских школах; достаточно указать на то, что некоторые из них, как, напр., «Азбука» священника Никольского, «Русская азбука» Белаге, «Азбука правописания» Тихомирова, успели выдержать по нескольку изданий еще до 1884 года – следовательно раньше, чем возникли нынешние церковно-приходские школы. Все это дает право утверждать, что церковно-приходская школа в общем пользуется теми же учебными руководствами и книгами, как и земская. Посмотрим теперь, каков состав преподавательского персонала в церковно-приходских школах. По-видимому, они должны бы в этом отношении резко отличаться от всех других школ. Ведь предполагалось, что преподавательские обязанности возьмут на себя члены местных причтов – священники и диаконы, в особенности последние, ибо прохождение диаконского служения, по смыслу Высочайшее утвержденных 16 февраля 1885 года Правил о составе приходов и причтов, должно по возможности соединяться с обязанностями учителя и законоучителя в начальных школах (определение Святейшего Синода от 29 января – 25 февраля 1886 года 224-й. Смотр. такое определение Святейшего Синода от 29 июля – 26 августа 1892 года 1966-й); помощниками же священников и диаконов в этом деле должны были явиться псаломщиками. Так смотрел на это дело и закон, ибо, перечисляя лиц, которым может быть поручено преподавание в церковно-приходских школах, он на первом плане ставит священников и других членов причта (правила о церковно-приходских школах, § 10-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010