Если ко всему изложенному прибавим, что Василий Васильевич в течение восьми лет читал семестровые сочинения студентов (в 1884/5 – 5/6, 1887/8, 1889/90, 1891/2, 1893/4, 1895/6 и 1897/8 гг.), десять лет производил приёмный экзамен по общей церковной истории вновь поступающих в академию (в 1881. 1885, 1887, 1890, 1893 – 7 и 1899 гг.) и пять лет состоял в комиссии по поверке счисления экзаменационных баллов 14 , то и в этом случай получается далеко ещё не полная картина разнообразной и высоко полезной деятельности Василия Васильевича. Он в высшей степени дорожил и благом церкви и преуспеянием академии и всю свою жизнь, и все свои силы посвятил служению академической науки и, следовательно, высшим интересам православной церкви. Он не отказывался ни от какой работы, когда она касалась академической жизни или поручалась высшею властью, и необыкновенно добросовестно относился к этим обязанностям академического наставника. К сожалению, с этой стороны не щадил сил Василий Васильевича и особенно в последние годы его жизни. Его назначали членом всевозможных комиссий и поручали разработку вопросов по различным отраслям академической и церковной – общественной жизни. Эти его труды отличались замечательною быстротой по исполнению и талантливостью по характеру. Касалось ли дело административной стороны, юридической, церковно- общественной, или астрономической, везде Василий Васильевич являлся опытными хозяином. Многие из его трудов теперь лежат в основе академического строя студенческой и учёной жизни и так характерны, что носят название «Болотовских». Выработанные им правила академической жизни отличаются юридическою краткостью и замечательною точностью выражения, а положенный в них основания проникнуты ясным познанием необходимости сохранения истинных интересов науки и искреннею заботливостью о студентах академии. Притом все его труды, касались ли они поверки счисления баллов, или научных изысканий, украшены «незабудками», который на долгое время сохранят имя Василия Васильевича, как руководителя академии и после от шествия его в загробный мир. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Первым объектом колониальной экспансии Великобритании стал о-в Лагос, занимавший важное стратегическое положение. В янв. 1852 г. после силового вмешательства Великобритания сделала правителем Лагоса своего ставленника Акитойе (ум. в 1853) и заключила с ним и др. местными вождями договор о запрете работорговли и свободном доступе в Лагос брит. предпринимателей и христианских миссионеров из любых стран. В 1861 г. Лагос был объявлен владением брит. короны. В 1879 г. брит. колонизатор Дж. Голди основал Объединенную Африканскую компанию (ОАК), монополизировавшую торговлю вверх по Нигеру до г. Локоджа. На Берлинской конференции по Зап. Африке (1884-1885) Великобритания потребовала признания ее экономического доминирования и политических интересов на Нижнем Нигере. В 1885 г. территория, прилегающая к дельте Нигера, была официально провозглашена брит. Протекторатом Масляных рек (с 1893 - Протекторат нигерского побережья). В 1886 г. правительство Великобритании уполномочило ОАК, переименованную в Королевскую нигерскую компанию (КНК), осуществлять управление территорией, прилегающей к дельте Нигера и к берегам рек Нигер и Бенуэ. В 1888 г. подписан договор об установлении протектората над Ойо. В 1893 г. были подчинены земли Эгба, в 1894-1895 гг. захвачены города Брохеми и Брасс, в 1897 г.- Илорин и Бенин. Правитель Нигерии Оба Акензуа II приветствует кор. Елизавету II в Бенин-Сити. Фотография. 1956 г. Правитель Нигерии Оба Акензуа II приветствует кор. Елизавету II в Бенин-Сити. Фотография. 1956 г. Территориальные споры с Францией, недовольство монопольным положением и политикой КНК привели к ее ликвидации и созданию правительством Великобритании в 1900 г. Протектората Юж. Нигерии, включившего Протекторат нигерского побережья и территории, ранее находившиеся под контролем КНК. Задача по покорению Северной Н. была возложена на 1-го высшего комиссара Северной Н. Ф. Лугарда. В 1901 г. была завоевана Зариа, в 1902 г.- Борно, Баучи, Гомбе. В 1903 г. был захвачен г. Сокото, халиф бежал на восток. В том же году оккупирован эмират Кано, в 1904 г.- Кацина. К 1906 г. вся территория совр. Н. находилась под брит. контролем. В том же году на территории Протектората Южной Н. и Колонии Лагос была образована Колония и протекторат Южной Н. В 1914 г. Колония и протекторат Южной Н. объединен с Протекторатом Северной Н. в Протекторат и колонию Нигерия. Верховная власть над Н. сосредоточилась в руках ген.-губернатора (первым стал Лугард). Постепенно была введена система косвенного управления, превратившая местных правителей в глав т. н. туземной администрации (сначала она была создана в Северной Н., еще до 1914, затем в Западной Н.- в период первой мировой войны, в Восточной Н.- в 1929, после волнений в Абе).

http://pravenc.ru/text/2565194.html

35, 109 Погодин А. – член обновленческого Ленинградского епархиального управления. 336 Пожарский Дмитрий Михайлович; (20 апреля 1578 – 1642) – князь, один из руководителей борьбы против польской и шведской интервенции в начале XVII в. 269 Позднеев Дмитрий Матвеевич; (26 января 1865 – 20 октября 1937) – востоковед, историк и экономист. Окончил Орловскую ДО (1885), Киевскую ДА (1889) и Восточный факультет С.-Петербургского университета (1893) по китайско-монгольско-маньчжурскому разряду. Оставлен при университете. Совершенствовал знания в Лондоне, Париже, Берлине (1893–1894). С 1896 – приват-доцент кафедры истории Востока С.-Петербургского университета, с 1898 – профессор. Работал в Китае (1898–1904), в пекинском отделении Русско-Китайского банка. 1904–1905 директор Восточного института во Владивостоке. В 1905–1910 находился в Японии. В 1910–1917 участвовал в создании Практической Восточной Академии в С.-Петербурге и преподавал в ней. В 1917–1931 преподавал историю и экономику Японии одновременно в Ленинграде (в Ленинградском институте живых восточных языков, Военном ленинградском восточном институте, университете) и Москве (Академия РККА им. М. В. Фрунзе). Находясь в командировке в Китае, арестован белогвардейцами в августе 1926. Работал консультантом Государственного музея этнографии. 1 октября 1937 арестован, 20 октября 1937 Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР приговорен «в особом порядке» к ВМН и расстрелян. См.: Васильков Я. В., Сорокина М. Ю. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991). СПб. 2003. С. 304–306; Материалы для описания Орловской губ. Рига. 1903. С. 148–149. 253 Позднякова Варвара Фроловна; (ок. 1880 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Позднякова Наталия – слушательница Высших Богословских курсов. 364 Покровская Ольга Васильевна; (3 июля 1862 – ?). Окончила Петрозаводскую Мариинскую женскую гимназию (1883), с 26 июля 1883 – и. д. воспитательницы, с 19 декабря 1884 – воспитательница, с 19 сентября 1886 – старшая воспитательница, с 1901 – заведующая библиотекой, с 7 октября 1908 – начальница Олонецкого Епархиального женского училища. 6 мая 1905 награждена золотой медалью для ношения на груди на Станиславовской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

951 Ср.: Византийская книга Эпарха. – С. 208; Голофаст A.A., Рыжов С. Г. Раскопки квартала Х ...–С. 198. 952 Юргевич В. Исторический очерк пятидесятилетия имп. ООИД 1839–1889. – Одесса, 1889. – С. 63 (раскопки 1876–1884 гг. в северо-восточном районе); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – СПб., 1893. – С. 34 (подсвечник из вырубной могилы на южном участке некрополя); Раскопки в Таврической губернии 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – СПб., 1893. – С. 4 (находка на агоре железного церковного ставня 1,05 м высоты, состоящего из двойного круга 20,3 см в диаметре, четырехгранного прута толщиной 2,5 см и трех ножек); Стееен А.Х. Раскопки в Херсонесе в 1889 г.//ИТУАК. – 1889. – – С. 101 (железные подсвечники из раскопок «базилики в базилике»); Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 167, рис. 535 (бронзовый фигурный подсвечник высотой 21,5 см с заостренным стержнем на трех ножках, найденный в районе Склада древностей); Отчет за 1900 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27; Таврическая губерния. Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1900 год. – СПб., 1902. – С. 24, рис. 59 (в периболе около 19 куртины – бронзовый подсвечник «обычного типа, для накалывания свечей», на трех ножках, 9 см высоты); Отчет за 1901 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13–14 (часть большого бронзового точеного подсвечника из раскопок внутри Западной базилики); Извлечение из отчета К.К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып. 9. – С. 59 («верхняя заостренная часть подсвечника» из раскопок на акрополе); Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 21 (верхняя заостренная часть бронзового подсвечника из раскопок некрополя); Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 44 (обломки бронзовых подсвечников натрех ножках, два бронзовых заостренных стержня от них, обнаружены при раскопках около южных ворот и «здания Г»); Косцюшко-Валюжинич К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г.//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 70 (часть большого точеного бронзового подсвечника найдена прираскопках раннесредневековой Западной базилики); Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 18 (небольшой бронзовый подсвечник на трех ножках-лапах, найденный в восточном углу портового района); Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 7; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году//ИАК. – 1907. – Вып. 25. – С. 140 (кружок бронзовый массивный диаметром 6 см, от подсвечника, из раскопок в юго-западном углу городища, около «здания Г» и на поперечной главной улице); Таврическая губерния а) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1905 год. – СПб., 1908. – С. 42 (подсвечники из раскопок около Южных ворот и «здания Г»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были сделаны переводы всей Б. или отдельных ее книг на языки национальных меньшинств Китая. По подсчетам кит. ученых, за период с 1814 по 1950 г. Библейскими об-вами Англии и США в Китае было продано ок. 280 млн экземпляров изданий Свящ. Писания, а Китайским библейским об-вом в 1941-1950 гг.- еще ок. 14 млн экз. Лит.: Извлечение из отчета начальника Императорской Духовной Миссии в Пекине архимандрита Гурия о состоянии и действиях сей миссии в течение 1859-1862 гг.//ХЧ. 1864. Январь; О занятиях Пекинской Православной Миссии//Иркутские епархиальные ведомости. 1864. 11; И. Н. А. [иеромонах Николай (Адоратский)]. Настоящее положение и современная деятельность Православной Духовной Миссии в Китае//ПС. 1884. Август; Коростовец И. Русская Духовная Миссия в Пекине: Исторический очерк//Русский архив. СПб., 1893. 9; Из письма Преосвященного Гурия к И. И. Палимпсестову о переводе Нового Завета на китайский язык//Русский архив. СПб., 1893. 11; Письмо архимандрита Гурия к И. Г. Герсинскому о переводе Нового Завета на китайский язык//Русский архив. СПб., 1894. 1. С. 97-98; Китайский благовеститель. Пекин, 1916. 9-12; Broomhall M. The Bible in China. San Francisco, 1934. San Francisco, 1977r; Ян Сэньфу. История христианства в Китае. Тайбэй, 1991 (на кит. языке); Wang Weifan. The Bible in Chinese//The Chinese Theological Review. 1993. Vol. 9; Августин (Никитин), архим. С.-Петербургская Духовная Академия и Российская Духовная Миссия в Пекине: Архимандрит Гурий (Карпов), 1814-1882//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993; Chiu Wai-boon. Chinese Versions of the Bible//CGST Journal. 1994. Vol. 16; Иванов П. Православные переводы Нового Завета на китайский язык//ЖМП. 1998. Т. 3. С. 62-67; Ломанов А. В. Христианство в Китае: История культурной адаптации (нач. XIX - сер. ХХ в.). М., 1999, 20022. Свящ. Петр Иванов Латышский В наст. время на латыш. языке опубликованы 2 полных перевода Б. с языков оригинала. Первый перевод Б. был сделан по инициативе кор. Швеции Карла XI группой из 4 чел., в число к-рых должен был войти латыш. пастор Я. Райтерс. Но вместо него работу возглавил пастор Э. Глюк, в своем переводе он ориентировался на библейский канон Лютера. В 1694 г. Карл XI подписал указ, дозволяющий распространение перевода Глюка (репринт был издан в США в 1974). Перевод Глюка переиздавался в новых редакциях (17392, 17943, 18254, 18545, 18776, 18987). Мн. специалисты считают, что второй перевод Б. 1937 (НЗ) и 1965 гг. (ВЗ) также является редакцией перевода 1694 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

На мое желание посмотреть их библиотекарь отвечал, что там неважные рукописи (δεν φλιμα χειργραφα [sic!]). Предполагаю, что есть славянские рукописи, о которых каталог умалчивает, но о существовании которых заставляют меня предполагать встречающиеся на книгах славянские приписки, оберточные листы с славянскими письменами, одна даже виденная мною славянская Псалтырь». Многие материалы поствизантийского времени Пальмов скопировал. В константинопольских письмах Пальмов жалуется на подозрительность греков к русскому ученому; ему приходится скрывать свои занятия славянством и утверждать, что он занимается византийской церковной историей. Сообщает он сведения и о греческом ученом мире: «До сих пор Гедеон и К ученых здешних греков считали Вас чуть не семидесятилетним стариком, а я в свою очередь заметил 32-летнему Гедеону, что заочно я считал его шестидесятилетним старцем. О Вашем труде об Арсении и арсенитах они узнали от меня только в первый раз. Вообще знакомства здесь с русской литературой почти нет, даже у тех, которые воспитывались в России; да и стремление к науке здесь почти незаметно» (письмо от 15 ноября 1883 г.). В письме от 1 января 1884 г. Пальмов сообщает о своем посещении Афона. В славянских монастырях он не встретил препятствий для своих занятий, зато в греческих, несмотря на рекомендательные письма, он получил очень мало рукописей, и даже те, что получил, ему не разрешили списывать. Пальмов побывал и на о. Патмосе, где «рукописей всех на пергамене и на бумаге около 600. Каталога пока нет, а готовится подробное описание всех рукописей: половину труда взял на себя бывший патмосский дидаскал, а теперь кустос рукописного отделения в Афинской университетской библиотеке Иоанн Сакеллион... другую половину работает библиотекарь иеромонах Иерофей» (письмо от 15 апреля 1884 г.). 65 В архиве Троицкого хранится также несколько писем Пальмова, которые тот отправлял ему из своих заграничных поездок более позднего времени. Так, в письме из Афин от 29 марта 1893 г. (4 л.) он говорит о занятиях в библиотеках и, кроме того, высказывает свой взгляд на создание Археологического института: «Я имел возможность немного ознакомиться с немецким Археологическим институтом и нахожу, что это тот идеал, который может быть желателен, но что нам, русским, нужно в самой России устроить что-либо подобное, прежде чем стремиться устраивать за границей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.О. Конлович, «К предстоящему пятидесятилетию воссоединения западнорусских униатов 1839 г.», в «Церкв. Вестнике» 1889 г., 9–13. 268 Протоиерей В. И. Преображенский , «Историко-статистическое описание церквей и приходов рижской епархии», в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г. Епископ Донат, «Православное дело в прибалтийском крае в сороковых годах», в «Страннике» 1884 г., I. М.А. Куплетский, «Православие в остзейском крае в текущем столетии», в «Страннике» 1884 г., кн. VIII–XII. 269 Архимандрит Иоаким, «Высокопреосвященный Платон, архиепископ рижский и митавский», в «Историко-статистическом описании церквей и приходов рижской епархии» в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г, «Прощание высокопреосвященного Платона с рижскою паствой», СПб. 1867 (из «Странника» 1867 г., где см. и другие заметки о деятельности в рижской епархии высокопреосвященного Платона). Слово преосвященного Платона при открытии самостоятельной архиерейской кафедры в Риге, 1 июля 1850 г. в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 10 и сл. 274 И.А. Чистович, «Руков. деятели», 315–316. «Переписка Филарета, митрополита московского, с С.Д. Нечаевым», СПб. 1895. Ф.В. Благовидов, «Обер-прокуроры святейшего синода в XVIII и в первой половине XIX столетия», 2 издание, Казань, 1900. 277 Священник С. Сперанский, «Московское филаретовское епархиальное женское училище», Москва, 1883. 278 «Двадцатипятилетняя годовщина царско-сельского училища девиц духовного звания», СПб. 1868. «Полное Собрание Законов» 1843 г., 17.116. Священник Ф. Павлович, «Торжество двадцатипятилетия в царско-сельском училище духовного звания», СПб. 1868. «К пятидесятилетию царско-сельского женского училища духовного ведомства», СПб. 1893. 279 П.В. Знаменский, «История Казанской духовной академии за первый, дореформенный период её существования (1840–1870)», тт. I–III, Казань, 1891–1892. 288 «Полное Собрание Законов» 1841 г., 14.409, Т.В. Барсов «О собрании духовных законов», СПб. 1898. 295 «Полное Собрание Законов» 1839 г., 12.068. Т.В. Барсов «Синодальные учреждения прежнего времени», СПб. 1897, стр. 37–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—1— для преподавания на академической кафедре 337 , относятся следующие, более или менее обширные статьи В. Ф-ча: 1) «Об условиях существования современного русского проповедничества», напечат. в Прибавл. к Твор. св. Отцов за 1884 г. ч. XXXIII и 1885 г. ч. XXXV; – 2) «Приносит ли пользу церковная проповедь?» – в Прибавлениях к Церковным Ведомостям, издав. при Св. Синода, за 1888 г. 41–43, 46 и 47; – 3) «Слово обличения в церковной проповеди», – там же, за 1889 г. 28 и 29; – 4) «Чем должен руководиться пастырь в слове обличения?» – там же, 30, 32 и 33; – 5) «Митрополит Московский Макарий (Булгаков) как проповедник» 338 , – в Богословском Вестнике за 1893 г. ч. I–III. Из них первая и последняя статьи представляют собой обширные исследования. К области же предмета сочинений на ученые степени, кроме упомянутых – магистерской и докторской диссертаций, принадлежат следующие исследования и статьи: 1) «Католицизм и протестантство в отношении к свободе совести», напечатан. в Православном Обозрении за 1881 г. 10 и 1882 г. 1 и 2; – 2) «О веротерпимости». Два публичных чтения в зале Московской городской думы. 3 и 10 апреля 1883 г. – в том же журнале за 1883 г. 5–6; – 3) упомянутое, вошедшее в состав докторской диссертации, исследование: «Дисциплина древней церкви в отношении к свободе совести», – в Приб. к Твор. Св. Отцов 1884, XXXIII и 1886, XXXVII и наконец 4) выходившие под разными заглавиями в Богословском Вестнике за 1896 и 1897 годы статьи, вместе с предшествующим исследованием, составившие собой докторскую диссертацию под общим заглавием: «О церковной дисциплине». Сергиев Посад, 1897. Эта диссертация, – кстати заметим, – также удо- —262— стоена была от Совета Академии награждения полною премией митрополита Макария в 500 р. 339 Все статьи и исследования В.Ф. Кипарисова , не исключая, конечно, и диссертаций, носят на себе следы кропотливой усидчивой и напряженной умственной работы, обширного и основательного знакомства с предметом, глубокого проникновения в суть дела и в интерес исследования, каких бы мелочей последнее не касалось, и вообще самого честного в научном смысле отношения к предмету исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гр. Уваров А. А. – прогрессист Фомкин И. В. – националист Чихачев Д. Н. – националист Шечков Г. А. – прав. Яновский Н. Н. – октябрист Краткая справка 1 Состояние церковно-приходских школ к началу деятельности Государственной Думы По времени открытия церковные народные школы распределялись к 1907 году следующим образом 360 . До 1884 г. – 2903 школы (7,3%). В 1884–1893 гг. – 13 608 школ (32,4%). В 1894–1903 гг. – 16 204 школы (40,9%). В 1904–1907 гг. – 3151 школа (7,91%). Не доставлено сведений – 4385 школ (11,0%). Всего – 39747 школ (100%). К началу 1908 года из 39 747 начальных церковных школ было 672 двухклассных, 25 425 одноклассных и 13 650 школ грамоты. Большая часть церковных школ находилась в сельской местности, в городах было только 2402 школы, из них 231 двухклассных, 1903 одноклассных и 268 школ грамоты. По числу учащихся школы распределялись следующим образом: 24 254 школы имели менее 50 чел., 12 985 – от 50 до 99 чел., 2307 – 100 человек и более (о 201 школе сведения отсутствовали). В течение 1907 г. двухклассных школ открылось 32 и одноклассных 435, количество школ грамоты убавилось. Специально построенные школьные здания имели 26 364 школы, 7370 школ имели наемные помещения и 5547 помещались в зданиях, предоставленных бесплатно (о помещениях 466 школ сведения не поступили). Специальными школьными зданиями были значительно лучше обеспечены церковно-приходские школы (здания имели 606 двухклассных и 21 147 одноклассных). Из школ грамоты имели специально выстроенные помещения лишь третья часть – 4611 школ. На наем помещений в 1907 году было израсходовано 284 700 руб., в том числе 124 200 рублей на одноклассные и 7800 руб. – двухклассные. Многие школы имели квартиры для учащихся, а именно: 544 двухклассных, 19 352 одноклассных и 5617 школ грамоты. Количество учащихся 361 в начальных церковных школах к 1908 году составило 1 916 145 человек, в том числе 1 326 711 мальчиков и 589 434 девочки. В двухклассных школах училось 78 258 человек (51 793 мальчиков и 26 465 девочек), в одноклассных – 1 401 886 чел. (951 919 мальчиков и 449 967 девочек) и в школах грамоты – 436 001 чел. (322 999 мальчиков и 113 002 девочки). Таким образом, в церковно-приходских школах состояло 77% учащихся, и лишь 23% – в школах грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

После этого в течение десяти лет на заседаниях Комитета ни разу даже не помянули о музее, хотя для него поступали изредка кое-какие вещи. Только уже из протокола заседания 12 марта 1885 года мы узнаём, что, при приёме Комитета вновь определённым в 1884 году секретарём Л. Б. Вейнбергом, в Комитете оказались образцы минералов, ископаемых и сельскохозяйственной промышленности Воронежской губернии, состоявшие из разных видов ископаемого угля, глины, железных руд, ископаемых окаменелостей, образчиков разных сортов овечьей шерсти и проч. Когда и как были собраны в Комитете эти вещи, из протоколов общих собраний Комитета не видно, и это ясно показывает степень интереса к учреждению музея в тогдашнем составе Статистического Комитета, среди секретарей и членов которого никто не отличался любовью к вещественным памятникам старины, хотя впрочем и были лица, занимавшиеся историей и изданием древних актов (М. Ф. Де-Пуле, Ф. К. Яворский, М. М. Скиада, Н. В. Воскресенский и Г. М. Веселовский). Об этом можно судить и по тому, как хранился при Комитете архив, с таким трудом собранный и приведённый в порядок Второвым и затем сданный им на хранение в Комитет. Древние, самим временем пощаженные, акты здесь ждала печальная участь. Хотя после Второва печатание актов и нашло себе продолжателей в лице уже упомянутых де-Пуле и Яворского и, кроме того, Елагина, Л. Б. Вейнберга и А. А. Полторацкой, которые издали в свет весьма значительную часть их, но далеко не все эти издатели умели и хотели бережно обращаться с подлинными актами и сохранять их для потомства. Елагин, известный автор «Истории русского флота» 16 , увёз с собою в Петербург множество актов в 13 тюках для того, чтобы воспользоваться ими, как источниками для этого труда; и когда после этого они были возвращены в Комитет, то в прежний порядок уже не были приведены, а хранились в столь невозможном виде, что к некоторым обветшавшим и обтрепавшимся в грязных мешках документам нельзя было прикоснуться. (Напечатанные курсивом слова составляют собственное выражение Б. Г. Карновича, ревизовавшего в 1884 году делопроизводство Комитета). «Грамоты и прочие исторические документы валялись во врачебном отделении губернского правления в изодранных и плесенью покрытых коробках на полу, сколько помещалось. Остальные документы валялись на лестнице, ведущей в уездное полицейское управление» 17 . При таком способе хранения актов и пользования ими для печатания, нисколько не странно, что из 2186 тетрадей актов, собранных Второвым, к 1893 году не оказалось налицо 119 тетрадей. При этом из драгоценнейших для местной истории царских грамот едва уцелела четвёртая часть: их было 212 тетрадей и кроме того 442 отдельных не сшитых в тетради грамот, и из этого количества утрачено 152 тетради и 226 отдельных грамот!... 18

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010