Вл. Соловьев, Кризис западной философии//Сочинения. Т. I. С. 27–170; Crise de la philosophie occidentale. Paris, 1947; La crisi della filosofia occidentale e altri scritti. Milano, 1986. T. Špidlik, To the Anthropological Background of the Truth-Theory of Wladimir Soloviev//К. Mácha, Kultur und Tradition//Festschrift für Prof. Dr. Sc. Otakar Nahodil. München, 1983. S. 153–168. M. M. Тареев, Философия жизни. Сергиев Посад, 1916; ср.: Goerdt II. S. 397–417. Сверх-рациональная истина N. Berdiaeff, Esprit et Liberté. Paris, 1933. P. 255–284: La mystique et la voie spirituelle. Русское издание: H. Бердяев, Философия свободного духа. Париж, 1927. A. Богданов, Эмпириомонизм. Статьи по философии. Москва, 1908. Copleston, Philosophy. P. 59 ff. P. Evdokimov, Gogol et Dostoïevsky. Desclée de Brouwer, 1961. P. 224–235: La révolte de souterrain. Свящ. П. Флоренский , О духовной Истине. Опыт православной теодицеи. Москва, 1913. R. Lauth, «Ich habe die Wahrheit gesehen». Die Philosophie Dostoewskijs in systematischer Darstellung. München, 1950. R. Lauth, Der metodische zugang zu Dostoewskijs philosophischer Anschauung//OCP 18, 1 (1952). S. 5–37. J. R. Palan, The theory of Religious Knowledge of Vladimir Soloviev. Oxford, 1976 (thése dactylographée). B. В. Розанов , В мире неясного и нерешенного. С.-Петербург, 1901. L. Šestov, Der «irrationaleRest» des Seins//Bubnoff II.S. 470 ff. Русское издание: Л. Шестов, Иррациональный остаток бытия//На весах Иова. Париж, 1975. С. 216–219. L. Šestov, Eros und Ideen//Bubnoff II. S. 409 ff. D. Stäglich, Vladimir F. Em (1882–1917). Bonn, 1967. Антиномии A. Блок, Россия и интеллигенция. Берлин, 1920. С. Н. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 96–103: Основная антиномия религиозного сознания. Свящ. П. Флоренский , Пределы гносеологии. Основная антиномия теории знания//Богословский Вестник, 1913. Т. I. С. 147–174. S. Frank, Dieu est avec nous. Paris, 1955. P. 113–194: La vérité paradoxale du christianisme. Русское издание: С. Франк , С нами Бог. Париж, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

W.Déonna. La descendance du Saturne à l " ouroboros de Martianus Capella. – Symbolae Osloenses, 1955, 31, p. 170 – 189. J.Préaux. Le culte des Muses chez Martianus Capella. – In: Mélanges de philosophie… offerts à Pierre Boyancé. Rome, 1974, p. 579 – 614. Стиль G.Boettger. Ueber Martianus Capella und seine Satira, nebst einigen kritischen Bemerkungen. – Neue Jahrbücher für Philologie und Pädagogik. 1847, suppl. Bd. XIII, S. 590 – 622. F.Stange. De re metrica Martiani Capellae. Lipsiae, 1882. A.Sundermeyer. De re metrica et rhythmica Nartiani Capellae. Marpurgiae, 1910. F.May. De sermone Martiani Capellae quaestiones selectae. Marpurgiae, 1936. Diss. D.Bartonková. Prosimetrum. The mixed style in Martianus Capella " s work De nuptiis Philologiae et Mercurii. – Sbornik Praci Filosofiké Fak. Brnenské Univ., Rada archeol. klas., 1977 – 1978, 22 – 23, p. 206 – 215. Марциан Капелла и другие авторы C.Weyman. De Martiano Apulei imitatore. – Sitzungsberichte der Akademie. München, 1873, S. 374 f. G.Wissowa. De Nigidio Maitiani fonte. – Gesammelte Abhandlungen zur römische Religions-und stadtgexhichte. München, 1904. S. 125f. H.W.Fischer. Untersuchungen über die Quellen der Rhetorik des Martianus Capella. Breslau, 1936. Diss. R.Turcan. Martianus Capella et Jamblique. – Revue des études latines, 1958, 36, p. 235 – 254. V.Fontanella. Mercurio alle recerca di Apollo Sole. La teoria geoeliocentrica di Fraclide Pontico nel De Nuptiis Philologiae et Mercurii di Marziano Capella, libro I 26. – Atti dell " Instituto Veneto di Scienze, 1977, 135, p. 305 – 322. БОЭЦИЙ Тексты, переводы и комментарии De istitutione arithmetica libri II, De institutione musica libri V, accedit Geometria, quae fertur Boethii, ed. Godofr. Friedlein. Lipsiae, 1867. In Topica Ciceronis. – In: Ciceronis Opera, ed. Orellius et Baiterus. Turici, 1833, vol. V, 1. Commentarii in librum Aristotelis Peri hermëneias, rec. C.Meiser. Lipsiae, 1877 – 1880, I – II. In Isagogen Porphirii commenta…, rec. S.Brandt. – Corpus Scriptorum ecclestiacorum Latinorum, Vindobonae – Lipsiae, 1906, v. 48, p. l.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Немезий, епископ Емесский. О природе человека. Пер. с греч., примеч., предисл. и словарь Ф.С.Владимирского. Почаев, 1904. W.Telfer. Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emesa. London – Philadelphia, 1955. Литература Ф.С.Владимирский. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. M.Evangelides. Zwei Kapitel aus einer Monographie über Nemesios und seine Quellen. Berlin, 1882. Diss. B.Domanski. Die Psychologie des Nemesios. Münster, 1900. K.J.Burkhard. Johannes von Damaskos. Auszüge aus Nemesios Peri physeös anthröpoy. – In: Wiener Eranos zur 50. Philologenversuchung. Wien, 1909, S. 89 – 101. W.W.Jaeger. Nemesios von Emesa. Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Poseidonios. Berlin, 1914. H.A.Koch. Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa. Leipzig, 1921. Diss. A.Ferro. La dottrina dell " anima di Nemesio di Emesa. – Ricerche relegiose, 1925, 3, p. 227 – 238. V.Valdenberg. La philosophie byzantine au IV – V e siècle. – Byzantion. 4, 1929, p. 237 – 268. E.Amann. Némesius d " Emèse. – In: Dictionnaire Théologique catholique. 1931, XI, 1, p. 62 – 67. E.Santangelo. Questioni nemesianae. Palermo, 1936. E.Skard. Nemesiosstudien. – Symbolae Osloenses, 1936, 15 – 16, p. 23 – 43; 1937, 17, p. 9 – 25; 1938, 18, p. 31 – 45; 1939, 19, p. 46 – 56; 1942, 22, p. 40 – 48. E.A.Wyller. Die Anthropologie des Nemesios von Emesa und die Alkibiades-I Tradition. – Symbolae Osloenses, 1969, 44, p. 126 – 145. A.Siclari. L " antropologia di Nemesio di Emesa nella critica moderna. – Aevum, 1973, 47, p. 477 – 497. A.Siclari. L " antropologia di Nemesio di Emesa. Padova, 1974 (большая библиография в примеч. на с. 7 – 28). A.Kallis. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild des Nemesios von Emesa. Münster, 1978. G.Verbeke. Foi et culture chez Némésius d " Emèse. Physionomie d " une synthèse. – In: Paradoxos politeia. Studi patristici in onore di Giuseppe Lazzati. Milano, 1980, p. 507 – 531. ИОАНН ФИЛОПОН

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В 1929–1934 гг. полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Дальневосточному краю. В 1931–1934 гг. член коллегии ОГПУ при СНК СССР. С 1934 г. кандидат в члены ЦК ВКП(б). член коллегии НКВД СССР, нач. управления НКВД по Дальневосточному краю. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Дзержинская (Мушкат) Софья Сигизмундовна (1882–1968) – деятель революционного движения, жена Ф. Э. Дзержинского. Родилась в Варшаве в семье чиновника. Член РСДРП с 1905 г. Вела партийную работу в Польше. После Октябрьской революции – в советском представительстве в Берне (1918). В 1919 г. возвратилась в Россию, работала в Польском бюро при ЦК РКП(б). в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада. Ответственный секретарь АППО ЦК РКП(б)–ВКП(б) (1924). С 1929 г. научный сотрудник Института Маркса–Энгельса–Ленина. В 1937–1943 гг. работала в Исполкоме Коминтерна. С 1946 г. на пенсии. Умерла в Москве. Диманштейн Семен (Шимон) Маркович (1886–1938) – советский партийный и государственный деятель. Председатель бюро Еврейской секции ВКП(б). Родился в Витебской губ. Член РСДРП с 1904 г. С 1913 г. в эмиграции, в 1917 г. вернулся в Россию. Глава Еврейского комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей (1918), в том же году возглавил Евсекцию РКП (6). В 1922–1924 гг. на партийной работе на Украине. С 1924 г. в Москве – зам. зав. Агитпропотделом, зав. национальным сектором АППО ЦК ВКП(б). 1930-е гг. директор Института национальностей при ЦИК СССР, редактор журнала «Революция и национальности». Автор статей по еврейскому вопросу, принимал деятельное участие в образовании Еврейской автономной области. Председатель центрального правления Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (ОЗЕТ). Репрессирован, реабилитирован в 1955 г. Динмухаметов Галей Афзалетдинович (1892–1951) – татарский советский партийный и государственный деятель. Родился в Казанской губ. в крестьянской семье. В 1918–1920 гг. в РККА. Член РКП(б) с 1920 г. Отв. секретарь Татаро-башкирского бюро при ЦК ВКП(б) (1926–1930).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высказанные в «Послании к Диогниту» мысли не утратили за прошедшие века своей современности, а красота его слога способна – как надеется переводчик! – порадовать читателя и в русском переводе. Хотелось бы верить, что «Послание к Диогниту» займет достойное место не только в научных библиотеках, но и на книжных полках простых христиан. Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель, 1964. – с. 244–255. Estienne Н. Justini Philosophi et Martyris Epistula ad Diognetum et Oratio ad Graecos. – Paris, 1592. Gebhardt 0., Harnack A., Zahn Th. Patrum apostolicorum opera: Editio minor. – Leipzig, 1920. Βιβλιοθκη Ελλνων κατρων κα κκλεσιατικ˜ων συγγραφων. – τ. 2. –«Αθ˜ηναι, 1955. – с. 247–257. Marou H. I. A Diognete//Sources Chretiennes. – Paris, 1965. – N° 33. Harnack A. Geschichte der altkristlischen Literatur. – Bd 1. – S. 513–517. Meecham H. G. The Epistle to Diognetus. – Manchester, 1949. Μπαλανος Δ.Σ. Πατρολογια. – »Αθ˜ηναι, 1930. – с. 83 и далее. Kihn H. Der Uhrsprung des Briefes an Diognet. – Freiburg, 1882. 3 Текст этого предложения, очевидно, несколько испорчен. Существуют разногласия по поводу отдельных слов, но основной его смысл вполне понятен. 4 Греки–язычники чаще всего приносили в жертву богам кровь и жир («тук») животных; поэтому в античной литературе эти два слова часто служат метафорой жертвоприношения. 7 В Ветхом Завете жертвоприношения были предписаны непосредственно Богом, прежде всего как средство восстановить и поддерживать расторгнутые грехом отношения между Богом и человеком (ср. Быт.4:3–5 ). Христианство отказалось от жертвоприношений не потому, что они с самого начала были бессмысленны, а потому, что искупительная жертва Христа совершила раз и навсегда то, что совершалось лишь частично и временно в ветхозаветных жертвах. Видимо, автор полемизирует не столько с ветхозаветным законом, сколько с таким его пониманием, при котором внешняя сторона обрядов затемняет их внутренний смысл, а сами они становятся как бы исполнением определенных обязанностей по отношению к Богу. Об этом говорили и ветхозаветные пророки – напр., Ис.1:10–18 . К сожалению, не только иудеи, но и христиане поддавались и поддаются искушению видеть в духовной жизни всего лишь обязательное «отправление культа».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

         Книга будет полезна студентам, ученым и всем, кто интересуется столь важными вопросами как вера в Бога, вселенная и наука.   Содержание Введение VII Благодарности XVII Часть 1. Основатели современной науки 1 Глава 1. Галилео Галилей (1564-1642) 3 Глава 2. Иоганн Кеплер (1571-1630) 34 Глава 3. Френсис Бекон (1561-1626) 59 Глава 4. Блез Паскаль (1623-1662) 59 Глава 5. Исаак Ньютон (1643-1727) 102 Глава 6. Чарльз Дарвин (1809-1882) 122 Глава 7. Альберт Эйнштейн (1879-1955) 143 Глава 8. Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) 177 Часть 2. Ученые нашего времени. Глава 9. Рейчел Карсон (1907-1964) 197 Глава 10. Карл Саган (1934-1996) 222 Глава 11. Стивен Джей Гоулд (1941-2002) 249 Глава 12. Ричард Доукинз (1941-) 268 Глава 13. Джейн Гудолл (1934-) 296 Глава 14. Стивен Вайнберг (1933-) 317 Глава 15. Джон Полкинхорн (1930-) 340 Глава 16. Фриман Дайсон (1923-) 365 Глава 17. Стивен Хокинг (1942-) 392 Глава 18. Пол Дэвис (1946-) 412 Глава 19. Эдвард Уилсон (1929-) 437 Глава 20. Стюарт Кауфманн (1939-) 452 Глава 21 Урсула Гуденаф (1944-) 475 Индекс 505 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU

http://bogoslov.ru/article/305914

Grumel Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Éd. par V. Grumel , V. Laurent, J. Darrouzes. Paris, 1932–1991. Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis inlocis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... 1–31. Florentiae, Venetiis, 1759–1798; 32–48. Parisiis, 1902–1915; 49–53. Lpz., Arnhem, 1923–1927 (Graz, г 1960–1961). Orientalia Christiana Analecta. R., 1935-. Кн. серия. Orientalia Christiana Periodica. R., 1935-. The Oxford Dictionary of Byzantium 1–3/Ed. by A. P. Kazhdan. N. Y, Oxford, 1991. Oriens Christianus: Hefte fiir die Kunde des christlichen Orients 1–8. L P z., 1901–1911; ser. n. 1–20/22.1911–1924 (1925); 3 ser. 1–36. 1921–1939 (1939/1941); 4 ser. 1–37. Wiesbaden, 1953; 29–65.1981; 66-, 1982-. Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970-. Patrologiae cursus completus 1–161/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. Кн. серия. Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1955-. Revue des études byzantines. Paris, 1943-. Prosopographisches Lexikon der Phlaiologenzeit/EIrsg. v. E. Trapp et al. Bd. 1–12; Registerband. Wien, 1976–1996. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit/Erstellt. v.R.-J. Lilie et al. Abt. 1: 641–867. Bd. 1–7. B., N. Y., 1998–2001. Pauly-Wissowa Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Von A. F. Pauly. Stuttgart, 1839; von G. Wissowa. Stuttgart, 1890–1980. Sources Chretiennes. Paris, 1940-. Кн. серия. StPatr Studia Patristica (отд. сборники с доп. продолжающейся нумерацией в общей серии TU). Oxford, В., N. Y., Leuven, 1957-. Thesaurus Linguae Graecae. Irvinë University of California, 1972– (включая версию TLG E [CD] и TLG on-linë . Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur/Begriindet v. O. von Gebhard, A. Harnack. Lpz., B., 1882-. Библиографические указатели БУ ТСО Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1843–1854 гг.)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2003. 3. С. 276–349; Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2005–2006. 5/6. С. 493–627.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Симон (Новиков), иеромонах. Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета. Троице-Сергиева лавра, 1959 (курсовое сочинение). Соколов И. Митрополит Филарет и кардинал Питра (к воспоминаниям о митрополите Филарете)//Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1897, 18–19. Субботин Н. , профессор. Митрополит Филарет в его резолюциях//Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1905, 20 и 21. С. П. Мнение об Австрийской иерархии Филарета, митрополита Московского//Приложение к Московским церковным ведомостям. М. 1909, 10//Братское Слово. 1909. 5, стр. 71–75. С.Р. Митрополит Филарет и его время, – М. 1908//Вера и Разум. Харьков,1908. Тверитин А. О пастырском служении (мысли высокопреосвященного Филарета Московского ). Казань. 1905. Титлинов Б. К вопросу об отношении митрополита Филарета (Дроздова) к расколу//Вера и Разум. Харьков, 1902, 9. Троицкий Н. Митрополит Филарет, как истолкователь Священного Писания//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 164. Флоринский В.И., протоиерей. Величие Филарета, митрополита Московского//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 90–100. Флоринский В.И., протоиерей. Достопримечательное для почитателей памяти Московского митрополита Филарета//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 118–119. Флоринский В.И., протоиерей. К воспоминаниям о приснопамятном Филарете, митрополите Московском//Душеполезное чтение. М. 1892, ч. 2, август. Флоринский В.И., протоиерей. Филарет, митрополит Московский и Записки о нём С. Соловьёва//Душеполезное чтение. М. 1896, ч. 3, стр. 582–589. Фоминичев И. Участие Московского митрополита Филарета в делах Православного Востока. Троице-Сергиева лавра. 1955. Харлампович К. К биографии Московского митрополита Филарета//Богословский вестник. Сергиев Посад. 1914, май, стр. 68. Хибарин И. Митрополит Московский Филарет и Троице-Сергиева Лавра//Журнал Московской Патриархии. М. 1958, 4, стр. 63–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Интерес представляют и мемуары священников, публиковавшиеся как в дореволюционной периодике, так и отдельными изданиями, например, А. И. Розанова (Записки сельского священника. СПб., 1882), М.Е. Лаврова (Автобиография сельского священника. Владимир, 1900), М. Гурьева (Воспоминания о моем учении//Русская старина. 1909. 8; Исповедь инока (автобиография) им самим написанная. Киев, 1872); В. Иващенко (Из пастырского быта сельского священника. (Ad futuram memoriam)//Русская старина. 1909. 1) и др. Для характеристики деятелей реформ яркий материал содержат «Петербургские очерки» П. В. Долгорукова (М., 1992), воспоминания Е. М. Феоктистова «За кулисами политики и литературы» (М., 1991), «Дневник» А. А. Никитенко (Т. 1–3. М., 1955), «На жизненном пути» А. Ф. Кони (Т. 3. Ч. 1, Ревель – Берлин, «Записки» Д.Н. Толстого – ближайшего сотрудника П. А. Валуева на подготовительном этапе реформ (Русский архив. 1885. «Двор великой княгини Елены Павловны» М. Г. Назимовой, фрейлины княгини (Русский архив. 1899. 10), «Дневник» генерала А. А. Киреева (ОР РГБ, ф. 126, д. 2 и 3), «Записки для немногих» А. В. Головнина (Вопросы истории. 1996–1998). А «Мои воспоминания» (М., 1913) известного церковного писателя А. Н. Муравьева посвящают нас в детали порядка управления Церковью , установленного обер-прокурором А. Н. Протасовым . Ценнейшим дополнением к дневникам и воспоминаниям служат письма духовных и светских лиц, причастных к реформам. Число их поистине огромно. Пожалуй, ни одна из перечисленных групп источников не может дать столь » обильного материала для того, чтобы составить многостороннее и точное представление о накале страстей, кипевших вокруг реформ, об истинной роли тех или иных действующих лиц в их подготовке и реализации. В исследовании использована переписка из личных фондов иерархов, общественных деятелей и чиновников: митрополитов Московских Филарета (Дроздова) , Макария (Булгакова) , Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Киевского Арсения, архиепископов и епископов Саввы (Тихомирова) , Никанора (Бровковича) , Макария (Миролюбова) , Леонида (Краснопевкова) , Порфирия (Успенского) , Платона (Городецкого) , Платона (Фивейского) и других, обер-прокуроров А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De oudste particuliere oorkonden van het klooster Werden. Assen, 1960. S. 156-219; Urkundenbuch für die Geschichte des Niederrheins/Hrsg. T. J. Lacomblet. Düsseldorf, 1840. Bd. 1; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 9); Die Reichschronik des Annalista Saxo/Hrsg. K. Nass. Hannover, 2006. (MGH. SS; 37). Лит.: Diekamp W. Chorbischof Alubreht und Erzbischof Aelbreht//FzDG. 1882. Bd. 22. S. 425-432; Schr ö er A. Chronologische Untersuchungen zum Leben Liudgers//Liudger und sein Erbe/Hrsg. M. Bierbaum. Münster, 1948. Bd. 1. S. 85-138; idem. Der hl. Liudger und der hl. Gregor von Utrecht//FS des Gymnasium Paulinum in Münster: Zur Einweihung seines neuen Hauses im St. Liudger-Gedächtnisjahr 1959. Münster, 1959. S. 16-26; idem. Das geistliche Bild Liudgers// Idem. Die Kirche von Münster im Wandel der Zeit: Ausgewählte Abhandlungen, Aufsätze und Vorträge zur Kirchengeschichte und religiösen Volkskunde des Bistums und Fürstbistums Münster. Münster, 1994. S. 3-37; St ü wer W. Die Verehrung des hl. Liudger//Liudger und sein Erbe. Münster, 1948. Bd. 1. S. 183-294; Dr ö gereit R. Werden und der Heliand. Essen, 1951; L ö we H. Liudger als Zeitkritiker//Hist. Jb. Münch., 1955. Bd. 74. S. 79-91; idem. Entstehungszeit und Quellenwert der «Vita Lebuini»//DA. 1965. Bd. 21. S. 345-370; Наиск K. Ein Utrechter Missionar auf der altsächsischen Stammesversammlung//Das erste Jahrtausend: Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr. Düsseldorf, 1964. Bd. 2. S. 734-745; idem. Die Herkunft der Liudger-, Lebuin- und Marklo-Überlieferung: Ein brieflicher Vorbericht//FS f. J. Trier zum 70. Geburtstag. Köln etc., 1964. S. 221-239; idem. Zu geschichtlichen Werken Münsterscher Bischöfe//Monasterium/Hrsg. A. Schröer. Münster, 1966. S. 337-426; idem. Apostolischer Geist im «genus sacerdotale» der Liudgeriden: Die «Kanonisation» Liudgers und Altfrids gleichzeitige Grablege in Essen-Werden//Sprache und Recht: Beiträge z.

http://pravenc.ru/text/2110611.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010