Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Павел VI, папа Римский. Фотография. 1963 г. (26.09.1897, Кончезио, близ г. Брешиа, Ломбардия, Италия - 6.08.1978, Кастель-Гандольфо, близ Рима; до избрания папой - Джованни Баттиста Монтини), св. Римско-католической Церкви (пам. 29 мая), папа Римский (с 21 июня 1963). Род. в семье Дж. Монтини (1860-1943), юриста по образованию, который в 1881-1911 гг. руководил католической газ. «Il Cittadino di Brescia»; на выборах 16 нояб. 1919 г. избран членом Палаты депутатов (от основанной в янв. того же года Итальянской народной партии - католич. политической партии, впервые получившей поддержку Папского престола). Джованни Баттиста был средним из 3 сыновей; по причине слабого здоровья он учился на дому. В апр. 1907 г. в возрасте 9 лет впервые побывал в Риме, где семья Монтини была принята папой Римским Пием Х (1903-1914). С 1910 г. Джованни Баттиста регулярно посещал богослужения и участвовал в духовных упражнениях в обители франц. бенедиктинцев в г. Кьяри, близ Брешиа. Осенью 1916 г. он поступил в диоцезальную семинарию (Seminario Sant " Angelo). Из-за проблем со здоровьем был зачислен как слушатель: сначала посещал занятия в семинарии, впосл. обучался на дому. Не будучи связанным семинарской дисциплиной, Монтини по примеру др. членов своей семьи, активно вовлеченных в политическую жизнь, старался участвовать в жизни современного ему итал. общества. Весной 1918 г. он вместе с приятелем основал студенческий ж. «La Fionda» для защиты идеи свободы образования и христ. проповеди среди молодежи (журнал выходил на нерегулярной основе с июня 1918 до нач. 1926). В 1919 г. Монтини вступил в Итальянскую университетскую католич. федерацию (Federazione Universitaria Cattolica Italiana - FUCI). 21 нояб. 1919 г. прошел церемонию облачения в сутану, 30 нояб. получил тонзуру. В последующие неск. месяцев был посвящен в младшие чины, затем в субдиакона, рукоположен во диакона. 29 мая 1920 г. в кафедральном соборе г. Брешиа еп. Джачинто Гаджиа рукоположил Монтини во пресвитера. 30 мая он отслужил свою 1-ю мессу в брешианском санктуарии Пресв. Девы Марии. Епископ направил Монтини в Рим для продолжения образования.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Священномученик Михаил Шафанов и мученица София: Вместе и в радости, и в горе, и в вечности Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками 4 августа, 2014 Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Священномученик Михаил Шафанов и его супруга София пострадали от рук атеистов зимой 1918 года. Память этих святых празднуется в лике новомучеников и исповедников Запорожских 13/26 июня. Жизнь этих благочестивых людей была до определенного времени размеренной и спокойной. Михаил Яковлевич родился в семье диакона в 1856 году, а в 1880 году окончил Таврическую духовную семинарию и был определён псаломщиком в Свято-Троицкий собор города Керчь. 16 сентября 1881 года рукоположен во священника и с 1899 до 1918 года непрерывно служил в Покровской церкви села Водяное Мелитопольского уезда, настоятелем которой был назначен уже в 1901 году. Преподавал Закон Божий в земском училище и церковно-приходской школе, одновременно исполняя обязанности ее заведующего. С 1901 года нес послушание помощника благочинного Мало-Знаменского округа. За усердное служение в 1911 году отец Михаил был награжден Святейшим правительствующим Синодом золотым наперсным крестом, а за непрерывное двадцатипятилетнее преподавание Закона Божия – орденом святой Анны 3-й степени. У батюшки и его жены, Софии Георгиевны, было два сына и две дочери: Даниил 1897 г. р., Виктор 1898 г. р., Нила (год рождения точно неизвестен) и Надежда 1901 года. После революции спокойной жизни христиан пришёл конец. Отцу Михаилу пытались запретить служить, в адрес семьи священника стали поступать угрозы. Но священник не ушёл с места служения, не скрылся, не сбежал от своего креста. И за непрестанную молитву, за кротость, долготерпение, ревностное служение Богу и людям Шафановы вскоре сподобились принять мученическую кончину. Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками в прямом смысле.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-mi...

Валентина Теплова Скачать epub pdf Личность, церковная и научная деятельность Георгия Ивановича Шавельского составляют на редкость единое целое. Протопресвитер Российской армии и флота, один из духовных столпов последних лет перед катастрофой 1917 года привлекает внимание историков как выдающийся церковный деятель начала XX в., принимавший участие в работе Всероссийского поместного собора Русской православной церкви 1917 – 1918 гг. С именем Георгия Шавельского связано вмешательство в «дело обращения галицийских униатов в православие» в 1915–1916 гг., коренным образом изменившее ход процесса воссоединения в Галиции и Буковине с.165–182; 4, с. 33–46]. Георгий Шавельский представляет интерес и как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли на рубеже XIX – начала XX вв. Есть основания полагать, что многие черты его церковной деятельности, отчетливо проявившиеся на фронтах Первой мировой войны, сформировались благодаря его пасторской деятельности в приходах Полоцкой епархии. Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в семье белорусских крестьян, глава которой исполнял в приходском храме обязанности дьячка. Начальное образование будущий протопресвитер получил в Духовном Училище (1881– 1885), затем в числе лучших закончил курс Витебской Духовной Семинарии (1885–1891). Перед выпускником открывалась блестящая перспектива учебы в Духовной Академии. Однако бедность семьи не позволили воспользоваться открывшейся возможностью. Кроме того выпускникам семинарий, желавшим получить священнический сан, проходилось в течение нескольких лет трудиться в должности псаломщика или учителя начальной школы. Иногда этот срок мог быть семь и более лет. В августе 1891 г. Георгий Шавельский был назначен псаломщиком в весьма бедный приход Хвощнянской церкви Городокского уезда Витебской губернии, а уже в начале 1892 г. был переведен в село Усмынь, где одновременно являлся законоучителем народного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Житие епархиального миссионера новомученика Николая Варжанского 90 лет назад, 19 августа 1918 года, большевиками был расстрелян Николай Варжанский, проповедник-миссионер, неутомимый борец против антицерковных лжеучений. Никаких политических обвинений ему предъявлено так и не было. Исповедник веры, мужественно принявший мученическую смерть во дни гонений на Православную Церковь, Николай Юрьевич Варжанский, родился 25 ноября 1881 года в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны (урожденной Раевской). Когда пришло время поступать в учебное заведение, юный Николай выбрал духовную школу. Это решение человека, не принадлежавшего по происхождению к духовному званию, свидетельствовало о его глубокой вере и твердом желании посвятить свою жизнь святой Церкви. По окончании духовной семинарии Николай Варжанский в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия. 13 июня 1907 года он обвенчался с Зинаидой Неофитовной – дочерью профессора протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова. В 1908 году Николай Варжанский определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем назначен московским епархиальным миссионером. За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как талантливый защитник Православия. В 1908 году в журнале «Миссионерское обозрение» 6) он опубликовал статью «Новая “универсальная” религия», вышедшую затем отдельным изданием (СПб., 1908). В этом же году выходит его работа «Как проповедует граф Л.Н. Толстой о Боге» (М., 1908) . Этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные проповедники, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн Восторгов и другие. Николай Варжанский, приводя места из сочинений Л.Н. Толстого, доказывает, что он пантеист, отрицающий Бога Творца, и, несмотря на употребляемые писателем религиозные понятия, учение его по существу атеистично.

http://pravoslavie.ru/4461.html

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г. Протоиерей Философ Орнатский. Жизнь на благо Церкви и Отечества Протоиерей Философ Орнатский (1860–1918) - один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Казанского собора в 1913–1918 годах. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен своими начинаниями в области церковных реформ и трудами на поприще религиозно-просветительского и социального служения. Отец Философ был бесстрашным обличителем антицерковной политики большевиков. И принял мученическую кончину вместе с сыновьями, не отступив от своих убеждений и веры в Христа. Протоиерей Философ Орнатский родился 21 мая (3 июня по н. ст.) 1860 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского. Его отец служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня. С 1869 по 1874 год Философ Орнатский обучался в Белозерском духовном училище. В 1881 году он окончил в Санкт-Петербурге духовную семинарию и поступил в академию. 1885 год стал для него особым. Он окончил духовную академию со степенью кандидата «с правом получения степени магистра без нового устного испытания», женился и был рукоположен во священника. Последующие семь лет отец Философ служил в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского и там преподавал в должности законоучителя. Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского. Жизнь связала их не только духовными (Иоанн Кронштадтский был его духовником), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иван Орнатский женился на племяннице святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной. Протоиерей Иоанн Кронштадтский часто бывал у отца Философа дома и благословлял многие его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу как опытному полемисту быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном Затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна. А также некоторыми опечатками, обнаруженными в публикациях его трудов, которые недоброжелатели отца Иоанна пытались истолковать превратно. Протоиерей Философ не только защищал отца Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь в своих проповедях и в многочисленных публикациях его духовные наставления русскому народу. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905 годах обществом журнале «Православно-русское слово», в котором отец Философ был цензором и автором многих публикаций в 1902 году, он издал «Полный круг слов и поучений» отца Иоанна Кронштадтского.

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А А., лагерный врач Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Августин (Пятницкий; 1884 – 31 августа 1918), архимандрит. Расстрелян Авенариус Рихард (1843–1896), швейцарский философ, один из создателей и теоретик эмпириокритицизма Аверкий (Кедров Поликарп Петрович; 1879 – 27 ноября 1937), архиепископ Волынский и Житомирский Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженик, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854 – 16 октября 1928), священномученик, митрополит Ярославский Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович; 1878 – 26 сентября 1945), епископ Молотовский и Соликамский. Арестован в сане иеромонаха в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Александр, заключенный священник Алексеев Сергей А. (ум. 1930), заключенный священник. Расстрелян Алексий (Бажнов Димитрий Владимирович; 1872–1938), деятель обновленческого раскола Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881 – 8 апреля 1952), архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Арестован в 1926 г. и отправлен на Соловки Аля, знакомая О. В. Второвой-Яфа Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович; 1878 – 29 ноября 1937), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в сане протоирея в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исповедник веры, мужественно принявший мученическую смерть во дни гонений на Православную Церковь, Николай Юрьевич Варжанский, родился 25 ноября 1881 года в Овручсском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны (урож. Раевской). Когда пришло время поступить в учебное заведение, юный Николай выбрал духовную школу. Это решение человека, не принадлежавшего по происхождению к духовному званию, свидетельствовало о его глубокой вере и твердом желании посвятить свою жизнь святой Церкви. По окончании Духовной семинарии Николай Варжанский в 1903 году поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1907 г. со степенью кандидата богословия. 13 июня 1907 г. он обвенчался с Зинаидой Неофитовной – дочерью профессора протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова, принявшего мученическую смерть за веру в сентябре 1918 г., В 1908 г. он определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем назначен московским епархиальным миссионером. За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как талантливый защитник Православия. В 1908 г. в " Миссионерском обозрении " он опубликовал статью " Новая " универсальная " религия " , вышедшую затем отдельным изданием (Спб.,1908). В этом же году выходит его работа " Как проповедует граф Л.Н. Толстой о Боге " (М.,1908). Этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные проповедники: святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн Восторгов и другие. Николай Варжанский, приводя места из сочинений Л. Толстого, доказывает, что он пантеист, отрицающий Бога Творца. Несмотря на употребляемые писателем религиозные понятия, учение его по существу атеистично. В 1909-1910 гг. он публикует ряд статей и брошюр апологетического содержания: " Против пьянства телесного и духовного (о " братцах " и " беседчиках " ) (М., 1909); " О бессмертии души. О субботе и воскресенье (Почаев, 1910); " Церковь и секты " (Почаев, 1910). Неутомимому борцу против антицерковных лжеучений принадлежит более тридцати больших и малых работ.

http://pravoslavie.ru/1579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II) Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II) (Паулус Александр Карлович; 2.02.1872, м. Орикюла-Хауамяэ Перновского у. Лифляндской губ.- 18.10.1953, Стокгольм), бывш. митр. Таллинский и всей Эстонии. Род. в крестьянской семье. Родители - эстонцы Карл (в Православии Кирилл) и Лийза (в Православии Елисавета, урожд. Киркманн). Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), феннернской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в Рижское ДУ (1884-1888), продолжал обучение в Рижской ДС (1888-1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Леэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г.- в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 авг. 1901 г. еп. Рижским и Митавским сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во священника и служил на эст. приходах Рижской епархии - в Кыргессааре на о-ве Даго (Хийумаа) (1901-1903), в Каркси (1903-1908), в Лайузе (1908-1916) и в Пярну (1916-1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви в Таллине прот. Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания прот. Александр отказался от предложенной ему хиротонии, формально сославшись на плохое состояние здоровья; др. причиной отказа было полное отсутствие поддержки со стороны представителей рус. приходов, желавших для себя избрания рус. викарного епископа и воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран др. эстонец - проф. Московского ун-та и член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Александр Каэлас.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому - Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем - еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ Евфимиевич Ершов (12.02. 1867 (по др. данным, 12.02.1866), г. Красноуфимск Пермской губ.- 2.09.1918, там же), сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии), свящ. Из купеческой старообрядческой семьи. В 1881 г. окончил 2-классное городское уч-ще и начал заниматься торговым делом. Был начетчиком в старообрядческой федосеевской общине. Серьезные духовные искания привели его к убеждению, что апостольское учение сохраняется в чистоте в правосл. Церкви. В 1894 г., в праздник Сретения Господня, Л. присоединился к РПЦ через таинство Миропомазания. В 1896 г. он был рукоположен во иерея и назначен на служение в Троицкий собор Красноуфимска. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей Л. являлся противораскольническим миссионером в Красноуфимском и Кунгурском уездах, в 1904 г. был назначен на должность епархиального миссионера. В 1914 г. его избрали почетным членом Пермского епархиального братства во имя свт. Стефана и святых его преемников Герасима, Питирима и Ионы. Одновременно Л. 10 лет являлся заведующим церковноприходской школой Красноуфимска. Также он преподавал Закон Божий в красноуфимском Кирилло-Мефодиевском уч-ще и в уч-щах 2 соседних сел. В 1910-1914 гг. был законоучителем в 2-классном жен. уч-ще Красноуфимска. В 1911 г. назначен членом Красноуфимского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В 1910-1913 гг. Л. дважды избирался кандидатом в депутаты на епархиальные училищные съезды. Избирался духовенством Пермской епархии на должность духовника: в 1904 г. 1-го благочиннического округа, в 1910 г.- благочиннического округа Красноуфимска. В том же году Л. был утвержден членом ревизионной комиссии, а спустя 3 года стал депутатом епархиальных съездов духовенства. Кроме того, в 1910-1916 гг. он был членом благочиннического совета. Л. был награжден набедренником, фиолетовой скуфьей и камилавкой.

http://pravenc.ru/text/2463235.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010