Причиной написания 3-го Жития Л. (BHL, N 4942-4943; изд.: Die Vitae. 1881. S. 85-134) стали беспорядки, возникшие в мон-ре Верден в сер. IX в. (до нападения норманнов в 863). Основными целями автора Жития были «восхваление Господа и Его деяний и назидание слушателей» ( Kaus. 1992. S. 21). В 3-м Житии приведены данные о чудесах Л., заимствованные из устной традиции. Важные сведения о Л. и об основанном им аббатстве Верден сохранились в монастырских дарственных грамотах 793-806 гг. В картулярий аббатства Верден (ркп. Leiden. Univ. VLQ 55, 2-я пол. IX в.; см.: Blok. 1960. S. 11-15; Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des IX. Jh. Wiesbaden, 2004. Tl. 2. N 2220) включены 66 грамот, из к-рых 31 относится к указанному периоду (изд.: Blok. 1960). Древнейшая грамота о дарении мон-рю 3 участков земли датирована 22 февр. 793 г.; последнее дарение было получено Л. 9 окт. 806 г. До 805 г. святой именуется пресвитером и аббатом, позднее - епископом ( Blok. 1960. N 30-31). В грамотах упоминаются имена дарителей и первых насельников Вердена, монастырские постройки. В Житии св. Лебуина, составленном в Вердене в сер. IX в. (BHL, N 4810b), повествуется о 1-й миссии Л. к племенам, жившим на р. Эйссел в районе совр. Девентера. Панегирик в честь Л. был написан в кон. X в. верденским агиографом Уффингом (изд.: Die Vitae. 1881. S. 223-225). В панегирике нет дополнительной информации о Л., но текст является важным свидетельством почитания святого. К подобным источникам относится стих-посвящение из 18 строф, написанный неким Родольдом (изд.: Ibid. S. 226). Сведения о миссии Л. в Хальберштадте и Хельмштедте, основанные на более ранних преданиях, приведены в хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского Анналиста (XI-XII вв.) (Die Chronik. 1935. S. 208; Die Reichschronik. 2006. S. 64-65; см. также: Hauck. 1966. S. 368-370; Angenendt. 2005. S. 129). Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в. Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в. В 1-й пол. XII в. на основе Древнейшего Жития в Вердене было составлено пространное стихотворное Житие Л. (Die Vitae. 1881. S. 135-220). Житие состоит из 1204 строк, объединенных в 3 части («литании») (об источниках Жития см.: Ibid. S. LXXIII-LXXX). Стихотворное Житие не получило распространения (его текст сохр. в единственной ркп. XVI в.), но приведенные в нем сведения о чудесах и почитании Л. имеют большую ценность для изучения культа святого. Гуманист Иоганн Мурмеллиус, возглавлявший в 1508-1513 гг. уч-ще Л. в Мюнстере, составил оду в честь святого. С возрождением почитания Л. в епископстве Мюнстер связано создание стихотворного лат. Жития (кон. XV в.; сохр. не полностью), прозаического Жития, составленного Иоганном Цинцинниусом (опубл. в 1515), и 2 нижненем. версий Жития святого (см.: Ibid. S. XCV-CV).

http://pravenc.ru/text/2110611.html

Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Первая католич. церковь, во имя апостолов Петра и Павла, была построена в Немецкой слободе по инициативе полководца П. И. Гордона по личному разрешению царя Петра Алексеевича (1705) и простояла до 1838 г. Новое здание для этого престола было выделено в Мясницкой части города, в Милютинском пер. (1839-1849, архит. А. О. Жилярди; известна также как польская церковь), стиль поздний ампир (впосл. перестроена). Прихожанами нового храма были мн. известные люди - Э. Л. Минелли, дочь музыканта Л. А. Минелли и супруга архит. М. Быковского, «святой доктор» Ф. П. Гааз, меценат А. Л. Шанявский, поэт Ю. К. Балтрушайтис. Погребения с кладбища вокруг прежнего здания были перенесены на Введенское (Немецкое) кладбище в Лефортове, в 1870 г. обветшавший храм был сломан, надгробная плита Гордона передана в Румянцевский музей (ныне в ГИМ). Крупнейшая церковь католиков в М.- во имя Девы Марии (Непорочного зачатия) на М. Грузинской ул., также называвшаяся до 1917 г. польской, получила новое здание в 1910 г. (архит. Ф. О. Богданович-Дворжецкий), представлявшее богато декорированный образец неоготики. Церковь св. Людовика Французского на М. Лубянке для франц. протестантов с 1791 г. была деревянной. Каменное здание (1833-1835, архит. А. О. Жилярди), в плане базилика, решено в стиле позднего классицизма с 2 башнями-звонницами на западном фасаде, соединенными тосканским портиком. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения, принадлежавший Армянской Апостольской Церкви (1779-1780, архит. Ю. М. Фельтен; не сохр.), напоминал Екатерининскую (Армянскую) ц. на Невском проспекте С.-Петербурга того же архитектора (1771-1776) и был построен на средства тех же покровителей, прежде всего И. Л. Лазарева. Это была однокупольная церковь в стиле классицизма с колокольней над зап. входом, западный фасад был украшен 4-колонным портиком. Ныне главным духовным центром Армянской Церкви в М. является комплекс на Олимпийском проспекте с ц. в честь Преображения Господня (1996-2011), к-рый возведен по канонам средневек. арм. архитектуры. В документах 30-х гг. XX в. упоминаются еще 2 арм. церкви - Успенская на Б. Грузинской, д. 28, и Воскресенская в Ваганьковском пер. (ныне Староваганьковский; обе не сохр., см.: Лавринов В., прот. 2010. С. 230).

http://pravenc.ru/text/Москва.html

Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Католич. община в Иркутске образовалась в нач. XIX в., в 1826 г. открылся костел. Большую часть общины составляли поляки, также в Иркутске жили исповедовавшие католицизм немцы и литовцы. Ссылки, последовавшие за польск. восстаниями 1830-1831 и 1863-1864 гг., привели к существенному увеличению числа католиков в Прибайкалье. Следующая волна переселения католиков связана со строительством в 80-х гг. XIX в. Транссибирской железной дороги, где поляки составляли значительную часть инженерно-технического персонала. В 1938 г. польск. костел в Иркутске был закрыт, 5 его клириков осуждены по обвинению в шпионаже. Репрессии 1939-1941 гг. в отношении польск. населения, последовавшие за вхождением Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР, и репрессии 1941-1942 гг. в отношении немцев Поволжья, Сев. Кавказа и др. регионов стали причиной появления в И. о. новых групп католиков. В 1990 г. в И. о. началось воссоздание приходов РКЦ. Инициатором процесса стало польское культурно-просветительское об-во «Огниво». 24 дек. 1990 г. впервые за мн. десятилетия была отслужена рождественская месса в органном зале филармонии (бывш. польск. костеле) прибывшим из Москвы католич. священником. В 1990 г. был образован Иркутский деканат Апостольской администратуры РКЦ. 18 мая 1999 г. для католиков лат. обряда, живущих от Красноярского края (на западе) до Камчатской обл. (на востоке), была учреждена Апостольская администратура Вост. Сибири. Ее ординарий (глава) имел титул «администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Включение Ватиканом в титул названия не существующей на территории РФ адм. единицы (префектура Карафуто существовала на Юж. Сахалине в 1907-1945, когда Юж. Сахалин входил в состав Японии) вызвало протест российского правительства; живший в Иркутске ординарий администратуры еп. Ежи Мазур в апр. 2002 г. был выслан из страны. Декретом папы Иоанна Павла II от 11 февр. 2002 г. администратура Вост. Сибири была преобразована в епархию св. Иосифа с адм. центром в Иркутске, в наст. время католические приходы в И. о. относятся к Иркутскому деканату епархии.

http://pravenc.ru/text/674057.html

В 1875 г. по инициативе прот. А. Светлова при соборе было организовано приходское благотворительное об-во (устав утвержден 26 июня 1875 г., 1-е собрание состоялось 7 сент.). Об-во имело максимально открытый характер - в его члены принимались лица «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». К 1 янв. 1876 г. оно насчитывало 230 членов, через год - 310. 17 апр. 1876 г. об-во открыло приходский приют в арендуемом помещении, в следующем году приобрело участок земли, на к-ром в 1878-1879 гг. был построен 2-этажный деревянный дом (Александровский проспект, 10; не сохр.). В нем разместились совет об-ва и приходский приют. К этому зданию для служения молебна в день престольного праздника собора направлялся крестный ход по Александровскому проспекту. Ремонт собора к юбилею учреждения ордена св. Владимира из-за недостатка собранной суммы ограничился лишь самыми необходимыми работами. Литургию и молебен 22 сент. 1882 г. в обновленном соборе совершил митр. Исидор с еп. Выборгским Анастасием (Добрадиным) и многочисленными протоиереями - владимирскими кавалерами. Настоятель прот. А. Смирнов вошел в их число - он был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. 15 авг. 1881 г., в день престольного праздника Успенского придела, прихожане собора решили соорудить на углу Большого проспекта мемориальную часовню св. блгв. кн. Александра Невского в память об имп. Александре II. Проект составил прихожанин, академик архитектуры Н. Н. Ковригин. Место для постройки определили на зап. стрелке Князь-Владимирского сквера, откуда лучами расходятся 3 магистрали - Большой и Александровский проспекты и Церковная ул. Закладка состоялась 15 авг. 1882 г., 30 окт. 1883 г. прот. А. Светлов отслужил у стен часовни молебен по случаю постановки надкупольного креста. Внутренняя отделка затянулась: освящение часовни состоялось 2 июня 1886 г. Торжество возглавил ректор СПбДА еп. Ладожский Арсений (Брянцев). Часовня сооружена в стиле необарокко и соответствует архитектуре собора. В 1883 г. был перестроен и украшен пропильной резьбой в рус. стиле 2-й церковно-причтовый 2-этажный деревянный дом (Успенский пер., 2; не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПАНЕЧНИКОВЫ (Епанешниковы), московские иконописцы и реставраторы 2-й пол. XIX - сер. XX в. Яков Ефимович Благовещение. Икона. 1883 г. Мастер Я. Е. Епанечников (мон-рь прп. Герасима Иорданского, Палестина) Благовещение. Икона. 1883 г. Мастер Я. Е. Епанечников (мон-рь прп. Герасима Иорданского, Палестина) Происходил из купеческого сословия. Владелец художественной мастерской в Москве, на 1-й Мещанской ул., д. 25; имел звание «поставщик двора Его Императорского Величества». Наряду с В. П. Гурьяновым и М. И. Дикарёвым принадлежал к числу наиболее известных московских мастеров, исполнявших иконы, иконостасы и «живописные работы». Бегство в Египет. Икона. 1883 г. Мастер Я. Е. Епанечников (мон-рь прп. Герасима Иорданского, Палестина) Бегство в Египет. Икона. 1883 г. Мастер Я. Е. Епанечников (мон-рь прп. Герасима Иорданского, Палестина) Автор монументальных росписей в храмах Москвы и Подмосковья, в частности в 1877 г. выполнил в масляной технике стенопись ц. Рождества Пресв. Богородицы (поновлена в 60-х гг. XX в.) в с. Никольском (ныне Никольское-Трубецкое Балашихинского р-на Московской обл.); в 1884 г. работал над росписью сводов ц. свт. Николая Чудотворца (уцелела фрагментарно) в с. Никольское-Сверчково (ныне Никольское Клинского р-на Московской обл.). В 1885-1886 гг. на средства купцов братьев А. И. и К. И. Шушаковых написал 50 икон для восстановленной после пожара 1879 г. Прокопиевской (Чудотворской) ц. Иркутска (не сохр.), за что получил «благодарственный аттестат» от духовенства и прихожан ( Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С. 143). Известен как автор иконостаса (1899-1900) и росписей (1900) в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине в Москве. Я. Е. получал заказы на иконописные работы не только в России, но и за рубежом. Неск. икон 1883 г. письма Я. Е. с греч. надписями - «Благовещение», «Прп. Евфимий Великий», «Причащение прп. Марии Египетской», «Бегство в Египет» - находятся в местном ряду иконостасов сев. и юж. приделов главного храма мон-ря прп. Герасима Иорданского в Палестине (надписи в правом нижнем углу средника: «п. Москва 1883 года Я. Е. Епанечниковъ»). В 1901-1902 гг. по заказу В. Г. Дудышкина в мастерской Я. Е. «в византийском стиле» был сделан безвозмездно 3-ярусный иконостас «под слоновую кость и золото» с иконами для ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Киото в Японии (построена по инициативе свт. Николая Японского, убранство сохр.).

http://pravenc.ru/text/189995.html

(перестроена, интерьеры утрачены). В 1874-1875 гг. Ж. составил проект павильона в Шлиссельбурге (не сохр.). В 1875-1877 гг. по проекту Ж. был построен приют М. М. Молчанова для беднейших детей с ц. сщмч. Мефодия Патарского (Суворовский проспект, 32, не сохр.). В 1881-1882 гг. по его проекту построен комплекс зданий Химической лаборатории в С.-Петербурге (Измайловский проспект, 27), в 1898-1901 гг.- комплекс зданий приюта-лечебницы Е. А. Евреиновой для хронически больных детей (Новороссийская ул., 1 - Б. Сампсониевский проспект, 107). Современники характеризовали Ж. как всегда бодрого, готового помочь, доступного, корректного и приветливого человека, отличавшегося «щепетильной аккуратностью, деловитостью, честным служением и редкой работоспособностью». Ж. был удостоен высших наград империи, включая орден св. Александра Невского с бриллиантами (1896), имел чин тайного советника. Ж. похоронили 7 февр. 1909 г. рядом с супругой в С.-Петербурге на Смоленском лютеран. кладбище; могила сохранилась. Ист.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14 - «Ж». Д. 6; ЦГИА СПб. Ф. 184. Оп. 2. Д. 1039; РНБ ОР. Ф. 709 (Собко). 865. Л. 5-7. Лит.: Визант. зодчество//Зодчий. 1883. 2. С. 39-40; Перцов А. Н. Кафедральный собор в Самаре//Неделя строителя. 1889. 49/50. С. 372-375; Труды I съезда рус. зодчих. СПб., 1894; Алабин П. В. Во имя Христа Спасителя кафедр. соборный храм в г. Самаре. Самара, 1894; архит.-худож. деятельности Э. И. Жибера]//Неделя строителя. 1898. 47. С. 277-278; Э. И. Жибер//Строитель. 1898. 22. Стб. 896-898; 50 лет деятельности профессора архитектуры Э. И. Жибера//Новое время. 1898. 7 сент. 8153. С. 4; 18 нояб. 8164. С. 3; 23 нояб. 8169. С. 3; 50 лет деятельности//Биржевые вед. 1898. 8 нояб. 305. С. 3; 18 нояб. 315. С. 2; 22 нояб. 321. С. 2; Э. И. Жибер: (По поводу 50-летия его служебной деятельности)//Зодчий. 1902. 30. С. 335-336; Э. И. Жибер//Строитель. 1902. 13/18. С. 659-660; Бернгард В. Р. Э. И. Жибер: [Некролог]//Зодчий. 1909. 8. С. 77-79; Э. И. Жибер: [Некролог]//Изв. Об-ва гражданских инженеров.

http://pravenc.ru/text/182241.html

XIX в. и в советское время), Казанской иконы Божией Матери в Кириллове (1700, 1811-1825, архит. А. И. Старов) и Сретенский в Нило-Сорской пуст. (1841-1854). Небольшая одноглавая церковь-мавзолей Волоцких во имя святых кн. Владимира и вмц. Екатерины в Спасо-Прилуцком мон-ре (1830) с 4 портиками напоминает садово-парковый павильон. В формах классицизма в В. е. были сооружены также собор Св. Троицы над могилой инокинь-мучениц (1821) и Введенская ц. в Горицком мон-ре (1812, действующая), церкви Вознесения Господня в Устюжне (1807, не сохр.), иконы Божией Матери «Знамение» в Палтожском погосте (1810), Воскресения Христова в Избоищах (1822, не сохр.), Св. Троицы в Устюжне (1828), Тихвинской иконы Божией Матери в Мегрине (1837-1842), праведных Иоакима и Анны в с. Носовском (действующая), колокольня в с. Анхимове и мн. др., а также келейные и настоятельские корпуса ряда мон-рей (Арсениева Глушицкого, Корнилиева Комельского, Александро-Куштского, Семигородной пуст.). Преобладающим оставался тип 3-частной церкви, увенчанной массивным барабаном со шлемовидным куполом, с колокольней над притвором. Со 2-й пол. XIX в. в церковном строительстве края получил распространение рус. стиль. В официально-академическом стиле сооружен соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в Заоникиевой пуст. (1869-1881). Действующие церкви - 5-главая во имя свт. Афанасия в с. Чиркове (1860) и Св. Духа в с. Архангельском - украшены декором также в стиле сооружений К. А. Тона , но по пропорциям отличаются от его образцовых проектов. Сретенская ц. в Вытегре (1869-1873, архит. А. С. Четверухин, действующая) по объемно-пространственной композиции соответствует «тоновскому» проекту, но для нее характерен более дробный декор с преобладанием мотива кокошников и арочек. Увенчанная луковичным пятиглавием, с высокой шатровой колокольней, она является важнейшей архитектурной доминантой города. Элементы готики (стрельчатые арки звона) и древнерус. зодчества (золоченая луковичная глава) соединяет 32-метровое 2-ярусное завершение над 8-гранным столпом колокольни (1869-1870, проект губ.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фотография. Кон. XIX в. Объемно-пространственное построение собора Д. м.- двусветность нижнего храма, его сочетание с бесстолпным верхним - уникально. Объяснить эти особенности можно, если предположить, что он задумывался как традиц. для XVII в. одноэтажный 4-столпный собор, а решение о возведении верхнего храма было принято в процессе строительства. Единственный пример 2-этажного столпного храма - Спасо-Преображенский собор в Тамбове (верхний храм здесь 6-столпный, как и нижний), и его композиция возникла из-за изменения замысла в процессе строительства. Верхний храм Д. м. в большей степени, чем нижний, ориентирован на новый, нарышкинский стиль: вместо полуциркульных апсид граненые, венчание сделано по образцу собора Св. Троицы в Верхотурье (1703-1709). Архитектура собора Д. м. претерпела многочисленные изменения. Во время пожара 1742 г. погибли все его деревянные элементы. Гульбище и главы были восстановлены, а вместо деревянной паперти 2-го этажа была возведена крестообразная трапезная. В 70-х гг. XVIII в. снова проводились ремонтные работы: возведение новых глав «вместо прежних неумеренно великих», причем по углам четверика были поставлены 4 дополнительные главки. В 1769-1774 гг. была построена 9-главая барочная Покровская ц. в Туринске, ставшая одним из главных архитектурных образцов для храмов Урала и Зап. Сибири, и, вероятно, именно под ее влиянием громоздкие главы собора (судя по всему, укр. типа) были заменены девятиглавием. В тот же период было создано живописное убранство собора (не сохр.). В 1752-1755 гг. тобольскими мастерами был выполнен иконостас Успенского храма, в 1766-1768 гг.- его стенопись (художники Илья Асламов и Михаил Козмин), в 1768 г.- иконостас придела прп. Димитрия Прилуцкого (худож. Асламов). В 1771-1773 гг. Матвей Волков из Тобольска и Александр Шапочников из Верхотурья расписали деревянную трапезную верхнего храма, они же работали в нижнем храме. Менее ответственные художественные, а также столярные работы выполняли местные мастера, из к-рых выделяется иером. Владимир.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Во 2-й пол. XVI в., во время Патриаршества Евдемона I (Чхетидзе), из-за усиления османской агрессии против Абхазского княжества, натиска горских племен Сев. Кавказа и феодальной междоусобицы в Г. из Бичвинты (совр. Пицунда) была переведена резиденция Абхазского Католикоса; кафедральной стала ц. вмч. Георгия. В этот период в Г. была перенесена одна из главных святынь Католикосата - Бичвинтская икона Божией Матери (см. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери ), написанная в 1568 г. по заказу Евдемона I, о чем сообщается в надписи на иконе. Рус. послы Андрей Иевлев и Афанасий Толочанов, дважды посетившие мон-рь в сер. XVII в., сообщали об 11 зданиях, о каменных вост. воротах, о здании академии, используемом в то время под трапезную, о деревянных резных дверях Георгиевской ц. (не сохр). Послы указали также на существование широкой сети водоснабжения и фонтана на монастырской площади. Еп. Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе) восстановил дороги, ведущие к мон-рю, в 1669 г. возвел мост через р. Чешуру по дороге, соединявшей Г. с монастырскими угодьями. Надпись на одной из икон (1731) сообщает, что имеретинский царь Александр определил местом погребения для себя и своей супруги Мариам юж. придел главного храма. Их сын, митр. Гелатский Иосиф, возвел в 1730 г. каменный престол у сев.-зап. подкупольного столпа главного храма. Заботились об устройстве мон-ря и имеретинские цари Соломон I и Соломон II. Последний на рубеже XVIII-XIX вв. возобновил богослужения в Никольской ц. В нояб. 1821 г. Гелатская кафедра вошла в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Св. царь Давид IV Строитель. Роспись сев. стены собора Рождества Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVI в. Св. царь Давид IV Строитель. Роспись сев. стены собора Рождества Пресв. Богородицы. 2-я пол. XVI в. Научный интерес к Г. проявился еще в XVIII в. И. А. Гюльденштедт, направленный в 1772 г. С.-Петербургской АН на Кавказ, описал постройки в Г. в «Путешествии». В кон. 30-х гг. XIX в. мон-рь посетил француз Дюбуа де Монперё, оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений, он отметил плохое состояние мон-ря. В 1847-1848 гг. фресковые росписи и надписи Г. изучал М. И. Броссе. В 60-х гг. Д. И. Гримм сделал обмеры нек-рых памятников и опубликовал их. В связи с организацией V археологического съезда в Тифлисе (1881) Комитет по проведению съезда поручил Г. Е. Церетели «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и капители колонн, а также погребения с античными монетами. В 80-х гг. Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе произвели опись памятников Г.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Идентификация К. Г. с Айн-Каной в Галилее, рядом с Назаретом, и с Каной в Ливане, недалеко от Тира, не имеет широкой поддержки ученых. Кафр-Кана Некоторые археологические находки, хранящиеся в Музее францисканцев в Назарете, свидетельствуют о существовании поселения в Кафр-Кане уже в бронзовом веке (см. также: Alexandre. 2009; Idem. 2011; Feig. 2009). Но наиболее активное строительство здесь начинается в римскую эпоху. На север от совр. Кафр-Каны по дороге Назарет-Тиверия, в районе Карм-эр-Раса, обнаружены древние руины (о том, что в Карм-эр-Расе сохр. базы 5 колонн древней синагоги, сообщал уже Б. Мейстерман ( Meistermann B. Guide to the Holy Land. L., 1923. P. 518; ср.: Bagatti. 2001. P. 41)). В 1955 г. Б. Багатти исследовал это место ( Bagatti. 2001. P. 41) и обнаружил там следы построек, архитектурные элементы, которые, по его мнению, принадлежали синагоге т. н. галилейского типа (с 3 рядами колонн - 2 параллельными рядами и поперечным с ориентацией главного фасада на юг). Фрагменты мозаичного пола с декоративным мотивом плетенки были раскрыты еще в 1901 г. к северу от алтаря францисканского храма (остатки древней синагоги). На мозаике сохранилась надпись на арам. языке, в к-рой упоминаются Иосиф, сын Танхума, сын Ботаха и его сыновья (ктитор мозаики). Характер надписи и стилистика мозаичного декора позволяют предположить, что мозаика принадлежала синагоге т. н. византийского либо промежуточного типов, появившихся под влиянием церковного зодчества IV-VI вв. К. Дофен датирует постройку III-IV вв. ( Dauphin. 1998. P. 726), однако в мозаиках есть элементы, характерные только для V в. (напр., гирлянды из повторяющегося мотива бутона, образующие на поверхности сеть из ромбов; ср. антиохийскую мозаику V в. со львом, к-рая хранится в Музее искусств в Балтиморе ( Dunbabin K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman World. Camb., 2006 4. P. 179)), что позволяет отнести комплекс к нач. V в. Францисканская церковь Упоминания о христ. храме и мон-ре в К. Г. VIII и IX вв. скорее всего относятся именно к Кафр-Кане. В 1641 г. францисканцы купили в Кафр-Кане участок земли с домом, но только в 1881 г. здесь удалось завершить строительство и освятить храм. В 1889 г. была построена церковь на месте, где, как считают, стоял дом ап. Варфоломея. Обстоятельства не позволили Э. Гейслеру, назначенному руководителем раскопок, провести их в полной мере, однако ему удалось обнаружить остатки мозаичного декора христ. часовни, мраморные фрагменты, в т. ч. часть блюда из пурпурного порфира, добывавшегося под Асуаном, а также цистерну (Ibid. P. 45).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010