В Санкт-Петербурге начинается выпуск серии репринтных изданий дореволюционных справочников по монастырям и книг по истории Русской Православной Церкви 21 февраля 2008 г. 17:02 Издательство «Альфарет» , специализирующееся на выпуске эксклюзивных коллекционных и подарочных книг, художественных альбомов и репринтов старинных гравюр, открывает новую серию «Религия, история Церкви» с переиздания редких дореволюционных книг. После 1917 года многие документы Русской Православной Церкви постигла печальная участь: часть из них была уничтожена, часть документов попала в архивы, музеи, осела в частных собраниях. В советское время предпринимавшиеся историками и священнослужителями поиски церковных документов нередко оказывались безуспешными в силу отсутствия обобщенной информации о местах хранения этих документов. Сегодня в России создаются электронные библиотеки, но сканирование книг по истории религии происходит медленно, в том числе из-за их уникальности и ограниченного доступа к ним. Издательство «Альфарет» открывает серию «Религия, история Церкви» выпуском репринтов редких книг по истории Русской Православной Церкви и справочных изданий по монастырям. В частности, издательство выпустило факсимильные воспроизведения изданий известного московского предпринимателя Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», «Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» и «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», вышедших в 1880-е годы. Издательство также выпускает более века не переиздававшийся двадцатилетний труд исследователя В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем», который впервые вышел в свет в 3-х томах в 1890, 1892 и 1897 годах. В исследовании приведено описание более 2300 православных монастырей, существовавших в разное время в России. Подготовлено также репринтное издание Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин», впервые вышедшее в 1908 г. Это наиболее полный справочник, в котором приведены данные обо всех действовавших в России к 1 декабря 1907 года монастырях. По материалам сайта «Православная книга России» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/367256.htm...

В середине XIX века роман Бичер-Стоу, «обогнувший земной шар» (Р.У.Эмерсон), был воспринят в свободных штатах с энтузиазмом, вызвал волну различных подражаний. Южане, напротив, обвиняли автора в незнании Юга (знаменитый южный писатель Уильям Гилмор Симмз назвал Бичер-Стоу «лжецом», а ее манеру хотя и сильной, но «грубоватой») и взялись за создание многочисленных «опровержений» (например, анонимно опубликованная книга «Север и Юг, или Рабство и его контраст: История из подлинной жизни», 1852). В XX веке ситуация изменилась. Во-первых, доминирование Новой Англии и новоанглийских духовных и художественных ценностей в культуре США еще в 1880–1890-е годы стало уходить в прошлое. Во-вторых, в свете сдвига горизонтов литературы США в сторону секулярно понимаемого европеизма книга Бичер-Стоу все чаще объявлялась художественно несовершенной — памфлетом, сентиментальной проповедью, набором клише (добрый негр, «мамми»-негритянка, прекрасная мулатка, изверг-плантатор и т.п.) и мелодраматических ситуаций. В-третьих, знаменитые негритянские писатели — поначалу У.Дюбойс (эссе «Темные воды. ХХ век как завершение “Хижины дяди Тома”», 1920), Р.Райт (автор книги рассказов «Дети дяди Тома», 1938; романа «Сын Америки», 1940), а затем и Дж.Болдуин (см. его эссе «Роман всеобщего протеста», посвященное райтовскому «Сыну Америки», 1955), не говоря уже о радикалах рубежа 1960–1970-х годов, — в  пору активного утверждения негритянского самосознания начали резко отрицать все связанное с романом за его «расизм», а также за «расовые стереотипы», сформулированные в пользу белых. Не все знаменитые деятели негритянской культуры придерживались сходной оценки (продолжал ценить «Хижину дяди Тома», к примеру, поэт Л.Хьюз). И все же чем дальше, тем больше подвергался сомнению «анклтомизм» (от англ. Uncle Tom — дядя Том), в данном случае — олицетворение «вечной покорности» негра, готового все простить своим хозяевам. К концу же ХХ века требования так называемой политкорректности, активным образом утверждавшейся при президентстве Б.Клинтона, и вовсе исключили «Хижину дяди Тома» — текст, где фигурируют «негры» (единственно возможное обозначение человека с темным цветом кожи в наши дни — «афроамериканец»), рассуждения о биологической и интеллектуальной неполноценности черной расы (пусть они и делегированы недалеким персонажам), упоминания о необходимости религиозной веры как фундамента человеческой гуманности (постмодернистская идеология клинтоновского времени имела ярко выраженный антирелигиозный характер), — из числа книг, которые следует включать в круг «канонического» чтения. Так или иначе, но различные культурные войны, ведшиеся в США в последнюю треть ХХ века, мешают понять, о чем же реально повествует роман. Попробуем хотя бы частично восстановить этот пробел — ведь не секрет, что многие критики и читатели помнят не столько книгу, сколько ее популярный образ.

http://pravoslavie.ru/39314.html

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Бабич " Генерал Ли ничего не понимал в феминизме " Почему американцы играют в украинцев Источник:  Nalin.Ru Президент США Дональд Трамп своей негативной реакцией на разрушение памятников в городах американского Юга показал: порой " не кончавшие академиев " нормальные обыватели, с их знаменитым американским здравым смыслом, оказываются умнее и честнее некоторых конъюнктурно настроенных университетских профессоров. " Разрушение памятников – глупость. Мы не можем переделать историю, мы можем только научиться от нее " , – заявил Трамп. К моменту произнесения этих слов за несколько дней уже были снесены десятки памятников в Балтиморе, Дурэме (Северная Каролина), других городах. И возмущение политкорректной общественности вызвал не снос памятников, некоторые из которых стояли на привычных местах с 1880-х годов, а слова Трампа. Ученые профессора; поднаторевшие в изобличении якобы оскорбительного для женщин джентльменства феминистки; вечно держащие нос по ультралиберальному " ветру " журналисты – все они жаждут бронзовой " крови " генерала Ли и генерала Джексона по кличке " Каменная Стена " . Интересно, что сами генералы жестокостями в отношении черных рабов себя не запятнали. Вся их вина была в том, что они были двумя главными военными предводителями южан в войне 1861-1865 годов. А потому якобы стали символами для сторонников законов о расовой сегрегации 1890-1964 годов (в Америке их называют законами Джима Кроу). То, что генералы об этих законах и знать не могли, поскольку умерли до их принятия, – это все нынешних борцов с памятниками не убеждает. Погром с поддержкой сверху Но голос Трампа в сегодняшней Америке – это не голос власти. Скорее его можно сравнить c голосом избранного, но бессильного Учредительного Собрания в России января 1918 года – то есть в стране, где власть уже захвачена новой радикальной идеологией, но " устаревшие " выборные учреждения еще не все уничтожены. Разгром памятников в Дурэме и Балтиморе как раз очень напоминает погром памятников генералу Скобелеву и царю-освободителю Александру Третьему в первые годы революции. Сначала – действия якобы спонтанно возмутившихся " представителей общественности " , вдруг оказавшихся не в состоянии жить рядом с памятниками, с которыми их города прожили 100-130 лет. Потом – официальная санкция для таких погромов со стороны властей. В Дурэме толпа " возмущенной общественности " вдруг свалила памятник погибшим в боях солдатам-конфедератам (они-то в чем виноваты, ведь рабовладельцы составляли 2 процента населения Юга во время войны 1861-1865 гг.)? Трех хулиганов арестовали за призывы к беспорядкам и повреждение памятника, но они прекрасно знали, что серьезное наказание им не грозит: в соседнем Балтиморе памятник женщинам-конфедераткам (установлен в 1917 году) и памятник солдатам и матросам Конфедерации (установлен в 1903 году) – оба были снесены по указанию мэра Балтимора, г-жи Катрин Пуф.

http://religare.ru/2_113128.html

(Молитва) 24 декабря «…Гаррисон пишет, что едва ли Ваша картина будет иметь успех, так как фиаско выставки картин Верещагина отшибло охоту от русских…» (Л. Н. Толстой, письмо Н. Н. Ге, 1880 год, август) «…Произведение искусства хорошо или дурно оттого, что говорит, как говорит, и насколько от души говорит художник…» (Л. Н. Толстой, письмо Гольцеву В. А., 1889 г., сентябрь) «…Если я допущу, что бешеного можно запереть, то я должен допустить и то, что его должно убить…» (Л. Н. Толстой, из письма к К, 1890) «…Христианское учение тем и отличается от всех других и религиозных и общественных учений, что оно дает благо людям не посредством общих законов для жизни всех людей, но пояснением каждому отдельному человеку смысла его жизни, показывая ему, в чем заключается зло и в чем истинное благо его жизни». (Л. Толстой из письма к редактору англ. газеты, 15 декабря, 1894) «…Доводы против патриотизма до такой степени ясны и очевидны, что их невозможно опровергнуть и можно только обойти умалчиванием и показанием вида, что в пользу патриотизма существуют весьма признанные, неопровержимые аргументы, а их-то и нет». (Л. Толстой, письмо Гроту, 1895) «… В последнем номере я прочел рассуждение о том, что патриотизм может быть хорошим. Это грустно». (Л. Толстой, письмо Мооду А. Ф., 1898 г. 12 декабря) «Во всем, что я пишу в последние годы о вопросах социальных, я выражаю, как умею, мысль о том, что главное зло, от которого страдает человек, и неустройство жизни происходит от деятельности правительства. Одна из поразительных иллюстраций этого положения есть приготовление и распространение правительством губительного яда — вина, из-за того, что эта продажа дает одну треть бюджета». (Из письма А. М. Кузьминскому, Л. Толстой, 1896 г.) «Если кто посылает другому чувство ненависти, то для ясновидца это видимо как тонкое световое облако определенной окраски, и такой ясновидец может оборониться от этого чувства злобы так же, как от физического удара, направленного против него» (Рудольф Штайнер. «Как достигнуть познания сверхчувственных миров»)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Однако теперь противоречия во взглядах российского консерватора все же рассматривались как изъяны реальной политической программы, призванной дать ответ на вызовы времени, а не как симптомы его изначальной обреченности на провал. Таким образом, западная историография двигалась в сторону все более глубокого и многомерного восприятия фигуры обер-прокурора. Сходную эволюцию проделала в послевоенный период и отечественная историография, хотя траектория ее развития была более сложной 25 . Несмотря на то, что появление работы, специально посвященной Победоносцеву, в СССР было по-прежнему невозможно, личность обер-прокурора все чаще стала упоминаться на страницах научных трудов. Этому способствовала постепенная реабилитация истории самодержавия как темы научного исследования. Важнейшую роль здесь сыграли работы П.А. Зайончковского (ученика Ю.В. Готье) и его школы. Особо следует остановиться на двух монографиях Зайончковского – «Кризис самодержавия на рубеже 18701880-х гг.» (1964) и «Российское самодержавие в конце XIX столетия» (1970). Оба исследования ввели в научный оборот массу документов, способствовавших осмыслению действий Победоносцева на разных этапах его политической карьеры – его позиции в годы общественно-политического кризиса рубежа 18701880-х гг., роли и месте в правительстве Александра III, вкладе в подготовку и реализацию контрреформ и др. Политическая роль консерватора прослеживалась на материалах Особых совещаний рубежа 18701880-х гг., на основе документов Государственного совета, Комитета министров, Совета министров, ключевых правительственных ведомств. Обер-прокурор представал в работах Зайончковского как фигура сложная, противоречивая. Указав, что Победоносцеву были присущи «узость суждений, нетерпимость», исследователь отметил в то же время его «широкое образование», «большой, тонкий и острый ум» 26 . Намеченные Зайончковским направления научного поиска были развиты в работах советских историков, вышедших в конце 19601980-е гг. и посвященных внутренней политике самодержавия «эпохи контрреформ» (1880 – начало 1890-х гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 В суммы квартирных вспомоществований, приведенных выше, включены и эти вычеты из ежемесячных посо6ий студентам на оплату нанятой для них квартиры. 42 Единовременные пособия в 1893, 1894 и 1895 годах были выданы с специальною целью доплаты в экономию Академии. 43 По годичным отчетам Братства, за Тихона Оболенского уплачено было Братством, не считая 80 р., израсходованных на него в бытность его студентом Академии в 1888 году, в Преображенскую больницу: В 1890 году ................................... 39 р. 60 к. „ 1891 году .................................... 85 „ 80 „ „ 1892 году ................................... 85 „ 80 „ „ 1894 году ................................... 132 „ – „ „ 1895 году ................................... 59 „ 40 „ „ 1896 году ................................... 92 „ 70 „ „ 1897 году ................................... 105 „ 60 „ „ 1898 году ................................... 28 „ 20 „ а всего свыше ..... 600 „ – „ 45 В то время ректором Академии был нынешний Епископ Волынский Антоний, много доставлявший пожертвований в кассу Братства и, вместе, настаивавший в заседаниях Совета Братства, затруднявшегося выдавать значительные суммы на лечение студентов, что невозможно экономить, когда идет дело о лечении больных, может быть угрожаемых, при отсутствии специального лечения, смертью . 46 В отчетах Братства за 1898–1900 годы цифры пособий на лечение студентов не выделены из суммы единовременных и заимообразных пособий вообще, почему не приводятся особо. 47 Совету, когда он назначал больным студентам на лечение суммы в общей сложности до 1000 р. и выше, было известно постановление Общего Собрания 10 мая 1887 года, дополненное постановлением Общего Собрания 4 мая 1888 года, по которому разрешается Совету расходовать только 500 р. на лечение больных студентов и на пособие отправляющимся на родину по окончании курса. Но он имел в виду, что нужды студентов, которым он назначал пособие, действительно, велики и неотложны. 48 Должно заметить, что из числа получивших заимообразное пособие от Братства многие возвращали долги Братству при первой возможности

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Речь пред самым выносом из собора говорил сам Преосвященный. Она отличалась душевною преданностию, глубоким уважением к почившему и сердечностью. Из всей родни плакала одна Глазкова и её дочери. Гроб весьма красивый, обтянут золотым глазетом, куплен за 240 рублей. Орденов не было: говорят забыли в Петербурге». 1187 Слово это напечатано было сначала в Москов. Вед., а оттуда перепечатано в разн. периодич. изданиях и между прочим, в Харьков. Епарх. Вед., 7-й, стр. 279 и сл. 1190 См. его в книге: Проповеди Амвросия, еп. Дмитровского, за последние годы служения в Москве (1873–1882), Москва, 1883, стр. 187, и в Полном Собрании проповедей Архиеп. Амвросия, издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, т. II, Харьков, 1902, стр. 154–162. 1191 О началах христианского воспитания, в изд. 1883 г. стр. 198–215 и в Полном Собрании проповедей, т. II, стр. 163–176. 1193 Иван Васильевич, доктор прав, проф. Харьковского Университета, с 1856 г. в отставке, † 26 Августа 1890 г. См. о нем Историю М. Д. Академии С. К. Смирнова, М 1879, стр. 488–489. 1222 Евгений Евсигнеевич; 1-я половина 1-го тома вышла в 1880 г., а в 1901 г. выпущено 2-е издание её. 1235 Это писал мне от 10-го апреля первенствующий Член Св. Синода, митр. Исидор. Но вот что в то же время этот же Член писал Тульскому еп. Никандру: «Я и В. Б. (Бажанов) находили бесполезным рекомендовать вас в Тверь, по крайней скудости кафедры, не имеющей никаких угодьев, и вредной местности архиер. дома, (См. Душеп. Чт. 1893 г., авг.. стр. 641). – Честно и доброжелательно!.. Примечание преосв. Саввы. 1238 Успенский, бывший Чигиринский, с 1877 г. член Московской Синодальной Конторы, † 19 Апреля 1885 г. 1243 Предостережение сделано за помещенные в 43 и 44 возмутительные статьи священника Белюстина, под заглавием «К вопросу о раскольниках». Прим. Преосв. Саввы. 1256 Напечатана в книге Речи, говоренные в разное время Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, Тверь, 1892, стр. 78–80. 1261 Записка помещена в приложении к книге: «Воспоминания о Высокопр. Леониде, архиеп. Ярославском и Ростовском», Харьков, 1877 г., стр. 1–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежащей простодушному персонажу) и скрытой, авторской, нередко противоположной. В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Со временем в представлении Лескова образ христианского праведника-странника стал все резче расходиться с тем, что он наблюдал в жизни Церкви того времени. В 1880-е годы на этой почве он сблизился с Л. Н. Толстым. Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящен предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либералы», прежде трактовавшие Лескова как писателя реакционного, теперь боялись печатать его произведения из-за их политической резкости».

http://pravmir.ru/segodnya-ispolnyaetsya...

Русские монахи живут и работают для будущего, работают для своей обители, которая служит для них и отцом, и матерью, родом и племенем, осуществляет для них все дорогое им в жизни, и ради которой они и живут, и умирают». 636 Восхищался русскими обителями также и живший в 1880–1890-е годы на Афоне, в келлии Милопотамон, бывший Вселенский патриарх Иоаким III. Жизнь русского Афона в это время ярко представлена в его записке, составленной в январе 1891 г. для солунского консула И. С. Ястребова. 637 При преобладающем благоприятном отношении к русским со стороны их греческих святогорских собратий, встречались случаи недоброжелательства, вызванного завистью и провоцированного политической пропагандой греческих дипломатических представителей в Салониках. Греческие консулы неоднократно посещали Афон и писали подробные отчеты о своих визитах. Целью их посещений было, в первую очередь, вызвать патриотические чувства у греческих монахов и разъяснить им, как важно противостоять «опасности панславизма». Наибольшей поддержкой подобная пропаганда, изначально чуждая афонскому духу, пользовалась в среде некоторых выходцев из Греческого королевства, особенно с Ионийских островов. Вместе с тем духовно настроенные монахи-греки не только не проявляли никакого интереса к политизации жизни Святой Горы, но высказывались крайне неодобрительно об этом процессе. Возникавшие конфликты между монастырями были, как правило, чисто имущественного характера, а национально-политическую окраску им придавали усилия внешних агитаторов. 2. Афон и Вселенская Патриархия. Патриарх Иоаким III Афон находился на территории Османской империи и в каноническом отношении был подчинен Вселенскому патриарху. Однако от патриарха – верховного главы Афона – зависело не так много, и привыкшие пользоваться своей автономией святогорцы нередко предпочитали решать спорные вопросы непосредственно в турецких гражданских судах. Периодически, по мере поступления жалоб, из Патриархата командировался на Афон экзарх или специальная комиссия для расследования той или иной острой ситуации; как правило, такие экспедиции не имели сколько-нибудь существенных последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Китайский способ деления года по солнечному обороту на 24 части, называемый «цзе-ци» (Tsie-khi), соответствует европейскому разделению и дате григорианского календаря, всегда совпадающего почти близко с 24 пунктами эклиптики, по прилагаемой ниже таблице. В ней расположены китайские названия «цзе-ци» по русской транскрипции, с русским переводом их, означены соответствующие знаки китайского зодиака и европейская долгота солнца, названия месяцев и числа по календарю григорианскому. Время, в которое солнце проходить в двух «цзе-ци» состоит круглым числом за год – из 30, 44 дней, пока промежуток между новомесячием и ближайшим состоит только из 29, 53 солнечных дней. По сему обстоятельству должен существовать один синодический месяц (lunation), в течении коего солнце не вступает равномерно в «цзе-ци» т. е. в один из 12 знаков зодиака. Месяц этот есть вставочный (intercalary) и называется «джун-юэ», не имея собственного числа, он слагается из дополнительного, воображаемого (previous) месяца. Вставочный месяц случайный по времени, когда солнце весьма далеко отстоит от земли, или близь aphelium, между апрелем и сентябрем (китайским 3 и 8 месяцами); причем, когда оно близко к aphelium, то солнечное движение медленно, и проходит на две «цзе-ци», или 30° долготы в 31,5 почти солнечный день, и когда вблизи perihelium, в январе (кит. 12-й месяц), солнце делает оборот 30° в 29,4 дня. Отсюда, солнце вступает в XII зн. зодиака, всегда встречается около 21 европ. месяца, и европейская дата новомесячия рецедирует ежегодно на 11 дней или в каждый месяц почти на один день, дата новомесячия должна пройти в 21 европ. месяц чрез каждые два или три года. При сем прохождении имеет место синодический месяц (Innation), которым восполняются совершенно условия китайского вставочного месяца. По вычислению г. Фритче, за двадцатилетие с 1880 и по 1900 гг., вставочные месяцы приходятся на годы 1881, 1884, 1887, 1890, 1892, 1895, 1898, 1900, это китайские високосы в 384 дня, так как прочие имеют 355 дней каждый. В дополнение к сказанному в § 68, предлагаем самые таблицы времясчисления китайцев, а при конце следующего § 69 чертежи полные систем Фу-си, Вэнь-вана, Шао-яу-фу, Скалигера, китайских буддийских календарей древних и новых, (табл. VI – см. стр. 589 оригинала). § 69. Китайская суббота и седмичный период 118

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010