патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Фрагмент. Рукопись (Архив Историко-богословское наследие митрополита. Григория (Чукова) © Л. К. Александрова. СПб., 2022 (далее — Архив митрополита Григория)). Александрова-Чукова Л. К. Григорий (Чуков Николай Кириллович, митр. Ленинградский и Новгородский)//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 592–598. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 353–370. Краснов-Левитин А. Лихие годы. Париж, 1979. С. 222. Серафим (Чичагов; 1856–1937 гг.), сщмч., в 1928–1933 гг. митрополит Ленинградский и Гдовский. Владимир Александрович Рыбаков (1869 –1934 гг.), протоиерей, настоятель храма Спас-на-водах, взорванного городскими властями весной 1932 г. Осужден по делу «евлогиевцев». Амвросий (Либин; 1878 –1937 гг.), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. В 1921 –1922 гг. клирик Казанского собора; в 1924 –1926 гг. по делу о «православных братствах» отбывал заключениена Соловках, по освобождении – клирик собора Воскресения Христова; в июле 1928 г. принял постриг с именем Амвросий, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Александро-Невской лавры (оставался в должности до 1933 г.). 14 июля 1929 г. хиротонисан во епископа Лужского; в 1935 г. арестован, ссылку отбывал в Саратове. Расстрелян. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 30. Иоасаф (Журманов; 1877 –1962 гг.), архимандрит, с 1924 г. благочинный Ленинградской епархии, с 1933 г. настоятель одного из ленинградских храмов, с 1938 г. за штатом. На Шпалерной улице в Ленинграде, в доме 25 находился дом предварительного заключения –первая в России следственная тюрьма. Предположительно, сын протоиерея Ф. Д. Филоненко (1869 г. р.), настоятеля церкви во имя Божией Матери Милующей в Гавани, который с 1924 г. три года провел на Соловках по делу православных братств.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

от Московской епархии – епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 – 3.05.1937), архимандрита Родиона (Федорова; 1864 – 1933); протоиерея Николая (Порецкого; 1865 – 27.07.1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 – 2.09.1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 – 31.01.1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 – 2.03.1938), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 – 26.12.1937); протоиерея Петра (Маркова; 1881 – 21.02.1938); священника Сергия (Орлова; 1888 – 21.12.1937); священника Евгения (Исадского; 1879 – 31.01.1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 – 10.12.1937), священника Димитрия (Касаткина; 1884 – 28.10.1942), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 – 14.07.1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 – 11.10.1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 – 30.09.1943), послушницу Марфу (Коврову; 1897 – 16.03.1938); послушницу Александру (Каспарову; 1882 – 18.02.1942); Иоанна (Демидова; 1863 – 20.12.1937), Иоанна (Демидова; 1907 – 13.07.1944); Матфея (Гусева; 1868 – 18.01.1938), Андрея (Трофимова; 1882 – 11.06.1938); Никифора (Зайцева; 1884 – 1942), Иоанна (Любимова; 1876 – 19.01.1942), Елену (Чернову; 1874 – 17.09.1943), Параскеву (Федорову; 1882 – 11.12.1938); от Ростовской епархии – священника Николая (Попова; 1864 – 26.03.1919); от Рязанской епархии – протоиерея Михаила (Викторова; 1871 – 11.04.1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 – 10.01.1938); послушницу Варвару (Конкину; 1868 – 5.04.1938); от Санкт-Петербургской епархии – монахиню Марию (Лелянову; 1874 – 17.04.1932); от Саранской епархии – священника Владимира (Четверина; 1874 – 2.09.1918); от Саратовской епархии – епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 – 10.10.1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 1868 – 10.10.1919); от Симбирской епархии – протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 – 14/27.09.1918), священника Николая (Покровского; 1864 – 18.03.1919); от Введенской Оптиной пустыни – иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 – 19.06.1957).

http://pravoslavie.ru/700.html

11 марта 2020 г решением Синода Русской Православной Церкви имя К. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Литовский ГИА. Ф. 605. Оп. 9. Д. 750, 756; Лит.: Лысенок И., диак. Жизнь и пастырские труды настоятеля Свято-Успенского храма м. Шарковщина иерея Константина Жданова. Жировичи, 2007; Житие сщмч. Константина, пресвитера Шарковщинского. Полоцк, 2011. Мон. Сергия (Бульчик) Рубрики: Ключевые слова: ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Димитриевич Талюш (1891 - после 1933), свящ., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Хрищенович (1876-1933), свящ., сщмч. (пам. 30 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Мартинович Вечёрко (Вечорко) (1890-1933), свящ., сщмч. (пам. 4 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Степанович Мацкевич (1878 - после 1937), сщмч., свящ. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/1842000.html

В XIX ст. в церкви с. Байсы служили такие замечательные лица как: о. Лаврентий Бехтерев (1849 – 1878 г., в 1866 написал поучения для марийцев на их родном языке), благочинный о. Аполлоний Буевский (1878 – 1888), отец-миссионер Феодор Тихвинский (1888 – 1905, занимался просвещением старообрядцев, впоследствии – настоятель Троицкого собора г. Уржума и депутат Государственной Думы), благочинный о. Иаков Редников (1879 – 1899 г.г., учредил библиотеку для духовенства и пособие для вдов и сирот духовного звания в своём округе). В начале ХХ в. В с. Байса служили о. Николай Сырнев (почил в 1923 г.), о. Михаил Редников (репрессирован в 1920-е гг.), о. Василий Домрачев (отец героя Советского Союза Александра Домрачева). Три последних священника, служившие до первого закрытия храма, были репрессированы: о. Григорий Шабруков (1937 г.) о. Симеон Балезин (12 мая 1938 года особым совещанием при НКВД СССР за то, что «в течение ряда лет 1933-1937 года высказывал своё недовольство мероприятиями, проводимые партией и Советской властью, распространял клевету на Советскую власть», осуждён по ст.58 пп. 10, 11 УК РСФСР на 5 лет ссылки, а 14 октября того же года расстрелян), о. Иоанн Толчин (1940 г.). В 1918 г. вся усадебная земля Байсинской церкви новой властью «зачислена в запасной Госфонд», а церковные дома и амбары заняты под учреждения и склады. В 1921 г. один из колоколов был отобран для пожарного отделения в деревне Посенур, откуда в 1993 г. он был отдан для новой лебяжской церкви (расплавился при пожаре в 2001 г.). Причт в 1920-е гг. уклоняется в обновленческий раскол в котором пребывал до самого закрытия церкви, в церковь назначаются новые священники из Уфы и Подмосковья. В 1935 г. с нее сброшены колокола. Закрытие церкви произошло по инициативе председателя Байсинского сельсовета Дудорова И.Г. Ещё 9 октября 1939 г. в секретариате Президиума Верховного Совета рассматривалась жалоба Байсинских верующих «на препятствие со стороны председателя Байсинского сельсовета в отправлении религиозных обрядов». Точнее говоря, она и не рассматривалась, а была отослана обратно в Кировскую область. Спустя год Дудоров всё же добился своего, и решением Исполнительного комитета Кировского областного совета д.т. за от 12 сентября 1940 года церковь была закрыта, несмотря на существующую 20-ку и идущий ремонт. Верующим Дудоров объяснил, что о закрытии церкви ходатайствовало 3 сельсовета (Байсинский, Изиморский и Адовский), но как писали верующие в жалобе прокурору области «подобного никто не видал и не слыхал. Верующих даже и не спросили, а он читает, что их просьба удовлетворена…» Потому община верующих наотрез отказалась сдать церковь.

http://sobory.ru/article/?object=15664

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила стала для православных местом паломничества. Сегодня мы также вспоминаем путешественника Николая Михайловича Пржевальского (1839-1888). Н.М.Пржевальский – почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886), провел экспедиции: в Уссурийский край (1867-69), в Монголию, Китай, Тибет (1870-73), к озеру Лобнор и в Джунгарию (1878-77), в Центральную Азию: первая Тибетская (1879-80) и вторая Тибетская (1883-85). Пржевальский установил направление основных хребтов Центральной Азии и открыл ряд новых, уточнил северные границы Тибетского нагорья, описал озеро Лобнор. Во время экспедиций были собраны обширные зоологические (свыше 7,5 тыс. экземпляров млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб; открыл и описал дикого верблюда, дикую лошадь – знаменитую лошадь Пржевальского и другие виды позвоночных), ботанические (гербарий в количестве 15–16 тыс. экз. растений, составляющих 1700 видов, из которых ботаниками впервые было описано 218 новых видов и 7 родов) и минералогические коллекции. Результаты своих экспедиций Н.М.Пржевальский изложил в книгах: «Монголия и страна тангутов» (1875-1876), «Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки» (1883), «От Кяхты на истоки Желтой реки» (1888). Скончался Пржевальский в г. Караколе (Киргизия), позже переименованного в Пржевальск; похоронен на берегу озера Иссык-Куль. Именем Пржевальского также назван хребет в системе Куньлуня, ледник на Алтае, другие географические объекты, а также ряд видов животных и растений, в частности, лошадь Пржевальского. Также сегодня мы вспоминаем Всеволода Сергеевича Соловьева (1849-1903), писателя, старшего сына историка С.М.Соловьева; Александра Михайловича Сибирякова (1849-1933), золотопромышленника, исследователя Сибири, почетного гражданина Иркутска; Маргариту Васильевну Сабашникову (1882-1973), поэтессу, мемуаристку, художницу, жену поэта Максимилиана Волошина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/de...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛЬСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик Иоанн Никольский. Икона работы Петра Нефёдова Иоанн Михайлович Никольский ( 1878 - 1937 ), священник , священномученик Память 12 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 4 января 1878 года в селе Ляцково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика. По окончании Тверской духовной семинарии был рукоположен в сан священника к одному из сельских храмов Кимрского уезда. В 1929 году власти обязали о. Иоанна привезти к 10 ноября на государственный хлебосдаточный пункт 25 пудов ржи. Священник в это время был в отъезде. Получив повестку 12 ноября, он на следующий же день привез рожь на хлебосдаточный пункт и был арестован за то, что опоздал на три дня. Суд приговорил священника к конфискации всего имущества и ссылке за пределы Кимрского района. В Твери у о. Иоанна жил двоюродный брат, протоиерей Василий Владимирский , и священник решил переехать с семьей туда. Архиепископ Фаддей (Успенский) назначил о. Иоанна служить в Рождественскую церковь . В это время был арестован о. Василий Владимирский. Отец Иоанн стал чаще бывать у семидесятидвухлетней супруги о. Василия, Надежды Николаевны, у которой не было никого из родных. ОГПУ отметило частые посещения квартиры находящегося в тюрьме священника. 29 января 1933 года о. Иоанн арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Доказательств его виновности у ОГПУ не было никаких, и следователь попытался заполучить их через соседей Надежды Николаевны, но безуспешно. Только через полтора месяца, 14 марта, о. Иоанн был вызван на первый допрос. Следователь спросил, как он относится к советской власти. – Как человек верующий, – ответил о. Иоанн, – я считаю советскую власть Богом поставленной, и ей следует повиноваться не только за страх, но и за совесть. Причин быть враждебным советской власти я не вижу. Она дала право гражданам свободно исповедовать свою религию, верующим дала возможность организовываться в общины, оградила их права определенными законами и инструкциями. Повиновение советской власти я считаю своим долгом и веду себя как священнослужитель и как гражданин строго в рамках законности, чтобы не принести вред государству и не подвергать себя опасным взысканиям.

http://drevo-info.ru/articles/13675227.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ГАНЧЕВ ИВАН ИЛЬИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Иоанн Ганчев, 1906 год. Фото с сайта fond.ru Иоанн Ильич Ганчев ( 1878 - 1937 ), священник , священномученик Память 20 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1878 году в селе Сима Юрьевского уезда Владимирской губернии. Окончил Петроградскую духовную семинарию . Во время учебы в семинарии посещал художественные курсы. В дальнейшем, уже будучи пастырем, в свободное время любил писать маслом пейзажи и картины на библейские сюжеты. В 1910 году был рукоположен в сан священника , и был направлен для прохождения пастырского служения в Азербайджан , был назначен настоятелем церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери села Александровки Кубинского уезда Бакинской губернии. В 1911 году переведен настоятелем собора Рождества Богородицы г. Баку . В доме отца Иоанна была собрана обширнейшая библиотека, под которую была отведена отдельная комната. Разносторонне образованный, играющий на фисгармонии, любящий рисовать, прекрасно разбирающийся в медицине, о. Иоанн все дарованные Богом таланты щедро раздавал людям. Будучи попечителем одной из больниц, он сам следил за добросовестным лечением больных. Нередко ему приходилось самому оказывать квалифицированную помощь прихожанам. В 1913 году у о. Иоанна родился сын Юрий, а через год - дочь Людмила. В 1920-е годы, по благословению правящего архиерея – епископа Павла (Вильковского) , отец Иоанн покинул Баку и перебрался с семьей к родному брату, работавшему нотариусом в г. Ленкорани . После смерти священника храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» с. Пришиба близ Ленкорани отца Алексия Пономарева отец Иоанн был назначен настоятелем этого храма. О. Иоанн сам расписывал свою церковь. В 1933 году власти закрыли храм. Отец Иоанн оставил семью в Ленкорани, а сам вернулся в Баку . Перед арестом работал эпидемиологическим фельдшером санитарной организации Октябрьского района в г. Баку.

http://drevo-info.ru/articles/13673271.h...

В XX в. благодаря достижениям предшествующих веков проявились самые разные подходы к истории Церкви. Как пишет Г. Бедуэль, «католики к этому времени уже давно придерживались апологетического подхода, суть которого – в стремлении показать, что всегда и во всех ситуациях Церковь неизменно была права», подхода тенденциозного и дискредитировавшего себя с научной точки зрения. Для историографии церковной истории XX в. характерны: 1) развитие научной специализации; 2) возросшее уважение к документу ввиду расширения возможности доступа к источниковому материалу; 3) широкие историографические исследования, позволяющие очистить истинные факты религиозной жизни от тенденциозных наслоений, обязанных своим происхождением неспособности историков прошлого преодолеть полемическую заостренность своих трудов; 4) особое внимание, уделяемое «истории менталитетов». Последнее стимулировано школой «Анналов», названием своим обязанной научному журналу «Анналы экономической и социальной истории» (с 1946 г. – «Анналы: Экономика. Общество. Цивилизации»), который был основан во Франции в 1929 г. известным методологом истории Марком Леопольдом Бенжаменом Блоком (1886–1944) 142 и профессором Университетов Дижона (1911–1914), Сграсбура (1919–1933), Коллеж де Франс (с 1933) в Париже, историком энциклопедического круга интересов, одним из создателей истории книги Люсьеном Февром (1878–1956) 143 . Среди специалистов более близкого к нам времени выделим главу филолого-юридического направления в византиноведении, немецкого византиниста Франца Дёльгера (1891–1968), профессора Мюнхенского университета (1931–1959), руководителя Мюнхенского византиноведческого общества, редактора Byzantinische Zeitschrift (1928–1963). Дёльгер занимался преимущественно изданием исторических памятников, византийской дипломатикой 144 , филологией, затрагивал собственно церковно-исторические вопросы 145 , в ряде работ анализировал финансовую систему Византии 146 , аграрные отношения, политические взаимоотношения Византии с европейскими странами. Дёльгер признавал наличие феодализма в Византии, находил экономические параллели между византийской и западноевропейской вотчиной. При этом он не усматривал социально-экономической динамики в Византийской империи на всем протяжении ее существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Михайлович Никольский (4.01.1878, с. Ляцково Бежецкого у. Тверской губ.- 25.08.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых), свящ. Из семьи псаломщика. По окончании Тверской ДС рукоположен во иерея. Служил в одном из сельских храмов Кимрского у. Тверской губ. В 1929 г. власти обязали И. привезти к 10 нояб. 25 пудов ржи. И. был в отъезде и получил повестку только 12 нояб. Несмотря на то что на следующий же день И. привез требуемую рожь, он был арестован за опоздание на 3 дня, приговорен к конфискации имущества и ссылке за пределы Кимрского р-на Московской обл. И. переехал в Тверь (в 1931-1990 Калинин) к двоюродному брату прот. Василию Владимирскому. Калининским и Кашинским архиеп. сщмч. Фаддеем (Успенским) был назначен служить в Рождественской ц. г. Калинина. После ареста в 1932 г. прот. Василия И. помогал его супруге, о к-рой некому было позаботиться. Посещение квартиры репрессированного священника послужило поводом для ареста И. 29 янв. 1933 г. он был арестован, заключен в тюрьму г. Калинина. Давать показания на др. людей отказался, виновным себя не признал. 26 апр. 1933 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Наказание отбывал в г. Алма-Ате. В 1936 г. вернулся на родину в Калининскую обл. и был направлен служить в храм с. Кунганова Высоковского р-на. 4 авг. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. 22 авг. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 4582-С; Д. 21058-С. Лит.: Дамаскин. Т. 3. С. 135-137. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Дмитриевич Богоявленский (1892-1941), свящ., сщмч. (пам. 11 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/469145.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010