Образование такой конференции пришлось на октябрь 1921 г., когда в Горном доме на озере Мохонк (США, штат Нью-Йорк) было провозглашено создание «Международного миссионерского совета». На конференцию прибыл 61 представитель из 14 стран . Членами нового объединения стали национальные миссионерские организации, которых изначально было 17. Председателем Совета был выбран Дж. Мотт, а Дж. Олдхем и аббат Ливингстон Ворншуйс (1877 – 1958) стали секретарями. В 1927 г. партнером Олдхема стал Уильям Патон (1886 – 1943) . Организаторы выделили следующие функции IMC: 1)     стимулировать исследование миссионерских вопросов 2)     сделать результаты исследований доступными всем миссиям и миссионерским обществам 3)     помогать координировать действия национальных миссионерских организаций и обществ 4)     прийти к согласованности действий по миссионерским направлениям 5)     содействовать единству христианского общественного мнения по поддержке свободы совести, а также религиозной и миссионерской свобод 6)     начать публикацию «Международного обзора миссий» и других подобных изданий, которые в uhmepecax IMC мorym помочь в изучении миссионерских вопросов 7)     собирать мировые миссионерские конференции в то время и в тех местах, где это кажется необходимым ; После Эдинбурга IMC собирался в Иерусалиме (1928 г.), в Мадрасе (Индия, 1938 г.), а после окончания Второй Мировой войны в Уитби (штат Онтарио, Канада, 1947 г.). Начиная с 1938 г., когда было задумано создание Всемирного Совета Церквей, IMC начинает участвовать в реализации этого проекта. Дж. Мотт и У. Патон становятся сотрудниками временного комитета ВСЦ. В 1948 г. ВСЦ и IMC официально задекларировали свое сотрудничество. К тому моменту в состав миссионерской организации входило уже 30 национальных и региональных объединений. Кооперация с ВСЦ велась в составе комиссий по международным делам, экуменической пресс-службе и в объединенном комитете.  Полная интеграция IMC в ВСЦ состоялась в 1961 г. Если говорить о значении IMC для развития экуменического движения,  необходимо отметить, что, т. к. в плане богословия было невероятно тяжело добиться понимания между церквями, основными направлениями, имевшими перспективу межцерковного диалога, были социальное служение и миссионерство. Совместная миссионерская работа в рамках единой международной миссионерской организации, которой стал IMC, способствовала потеплению отношений между церквями . IMC способствовал сохранению европейских миссий во время Мировых войн и повышал религиозную терпимость. Но самой главной заслугой организации была демонстрация того факта, что, несмотря на существенные межконфессиональные отличия, христиане могут вести совместную деятельность

http://bogoslov.ru/article/3540548

Пропасть между поколениями не так уж необозрима; С. Маршака (1887 – 1964), «четырнадцатилетнего мальчуганчика, полтора вершка от пола» знаменитый критик В.В. Стасов (1824 – 1906) водил к сыну Пушкина, по-видимому, Александру (1833 – 1914); артист Михаил Козаков (1935 – 2011) застал живой О.Л. Книппер-Чехову (1868 – 1959): она вручала дипломы выпускникам Школы-студии МХАТ, знал Е.Д. Турчанинову (1870 – 1963), которая во время русско-турецкой войны (1877 – 78) «щипала корпию для оператора (хирурга) Пирогова»; мальчишкой он видел В.И. Немировича-Данченко (1858 – 1943), а тот в свое время познакомился в Баден-Бадене с Верой Федоровной Вяземской (1790 – 1886); каждое утро седой старик, проходя мимо, кланялся княгине, она отворачивалась, не отвечала; Немировичу пояснила: «этот господин – Жорж Дантес». А Леонид Бородин на зоне играл в шахматы с дряхлым привидением, бывшим бургомистром Краснодона Стеценко, реальным персонажем чрезвычайно популярного тогда романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Молодость Честертона (1874 – 1936) пришлась на эпоху религиозного охлаждения и скептицизма: «темный туман окутал умы»; он с умилением называл великих викторианцев: Уильяма Йейтса, «лично знакомого с феями», поразительно скромного Томаса Харди, «блистательно, неописуемо, молодо суетного», полного жизни Джорджа Мередита, тактичного и учтивого Генри Джеймса, изобретательного шутника Герберта Уэллса, беспощадного спорщика Бернарда Шоу; они, независимо от убеждений, казались начинающему писателю «бесконечно значимыми», но главным, что он вынес из этих встреч с весьма разными людьми, было сознание необходимости иметь мировоззрение, собственные позиции и что-то принимать от великих, а что-то отвергать. Н. В. Тимофеев-Ресовский (1900 – 1981) вспоминал великого ученого и «совершенно замечательного человека» В.И. Вернадского, производившего умиротворяющее впечатление на всех, с кем он встречался; самым умным человеком ХХ века, очень крупной, очень замечательной личностью, исключительной по добропорядочности он считал Нильсушку Бора; Боровский кружок включал в себя множество ученых разных направлений, в дружеском общении, «без звериной серьезности», они затевали юмористические дискуссии, обменивались «безумными» идеями, много шутили, устраивали розыгрыши, а потом эти легкомысленные полемики дали повсюду ростки новой физической картины мира.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Овцы … пастырь — отсылка к библейскому образу (см., например, Мтф 9:36). 135 Роберт Блечфорд (1851–1943) — английский журналист, издатель газеты «Кларион». 136 Эрнест Генрих Геккель (1834–1919) — немецкий биолог–дарвинист. 137 Филип Гиббс (1877–1962) — английский романист и журналист. Был военным корреспондентом на обеих мировых войнах, посетил Россию в 1922 г., муссолиниевскую Италию и нацистскую Германию. Первым в мире взял интервью у Папы Римского (Бенедикта XV, 1914–1922). Когда Честертон писал «Автобиографию», Гиббс уже был «сэром». В начале 20–го века он снимал квартиру в Баттерси, прямо под Честертонами, и писал об этом так: «Над нами жил большой человек, такой большой, что я иногда боялся, как бы он не продавил потолок и не расплющил нас. Это был Честертон, во славе своей толщины и в весеннем цветении своего великолепного дара». Честертон дал его фамилию идиоту–журналисту в «Перелетном кабаке». Несомненно и им обоим, и читателям это казалось очень смешным. 138 Камил Демулен (1760–1794) — якобинец, казненный при терроре. 139 Жак Луи Давид (1748–1825) — французский живописец. 140 Сэр Лесли Стивен (1832–1904) — английский критик. Отец Вирджинии Вулф (1882–1941). Другая его дочь, Ванесса, в будущем — Белл, и два сына тоже были очень талантливы. 141 Дж. К. С., Джеймс Кеннет Стивен (1859–1882) — его брат. 142 Джон Нокс (1510–1572) — шотландский религиозный реформатор. 143 Жан Кальвин (1509–1564) — французский и швейцарский богослов, один из лидеров протестантской реформации. Честертон неоднократно обличал его учение, кальвинизм. 144 Мартин Лютер (1483–1546) — отец протестантской реформации. 145 Уолтер Сэвидж Лендор (1775–1864) — английский поэт и прозаик, стиль его необычайно пленителен. Некоторые особенности его характера блестяще спародировал Диккенс, изобразив Бойторна в «Холодном доме». 146 Та, кого по праву назвали королевой Флит–стрит — речь идет об Аде Джонс (ок. 1890–1962), возлюбленной, а потом — жене Сесила Честертона. После его смерти во французском госпитале, сразу после войны (декабрь 1918), она называла себя только «миссис Сесил Честертон». При поддержке жены Георга V, королевы Марии, основала в Лондоне дома для неимущих женщин, «Сесил Хаузис». Получила звание кавалерственной дамы. После смерти Честертона и Франсис написала блестящую, но не всегда справедливую книгу «Честертоны» (скажем, она считала, что брату ее мужа не повезло с женой). 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Тогда, у колыбели Христа, встретились люди очень мудрые и люди очень смиренные – встретились мудрость и смирение, наука и человечность, истина, любовь и бесконечная радость. 4 Опубл. как: О вере, 2//Шмеман A., прот. Проповеди и беседы. M.: Паломник. 2000. С.10–12. 6 Мысль, что «все полно богов», высказывал древнегреческий философ Фалес (ок.640–ок.547 до Р.Х.). См.: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. M.: Наука, 1909. С.114. 8 Сартр, Жан-Поль (1905–1980) – французский философ-экзистенциалист. В зрелые годы был близок коммунистам, впоследствии перешел на крайне левые позиции. Формула «Человек есть бесполезная страсть» (L " homme est une passion inutile) содержится в его книге «Бытие и ничто» (L’tre et пеапт, 1943). 11 Ср.: «Утешься: ты не искал бы Меня, когда бы уже не обрел» (/7аскаль, Блез. Мысли/Пер. Э. Фельдман-Линецкой. СПб.: Азбука, 1995. С. 289). Паскаль Б. (1623–1662) – французский математик, физик, религиозный мыслитель. 12 Ср.: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир...» (Молитва 1-го часа). 13 Ср.: «...Всякий из нас пред всеми во всем виноват» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн.6. Гл.2//Полн. собр. соч. в 30 т. Т.14. Л.: Наука, 1976. С.262). 17 Франк С.Л. Материализм как мировоззрение//Христианство, атеизм и современность. 2-е изд. Париж: YMCA-Press, 1969. С.145. Франк Сергей Людвигович (1877–1950) – русский философ и религиозный мыслитель. В 1922 г. выслан большевистским правительством за границу. 21 По-церковнославянски: «Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся » (Рождество Христово. Утреня. Первый канон, песнь 1, ирмос). 22 Ср.: «“...Конечно, ничего потом нет”. Он вздохнул, прислушался к плеску и журчанию за окном и повторил необыкновенно отчетливо: “Ничего нет. Это так же ясно, как то, что идет дождь”. А между тем за окном играло на черепицах крыш весеннее солнце, небо было задумчиво и безоблачно, и верхняя квартирантка поливала цветы по краю своего балкона, и вода с журчанием стекала вниз» (Набоков В.В. Дар Гл.5//Собр. соч. в 4т. Т.3. M.: Правда,1990. С.279).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) – философ, в начале своей научной деятельности интерпретатор Фихте, подчеркнувший в его творчестве иррационалистические моменты. Андрей Белый в первом выпуске сборника «Свободная совесть» предложил три статьи: «О научном догматизме», «О пессимизме», «Общественная совесть». 691 Эрфуртская программа – программный документ Социал-демократической партии Германии, принятой ею на съезде в октябре 1891 г. в гор.Эрфурте. Решающее влияние на нее было оказано К.Марксом и Ф.Энгельсом. 692 Впервые: Полярная звезда. Еженедельное общественно-политическое и культурно-философское издание. 1906. 12. 5 марта. С.46–54. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866–1943) – «выступил как поэт, еще в 80-х гг. XIX в. и, начиная с 90-х гг. стал первым зачинателем и одним из главных представителей «символизма». Наибольшую славу приобрел своей трилогией исторических романов «Христос и Антихрист» (Т.1: Смерть Богов – Юлиан Отступник; Т.2: Воскресшие Боги: Леонардо да Винчи; т.3: Антихрист: Петр и Алексей) (1896–1905). В ней изображается борьба между языческим и христианским религиозным идеалом, между религией и «плоти» и чувственной красоты и аскетической «религией духа». Одновременно выступил как литературный критик в книгах «Вечные спутники» (1897) – сборник статей о мировых писателях и памятниках мировой культуры, и «Религия Л.Толстого и Достоевского» (1901–1902). В дальнейших своих произведениях, под влиянием революционного брожения 1905 и последующих годов, начал проповедывать «новое религиозное сознание» – апокалиптическую «религию Св.духа», но в большевистской революции 1917 года усмотрел признак «грядущего Антихриста». Со времени выезда из России продолжал, во все более туманной форме излагать это «новое религиозное сознание» и исторические проявления религиозной проблематики, написав ряд биографий (преимущественно представителей религиозной мысли) и книг по истории религии. Мережковский, блестящий писатель и тонкий литературный критик, имеющий заслугу возрождения в России эстетического вкуса, понимания духовной культуры и интереса к религиозным проблемам, – слаб как мыслитель; он мыслит не столько в отчетливых понятиях, сколько руководствуясь страстью к словесным антитезам; большую начитанность в истории литературы и религии соединяет с неудержимой фантастикой и неуловимой бесформенностью своих умственных построений, и эти отрицательные стороны его дарования постепенно усиливались». ( Франк С.Л. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Вашингтон–Нью-Йорк, 1965. С.95).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Приведенные слова П. А. Флоренского находятся в другом, самом интересном и значительном произведении сборника – «Челобитной на черного дьякона Трифона», о которой я говорю более подробно в связи с иеродиаконом Вассианом (Пятницким). «Тайная история Академии» была издана, по-видимому, крайне ограниченным тиражом, и если имелась в академической библиотеке, то на руки студентам не выдавалась, и я о ней ничего не знал приблизительно до 1925 г., когда получил ее от С. С. Глаголева , уже не в качестве ученика, а сослуживца по школе. Не менее любопытно Я то, что название «Academiae Historia Arcana» встречается в «Воспоминаниях профессора М. Д. Муретова » (Богословский вестник. 191б. 10–12. С. 602) не как указание на определенную брошюру, а как своеобразный фольклорный эзотерический термин в применении к аналогичному сборнику фольклорного порядка, только рукописному, который существовал в 1873–1877 гг. и был тогда же вскоре сожжен. 217 О поездке футуристов к Флоренскому в 1916г. см.: Петровский Д. М. Воспоминания о Велимире Хлебникове. ЛЕФ. 1923. 1 (март). С. 145–147. 219 Существует ненайденная статья Флоренского «Абсолютизм и монархия», конспектом которой, как полагают комментаторы, являются тезисы «О цели и смысле прогресса» (1905) (Флоренский П. А. Сочинения: В 4-х т. М., 1994. С. 719–720). См. в заметке «Православие» (1923): «...Православие крепко и внутренне связано даже с политической историей – через самодержавие. Вера в царское самодержавие, мистическое к нему отношение, это один из непременных элементов православия» (Там же. С. 662). 220 Богословский вестник. 1916. 6–7. С. 538–539. Было издано отдельной брошюрой: Около Хомякова. Сергиев Посад, 1917. 221 Флоренский П. Вопль крови. Слово в неделю Крестопоклонную. Сказано в храме МДА за литургией 12 марта 1873 г. от смерти И[исуса] Хр[иста]. М., 1906. Издание М-на и Х-ва. Стоит обратить внимание не только на содержание проповеди, в которой Флоренский, тогда еще священник, обличает правительственный террор после подавления революции 1905 года и связанные с ним жестокие казни, но и на дату произнесения проповеди, отвлекавшую внимание цензуры от сиюминутных событий на нечто «прошлое» (1873 год!), хотя ее пересчет на действительное летосчисление от Рождества, а не от смерти Христа, с безусловностью указывает именно на 1906 г. Позволю себе привести еще несколько выдержек, дающих представление об этом замечательном документе христианского – и гражданского! сознания Флоренского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

362 Иванов Георгий Владимирович (1894–1958) – один из крупнейших поэтов русской эмиграции. До революции выпустил несколько сборников стихов, привлекших внимание литературных кругов к молодому поэту. С 1922 г. Находился в эмиграции: жил в Берлине, Париже и Риге. Публиковал в эмигрантской прессе стихотворения, критические статьи и прозу. Вышедшая в 1928 г. книга очерков «Петербургские зимы», мемуарные очерки о литературном Петербурге 1910-х – начала 1920-х гг., принесла ему скандальную славу: некоторые современники упрекали автора в недостоверности, а порой и в откровенном художественном вымысле. Вершиной поэтического творчества Иванова стали сборники «Розы» (1931) и «1943–1958. Стихи». Последние годы жизни прошли для г. Иванова в нищете и страданиях – с 1953 г. он вместе с женой проживал в приюте для престарелых на юге Франции до самой своей смерти. 363 Георгий Иванов. «Это звон бубенцов издалека..». Из сборника «Отплытие на остров Цитеру». 1937 г. 365 Верден Поль (1844–1896) – французский поэт, один из основоположников символизма. Стихи начал писать под влиянием Бодлера. Отличительными их мотивами были глубокая беспредметная тоска, безотчетная меланхолия и отчаяние. Приветствовал Парижскую Коммуну. Сблизился с юным, но уже нравственно растленным поэтом Рембо (1854–1891). После падения Коммуны Верлен подвергся гонениям и вместе с Рембо эмигрировал из Франции. В ссоре с Рембо на улице выстрелил в него, ранил, и за это был приговорен бельгийским судом к двум годам заключения. В тюрьме произошел перелом в душе Верлена – он обратился к христианству, каялся в прошлой жизни и написал книгу религиозных стихов «Мудрость». Вернулся во Францию в 1877 г. и поселился в деревне. Верлен страдал алкоголизмом и умер в крайней нищете. Слава пришла к нему после смерти. 367 Штайнер Рудольф (1861–1925) – австрийский теософ и гностик, создатель антропософской системы. Доктор философии (1891). Вольный Каменщик шотландского круга, руководитель «Теософского Общества» в Германии, Гроссмейстер Ордена Иллюминатов «Ordo Templi Ori enti s» и Гроссмейстер ветви «Mysteri a Mysti ca Aeterna», член «герметического ордена золотого рассвета» (члены «Золотого Рассвета» рекрутировались в первую очередь из Великой Ложи английских Вольных Каменщиков (Ложи-Матери), и Общества Розенкрейцеров).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Кулидж Калвин (1872–1933) — президент США в 1923–1929 гг. Линдси (Линдсей), сэр Рональд Чарльз (1877–1945) — английский дипломат, заместитель министра иностранных дел (1921–1924 гг.), посол во Франции (1920–1921 гг.), Германии (1926–1928 гг.) и США (1930–1939 гг.). Саймон , сэр Джон Олсбрук (1873–1954), с 1940 г. виконт Саймон — английский юрист и политик, министр внутренних дел (1915–1916; 1935–1937 гг.), министр иностранных дел (1931–1935 гг.), министр финансов (1937–1940 гг.), лорд-канцлер (1940–1945 гг.). Кэ д’Орсэ.  — На набережной Орсэ находится французское Министерство иностранных дел. Уманский Константин Александрович (1902–1945) — советский журналист, дипломат, заведующий отделом печати и информации Наркоминдела, поверенный в делах в США в 1939–1941 гг., посол в США, Мексике и Коста-Рике (1943–1945 гг.). Погиб в авиационной катастрофе. По отзывам людей, его знавших, обладал выдающимися лингвистическими способностями и замечательной памятью. Беседа Уэллса со Сталиным, которую он переводил, публиковалась в сокращенном варианте. Литвиновы. — Максим Максимович (1876–1951) — советский государственный и партийный деятель с 1898 г. Нарком иностранных дел СССР (1930–1939 гг.). В 1941–1943 гг. — зам. наркома иностранных дел, посол в США. Его жена Айви (1889–1977), дочь друга Уэллса, учителя Уолтера Лоу, писательница и преподаватель английского языка, пыталась внедрить в обиход обучение «basic English» (упрощенный английский язык из 850 слов). Некоторое время жила и работала в Свердловске и Москве. Умерла в Англии. Их дочь Татьяна, переводчица, художница, живет в Брайтоне (Англия). Устраивала выставку своих работ в Москве. Участвовала в юбилее Уэллса в Москве в связи с пятидесятилетием со дня смерти писателя в 1996 году. Их сын Павел, слушатель Академии им. Жуковского, участник демонстрации на Лобном месте (Красная площадь в Москве) против вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 г. После ареста и ссылки живет в эмиграции. Толлер Эрнст (1893–1939) — немецкий писатель-экспрессионист, с 1933 г. в эмиграции. В 1939 г. был членом Баварской социалистической республики.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Иаков Карп ЕЛГАВСКАЯ 27.09(10.10)1936 13(26)10.1943 Иаков Кротков МУРОМСКАЯ 18.01.1870 28.01.1884 Сщмч. Иаков Маскаев ОРСКАЯ, обн. 06(19)03.1923 18(31)07.1924 в/у ЧКАЛОВСКАЯ, обн. 06(19)03.1923 18(31)07.1924 ОРЕНБУРГСКАЯ 18(31)07.1924 31.12.1925 13.01.1926) в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 31.12.1925 13.01.1926) 20.12.1927( 02 .01.1928) КУРГАНСКАЯ 20.12.1927 02.01.1928) ОСТАШКОВСКАЯ 24.01(06.02)1929 БАЛАШОВСКАЯ 24.01(06.02)1929 22.03(04.04)1933 БАРНАУЛЬСКАЯ 22.03(04.04)1933 16(29)10.1936 в/у БИЙСКАЯ 22.03(04.04)1933 16(29)10.1936 Иаков Немоловский СТАРОКОНСТАНТИНОВСКАЯ 19.04(02.05)1922 СТАРОКОНСТАНТИНОВСКАЯ, обн. 03(16)11.1925 ШЕПЕТОВСКАЯ, обн. 03(16)11.1925 1928 (?) Иаков Панчук в/у ПОЧАЕВСКАЯ 14(27)11.1990 30.11(13.12)1990 ПОЧАЕВСКАЯ 01(14)12.1990 29.05(11.06)1992 в/у ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 10(23)02.1992 29.05(11.06)1992 Иаков Пятницкий БАЛАХНИНСКАЯ 28.04.1891 29.09.1892 УМАНСКАЯ 29.09.1892 16.01.1893 ЧИГИРИНСКАЯ 16.01.1893 26.01.1898 КИШИНЕВСКАЯ 26.01.1898 12.08.1904 ЯРОСЛАВСКАЯ 12.08.1904 25.01.1907 СИМБИРСКАЯ 25.01.1907 10.12.1910 КАЗАНСКАЯ 10.12.1910 ИРКУТСКАЯ ТОМСКАЯ 03.1920 11.1921 Ианнуарий Попов БРЕСТСКАЯ 05.06.1877 17.02.1879 БАЛТСКАЯ 17.02.1879 05.09.1883 Игнатий КУРСКАЯ 09.1692 Игнатий ЛЬВОВСКАЯ (XIII–XIV вв.) Игнатий ТУРОВСКАЯ /Игнатий I СМОЛЕНСКАЯ (1126)/ Игнатий II СМОЛЕНСКАЯ 29.01.1219 Игнатий III СМОЛЕНСКАЯ Св. Игнатий I в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 19.09.1262 ЯРОСЛАВСКАЯ 19.09.1262 28.05.1288 Игнатий II ЯРОСЛАВСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 13.11.1857 05.08.1861 Игнатий Грек РЯЗАНСКАЯ 30.06.1605 (ВСЕРОССИЙСКАЯ 30.06.1605 17.05.1606) ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 03.1611 Игнатий Демченко КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) ЧЕРНИГОВСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 03(16)11.1962 в/у СУМСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 03(16)11.1962 КИРОВОГРАДСКАЯ 03(16)11.1962 12(25)05.1965 Игнатий Жебровский КЛИНСКАЯ, обн. 02(15)02.1923 06(19)09.1923 КАШИНСКАЯ, обн. 06(19)09.1923 27.09(10.10)1923 КАЛИНИНСКАЯ, обн. 27.09(10.10)1923 Игнатий Железовский БРЕСТСКАЯ 20.05.1848 27.06.1870 Игнатий Жихмонтов в/у МОГИЛЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яковенко. К истории иммунитета в Византии. Юрьев, 1908, с. 38; 48; 63. 701 См.: П. А. Яковенко. К истории иммунитета... с. 6; К. Н. Успенский. Экскуссия-иммунитет в Византийской империи. — ВВ, т. XXIII, 1923, с. 76. 702 Порфирий Успенский. Восток Христианский. Афон. III, 1. Киев, 1877, с. 37 и 295. 703 Там же, с. 45, 49, 298, 299. 704 Там же, с. 51. 705 К. Н. Успенский. Экскуссия-иммунитет в Византийской империи. — ВВ, т. ХХШ, с. 99. 706 A. A. Vasihev. An Edict of the Emperor Justinian II, September, 688. — Speculum, vol. XVIII, 1943, p. 9. 707 K H Успенский. Очерки по истории Византии, т. I. М., 1917, с. 187, 190—191, 195. 708 См. подробности о монастырских иммунитетах у К. Н. Успенского: Экскуссия-иммунитет в Византийской империи. — ВВ, т. XXIII, 1923, с. 99—117. 709 К Н. Успенский («Экскуссия-иммунитет...») это отрицает. Он пишет: «Экскуссия не могла развиться из иммунитета; она и не сменяла собой его». — ВВ, т. XXIII, 1923, с. 115. 710 Эту точку зрения А. А. Васильев высказывал и выше, в третьей главе первого тома, рассматривая эпоху Юстиниана. Между тем, такое утверждение представляется ошибочным, ибо Юстиниан боролся не столько c крупными землевладельцами, сколько с людьми, потенциально опасными для его власти. Примечание научного редактора. 711 Novella, 30, 5. 712 Н. I. Bell. The Byzantine Servile State in Egypt. — Journal of Egyptian Archaeology, vol. IV, 1917, pp. 101—102; A. A. Vasihev. Histoire de l " Empire byzantin, vol. I. Paris, 1932, p. 208. О семействе Апионов и их земельных владениях см.: E. R. Hardy. The Large Estates of Byzantine Egypt. New York, 1931. 713 Опять же хочется подчеркнуть — не крупного землевладения как такового, а исключительно возможных соперников собственной власти. Примечание научного редактора. 714 Вывод об антифеодальном характере «самодержавной» власти игуменов крупных монастырей не может не удивить. Каждый член иерархии феодального общества, будучи вассалом вышестоящего, был сюзереном для нижестоящих. Поэтому полновластие игуменов таких монастырей не более антифеодально, чем полновластие любого западноевропейского герцога или барона над своими вассалами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010