ВЫРВАННЫЙ КЛЯП   В виде отдельной книги впервые опубликовано издательством «Грассе» в 1945 г. Статьи, составляющие сборник, с августа 1944 г. по март 1945 г. печатались в периодической прессе (преимущественно в газете «Фигаро»). Избранные главы на русском языке публикуются впервые.   В 1830 и в 1850 годах, когда правящие классы Франции бросились на колени перед Луи-Филиппом и принцем-президентом... — В июле 1830 г. сторонники Луи-Филиппа (1773—1850), «орлеанисты», добились возведения его на престол (1830—1848). Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт, 1808—1873) — французский император в 1852— 1870 гг., избранный в декабре 1848 г. президентом Второй республики, совершил 2 декабря 1851 г. государственный переворот, что привело к реставрации во Франции бонапартистской империи (2 декабря 1852). Пери Габриель (1902—1941) — национальный герой французского народа, член ЦК ФКП. 18 мая 1941 г. был арестован вишистской полицией, 15 декабря расстрелян гитлеровцами. Декур Жак ( наст. имя Даниель Декурдеманш, 1910—1942) — национальный герой Франции, писатель-коммунист; с 1938 г. главный редактор журнала «Коммюн», автор «Манифеста национального фронта писателей» (1942). В 1942 г. был арестован петеновской полицией, расстрелян как заложник. Политцер Жорж (1903—1942) — французский философ-марксист, сотрудничавший в «Юманите». Расстрелян как заложник. Эстьен д " Орв Оноре д " (1900—1941) — морской офицер, сторонник де Голля, участник Сопротивления. Был выдан одним из своих сотрудников, расстрелян гестаповцами. Сенглен Антуан (1607—1664) — французский моралист, янсенист, духовный руководитель Блеза Паскаля. 275 Бир-Хакейм — населенный пункт в Киренаике, где в мае—июне 1942 г. пехотная бригада «Сражающейся Франции» оказала мужественное сопротивление наступающим немецко-фашистским войскам и с боями вырвалась из окружения. Лоуренс Дейвид Герберт (1885—1930) — английский поэт и романист. ...как аббат Сьейес на следующий день после Террора — Аббат Эмманюель Жозеф Сьейес (1748—1836) — французский политический деятель, один из основателей клуба якобинцев, перешедший в июле 1791 г. к фельянам. Молва приписывает ему фразу о периоде якобинской диктатуры: «Я выжил».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Это были гл. обр. торговцы, приезжавшие на Нижегородскую ярмарку. Постоянное проживание иудеев в Н. Новгороде фиксируется со 2-й пол. 40-х гг. XIX в. Купцам 1-й и 2-й гильдии и отставным солдатам было разрешено селиться за чертой оседлости. В 1846 г. местечки Волынской губ. получили распоряжение за своевременно неуплаченные подати выставить 300 взрослых рекрутов, которые были определены на службу в гарнизонный батальон Н. Новгорода. Позднее их потомки стали купцами и мещанами. Т. о. иудеи Н. Новгорода, минуя кагал, сразу сформировали общину. На кон. 1860 г. в городе документально зафиксировано 3 миньяна (кворум из 10 взрослых мужчин-иудеев, необходимый для совершения публичного богослужения и коллективной молитвы). С 1853 г. обязанности раввина исполнял И. А. Подиско. С кон. 1873 г. в Н. Новгороде начала действовать евр. религ. школа. В 1874 г. евр. община города избрала казенным раввином шкловского мещанина юрисконсульта Боруха-Бера бен Залмана (Бориса Ивановича) Заходера, к-рый был признан всеми иудеями города, а также купцами-иудеями, приезжавшими на Нижегородскую ярмарку (оставался раввином до 1891). В 1881-1883 гг. на средства иудейской общины Н. Новгорода была построена синагога, ставшая центром ортодоксального иудаизма. В 1885 г. община насчитывала 1634 чел., действовали религ. уч-ща (начальные («хедер») и одно среднее («Талмуд-Тора»)), погребальное об-во и благотворительная орг-ция. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., в Нижегородской губ. насчитывалось свыше 3,3 тыс. иудеев (из них более 2,3 тыс. чел. в Н. Новгороде), к 1917 г.- 3,4 тыс. В 1905 г. в заречной части Н. Новгорода открылся молитвенный дом для проживавших в том районе 85 евр. семейств. В 1938 г. синагога в Горьком была закрыта. В 1950 г. умер последний офиц. раввин И. Бернштейн, после этого члены евр. общины соблюдали религ. традиции без учителей-раввинов более 40 лет. В 1985 г. примерно из 15 тыс. евреев (по паспорту), проживавших в Горьком, чуть более 30 верующих собирались в субботу и в евр.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

793 Снабженное предисловием и комментарием новое издание: Kyriakides St. Eustazio di Tessalonica. La espugnazione di Tessalonica (итал. перевод: V. Rotolo). Palermo, 1961. Переведено на немецкий язык Г. Хунгером в серии «Byzantinische Geschichtsschreiber» (Bd. III. Graz; Wien; Koln, 1955). О жизни и творчестве Евстафия см.: M πνης К. Εστθιος ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης// πετηρς τς θεολογικς σχολς το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης (1950). Σ. 45–88. 794 Новейшие издания: Geqffroy de Villehardouin . La conquête de Constantinople/Ed. et trad. E. Faral. Paris, 1938,1939. 2 vol.; Robert de Clari . La conquête de Constantinople/Trad. P. Chariot. Paris, 1939. 796 Удобнее всего смотреть этот текст в приложении к «Алексиаде» Анны Комнины (ed. Bonn. Т. II. Р. 573–576 PG 131. Col. 564–568 и PL. 155. Col. 466–470). 797 См.: Chalandon . Alexis I. P. 325 sv.; Dölger . Reg. 1152; Vasiliev . History. P. 3861.; Grousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. Vol. I. Paris, 1934. P. 1–2. Эрдманн ( Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttgart, 1935. S. 365, Anm. 7) считает весьма вероятным, что фальшивка была изготовлена в 1105–1106 гг. и была запущена в оборот Боэмундом для возбуждения крестового похода против Византии. Подобным образом рассуждает и Joransson E. The Problem of the Spurious Letter of Emperor Alexius to the Count of Flanders//American Historical Review 55 (1950). P. 811–832, который также предлагает английский перевод письма и подробно обсуждает старую литературу. 798 Изд.: Ф. Летопис попа Дуктьанина. Београд, 1928 – со старым итальянским и хорватским переводами и весьма ценным историческим комментарием. Ср. тж. новое издание (на основе издания Шишича) с хорошим комментарием и современным сербским переводом: Мошин В. Летопис попа Загреб, 1950. 799 Изд.: В. Списи св. Саве. Београд, 1928. С. 151 сл.; Šafaík P.J. Pamatký devního písemnictví Jihoslovanuv. Praha, 1873. С 1 сл. Немецкий перевод и комментарий: Hafner St. Stefan Nemanja nach den Viten des hi. Sava und Stefans des Erstgekronten. Graz; Wien; Köln, 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУДА-КОШЕЛЕВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru По письменным источникам населенный пункт известен с 1824 года как деревня Буда в составе Кошелёвской волости Рогачёвского уезда Могилёвской губернии. До 1861 года - деревня государственных крестьян. В ней действовала корчма, имелось почтово-телеграфное отделение. Свое летоисчисление город ведет с 1873 года, когда на участке Гомель-Жлобин Либаво-Роменской железной дороги была введена в строй станция Буда-Кошелёвская. В 1888 году здесь основано предприятие по изготовлению деревянных деталей ткацких станков. В конце XIX века в Буда-Кошелеве насчитывалось 63 дома, 487 жителей, располагались школа, ветряк, лесопильный завод, лавки. В 1890-х годах была открыта Буда-Кошелёвская начальная школа, а в 1912 году - лесная школа (в начале XXI века – учреждение образования " Буда-Кошелёвский государственный аграрно-технический колледж " ). Во время Первой Мировой войны поселок был захвачен кайзеровскими войсками. Освобожден от немецких оккупантов 30 октября 1918 года и входил сначала в состав РСФСР, а с 1924 года переходит в состав Белорусской ССР. В этом году был образован Буда-Кошелевский район с центром в поселке Буда-Кошелёво в составе Бобруйского, а затем Гомельского округа. В 1938 году Буда-Кошелёво получило статус городского поселка Гомельской области. 14 августа 1941 года поселок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Во время фашистской оккупации в поселке и на территории района действовали партийное и комсомольское подполье. Поселок освобожден от немецко-фашистских захватчиков 27 ноября 1943 года в итоге Гомельско-Речицкой наступательной операции войсками Белорусского фронта при участии партизан. В 1962 году на базе трех районов - Буда-Кошелёвского, Уваровичского и Чечерского был образован Буда-Кошелёвский район с центром в городском поселке Буда-Кошелево. В 1965 году Чечерск и большинство его сельских Советов образовали самостоятельный район.

http://drevo-info.ru/articles/26894.html

Подпишитесь на наш Телеграм Федор Иванович Шаляпин (1873–1938) 150 лет назад родился русский оперный и камерный певец, знаменитый бас Федор Шаляпин . С тех пор сменилось несколько поколений, войны, революции и научные достижения изменили мир. Но имя Шаляпина продолжает привлекать, интриговать и завораживать. Его голос, артистизм, размах — да и весь путь жизни — результат большого труда. Шаляпин — и величайший артист, и настоящее произведение искусства. «Поют такие же малыши, как я» Ребенок, выросший в рабочей слободе, среди грубых, уставших от тяжелой работы, пьющих людей, сумел выстроить свой особый путь. Нашел точки опоры для того, чтобы с этого пути не сойти. Как из простого крестьянского мальчика вырос знаменитый на весь мир артист? Ведь певцов на Руси было много. «Ведь вот русские люди поют песню с самого рождения», — говорит и сам Федор Иванович. И дело тут не только в голосе, драматизме исполнения и хороших учителях. Должно быть в этом человеке еще что-то совершенно особенное. Может быть, дело в особенной чуткости к красоте, присущей Шаляпину с самого детства. В реальности моей жизни я видел грубые поступки, слышал грубые слова. Все это натурально смешано с жизнью всякого человека, но среда казанской Суконной слободы, в которой судьбе было угодно поместить меня, была особенно грубой. Я, может быть, и не понимал этого умом, не отдавал себе в этом ясного отчета, но, несомненно, как-то это чувствовал всем сердцем. Глубоко в моей душе что-то необъяснимое говорило мне, что та жизнь, которую я вижу кругом, чего-то лишена. Мое первое посещение театра ударило по всему моему существу именно потому, что очевидным образом подтвердило мое смутное предчувствие, что жизнь может быть иною — более прекрасной, более благородной. Ф. И. Шаляпин. «Маска и душа» Почти на ощупь он с самого детства двигается к жизни, в которой есть что-то значительное и прекрасное. Первая веха на этом пути — ярмарочный куплетист Яшка. Восьмилетний Шаляпин часами простаивает на морозе, слушая, как Яшка веселит толпу. Мальчик пытается понять, как шутнику удается говорить так складно, быть таким смелым и привлекательным. Яшка поражает мальчика Федю особым «присутствием духа».

http://blog.predanie.ru/article/fedor-iv...

С 1921 в эмиграции; Шаляпин Федор Иванович (1873–1938), певец (бас), народный артист Республики (1918), с 1922 в эмиграции. В 1984 прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву; Шамбинаго Сергей Константинович (1872–1948), филолог, фольклорист, доктор русского языка и словесности (1915). Приват-доцент историко-филологического ф-та М. у., преподаватель Высших женских историко-филологических курсов В. А. Полторацкой. С 1919 зав. отделом русской литературы в б-ке Румянцевского музея (ГБЛ); Шатерников Михаил Николаевич (1870–1939), физиолог, доктор медицины (1899), заслуженный деятель науки РСФСР (1937). Приват-доцент (до 1911), ассистент (с 1911), зав. кафедрой нормальной физиологии (1917–1930) медицинского ф-та М. у. (с 1930 – 1-го Московского медицинского ин-та). Профессор, помощник директора (с мая 1917) МВЖК. Преподаватель Коммерческого ин-та. Первый директор Ин-та физиологии питания (с 1920), глава Инсулинового к-та; Шахматов Алексей Александрович (1864–1920), языковед, текстолог, славист, археограф, историк русского летописания, общественно-политический деятель, доктор славяно-русской филологии (1893, минуя степень магистра), адъюнкт (1894), экстраординарный (1897), ординарный (1899) академик Петербургской АН, член Сербской АН (1904), член-корр. Краковской АН (1910). Приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (1890–1891). Директор 1-го отделения БАЛ (с 1899), член АК (с 1900), председатель ОРЯС АН (1906–1920), член редколлегии «Известий» ОРЯС (с 1896). Профессор историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (с 1908). Член Государственного совета (1906), в 1906–1908 и 1917 – член ЦК партии кадетов; Шацких Анна Сергеевна, слушательница Петроградских ВЖК, позже, сотрудница Московского областного упр-ния архивным делом (1918–1920); Шварц Александр Николаевич (1848–1915), филолог, историк античной культуры, государственный деятель, магистр (1875), доктор (1891) греческой словесности. Доцент (1875–1884), профессор (1884–1900), заслуженный профессор (1900), секретарь (1884) историко-филологического ф-та М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Народ, среди которого звучала проповедь Иисуса Христа, ее не принял; такие земли, как Сирия, где впервые было произнесено слово «христианин» ( Деян. 11:26 ), Малая Азия, церкви которой символизируют в Апокалипсисе все христианство мира ( Откр. 1 и далее), Египет, где в пустыне впервые созрело христианское монашество, а в Александрии – христианское любомудрие, наконец, Северная Африка, где христианство впервые заговорило по-латыни, – все были отняты исламом; зато «радостная весть» снова и снова приходила к тем, кто ее еще не слышал. Это происходит и в наше время. Проповедь христианства в странах Азии и Африки, утратив традиционные связи с колониальной системой, с престижем «белого человека», переходя в руки местных жителей и укореняясь в формах местной культуры, делается много убедительнее. Разумеется, «аккультурация» христианского вероучения, т.е. его переход на иные «культурные коды», закономерно таит риск синкретизма и двоеверия; но риск этот по существу таков же, как во времена, когда христианство принимали кельты, германцы, славяне и прочие «варвары» древней Европы. То обстоятельство, что и в своих традиционных ареалах христианская вера все чаще из автоматически наследуемого атрибута нации превращается в предмет личного выбора, оказалось довольно благоприятным для культурного творчества под знаком христианства. Мы отмечали выше, что в прошлом столетии только протестантизм разделял престижное положение с культурой протестантских стран, между тем как в странах православных и католических вера оставалась прежде всего «бытовым исповедничеством» молчаливых масс, дух которого был чужд культуре. Напротив, первая половина 20 в. дала неожиданное изобилие православных и католических мыслителей и писателей, занявших очень заметные места на панораме европейской культуры. Одновременно жили и работали французские католические писатели Леон Блуа (Bloy, 1846–1917), а также Поль Клодель (Claudel, 1868–1955), Шарль Пеги (Peguy, 1873–1914), Франсис Жамм (Jammes, 1868–1938) и Жорж Бернанос (Bernanos, 1888–1948), в шутку прозванные «отцами Церкви»; французские католические мыслители Жак Маритен (Maritain, 1882–1973), Этьен Жильсон (Gilson, 1884–1978) и Габриель Марсель (Marcel, 1889–1973); властитель дум немецкой католической элиты, для которого в Берлине против всех обыкновений была создана особая кафедра, католический священник итальянского происхождения Романо Гвардини (Guardini, 1885–1968); выросшие под воздействием импульсов творчества Достоевского и особенно мистической мысли Владимира Соловьева (1853–1900) русские православные философы и богословы Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920), Николай Александрович Бердяев (1874–1948), которого Ромен Роллан назвал «русским Пеги», о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Да и отдельные аспекты коллекции, бережно сохраняемой в ГПИБ, ждут более пристального и углублённого изучения. А.А. Казаков отмечал: «Интересна для исследователя папка «Донские». В ней собраны письма родственников Хмырова – Донских Павла Алексеевича и Татьяны Михайловны, охватывающие время 1803–1824 гг. Мне кажется, что изучение этой переписки могло бы дать некоторые дополнительные факты для освещения дворянского быта и общества эпохи Отечественной войны 1812 года». Сейчас материалы папки «Донские» вместе с другими рукописями переданы в Отдел редкой книги. Одним словом, в наши дни, как и в прошлом веке, фронт работ, связанных с личностью собирателя и с его коллекцией, ещё довольно велик. Это позволяет надеяться, что в будущем она подарит историкам немало интересных открытий. н7Список использованной литературы 1 . Афанасьев М.Д. М.Д.Хмыров и его коллекция//Отечественные архивы. – 1996. – 3. – С. 30–35. 2 . Ашукин Н.С. Создатель «Энциклопедии отчизноведения»//Книжные новости. – 1938. – 6. – С. 40–41. 3 . Беляева Г.С. О хмыровской библиотеке//Библиотека и история. – Вып. 3. – М., 1994. – С. 54–61. 4 . Бестужев-Рюмин К. Н. Задачи популяризации знаний [Неизданная статья К.Н. Бестужева-Рюмина]//Исторический вестник. – 1897. – Апрель. – С. 42–47. 5 . Вейсман Е. Подвиг русского библиографа ( М.Д.Хмыров . 1830–1872)//Альманах библиофила. – Вып. 1. – М., 1973. – С. 99–108. 6 . Дьяков В.А. Деятели русского и польского движения в царской армии. 1856–1865. Биобилиографический словарь. – М., 1967. – С. 179. 7 . Ефремов П. А. Михаил Дмитриевич Хмыров : некролог. – Москва, 1873. 8 . Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. – 1848. – Т. 70. – 279. – С. VII-VIII. 9 . Казаков А.А. «Хмыровская библиотека» в фонде книгохранения Государственной публичной исторической библиотеки//Записки ГПИБ. – Вып. II. – М., 1950. – С. 9–25. 10 . Кессельбреннер Г. Подвиг русского библиографа//Книжное обозрение. – 1993. – 30 июля. – С. 25. 11 . Киреева М.В. Библиотека Хмырова//Сокровищница книги. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 51–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1873 г. впервые была введена должность главного библиотекаря, до 1902 г. им был К. Цангемайстер (1837-1902). Его имя также связано с появлением нового полного каталога б-ки («каталог Цангемайстера») и нового здания (архит. Й. Дурм), построенного в 1905 г. К 1938 г. б-ка ун-та стала самой большой в Германии - она насчитывала 1,15 млн томов. В годы второй мировой войны значительная часть коллекции в целях сохранения была рассредоточена по разным местам. Здание б-ки в Г. уцелело вместе с оставшимися там книгами, но часть собрания, размещенная во дворце Менцинген близ Брухзаля, погибла при пожаре. В послевоенный период часть коллекции была рассеяна или пропала. Всего за это время утеряно 40 тыс. томов. С 1949 г. университетская б-ка в Г. содержится на сборы Немецкого исследовательского об-ва. К 1988 г. была проведена частичная реставрация главного здания б-ки в Старом городе. Были открыты читальные залы со свободным доступом (400 тыс. томов). В 1991 г. в подземных помещениях разместился основной фонд (1,2 млн томов). С 1978 г. филиал б-ки в Нойенхайме, расположенный рядом с медицинским и др. научными ин-тами ун-та, отдельно обслуживает пользователей этих учебных заведений. В специальном филиале б-ки, появившемся в 1993-1995 гг., находится фонд периодических изданий (ок. 1000 наименований журналов). Лит.: Moraw H. Universität, Hof und Stadt im ausgehenden Mittelalter//Stud. zum städtischen Bildugswesen d. späten Mittelalters und d. frühen Neuzeit/Hrsg. B. Moeller e. a. Gött., 1983. S. 524-552; Semper apertus: 600 Jahre Ruprecht-Karls Universität Heidelberg, 1386-1986: FS in 6 Bd./Hrsg. W. Doerr. B.; Hdlb., 1985; Schwinges R. Ch. Deutsche Universität besucher im 14. und 15. Jh.: Stud. z. Sozialgeschichte d. alten Reiches. Stuttg., 1986. S. 73-83; Kristeller P. O. Scholastik und Humanismus an der Universität Heidelberg//Der Humanismus und die oberen Fakultäten/Hrsg. G. Keil e. a. Weinheim, 1987; Remy S. P. The Heidelberg Myth: The Nazification and Denazification of a German University. Camb. (Mass.), 2002.

http://pravenc.ru/text/161906.html

А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием и пребудет в упорстве своем до скончания своего, тот да будет и по смерти отлучен, и часть его и душа его со Иудою предателем и с распеншими Христа жидовы, и со Арием и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камении и древеса да разрушатся и да растлятся, а той да будет не разрешен и не растлен и яко тимпан во веки веков. Деяния и клятвы были скреплены подписями участников собора, положены для сохранения в Успенском соборе, а наиболее существенные части постановлений напечатаны в Служебнике 1667 Примечания Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 490. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. XII. С. 758; Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. II. С. 44; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 502. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. XII. С. 758; Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. II. С. 44. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 229. Дело о патриархе Никоне. С. 226—244; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. I. С. 422—427; Карташев А.В. Очерки... Т. II. С. 192. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 336. Карташев А.В. Очерки... Т. II. С. 213—214; Paisius Ligarides of Scio. History of the Condemnation of the Patriarch Nicon//Palmer W. Op. cit.. Vol. 3. London, 1873. P. 207, 214—218 (Далее – Ligarides). Дело о патриархе Никоне. С. 438—451; Гиббенет Н.А. Указ. соч. Т. II. С. 1042—1099; Материалы для истории раскола... Т. II. С. 170—173; Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 265—267. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 333; Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 267; Дворцовые разряды. С. 232. Текст ответов патриархов см.: СГГД. Т. IV. С. 84—117; Гиббенет Н.А. Т. II. С. 669—697; разбор ответов патриархов см.: Зызыкин М.В. Патриарх Никон, его государственные и канонические идеи. Т. III. Варшава, 1938. С. 87—104; Вальденберг В. Указ. соч. С. 392—396; Palmer W. Op. cit. Vol.

http://sedmitza.ru/lib/text/439544/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010