Из более старых современных немецких философов достаточно упомянуть имена Гартмана и Фолькельта, чтобы для всех хоть немного осведомленных лиц стало бесспорным, что критика кантианского «мэонизма» и защита «онтологизма» не есть что-либо неслыханное в современной германской философии. 243 Stern W. (Штерн Вильям 1871–1938) – немецкий психолог и философ, создатель «критического персонализма». Упоминается его книга «Person und Sache» («Личность и вещи»), изданная в 1906–1924 гг. Большая статья С.Л.Франка «Личность и вещь. Философское обоснование витализма» (Русская мысль. 1908. 11) посвящена анализу идей В.Штерна, содержащихся в первом томе. Автор рассматривает В.Штерна как философа, выводящего современную мысль из тупика гносеологизма в метафизику. Гомперц Генрих (1873–1942) – немецкий философ. Его книга «Weltanschauungslehre» («Учение о мировоззрении») была издана в Санкт-Петербурге в 1911 г. См.рец. С.Л.Франка в «Русской мысли» (1912. 7. С.254 –255). Fred Bon (Фред Бон 1871–?) – немецкий философ. Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ-иррационалист и мистик, признающий основой всего бессознательное духовное начало. Фолькельт Иоханнес (1848–1930) – немецкий философ, психолог и эстетик, критик феноменализма Канта. Транссубъективный мир дан нам в интуитивной, бессознательной сфере духа. 245 Национ. вопрос в России, 2-е изд. 1888 г., стр.136. (См.: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.1: Философская публицистика. М., 1989. С.348. Примеч.ред.). 246 Здесь, кстати сказать, опять обнаруживается ослепленный национализм: неужели можно считать исключительной особенностью русских мыслителей, что они были не кабинетными учеными, а живыми, глубокими личностями, духовное богатство которых не исчерпывается их писаными творениями? А Джордано Бруно, Спиноза, Фихте – неужели они были бездушными сочинителями систем? 251 Ламенне Фелисите Робер де (1782–1854) –французский мыслитель, предшественник социал-христианства. Борда-Демулен Жан Батист (1798–1858) – французский католический философ. Сарториус Эрнст Вильгельм Христиан (1797–1850) – немецкий протестантский богослов. Мёллер Иоганн Адам (1796–1838) – немецкий католический богослов и историк церкви, патристики и церковного права. 253 См.: Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С.80–81. С.Л.Франк ссылается на стихотворение «Ex Oriente Lux» («С Востока свет»), последняя строфа которого звучит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

BGA – Bibliotheca geographorum arabicorum/M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum: T. I. 1870 (ал-Истахри); T. II. 1873 (Ибн Хаукал); T. III. 1877 (ал-Мукаддаси); T. V. 1885 (Ибн ал-Факих); Т. VI. 1889 (Ибн Хордадбех, Кудама ибн Джа‘фар); Т. VII. 1892 (Ибн Русте, ал-Йа‘куби); Т. VIII. 1894 (ал-Мас‘уди). BGA2 – Opus geographicum auctore Ibn Haukal (Abu’l-Kasim Ibn Haukal al-Nasibi): Secundum textum et imagines codicis constantinopolitani conservati in Bibliotheca Antiqui Palatii N 3346 cui titulus est «Liber imaginis terrae»/Ed. collato textu primae editionis aliisque fontibus adhibitis J. H. Kramers. Lugduni Batavorum; Lipsiae, 1938–1939. Fasc. I–II. BSOS – Bulletin of the School of Oriental Studies. London. Charmoy 1834 – Charmoy F. Relation de Mas’oudy et d’autres auteurs musulmans sur les anciens Slaves//Memoires de lAcademie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourg. SPb., 1834. Ser. VI. T. II. Chrestomathia 1853 – Chrestomathia arabica quam e libris mss. vel impressis rarioribus collectam/Ed. F. A. Arnold. Halis, 1853. T. I–II. Chronicles 1899 – The Chronicles of Jerhmeel or The Hebrew Bible Historiale/Ed. M. Gaster. L., 1899. Chwikowska 1978 – Chwikowska E. Wiadomoci perskiego pisarsa Gards’ego (XI w.) о ludach wschódniej i ródkowej Europy//SA. 1978. T. XXV. C. 141–172. Compasso – Il Compasso da navigare: Opera italiana della metà del secolo XIII/Prefazione a testo del codice Hamilton 396 a cura di B. R. Motzo. Cagliari, 1947. Czeglédy 1939 – Czeglédy K. Zur Meschheder Handschrift von Ibn Fadlan’s Reisebericht//AOASH. 1939. T. I. Fasc. 2–3. P. 217–260. Czeglédy 1973 – Czeglédy K. Gardizi on the History of Central Asia (746–780)//AOASH. 1973. T. XXVII. Fasc. 3. P. 257–268. Daunicht 1974 – Daunicht H. Der Osten nach der Erdkarte al-Huwarizmi’s. Bonn, 1970–1974. Bd. I–IV. Dunlop 1954 – Dunlop D. M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. El – Enzyklopaedie des Islam: Geographisches, ethnographisches und biographisches Wörterbuch der muhammedanischen Völker. Leiden; Leipzig, 1913–1936. Bd. I–IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он говорил о «мраке» (tenebrae), наступившем с упадком Др. Рима, заложив тем самым основу для будущего 3-частного деления всемирной истории - на древнюю, среднюю и новую (выработанную, правда, столетиями позже) (см.: Mommsen. 1942). Наследие П. велико и дошло до наст. времени в значительном объеме. Многие рукописи и книги из его б-ки сохранились, поскольку попали в руки высокопоставленных современников - ценителей творчества П. Сам поэт переписывал свои и чужие сочинения, его «полуготическое» письмо повлияло на создание гуманистического минускула. П. перерабатывал и систематизировал свои произведения в подражание древним авторам. Он оставил неск. сот писем: «К близким» (Familiares, или Familiarium rerum libri, между 1325 и 1361; 350 писем), «Старческие» (Seniles, между 1361 и 1374; 125 писем, в их числе - адресованное потомкам автобиографическое соч. «Posteritati», написанное после 1351, но подвергавшееся редактированию до конца жизни П.) и «Анонимные» (Sine nomine, между 1342 и 1358; 19 писем). В сб. «Разные» (Variae) вошли 65 писем, собранных поклонниками поэта после его смерти. Ему принадлежат сочинения «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346), «О религиозном досуге» (De otio religioso, 1347), «Сирийское путешествие» (Itinerarium breve de Ianua usque ad Ierusalem et Terram Sanctam, 1358) о маршруте из Италии на Св. землю, полемические послания «О невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1367) - против аверроистов, «Инвектива против некоего врача» (Invectivarum contra medicum quendam libri IV, 1355), 12 эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346-1357). Посмертная слава неизменно сопровождала мн. сочинения П., но особое предпочтение потомки отдавали его итал. поэзии. К XVI в. сложилось целое направление его подражателей - петраркизм. В России не столько подражали П., сколько переводили его сонеты: в числе переводчиков П.- Г. Р. Державин (1743-1816), К. Н. Батюшков (1787-1855), В. Я. Брюсов (1873-1924), О. Э. Мандельштам (1891-1938) и др. Соч.: Opere latine. Torino, 1975. 2 vol.; Opere: Edizione nationale. Firenze, Vol. Canzoniere/A cura di G. Contini. Torino, 200815; Автобиография. Исповедь. Сонеты/Пер.: М. О. Гершензон, Вяч. Иванов. М., 1915; Избр. лирика/Пер.: А. Эфрос. М., 1953; То же/Пер.: Е. Солонович. М., 1970; Избранное: Автобиогр. проза; Сонеты/Сост., общ. ред. и коммент.: Н. Б. Томашевский. М., 1974; Эстетические фрагменты/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. В. Бибихин. М., 1982; Африка/Пер.: Е. Г. Рабинович. М., 1992; Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 1996; Триумфы/Пер.: В. Микушевич. М., 2000; Письма/Пер.: В. В. Бибихин. СПб., 2004; Диалоги на гендерные и эстетические темы/Сост.: Н. И. Девятайкина, Л. М. Лукьянова. Саратов, 2008; Канцоньере/Пер.: А. Бердников. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580460.html

P. 2-63; Grosjean P. Extraits de la Règle de Tallaght//Études Celtiques. P., 1937. Vol. 2. P. 301-303; Lucht Óentad Máele Ruain//Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. P. 162-163; Regula Mucuta Raithni//Archiv für celtische Lexikographie/Hrsg. K. Meyer. Halle, 1907. Bd. 3. S. 312-320 [см. также: Idem//Zschr. für celtische Philologie. Halle, 1921. Bd. 13. S. 27-30]; The Rule of St. Carthage/Ed. Mac Eclaise [T. de Róiste]//The Irish Ecclesiastical Record. Ser. 4. Dublin, 1910. Vol. 27. P. 495-517; Gwynn E. J. An Irish Penitential//Ériu. Dublin, 1914. Vol. 7. P. 121-195 [см. также: Idem. Notes on the Irish Penitential//Ibid. 1938. Vol. 12. P. 245-249]; Binchy D. A. The Old-Irish Table of Penitential Commutations//Ibid. 1962. Vol. 19. P. 47-72; The Martyrology of Tallaght/Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905; The Annals of Ulster (to AD 1131)/Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. Лит.: Reeves W. On the Céli-dé, Commonly Called Culdees//Transactions of the Royal Irish Academy. Dublin, 1873. Vol. 24. P. 119-263; Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland: An Introd. and Guide. N. Y., 1929. P. 468-477; Flower R. The Two Eyes of Ireland: Religion and Literature in Ireland in the 8th and 9th Cent.//The Church of Ireland, A. D. 432-1932/Ed. W. Bell, N. D. Emerson. Dublin, 1932. P. 66-75; idem. The Irish Tradition. Oxf., 1947; Barrow G. W. S. The Cathedral Chapter of St. Andrews and the Culdees in the 12th and 13th Cent.//JEcclH. 1952. Vol. 3. N 1. P. 23-39; Hughes K. The Church in Early Irish Society. Ithaca (N. Y.), 1966. P. 173-193; O " Dwyer P. Célí Dé: Spiritual Reform in Ireland, 750-900. Dublin, 19812; Ó Corr á in D. Early Irish Hermit Poetry?//Sages, Saints and Storytellers: Celtic Studies in Honour of Prof. J. Carney/Ed. D. Ó Corráin et al. Maynooth, 1989. P. 251-267; Etchingham C. Church Organisation in Ireland, AD 650 to 1000.

http://pravenc.ru/text/1684147.html

Александр Петрович Дьяконов (31.10.1873–01.08.1943) История Древней Церкви Педагогика Александр Петрович Дьяконов Исследователь истории Древнего мира и Средних веков, доктор исторических наук, последний декан факультета общественных наук (1921), первый декан педагогического факультета Пермского университета (1922). Автор нескольких учебных курсов. Биография В 1893 году окончил Ярославскую духовную семинарию. Выпускник (1897), затем доцент (1903) и профессор (1909) Петербургской духовной академии по кафедре всеобщей истории и педагогики. В 1912–1916 годах — профессор кафедры всеобщей истории на Высших женских курсах в Петербурге. С 1916 года — преподаватель историко-филологического факультета Пермского отделения Петроградского университета (с 1917 года — Пермский университет), где вначале занял должность заведующего кафедрой истории. С сентября 1921 — последний декан факультета общественных профессий. С января 1922 по сентябрь 1922 — первый декан педагогического факультета Пермского университета. За более чем 13 лет работы в Пермском университете подготовил и прочитал не менее десятка различных лекционных курсов, разработал ряд новых спецкурсов и спецсеминаров. Основными для А. П. Дьяконова являлись общие лекционные курсы по истории раннего христианства, истории Византии, античной культуры, истории Средних веков. Многое он сделал и для организации исторического образования в новых условиях. В 1917—1930 годах — председатель Общества истории, философии и социальных наук при Пермском университете. А. П. Дьяконову (который в то время уже был зав. кафедрой всеобщей истории Пермского пединститута) принадлежит особая роль в судьбе Пермского университета. После его ликвидации (разделения на пять новых вузов в 1930 году) именно ему ректор С. А. Стойчев поставил в 1931 году задачу обосновать возможность восстановления университета: " Согласно распоряжению НКП о спешном представлении материалов по организации в Перми университета, поручаю профессору Дьяконову А. П. составить на основании имеющихся материалов подробную докладную записку с обоснованием возможности открытия университета в Перми. " В 1930—1932 годах — заведующий кафедрой всеобщей истории Пермского, позднее — Рязанского педагогического института. После упразднения в 1933 году исторического факультета в Рязани перешёл в Новозыбковский педагогический институт. С 1934 года — профессор Смоленского педагогического института. В 1938–1941 годах заведовал кафедрой всеобщей истории там же. За годы работы в Смоленске Дьяконов написал ряд научных статей по истории античности, Византийской империи, известиям сирийских авторов о славянах VI–VII веков, к 1937 году подготовил фундаментальную монографию «Восстание рабов в Сицилии во второй половине II b. до н. э.», за которую в 1940 году ему была присвоена степень доктора исторических наук. Умер во время оккупации Смоленска нацистами и был похоронен на Польском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Nantes Rene, de. Histoire des Spirituels. Louvain-Paris, 1909. Neubauer Н. Car und Selbstherrscher. Beitrage zur Geschichte der Autokratie in Russlahd. Wiesbaden, 1964. Paisius Ligarides of Scio. History of the Condemnation of the Patriarch Nicon//Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vol. 3. London, 1873. Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vols. 1—6. London, 1871-1876. Pascal Pierre. Awakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII siecle en Russie. Paris, 1938. Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s Refutation (“Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликардиусу и на ответы Паисиовы”)/Ed. with Introduction and Notes by V.A. Tumins and G. Vernadsky. Berlin-N.Y.-Amsterdam, 1982. Pierling Paul, pere ( S. J). Rome et Demetrius. Paris, 1878. Pierling Paul, pere. La Russie et le St. Siege. Paris, 1896. Pierre Moghila. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, metropolite de Kiev (1633-1646), approve par le patriarches grecs du XVII e sicle./Texte latin in dit publ. avec. introduc. et notes critiques par Antoine Malvy et Marcel Villier. Roma—Paris, 1927 (Or. Chr. X, 39). Pleyel Victoria. Das russische Altglaubigtum, Geschichte u. Darstellung in Literatur. Munchen, 1961. Runciman S. The Great Church in Captivity. A Study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the turkish conquest to the greek war independence. Cambridge, 1968. Schaeder Hildegard. Moskau das dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorieni in der Slawischen Welt. Hamburg, 1949. Schramm G. Der polnische Adel u. die Reformation 1548—1607. Wiesbaden, 1965. Schulze Bernhard. Maksim Grek als Theologe. Roma, 1963 (Or. Chr. 164). Shevchenko I. Ideological Repercussions of the Council of Florence//Church History. 1955. Vol. XXIV. P. 291—323. Smolitsch lgor. Russisches Monchtum. Wurzburg, 1953. Spiritual and Anabaptist Writers/ed. G. H. Williams. Philadelphia, 1957.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

21.06.1701 03.12.1703 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03.12.1703 02.01.1704 Парфений Петров АРХАНГЕЛЬСКАЯ 06.06.1809 22.07.1819 Парфений Попов ТОМСКАЯ 14.03.1854 13.09.1860 ИРКУТСКАЯ 13.09.1860 21.01.1873 Парфений Сопковский (Собковский) ЛАДОЖСКАЯ 06.11.1759 07.03.1761 СМОЛЕНСКАЯ 07.03.1761 07.03.1795 ВЛАДИМИРСКАЯ 21.08.1821 25.02.1850 ВОРОНЕЖСКАЯ 26.02.1850 05.08.1853 Пафнутий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 09.1521 в/у ЛУЦКАЯ 09.1521 09.1526 ЛУЦКАЯ 09.1526 Пафнутий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 26.11.1570 Пафнутий КРУТИЦКАЯ Пафнутий ТВЕРСКАЯ 17.02.1620 Пахомий АСТРАХАНСКАЯ 17.06.1641 31.05.1655 Пахомий СМОЛЕНСКАЯ (XIII–XIV вв.) Пахомий ЯРОСЛАВСКАЯ 10.11.1214 16.06.1216 Пахомий Кедров НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 30.08.1911 17.09.1916 СТАРОДУБСКАЯ 17.09.1916 23.05.1917 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ 05.1917 23.05.1917 ЧЕРНИГОВСКАЯ 23.05.1917 16(29)11.1923 ЯРОСЛАВСКАЯ 16(29)11.1923 ЧЕРНИГОВСКАЯ, паки 03(16)10.1930(?) в/у ЯРОСЛАВСКАЯ Пахомий Симанский ТАМБОВСКАЯ 25.05.1758 09.11.1766 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09.11.1766 11.07.1767 Пахомий Шпаковский ВОРОНЕЖСКАЯ 25.04.1714 23.09.1723 ЛЬВОВСКАЯ (1244–1246) НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ (1923) ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Петр (в сх. Парфений, Пафнутий) ЯРОСЛАВСКАЯ Петр Арихара в/у ЙОКОГАМСКАЯ 23.09(06.10)1999 27.09(09.10)1999 ЙОКОГАМСКАЯ 27.09(09.10)1999 27.04 (10.05)2000 в/у ЯПОНСКАЯ ПАЦ 19.02(03.03)2000 04.2000 Петр Блинов ТОМСКАЯ, обн. 25.09(08.10)1922 03(16)11.1922 НОВОСИБИРСКАЯ обн. 03(16)11.1922 17(30)01.1935 МИНСКАЯ, обн. 17(30)01.1935 12(25)05.1938 Петр Виноградов КАЛУЖСКАЯ, обн. 07.1923 07.1924 БРЯНСКАЯ, обн. 07.1924 10.1925 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 10.1925 16(29)06.1926 ТОБОЛЬСКАЯ, обн. 16(29)06.1926 КАЛУЖСКАЯ, обн., паки 19.03(01.04)1931 Св. Петр Волынянин ВСЕРОССИЙСКАЯ 21.12.1326 (ВО ВЛАДИМИРЕ 1308(1309) В МОСКВЕ 21.12.1326) Петр Гасилов НИЖЕГОРОДСКОЙ СЛОБОДЫ 21.12.1922 03.01.1923) 14(27)03.1923 САТКИНСКАЯ 03.1923 29.01(11.02)1924 ОСИНСКАЯ 29.01(11.02)1924 16.02(01.03)1929 КУРГАНСКАЯ 16.02(01.03)1929 ОСИНСКАЯ, паки 17(30)05.1932 СЫЗРАНСКАЯ 13(26)06.1934 16(29)01.1937 Петр Горбатов АЛЕКСИНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Гастуэ. Фотография. ХХ в. [франц. Gastoué] Амеде Анри Гюстав Ноэль (19.03.1873, Париж - 1.06.1943, Кламар), франц. музыковед. Обучался в Парижской консерватории, а затем в «Schola cantorum» (Париж) игре на фортепиано (педагог А. Деландр) и органе (А. Гийман), гармонии (А. Лавиньяк) и композиции (А. Маньяр). Под влиянием аббата Жозефа Потье, стоявшего у истоков возрождения григорианского пения, заинтересовался этой и др. средневек. певч. традициями. С 1896 по 1905 г. был главным редактором «Revue du chant grégorien», первого франц. периодического издания, посвященного церковному пению. С 1898 г. Г. читал лекции по церковному пению в «Schola cantorum», в 1899-1900 гг. был руководителем хора в ее авиньонском филиале. Параллельно Г. начал заниматься архивными разысканиями в различных библиотечных собраниях. По просьбе В. д " Энди, одного из основателей и директора «Schola cantorum», в 1900 г. Г. возвратился в Париж и стал читать лекции и публиковать статьи по церковному пению и по более поздним средневек. муз. жанрам. Более 20 лет был секретарем издававшегося «Schola cantorum» ж. «Tribune de Saint-Gervais». В 1905 г. папа Пий X назначил его консультантом комиссии по работе над новым ватиканским изданием литургических певч. книг под началом Потье. Его кн. «Истоки римского церковного пения» (Les origines du chant romain: L " antiphonaire grégorien. P., 1907) была удостоена премии Академии надписей и изящной словесности. В 1908 г. Г. был посвящен в рыцари ордена св. Григория. С 1911 г. лектор Католического ин-та и преемник Потье на посту профессора в Малом коллеже св. Станислава. Кроме того, он преподавал в лицее Монтеня (1904-1914) и в Школе высших социальных наук, директором муз. отд-ния к-рой был Р. Роллан. В 1934-1937 гг. и с 1939 г. президент Французского об-ва музыковедения. Удостоен учрежденной Католическим ин-том премии Бернье (1935) и ордена Почетного легиона (1938). Г. написал неск. практических пособий по григорианскому пению, а также ряд исследований, посвященных связям между этой и более ранними (евр., сир., визант., амвросианской) певч. традициями. Он одним из первых писал о вост., а не эллинистическом происхождении григорианского пения. Из работ Г. по визант. музыке научную ценность сохраняют исследования конкретных рукописей. Помимо церковных песнопений Г. издавал средневек., ренессансную и барочную музыку др. жанров. Он также является автором многочисленных хоровых церковных сочинений, оперы «Жанна д " Арк» и оратории «Мистерии Розария» (на собственный текст).

http://pravenc.ru/text/161726.html

В 1883 г., в местечке Хаммам в 3,5 км к югу от Коч-Хиссар (древний Иерополис), ученый обнаружил два фрагмента надписи в кладке здания терм, во вторичном использовании 2071 . После различных демаршей, при активном участии де Росси и Дюшена, надпись была перевезена в Рим, где находится и сейчас в Музее Cristiano в Ватикане. Больший фрагмент папа Лeb XIII получил от султана Абдул-Хамида в подарок на свой юбилей в 1892 г., a меньший, который Рамсей нашел позже, археолог подарил сам 2072 . После долгих дискуссий, христианский характер надписи был признан всеми 2073 . Архитектурные памятники южных провинций Малой Азии – Писидии, Памфилии, Ликии – обследовал немецкий архитектор Ганс Адам Ротт (1876–1942) 2074 . Внутренние районы Малой Азии были изучены меньше, чем прибрежные. Немецкий инженер Карл Хольцман выполнил обмеры группы ранневизантийских церквей, в том числе из двух монастырских комплексов, на плато Центральной Анатолии, в районе Бинбир-Килисе, и издал коллекцию своих чертежей, с фотографиями Я.И. Смирнова, выполненными в 1900 г. 2075 Гюстав Мендель (1873–1938), на протяжении многих лет хранитель стамбульского Оттоманского музея, издал два важных каталога скульптур – греческих, римских и византийских, хранящихся в Оттоманском музее Бруссы 2076 и в Стамбульском археологическом музее. Коллекция византийской скульптуры, декоративной и с сюжетными сценами, составляет важную часть собрания Стамбульского музея. Два тома Каталога Менделя, римский и византийский, были перепечатаны в 1966 г. 2077 Страны христианского Востока. В последние десятилетия XIX и в н. XX в. распространенным методом исследования было обстоятельное археологическое путешествие, с подробными описаниями и созданием чертежной и фотодокументации. Регулярных раскопок почти не проводилось, ученые путешественники ставили цель комплексного изучения региона, его исторической географии и топонимики, идентификации населенных пунктов с данными письменных источников, выявления значимых памятников разных исторических эпох.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Хвольсон Д. А. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой//ХЧ. 1874. Т. 1-2; Елеонский Н. , прот. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста//ЧОЛДП. 1873. 8; 1874. 9; Ginsburg Chr. D. Introduction to the Massoretico-Critical Editions of the Hebrew Bible. L., 1897, 1966; Юнгеров П. А. Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Каз., 1902; Воронцов Е. , свящ. Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт. Серг. П., 1909; Kahle P. Masoreten des Ostens. Lpz., 1913. (BWAT; 15). Hildesheim, 1966r; idem. Masoreten des Westens: In 2 Bde. Stuttg., 1927-1930. Hildesheim, 1967r; idem. Die hebräischen Bibelhandschriften aus Babylonien//ZAW. 1928. Bd. 46. S. 113-137; idem. The Cairo Geniza. L., 1947. Oxf., 19592; idem. Der hebräische Bibeltext seit Franz Delitzsch. Stuttg., 1961; Robertson E. Catalogue of the Samaritan Manuscripts in the John Rylands Library Manchester. Manchester, 1938-1962. 2 vol.; Birnbaum S. A. The Oldest Mss. from Qumran//JBL. 1955. Vol. 74. P. 147-172; idem. The Hebrew Scripts: In 2 vol. L.; Leiden, 1954. Texts; Vol. 2: Plates. 1971; P é rez Castro F. Séfer Abisa " . Madrid., 1959; Morag Sh. The Vocalization of Cod. Reuchlinianus: Is the «Pre-Masoretic» Bible Pre-Masoretic?//JSS. 1959. Vol. 4. P. 216-237; Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Cross F. M. The Development of the Jewish Scripts: The Bible and the Ancient Near East. L., 1961. P. 133-202; Snaith N. H. The Ben Asher Text//Textus. 1962. Vol. 2. P. 8-13; Винников И. Н. Самаритянское Пятикнижие и устная палестинская традиция//ППС. 1966. Т. 16 (78). С. 74-90; Gall A., von. Der hebr. Pentateuch der Samaritaner. Giessen, 1914-1918. B., 1966. 5 Bde; Purvis J. D. The Samaritan Pentateuch and the Origin of the Samaritan Sect. Camb., 1968; Церетели Г. В. О Тбилисской рукописи древнееврейского Пятикнижия//Восточная филология. 1969. C. 21-39 (на груз. яз. с рус. резюме); Yeivin I. Geniza Bible Fragments with Babylonian Massorah and Vocalization, Jerusalem, 1973; The Hebrew University Bible: The Book of Isaiah (Chap. 1-22)/Ed. M. H. Goshen-Gottstein. Jerusalem, 1975; Qumran and the History of the Biblical Text//Ed. F. M. Cross, S. Talmon. Camb., 1975; Davis M. C. Hebrew Bible Manuscripts in the Cambridge Genizah Collections. Camb., 1978-1980. 2 vol.; Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001; Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/209477.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010