Литература западная. (перечень трудов в алфавитном порядке). Baudissin, Die Geschichte des alttestamentlichen Priesterthums. Leipzig. 1889. Bertheau-Ryssel, Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum alten Testament: siebzente Lieferung. Esra, Nehemia und Ester. Leipzig. 1887. Bertholet, Die Bücher Esra und Nehemia. Kurzer Hand-Conmenar zum alten Testament. Abteilung XIX. Tübingen und Leipzig. 1902. Boehmer, Haggai und Sacharia zwei Propheten des Herrn. Neue kirchliche Zeitschrift. 1901. 9 Heft. Cheyne, Introduction to the Book of Isaiah. London. 1895. Ewald, Geschichte dos Volkes Israel. Göttingen. 1864. В. IV. Geikie, The Bible by modern Light. Exile to Malachi. London. 1894. Graetz, Geschichte der Israeliten von Tode des Königs Salomo zum Tode des Juda Makkabi. Leipzig. 1876. В. II. Hengstenberg, Geschichte des Reiches Gottes unter dem alten Bunde. Zweite Periode. Von Moses bis zu Christi Geburt. Berlin. 1871. II Hälfte. Hitzig, Geschichte des Volkes Israel von Anbeginn bis zur Eroberung Masada’s im Jahre 72 nach Christus, im zw. Theileu. Leipzig. 1869. Hoonacker, Nouvelles etudes sur la restauration juive apres I’exile de Babylone. Paris et Louvain. 1896. Holzhey, Die Bücher Esra und Nehemia. Untersuchung ihres litterarischen und geschichtlichen Characters. München. 1902. Hunter, After the Exile. London. 1890. p. I. Keil, Biblischer Commentar über die nachexilischen Geschichtsbücher: Chronik, Esra, Nehemia und Esther. Leipzig. 1870. Köhler, Lehrbuch der biblischen Geschichte alten Testamentes. Erlangen und Leipzig. 1893. II. Hälfte, 2 Theil. – Weissagungen Sacharjas. Erlangen. 1861. Abth. I. Kosters, Die Wiederherstellung Israels in der persischen Periode. Übersetzt Basedow. Heidelberg. 1895. Kuenen, Gesammelte Abhandlungen zur biblischen Wissenschaft. Aus dem holländischen übersetzt von Budde. Freiburg. 1894. Lange, Die propheten Haggai, Sacharja, Malachi, theolog homilet. Bibelwerk. Bielefeld und Leipzig. 1876. Meyer, Die Entstehung des Judentums. Eine historische Untersuchung. Halle. 1896. Nikel, Die Wiederherstellung des judischen Gemeinwesens nach dem babylonischen Exil. Freiburg im Breisgau. 1900. Nowack, Hand-Commentar zum alten Testament. Die Kleineu Propheten. Göttingen. 1897. Rosenzweig, Das Jahrhundert nach dem babylonischen Exile mit besonderer Rücksicht auf die religiose Entwicklung des Judentums, Berlin. 1885. Schick, Die Stiftshütte, der Tempel in lerusalem und der Tempelplatz der jetzteit. Berlin. 1896. Schrader, Die Dauer des zweiten Tempelbaues. Zugleich ein Beitrag zur Kritik des Buches Esra. Teologische Studien und Kritiken. 1867. Stade, Geschichte des Volkes Israel. Berlin 1888. Th. II. Seinecke, Geschichte des Volkes Israel. Gottingen. 1884. Th. II. Sellin, 1) Serubabel. Ein Beitrag zur Geschichte der messianischen Erwartung und der Entstehung des Judentums. Leipzig. 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свящ. В . Каменский . Библиотека миссионера среди магометан (Составлена прот. Е. Маловым для миссионерского съезда 1910 г.). (Продолжение). III. Труды разных других авторов: а) Профессоров миссионерского противо-мусульманского отделения: 1)      Миссионерство среди мухаммедан и крещёных татар. Сборник статей Протоиерея Е. А. Малова. Казань. 1892 г.       – Ц. 2 р. 2)      О Новокрещенской конторе Е. А. Малова Казань. 1878 г. – Ц. 1 р. 25 коп. 3)      Об Адаме по учению Библии и по учению Коран; Прот. Е. А. Малова. Казань. 1885 г. – Ц. 1 р. 4)      Об Аврааме по учению Библии и по учению Корана. Разговоры прот. Е. А. Малова с учёным муллой: Казань. 1910 г. – Ц. 1 р. 5)      Моисеево законодательство по учению Библии и по учению Корана (Опыт объяснения одного из очевиднейших противоречий в Коране). Казань. 1890 г. – Ц. 2      р. 6)      О таинственной книге Биллион (против мухаммедан и евреев). Казань. 1893 г. – Ц. 50 коп. 7)      Условия веры, или мухаммеданский Букварь с русским переводом. Казань. 1894 г. – Ц. 20 коп. 8)      Мухаммеданский Букварь (Миссионерско-критический очерк) Протоиерея Е. А. Малова. Казань. 1894 г. – Ц. 50 коп. 9)      Сведения о Руси. По книге Казанского муллы Шигаб ед-дина (1885 г.) Казань. 1909 г. – Ц. 30 коп. 10)      Св. Мученик Аврамий Болгарский и сказание о его чудесах. Протоиерея Е. А. Малова. Казань 1908 г. – Ц. 30 коп. 11)      О татарских мечетях в России, Е. Малова. Казань. 1868 г. 12)      Очерк религиозного состояния крещёных татар, подвергшихся влиянию мухаммеданства. (Миссионерский дневник). Казань. 1871–1872 г. Е. А. Малова. 13)      О влиянии еврейства на чуваш. Опыт объяснения некоторых чувашских слов (религиозных терминов). Казань. 1882 г. Е. А. Малова. 14)      Сведения о Мишарях. Этнографический очерк. Казань. 1885 г. Е. А. Малова. 15)      Приходы старокрещённых и новокрещённых татар в Казанской Епархии. Москва 1866 г. Е. А. Малова. 16)      Ахыр заман китаби – Мухаммеданское учение о кончине мира, Е. А. Малова. Казань. 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) Я буду похож на того поэта–декадента Талъяда оо жест кидавшего бомбу Вальяна был божественно красив. — Французский поэт–символист Лоран Тальяд в 1894 г. был ранен бомбой, брошенной Э. Анри в ресторане «Терминюс». Незадолго перед тем по поводу взрыва в палате депутатов, произведенного Вальяном, он высказался, что не беда, если гибнут люди, «когда жест красив». ( < < back) < >< back) > < >< back) > «Я собственно никогда не чувствовал острого пристрастия к солидарности» (нем.). Пер. М. В. Лучицкой. ( < < back) Известно также его изречение: «Fiir das Solidansche hab " ich eigentlich niemals ein starkes Gefuhl gehabt». — Из письма к Г. Брандесу от 24 сентября 1871 г. (см.: Ибсен Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1958. Т. 4. С. 695). Мережковский в статье «Ибсен» переводил это изречение так: «К общению с людьми — собственно говоря — я никогда не имел большой склонности» (см. с. 795). ( < < back) < >< back) > …удалось добыть издательнице «Северного вестника» записки матери для напечатания в этом журнале. — Речь идет о Л. Я. Гуревич, получившей у дочери Смирновой готовую для печати копию мемуаров на французском языке. «Записки» публиковались в журнале «Северный вестник» с февраля 1893 г. по сентябрь 1894 г., затем выпущены отдельным изданием (см. преамбулу к примеч. к статье «Пушкин», с. 809). ( < < back) Соч. Пушкина, издание Морозова, т. V, стр. 240: «Судьба крестьянина улучшается со дня на день, по мере распространения просвещения. Избави меня Боже быть поборником и проповедником рабства, я говорю только, что благосостояние крестьян тесно связано с пользою помещиков». — Примеч. авт. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > …Веллингтоновский «Reformbill»… — Веллингтон Артур–Коллей Вел- леслей (1769—1852), герцог, премьер–министр Великобритании с 1828 по 1830 г., под давлением массового движения провел акт «Об эмансипации католиков» (1829), хотя был его противником. ( < < back) < >< back) > …«Воспоминаниях и Очерках» Анненкова… — Точное название: «Воспоминания и критические очерки» (Т. 1—3. СПб., 1877—1881).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

из Эмса//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 669. Л. 140-141. Мещерский В.П. Воспоминания. С. 293. ГА РФ. Ф. 109 (Секретный архив). Оп. 1. Ед. хр. 2181. Л. 1. Мещерский жаловался на антипатию к нему братьев цесаревича Владимира и Алексея, а также его жены Марии Фёдоровны (см.: ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 895. Лл. 324 об.-237). Из письма Шувалова А.И.Барятинскому от 11 сентября 1871 г. Цит. по: Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 2. М., 1996. С. 79-80. Подробнее о взглядах на общину " партии " Шувалова в рассматриваемый период см.: Христофоров И.А. " Аристократическая " оппозиция Великим реформам (конец 1850 - середина 1870-х гг.). М., 2002. С. 245-256. Мещерский В.П. Воспоминания. С. 292. Там же. Мещерский В.П. Дневник, 6 января//Гражданин. 1901. 11 января. N 3. С. 20. ГА РФ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 501. Л. 22. Мещерский В.П. Дневник, 1 ноября//Гражданин. 1893. 2 ноября. N 320. С. 3-4. ГА РФ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 501. Л. 22 об. Мещерский В.П. Дневник, 6 января//Гражданин. 1894. 7 января. N 7. С. 3; Дневник, 11 января//Гражданин. 1894. 12 января. N 12. С. 4. ГА РФ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 501. Лл. 22 об.-23 об. Очень близкими к взглядам Мещерского на общину были взгляды К.П.Победоносцева (см.: Эвенчик С.Л. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России//Учёные записки МГПИ. N 309. М., 1969. С. 100-102). Мещерский В.П. Дневник, 12 ноября//Гражданин. 1906. 16 ноября. N 86. С. 5. Мещерский В.П. Дневник 3 апреля//Гражданин. 1910. 11 апреля. N 13. С. 14. Мещерский В.П. Воспоминания. С. 71. См.: Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. Л., 1929. С. 349. Подробнее см.: Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978. С. 15-118. Современные записки. Т. LXX. Париж, 1940. С. 171. См.: Фирсов Н.Н. (Рускин Л.). Воспоминания о цесаревиче Николае Александровиче и императоре Александре III в юности//Исторический вестник. Т. 115. 1909. С. 71. Мещерский - цесаревичу, 10 апреля 1867 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Церковно-исторический вестник 1–11. М., 1998–2004. Чтения в Обществе истории и древностей российских 1–23, 24–264. М., 1846–1848,1858–1918. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., СП, 1863, 1865, 1867–1894, 1910–1917 (с неопред, периодичностью; 1869–1870, 1914–1917 ежеквартально; 18711894, 1910–1913 ежемесячно). Acta Conciliorum Oecumenicorum 1–4 (27 partes)/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Strassburg, B., Lpz., 1914– 1974. Acta Pbtristica et Byzantina. Pretoria, 1900-. Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. v. F. W. Bautz, T. Bautz. Hamm, Herzberg, Nordhausen, 1990-, Электр, ресурс: . Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Leuven, 1947-. Clavis Patrum Graecorum 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; 5/Cura et studio M. Geerard, F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGadd Clavis Patrum Graecorum За (addenda ad vol. 3)/Parata a J. N0– ret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Graecorum. Supplementum/Cura et studio M. Geerard, J. Noret; adiuvantibus F. Glorie, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. 1903-, Кн. серия (Paris etc., затем Louvain; все старые выпуски перепечатаны в Лувене репринтно). Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1865-. Кн. серия. Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique/Éd. par A. Baudrillart et al. Paris, 1912-. Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de M. Viller (SJ), assisté de F. Cavallera, J. de Guibert (SJ), avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2: 1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. Échos d’Orient 1–39. Phris, 1897/1898–1942. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte 1–41. B., 1897–1941 (под названием «Griechische Christliche Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»); 42-, 1953-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Е.Е. Голубинский славился независимостью и оригинальностью мышления. «Быть историком, – писал Евгений Евсигнеевич, – почти так же щекотливо, как быть публицистом». Он обладал основательнейшим и глубоким знанием древних летописей, благодаря которому внес множество поправок и дополнений в хронологические сведения по истории Русской Церкви. Современники академика Голубинского полагали, что появление в печати первого тома его труда «История Русской Церкви» составило эпоху в истории научной разработки судеб Церкви. С.И. Смирнов , преемник Евгения Евсигнеевича по кафедре в Московской Духовной Академии, писал: «Как историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский является естественным преемником и продолжателем митрополита Макария». Личный архив Е.Е. Голубинского находится в Российском государственном историческом архиве в Петербурге, фонд 1628, а также в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 541. Евгений Евсигнеевич Голубинский скончался в 1912 году. Печатные труды 77 . А. П. Калдубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых», I-V. Варшава, 1902: Отзыв. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905. – 11с. – Отд. отт. из: Отчет о присуждении премий имени графа Д.А. Толстого. 78 . Вондрак Вацлав. Studie z obzoru cirkevneslovanskeho pisemnictvl (v Praze, 1903): [Ред.]. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. – 7с. – Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1904. -Т. 9, кн. 3. – С. 343–349. 79 . Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии. представлявшей собою у последних высший курс грамотности. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. – 11с. – Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1904. -Т. 9, кн. 2. – С.49–59. 80 . История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах: Статья, читанная на 2-м Археологическом съезде в С.-Петербурге 17 дек. 1871 г.//Правосл. обозрение. -М.. 1872. – 11 (нояб.). – С. 570–589. 81 . История канонизации святых в Русской Церкви. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – 267 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1894. – Июнь – окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

его заменил двусторонний союз между Г. и Австро-Венгрией. В 1882 г. Италия, недовольная франц. оккупацией Туниса, присоединилась к этой коалиции держав, образовав «Тройственный союз», к к-рому 1883 г. к нему примкнула Румыния. В 1881 г. Бисмарк смог возродить «Союз трех императоров», на сей раз в виде письменного соглашения о взаимном нейтралитете в случае нападения 4-й державы. Соглашение было возобновлено в 1884 г., а по истечении срока его действия (1887) Бисмарк заменил его тайным 3-летним русско-герм. «Договором перестраховки», обеспечивавшим те же гарантии. В 1888 г. умер Вильгельм I и его трон унаследовал Фридрих III, к-рый правил 99 дней. После его смерти императором стал его сын Вильгельм II, правивший до 1918 г. Через 2 года, после вступления на престол, Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку. После Бисмарка пост канцлера Германской империи занимали последовательно гр. Л. фон Каприви (1890-1894), кн. Х. Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (1894-1900), кн. Б. фон Бюлов (1900-1909), Т. фон Бетман-Гольвег (1909-1917), Г. Михаэлис (1917), Г. фон Хертлинг (1917-1918) и принц Макс Баденский (1918). К 1900 г. Г. вышла на одно из первых мест по промышленному производству, обогнав даже Великобританию. Население страны выросло с 41 млн чел. в 1871 г. до 68 млн - в 1914 г. Несмотря на постоянный экономический рост, Г. не удалось создать устойчивой политической системы. Социал-демократы постепенно стали самой крупной партией (впервые в рейхстаге созыва 1912 г.- 110 мест). Г. установила контроль над п-вом Шаньдун в Китае (1898), выкупила у Испании часть Каролинских и Марианских о-вов (1898), приобрела части архипелага Самоа (1898) и получила концессии на постройку железной дороги Берлин-Багдад (1903). Морские программы, принятые в 1898 и 1900 гг., предусматривали создание мощного военно-морского флота, и к 1913 г. Г. стала 2-й морской державой, уступая только Великобритании. Германская армия после принятия рейхстагом нового военного закона считалась самой сильной в мире. В 1890 г.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Известные исследователи церковных древностей были и среди иерархов Российской Церкви. Так, архимандрит Макарий (Миролюбов ; 1817–1894) – в 1860– 1866 гг. ректор Новгородской семинарии, позже архиепископ Донской и Черкасский 2737 , член многих ученых обществ, при поддержке Русского археологического общества опубликовал ряд серьезных работ о церковных древностях Нижегородской 2738 и Новгородской 2739 епархий. Его точные описания новгородских памятников сейчас являются важным источником сведений об утраченных к настоящему времени вещах. В этом капитальном двухтомном справочнике широко использованы сведения из церковных архивов. С 1853 г. о. Макарий стал членом синодального совета, который занимался составлением инвентарных описей библиотек и ризниц церквей и монастырей. 6. Охрана и реставрация памятников В cep. XIX в. в России не существовало специальной системы учреждений по охране и реставрации памятников, этим занимались различные структуры: государственные, общественные, церковные. Реставрационные работы регулировались несколькими правительственными документами 2740 . В соответствии с волей императора, согласно распоряжениям 1842 и 1843 гг., контроль над обновлением, ремонтом и реставрацией древних церковных зданий, фресок, элементов интерьера осуществлял Синод. В 1853 г. митрополит Филарет (Дроздов) постановил создать во всех епархиях списки памятников и произведений искусства, обладающих исторической ценностью. В 1878 г. Синод предписал координировать реставрационные работы с ближайшими археологическими или историческими обществами (в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе). Такое решение было фактическим осуществлением решений II Всероссийского археологического съезда 1871 г. Важное правительственное постановление было издано в 1889 г.: все работы по реставрации следовало согласовывать с Археологической комиссией и Академией художеств 2741 . Археологические общества, которые лучше знали обстановку на местах, активно занимались реставрацией. Эти проблемы обсуждались уже на I Всероссийском археологическом съезде в 1869 г. 2742 Московское археологическое общество разработало проект закона об охране памятников, одобренный II съездом. В 1876 г. подобный проект, созданный Русским археологическим обществом и представленный Синоду, Академии наук и Академии художеств, не был принят. Прошло немало лет, и только в 1913 г. проект об охране памятников представили Государственной Думе, но его утверждению помешала Первая мировая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010