Июля 23 дня 1834 года. 176. Об участии в эмеритальной кассе Военного Министерства духовенства армии, гвардии и флота. Военный совет, согласно представлению канцелярии Военного Министерства, положил: священнослужителям православного духовенства, подведомственным главным священникам гвардии и гренадер и армии и флотов, в случае занятия ими штатных должностей без получения содержания по сметам Военного Министерства, предоставить право добровольного участия в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства, согласно правилам, изложенным в Высочайше утвержденном, 22 мая 1871 года, положении об эмеритальной кассе и Высочайше утвержденном, 18 сентября 1874 года, положении военного совета, с тем, чтобы: 1) если подобные лица будут получать денежное довольствие из каких бы то ни было других источников, платить им в эмеритальную кассу по 6% из всего производимая им содержания и 2) если те же лица не будут получать вовсе никакого содержания, уплачивать им в сию кассу по 6% из окладов по сравнению их звания с военными чинами, как это указано в Высочайше утвержденном, 18 сентября 1874 года, примечании к ст. 22 положения об эмеритальной кассе 1871 года, т. е. Протоиереям из оклада по чину – полковника. Священникам – майора. Диаконам – поручика. Упомянутые выше эмеритальные взносы дозволить сделать, в течении одного года, всем священнослужителям, состоявшим в ведении главных священников без содержания от казны, в период времени с 1 января 1875 г., т. е. со дня присоединения к военной эмеритуре всего вообще православного духовенства нашей армии. Таковое положение военного совета Высочайше утверждено 4 декабря 1876 года. 177. 23-го декабря 1872 г. Об увеличении пенсионного кредита духовного ведомства. 1) Для увеличения кредита (в 317.711 p. 60 ¾ к.), определенного на производство пенсий единовременных пособий священнослужителям епархиального ведомства и их семействам, предоставить Св. Синоду, по сношении с Министром Финансов, производить двухпроцентный вычет на означенный предмет с следующих сумм: а) с содержания причтов церквей, перечисленных из удельного в епархиальное ведомство в епархиях: Архангельской, Вятской, Костромской, Пермской и Симбирской; б) с содержания причтов церквей бывших южных поселений, перечисленных из военного в епархиальное ведомство, в епархиях: Екатеринославской, Харьковской и Херсонской; в) с содержания причта при Ижевском оружейном заводе; г) с добавочная содержания причтов кафедральных соборов: Киевского, Волынского и Подольского и 2) увеличить пенсионный кредит духовная ведомства причислением к оному 4244 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верещагин В.В. На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1878 г. художника В. В. Верещагина. - С. 193. Петр Петрович Калитин (1853, Нарва – 1927, Париж, Франция) – русский генерал от кавалерии, участник Туркестанских походов и Первой мировой войны. В описываемое время – поручик. Ординарец командующего Туркестанской стрелк. бригады (ген. Куропаткина, 10.06.1880). В 1871 поступил вольноопределяющимся в 1-й Туркестанский стрелк. батальон, в котором 2-й ротой командовал его старший брат Павел. В рядах этого батальона Калитин принял участие в 1873 в Хивинском походе, был награжден знаком отличия Военного ордена и в 1874 произведен в прапорщики. В 1875-1876 в составе отряда ген. Троцкого участвовал в покорении Кокандского ханства; был удостоен чина подпоручика и награжден орд. св. Анны 4-й ст. на саблю, 3-й ст. с мечами и бантом, св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом. В 1880-1881 гг. был в Ахал-Текинской экспедиции, состоял в распоряжении Куропаткина, во время штурма Геок-Тепе был контужен и произведен в штабс-капитаны и награжден орд. св. Станислава 2-й ст. с мечами, св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом и св. Георгия 4-й ст. Впоследствии усердием Калитина возле Денгиль-Тепе, на месте стоянки туркестанской колонны Куропаткина, был воздвигнут памятник в честь погибших здесь товарищей. Калитин П.П. Ахал-Текинская экспедиция//Русский вестник. 1890. Т. 208. 5. С. 79-112. Публикация не окончена. Март - ноябрь 1880. Воспоминания и дневниковые записи. Переход отряда А.Н. Куропаткина в Петро-Александровск и оттуда в Ахал-Теке./Петр Петрович Калитин (1853, Нарва – 1927, Париж, Франция) – русский генерал, участник Туркестанских походов и Первой мировой войны. В описываемое время – поручик. Ординарец командующего Туркестанской стрелк. бригады (ген. Куропаткина, 10.06.1880). В 1871 поступил вольноопределяющимся в 1-й Туркестанский стрелк. батальон, в котором 2-й ротой командовал его старший брат Павел. В рядах этого бат. Калитин принял участие в 1873 в Хивинском походе, был награжден знаком отличия Военного ордена и в 1874 произведен в прапорщики. В 1875-1876 в составе отряда ген. Троцкого участвовал в покорении Кокандского ханства; был удост. чина подпоруч. и награжд. орд. св. Анны 4-й ст. на саблю, 3-й ст. с мечами и бантом, св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом. В 1880-1881 гг. был в Ахал-Текинской экспедиции, состоял в распоряжении Куропаткина, во время штурма Геок-Тепе был контужен и произвед. в штабс-капитаны и награжд. орд. св. Станислава 2-й ст. с мечами, св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом и св. Георгия 4-й ст. Впоследствии усердием Калитина возле Денгиль-Тепе, на месте стоянки туркестанской колонны Куропаткина, был воздвигнут памятник в честь погибших здесь товарищей.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/19/...

Обратимся к его авторской длительности. Первым, насколько нам известно, сочинением его была диссертация, написанная на степень доктора философии Гёттингенского университета, под заглавием: Zur Entstehungsgeschichte des Consulate in den Communen Nord- und Mittel-Italiens im XI und XII Jahrhundert. Gott. 1867. Ueber die lex salica von Hube. Göttinger Gel. Anze1gen 1867. Kilka sow о Buckle’u. Bibl. Warsz. 1869. 1870. Немецкое право в Польше и Литве. Разбор сочинения Владимирского-Буданова. С.-Пет. 1870. Удостоена золотой медали Импер. Академии Наук 20 сент. 1870. Погребальные обычаи у западных славян на основании археологических раскопок в Мекленбурге. Реферат, читанный на Арх. Съезде в С.-Петербурге 1870 1871. Полабские славяне. Диссертация, написанная для получения степени доктора всеобщей историю. С.-Петерб. 1871. 1872. Notatki Kupca Krakowskiego. Warsz. 1872. Оттиск из „Biblioteki Warszawskiej». 1873–74. Т. В. Macaulaya: Dzieje Anglii w przekadzie polskiem, pod kierunkiem A. Pawiskiego. Tomów X. I–VI. Warsz. 1873; Tomy VII–X Warsz. 1874. W sprawie о narodowoci Kopernika. Warn. 1873. Оттиск из Bibliot. Warsz. 1874. Serbia. Zarysy Historyczno-Etnograf1czne. Skreli A. Pawiski. Warsz. 1875. Cmentarzysko w Dobrzysnycach. Warsz. Доисторическое время в царстве Польском. Варшава. 1876. Pamitniki Marcina Matuszewicza, kasztelana Brzeskiego Litewskiego 1714–1765 wyda Ad. Pawiski. Tomów IV. Warsz. 1876–1895. Под общим заглавием: ródla Dziejowe изданы: Т. 2 Dzieje zjednoczenia. Ormian polskich z kocivem rzymsk1m w 17 wieku z dwóch rkopisów, woskiego i " aciskiego w przekadz1e polskim. Wyda A. Pawiski. Warsz. 1876. T. 3. Stefan Batory pod Gdaskiem w 1576–1577 roku. Listy, Uniwersay, Instrukcye wyda i szkicem historycznym poprzedzi Ad. Paw. Warsz. 1877. T. 4. Poczjtki panowan1a w Polsce Stefana. Batorego 1575–1577. Listy, Uniwersay, Instrukcye wyda i rozprawk о Synodz1e P1otrkowskim z r. 1577 poprzedzi Ad. Paw. Warsz. 1877. Т. 7. Sprawy Prus ksizcych za Zygmunta Augusta w r. 1566–1568. Dyaryusz trzykrotnego Poselstwa komisarów kró1ewskich wyda i wstpem historycznym objani Ad. Paw. Warsz. 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Добронравин К., прот. Российское библейское общество//Странник, 1869, III, август. Добронравин К., прот. Слово в Великий пяток//Странник, 1862, II, апрель. Добросмыслов Д. Евангельские заповеди о «блаженствах», как учение о высших степенях христианской нравственности сравнительно с ветхозаветным законом//Вера и разум, 1899, Докучаев В. Теория Дарвина пред лицом Священного Писания, как самого древнего исторического ботанико-зоологического памятника//Странник, 1869, I, январь-февраль. Дорошкевич С. Хронология книг 1-ой Ездры и Неемии//Христианское чтение, 1886, II, – С. 11. Дроздов Н.М. В защиту свободного научного исследования в области библиологии//Труды Киевской духовной академии, 1902, т. III, – С. 300–331, 641–490. Дроздов Н.М. Исторический характер книги Иудифь//Труды Киевской духовной академии, 1876, т. II, – С. 1–91, 237–295. Дроздов Н.М. К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии//Труды Киевской духовной академии, 1896, т. II, – С. 490–534. Дроздов Н.М. О происхождении книги Товита//Труды Киевской духовной академии, 1884, т. II, – С. 156–209; 1900, т. III. – С. 3–23; 1901, т. II. – C. 300–318. Дроздов Н.М. Парсизм в книге Товита//Труды Киевской духовной академии, 1901, т. II, – С. 244–285. Дроздов Н.М. Сказание об Ахикаре или Акире Премудром и отношение их к Библии//Труды Киевской духовной академии, 1901, т. II, – С. 65–91. Дроздов Н.М. Тип благодарного умершего в народных сказаниях в книге Товита//Труды Киевской духовной академии, 1901, т. II, – С. 417–424. Друммонд Г. Единство законов бытия. Опыт соглашения религии я науки на почве положительных я точных научных открытий. 1) Происхождение жизни. 2) Вырождение. 3) Смерть. 4) Самоумерщвление. Перевод А. П. Лопухина //Странник, 1889, I, январь-апрель. Дылевский Е. [Рец. на:] Библейский словарь, содержащий библейскую пропедевтику, историю, древности, хронологию и прочее Труд и издание А. Верховского. Том I, выпуск I-IV. СПб., 1871–1874//Странник, 1874, IV. Дылевский Е. [Рец. на:] Г. Вл. Библия и наука В двух частях. СПб. 1870.//Странник, 1871, I.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Л. Крылов), хорошо его знавший и впоследствии. «Он любил соединять у себя людей даже враждебно настроенных друг к другу. Так делал он в Саратове, в Полоцке, и впоследствии в Новочеркасске. Сам он не охотник был ни есть, ни пить, но любил, чтобы собравшимся у него гостям было весело. Нужно сказать, что у него никогда не было запасных денег, это был в собственном смысле бессребреник, он жил от жалованья до жалованья; ежемесячно он рассылал множество денег различным лицам, нуждавшимся в пособии». Подчиненные сослуживцы видели в нем не только умного начальника, но и действительно лучшего человека, который входил в их интересы, умел их понимать и сочувствовать им.... «В декабре 1868 г., в первый-же год по приезде, все заметили, с каким добрым участием он отнесся к кончине несчастного бакалавра Рудольфова, как сам лично распорядился при себе омыть и убрать одинокого покойника, о котором некому было позаботиться родственным образом. В 1870 г. он принял горячее участие в кончине жены профессора Ивановского, молодой женщины, отличавшейся редким, образованием и прекрасными душевными качествами и в утешение упадавшего духом вдовца, почтил усопшую надгробным словом и сам написал ее некролог и описал погребение. Осенью того-же года, добрая человечная душа ректора Никанора трогательно проявилась при погребении одного из меньших академических братий – старого служителя академии Осипа Самохвалова, прослужившего при ней свыше 25 лет с необыкновенной честностью; знаменитый вития сам почтил погребением этого маленького, но заслуженного человека и сказал над его гробом глубоко симпатичное слово». Избранный высокопреосвященным архиепископом Донским Платоном в викария, архимандрит Никанор, 30-го июня 1871 г. был наречен, а 4-го июля хиротонисан во епископа Аксайского, викария Новочеркасской епархии. Судя по имеющимся памятникам пятилетнего пребывания преосвященного Никанора в Новочеркасске, большую часть времени он уделял здесь научным работам. В 1872 – 1873 г. писал первые два тома своего капитального сочинения «Позитивная философия». 1874, 1875 и 1876 год были специально посвящены изучению естественно-научных взглядов на происхождение мира и человека. Преосвященный подготовлял для печати сочинение «о Дарвинизме», намереваясь напечатать его в качестве III тома своей «Позитивной философии». Насколько широко вопрос был им поставлен и разработан, можно судить по перечню систем, подвергнутых критике (правда не конченной). Ляйэлль, Гексли, Циммерман, Катрфаж, Мор, Котт, Герм. Креднер, Траудшольд, Фохт, Дю-Прелль и др. группируются вокруг Дарвина, существенные положения их выделяются и ставятся в качестве тезисов, которые подлежат критике. Проповедей преосвященный, в сане епископа – викария, почти совсем не говорил. К 1871 и 1873 году относится самое большое число – 14 бесед и речей. В 1872 и 1874 г. не произнесено ни одной проповеди. В 1875 г. – пять поучений». К этому периоду принадлежат также и статьи литературного характера, напр. «Иоанн и Смарагд архиепископы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Не могу умолчать здесь о том, что журнальная статья Преосвященного Волынского, своим резким изобличительным тоном, возбудила сильные толки как в официальных сферах, так и вне их. Мне сказывали, что Министр Внутренних Дел, по настоянию высшего цензурного Комитета, относился, по поводу этой статьи, к Обер-Прокурору Св. Синода и требовал привлечения автора оной к суду, но последний, по своему великодушию, отклонил от себя это требование, хотя статья эта главным образом направлена против Обер-Прокурорской власти в делах церковных. Надобно при этом заметить, что мысль о чрезмерной власти Обер-Прокурора в Св. Синоде и о злоупотреблениях светских чиновников, подведомых Обер-Прокурору, с давнего времени занимала и возмущала душу Преосвященного Агафангела. Еще в 1862 г., как известно, составлена была им и представлена на благоусмотрение покойного Московского Митрополита Филарета довольно обширная по этому предмету записка. Помянутая статья, принадлежащая перу Волынского Архиепископа, хотя и без подписи его имени, не могла не обратить на себя внимания и Св. Синода. Синод требовал от Преосвященного Агафангела сведений, кому принадлежит эта статья (хотя и известен был ее автор) и с чьего разрешения она напечатана в «Епархиальных Ведомостях». Преосвященный, разумеется, представил объяснение по сущей справедливости и вслед затем получил строгое замечание за то, что преждевременно огласил свое мнение о проекте духовно-судебной реформы, тогда как это мнение, составленное по требованию высшего начальства, не подлежало гласности. Светские журналы и газеты обрадовались появлению такой, как говорят, пикантной статьи, поспешили перепечатать —753— 1874 г. ее на своих столбцах и страницах с приличными, разумеется, комментариями, но при этом редакции журналов и газет разделились на два противоположных лагеря. Одни восхищались и превозносили похвалами статью; другие глумились над нею и жестоко порицали ее автора. Но очевидно, что та и другая сторона, при суждении об этой статье, вдавалась в крайности; истина, как и всегда, заключалась в средине между крайностями. Veritas in medio est.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Как из объяснения священника Шимковича видно, и как мне известно и из других источников, что во многих приходах Полоцкой епархии приходские священники во дни храмовых праздников, подобно Шимковичу, сами не совершают богослужения, а представляют это соседним священникам, которые в свою очередь оставляют без богослужения свои приходские церкви, как священники: Белинский и Шниповский, к огорчению и справедливому неудовольствию своих прихожан, то строго предписать всем благочинным, чтобы они отнюдь не допускали таких беспорядков между подведомыми им причтами во дни храмовых праздников. Исключение может быть допущено только в таком случае, когда в соседнем приходе имеется два священника, или храмовый праздник той или другой церкви не есть праздник общецерковный, тогда для большей торжественности в служении, или для оказания помощи местному священнику в совершении молебствий и других мирских треб могут быть приглашаемы соседние священники. Но местный приходский священник обязан во всяком случае участвовать в богослужении». —744— 1874 г. 22-го ч. писал я в Житомир Преосвященному Архиепископу Агафангелу: «Известие Вашего Высокопреосвященства о действиях моего Псковского соседа не удивило меня. Этого надлежало ожидать от него, при его известных отношениях к Графу Д. А. Толстому и вообще при его нравственных качествах, которые отчасти мне лично известны и о которых сохраняется как здесь, так и в Могилеве, где он был также на службе, не очень добрая память. Но, с другой стороны, тем утешительнее слышать, что большинство Архипастырей решительно против проекта. В таком же смысле трактуют его и светские благомыслящие и беспристрастные люди. Мне недавно случилось прочитать в 64 «Современных Известий» небольшую, но очень дельную статью о реформе духовного суда, приписываемую известному писателю Ю. Ф. Самарину . Если Вы не изволили читать этой статьи, то я рекомендовал бы Вам прочитать ее. Желал бы я иметь понятие о личности Η. В. Елагина, который с такой достохвальной ревностью подвизается в защиту интересов Православной церкви, и от которого я недавно получил, сверх книги: «Предполагаемая реформа церковного суда», еще 20-ть экз. изданной им же брошюры: «Дух и заслуги монашества». Он, вероятно, известен лично Вашему Высокопреосвященству по Вашей Петербургской службе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приятно удивленный таким вниманием и такой снисходительностью Волынского архипастыря, я, разумеется, не замедлил отозваться на его любвеобильное послание. И вот что писал я Его Высокопреосвященству от 11 числа: «Спешу принести Вашему Высокопреосвященству глубокую искреннейшую благодарность за Вашу добрую о мне память и за дорогие знаки Вашего милостивого ко мне внимания и благорасположения. Но позвольте при этом уверить Вас, Милостивый Архипастырь, что мысль о возобновлении письменных с Вашим Высокопреосвященством сношений постоянно меня занимала, но я не решался приступить к ее осуществлению единственно из опасения вызывать, так сказать, Вас на переписку, быть может, для Вас обременительную, при Ваших трудах по управлению епархией, вчетверо многолюднейшею, чем вверенная мне. Если же Вашему Высокопреосвященству мои письма могут доставлять хотя малое удовольствие, я с великой охотой готов делиться с Вами моими мыслями и чувствами, тем более что наше с Вами служебное положение почти одинаково по тем нравственным условиям и по тому духу, какой преобладает в подведомом тому и другому из нас духовенстве. По всей вероятности, те же огорчения и скорби, какие я, в течение семилетнего моего пребывания на Полоцкой кафедре, испытывал и испытываю, в —729— 1874 г. большей или меньшей мере, касаются и Вашего Архипастырского сердца. Пока я был в Москве, я не имел даже и понятия о тех затруднениях и неприятностях, какие почти на каждом шагу встречаются епархиальному архиерею, особенно здесь в западном крае; по крайней мере, так было до сих пор со мною. Правда, я поставлен здесь в исключительное положение: мне суждено быть преемником архипастыря, которому я не мог и не могу во многом подражать, не оскорбляя своей совести и не противореча моим личным убеждениям, но который, в свою очередь, не мог хладнокровно видеть и слышать о моих действиях, несогласных с его образом действий, и потому, заседая в верховном судилище, не мог не парализовать так или иначе моих действий на пользу вверенной мне епархии. К счастью, есть у меня в Петербурге и доброжелатели; иначе мое положение было бы еще затруднительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—739— 1874 г. жил в г. Кременце и имел архиерейский надзор над Семинарией. Теперь он живет там, в 300 верстах от Житомира и в 25 верстах от Почаева, куда я приезжал летом прежде на пять месяцев, а ныне думаю приехать только на два или на три месяца. Таким образом я не пользуюсь от Викария вспомоществованием, ни в отправлении церковных многочисленных и весьма отяготительных для меня по особым местным обстоятельствам служб, ни в занятии делами Епархиального Управления. Псаломщиками продолжает он несколько заведывать; рукополагает, хотя редко, и ставленников. За то оказывает мне действительную помощь в наблюдении над Семинарией, которая, вследствие нового Устава, сделалась истинным бременем и болезнью для Архиерея. Представление свое о проекте церковного суда послал я в Св. Синод в январе сего года от 31 декабря 1873 г., на 36-ти листах весьма разгонистого письма. Тогда же послал копию с представления к Высокопреосвященному Исидору, Митрополиту Петербургскому, как первому Члену Синода, дабы делопроизводители Комитета при своих извлечениях из моего труда не сделали пропусков. Другую копию, изменив начало представления, послал я в виде статьи в Кременец для напечатания. На руках у меня ничего не осталось, потому что черновые заметки сожжены, как ненужные. Когда статья выйдет из печати, то не замедлю прислать на милостивое братское благоусмотрение Вашего Преосвященства. Представление состоит из 3-х частей. В l-й говорится о вреде Прокурорского надзора для духовенства и о вреде нового расширения власти Обер-Прокурора для церкви и для духовенства. Во 2-й части доказывается, что новый проект противен Слову Божию, канонам церкви и благосостоянию общества. В 3-й части изображается неосновательность пояснительной записки. Со времени поступления моего представления начались некоторые придирки по делам. Но о судьбе представления ничего не знаю. Слышал только, что нашелся и между нами изменник, именно, Псковский Павел 1201 . В своем отзыве он будто бы написал, что проект проливает новый свет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В истории русской словесности у о. Дорофея – особое почетное место, так как он, познакомившись в 1871 г. в Константинополе с Константином Леонтьевым и оценив глубину его личности, хлопотал об издании главной книги мыслителя – «Византизм и славянство». Относительно публикаций сочинений Леонтьева найдено письмо старца к благодетелю Лепешкину, посланное из турецкой столицы в 1874 г.: «Милостивыи государь Николаи Васильевич! Рекомендую Вам подателя сего письма г-на Константина Николаевича Леонтьева, бывшего Русского консула в Салониках и хорошего нашего знакомца; мы с ним пришли в соглашение об издании его сочинении. Теперь на первои раз прошу Вас, примите на себя труд заказать в типографии издать 1200 экземпляров книгу под заглавием: “Византизм и славянство”. Бумагу купите сами и какое будите иметь условие с типографиеи нас уведомьте, если можете поскорее, что будет стоить это издание. Я надеюсь, что Вы не отяготитесь сего исполнить. Деньги по первому Вашему извещению мы пошлем к Вам по переводу. Итак, я надеюсь, что Вы исполните мою просьбу; я сеичас отправляюсь с г-м Муравьевым на Афон. Мои поклон всему Вашему семеиству. Остаюсь любящии Вас иеромонах]Дорофеи». Интересный момент в письме к Лепешкину – упоминание в нем видного духовного писателя и церковного деятеля Андрея Николаевича Муравьева. Посетив Святую гору в 1849 г. и приняв близко к сердцу дела Серайской келлии, как тогда называли будущий Андреевский скит, Муравьев добился тогда у Протата (афонского органа самоуправления), ее возвышения до статуса скита, и не оставлял своими заботами обитель и далее. В 1874 г. скиту исполнялось четверть века и его насельники, естественно, чаяли видеть своего дорогого ктитора на празднике. С этой миссией в Киев, где жил тогда Муравьев, был отправлен именно о. Дорофей. Для Муравьева это стало его последним путешествием – вернувшись в Киев, 18 августа 1874 г. он скончался, в возрасте 68-ми лет, успев, однако увидеть Андреевский скит процветающим и благодарно помнящим о своем ктиторе.

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010