Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б). Аввакум... Житие протопопа Аввакума./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А). Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П). Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение наст. раб. «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77. Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.). Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.

http://bogoslov.ru/article/4792683

Важную финансовую функцию, которая, однако, редко была единственной и поэтому не стала продуктивной в антропонимике, выполнял меняла. Менялы (Кочетовская) обменивали иностранные монеты на местную валюту, которой немало попадало в Черкасск и с военной добычей, и в мошне чужестранных купцов. К услугам этих последних были, конечно, и «дворы» – гостиницы тех времен, которые содержали дворники (Дворников, Заветинский р-н). Функции дворника в старину были значительно шире содержания в чцстоте дворов и улиц Дворником называли торгового человека, содержавшего от себя, от монастыря или от боярина городской дом и подворье, где останавливались его хозяева и заезжие купцы. В фамилиях Прикащиков (Кобылянская, Старочеркасская) и Воротилин (Митякинская, от воротила – главный приказчику купца) запечатлены торговые должности без указания на конкретный род торговли, которой занимался основатель фамилии. Другие профессиональные прозвища были более красноречивы и сообщали, что он или его предок торговали шерстью, щетиной, железом, скобяным товаром, смолой: Шерстяков (Рыковская, 1752 г.) от шерстник, торговец шерстью; Щетинников (Базковская, Еланская, Усть-Хоперская), от щетинник – торговец щетиной; Железников (5 станиц), от железник – торговец скобяным товаром, оружием; Смольников (Нижнечирская). В фамильном словаре Подонья отразился ряд ремесел, связанных со сферой обслуживания. Пищевая промышленность была представлена, прежде всего, мельниками, потомков которых можно найти в списках почти всех станиц: Мельник (Богоявленская, Кочетовская), Мельников (14 станиц); Мерошников, Мирошников (Егорлыкская, Ольгинская), от мирошник – мельник или работник на мельнице; Прудников (Боковская), от прудник, мельник на водяной мельнице, мельнице с запрудой. С мельниц мука поступала к хлебникам, калачникам, пряничникам, баранникам, пирожникам, ситникам, Отсюда антропонимы Хлебников (Новочеркасск), от хлебник, пекарь и торговец хлебом; Прянишников (Аксайская); Калачник (Черкасск, 1752 г.); Калачников (Каргальская, Аксайская); Калашников (Золотовская) Баранников (Вешенская, Гундоровская, Велико-Княжеская, Новочеркасск), от баранник, пекарь, выпекавший баранки; Пирожников (Новочеркасск); Ситников (5 станиц), от ситник, пекарь, выпекавший хлеб из белой, пробитой через сито муки. Хозяева больших пекарен имели особого подмастерья, мукосея, в чьи обязанности входило просеивание муки. Мукосеевы встречаются в станицах Иловлинской и Вешенской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В разгар Первой мировой войны, в феврале 1916 года, министр земледелия А. Н. Наумов доложил депутатам Думы: " В империи имеется до 900 млн пудов избытка главных хлебов. Другими словами, у нас имеется излишек не менее 1/3 годовой потребности " . Тем не менее неурожайные годы заставляли царское правительство принимать экстренные меры. Летом 1892 г. в Поволжье и некоторых других районах России началась засуха. Появились первые признаки голода. Цесаревич Николай Александрович сам возглавил Комитет помощи голодающим. Еще и еще раз хочется повторить знаменательные слова П. А. Столыпина: " Россия не вымирает. Прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств всего мира, достигая на 1000 человек 15,1 в год " . (Это было сказано вскоре после засухи!) В связи с этим высказыванием П. А. Столыпина следовало бы напомнить о другой конъюнктурной трактовке понятия " голод " . Летом 2001 г. отмечался печальный восьмидесятилетний " юбилей " засухи в Поволжье, перекинувшейся на Сибирь, Крым, Украину. Тогда в 1921- 1922 гг. погибли миллионы голодающих. Таким образом, голод голоду рознь. Если к естественным его причинам добавляются политические - губительность голода возрастает многократно. И вот наступили времена, когда феномен " русского хлеба " стал по-настоящему давать сбои. Хотя были еще и сталинские, и хрущевские миллиарды пудов. И известная картина " Хлеб " лауреата Сталинской премии художницы Т. Н. Яблонской, на которой упитанные молодые колхозницы как бы олицетворяли " советский хлеб " , прообраз земного, плотского " рая " , когда о духовном отношении к хлебу говорить не приходилось. Но уже в 1925 г. профессор Н. Д. Прянишников в юбилейной речи 8 марта почти с удивлением отмечал, что в 20-е годы Россия все еще относится в силу инерции к странам-экспортерам хлеба, уступив первенство по производству зерна на одного жителя таким традиционным импортерам, как Германия, Дания, Швеция и др. И объяснял это отсталостью русской промышленности и необходимостью в обмен на хлеб приобретать технику.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/08.h...

134–138). 4 Заслугами для развития в России богословского образования проповедничества и науки вообще не ограничивается историческое значение Иннокентия. В числе его корреспондентов насчитывается десятка два высших государственных сановников и около пятидесяти лиц из высшей родовой аристократии в России. Между прочим это были председатель государственного совета граф Д.Н.Блудов, министры народного просвещения кн. А.Н.Голицын, граф С.С.Уваров, А.С.Норов , министр внутренних дел граф Л.А.Перовский, министр финансов Княжевич, министр государственных имуществ П.Д.Киселев, министры военные Сухозанет, кн. Меньшиков и кн. В.А.Долгоруков, министр иностранных дел Нессельроде, фельдмаршал Паскевич, главный начальник военно-учебных заведений Я.И.Ростовцев, знаменитый устроитель Крыма и Кавказа кн. М.С.Воронцов, киевские генерал-губернаторы Д.Г.Бибиков и кн. И.И.Васильчиков, обер-прокуроры св. синода Нечаев, гр. Протасов и гр. А.П.Толстой; графы Строгановы, московский и одесский; кн. П.А.Ширинский-Шихматов; главно-управляющий почтовым департаментом Ф.И.Прянишников, наказной атаман войска донского – М.Д.Хомутов, и друг. Из родовой русской аристократии: несколько князей Голицыных, два Долгоруковых, три Долгоруких, несколько графов Толстых, князь Орлов, граф Орлов-Денисов, графиня А.А.Орлова-Чесменская, граф и графиня Левашовы, графы Гендриковы, князья Шаховские, кн. Репнины, Корф, Потоцкие, Буксгевдены, Оболенские, Ламберт, П.А.Вяземский, Мусин-Пушкин, Потемкины, А.М. и Т.Б., граф Кочубей, граф Никитин, Загрятские, Завадовские, Вревские, Булацель, Сен-При, князь Давыдов, Тучковы, Шабельские, Красинские, Коцебу, Опочинины, Багговут, Лазарев М.П., Мальцевы, Левшин, Анненков, Н.Н.Остен-Сакен, Рикорд, Будберг, первоприсутствующий сенатор Горгали и множество других. Далее следует ряд «дельцов» в разных министерствах, стоявших на иерархической лестнице на второй ступени, каковы: А.Н.Муравьев, Щербинин, Сербинович, Тройницкий, Брадке, Дурасов, Красовский и др. Из литераторов и ученых, кроме исчисленных выше, замечательными корреспондентами Иннокентия были: Н.В.Гоголь, рассуждавший в своих письмах к нему о великом призвании и будущности России и поверявший ему свои мучительные думы в самые тяжелые для него времена после издания «переписки с друзьями» и после убийственной критики на эту переписку – Белинского; К.А.Неволин, знаменитый юрист, граф А.К.Толстой, Кукольник, Квитка, Щербина, Гулак-Артемовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

- Верно ли мнение, что проект манифеста 1861 года об освобождении крестьян писал святитель московский Филарет (Дроздов)? - Он действительно принимал участие в разработке этого документа, по просьбе председателя редакционной комиссии графа Панина. Святитель взял за основу проект Ю.Ф. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли - не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация - раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв (который есть в собрании отзывов на проект манифеста), что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. 1888 Сослагательное наклонение - И в XIX, и в XX веке, и даже в наши дни есть люди, негативно относящиеся к манифесту 1861 года, считающие, что это был очень неудачный, непродуманный акт, в итоге приведший к революции 1917 года. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? - Тут, конечно, легко ответить, что история не знает сослагательного наклонения. Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года (когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству») следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, - иронизирует Ключевский, - 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Выставка иллюстратора журнала " Вода живая " Олеси Гонсеровской открылась в Российской национальной библиотеке ноября 2013 " Lingua Sacra " ( " священный язык " ) - так названа интерактивная выставка, представленная 8 ноября в Новом здании Российской национальной библиотеки. В открытии приняли участие представители дирекции РНБ, священники Санкт-Петербургской епархии, специалисты-богословы. Особенность творчества Олеси Гонсеровской в том, что она иллюстрирует именно богословские статьи журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " , где визуальных образов очень мало. Тем удивительнее богатство сюжетов ее картин и рисунков. Вел церемонию сотрудник Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Волчков . Он раскрыл загадочное слово " интерактивная " в названии экспозиции: к каждому произведению прикреплен QR-koд, через который приложение для смартфонов и планшетов открывает интернет-страницу электронной версии статьи, которую это произведение иллюстрирует.  " Журнал показывает все интересное, что происходит в церковной жизни. Но его авторы касаются и не столь сиюминутных вопросов богословия, философии и метафизики. Такие материалы важно сделать интересными, доступными восприятию, в том числе за счет иллюстраций, а теперь и современных технологий " , - отметил отец Алексий. Протоиерей Александр Сорокин , председатель  Информационно-издательского отдела  и ответственный редактор журнала, подробнее рассказал о значении названия выставки: оно одноименно постоянной рубрике журнала, где и поднимаются вечные вопросы. " Также Олеся иллюстрировала материалы нашей рубрики " Слово Божие " , где мы публикуем проповеди священников. С нашей точки зрения эти рубрики для иллюстрации самые сложные. Важно сделать " священный язык " доступным каждому, и Олеся как раз рассказывает о христианстве языком современной живописи " . О богатстве фондов РНБ говорила заведующая отделом ее культурных программ Вера Прянишникова. Одной из фондовых жемчужин является отделение богословия (на русском и иностранных языках), которое собиралось со времен Императорской публичной библиотеки (РНБ и сегодня называют " Публичкой " ). " Духовное и культурное просвещение идут рука об руку, занимая все более значимое место в жизни россиянина " , - уверена представительница библиотеки.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=394...

Да, смерть уравнивает всех. Четыре месяца спустя, участвуя в первой церемонии похорон на Братском кладбище, Елизавета Фёдоровна утешит родственников сотника В. И. Прянишникова. Но и каждая жизнь одинаково ценна. А значит, надо делать всё возможное, чтобы спасти любого из попавших в мясорубку войны, чтобы исцелить всякого, кто пострадал, защищая Россию. «Действительно, — вспоминал Джунковский, — помощь раненым в Москве поставлена была необыкновенно широко. Забывши совершенно личную жизнь, ушедшая от мира Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была душой всех добрых дел в Москве. К декабрю месяцу 1914 года в Москве было до 800 лазаретов, которые за пять первых месяцев облегчили страдания сотням тысяч раненых». Не оставляя других многочисленных дел, Великая княгиня часто посещала московские госпитали, проверяя их работу и утешая пациентов. Иногда она выезжала в другие губернии, а однажды побывала с инспекцией в прифронтовой полосе на Северо-Западе. Но всё-таки основное время занимала работа в Первопрестольной, где неожиданно возникла новая проблема. «У меня образовался Дамский комитет, во главе которого я поставила графиню Олсуфьеву, чтобы помогать в усовершенствовании военных лазаретов, — сообщала Елизавета Фёдоровна императору, — ведь они, как тебе известно, сильно уступают Красному Кресту и частным лечебницам. И тем более, когда мы узнали, что военнопленные получили небольшие подарки и т. п. от соотечественников, а наши нет, мои дамы стали помогать нашим, заботиться об удобстве раненых и т. д. Конечно, имея доброе сердце, они по возможности помогали и несчастным пленным, но их доброта была так дурно истолкована, и всё свалили на меня, будто бы я забочусь только о немцах… незачем и повторять эту ложь!!» О том, как же всё-таки злословили в её адрес, говорит в своей книге игумен Серафим Кузнецов: «Тяжело было слышать её любящему сердцу гнусную клевету, что якобы неприятельским раненым воинам давала по рублю, а русским по образку. Она лично мне об этом говорила, глубоко скорбела о коварстве клеветников».

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Разделы портала «Азбука веры» Описание На картине представлена часть церковного алтаря с нарядно убранными иконами. Внимание зрителя приковывает образ молодой девушки в русском национальном костюме: нарядном сарафане из узорчатой ткани.  Лицо девушки, одухотворенной молитвой, миловидно и прекрасно, движения ее легки и изящны.  Ее разделенные на прямой пробор темные волосы гладко зачесаны и убраны в косу, скрепленную одной лентой, – отличительный знак девицы на выданье. Обращаясь мыслями к Богу, она с воодушевлением на лице подносит зажженную свечу к паникадилу . В своих мыслях она как будто птица возносится к небу, взмах ее руки легкий, парящий. Во всем ее облике чувствуется духовная сила. Позади девушки, на фоне южных врат, усердно крестится седовласый мужчина. Слева от нее пожилая женщина, закутанная в длинную полосатую шаль, подносит младенца к аналою с иконой. Эффектные световые контрасты и яркость цветовой палитры усиливают эмоциональный эффект воодушевления и радости. За световые эффекты в сочетании с идеализацией образа, академичностью рисунка, нарядностью исполнения, картина стала наглядным образцом салонной живописи. История Картина  была впервые показана на академической выставке 1842 года и привлекла внимание зрителей. Замысел произведения принадлежал К.П. Брюллову. Об этом свидетельствует аналогичный по сюжету и композиции рисунок в альбоме Брюллова, выполненный в период работы мастера над большим полотном «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843) на тему русской истории. Полотно неоднократно повторялось автором. Одна из картин в 1860 году была поднесена в дар испанской королеве, которая в знак благодарности пожаловала Г.К. Михайлову бриллиантовые запонки. Повторения произведения представлены в собраниях Кимрского краеведческого музея и Тюменского музея изобразительных искусств. Критика В каталоге собрания Ф.И. Прянишникова была дана следующая характеристика картины: «Русская пригожая крестьянская девушка в праздничном уборе ставит в церкви свечу пред иконой… Картина привлекательна и сюжетом, и исполнением. Народный русский костюм и типы лиц схвачены и переданы молодым живописцем весьма верно. Здесь замечательно также и искусное соединение двух светов: дневного, проникающего сквозь окно храма, и света от теплящихся пред иконами свечей». В целом картина получила положительные отзывы критиков. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/devushka-stavyashha...

Нередко случалось, что при множестве приношений не все соответствовали назначению и частностям рисунка, и тогда труженица Давыдова взывала к помощи Владычицы, и, бывало, не успеет никому ещё сказать, как являются жертвователи с такою именно вещью, которая была необходима. Таким образом и устроилась в 1849 году священная шитая риза на чудотворную икону. Риза эта представляет Богородицу облечённой в разноцветную мантию с широкими рукавами, поверх которой спускается широкий омофор, нисходящий от плеч и окаймляющий всю мантию. Чело Богородицы украшено убрусом, шитым из жемчуга, бриллиантов и самых драгоценных камней. Такая же мантия и омофор покрывают и Предвечного Младенца. Основою ризы служит золотая фольга, которая дополняет своим блеском общую красоту. При свете солнечном здесь ярко отражаются все цвета радуги; при вечернем освещении риза горит разноцветными огнями и кажется, как бы соткана из самых драгоценных украшений. Тут можно отыскать во множестве алмазы, бриллианты, бирюзу, топазы, аметисты, сапфиры, изумруды, аквамарины, опалы, гиацинты. В церковной описи 1860 года значится 32 группы самых замечательных драгоценностей. Жемчугу, бурмицких зёрен, гранатов и других драгоценностей так много, что невозможно исчислить их. Приношений стекалось в таком множестве, что все не вмещалось в ризе, и потому из них составилась ещё большая драгоценная корона в венце Приснодевы, и самый венец украсился замечательными драгоценностями. Лики святых по краям иконы покрылись такими же драгоценными ризами; даже нижняя золотая кайма осыпана большими и дорогими камнями, а среди них красуется сердцеобразный огнистый топаз, приношение В. А. Прянишниковой, на котором вырезана надпись: 1831 и 1848 годы, указывающая на двукратное избавление Царского Села от холеры. Большая и наилучшая часть этих драгоценностей составляет жертву в Бозе почивших императриц Александры Феодоровны и Марии Александровны и великих княгинь Александры Иосифовны, Марии и Ольги Николаевн; эти жертвы украшают убрус на главе Богоматери и перси, а также грудь, пояс и прочие части одежды у Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

б) в собрании П.А. Овчинникова: 162) Сборник различных статей, XVII в., в 4-ку. Содержит в числе других несколько слов Максима грека , а также и сказание о нем «осьмой убо тысящи», читаемое здесь дважды (писано разными почерками). Варианты сказания этой рукописи выше не отмечены, потому что в числе их нет ни одного существенного. 163) Слова Максима грека , 142 главы, ркп. первых поморских писем конца XVII или начала XVIII вв. Первые 77 глав писаны одной рукой, остальные главы другой. Есть сказание «осьмой убо тысящи», в тексте сказания есть вставка о гор. Арте, как и в некоторых других (см. выше стр. XXXII, вар. 25). Варианты сказания сей ркп. почти те же, что в ркп. С4, Т5, АЗ, ПЗ и 8 и др. (см. напр. стр. XXXVII, вар. 107); они не отмечены выше, потому что рукопись эту я получил по напечатании уже текста сказания. 164) Тоже – слова Максима грека , в количестве 38, в 4-ку, половины XVII в. Сказания о Максиме греке никакого нет. По листам ркп. внизу: «лета 7165 году месяца, декабря в 6 день книга Максим грек ...», остальное вырезано и заклеено, разобрать нельзя. в) в собрании Г.М. Прянишникова: 165) Слова Максима грека вместе с Проскинитарием Арсения Суханова , XVIII-XIX вв. (на бумаге 1794 г.), в лист, на 370 + 205 листах. В начале рукописи (лл. 1–4) особое сказание о Максиме греке , которое по сей именно рукописи напечатано выше на стр. XII-XVI; на лл. 5–370 слова Максима грека, а на лл. 1–205 Проскинитарий Арс. Суханова вместе с Прениями. В. М. Ундольский в одном рукописном труде своем (ркп. 1382 в Московском Публичном и Румянцевском музеях) указывает в библиотеке Нижегородской дух. семинарии след. рукописи: а) «Толковую Псалтирь перевода Максима Грека ». б) «Слова Максима Грека ». В настоящее время, по свидетельству И. С. Крылова, бывшего преподавателя Нижегородской гимназии, к которому я обращался с просьбой просмотреть эти рукописи, – их нет ни одной ни в семинарской библиотеке, ни в существующем при семинарии церковном древлехранилище. VII. В Ярославской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010