810 Устав. 5–7. На последующих л.7 об.–29 об. расписаны все подробности служб отдельных праздников. 815 Руководственные указания. 13–14. В 1915 г., до напечатания данного приказа, в войска рассылалось предыдущее издание «руководственных указаний» с приложением «Порядка отправления церковных служб в судовых церквах» (см.: Канцелярия. 23–23 об.). 818 Лекция Дмитриевского. 430. См. также более ранние публикации: Дмитриевский. Вынос плащаницы; Дмитриевский. Рецензия. 820 См.: Лекция Дмитриевского. 430; Дмитриевский. Триодь. 709–710. Ср. более раннюю статью: Дмитриевский. Утренние молитвы; а также: Пр-й С-н (1906). 400. 821 Впервые издан в Константинополе в 1838 г. протопсалтом Константином; переведен на славянский язык для болгар иеромонахом Неофитом Рыльским. К началу XX века употреблялся не только в приходских церквах, но и на родине нашего устава – в лавре преп. Саввы Освященного. См.: Скабалланович (1). 493. 827 Скабалланович (2). 330–336. Михаил Николаевич Скабалланович (1871–1931), канд. (1896) и магистр (1905) богословия КДА, пом. инспектора Каменец-Подольской ДС, пом. смотрителя Мариупольского дух. училища (1898–1906), препод., проф. КДА (1906–1918), препод, классической филологии Киевского ун-та (1920), работал в библиотеке б. Михайловского м-ря (1924), в Этнографической комиссии Академии наук УССР (1928–1930). 847 См.: Письма и доклады. 1–1 об. Димитрий (кн. Абашидзе, 1867–1942) окончил Новороссийский ун-т (1891) и КДА (1896), препод, и инспектор Тифлисской и Кутаисской ДС, ректор Александровской миссионерской семинарии (1900), еп. Алавердский (1902), Гурийско-Мингрельский, Балтский, Туркестанский (1906), Таврический и Симферопольский (1912), архиеп. (1915). Служил судовым священником во время войны (1914). После Собора – член Высшего временного церковного управления Юго-востока России. На покое с 1921. Временно управлял Феодосийским викариатством (1922). Подвергался арестам в 1922, 1923, ок. 1930 и в 1933 г. В конце 20-х гг. принял схиму с именем Антоний. 851 Текст доклада: Письма и доклады. 109–112 об.; публикации: Кравецкий. Проблемы Типикона. 78–83; Из материалов Отдела. 303–307.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знакомство с завешенным нам В. М. Бехтеревым богатством идей, фактов, наблюдений, советов и предупреждений в этой сложнейшей области медицины сейчас, как никогда, наобходимо» (Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М.: Мысль, 1994, с. 5). В этой же работе можно найти интересную критику Бехтеревым психоанализа, к которому он относился с большим скепсисом. Для религиозно-психологического изучения психоанализа крайне интересно бехтеревское сопоставление его основной процедуры с христианской исповедью (там же, с. 306). Есть в этой работе не только критика, но и предлагаемые им позитивные психотерапевтические методы: лечение перевоспитанием, лечение убеждением, лечение идеалами. Последнее заключается в том, чтобы «направить мысли больного на высшие проблемы и вызвать к жизни высшие философские, этические и эстетические идеалы…» (там же, с. 304) (религиозные идеалы не упоминаются Бехтеревым, но они, безусловно, здесь также приложимы). Большое внимание уделяет Бехтерев такому около религиозному явлению, как сектантство, которому посвящена большая часть его работы «Внушение и его роль в общественной жизни» (СПб., 1903; СПб., 1908). Вот названия некоторых глав оттуда: «Внушение, как фактор в массовых самоистребительных актах русских сектантов», «Эпидемии колдовства и бесоодержимости», «Эпидемии кликушества и порчи», «Эпидемия малеванщины», «Психопатическая эпидемия иеговизма», «Психопатическая эпидемия среди русских духоборцев», «Эпидемическое распространение мистических учений». 1905 г.: 1906 Ценным подспорьем при изучении психологии древнегреческой религии может служить работа Евгения Александровича Боброва (1867–1933), проф. Северокавказского университета, «Психологические воззрения древних греческих философов» (СПб., 1906; 2е изд., испр. и доп. Варшава, 1910). П. П. Аникиев обратился к анализу жизни и творчества преподобного Симеона, выдающегося христианского богослова (получившего наименование Нового Богослова), философа, мистика, поэта: «Мистика преп. Симеона Нового Богослова » (СПб., 1906), «Апология мистики по творениям преп.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

пер.: Богословские труды. Сб. 22. М. 1981. С. 139–175) составлено в форме диалога между язычником Цецилием Наталием и христианином Октавием Януврием, провинциальным адвокатом, другом автора. См.: О Минуции Феликсе – авторе «Октавия».//Богословские труды. Сб. 22. М. 1981. С. 176–177. 240 Миролюбов Михаил Васильевич; (11 октября 1872 – не ранее 1939). Окончил Новгородскую ДС (1892) и С.-Петербургскую ДА (1896), к. б. С 28 марта 1897 – помощник инспектора Новгородской ДС, с 28 сентября 1900 – преподаватель логики Тобольской ДС. Одновременно с 24 октября 1907 – преподаватель педагогики, с 1 сентября 1908 – истории, педагогики и логики Тобольского ЕЖУ. С 30 января 1910 – преподаватель логики Новгородской ДС. «Строгий к себе, аккуратный до педантичности даже в служебных мелочах, он и от питомцев семинарии требовал соблюдение строгого порядка [...] Имел мягкое сердце и был добр и снисходителен, когда видел в провинившемся школьнике искреннюю готовность исправиться». (М. К. Проводы сослуживца.//Новгородские ЕВ. 1900. 23. С. 1477–1478.) 68 Мироносицкий Порфирий Петрович ; (10 января 1867 – 1 марта 1933). Окончил Пензенскую ДС (1887) и Казанскую ДА (1891), к. б. С 1891 – учитель начальной школы в Пензенской губ. 29 мая 1894 – магистр богословия («Афинагор, христианский апологет II века». Казань. 1894). С 27 декабря 1894 причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода сверх штата. С 1 января 1896 – помощник редактора журнала «Народное образование». С 13–25 марта 1897 – сверхштатный, с 14 января 1913 – постоянный член Училищного Совета при Св. Синоде. Преподаватель Св.-Владимирской церковно-учительской женской школы. С 14 января 1913 (указ 4 февраля) – постоянный член Училищного Совета. Редактор газеты «Приходской листок» 1914–1915 (совместно с М. А. Остроумовым ). Был редактором «Листка Всероссийской церковно-школьной выставки» (1909). 14 мая 1918 – ноябрь 1919 служил также в Театральном отделе Наркомпроса. 2 января 1920 утвержден преподавателем церковного пения, с 27 июля 1920 – профессор гимнологии и церковнославянского языка Петроградского Богословского института.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Асквит Элизабет (1897–1945) — автор пьес «Приходится винить только себя» (1921), «Воздушные шары» (1923), «Нет пути назад» (1927), «Портрет Кэролайн» (1931). В 1919 г. вышла замуж за князя Бибеско (см. примеч. 30/В файле — комментарий — прим. верст. /). Ронда , леди. — См. примеч. 22 к гл. VII/В файле — комментарий — прим. верст. /. Эрвин Сент-Джон Грир (1883–1971) — ирландский драматург и романист. Его многие пьесы, в частности «Джон Фергюсон» (1915), были представлены на сцене театра Аббатства. В Англии работал театральным критиком в крупных газетах. Кэрри, сэр Джеймс (1868–1937) — чиновник Министерства колоний Великобритании. Болдуин Стэнли (1867–1947) — премьер-министр Великобритании в 1923–1924, 1924–1929 и в 1935–1937 гг. Моттистон Джон Эдвард Бернард Сили, лорд (1868–1947) — английский политик и военный деятель, которому в 1933 г. был присвоен титул барона. Джерарди Уильям Александр (1895–1977) — английский романист и новеллист. Родился в Петербурге. Военный атташе британского посольства в Москве, посетил Сибирь в 1918–1920 гг. Свои романы называл «юмористическими трагедиями». Автор романа на русские темы «Тщета» (1922), книги о Чехове (1923), произведения автобиографического характера «Воспоминания полиглота» (1931), а также — из истории России «Романовы» (1940). Г.-Дж. Уэллс восхищался его романами. Зорин (настоящая фамилия — Гомберг) Сергей (1880–1937) — профессиональный революционер, находился в эмиграции с 1911 по 1917 г. Секретарь партийного комитета Петрограда. Расстрелян в 1937 г. Терри Эллен.  — См. примеч. 21 к гл. III/В файле — комментарий — прим. верст. /. Данн Джон Уильям (1875–1949) — английский авиаконструктор, создатель первого английского военного самолета (1906–1907 гг.). Автор книг «Эксперимент со временем» (1927), «Серийная вселенная» (1934), «Новое бессмертие» (1938). Уэллс помог сохранить Данну чертежи, когда тот уходил на фронт, но скептически относился к его философским штудиям. Уайтхед Алфред Норт (1861–1947) — англо-американский математик и философ, автор основополагающей работы по математической логике «Principia Mathematica» (1910–1913) (совместно с Бертраном Расселом), книг «Процесс и реальность» (1929), «Приключения идей» (1933), «Природа и жизнь» (1934) и др.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

БАРНАУЛЬСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 в/у БИЙСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ 19.11(02.12)1923 15(28)02.1928 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 12.1925 06.1926 ФЕОДОСИЙСКАЯ 05.1928 12(25)08.1928 Григорий Лисовский ЛУБНЕНСКАЯ 10.1921 ПОЛТАВСКАЯ 04(17)03.1927 Григорий Медиоланский ВЫБОРГСКАЯ 02.02.1867 21.08.1868 ПЕНЗЕНСКАЯ 21.08.1868 24.04.1881 Григорий Миткевич (Митькович) КАЛУЖСКАЯ 09.12.1851 13.04.1881 Григорий Орлов РОССОШАНСКАЯ, обн. 10(23)04.1933 19.09(02.10)1935 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 19.09(02.10)1935 02(15)04.1938 Григорий Полетаев КОВНЕНСКАЯ 02.02.1891 21.11.1892 АСТАНАЙСКАЯ 21.11.1892 18.02.1895 ОМСКАЯ 18.02.1895 17.12.1900 ТАЛЛИННСКАЯ 07.05.1822 04.01.1826 КАЛУЖСКАЯ 04.01.1826 03.03.1828 РЯЗАНСКАЯ 03.03.1828 25.07.1831 ТВЕРСКАЯ 25.07.1831 01.03.1848 КАЗАНСКАЯ 01.03.1848 01.10.1856 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 НОВГОРОДСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 Св. Григорий Премудрый ЯРОСЛАВСКАЯ 14.03.1396 03.05.1416 Григорий Соколов КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 11.07.1910 14(27)01.1922 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 20.05.1914 20.07.1914 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, паки 1918(?) 1919(?) Григорий Униат КИЕВСКАЯ 07.1442 Григорий Цамблак КИЕВСКАЯ 15.11.1415 14.10.1419 Григорий, кн. Чиковани ЦАИШСКАЯ 30.08.1814 15.11.1823 Григорий Чирков в/у МОЖАЙСКАЯ 28.08(10.09)1987 31.08(13.09)1987 МОЖАЙСКАЯ 31.08(13.09)1987 Григорий Чуков САРАТОВСКАЯ 01(14)10.1942 13(26)05.1944 в/у ВОЛГОГРАДСКАЯ 07.1942 02(15)05.1944 в/у АСТРАХАНСКАЯ в/у ТАМБОВСКАЯ 09.1943 01.1944 ПСКОВСКАЯ 13(26)05.1944 25.08(07.09)1945 в/у ТАЛЛИННСКАЯ 1944(?) 1945(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ 25.08(07.09)1945 в/у НОВГОРОДСКАЯ в/у ТАЛЛИННСКАЯ, паки 1949(?) 1950(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ, паки 19.02(04.03)1949 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ, паки 08(21)10.1949 29.10(11.11)1954 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ Григорий Яцковский МИЧУРИНСКАЯ 21.11.1908 13.12.1912 БАКИНСКАЯ 13.12.1912 13.09.1917 в/у ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 09.09.1913 04.10.1913 ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ 13.09.1917 17.11.1917

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10(23)10.1977 ЖИТОМИРСКАЯ 10(23)10.1977 31.08(13.09)1989 Иоанн Братолюбов БЕРЕЗОВСКАЯ 19.07(01.08)1923 22.07(04.08)1924 в/у ИРКУТСКАЯ 27.06(10.07)1924 22.07(04.08)1924 ВОТКИНСКАЯ 26.07(04.08)1924 04.1926 СУЗДАЛЬСКАЯ 04.1926 30.06(13.07)1927 ШАЦКАЯ 30.06(13.07)1927 14(27)02.1929 УРАЛЬСКАЯ 14(27)02.1929 13(26)08.1930 КУРГАНСКАЯ 13(26)08.1930 10(23)10.1931 САРАПУЛЬСКАЯ 08(21)06.1943 06(19)11.1943 ИЖЕВСКАЯ 06(19)11.1943 01(14)02.1945 УФИМСКАЯ 01(14)02.1945 05(18)11.1948 в/у СИМБИРСКАЯ 13(26)01.1953 22.05(04.06)1953 СИМБИРСКАЯ 22.05(04.06)1953 08(21)05.1959 Иоанн Булин ПЕЧЕРСКАЯ (Эстонок.) 12(25)04.1926 17(30)12.1932 в/у НАРВСКАЯ 17(30)12.1932 ПЕЧЕРСКАЯ (Эстонск ), паки 30.11(13.12)1940 17(30)07.1941 Иоанн Васильевский I АСТРАХАНСКАЯ 26.04.1821 01.10.1821 Иоанн Васильевский II в/у БРОННИЦКАЯ 31.08(13.09)1923 11(24)09.1923 БРОННИЦКАЯ 11(24)09.1923 ВОСКРЕСЕНСКАЯ 19.02(04.03)1931 Иоанн Вендланд ПОДОЛЬСКАЯ 15(28)12.1958 17(30)06.1960 БЕРЛИНСКАЯ 17(30)06.1960 03(16)06.1962 АМЕРИКАНСКАЯ 03(16)06.1962 24.09(07.10)1967 ЯРОСЛАВСКАЯ 24.09(07.10)1967 04(17)12.1984 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 18(31)10.1970 18.11(01.12)1970 Иоанн Гарклавс РИЖСКАЯ 15(28)02.1943 09.1944 Иоанн Георгиевский МОРШАНСКАЯ 24.07(06.08)1923 в/у? ОХАНСКАЯ 24.07(06.08)1923 ОХАНСКАЯ КУНГУРСКАЯ 10(23)01.1929 17(30)06.1930 Иоанн Глыбовский БОБРУЙСКАЯ 14(27)05.1927 29.01(11.02)1930 ОРШАНСКАЯ 29.01(11.02)1930 22.03(05.04)1933 Иоанн (Иосиф) Гоголь в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Иоанн Грегорович МУКАЧЕВСКАЯ 12.01.1627 Иоанн Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ Иоанн Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 12.05.1166 Иоанн, кн. Дадиани ЦАГЕРЕЛЬСКАЯ 30.08.1814 09.12.1822 Иоанн Доброзраков ПЕНЗЕНСКАЯ 17.08.1830 19.01.1835 НИЖЕГОРОДСКАЯ 19.01.1835 13.01.1847 ДОНСКАЯ 13.01.1847 09.03.1867 Иоанн Доброславин НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 16.10.1916 КОНОТОПСКАЯ Иоанн Дубинский НИЖЕГОРОДСКАЯ 25.02.1739 01.09.1742 Иоанн Жданов ЧЕБОКСАРСКАЯ 30.03.1875 04.02.1878 ЧИГИРИНСКАЯ 04.02.1878 14.01.1883 Иоанн Житов АЧИНСКАЯ, обн. 07(20)01.1928 КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 07(20)01.1928 Иоанн Завадовский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30.06.1811 30.08.1814 ГОРИЙСКАЯ 30.08.1814 05.02.1817 Св. Герман КИЕВСКАЯ (1371) Герман I (Гермоген)? КРУТИЦКАЯ (XVI в.) Герман II КРУТИЦКАЯ Св. Герман НОВГОРОДСКАЯ Герман Вейнберг МОСАПЬСКАЯ 06(19)10.1926 10(23)01.1929 БУГУЛЬМИНСКАЯ 10(23)01.1929 21.03(03.04)1930 АСТАНАЙСКАЯ 21.03(03.04)1930 05(18)12.1932 Герман Гоголашвили СУХУМСКАЯ 08.09.1851 02.09.1856 ИМЕРЕТИНСКАЯ 02.09.1856 02.07.1860 Герман Иванов ЛЮБЛИНСКАЯ 01.11.1898 05.12.1902 в/у ПСКОВСКАЯ Сщмч. Герман Кокель (Коккель) ИБРЕСИНСКАЯ 18(31)12.1924 в/у АЛАТЫРСКАЯ БУГУЛЬМИНСКАЯ БУГУРУСЛАНСКАЯ КУЗНЕЦКАЯ ТОМСКАЯ 11.1930 в/у ОМСКАЯ 11.1930 01(14)07.1931 НИКОЛЬСКО-УССУРИЙСКАЯ 01(14)07.1931 в/у ХАБАРОВСКАЯ в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ БАРНАУЛЬСКАЯ 06(19)09.1932 в/у БИЙСКАЯ 06(19)09.1932 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 06(19)09.1932 26.08(08.09)1933 Герман Копцевич АРХАНГЕЛЬСКАЯ 02.05.1731 25.07.1735 Сщмч. Герман Косолапов ВОЛЬСКАЯ 11.02.1918 11(24)09.1919 Герман Литавар-Хребтович в/у ПОЛОЦКАЯ 28.02.1553 ПОЛОЦКАЯ 28.02.1553 Герман Моралин в/у ЯКУТСКАЯ 10(23)02.1993 15(28)03.1993 ЯКУТСКАЯ 15(28)03.1993 04(17)08.2004 КУРСКАЯ 04(17)08.2004 Герман Никольский ДИМИТРИЕВСКАЯ, обн. 26.02(10.03)1928 21.09(04.10)1928 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 21.09(04.10)1928 07(20)03.1929 ЖИЗДРИНСКАЯ, обн. 07(20)03.1929 Герман Осецкий СУМСКАЯ 08.01.1867 24.06.1872 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 24.06.1872 16.02.1886 Сщмч. Герман Ряшенцев ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01(14)09.1919 05.1928 ВЯЗНИКОВСКАЯ 13(26)06.1928 01(14)12.1928 Св. Герман Садырев-Полев (или Сидоров-Полев) КАЗАНСКАЯ 12.03.1564 06.11.1567 Герман, кн. Тенешев (МАМАДЫШСКАЯ Герман Тимофеев ТИХВИНСКАЯ 23.11(06.12)1968 12(25)06.1970 ВЕНСКАЯ 12(25)06.1970 20.08(02.09)1974 ВИЛЬНЮССКАЯ 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 ТУЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1978 16(29)07.1986 БЕРЛИНСКАЯ 16(29)07.1986 09(22)11.1990 ВОЛГОГРАДСКАЯ 09(22)11.1990 Св. Гермоген КАЗАНСКАЯ 13.05.1589 03.06.1606 ВСЕРОССИЙСКАЯ 03.06.1606 20.03.1611 Гермоген Голубев ТАШКЕНТСКАЯ 16.02(01.03)1953 02(15)09.1960 в/у АСТАНАЙСКАЯ 11.1955 18(31)05.1956 в/у АСТАНАЙСКАЯ, паки 07(20)02.1958 15(28)08.1958 ОМСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

219 . Чтения 18 декабря 1867 года в память митрополита Киевского Евгения: С прил.//Сб. ст. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1868. -Т. 5, вып.1. – С. 1–292. 220 . Шарадзе Г.С. Евгений Болховитинов – первый русский руствелолог: Очерк из истории руствелологии. – Тбилиси: Мецни-ереба, 1978. – 105 с., 2 л. ил. – Текст парал. груз., рус. – Парал. тит. л. груз. 221 . Шмурло Е.Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова . – СПб.: Журнал «Библиограф», 1888. Вып. 1:1. Московский период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период. – 1888. – 76 с. 222 . Шмурло Е.Ф. Евгений, митрополит Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией. – [СПб.]: Тип. Балашова, 223 . Шмурло Е.Ф. Заметка об отношениях Киевского митрополита Евгения к Державину до личного знакомства с поэтом. – СПб.: Тип. Эрлих, 1887. – 7 с. – Из: Библиограф. – 1887. 224 . Шмурло Е.Ф. Митрополит Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1764–1804. – СПб.: Тип. Балашова, 1888. – LXXXVI, 455 с. – Библиогр. в прил. Здравомыслов Константин Яковлевич (1863–1933) Константин Яковлевич Здравомыслов родился 17 марта 1863 года в городе Боровичи Новгородской губернии. Обучался в Боровичском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной семинарии. В 1887 году закончил Петербургскую Духовную Академию и три года учился в Петербургском археологическом институте. С 1889 года К.Я. Здравомыслов состоял на службе в архиве Святейшего Синода, с 1903 года занимал должность начальника архива и библиотеки Святейшего Синода. За двадцать пять лет службы в архиве Константином Яковлевичем была приведена в порядок и систематизирована по отделениям библиотека Святейшего Синода, составлены описи и указатели к делам синодальной канцелярии, составлен и напечатан ряд томов «Описания документов и дел Св. Синода». За время его работы библиотека пополнилась ценными историческими и справочными трудами. К.Я. Здравомыслов участвовал в трудах Комиссии по выработке законопроекта об охране памятников старины, в трудах археологических съездов, в работе Комиссии по научному изданию текста славянской Библии. Он был членом Новгородского общества любителей древности, Новгородского и Полтавского археологического обществ. Константином Яковлевичем составлено множество библиографических заметок, биографий и статей для Биографического словаря русских исторических деятелей. Православной богословской энциклопедии. Обширный труд Константина Яковлевича «Каталог русских архиереев X-XX веков», законченный в 1920-х годах, остался в рукописи и хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге в фонде А.И. Бриллиантова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страшную надпись в соборе св. Патрика — Честертон имеет в виду эпитафию Свифта (1667—1745), который заготовил ее сам для себя: «Ubi saeva indignatio ulterius cor lacerare nequit» («Когда лютое негодование уже не смогло терзать сердце»). 93 …Лили, Лолли и Джек — Сьюзен–Мэри (р. 1866), Элизабет (р. 1867) и Джон (1871–1957). 94 Джон Батлер Иейтс (1839—1922) — их отец, художник. 95 Лорд Солсбери (Роберт Артур Толбот, маркиз Солсберийский) (1830—1903) — лидер консерваторов после смерти Б. Дизраэли (см. ниже); в 1886—1892 и 1895—1902 гг. был премьер–министром. 96 Томас Генри Гексли (1825—1895) — один из первых дарвинистов. 97 Арчи Макгрегор — приятель Честертона. Лет его жизни узнать не удалось, зато известно, что в определенной мере он был прототипом Люциана Грегори из «Человека, который был Четвергом». 98 Защищал Навуфея — см 3 Книгу Царств, гл. XXI. 99 Хенли, Колвин — см. выше. 100 Спорили о теле Стивенсоновом — парафраза библейского стиха «споря о теле Моисеевом» (Иуд 1:9). 101 Сент Джон Хенкин (1869—1909) — драматург, писавший о жизни лондонских обывателей. 102 Анни Безант (1847—1933) — одна из первых адепток Блаватской, после ее смерти — президент Теософского общества. В отличие от своей наставницы, активно боролась за самоуправление Индии. 103 Елена Петровна Блаватская (1831—1891) — основательница теософии, особого мистического учения, претендующего на владение оккультными тайнами Востока, в основном, — Индии. Сама Блаватская родом из России. 104 Исида — египетская богиня, чей культ необычайно распространился в эллинистической и римской империи. Теософы пытались его возродить, полагая, что способны «проникнуть за покров Исиды», к оккультным знаниям. 105 Майя — одно из основных понятий индуизма, обозначающего, примерно, иллюзорность бытия. 106 Ens — понятие св. Фомы Аквинского (1225/26—1274), утверждающее бытийственность тварного мира, т. е. прямо противоположное понятию майи. 107 Джордж Бернард Шоу (1856—1950) — писатель, критик и драматург, ирландец по происхождению, хотя, как и Уайльд — из протестантской, а не из католической семьи. Г. К. Честертон написал о нем книгу (1908) и несколько статей. Бывали между ними и публичные диспуты. 108

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В.В. Виноградов Сдержанный, сдержанность СДЕРЖАННЫЙ, СДЕРЖАННОСТЬ Слова сдержанный, сдержанность в современном языке крепко связаны с глаголами сдержать и сдержаться, от которых они были произведены когда-то. Но в то же время им присущи такие смысловые оттенки, которыми ярко выражается их семантическое своеобразие. Слово сдержанный, будучи причастием страдательным от глагола сдержать, вместе с тем выражает качественные значения: «владеющий собою, умеющий сдерживаться»; «полный выдержки, самообладания или свидетельствующий о выдержке, самообладании». Например: сдержанный человек, сдержанный характер, сдержанный тон ответа. Иногда к этому значению примешивается оттенок «тактичный, полный чувства меры» (например, сдержанный ответ). Ср. у К. С. Станиславского в книге «Моя жизнь в искусстве» (1933): «...в ”Гамлете“ явились значительные трудности. Начать с того, что в нем мы снова встретились с сверхчеловеческими страстями, которые надо было воплощать в сдержанной и чрезвычайно простой форме» (Станилавский, с. 611–612). Производное сдержанность выражало соответствующее отвлеченно-предметное значение качества; обозначает также «способность владеть собой, уменье сдерживать порывы». Например, у Гончарова: «В лице замечалась также сдержанность, т. е. уменье владеть собой» (см. сл. Ушакова, 4, с. 120–121). Смысловые отношения, выражаемые словами сдержанность, сдержанный, относятся к тому кругу представлений о поведении в обществе, который нашел соответствующие словесные обозначения в русском литературном языке не раньше второй половины XVIII – начала XIX в. Естественно предположить, что тут не обошлось без влияния французского языка, во всяком случае без справок в его семантической системе (ср. франц. se retenir, retenue, plein de retenue, qui a de la retenue и т. п.). Однако симптоматично, что в словаре 1847 г. не указаны ни глагол сдержаться, ни сдержанность, а сдержанный определяется только как причастие страдательное глагола сдержать, в котором еще не отмечено отвлеченное значение «не дать обнаружиться чему-нибудь, затаить (выражение какого-нибудь состояния, чувства)», например: сдержать гнев, негодование и т. п. (сл. 1867–1868, 4, с. 238). Очевидно, новые значения в этих словах развились и укоренились не ранее первых двух десятилетий XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010