НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866–1924) – правовед, философ и социолог; член партии кадетов (1905) и член ЦК (1917). Профессор Московского университета (1904–1906), ректор Высшего коммерческого института (1906–1918). Участник программного сборника «Проблемы идеализма» (1902), где выступил со статьей «Нравственный идеализм в философии права». Философия права Н. основывалась на неокантианских установках. С 1920 г. в эмиграции, с 1921 г. в Праге, где основал и возглавлял Русский юридический факультет при Пражском университете. Главные труды: «Введение в философию права»; «Кризис современного правосознания» (1909); «Об общественном идеале» (1917). См. его статью в настоящем издании и комментарии к ней. НОВОСЕЛОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1864/1860) – предпол. 1938/1940) – русский религиозный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки»; один из духовных руководителей группы светских богословов, выступавших за реформу церковного управления и противостоявших бюрократической власти Синода. Члены кружка Н. черпали вдохновение в монашеской традиции. ОРИГЕН (ок. 185–253/254) – один из первых учителей Церкви; христианский богослов и философ, создавший свою богословскую систему как синтез христианской веры, эллинистической образованности и неоплатонизма; самый яркий представитель Александрийской школы. Оказал огромное влияние на формирование христианской догматики и мистики. Некоторые взгляды Оригена впоследствии осуждались Церковью, но патристика без Оригена невообразима, и потому его тексты включены в такие собрания, как «Патрология Миня». ОТТОНЫ – Саксонская королевская и императорская династия (Людольфинги, Liudolfing) – династия германских королей в 919–1024 гг. и императоров Священной Римской империи в 962–1024 гг. Три виднейшие представителя: Оттон I, Оттон II (973–983), Оттон III (980–1002). В 936 г. королем германцев стал Оттон I (Otto; 912–973), основатель Священной Римской империи (962). В состав империи, среди прочих, вошли итальянские земли, что положило начало многовековой борьбе пап и императоров за гегемонию в Европе. Оттон укрепил королевскую власть, подчиняя герцогов и опираясь на епископов и аббатов. Расцвет искусств в его правление получил название Оттоновского возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всего лишь несколько проповедей Филарета доступны на английском: Select Sermons of the late Metropolitan of Moscow Philaret, переведенных с русского языка, London, Joseph Masters, 1873 (перевод Е.Ф. Тютчевой); cfr. Choix de Sermons et Discours de S. Ém. Mgr. Philarète, перевод с русского A. Serpinet, 3 vol., Paris, 1866. См. критические комментарии Соловьева в его книге: La Russie et LÉglise Universelle (Paris, 1886). В связи с этим, следует отметить еще одну интересную попытку интерпретации отношений между Восточной и Западной (Римской) Церковью: Considérations sur la doctrine et L’Esprit de L’Eglise Orthodoxe [Рассуждение об учении и духе Православной Церкви], Александр Стурдза, Stuttgart, Cotta, 1816; немецкий перевод A. von Kotzebue, Leipzig, 1817. Стурдза (1791–1854) был глубоко вовлечен в мистические движения первой декады этого века, и в его книге чувствуется влияние Баадера, etc. Хотя он и был консервативным православным. Его точка зрения близка взглядам Филарета. Недавно было предположено, что если «Рассуждение» Стурдза не были бы опубликованы, вероятно, знаменитая книга Джозефа де Местра, Du Pape [О папе], вероятно, не была бы вообще написана; Susini, 3, р. 92. Cfr. Camille Latreille, Joseph de Maistre et la Papauté, Paris, Hachette, 1906. О Стурдзе cfr. Susini, 3, 82 sv., и Benz, Die Sendung, p. 785 sv. Книга Стурдзы переиздана в его Oeuvres Posthumes, t. 4., Paris, 1860. 198 Книга Мелера «Единство Церкви» была недавно переиздана – EJ. Vierneisel, Mainz (Deutsche Klassiker der Katholischer Theologie aus Neuerer Zeit, Matthias Gruenewald Verlag, 1925); французский перевод – Dom A. Lilienfeld, O.S.B., Paris, 1938 (Unam Sanctam, Les Editions du Cerf). О Мелере cfr. том, изданный к его 100-летию: LÉglis est Une, Hommage à Moehler, ed. Pierre Chaillet, Paris, Bloud & Gay, 1939 (одновременно с немецким); К. Eschweiler, J.A. Moehlers Kirchenbegriff, Braunsberg, 1930; G.R. Geiselmann, Geist des Christentums und Katholizismus: J.A. Moehler und die Entwicklung seines Kirchenbegriffs в Theologische Quartalschrift, Bd.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

– А Закон Божий знаешь? – встрел поп. – Да коего лиха там знать-то! – гордо, презрительно, гневно, закинув вверх голову, рыкнул мальчуган, в воображении которого в это время мелькнуло насмешливое, иронически-честно-злобное лицо приготовлявшего его студента Чёртова». Этот ответ и ремарка к нему не могут не вызвать евангельского восклицания: «Отойди от меня, сатана!» Как легко и соблазнительно зло может рядиться в одежду добра. Распознавать такую маскировку учил святой старец Силуан Афонский (1866–1938) (в нынешнем году старцу Силуану – 155 лет): «Всякое зло паразитарно живёт на теле добра, ему необходимо найти себе оправдание, предстать облечённым в одежду добра, и нередко высшего добра», потому что «зло всегда действует обманом, прикрываясь добром». Но, как пояснял старец, различение добра и зла необходимо и возможно, поскольку «добро для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляются недобрые средства (лукавство, ложь, насилие и подобное), там начинается область, чуждая духу Христову». В романе «На ножах» Лесков разоблачил также один из распространённых способов многовековой массовой мимикрии противников Христа, подобных еврею Тихону Кишенскому – экс-нигилисту, жадному и хитрому ростовщику, мошеннику, продажному журналисту, вероломному интригану, шпиону, «полицианту», подлецу и предателю – словом, «деятелю на все руки» . Таким, как он, «нужен столбовой дворянин», в том числе и для того, чтобы под прикрытием русских, особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь русскими именованиями и вывесками; снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи изнутри волками; фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не Богу, а мамоне.

http://radonezh.ru/2021/04/27/literaturn...

Цоневъ – Цоневъ Б. История на български език. Т. 1–3. – София, 1919–1937. III. Журналы, газеты, альманахи. Труды научных обществ Аврора – Аврора. – М., 1805–1806. Академ изв. – Академические известия. – СПб., 1779–1781. Беседующий гражданин – Беседующий гражданин, ежемесячное издание. – СПб., 1789. Библиотека для чтения – Библиотека для чтения: Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. – СПб., 1834–1865. Вестн. Европы – Вестник Европы, издаваемый М. Каченовским: – М., 1802–1830. Вестник Европы: Журнал науки, политики и литературы, основанный М. М. Стасюлевичем. – СПб., 1866–1918. Голос минувшего – Голос минувшего: Журнал истории литературы. – М., 1913–1923. Гражданин – Гражданин. Политический и литературный журнал-газета. – СПб., 1872–1879. Дамский журнал – Дамский журнал: Лит-ра. Проза. – М., 1823–1833. Древности – Древности: Труды славянской комиссии имп. московск. археплотич. общества. Т. 1–5. – М., 1895–1911. Древности: Труды Имп. Московск. археологии, общества. Т. 1–25. – М., 1865–1916. Живая старина – Живая старина: Периодическое издание отделения этнографии имп. русск. географич. общества. – СПб., 1890–1917 Журн. изящн. искусств – Журнал изящных искусств, издаваемый В. Григоровичем. – СПб., 1823, 1825. Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1834–1917. Зап. АН – Записки имп. АН. Т. 1–75. – 1862–1895. Зап. русск. геогр. об-ва – Записки русск. геогр. общества по отделению этнографии. Т. 1–44. – СПб., 1867–1925. Изв. АН СССР, Известия АН СССР. Отделение общественных наук. – М., 1936–1938. Изв. ОРЯС АН – Известия Имп. АН по ОРЯС. Т. 1–10. – СПб., 1852–1863. Известия ОРЯС Российской АН. – СПб., 1896–1927. Искра – Искра. Сатирич. журнал с карикатурами. – СПб., 1859–1873. Календарь муз – Календарь муз на 1826 г., изданный А. Измайловым и П. Яковлевым. – СПб., 1826 Летопись археогр. комиссии – Летопись занятий археографической комиссии. Вып. 1–35. – СПб., 1862–1929. Летопись ист.-фил. о-ва Новоросс. ун-та – Летопись историко-филологич. общества при имп. Новороссийском ун-те. Вып. 1–25. – Одесса, 1890–1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Карамзин, Ист Гос. Российск. – Карамзин Н. М. История Государства российского. Кн. 1–3. – СПб., 1842–1843. То же. – Т. 1–12. – М., 1903. Карамзин по его соч. – Материалы для биографии, с примечаниями и объяснениями М. П. Погодина. Ч. 1–2. – М., 1866. Карский, Западнорусские переводы – Карский Е. Ф. Западнорусские переводы псалтыри в XV–XVIII веках. –Варшава, 1896. Карцевский – Карцевский С. О. Язык, война и революция. – Берлин, 1923. Колбасин – Колбасин Е. Литературные деятели прежнего времени. – СПб., 1859. Костомаров, Богдан Хмельницкий – Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. Историческая монография. – Т. 1–3. – СПб., 1884. Костомаров, Очерк жизни влкр. народа – Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – СПб., 1860. Костомаров, Русск, история – Краткое описание о войнах– Краткое описание о войнах, из книг Цезариевых. – М., 1711. Лемке, Николаевские жиндарлы – Лемке М. К. Николаевские жандармы и литература 1826–1855 гг. – 2-е изд. – СПб., 1909. Лемке, Очерки – Лемке М. К . Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. – СПб., 1904. Лемке, Политич. процессы – Лемке М. К. Политические процессы в России 1860-х гг. – 2-е изд. – М.; Пг., 1923. Летописи Гос. лит. музея – Летописи Государственного литературного музея. Кн. 2. Л. Н. Толстой. – М., 1938. Летописи русск. Лит. и древн. – Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. Т. 1–5. – М., 1859–1863. Ломоносов, Древняя рос. ист. – Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа. – СПб., 1766, Любецкий – Любецкий С. Панорама народной русской жизни, особенно московской, – М., 1848. Лясковская – Лясковская О. Карл Брюллов. – М.; Л., 1940. Магницкий – Магницкий Л. Арифметика, сиречь наука числительная. – М., 1703. Масанов – Масанов И. Ф. Русские сатирико-юмористические журналы: (Библиографическое описание). – Вып. 1–3. – Владимир, 1910–1913. Мастера совр. лит – Мастера современной литературы: Сборники/Под ред. Б. В. Казанского и Ю. Н. Тынянова. – Вып. 1. Михаил Зощенко. Статьи и материалы. –Л., 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Памятник написан одним почерком - некрупным уставом, с выраженным наклоном всех букв вправо. В рукописи нет надстрочных знаков и украшений в виде инициалов. Единственный знак препинания - точка. Графико-орфографическую систему М. к. л. характеризуют следующие черты. 1) Использование глаголической буквы (), свидетельствующее о том, что текст был переписан с глаголического оригинала. 2) Почти исключительное употребление графемы ( встречается только 2 раза). 3) Исключительное употребление графемы  . 4) Полное отсутствие буквы   5) Исключительное употребление диграфа   6) Единственная йотированная буква -  . 7) Правильное употребление юсов и в соответствии с носовыми гласными. 8) Употребление вместо (одноеровая орфография). 9) Написание вместо преимущественно в окончании аориста 1 л. мн. ч. (   I 16). 10) Отсутствие прояснения редуцированных в сильной позиции. 11) Сохранение редуцированных в слабой позиции (лишь 2 достоверных примера утраты в слабой позиции). 12) Обозначение слоговых сонантов [  ] и [  ] как   и  /   (   I 4,   I об. 4). 13) Написание вместо . 14) Последовательное обозначение редуцированного звука [] в слабой позиции буквой (   I 5). 15) Наличие написания без l-epentheticum (   I об. 19). К грамматическим особенностям М. к. л. относятся: ассимилированные формы прилагательных с флексией -   (   I 14); стяженная форма прилагательного (   I об. 30); форма дат. п. личного местоимения   вместо   (I 24); формы аориста 1 л. мн. ч. с окончанием  . По мнению Ильинского, эти черты сближают М. к. л. со среднеболгарскими памятниками. Изд.: Срезневский И. И. Из обозрения глаголических памятников. 8.//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 2 Стб. 66-68; он же. Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы. СПб., 1866. С. 276-279; он же. Древние славянские памятники юсового письма с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка. СПб., 1868. С. 39-42; Ильинский Г. А. Македонский листок: Отрывок неизв. памятника кирилловской письменности XI-XII в. СПб., 1906: (Памятники старослав. языка; Т. 1. Вып. 5); Weingart М. Texty ke studiu jazyka a písemnictvi staroslovnského. Praha, 1938. S. 480-482; Минчева А. Старобългарски кирилски откъслеци. София, 1978. C. 76-89.

http://pravenc.ru/text/2561514.html

Святоотеческое наследие Помочь сайту Шестов, Лев Исаакович Век: XIX — XX Дата Рождения: 13.02.1866 Дата Смерти: 19.11.1938 Страна: Великий русский философ, один из основных представителей (и основателей) экзистенциализма. Его называют «антифилософом»: главной стремлением Шестова было вырваться из пут сознания, считающее, что оно — основание мира, из схем и абстракций разума, закрывающих реальность. Борьба с Великий русский философ, один из основных представителей (и основателей) экзистенциализма. Его называют «антифилософом»: главной стремлением Шестова было вырваться из пут сознания, считающее, что оно — основание мира, из схем и абстракций разума, закрывающих реальность. Борьба с «самоочевидностями» — очевидностью смерти, страдания, того, что мир навязывает человеку. Для него они воплощались в рационализме и гуманистической морали. Он не мог идти по основной магистрали философии, чтобы снова не впутаться в дискурс мира сего: он выбирает формы афоризма и комментария. Главное для Шестова — выбраться из плена иллюзий «общеобязательных суждений» — к Богу. Поэтому он выбирает объектом своей философии опыт людей, стоявших перед Господом: Достоевский, Паскаль, Ницше, Кьеркегор. Шестов захвачен стихией Писания: особенно пророками и ап. Павлом. Именно Библия, бросающая вызов миру, с ее воплем к Богу и ответом Бога на него — главное свидетельство того, что «самоочевидности» — страшная иллюзия, обман. «Ум ведет к необходимости, вера ведет к свободе» — эта цитата могла бы сойти за шестовский девиз. «Оглядываться на каждом шагу и спрашивать разрешения у истины, — пишет Шестов, — нужно лишь постольку, поскольку человек принадлежит к эмпирическому миру, в котором и в самом деле господствуют законы, нормы, правила… но человек ищет свободы и рвется к божественному». О нем: Зеньковский Н. О. Лосский Лекция Пименова Левицкий Рябов Ворожихина Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту < читать далее > Сборник античных, средневековых, христианских, исламских, индийских, ренессансных, нововременных, западноевропейских и российских текстов о любви, в частности — апостола Павла, Августина, Паскаля, Честертона, Льюиса, Фромма, Соловьева и мн. др. < читать далее >

http://predanie.ru/shestov-lev-isaakovic...

186 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С.509. В самом начале книги Флоровский описывает русскую иконографию как «умозрение в красках» (в английской версии переведено неточно: «богословие в красках») – ссылка на эссе Евгения Трубецкого «Умозрение в красках». 187 Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. Репринт. 1972. Предисловие к репринту без нумерации страниц. 188 См. В ЕТ: «The Eastern Fathers of the Fourth Century», «The Byzantine Fathers of the Fifth Century», «The Byzantine Fathers of the Sixth to the Eighth Century», «The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers», переведённыеразнымилюдьмивтомах 7–10 «Collected works»/Ed.R.S.Haugh. Vaduz, 1987 191 Существует перечень публикаций Флоровского (монографии, статьи, сборники, обзоры книг, статьи в энциклопедиях, предисловия и вступления, проповеди и гомилетические труды) в кн.: Blane А. (ed.). Georges Florovsky... Р.347–399. 194 Элиот Т.С. Назначение поэзии. Традиция и индивидуальный талант//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: Трактаты, статьи, эссе/Пер. с англ.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 1987. С.172. 201 См.: Флоровский Г., прот. Положение христианского историка: Избранные богословские статьи. М., 2000. С.101–134. 202 См.: Флоровский Г., прот. Положение христианского историка: Избранные богословские статьи. М., 2000. С.134. 204 Archimandrite Sofrony [Sophrony]. The Undistorted Image: Staretz Silouan 1866–1938. London, 1958. Р.5. 205 После написания мной этих строк опубликовано важное исследование Мишеля Ставру о Лот-Бородиной и Лосском: Stavrou М. La Démarche néopatristique de Myrrha Lot-Borodine et de Vladimir Lossky//Les Pères de l " Église aux sources de l " Europe/D. Gonnet, М. Stavrou (eds.). Paris, 2014. Р.200–225. 206 London: James Clarke, 1957. См.: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1972. 207 Предисловие Ж. Даниэлю к кн.: Lot-Borodine. La Déification de l " homme selon la doctrine des Pères grecs. Paris, 1970. Р.11. 208 Меня очень вдохновила статья Гелен Зоргдрагер: Zorgdrager Н.А Practice of Love: Myrrha Lot-Borodine (1882–1954) and the Modern Revival of the Doctrine of Deification//JECS 64 (2012). Р.285–305. Зоргдрагер рассказывает о её жизни на основе статьи, написанной дочерью Лот-Бородиной: Mahn-Lot М.Матèге, Myrrha Lot-Borodine (1882–1954): Esquisse d " itinéraire spirituel//RSPT (2004). Р.745–754. Некролог в: Irénikon, 30 (1957). Р.340–345

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Одновременно с распространением грамотности среди коренного населения постепенно возникает письменность на якутском языке, появляются первые памятники национальной письменности (записи отдельных слов, словарики, молитвы, церковные и богослужебные книги, буквари, грамматики и т.д.). И уже первые исследователи Якутии отмечали постоянное и все более возрастающее стремление якутов к просвещению. Об этом писал исследователь Олекминского округа М. Овчинников: «Якуты вообще сознавали и сознают, что просвещение есть богатство народа. Они упорно стремятся к свету и цивилизации...» Стремление якутов к просвещению в отчете за 1866 год отмечал и генерал-губернатор Восточной Сибири: «В минувшем году также и жители Якутской области приняли участие в доставлении средств на пользу народного образования, пожертвовав на учреждение Якутской прогимназии более 12 тысяч рублей...» Тогда же инспектор училищ области И.Попов доносил министру народного просвещения: «Считаю долгом отметить сильное стремление якутов к получению образования не только низшего, но и среднего, и высшего. Только жаждой и желанием пробиться к свету и можно объяснить то, что якутские дети бегают в сельские школы за 5–6 верст даже в трескучие сорокаградусные морозы...» Хотя в дореволюционное время уровень грамотности населения, особенно коренного, оставался крайне низким: к 1917 г. в Якутской области насчитывалось 173 школы, где обучалось 4460 учащихся, а в средних учебных заведениях (женской гимназии, реальном и женском епархиальном училищах, духовной и учительской семинариях) –660 человек (10% из них якуты). Что касается высшего образования, то из-за отсутствия вуза лишь единицы из числа якутской молодежи смогли его получить: К.Г. Неустроев, закончивший Петербургский университет с дипломом кандидата естественных наук (в 1883 г. он был казнен в г. Иркутске за революционную деятельность), врач П.Н. Сокольников, будущий выдающийся исследователь, историк и этнограф, юрист по образованию Г.В. Ксенофонтов, (расстрелян в 1938 г.), инженер Н.Е. Желобцов, расстрелянный в 1921 г. чекистами...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5:17). Но возможно ли это, когда столько нужно успеть? Ответ дает епископ Феофан, советуя: «Руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть». Неустанно повторяя Иисусову молитву, свыкаясь с ней и давая ей укорениться в сознании, мы ощущаем присутствие Бога везде: в храме и в уединении, на кухне, в цеху или в офисе. Мы становимся похожи на брата Лоренца, который был «ближе к Богу за повседневными делами, чем за духовными упражнениями». «Великое заблуждение, – писал он, – считать, будто время молитвы – это нечто особенное. Мы призваны быть с Богом и за работой и в час молитвы».    Иисусова молитва делается полнее и действеннее, если читать ее не только «свободно», но и «по правилу», то есть отдавая все свое внимание молитве и прекращая всякие внешние действия. Призыванию Имени отводят часть особого «времени молитвы», того времени, которое мы ежедневно посвящаем общению с Богом. Обычно, кроме Иисусовой молитвы, читают последования из молитвенников, псалмы, отрывки из Писания и молятся за других. Только очень немногие чувствуют призвание целиком отдаться Иисусовой молитве. По-настоящему, тот, кто предпочитает молиться «свободно» и никогда не призывает Имени «по правилу», не делает ничего дурного, и нет повода для беспокойства. (Два пути вполне независимы.)    Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец Силуан Афонский (1866—1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.    Темнота, однако, действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010