106 Один из воспитанников Первой казанской гимназии 1850-х годов писал о И.А. Сахарове: «Четырнадцатилетнее управление его, с 1847 по 1861 год, как инспектора и как директора, поистине оставило в бывших питомцах Первой гимназии самое тяжелое воспоминание. Он был мучителем нескольких поколений учащейся молодежи…» (Овсянников А.Н. Из воспоминаний старого педагога//Русская старина, 1899, т. 98, 5–6. С. 426). Ту же дурную славу Сахаров снискал в качестве инспектора Нижегородской гимназии, где служил до назначения в Казань (см.: Ляпунов С.М., Ляпунова А.С. Молодые годы Балакирева//М.А. Балакирев. Воспоминания и письма. Л., 1962. С. 15). 107 Имеются в виду покушения на жизнь Александра II, совершенные в апреле 1866 года Д.В. Каракозовым и в июне 1867 года А.И. Березовским, а также польское восстание 1863–1864 годов. 108 Ежемесячный журнал «Русское слово» издавался в 1859–1866 годах в Петербурге при активнейшем участии Д.И. Писарева. 109 Описываемой ревизии предшествовала ревизия отдельных петербургских гимназий, проведенная попечителем Санкт-Петербургского учебного округа с одобрения царя. В официальных бумагах эти действия обосновывались «необходимостью удостовериться, в какой мере познания учеников гимназии соответствуют тем классам, в которых ученики находятся». Руководствуясь таким предписанием, 10 января 1866 года попечитель Казанского учебного округа издал предписание о проведении ревизии в Первой гимназии. Ранее, 9 декабря 1865 года министром народного просвещения А.В. Головниным была назначена экзаменационная комиссия, куда вошли профессора А.О. Угянский (латинский язык) и преподаватель университета Н.А. Фирсов (история и география). Экзамены начались 11 января и закончились в марте. Результаты ревизии освещались в «Циркуляре Казанского учебного округа» (1866, 22, 23, 24 и 1867, 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14). 110 Смоленский ошибается в дате, так как «осень 1865 года» предшествует ревизии в Первой гимназии. 111 «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина печатались «Русским вестником» в 1856–1857 годах и в 1857 году вышли отдельными книжками, выдержав два издания на протяжении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

гарнизона. С 1860 г. для защиты Папской области привлекались волонтеры из разных стран (т. н. папские зуавы), использовавшиеся франц. гарнизоном в качестве вспомогательных войск. Под давлением франц. имп. Наполеона III в сент. 1864 г. итал. правительство подписало конвенцию, в которой брало обязательство не нападать на Папскую область. Отказ от притязаний на Рим был также выражен в переносе столицы Итальянского королевства из Турина во Флоренцию. Из-за осложнений в отношениях с Папским престолом были изданы новые антиклерикальные законы. В 1865 г. в принятом итал. гражданском кодексе помимо церковного признавался брак, зарегистрированный светской властью.Закон от 7 июля 1866 г. предусматривал реквизицию имущества монашеских орденов, кафедральных капитулов, церковных объединений и почти всего имущества диоцезов, за исключением нек-рых бенефициев, доходы которых облагались налогом. Доходы от продажи изъятого церковного имущества передавались в ведение гос. органов, где главным был т. н. Фонд культа (Fondo per il Culto), созданный в 1866 г. Закон от 15 авг. 1867 г. устанавливал изъятие государством имущества любых церковных учреждений в случае их ликвидации. В 1868 г. в ответ на запрос епископов Пьемонта Апостольская пенитенциария по распоряжению папы Пия IX издала декрет, согласно к-рому католикам предписывалось воздерживаться (лат. non expedit - не подобает) от участия в парламентских выборах в Итальянском королевстве («не избирать и не избираться») ввиду антиклерикальной политики гос-ва. Также Папский престол заявил об отлучении от Церкви всех, кто приобрели церковное имущество. В 1866 г. Итальянское королевство заключило союз с Пруссией и приняло участие в австро-прусской войне 1866 г. (т. н. 3-я война за независимость). По Венскому договору между И. и Австрией Венето с Венецией перешли итал. гос-ву, Триест, Трентино и Венеция-Джулия остались в рамках Австрийской (с 1867 Австро-Венгерской) империи. Они получили название «неискупленных земель» (итал. terre irredente), а вопрос об их присоединении к И.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

17 июля 1860 г. назначен и 21 авг. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик. Пермской епархии. Являлся вице-президентом екатеринбургского попечительного комитета о тюрьмах, почетным членом Пермского губернского статистического комитета. 19 мая 1862 г. переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру, назначен членом Московской синодальной конторы. Прибыв в Оренбург, вынужден был вмешаться в конфликт, возникший между прежним архиереем и ген.-губернатором А. П. Безаком, добивавшимся ликвидации кафедры. Примирения удалось достичь после того, как В. предложил сократить расходы на содержание кафедры с 10 до 3 тыс. р. серебром в год. В 1864 г. В. издал распоряжение и инструкцию о составлении в приходах церковных летописей, указом Синода от 12 окт. 1866 г. рекомендовалось распространить этот опыт в др. епархиях. В. прославился бескорыстием и строгостью жизни. Особое внимание уделял соблюдению в мон-рях устава, упорядочению назначений на священнослужительские места, занимался миссионерской деятельностью. По его ходатайству в Оренбурге были открыты попечительство о бедных духовного звания (1866) и Богодуховский муж. мон-рь, предназначавшийся для миссионерской работы (1867). В. являлся вице-президентом оренбурского комитета о тюрьмах (с 28 янв. 1866). 9 нояб. 1866 г. переведен на Черниговскую кафедру, с 31 марта 1868 г. архиепископ. Нашел епархиальные дела в чрезвычайном расстройстве из-за длительного отсутствия архиерея в епархии. Много усилий предпринял для восстановления епархиального управления: в 1867 г. возобновил выборы благочинных, прекратившиеся после смерти архиеп. Филарета (Гумилевского) , издал распоряжение о запрете закрепления мест за девушками-сиротами из духовного сословия (до выхода аналогичного указа Синода), прекратил прием не получивших полного семинарского образования выходцев из др. епархий, к-рые прежде получали места, женясь на сиротах; на священнические места назначал только окончивших богословский курс семинарии; издал распоряжение о том, чтобы никто из духовенства не просил о переводе на др.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Января 29, 1866 г. Александрийская телеграмма возвращена ко мне, и при сем прилагается. Из нее видно, что известие посылается уже в третий раз. Не воздвигается ли преграда? Не полезно ли было бы получить ускорительное сведение от консула? Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. II отд. 26. 179. Два письма Митрополита Филарета о возобновлении стенной живописи и позолоты в Большом Успенском соборе в Москве 9 Марта и 14 Мая 1866 г. 30 Декабря 1865 г. Московская Синодальная контора ходатайствовала о разрешении произвести очистку и поновление стенного писания и позолоты в Московском Большом Успенском соборе с сохранением прежних изображений и стиля, объясняя, что все потребные для сего расходы принимают на себя церковный староста собора и его помощник, потомственные почетные граждане Смирновы. Не получая до 9-го Марта желаемого разрешения, Митрополит Филарет писал графу Д. А. Толстому: † Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Из прилагаемой при сем канцелярской записки изволите усмотреть, что еще 30 Декабря от Синодальной конторы представлено Св. Синоду о разрешении возобновить стенное писание в Успенском соборе. Соборный староста Смирнов, предпринимающий сие на свое иждивение, просит нельзя ли ускорить разрешение, чтобы он мог выгоднее купить материал для лесов и ранее начать дело, чтобы не опоздать оным к храмовому празднику. Благоволите по возможности споспешествовать сему. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 9, 1866 г. В ответ на это письмо граф Толстой уведомил Преосвященного Филарета, что 19 Февраля 1866 года последовало Высочайшее соизволение на ходатайство Московской Синодальной конторы, о чем и послан ему указ. Вслед за сим Преосвященный Филарет вновь писал Графу Толстому: 180 Конфиденциально. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Есть из Петербурга сведение, с признаками достоверности, что 20 или 22 дня сего месяца можно ожидать Высочайшего прибытия в Москву. С Высочайшего разрешения, в Успенском соборе предпринято возобновление стенного иконописания. Дело сие начиналось, и было остановлено, по вероятности, ожиданием Высочайшего прибытия в Москву; но по прекращении ожидания, в соборе, в продолжении времени около двух недель, поставлены леса до самых сводов и начато возобновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 820 Опис. син. арх. 486. Ист. моск. еп. упр. II, кн, 1. прим. 130–131. Ворон. епарх. вед. 1868 г. стр. 123. 824 Ук. коломенской консистории 1746 г. о строении орловского правления. Орловск. епарх. вед. 1868 г. стр. 1567–1569. Строение правления в ворон. епархии. Ворон, епарх. вед 1867 г. 11. стр. 365. Ист. м. епарх. упр. 1, прим. 316. 227. II, кн. 1, прим. 223 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Так как новым уставом давалось более самостоятельности учебно-педагогической деятельности семинарии под ведением местных преосвященных и значение Академий по отношению к семинариям ослаблялось, то очевидна была необходимость какого-либо нового особого учреждения, которое ведало бы важнейшие учебно-педагогические вопросы. Таким учреждением и явился духовно-учебный комитет при Св. Синоде, открытый тем же Высочайшим указом 14 мая 1867, взамен существовавшего ранее (с 1839 г.) духовно-учебного управления. Первым председателем учебного комитета был прот. И. В. Васильев, ранее бывший настоятелем русской церкви в Париже, а открытие комитета совершилось 20 июля того же 1867 г. В том же 1867 г. начались работы и по пересмотру уставов Духовных Академий. 24 января этого года обер-прокурор Св. Синода гр. Д.А. Толстой предложил конференциям Духовных Академий представить свои соображения по этому предмету. Соображения эти были представлены Д.А. Толстому Академиями в марте, апреле и мае. В январе 1868 г., с Высочайшего соизволения, был учрежден, под председательством присутствовавшего в Св. Синоде архиепископа Нектария, комитет для пересмотра по этим представлениям устава Духовных Академий. К Пасхе комитет закончил свои занятия, в мае 1869 г. проект устава рассмотрен был Св. Синодом, а 30 мая того же 1869 г. последовало и Высочайшее его утверждение. 183 Π.Ф. Комаров – кандидат Московской Дух. Академии 25-го курса (1866 г.); был бакалавром С.-Петербургской Дух. Академии по нравственному и пастырскому Богословию, вышел в отставку при введении нового устава в 1869 г., потом был библиотекарем С.-ПБ. Академии. 184 Раева, епископа Ладожского (ныне Высокопреосвящ. митрополит С.-Петербургский), ревизовавшего С.-Петербургскую Дух. Академию в 1867 г. 185 Разумеется пятидесятилетний в архиерейском сане юбилей Высоко-преоовящ. Филарета, Митрополита Московского – 5-го августа 1867 г. 187 Архим. Хрисанфа Ретивцова (магистр 20-курса (1856 г.) Московской Дух. Академии), впоследствии еписк. Нижегородск., скон. в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примите, Милостивый Государь, уверение в моем истинном почтении и совершенной преданности. А. Бычков 12 февраля 1866 г. 6 . Милостивый Государь, Сергей Константинович. В бытность мою нынешним летом у Вас речь, между прочим зашла о недостатке имеющихся у Вас в руках биографических сведений о Бухареве (бывшем архимандрите Феодоре). Я обещал Вам навести по этому предмету справки у г. Межева, 39 от которого и получил на днях следующие указания. 1) А.М. Бухарев . (архимандрит Феодор). Некролог. Московские Ведомости 1871 86. 2) Об А.М. Бухареве , бывшем архимандрите Феодоре. Голос 1871 121. 3) Воспоминание об Александре Матвеевиче Бухареве М. Погодина. Москов. Ведомости 1874 84. 4) По поводу статьи г. Погодина (об А.М. Бухареве ). Церковно-Общественный Вестник 1874 43. 5) Бедственное положение архим. Феодора. Петерб. Газета 1868 74. 6) Письмо бывшего архимандрита Феодора. Петербургская Газета 1868 83. 7) Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 г. Архимандритом Феодором. Спб. 1860. Если эти указания Вам к чему-либо послужат, я буду чрезвычайно доволен. Пользуюсь настоящим случаем для засвидетельствования Вам моего истинного почтения и совершенной преданности. А. Бычков С.-Петербург. 11 октября 1878 г. 7 . Милостивый Государь Многоуважаемый Сергей Константинович. Долго я ждал от г. Межева сведений, касающихся Билярского 40 , Ундольского и Невоструева 41 , но, до сих их не получая и в виду Вашего письма, должен ограничиться тем, что имею под руками. Не взыщите за скудость сообщаемого. I. О Билярском. В отчетах Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности за 1852– 65 года, стр. 329–330 и 455–457; Русский Архив за 1869 год, столб. 1987; Иллюстрированная Газета 1867, т. XIX, 3, стр. 47; С.-Петербургские Ведомости 1867 г. 17 и 74; Журнал Мин. Народн. Просвещения, 1867 года, 2, стр. 248–250; Херсонские епархиальные Ведомости 1867 г., 3; Записки Академии Наук т. XIII, Газета Москва 15. II. Об Ундольском. Русский Архив 1866 года, столбцы 577–578; Записки Академии Наук, т. VI, кн. 2, стр. 279– 284; Иллюстрированная Газета, 1864 года, т. XIV, 45, стр. 319; День, 1864 года, 45; Русские Ведомости 1864 года, 136; Книжный Вестник 1864 года, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Труды О. в области церковного пения приходятся на последний, московский период его жизни. Несмотря на интенсивную работу в чине сенатора, О. не отказался от своих художественных интересов и занятий: он стал одним из членов-учредителей Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее (1864); как член Московской дирекции Русского музыкального об-ва выступил одним из инициаторов создания в Москве консерватории (1866), в к-рой по настоянию О. и при поддержке директора консерватории Н. Г. Рубинштейна была основана 1-я в России кафедра рус. церковного пения. В течение неполных 5 лет им были написаны и частично опубликованы более 10 работ по вопросам церковного пения: «Заметка о пении в приходских церквах» (День. 1864. 4) и «К вопросу о древнерусском песнопении» (Там же. 17); «Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее» (Совр. летопись. 1865. 1), «Пение в приходских церквах» (ДомБ. 1866. Вып. 26. 25 июля), «Мнение... по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении» (М., 1866); «Православное церковное пение и его нотные, крюковые и другие знаки» (Совр. летопись. 1867. 27); «Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения», «Различие между ладами и гласами» и «Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами» (1868-1869; изд. посмертно: Труды I Археол. съезда в Москве. М., 1871. Т. 2. С. 476-491). Вопросы церковного пения затрагиваются также в «Письме к издателю об исконной великорусской музыке» (предисл. к изд.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1863. Вып. 5. Ч. 2), в ст. «Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве» (1864), в речи на открытии Московской консерватории (1866), в ст. «Русская и так называемая общая музыка» (1867), в брошюре «Музыкальная грамота, или Основания музыки для немузыкантов» (М., 1868). Большое число работ осталось в замысле и в набросках. Одну из неопубликованных работ О. считал своим основным трудом по вопросам теории церковного пения. Он часто зачитывал ее друзьям и знакомым, она вызвала большой интерес и общественный резонанс. В 2008 г. был издан ее наиболее полный и законченный вариант, хранящийся в фонде прот. Димитрия Разумовского вместе с материалами др. лиц (Древнерусское песнопение: Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для немузыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении/Публ. и коммент.: О. Б. Шевцова//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2008 С. 121-153); его удалось атрибуировать путем сравнения с др. отрывками из ГЦММК.

http://pravenc.ru/text/2578213.html

Суммы, принадлежащие духовно-учебным заведениям, находящимся в таких местах, где существуют уездные казначейства, непременно должны быть отправляемы в казначейство, (Указ. 16 Февраля 1867 г. Цирк. Отнош. Хоз. Управ. подв. Ц. В. 1877 г. 38). Ближайший надзор за исполнением порядка установленного по свидетельству сумм в духовно-учебных заведениях возлагается на епархиальных Преосвященных. (Указ. 27 Марта 1867 г. 24 Опред. 28 Ноября 1878 г. – 2 Января 1879 г. Ц. В. 1.) Относительно порядка выдачи приходо-расходных книг для духовных училищ постановлены следующие правила: 1) приходо-расходные шнуровые книги смотрителям духовных училищ выдаются по разосланным в 1866 г. формам, от епархиальных архиереев, за их подписью, с приложением к шнурам их печатей и за скрепою секретарей Консисторий; 2) статьи прихода вписываются в книгу по порядку поступлений, без разделения их по предметам назначения; равно как и статьи расхода записываются по порядку выдач, или отсылок без разделения на отделы, и 3) независимо от ведения таких шнуровых книг, смотритель училища ведет в течение года особые счеты, или ведомости по разосланным в том же 1866 г. формам. Эти ведомости, или восполнительные счета должны заключать в себе систематическую выборку прихода и расхода, что значительно облегчает как наблюдение за правильностью денежных оборотов, так и составление экономических отчетов по установленной форме. (Опред. 14 – 27 Апреля 1876 г. 613 Ц. В. 18.) Примечание. По той же, разосланной при указе 30 Июля 1866 г. форме ведутся и шнуровые приходо-расходные книги духовных академий и семинарий; при чем статьи прихода вписываются в первой половине книги, по порядку поступлений, без разделения но предметам назначения, а статьи расхода записываются во второй половине той же книги, по порядку выдач, или отсылок, без разделения на отделы. (Указ. 30 Июля 1866 г.) Правления духовно-учебных заведений, в случае требования городскими управами в пользу городских касс налогов с частей зданий этих учебных заведений, занимаемых, на основании уставов и штатов, квартирами должностных, лиц, обязаны протестовать против таких требований установленным в ст. 151 и 153 Город. полож.(ст. 2.095 и 2.097 Т. П. Общ. губ. учр. изд. 1876 г.) изложением в таких протестах соображений. Равным образом начальства духовно-учебных заведений, в случаях предъявлений со стороны земских управ требования налогов в пользу земств с помещений, занимаемых в семинарских зданиях квартирами должностных лиц – должны протестовать установленным в положении о губернских и уездных земских учреждениях порядком (Свод. зак. Т. 2, ч. 1, кн. 4, разд. 1, ст. 1.930 и 1.935, изд. 1876 г.) против требований земских управ налогов в пользу земств с помещений, занимаемых в семинарских зданиях квартирами должностных лиц, так как в означенном положении о земских учреждениях не содержится определительных правил о привлечении к земскому обложению зданий духовно-учебных заведений. (Ц. В. за 1880 г. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

201. О прославлении апостола Алтая//Православный календарь. Барнаул, 2000. С. 1–3. 202. О прощании о. Макария с Алтаем//Томские Епархиальные Ведомости. 1885. 7. Отд. неофициальный. С. 3–5. 203. О христианской жизни и воспитании: Слова и беседы по миссионерскому делу Макария, митрополита Московского и Коломенского, за все время его служения в архиерейском сане (1884–1913 гг.) Вып. I-V. Сергиев Посад, 1914. 204. Обозрение епархии его преосвященством, преосвященным Макарием, епископом Томским и Барнаульским, в летние месяцы 1903 года//Томские Епархиальные Ведомости. 1904. 3. Отд. неофициальный. С. 16–32. 205. Общие собрания Миссионерского общества (годовое 12 февраля и чрезвычайное 12 марта 1867 года)//Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. III. С. 152–176. 206. Объяснительная записка начальника Алтайской миссии архимандрита Владимира [Миссионерскому обществу]//Домашняя Беседа. 1868. Вып. 42. С. 1003–1014; Вып. 43. С. 1035–1045; Вып. 44. С. 1062–1069; Вып. 45. С. 1084–1096. (То же. СПб., 1868.) 207. Объяснительная записка начальника Алтайской миссии архимандрита Владимира: Пояснения к объяснительной записке архимандрита Владимира//Отчет Миссионерского общества за 1867 год с приложениями. СПб., 1869. С. 5–98. 208. Обязанности диаконисс при миссиях: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 45. С. 361–364. 209. Оглашение алтайцев, составленное покойным архимандритом Макарием, первым начальником Алтайской миссии//Миссионер. 1875. 18. С. 137–139; 19. С. 145–148. 210. Опыт переложения на русский язык еврейских писаний русского архимандрита Макария: Взят из журнала «Православное Обозрение» за 1860–1867 гг.//Священное Писание. – Изд.: Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. International Bible Students Association. Brooklyn; N. Y., USA, 1996. 211. Опыт переложения на русский язык Священных Книг Ветхого Завета архимандрита Макария (Глухарева). М., 1863. (То же. Православное обозрение. 1860. Т. 1–3, кн. 1–12; 1861. Т. 4–6, кн. 1–12; 1862. Т. 7–9, кн. 1–11; 1863. Т. 10–12, кн. 1–12; 1864. Т. 13–15, кн. 1–11; 1865. Т. 16–18, кн. 1–12; 1866. Т. 19–21, кн. 1–12; 1867. Т. 22–24, кн. 1–12.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010