Vol. 71/2. P. 240–247. Heinrici G, 1909: Zur patristischen Aporienliteratur//Abhandlungen der philologisch-historichen Klasse der Königl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Bd 27. S. 843–866. Henrici G., 1911: Griechisch-Byzantinische Gesprächsbücher und Verwandtes aus Sammelhandschriften//Abhandlungen der philologisch-historischen Klasse der Konigl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Bd 28. N 8. Heeg С and Zuntz G., 1937: Remarks on the Prophetologion//Quantulacumquë Studies presented to К. Lake by pupils, collègues and friends/Ed. by R. P. Casey, S. Lake and A. K. Lake. London. P. 189–226. Haeg, Zuntz 1939. Prophetologion/Ed. C. Hoeg et G. Zuntz. Hunniae. 1939–1970 (­Monumenta musicae byzantinae. Vol. 1). Horálek К., 1948: Význam Savviny knigy pro rekonstrukci stsl. pekladu evangelia. Praha. Horálek К., 1954: Evangeliáe a tveroevangelia. Praha. Horálek K., 1956: К pekladatelské innosti Metodjové//Slavia. T. 25. S. 19I – 193. Hoskier H. C, 1914: Von Soden " " s text of the New Testament//JTS. Vol. 5. P. 307–326. Howard G., 1970: The Septuagint: A review of recent studies//Restoration Quartery. Vol. 13. P. 153–164. Howard G., 1971: Lucian readings in a Greek Twelve Prophets scroll from Judaean Desert//Jewish Quarterly Review. Vol. 62. P. 51–60. Huntley D. G., 1966: Is Old Slavonic «Lead us not into temptation» a Latinism?//Slavia. T. 35. S. 431–435. Italä Itala. Das Neue Testament in altlateinischer Überlieferung nach den Handschriften/Hrsg. von A. Julicher, W. Matzkow, K. Aland. Berlin, 1938–1963. Vol. 1–4. Jagi V, 1865: [Лингвистическое и филологическое описание Ассеманиева евангелия]//Racki F. Assemanuv iii Vatikanski evangelistar. Zagreb. S. XII-XCIX. Jagi V., 1879: Quattuor evangeliorum codex glagoliticus, olim Zographensis nunc Petropolitanus. Berlin. Jagi V, 1890: Glagolitica. Wien. Jagi V, 1893. Glagolitica. 2. GrŠkoviev odlomak glagolskog apostola//Starine. N 26. S. 1 – 129. Jagi V, 1907: Psalterium bononiense. Vindobonae. Jagi V, 1913: Entstehungsgeschichte der kirchenslavischen Sprache.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В истории же папства создание иерархии католических епископов в Англии стоит рассматривать скорее как стратегическое решение, значение которого можно оценить лишь в контексте всех последующих изменений, проведенных папой для католиков других стран. Следующим объектом “агрессии” Рима стала кальвинистская Голландия. В 1853 г. в соответствии с указом Пия IX там были созданы 4 католических епископства и архиепископство Утрехтское[ 109 ]. Ситуация, в которой появился папский указ, весьма напоминала Англию. Знакомство голландцев с этим распоряжением вызвало в них “те же чувства”, что и в англичанах. Голландцев также возмутило то, что папа не счел нужным посоветоваться по поводу иерархии с правительством государства[ 110 ]. В ответ на действия папы правительство обсуждало закон, очень похожий на английский закон “О присвоении религиозных титулов”, однако, как и в Англии, в Голландии движение протеста против папского распоряжения постепенно само собой сошло на нет[ 111 ]. Таким образом, Англия для Пия IX стала лишь “пробным камнем” на долгом пути, ведущем в конечном счете к утверждению догмата о папской непогрешимости на Ватиканском соборе 1870 г. История XIX в. Т. 6/Под ред. Р. Лависса . М., 1938. С. 514. Там же. С. 584. Там же. С. 510. Гергей Е . История папства. М., 1996. С. 536. Соловьева Т. С. Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е гг. XIX в.). Автореф. дис. М., 1999. С. 3. Ультрамонтанство (от лат . ultra montes ‘за горами’, то есть в Риме) — течение в католичестве, оформившееся в XV в., отстаивало идею неограниченной власти пап, их право вмешиваться в светские дела любого государства. С XVI в. основными поборниками ультрамонтанских идей становятся иезуиты. Goyau G . Le Vatican. Les Papes et la Civilization. Le Gouvernement Centrale de l’Église. Paris, 1895. Р. 216. Jones C . Immigration and Social Policy in Britain. L., 1977. P. 44. Lesourd J. Les Catholiques dans la Socieme Anglaise, 1765–1865. T. 2. Lille, 1978. P. 739. См. Соловьева Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 334–353.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Basiliosliturgie. S. Xxiv–v. 436 Engberding H. Basileiosliturgie; также Winkler G. Anaphoren I, 365–381, 402–310 (Винклер исследовала те части ВАС, которые не описал Энгбердинг); также eadem Anaphoren II (в тех же Acta). 437 Напр., Baumstark А. Denkmäler altarmenischer Meßliturgie. 3. Die armenische Rezension der Jakobusliturgie//OC. 7–8. 1918. S. 1–32 (ср. Winkler G. Anaphoren I, 382–384); Engberding H. Die syrische Anaphora der zwölf Apostel und ihre Paralleltexte einander gegenüberstellt und mit neuen Untersuchungen zur Urgeschichte der Chrysostomosliturgie begleitet//OC. 34=Ser. 3, vol. 12. 1938. S. 213–247; Taft R.F. Authenticity=id. Liturgy in Byzantium. Ch. III; id. Anaphora. P. 208ff; Winkler G. Anaphoren, I–II. 438 Nichols A. Looking at the Liturgy. A Critical View of its Contemporary Form. San Francisco: Ignatius Press, 1996. P. 59–60; автор демонстрирует классический случай злоупотребления этим принципом. Баумштарк никогда не высказывал предпочтений и не выносил никаких оценочных суждений в пользу простоты и против сложности литургии, и уж точно не защищал упрощение литургии а-ля II Ватиканский собор: он просто описывал (и делал это вполне верно) процесс развития литургии. Но полное непонимание того, о чем всю жизнь говорил Баумштарк и для чего были задуманы его принципы, кажется, уже повсеместно в нашей сфере. 440 Французский перевод с полными рубриками и пояснительными заметками см. Guillaume D. Grand Euchologe et Archieratikon. Parma, 1992. P. 614–616. 445 Apostolike Diakonia edition. θναι, 1994. Σ. 19. Это изменение чина, зафиксированное старыми греческими изданиями (Константинополь, 1820. С. 1, 11; θναι, 1902. Σ. 3:15), которые помещают молитву протесиса перед самым началом литургии, как и славянский Чиновник (=Архиератикон) – напр., Москва, 1798; Варшава, 1944, Москва, 1982. 446 О Кирилле Королевском см. предисловие Tisserant E. Father Cyril Korolevsky. A Biographical Note к книге Korolevsky С. Metropolitan Andrew (1865–1944), переведенной на английский язык и пересмотренной Сергием (Брайаном) Келехером (Львов, 1993).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Список членов семьи Зерновых Михаил Степанович Зернов Родился в Москве 1 ноября 1857 года. Сын протоиерея Стефана Ивановича Зернова (27 дек. 1817–17 окт. 1886) и Прасковьи Димитриевны Лебедевой (1829–11 фев. 1916). Окончил Первую Московскую гимназию и медицинский факультет Московского Университета (1882). Был оставлен при Университете по кафедре госпитальной клиники по внутренним болезням у проф. А. А. Остроумова (1844–1908). В 1886 году он был приглашён на консультацию на Кавказские Минеральные Воды. Они произвели на него столь сильное впечатление, что он стал ежегодно ездить в Ессентуки и делал это в течение 30 лет. В 1897 году Михаил Степанович женился на Софии Александровне Кеслер. В 1898 году он основал Вспомогательное Общество «Санаторий» для небогатых больных. Занимаясь медицинской практикой на Кавказе летом, зимой Михаил Степанович отдавал себя общественной деятельности. Как и его отец, он был гласным Московской Городской Думы в течение 15 лет. Он был также председателем Арбатского попечительства о бедных и членом других благотворительных организаций. После дарования конституции в 1905 году он вступил в партию Народной Свободы. (К. Д.). В 1917 году доктор Зернов со своей семьёй покинул Москву и провёл годы гражданской войны в Ессентуках, работая врачом в госпиталях. В 1920 году семья Зерновых была эвакуирована вместе с медицинским управлением Добровольческой Армии в Грузию. Оттуда им удалось выехать в Константинополь в феврале 1921 года. С осени того же года Михаил Степанович работал в Югославии курортным врачом сначала в Врньячской, а потом в Вранской Банях. С 1927 года до последнего дня своей жизни он занимался медицинской практикой среди русских в Париже. Он был председателем Московского Землячества и помощником председателя Общества врачей имени Мечникова. Умер 31 января 1938 года на 82 году своей жизни. София Александровна Зернова, урождённая Кеслер Родилась 10 августа 1865 года в Москве. Дочь Александра Ивановича Кеслера (ум. 10 ноября 1870 года) и Марии Алексеевны Жуковой (15 июля 1825–18 марта 1902). С. А., по окончании классической гимназии Фишер, занималась педагогической работой в Москве. После своего замужества она участвовала в общественной и благотворительной деятельности мужа, взяв на себя ответственность за хозяйственную сторону санатория в Ессентуках, насчитывавшего более 500 больных и более 100 служащих. Умерла она в Париже 28/15 августа 1942 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

12.1926 ИЖЕВСКАЯ 13(26)02.1930 ЯКУТСКАЯ Смарагд Крыжановский ТАЛЛИННСКАЯ 20.09 1831 30.04.1833 ПОЛОЦКАЯ 30.04.1833 05.06.1837 МОГИЛЕВСКАЯ 05.06.1837 06.04.1840 ХАРЬКОВСКАЯ 06.04.1840 31.12.1841 АСТРАХАНСКАЯ 31.12.1841 12.11.1844 ОРЛОВСКАЯ 12.11.1844 05.06.1858 РЯЗАНСКАЯ 05.06.1858 11.11.1863 Смарагд Троицкий КОВНЕНСКАЯ 15.09.1885 02.10.1886 Смарагд Яблоков СКОПИНСКАЯ СКОПИНСКАЯ, григ. СТАЛИНГРАДСКАЯ, григ. РОСТОВСКАЯ на ДОНУ, григ Софония КРУТИЦКАЯ ХЕРСОНСКАЯ 03.03.1865 12.11.1871 АСТАНАЙСКАЯ 12.11.1871 26.11.1877 Софония Яскевич АКМОЛИНСКАЯ, обн. 26.08(08.09)1929 12.1929 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 12.1929 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, обн. 06.1931 РЯЗАНСКАЯ, обн. 09.1931 РОСТОВСКАЯ, обн. 08.1934 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ, обн., паки 08.1934 09.1935 КОСТРОМСКАЯ, обн. 09.1935 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, обн. ЯРОСЛАВСКАЯ, обн., паки ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. СВЕРДЛОВСКАЯ, обн. 04(17)02.1938 Софроний ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 29.01.1654 13.09.1654 Софроний МУКАЧЕВСКАЯ Софроний Арефьев АСТАНАЙСКАЯ 28.05(10.06)1919 ЯКУТСКАЯ в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) (в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ в/у НОВОСИБИРСКАЯ, обн. в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 01(14)12.1927 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 ИРБИТСКАЯ 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 УФИМСКАЯ 31.01(13.02)1933 14(27)03.1934 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 14(27)03.1934 28.04(11.05)1934 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 28.04(11.05)1934 ИЖЕВСКАЯ 29.05(11.06)1934 02.1936 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 02.1936 09(22)06.1937 Софроний Будько в/у ТОМСКАЯ 24.04(07.05)1991 02(15)05.1991 ТОМСКАЯ 03(16)05.1991 19.10(01.11)1993 в/у КЕМЕРОВСКАЯ 29.05(11.06)1993 19.10(01.11)1993 КЕМЕРОВСКАЯ 19.10(01.11)1993 06(19)07. 2006 в/у НОВОСИБИРСКАЯ 03(16)07.1995 23.09(06.10)1995 Софроний (в миру Сергий) Иванцов МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 10.1922 02(15)05.1923 МИНСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 01.1924 КОСТРОМСКАЯ, обн. 01.1924 04(17)02.1925 ВОЛЫНСКАЯ, обн. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. 27.02(12.03)1925 13(26)10.1925 ЗАПОРОЖСКАЯ, обн. 13(26)10.1925 ПРОСКУРОВСКАЯ, обн. 13(26)10.1925 07(20)11.1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   M. Скабалланович. «Таинственный храм прор. Иезекииля» в «Труд. Киев. Дух. Ак.», 1908, март, стр. 340—341.    ibid. стр. 342.    Cremer. «Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentl. Grâcitât», Gotha. 1895.    Статья Т. «Новозаветное понятие праведности и святости по сравнению с классическим, раввинским, филоновским и ветхозаветным». «Бог. Вестн.», 1912, сент., стр. 85—95.    Gross. «La divinisation du chrétien.» Paris, 1938, pp. 18—30; E. Ronde. «Psyche». Freiburg iB. 1894. Ss. 258—276.    Ronde, op. cit. 291 sq    «Новозаветное понятие праведности и святости... и т. д.». «Бог. Вестн.», 1912, октябрь, стр. 437.    Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus-Christ». Paris, 1931, p. 353; 362.    «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19.    Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90—91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311—319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд.    Cf: Gross. op. cit. pp. 93—94.    Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37.    Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716.    Ennead. l, 2. 3, 15—20.    Ennead. VI, 9, 9, 56—60.    «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192.    «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873.    Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1-ая.    Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах».    Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, пЬснь 6-ая.    Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3-я.    Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3-я.    Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5-я.    Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1-я.    Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8-й.    Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8-я.    П. Минин. «Главные направления древне-христианской мистики». — «Бог. Вестн,.», 1911. декабрь, стр. 823—824.    Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2452 Романов Константин Константинович (1882–1940), историк искусства, архитектор, художник; член-корреспондент Археологической комиссии, хранитель Этнографического отдела Русского му­зея. В 1919г. основатель, действительный член, заведующий разрядом древнерусского зодчества Художественно-исторического отделения РАИМК – ГАИМК, профессор, декан археологического факуль­тета ПАИ, профессор РИИИ, профессор факультета языка и материальной культуры ЛГУ. 2453 Спицын Александр Андреевич (1858–1931), археолог; член-корреспондент АН СССР (1927). С 1892 г. член Императорской Археологической комиссии, с 1909 г. приват-доцент по кафедре рус­ской истории Петербургского университета и создатель Археологического кабинета при ней (1910); с 1914 г. преподаватель кафедры исторической географии ПАИ, после Октябрьской революции – профессор факультета языка и материальной культуры Петроградского – Ленинградского универси­тета (1918–1927), с 1919 по 1929 г. действительный член, заведующий разрядом русской археологии Этнологического отделения, член комиссии по раскопкам РАИМК – ГАИМК. 2454 Городцов Василий Алексеевич (1860–1945), археолог, создатель школы археологов в Москве; доктор археологии (без защиты); заслуженный деятель науки (1929), член Тулузской АН. Член ВКП(б) (1938). Заведующий созданного им археологического отдела (I Отделения; 1906–1929) Историческо­го музея в Москве, где изучал и систематизировал археологические коллекции, разработал принципы научного хранения и экспозиции археологического материала. После октября 1917 г. профессор и заведующий кафедрой археологии этнологического факультета I МГУ (1918–1930), заведующий просветотделом Главмузея, председатель археологического отделения Института археологии и искусствознания РАНИОН (1920–1929). 2455 Датируется по содержанию. В журнале заседаний Совета РАИМК от 13 августа 1923 г. 78, § 1124 запись: «А. А. Спицыну разрешается заграничная командировка в Литву» (РА ИИМК. Ф. 2. Оп. 1–1923. Д. 6). 2456 Чистяков Иван Федорович (1865–1935), фотограф Имп. Археологической комиссии – РГАК и РАИМК – ГАИМК – ИИМК АН СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этим верования их отличались от религиозных, но преданы они им были религиозно, отчего и сохранив власть над умами дольше, чем на одно десятилетие. В девяностых годах, однако, власть эта уже ослабевала. Образованные люди, даже и не становясь консервативнее, чем прежде стали ускользать из-под прежней идеологической опеки; подчиняться ей беспрекословно продолжали почти одни лишь читатели просветительных брошюр, «полуинтеллигенты», кличку эту как раз и получившие от интеллигенции обновленной, уже не состоявшей сплошь из людей, скроенных по шестидесятнической выкройке. Политическая тенденциозность перестала быть мерилом художественной оценки, а то и стала оцениваться отрицательно. Уже в 1883 году Врубель по поводу выставки верных шестидесятым годам передвижников жалел о том, что «художник не вел любовно бесед с натурой, весь занятый мыслью поглубже запечатлеть свою тенденцию в зрителе». С него, Врубеля (1856—1910), Левитана (1860— 1900), Серова (1865—1911) освобождение живописи и началось. О скульптуре можно сказать, что начал освобождать ее Трубецкой (1866—1938), а чтобы судить о быстроте, с которой теперь зашагала история, достаточно вспомнить, что сверстник его, Кандинский (1866— 1944), был старше Борисова-Мусатова (1870—1905), Бенуа (1870-1960), Сомова (1869-1939), Бакста (1868— 1924), Дягилева (1872—1929) и всего на год моложе Серова. Москвич Кандинский славу себе создал в Мюнхене, куда отбыл еще в 1897 году, том самом, когда родившийся и выросший в Италии князь Павел — или Паоло — Трубецкой приехал по вызову государя в Москву, где и стал учить лепке не с гипсов, а с живой модели; в 1906 году он вернулся за границу и до конца своих дней жил в Париже и в Италии. Врубель, Левитан и Серов за границей бывали и живую, несалонную западную живопись знали лучше, чем кто-либо в России до них (хоть и очень характерно, что в молодости Врубель увлекался знаменитым Фортуни, не разглядев его ничтожества). Борисов-Мусатов числился учеником Кормона, но восхищался в Париже больше Пювис де Шаванном и Гюставом Моро.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

См. о нем: Л.Н. Толстой: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. ТОРКВЕМАДА (Torquemada) ТОМАС (1420–1498) – духовник кастильской принцессы, а затем королевы Испании Изабеллы, Великий Инквизитор Испании; проводил изгнание евреев и мавров из Испании (1492), осуществлял массовые сожжения еретиков. ТРЕЛЬЧ ЭРНСТ (Troeltsch Ernst; 1865–1923) – немецкий протестантский теолог, философ, социолог и историк религии. ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ , князь (1863–1920) – религиозный философ, представитель философии всеединства, правовед, публицист и общественный деятель, друг и последователь Вл. Соловьева. Один из видных деятелей российского либерального движения, редактор журнала «Московский еженедельник» (1906–1910) – печатного органа русских либералов. Автор многочисленных работ, в т. ч. и о русской иконе. Активный участник «белого движения». Т. стремился освободить философию всеединства от присущих ей элементов пантеизма и эволюционизма и тем приблизить ее к ортодоксальному христианству. Эта позиция определила решение им вопроса о национальном миссианстве в противоположность национальному мессианству. См. Примечания и комментарии к двум его статьям, опубликованным в настоящем издании. ТРУБЕЦКОЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, князь (1862–1905) – религиозный философ, публицист и общественный деятель; приверженец «конкретного идеализма», последователь Вл. Соловьева, автор работ по истории античной философии; в 1905 г. стал первым выборным ректором Московского университета; участник сборника «Проблемы идеализма». ТРУБЕЦКОЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ , князь (1890–1938) – сын русского философа С.Н. Трубецкого, ученый-лингвист, культуролог. Его работа «Европа и человечество» (1922, София) дала отправную историософскую идею для евразийства. ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1818–1883) – русский писатель; с 1855 г. жил в Париже, сотрудничал в журнале «Вестник Европы». ТЫРКОВА (ТЫРКОВА-ВИЛЬЯМС) АРИАДНА ВЛАДИМИРОВНА (1869–1962) – одна из организаторов кадетской партии; стояла на ее крайне правом фланге, публицист, автор воспоминаний о русской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одна из особенностей большинства лат. рукописей книги - наличие в тексте лакуны, соответствующей в совр. нумерации стихам 3 Езд 7. 35-106. Этот фрагмент текста имеется во всех древних переводах, не зависящих от Вульгаты, и соответственно отсутствует в церковнослав. и рус. переводах. В 1865 г. было обнаружено, что на месте лакуны в одной из лат. рукописей - Codex Sangermanensis - отсутствует лист, первоначально входивший в нее. На этом основании был сделан вывод, что все лат. рукописи с лакуной зависят от данного кодекса. В 1875 г. лат. текст этого фрагмента был найден и опубликован ( Bensly. 1875). Язык Большинство исследователей полагают, что первоначально Е. т. к. была написана на древнеевр. языке, хотя не сохранилось ни одного фрагмента исходного текста и отсутствуют следы его использования во внебиблейской древнеевр. лит-ре ( Stone. 1990. P. 1; о мнениях различных ученых по этому вопросу см.: Violet. 1924. P. XXI). Возможно, еще в древности книга была переведена на греч. язык, однако этот перевод сохранился лишь в цитатах и аллюзиях в др. произведениях (см.: Mussies G. When do Graecisms Prove that a Latin Text Is a Translation?//Vruchten van de Uithof: Studien opgedragen aan H. A. Brongers. Utrecht, 1974. P. 100-119). О существовании греч. перевода книги можно судить также по транслитерациям греч. слов в лат. и копт. текстах (напр., в Вульгате: chaus - 3 Езд 5. 25; abyssis - 3 Езд 6. 5 и мн. др.; возможно, однако, что многие из этих слов были заимствованы в лат. язык ранее и успели ассимилироваться в нем к моменту перевода книги - Klijn. 1983. P. 11). Предпринималась попытка реконструкции греч. текста книги ( Hilgenfeld A., ed. Messias Judaeorum. Lipsiae, 1869. S. XXXVIII-XLVI). Нек-рые исследователи предполагают, что первоначально книга была частично или полностью написана на арам. языке. Теория арам. происхождения книги отстаивается, напр., в монографии Л. Гри ( Gry L. Les dires prophétiques d " Esdras. P., 1938. 2 vol.). Однако для большинства приводимых им примеров были даны более убедительные объяснения, предполагающие евр. оригинал ( Stone. 1967. P. 109-111). Окончательное решение этого вопроса осложняется тем, что лит. евр. язык, на к-ром могла быть написана книга, испытывал значительное влияние арам. языка ( Idem. 1990. P. 11). Время и место написания

http://pravenc.ru/text/189579.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010