Будущий митрополит священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 г. в Кронштадте семье псаломщика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1887 г. руковоположен во иерея. Овдовев, в 1902 г. принял монашеский постриг. С 1902 по 1904 г. начальник Урмийской Духовной миссии в сане архимандрита. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Член Предсоборного совета. С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 г. возведен в сан архиепископа. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., заместитель члена Священного Синода. В апреле 1918 г. назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, к месту назначения прибыть не смог. В 1919 г. арестован в Москве. С апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. В мае 1920 г. включен в состав членов Священного Синода. С августа 1922 г. находился в тюремном заключении в Москве. В декабре 1922 г. отправлен в ссылку в Зырянский край, где встретился со святителем Афанасием, также сосланным в эти места. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, не воспринял эту должность, так как находился в ссылке. В октябре 1926 г. был переведен в г. Котельнич Вятской губернии. В конце 1926 г. в ходе проведенного без его ведома тайного опроса архиереев, о котором не знал, тайно избран Патриархом. После учреждения Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) , уволен им от управления Казанской епархией. С января 1930 по август 1933 г. в ссылке в Туруханском р-не Красноярского округа. В ссылке проживал со святителем Афанасием. После освобождения в 1934 г. поселился в г. Гжатске. Публикуемые письма написаны в Красноярске после освобождения святителя Кирилла из туруханской ссылки. Интервал между ссылками (с августа 1933 по июль 1934 г., до нового ареста) был отмечен активной перепиской святителя Кирилла, вызванной стремлением использовать передышку для уяснения ситуации, сложившейся в Русской Церкви в результате «нового курса» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, и по возможности повлиять на нее. Примерно в это же время, в августе 1933 г., вернулся во Владимир из ссылки святитель Афанасий. Архиереев связывала дружба, основанная на единомыслии по насущным вопросам церковной жизни, в особенности в отношении к деятельности митрополита Сергия, которого они считали превысившим свои полномочия. 14 июля 1934 г. митрополит Кирилл был арестован, приговорен в 3 годам ссылки в Казахстан. 7 июля 1937 г. арестован в ссылке и 20 ноября 1937 г. расстрелян под г. Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евением (Кобрановым). Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. 1. 22–23 октября 1933 г. 626

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

До революции в пустыни действовали храмы: Пресвятой Троицы, прп. Сергия Радонежского, Воскресения Христова, Валериана (Зубовская), свт. Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), Саввы Стратилата (Шишмаревская). При монастыре имелись часовни: Покровская и Спасская - у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 гг. А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 гг. также возвел гранитную ограду; Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую А. М. Горностаев построил в 1863 г. у алтаря Троицкого собора, над могилой основателя пустыни, Варлаама. В ней же был погребен схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме; Рудненская - на берегу пруда " Иорданка " в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 г. Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход. Тихвинская и Рудненская часовни погибли в Отечественную войну. Пустынь содержала странноприимный дом, детский приют, женскую богадельню, небольшую школу и больницу, выстроенную в 1906-1907 гг. В престольный праздник, когда из столицы приезжало множество паломников, вокруг монастыря устраивался крестный ход, а 24-26 сентября у его стен - ярмарка.Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 г. в Йошкар-Оле. Следующим сохранившимся строением обители остаётся Инвалидный дом (Л. Руска, 1805 - 1809 гг.) с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, но, что интересно, инвалидный дом начал работать только через пять лет после освящения храма. В храме была устроена могила Валериана Зубова, георгиевского кавалера и кавалера ордена Андрея Первозванного, покорителя Дербента. Церковь с богадельней для увечных воинов была построена его братьями графами Дмитрием, Платоном и Николаем Александровичами Зубовыми. В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А. В. Суворова – Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых. При перестройке церкви в советское время все эти захоронения были уничтожены.

http://sobory.ru/article/?object=00734

В Баку торжественно отпраздновали день памяти небесного покровителя города 25 июня 2023 г. 17:54 23-24 июня 2023 года Баку с архипастырским визитом, приуроченным ко дню памяти апостола Варфоломея, посетили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и временно управляющий Бакинской епархией архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт . 23 июня архиереи побывали в старейшем сохранившемся православном храме Азербайджана — церкви Архангела Михаила г. Баку. Они ознакомились с масштабными ремонтно-восстановительными работами, проведенными в храме по инициативе и при поддержке президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Затем митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт посетили Аллею Почетного захоронения, где возложили цветы к могиле общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Также архипастыри совершили заупокойную литию на месте упокоения первого архиерея возрожденной Бакинской епархии архиепископа Александра (Ищеина). В тот же день состоялась встреча митрополита Кирилла и архиепископа Феофилакта с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Приветствуя высоких гостей, прибывших в Баку, глава мусульман Кавказа вспомнил недавнюю встречу с Предстоятелем Русской Православной Церкви, состоявшуюся в Казани, а также поделился своим мыслями по поводу событий, связанных с межрелигиозными отношениями в стране и мире. Вечером того же дня, в канун дня памяти апостола Варфоломея, митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт совершили всенощное бдение в соборе Рождества Богородицы г. Баку. Архиереям сослужили клирики Бакинской епархии и Казанской митрополии. Перед началом праздничного канона митрополит Кирилл, в память о посещении, передал в дар храму икону священномученика Кирилла, митрополита Казанского. Святитель Кирилл (Смирнов, 1863-1937) в период с 1918 по 1920 гг. был митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. В 1937 году, во время гонений на Церковь, был расстрелян. В 2000 году прославлен в лике новомучеников ХХ века.

http://patriarchia.ru/db/text/6038319.ht...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984) — два русских монаха, подвизавшихся на Афоне в нач. XX века. От обоих остались… далее» В Америке, неподалеку от Чикаго, есть Уитонский колледж, который иногда называют Протестантской Сорбонной. При колледже pacnoлoжuлcя»Marion Wade Center», где собраны все материалы о семи христианских писателях…. далее» (1853 — 1900 гг.) — сын русского историка Сергея Михайловича Соловьева, потомок мыслителя XVIII в. Г.С.Сковороды . Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик конца XIX… далее» Питер Крифт (род 1937 г.; фамилия передается на русский также как Крайфт или Крэйфт) — известнейший современный христианский апологет (сознательно продолжающий традицию Льюиса). Автор более 60… далее» (ум. 1992) — выходец из Малой Азии. Проживал во Франции. В 1982 г. упомянут как архимандрит, благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), настоятель Свято-Троицкой… далее» Ужанков Александр Николаевич (1955 г.р.) – доктор филологических наук, кандидат культурологии. Теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси. Проректор по научной работе Литературного института… далее» (1863 — 1920 ) — князь Евгений Николаевич Трубецкой, брат другого знаметитого философа Сергея Трубецкого, друг Владимира Соловьева. Философ, публицист, правовед. По мимо собствено философских работ,… далее» Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905) — религиозный мыслитель, историограф античной философии, публицист, общественный деятель. Брат Евгения Трубецкого, другого выдающегося философа, отец евразийца и лингвиста Николая Трубецкого, друг… далее» Паисий Святогорец (1924-1994; в миру — Арсений Езнепидис) — один из самых почитаемых современных греческих старцев, афонский монах, известен своей подвижнической жизнью и наставлениями. Родился в… далее» Самым ярким художником из зарубежной иконописной традиции (а в определенном смысле работы отдельных мастеров складываются уже в особую традицию, оплодотворяющую инославную почву) был Григорий Круг. Инок… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

К концу XIX в. деревянная Покровская церковь, очевидно, перестала удовлетворять потребностям многолюдного прихода, и решили воздвигнуть рядом с ней новый более поместительный каменный храм. Разработку проекта каменной церкви на Песьем погосте произвел гражданский инженер Семен Иванович Андреев (1863 – ок. 1930), который, кроме ведения архитектурной практики, являлся членом или руководителем ряда благотворительных обществ. Он – создатель разнообразных по назначению построек, включая санаторий в Малой Вишере. Церковь в Самро является ярким примером церковных зданий, построенных им в Санкт-Петербургской губ. Ее проект разработал С. И. Андреев в 1901 г., строительство окончено к 1909 г. По одной из версий, каменную церковь в Самро именуют во имя Вознесения Господня. По другим сведениям, каменный храм в Самро называется, как и его деревянный предшественник, Воскресенской церковью, что более соответствует традиции преемственности посвящения при замене старой церкви на новую. Архитектура каменного храма в Самро решена в национальном стиле. Ярким представителем этого стиля был В. А. Косяков, создатель Морского собора в Кронштадте и Покровской церкви в д. Козья Гора, расположенной неподалеку от д. Самро, на северном берегу Самровского оз. (Сланцевский р-н). Церкви в Козьей Горе и Самро строились практически одновременно, но церковь в Самро мало в чем походит на козьегорскую, разве что сочетанием шатрового верха колокольни и шлемовидной церковной главки. По своей трактовке национального стиля это совсем разные храмы. Храм в Самро больше напоминает церкви, построенные по проектам А.П. Аплаксина. Это касается пропорционального решения нижнего и верхнего ярусов церкви, оформления дверных и оконных проемов, других деталей декора. Но, в отличие от аплаксинских построек, Воскресенская церковь в Самро выглядит подчеркнуто монументально, благодаря объемам колокольни и церковного барабана, напоминающих крепостные башни. С освящением каменной церкви надобность в деревянной Воскресенской церкви отпала. В 1914 г. она была закрыта. В начале 1930-х гг. служила зернохранилищем, в 1937–1938 гг. была переделана под клуб. После войны не использовалась. Ее, полуразрушенную, снесли в 1956–1957 гг. по просьбе председателя местного колхоза «Красный Самряк».

http://sobory.ru/article/?object=04899

http://www.podolskoe.ru/oznobishino/main.htm Кирпичный храм Живоначальной Троицы, рядом с деревянным, был построен " тщанием " священника Алексия Беляева по проекту архитектора Н.И.Финисова, использованному также и в ряде других церквей Подмосковья (Четряково Ступинского района). Строился между 1863-1886 гг. В 1908-1911 гг. по проекту епархиального архитектора Н.Н.Благовещенского на средства купца Лапшина и трудами священника Димитрия Беляева были выстроены западной притвор с колокольней. Старейшая часть здания состоит из бесстолпного одноглавого двусветного четверика с полуциркульной апсидой и двустолпной двухпридельрной трапезной ( приделы Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы). Декор в формах художественной эклектики. С запада к трапезной части примыкает небольшой, в одну световую ось, притвор и четырехърусная шатровая колокольня, являющаяся архитектурной доминантой местности. Декорация колокольни - образец " русского " стиля, с ориентацией на московскую архитектуру XVII в. Нижние части колокольни и притвора облицованы белым камнем. В " настоящем " храме сомкнутый свод, в апсиде конха; в трапезной - система парусных сводов, опирающаяся на два сдвинутых к востоку столба. Первоначальные перекрытия притвора и колокольни утрачены после закрытия церкви в 1937 г. Тогда же была разобрана стоявшая рядом деревянная церковь постройки 1677 г. С 1996 г. храм возрождается. В церкви хранятся иконы с частицами св. мощей мч. Трифона, сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского и другие. Церковь Святой Троицы в с.Ознобишино Подольского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Ныне храм входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий). Источники: протоиерей Олег Пенэжко " Храмы г.Подольска и окрестностей " . - Владимир, 2004 г. " Подмосковье. Монастыри храмы источники " . -  Москва, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. сайт " Викариатство новых территорий "

http://sobory.ru/article/?object=05119

6) снятие научной копии с портрета XVII в. боярина Морозова (Музей быта); 7) реставрации копии с парсуны 1693 года Святейшего Патриарха Адриана, выполненной в 1758 году В те же годы П. А. Голубцов написал несколько научных работ. 199 Видимо, к этим годам относится опасное и секретное поручение, полученное, им, вероятно, от Ю.Олсуфьева, – сохранить Честную Главу Преп. Сергия, которую в 1919 году Павел Флоренский с Ю.Олсуфьевым и архим. Кронидом тайно отделили от мощей во избежание грозившего им увоза, или уничтожения большевиками. В мощах же она была временно заменена черепом одного из захороненных поблизости князей Трубецких. Павел Александрович хранил ее футляре–коробке среди книг. После войны 200 и открытия Лавры П. Голубцов привез эту святыню в монастырь, и она была вложена в раку Преподобного. Ограничивая себя во всем, он смог накопить денег и купить в 1937– 1938 гг. в Посаде по Б. Кокуевской (д. 34, снесен) полдома (комнату с кухней) для бедствовавшей тогда своей сестры Анны с двумя малышами, 201 поскольку они были изгнаны из родного дома на Красюковке в начале 30–х годов, как попавшие в категорию «лишенцев» (ее муж, священник о. Алексий Габрияник, был репрессирован, начиная с ареста в 1928 г.). Только в 1940 году, очевидно, в сентябре, Павел Голубцов был приглашен на постоянную работу в ГИМ и здесь проработал до августа 1941 г. В этот период он сделал два (или три) научных сообщения по поводу Пафнутие–Боровского монастыря и портрета патриарха Адриана, о которых речь шла раньше. Война нарушила его творческие планы. 20 августа 1941 года Краснопресненским РВК Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании от солдата до сержанта нес службу в 6–м запасном автомобильном учебном полку 202 . Там он также работал в качестве батальонного, а затем полкового художника; был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После демобилизации в октябре 1945 года Павел поступил на II курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную Семинарию. После окончания ее в 1947 году Павел Александрович поступил в Духовную Академию. Перейти на церковное служение благословил его старец – схиархимандрит Иларион (в миру – Иоаким Удодов, 1863 – 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в конце 20-х – начале 30–х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря 203

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

оба стали кандидатами в Впрочем, вскоре Леонид (Скобеев) покинул Пензу, а Иоанникия Смирнова задержали чекисты и для проведения следственных действий этапировали в Москву (см. Приложение). Весной 1922 г. канонический епископ Борис (Лентовский) был арестован. В тюрьме под давлением он написал и опубликовал воззвание, в котором приглашал верующих подчиняться всем распоряжениям обновленческого «священноначалия». Выйдя из заключения, епископ Борис присоединился к обновленческому «Союзу общин Древне-апостольской церкви» (СОДАЦ). Отныне его главной обязанностью становилось рукоположение в иереи представленных обновленческим епархиальным советом подходящих кандидатов. Однако это продолжалось недолго: 6 июля 1922 г. обновленческое ВЦУ своим решением уволило епископа Бориса на покой С учетом этих обстоятельств каноническая церковная власть 19 апреля 1922 г. назначила викарным епископом Краснослободским и одновременно временно управляющим епархией Леонтия Ивановича Устинова (вместо епископа Григория Прибывший в Пензу 17 епископ Леонтий уже 15 июля 1922 г. оказался под арестом. 29 сентября 1922 г. его перевезли в Москву в распоряжение СО ГПУ. 25 ноября 1922 г. Комиссия НКВД РСФСР по адмвысылкам принимает постановление о высылке епископа Леонтия в Нарымский край сроком на 3 года. В Пензу он больше не В 1923 г. от тихоновской Церкви временно управляющим Пензенской епархией был назначен епископ Сердобский, викарий Саратовской епархии Петр (Соколов; 1863–1937 гг.), тайно рукоположенный в этот сан в марте 1923 г. В том же году он стал епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, но несколько недель спустя был арестован и сослан на Соловки. В результате в Пензе с 1923 по 1927 гг. канонический правящий епископ отсутствовал (при одновременном наличии викариев, назначенных В дни Великого поста 1923 г. в городе прошел епархиальный съезд духовенства, официально признавший власть обновленческого ВЦУ. Несколько приходских священников во главе с отцом Николаем Пульхритудовым, отказавшиеся это сделать, вскоре были арестованы. Впрочем, перед Пасхой 1923 г. тихоновцам неожиданно передали Покровскую церковь. Вскоре в окормление Патриарха Тихона перешла и кладбищенская церковь во имя св. Митрофана Воронежского. Первоначально обновленческие церкви верующие практически не посещали, но после того, как от обновленческого ВЦУ пришла инструкция, отменявшая все новшества в богослужениях, народ начал снова заполнять Остатки путятинских сторонников также подчинились ВЦУ. Начался процесс постепенного растворения «путятинской церкви» в

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Митрополит Виленский и Литовский Елевферий также писал, что встретился в Патриархии с епископом Василием, который, «возвращаясь из ссылки из отдаленной Сибири, на пути зашел к м[итрополиту] Петру и пробыл у него две недели. Вместе с братским приветствием м[итрополиту] Сергию и Синоду м[итрополит] Петр просил передать им, что, по его мнению, это воззвание появилось на свет вполне своевременно, как подсказанное необходимостью современного момента исторического бытия родной нашей православной Церкви. Это и засвидетельствовал еп[ископ] Василий в личном письменном рапорте, поданном Патриаршему Синоду» ( Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. С. 118). Священник Александр Мазырин уделяет много внимания развенчанию достоверности этой информации, представля я его «засланным казачком», возможно, участвующим в очередной провокации ОГПУ против Местоблюстителя и его заместителя ( Мазырин А., свящ. Подвиг первосвятительского служения… С. 297–308, 607–610). Митрополит Сергий в Ленинград не приезжал. Сергий (Дружинин; 1863–1937 гг.), сщмч., с 1924 г. епископ Нарвский; 26 декабря 1927 г. вместе с епископом Гдовским Димитрием подписал акт отхода от митрополита Сергия, и 30 декабря запрещен им в священнослужении. После заявления о раскаянии в начале 1928 г. запрещение было снято, и назначен епископом Копорским. Однако 7 января вновь присоединился к оппозиции, после чего уволен с кафедры и вновь запрещен в священнослужении. С ноября 1929 г. управляющий «иосифлянской Ленинградской епархией». Разбирались, кто из епископов и в какой степени откалывается от митрополита Сергия. Шляпин – заведующий Церковным столом Центрального района Ленинграда. Предполагаем, что о. Николай мог апеллировать к опыту Судной комиссии, которая была создана 27 сентября 1917 г. Епископским совещанием в составе Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг. для рассмотрения дел в отношении архиереев. Комиссия состояла из 12 епископов и занималась разбирательством жалоб и апелляций на решения Синода и епархиальных съездов, повлекших смещение архиереев с их кафедр (см: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. М., 2015. С. 41).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

В труднодоступных районах области (в основном на юге) существуют незарегистрированные общины беспоповцев. Е. А. Агеева, Е. А. Кулешова Римско-католическая Церковь В Сибири католики появились в кон. XVII в., много поляков было выслано сюда после восстаний в Польше в 1830, 1863-1864 гг. Переселенцы-католики приезжали в регион в кон. XIX - нач. XX в. в связи со строительством Транссибирской магистрали и аграрной реформой П. А. Столыпина. В XIX - нач. XX в. в Кузбассе действовало несколько католич. приходов: в Мариинске, в селах Бороковка (совр. Тяжинский р-н), в г. Тайга. К кон. XIX в. в Мариинске в составе многочисленной колонии ссыльных поляков были и католические священники, имевшие разрешение совершать богослужение и требы. 29 сент. 1905 г. в Мариинске был освящен приходской храм во имя Антония Падуанского, в городе имелось католическое кладбище. На рубеже XIX и ХХ вв. переселенцами-католиками - поляками, латышами и латгальцами, имевшими в этих местах крестьянские хозяйства, было основано с. Бороковка. 18 янв. 1906 г. в селе освятили католич. ц. во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. В 1914 г. число прихожан Бороковского прихода Томского деканата достигало 10 тыс. чел. В течение почти 30 лет село было центром религ. жизни переселенцев-католиков. В результате политики советской власти католич. Церковь в Кузбассе прекратила деятельность. Постановлением президиума Сибкрайисполкома от 17 нояб. 1931 г. костел в Мариинске был окончательно ликвидирован, впосл. здание было разобрано. Перед Великой Отечественной войной было демонтировано здание костела в Бороковке, материал перевезли в районный центр Тяжинский, где из него построили дом культуры. К 1937 г. были арестованы все католич. священники и члены двадцаток на территории Кузбасса. После присоединения к СССР Зап. Украины и Прибалтики начались массовые ссылки в Сибирь населения этих земель, число католиков в Сибири, в т. ч. в Кузбассе, на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. возросло в десятки раз. В 1958 г. в Сибири появилась первая община редемптористов .

http://pravenc.ru/text/1684171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010