Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВХАИТЫ епископия в рим. и визант. пров. Еленопонт (М. Азия) (ныне Бейозю, иль Чорум, Турция), известна с V в. ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан в правление имп. Констанция II после 356 г. ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ ЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СТУДЕНТОВ ЛАТВИИ («Русское православное студенческое единение»), правосл. самоуправляющаяся орг-ция Латвии в 20-30-х гг. ХХ в., входящая в состав Русского студенческого христианского движения (РСХД) ЕДИНЕЦКАЯ И БРИЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, учреждена решением Свящ. Синода РПЦ 6 окт. 1998 г. на территории сев. районов Молдавии ЕДИНОНАЧАЛИЕ порядок управления, предполагающий сосредоточение адм. властных полномочий у одного должностного лица ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_103.htm...

Санкт-Петербург. Киновия Александро-Невской лавры. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Земли в Клочках еще в 1714 г. были подарены Петром I Александро-Невской лавре. Когда-то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи возобновили его и построили скотный двор. Когда в 1732 г. открыли месторождение глины на левом берегу поблизости от монастыря, кирпичные заводы на правобережье стали приходить в упадок. К концу XVIII века лавра использовала эти земли только для сенокоса. В 1820 г. митрополит Михаил (Десницкий) основал здесь Лавровскую киновию - загородное архиерейское хозяйство с небольшим монастырём, для размещения в нём больных и престарелых монахов, которые находились на полном обеспечении монастыря. В 1840-1841 гг. арх. А.З. Комаров построил для обители со стороны Невы деревянную надвратную шатровую колокольню, в которой была устроена небольшая церковь во имя Пресвятой Богородицы, действовавшая до 1920-х гг. В 1845-1847 гг. архитекторами А.П. Гемилианом и К.И. Брандтом были возведены два симметричных каменных флигеля в два этажа для келий - корпуса келий - Октябрьская наб., 16 и Октябрьская наб., 20. В 1848 г. при киновии возникло кладбище, на котором хоронили крестьян близлежащих деревень, жителей Малой Охты - Киновиевское кладбище - Октябрьская наб., 14. В центре киновии епархиальный арх. Г.И. Карпов построил пятиглавый собор. Собор был заложен 17 июня 1862 г. Купец Федор Федорович Набилков завещал на постройку 30 тыс. руб. В 1865 г. его брат В.Ф. Набилков перед смертью также дал на собор 30 тысяч рублей и завещал сыну закончить строительство. 28 июля 1868 г. храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Кроме собора в киновии имелась одноэтажная деревянная церковь во имя " Всех Святых " - Октябрьская наб., 14, перестроенная в 1861 г. из существовавшей двухэтажной. После революции Лаврская киновия была закрыта. Собор действовал как приходской, в 1937 г. он также был закрыт и передан под мастерские Промкомбината Володарского района. В 1938 г. взорвали колокольню и снесли все пять глав. Кладбище было существенно расширено. Во время войны на нем хоронили погибших воинов Ленинградского фронта и горожан, умерших во время блокады. Деревянная церковь " Всех Святых " была в 1942 г. разобрана на дрова.

http://sobory.ru/article/?object=44457

Семилужки. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Примерно в 70-е гг. XVIIb. в с.Семилужном на р.Каменка была построена Вознесенская часовня. 7 июля 1702 г. чудесным образом была явлена икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца, которую затем ежегодно Крестным ходом приносили в г. Томск. В 1708 г., по Благословению преосвященного митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинский, 1702-1711; в схиме Федор, 1715-1721; канонизирован) расширенна в церковь и освящена в честь святителя Николая. За годы и века деревянную церковь приходилось не раз то рубить заново, то переделывать и достраивать. Семилуженцы просят у Сибирского владыки Сильвестра (Гловацкий, 1749-1755) разрешение на строительство. Старосты бережно припасали каждую копеечку для строительства нового каменного храма. Поступление шло медленно и долго, составляясь в основном из пожертвований в дни ношения иконы в город. Строительство новой каменной церкви во имя Вознесения Христова окончательно завершилось к 1818 году. Святой Антиминс для вновь построенной церкви на тонкой шелковой ткани священнодействован Архиепископом Тобольским и Сибирским Амвросием (Келембет, 1806-1821) 29 июня 1821 года. Церковь, построенная в стиле барокко, имела два придела: летний, холодный – в честь Вознесения Господня и зимний, отапливаемый – в честь Николая чудотворца. В 1862 г. был пристроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Священнослужители в селе Семилужном сменялись часто, как и везде. Лишь один «служитель культа», о. Иоанн Москвин, оставался в Вознесенском храме с 1914 по 1928 годы (в 1937 году погиб в тюрьме). Краткое время в 1918 году в Семилужном священствовал о. Иоанн Иваницкий (осужден в 1920-м году на принудительные работы). В 1930 году священником служил о. Иаков Авсенев в сентябре 1937г. арестован как черносотенец и вскоре расстрелян. В 1924 году при Вознесенской церкви недолго состоит в диаконах Гавриил Дмитриевич Осипов (осужден на принудительные работы), а в 1935-1936 годах иеродиакон Иосиф (Иван Митрофанович Яковлев), который в 26 году был осужден на пять лет ссылки. Последним настоятелем Вознесенской церкви села Семилужного на 22 октября 1935 года значится игумен Серафим Скорняков, судьба которого после ареста неизвестна. По воспоминаниям старожилов, как арестовали «батюшку-игумена», так и церковь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=44690

Царевщина. Церковь Александра Невского (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Невского , Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1801. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, Балтайский район, с. Царевщина Координаты: 52.435462, 46.714853 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В начале XIX века в Царевщине находилось имение генерального прокурора А.А. Вяземского, тщанием которого в 1801 году была построена каменная православная церковь с колокольней. Престолов было два: во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Дома для священника, дьякона и двух псаломщиков были общественные. Поместье вскоре было выкуплено графом Нессельроде. Альтернативное название Дмитриевское, вероятнее всего, было дано Царевщине по одному из престолов храма или имени нового землевладельца, при котором начался расцвет села. По данным 1862 года, в Царевщине насчитывалось 180 дворов и 1507 жителей. Имелись больница, чугунный, кирпичный и два винокуренных завода, лесопильня, две мельницы. Было развито животноводчество, в частности разведение овец. В составе Вольского уезда Саратовской губернии село было центром Царевщинской волости, крестьянское общество было одно. В начале 1890-х годов граф А.Д. Нессельроде переехал на постоянное жительство в свое царевщинское имение, где им была собрана одна из лучших в России библиотек с фондом более сорока тысяч томов. При нём в селе открылись приют, училище, школа для крестьянских детей. К началу Первой мировой войны в селе проживало 2546 человек. По национальности и вероисповеданию жители были преимущественно русскими, православными, насчитывалось около 400 беспоповцев. В годы гражданской войны село сильно пострадало от пожаров, в которых также сгорела графская усадьба и большая часть библиотеки. В 1920-е годы был организован колхоз " 12 лет РККА " , начали работу птицесовхоз и спиртзавод. Местный храм был закрыт и разрушен в 1930-е годы.

http://sobory.ru/article/?object=38789

Покровский женский монастырь (Балашов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский девичий монастырь — действующий православный женский монастырь Балашовской епархии, расположенный в городе Балашов. Основан в 1862 году как женская богадельня, с 1884 года — официально в статусе монастыря. В монастыре было большое хозяйство. В 1920 году закрыт и впоследствии разрушен. 2 октября 2013 года официально возрождён. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 1862 году на средства купца Иллариона Иванова в года Балашове была открыта женская община и богадельня. Тщанием того же купца в 1862 году была возведена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Была построена также домовая церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1871 году с разрешения Святейшего Синода богадельню переименовали в женскую общину, а в 1884 году стараниями епископа Саратовского и Царицынского Павла она получила статус общежительного девичьего монастыря. С 1877 года монастырём управляла монахиня Сарра. Расцвет [ править править код ] В 1887 году по проекту, разработанному саратовским архитектором Салько, началось строительство большого каменного собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но до 1917 года монастырь не сумел завершить работы ввиду нехватки денег. Монастырю принадлежали следующие угодья: занимаемые монастырём с усадьбой 7 десятин и 252 квадратных сажен земли, пожертвованной в 1873 году купцом Илларионом Ивановым; рядом с усадьбой 3 десятины земли, пожертвованной городом в 1883 году под кирпичный завод; пожертвованные городом же в 1886 году ещё 5 десятин земли к северу от монастыря для расширения его построек; в версте от города к юго-западу 1 десятина 2350 квабртных сажен земли, пожертвованной мещанином Григорием Терентьевым в 1873 году; в 10 верстах от города при селе Тростянка 3 десятины леса, пожертвованного прапорщицей Авдотьей Жуковой в 1866 году, и 2 дес. леса, пожертвованного коллежским асессором Алексеем Волосатовым в 1865 году; там же 30 десятин земли, пожертвованной в 1873 году купцом Ивановым.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_жен...

В Кашире будет восстановлен Никитский монастырь Кашира, 2 марта 2018 г.      В подмосковной Кашире будет восстановлен знаменитый Никитский женский монастырь. Об этом сообщил глава городского округа Алексей Спасский, выступая с отчетом перед местными жителями. По его словам, восстановительные работы в храмах обители проведут за счет средств Фонда порушенных святынь, а создание инфраструктуры на прилегающей территории возьмут на себя городской и областной бюджеты, соощает Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . «К территории монастыря будет обновлена дорога, обустроена смотровая площадка, произведено озеленение», – рассказал Алексей Спасский. Работы планируется закончить к концу июня текущего года. На освящение восстановленной обители ожидают приезда высших иерархов Русской Православной Церкви. Краткая справка Деревянная Никитская церковь на месте будущего монастыря существовала еще в XVII веке. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году. В 1843 году на средства Ф.И. Руднева при храме открыта богадельня, которая в 1862 году  преобразована в женскую общину. В 1884 году  община получила статус женского монастыря. При монастыре действовало две школы – церковно-приходская (на 50 девочек) и живописи, – а также больница для сестер (на 5 кроватей). С конца XIX века до 1920-х годов в монастыре жила старица Ольга Ложкина, благодаря которой монастырь стал объектом паломничества. Среди жертвователей на нужды монастыря был и император Николай II. В 1890 году крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игумении с просьбой открыть школу для местных детей. Школу открыли в 1891 году на том месте, где некогда находилась Соколова пустынь  – мужской монастырь, упраздненный в XVIII веке. Один из храмов этой обители посвящен усекновению главы Иоанна Предтечи – такое же посвящение получил и храм при школе, вокруг которого вскоре образовался Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря  на территории нынешней деревни Соколова пустынь. В 1919 году насельницы, боясь закрытия обители, преобразовали ее в артель. Однако в 1920-х годах монастырь всё же был закрыт, Никитская и Преображенская церкви переоборудованы под производственные помещения, верхние ярусы колокольни сломаны. Иоанно-Предтеченский скит был полностью разрушен.

http://pravoslavie.ru/111157.html

В Минской духовной семинарии прошли II чтения памяти священномученика митрополита Петра (Полянского) 9 июня 2017 г. 16:44 8 июня 2017 года по благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия состоялась научная конференция «II Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937)». Открывая мероприятие, архиепископ Гурий преподал архипастырское благословение всем участникам и подчеркнул особую значимость сохранения памяти о православных христианах, которые в ХХ веке незаслуженно стали жертвой массовых репрессий. В работе конференции  приняли участие преподаватели и студенты Минской духовной семинарии, учащиеся Слонимского духовного училища и духовенство Новогрудской епархии . Форум открылся выступлением доцента кафедры истории Беларуси Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины кандидата исторических наук С.Ф. Веремеева, рассказавшего о том, как освещались последние годы жизни Патриарха Московского и всея Руси Тихона в воспоминаниях его современников. Профессор Минской духовной академии доктор церковной истории иерей Гордей Щеглов в своем докладе сообщил о жизни и исповедническом подвиге уроженца белорусской земли священномученика Иоанна (Пашина; 1881-1938), епископа Рыльского. Выступление помощника секретаря Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви  кандидата богословия протоиерея Димитрия Шиленка было посвящено истории обновленческого раскола на территории Восточной Беларуси в 1920-30-е гг. Доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина кандидат исторических наук А.Н. Свирид рассказал о системе контрмер Православной Церкви по противодействию распространению неоунии на белорусских землях в 1920-30-е гг. В своем докладе проректор по научной работе Минских духовных семинарии и академии доцент А.В. Слесарев рассказал о церковной деятельности архимандрита Тихона (Шарапова) на посту настоятеля Жировичского монастыря (1922-24 гг.).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

19 февраля Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий; 1862–1936), митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1921 год – Вынесен приговор на судебном процессе над архиепископом Арсением (Стадницким), епископом Алексием (Симанским), протоиереями Яцковским, Вихровым, Соколовым, мирянами Финиковым и Скородумовым. Они обвинялись в «противодействии мероприятиям советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении декрета об отделении церкви от государства». Трибунал признал виновными всех подсудимых, но, учитывая амнистию ВЦИКа от 6 ноября 1920 г ., наказание было определено условным. Взвешивание церковных ценностей. 1922 год – Святейший Патриарх и Священный Синод выпустили специальное послание к духовенству и верующим, в котором призвали пожертвовать кроме личных храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. Это значительно повысило авторитет Церкви в глазах не только верующих, но и всего населения. Поэтому во многих местах органы власти доверили работу по передаче церковных ценностей комиссиям по борьбе с голодом самим приходским советам. Среди архиереев, активно поддержавших начинания патриарха, был и митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), который, по его словам, готов был снять драгоценный оклад с иконы Казанской Богоматери (главная церковная святыня Петрограда), если бы это помогло спасти жизнь хотя бы немногим голодающим. 1949 год – В газете «Правда» напечатан фельетон «Саратовская купель» за подписью некоего И. Рябова, посвященный массовому купанию на праздник Богоявления в Саратове, привлекшему особое внимание партийных властей. В Саратове 19 января 1949 г ., в день Крещения Господня, по традиции состоялось торжественное освящение воды, называемое ходом на иордань. Епископ Саратовский Борис (Вик), согласно существующему положению, получил на богослужение разрешение Волжского райисполкома Саратова; представители районного ОСВОДа заранее прорубили проруби на Волге, поставили ограждение. По окончании обряда духовенство и большинство верующих вернулись в город. Однако оставшиеся 300 человек (по другим данным — 500) начали окунаться в ледяную освященную воду и делали это в течение 35–40 минут (по другим данным — 5 часов). Это вызвало некоторый ажиотаж; появился фотограф, делавший снимки «купающихся» (он впоследствии продавал их за «крупную сумму»).

http://pravoslavie.ru/5362.html

Брянск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Купол весом 10 тонн изготовлен в Волгодонске Ростовской обл. Доставлен в Брянск в разобранном виде из 12 частей. Собирали 3 дня. И вот он , красавец ! Осталось только поднять наверх. Брикс Галина 21 июня 2010 Карта и ближайшие объекты С XVI века главным храмом Брянска являлся Покровский собор, находившийся в брянском кремле. В 1798 году указом Святейшего Синода соборный статус был придан Преображенскому храму (1694-1697 гг.) упраздненного в 1766 году Спасо-Поликарпова монастыря, переименованному в связи с этим в Покровский. В 1862 году храм был разобран, и на его месте возведен новый собор, строительство которого велось более трех десятилетий (в 1876 году был освящен правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1879 году — левый, во имя мч. Иоанна Воина, в 1897 г. — главный престол в честь Преображения Господня). С 1920 года, после образования Брянской епархии, Покровский собор стал кафедральным, но уже в 1924 году он был закрыт и разорен. Здание, использовавшееся как клуб и антирелигиозный музей, сильно пострадало в Великую Отечественную войну, а в начале 1960-х годов его снесли. В 1968 году была взорвана и колокольня. Сейчас на этой территории стоит киноконцертный зал «Дружба», а в память о соборе на его месте возведена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году. С 2002 года начались переговоры с администрацией о месторасположении будущего кафедрального собора. В 2004 году епархии был выделен земельный участок под строительство собора — в историческом и географическом центре Брянска, рядом с соборным храмом в честь Воскресения Христова, на территории, некогда принадлежавшей древнему Воскресенскому девичьему монастырю. С этого времени на месте будущего алтаря неоднократно совершалась Божественная литургия и другие чинопоследования под открытым небом. 30 мая 2005 года по ходатайству епископа Брянского и Севского Феофилакта приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы, а несколько позже — соборного духовно-просветительского комплекса. В том же году образован региональный общественный фонд «Брянский кафедральный собор», начались проектные и исследовательские работы.

http://sobory.ru/article/?object=07902

Брянський кафедральний собор 1 липня 2012 р. 12:57 С XVI века главным храмом Брянска являлся Покровский собор, находившийся в брянском кремле. В 1798 году указом Святейшего Синода соборный статус был придан Преображенскому храму (1694-1697 гг.) упраздненного в 1766 году Спасо-Поликарпова монастыря, переименованному в связи с этим в Покровский. В 1862 году храм был разобран, и на его месте возведен новый собор, строительство которого велось более трех десятилетий (в 1876 году был освящен правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1879 году — левый, во имя мч. Иоанна Воина, в 1897 г. — главный престол в честь Преображения Господня). С 1920 года, после образования Брянской епархии , Покровский собор стал кафедральным, но уже в 1924 году он был закрыт и разорен. Здание, использовавшееся как клуб и антирелигиозный музей, сильно пострадало в Великую Отечественную войну, а в начале 1960-х годов его снесли. В 1968 году была взорвана и колокольня. Сейчас на этой территории стоит киноконцертный зал «Дружба», а в память о соборе на его месте возведена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году. С 2002 года начались переговоры с администрацией о месторасположении будущего кафедрального собора. В 2004 году епархии был выделен земельный участок под строительство собора — в историческом и географическом центре Брянска, рядом с соборным храмом в честь Воскресения Христова , на территории, некогда принадлежавшей древнему Воскресенскому девичьему монастырю. С этого времени на месте будущего алтаря неоднократно совершалась Божественная литургия и другие чинопоследования под открытым небом. 30 мая 2005 года по ходатайству епископа Брянского и Севского Феофилакта приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II  благословил строительство кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы, а несколько позже — соборного духовно-просветительского комплекса. В том же году образован региональный общественный фонд «Брянский кафедральный собор», начались проектные и исследовательские работы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2316338...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010