Также сегодня мы вспоминаем историка русской литературы, действительного члена Петербургской Академии наук Л.Н.Майкова (1839-1900). Леонид Николаевич Майков родился 28 марта 1839 г. в Санкт-Петербурге в семье живописца Н.А.Майкова. В 1860 г. окончил курс Санкт-Петербургского университета кандидатом историко-филологического факультета и некоторое время преподавал в гимназии Человеколюбивого общества. В том же году зачислен на службу в Департамент внешней торговли. В 1863 г. Майков защитил диссертацию на степень магистра русской словесности: «О былинах Владимирова цикла», после защиты продолжил службу в Министерстве финансов. В 1864 г. перешел в Центральный статистический комитет и принимал деятельное участие в его работах, а также в международных статистических съездах. С 1868 г. Майков профессор Археологического института. В 1882 г. он назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки. В 1889 г. избран академиком, в 1893 г. назначен вице-президентом Академии наук. В 1871 г. Майков возглавил этнографический отдел Русского географического общества. В 1872-1886 г. председатель этнографического отделения, редактировал несколько его изданий. В 1868-1882 гг. Леонид Николаевич был помощником редактора, а в 1882-1890 гг. – редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Литературную деятельность Майков начал еще студентом; поместил длинный ряд историко-литературных статей и рецензий в «Отечественных записках», «Заре», «Русском вестнике», «Древней и новой России», «Русской старине», «Русском Архиве», «Журнале Министерства народного просвещения», «Историческом вестнике», «Русском филологическом вестнике». Важнейшие из них посвящены Симеону Полоцкому, Ломоносову, Василию Майкову, Сумарокову, Крылову, истории русской журналистики, старинной русской повести, истории русских суеверий и собраны под названием «Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в.» (1889). В эпоху почти безраздельного господства мифологического объяснения народной поэзии он выдвинул историческую точку зрения на происхождение русских былин, с которой исследователи этого спорного вопроса считаются до сих пор. По его мнению, русский эпос есть верный отзвук русской исторической жизни и, в частности, былины Владимирова цикла – киевского удельного периода. Многих героев былин – Добрыню, Алешу Поповича, Садко, Илью Муромца - автор, сопоставляя летописные указания, считает лицами действительно существовавшими; в бытовых подробностях он указывает следы действительной исторической жизни X-XIII вв.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/de...

Ф. А. Голубинского; выпускник 1858 г. Е. Е. Голубинский, представивший на степень магистра дис. «Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V, VI вв. в пользу Церкви, против еретиков и раскольников», проработав 2 года в Вифанской ДС, был приглашен читать лекции по русской церковной истории. К нач. 60-х гг. XIX в. ученая корпорация МДА стала отмечать снижение уровня знаний выпускников: увлеченные «рассуждениями» в сочинениях студенты легкомысленно относились к получению знаний. Анализ же фактического материала, к-рый пытались проводить преподаватели на лекциях, вовсе ускользал от студенческого внимания. Предпринятая в 1860 г. попытка усовершенствовать экзаменационную систему оказалась малоуспешной. Во многом проблема падения уровня образованности была связана с тем, что в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. уменьшилось количество семинаристов, желавших поступить в МДА, что было отражением общей тенденции: выпускники семинарий предпочитали учебу в ун-те. Согласно университетскому уставу 1863 г., было разрешено выпускникам семинарий поступление в ун-ты на равных правах с выпускниками классических гимназий. Падал и уровень знаний академических абитуриентов, поэтому в авг. 1864 г. члены корпорации МДА предложили более строгое отношение к приемным экзаменам. Однако Горский, оценивая сложившуюся ситуацию, не решился пойти на это, заметив, что «разборчивость, пожалуй, не совсем у места», «скудость средств содержания наставников отбивает охоту стремиться в академию», а «искать добровольных любителей духовного просвещения» не приходится ( Горский. 1885. С. 175-176). Воспитание Согласно 1-му параграфу устава духовных академий 1814 г., крайне важным было воспитание «юношества, Церкви посвященного» (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1212). Устав предусматривал молитву в положенные часы, отсутствие на к-рой или небрежность считались «вящшим злом, нежели упущение важнейших уроков». Из черт, которые следовало вырабатывать у юношества, выделялись: укрепляющий нравственные начала навык к послушанию, «доброе употребление времени и непрерывная деятельность», «поучительные прогулки».

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Этот труд архимандрит писал с 19 февраля по 6 апреля 1862 г., находясь в Санкт-Петербурге. В самый разгар работы он отмечал: «С 19 февраля я пишу сочинение об Абиссинии и пишу усердно, дабы нашему правительству осветить и эту неведомую для него страну» 30 . Следует отметить, что свое сочинение об Эфиопии о. Порфирий написал по поручению Св. Синода Русской Православной Церкви, в связи с тем, что в Синод поступило письмо епископа Кирилла (Наумова) , преемника архимандрита Порфирия на посту начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1858–1864). Сообщая о политических и церковных событиях в Эфиопии, епископ Кирилл высказывал мнение, что они благоприятны «для того, чтобы начать нам действовать на Абиссинию с целью сближения с ее Церковью Православной» 31 . Как было отмечено выше, архимандрит Порфирий собирал разнообразные сведения об Эфиопии еще в 1848–1854 гг., во время пребывания на посту начальника Русской Духовной миссии; он дополнил эти материалы во время посещения Египта в 1860–1861 гг. Направляя свое сочинение в Киевскую духовную академию, он подробнее говорил об этом периоде своей научной деятельности. «Долго живя на Востоке, – отмечал архимандрит Порфирий, – я прилежно изучал как настоящее, так и прошедшее состояние тамошних христианских Церквей. Особенное внимание мое по требованиям службы обращено было и на христианскую Абиссинию, которая для нас русских почти то же, что «терра инкогнита». Я описал церковный и политический быт этой отдаленнейшей страны и сношения ее с Европой, имея под руками, кроме печатных путешествий по Абиссинии, летописи этого государства, переведенные с эфиопского языка на латинский известным ориенталистом Людольфом, и узнавая тамошние современные нам события от абиссинских монахов, живущих в Иерусалиме, и от других лиц, которые поименованы в этом описании моем» 32 . Представляя свою работу для публикации в «Трудах Киевской духовной академии», архимандрит Порфирий обратился со следующими словами к ректору КДА архимандриту Филарету (Филаретову) : «Представляю сей ученый труд мой просвещенному вниманию Вашего Высокопреподобия и членов конференции Киевской Духовной Академии, включившей меня в число корреспондентов своих, и прошу Вас напечатать его сполна в издаваемом при сей Академии ученом журнале. Посредством печати пора же нам, наконец, познакомиться с христианской Абиссинией, которая в наше время простирает руки к Европе. От Вас и от конференции зависит сообщить студентам вверенной Вам Академии существенные понятия о церковном и политическом состоянии сего государства. А я желаю одного, желаю расширить круг наших познаний о христианском Востоке, где Абиссиния занимает видное место, и подготовить союз наш с ней, который рано или поздно установится» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1866–1924) – правовед, философ и социолог; член партии кадетов (1905) и член ЦК (1917). Профессор Московского университета (1904–1906), ректор Высшего коммерческого института (1906–1918). Участник программного сборника «Проблемы идеализма» (1902), где выступил со статьей «Нравственный идеализм в философии права». Философия права Н. основывалась на неокантианских установках. С 1920 г. в эмиграции, с 1921 г. в Праге, где основал и возглавлял Русский юридический факультет при Пражском университете. Главные труды: «Введение в философию права»; «Кризис современного правосознания» (1909); «Об общественном идеале» (1917). См. его статью в настоящем издании и комментарии к ней. НОВОСЕЛОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1864/1860) – предпол. 1938/1940) – русский религиозный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки»; один из духовных руководителей группы светских богословов, выступавших за реформу церковного управления и противостоявших бюрократической власти Синода. Члены кружка Н. черпали вдохновение в монашеской традиции. ОРИГЕН (ок. 185–253/254) – один из первых учителей Церкви; христианский богослов и философ, создавший свою богословскую систему как синтез христианской веры, эллинистической образованности и неоплатонизма; самый яркий представитель Александрийской школы. Оказал огромное влияние на формирование христианской догматики и мистики. Некоторые взгляды Оригена впоследствии осуждались Церковью, но патристика без Оригена невообразима, и потому его тексты включены в такие собрания, как «Патрология Миня». ОТТОНЫ – Саксонская королевская и императорская династия (Людольфинги, Liudolfing) – династия германских королей в 919–1024 гг. и императоров Священной Римской империи в 962–1024 гг. Три виднейшие представителя: Оттон I, Оттон II (973–983), Оттон III (980–1002). В 936 г. королем германцев стал Оттон I (Otto; 912–973), основатель Священной Римской империи (962). В состав империи, среди прочих, вошли итальянские земли, что положило начало многовековой борьбе пап и императоров за гегемонию в Европе. Оттон укрепил королевскую власть, подчиняя герцогов и опираясь на епископов и аббатов. Расцвет искусств в его правление получил название Оттоновского возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ч. утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. В «историческом христианстве» находит выражение сама суть религии, которая является не только «нравственной системой», но действующей универсально Божественной силой. Для Ч. культурно-исторический процесс имеет сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Ч. основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование Божественной воли, ведущей человечество к его «конечным целям». Он постоянно подчеркивал мистический характер действия «Божественной воли», писал о «Тайне Промысла», о «таинственном единстве» христианства в истории и т. д. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества, прежде всего западноевропейских народов. ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ (25.04(7.05).1840–25.10(6.11).1893) – русский композитор, мастер-симфонист, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В день кончины в некоторых храмах РПЦ ежегодно за Божественной литургией хор исполняет его сочинение. ЧЕЛЬЦОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1828–1878) – историк Церкви, профессор церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, с 1871 по 1874 г. редактор журнала «Христианское чтение». ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1828–1889) – русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856–1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 г. арестован по обвинению в политических связях с А.И. Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 г. приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 г. переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества, а для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867–1869).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

F. C. Copleston, Schopenhauer. Philosopher of Pessimism. P. Gardner, Schopenhauer. → «Schopenhauer, Arthur»//P. Edwards, The Encyclopedia of Philosophy. J. E. Gurr, The Principle of Sufficient Reason in Some Scholastic Systems 1760–1900. D. J. O’Connor. A Critical History of Western Philosophy. A. Schopenhauer, The Basis of Morality. → On the Fourfold Boot of the Principle of Sufficient Reason. → On the Will in Nature. → The World as Will and Representation. Штраус, Давид (STRAUSS, DAVID) Давид Штраус (1808–1874) родился в немецком городе Людвигсбурге; он начал свой поиск исторического Иисуса, опубликовав натуралистическое описание жизни Христа. Штраус учился в Тюбингенском университете у Ф. К. Баура (Baur; 1792–1860); на его становление повлияли также Фридрих °Шлейермахер (Schleiermacher; 1768–1834) и °Г. В. Ф. Гегель (Hegel; 1770–1831). Окончив учёбу в Берлине, он получил назначение на должность лектора по философии Гегеля в Тюбингене (1832). Его демифологизированная «Жизнь Иисуса» (2 тома) вышла в 1835–1836 гг., и в результате последовавшего скандала Штраус был уволен. В 1840–1841 гг. он опубликовал «Историю христианской доктрины», полемическое описание истории доктрины, от начала развития новозаветных представлений до их исчезновения у Гегеля. В 1862 г. он написал труд о библейском критике Германе Самуиле Реймарусе (Reimarus), с чьих «Фрагментов» в 1778 г. начался первый поиск исторического Иисуса (см. Христос: поиски исторического Иисуса). В число позднейших произведений Штрауса входят «Жизнь Иисуса для немецкого народа» (1864), «Жизнь Христа и история Иисуса» (1865), а также «Старая вера и новая» (1872–1873), где содержался призыв к новой гуманистической религии с заменой веры в теизм и бессмертие души научным материализмом. Здесь Штраус также пропагандировал дарвиновскую теорию эволюции (см. Дарвин, Чарлз; эволюция биологическая). От ранней разновидности гегельянского диалектического пантеизма Штраус перешёл к материалистическому эволюционизму. Вслед за Дэвидом Юмом (Hume) он отвергал все чудеса как мифы. В конечном счёте он отрицал всякую веру в Бога и бессмертие души. Не веря в чудеса, он рассматривал Евангелие как непреднамеренную мифологию, созданную набожными людьми в начале второго столетия (см. мифология и Новый Завет). Они были поглощены ветхозаветными мессианскими чаяниями и стремлением доказать, что Иисус – Мессия (см. Христос веры в противопоставлении историческому Иисусу). Штраус стал первым, кто систематически применял этот тезис в анализе всего Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

1860 г. в Порсгрунне и Сулуме Рюмкер основал 1-ю в Н. баптист. конгрегацию, насчитывавшую 9 чел. В 1861 г. 5 членов свободной общины, основанной Ламмерсом в Шиене, присоединились к баптистам, и движение начало активно развиваться. В Н. прибывали новые проповедники. В 1864 г. была основана конгрегация в Эйдсволле, в 1865 г.- в Мелуме, в 1867 г.- в Арендале, в 1870 г.- в Бергене и Тромсё, в 1872 г.- в Лангесунне, Рисёре и Тронхейме. Конгрегации в Порсгрунне, Бергене, Тронхейме и Тромсё распространили свое влияние далеко за пределы городов. В 70-х гг. XIX в. началось формирование союзов конгрегаций отдельных областей. В 1877 г. в Бергене состоялась 1-я национальная конференция баптистов, собравшая 10 представителей от 5 норвеж. конгрегаций. По данным статистики, в тот год в стране насчитывалось 511 баптистов. В 1879 г. был создан общенациональный Баптистский союз Норвегии (БСН), к которому изначально присоединились 9 из 15 баптист. конгрегаций. Своих единоверцев в Н. поддерживали Баптистский миссионерский союз в Англии и баптист. общины сканд. мигрантов в США посредством Американского баптистского миссионерского союза. В Чикаго (США) была создана Норвежско-датская баптистская семинария, в к-рой в 1884-1910 гг. прошли обучение 42 норвежца. С 1885 г. в Н. начали назначать местных пасторов. К 1886 г. число баптист. конгрегаций выросло до 18, число членов - до 1335 чел. В 1902 г. в стране насчитывалось ок. 2,9 тыс. баптистов в 35 конгрегациях. В 1905 г. БСН стал одним из членов-соучредителей Всемирного баптист. альянса, норвежец Я. А. Эрн (1863-1950) был выбран вице-президентом альянса (в 1948-1960 его сын А. Т. Эрн (1889-1963) был генеральным секретарем этой орг-ции). В 1910 г. в Кристиании основана баптист. семинария (с 2008, после слияния образовательных учреждений пятидесятников и баптистов,- Высшая школа лидерства и теологии). В 1916 г. основана Женская ассоциация баптистов Норвегии, в 1922 г.- Молодежная баптистская ассоциация Норвегии. В 1920 г. в Бельгийском Конго основана 1-я самостоятельная миссия БСН под рук.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Особенно ясно эта мысль отразилась во «Фрегате»: «И когда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это здание... Это те же люди, которые в одном углу мира подали голос к уничтожению торговли черными, а в другом учили алеутов и курильцев жить и молиться - и вот они же создали, выдумали Сибирь, населили и просветили ее, и теперь хотят возвратить Творцу плод брошенного им зерна». Поэтому большое место в книге занимает тема миссионерства как цивилизаторской работы, перед нами разворачивается широкая картина изменения мира, все более могучего распространения христианства и внешней формы его бытования в мире - европейской (христианской) цивилизации. В основу своих размышлений об этом Гончаров положил мысль: Бог дал человеку со-творчество. Задача человечества - научиться творчески преобразовывать мир, «превращать пустыню в сад». Не случайно образ сада - сквозной для всего гончаровского творчества. Достоевский пишет о другом: Бог Сам взращивает Свой сад. Человек в этом саду - лишь его живая часть, ощущающая свою связь с Творцом. В этих подходах отразились две стороны Православия: творчески-созидательная и мистическая. На перекрестье этих понятий и возникают все схождения и различия между Достоевским и Гончаровым как писателями со своими историософскими концепциями. Только после «Записных книжек» 1864-1865 гг., в которых оформилась историософия Достоевского, после «Преступления и наказания», где образ Обломова присутствует в своем плоскостном переложении, Достоевский начинает понемногу вглядываться в глубину гончаровского творчества и, вероятно, замечает в нём хотя и не сходную со своей, но историософию. Тон высказываний о Гончарове и его героях, о его произведениях начинает меняться. Но произошло это не сразу. В начале 1860-х гг. он видит в образе Обломова олицетворение лени, апатии, эгоизма. Роман «Обломов» явно его задевает за живое, и не только блестящей литературной отделкой, но и образом главного героя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/14/...

После Второй мировой войны центр ассириологии передвинулся в США, куда перебрались многие европейские ученые (А. Пёбель, Т. Якобсен, А. Оппенхейм, А. Гётце, Б. Ландсбергер, И. Гельб и др.). В Чикаго стал издаваться тридцатитомный словарь аккадского языка, почти каждый провинциальный университет считал нужным открыть у себя кафедру ассириологии. В силу этого обстоятельства большая часть раскопок в Междуречье, производившихся после Второй мировой войны, делалась американцами, хотя и не одними ими. Так, французские экспедиции работали в Мари и Сузах, когда Р. Гиршманом в Чога-Занбиле был найден хорошо сохранившийся эламский зиккурат, советские экспедиции – в Северной Месопотамии, немецкие – в Уруке, английские – на памятниках Ассирии. Все эти работы имели важное значение для библейской археологии, так как сделанные в ходе этих раскопок открытия в значительной степени подтвердили библейские повествования, многое уточнили в нашем понимании их исторического фона и послужили формированию библейской археологии как научной дисциплины. Однако куда более важное значение для утверждения библейской археологии как особой науки имели раскопки на Святой Земле и в прилегающих к ней областях. Начало регулярных и исторически целенаправленных обследований палестинских, и прежде всего библейских, древностей обычно связывают с серединой XIX века. Э. Робинсон и Э. Смит в 1838-м и 1852 гг. обследовали библейские памятники Палестины. Официально целью их была проверка монастырских преданий о святых местах. Эта работа американских ученых, охватившая вначале Южную Иудею, а далее и всю страну, придала систематический, подлинно научный характер идентификации библейских городов и прочих памятников. В процессе обследования были произведены топографические съемки ряда ключевых участков, установлены точные пространственные соотношения между поселениями, осмотрены стены Иерусалима (см.: Glueck N. On the Occasion of the Centenary of Edward Robinson’s First Journey to Palestine in 1838//BASOR. 1939, 74. P. 2–4). В 1860–1861 гг. Святую Землю, большей частью финикийские территории, исследовала французская экспедиция во главе с известным ученым и литератором Э. Ренаном (см.: Renan Е. Mission de Phenicie. P., 1864).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Кн. Мещерскому удалось склонить царя принять приглашение кайзера на свадьбу его сестры. Перед отъездом царь пишет союзнику (то есть Мещерскому. - И.Д.): " Еду в Берлин поработать для счастья России. По возвращении приму тебя и расскажу подробно " . Берлинским свиданием царь остался очень доволен. Мещерский торжествовал, Сазонов будировал. А события надвигались. Шовинистическая группа (Сазонов, Сухомлинов, Гучков, вел. кн. Николай Николаевич и друг.) не дремала. В Гос. Думу были внесены чрезвычайные военные кредиты. В июле 1914 г. кн. Мещерский, уже тяжко больной, едет в Петергоф и умоляет царя " ослабить военное напряжение " . Царь даёт " честное слово " , что войны не будет. Обессиленный нервным напряжением ментор схватывает воспаление лёгких и умирает... " Князь В.П.Мещерский скончался в Царском Селе 10 июля 1914 г. в день предъявления Австро-Венгрией ультиматума Сербии... Большинство некрологов в газетах и журналах, откликнувшихся на смерть князя, почтило его память как " ярого реакционера " , который " не десять, не двадцать, не тридцать лет, а целые полвека имел " своеобразную смелость " стоять одиноко, имея против себя всю Россию " Изучение жизненного пути В.П.Мещерского обнаруживает существенную эволюцию, которую претерпели его взгляды в течение пореформенных десятилетий. В первые годы царствования Александра II князь был убежденным сторонником реформ, горячо приветствовал освобождение крестьян и создание земских учреждений. Его сочувствие преобразованиям носило тогда славянофильский и националистический оттенок, и он видел в новом порядке вещей залог свободного " национального " развития России. Именно поэтому судебная реформа, скопированная, по мнению Мещерского, с иностранных образцов, вызвала у него более холодное отношение. Националистические симпатии князя получили сильный импульс в ходе польского восстания 1863-1864 гг. Мещерский безусловно разделял тогдашнюю великодержавную линию " Московских ведомостей " М.Н.Каткова. Во второй половине 1860-х - начале 1870-х гг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010